отличительной чертой западной нейропсихологии по сравнению с отечественным подходом можно назвать

решение теста по основам нейропсихологии. ТЕСТ ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ. Тестовые задания по курсу основы нейропсихологии

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ»

3. Медиобазальные отделы головного мозга по классификации А.Р. Лурия относятся:

4. Центральная теоретическая проблема нейропсихологии – это:

5. Отечественные нейропсихологии создали следующую концепцию о мозговой организации высших психических функций человека:

6. А. Р. Лурия разработал общую структурно-функциональную модель работы мозга как субстрата психической деятельности, согласно которой весь мозг может быть подразделён на:
а) два полушария – доминантное (левое), субдоминантное (правое)

б) четыре уровня – 1) кора головного мозга, 2) базальные ядра полушарий б ольшого мозга, 3) гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро, 4) ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга

в) три основных блока – 1) энергетический, 2) блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации, 3) блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности

г) головной мозг человека не может подразделяться на отдельные части, так как представляет собой неделимое целое
7. Апраксия, возникающая при поражении теменно височно-затылочных отделов, называется:

8. Способность узнавать предъявляемые предметы на ощупь называется:

д) агнозией
9. Системные персеверации являются диагностическим признаком:

10. Предметная агнозия возникает при патологии:

13. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:

14. Поражение области Вернике приводит к:

15. Поражение второй височной извилины приводит к:

16. Особенности очаговых поражений мозга у детей являются:

18. Системообразующим фактором для всех типов функциональных объедине­ний в соответствии с концепцией П.К.Анохина является:

19. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:

20. Основным тезисом эквипотенционализма является:

21. Медиобазальные отделы головного мозга по классификации Лурия отно­сятся:

22. Инструментом выделения нейропсихологического фактора является:

23. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с:

24. К числу задач, решаемых с помощью методов нейропсихологической диаг­ностики, не относится:

25. Алалия – это
а) трудности называния стимулов определенной модаль­ности вследствие нарушения межполушарного взаимодействия;

б) нарушение речи в детском возрасте в виде недоразвития всех форм речевой деятельности;

в) моторных нарушений речи, связанных с поражением подкорко­вых двигательных механизмов;

г) нарушение речи, связанные с психическими расстрой­ствами.
26. Неспособность опознать плоский предмет на ощупь с закрытыми глазами называется:

27. Аутотопагнозия — признак:

29. Внутренняя речь характе­ ризуется:

30. Речевой слух – это:

31. У больного с апраксией нарушены целенаправленные действия по причине:

32. При поражении левой надкраевой извилины возникает:

33. Зрительная агнозия наблюдается при поражении:

34. Принцип сенсорных коррекций сложных движений был разработан:

35. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:

36. Основным дефектом при вербальной алексии является:

38. Акалькулия часто сочетается с:
а) семантической афазией;

б) кинестетической апраксией;

39. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:

40. «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных про­цессов:

41. Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее при­ведет к такому эмоциональному состоянию, как:

42. Процесс опознания от общего к частному более представлен:

44. Особенностью очаговых поражений мозга у детей является:

45. Третичные поля по классификации А.Р. Лурия включены в:

46. Модально специфические факторы связанны с работой:

47. Формирование кинестетического фактора проявляется у младенца:

48. Кинестетический фактор:

49. Морфогенез и функциогенез какого фактора продолжается до 20 лет

50. Пространственный фактор является продуктом работы:

51. Соматогнозис это:

52. Какой фактор играет важную роль в формировании представлений о схеме тела и формировании образа телесного «Я»

53. В произвольную регуляцию деятельности не входит

54. При нарушении какого фактора происходит застревание на одном фрагменте движения

55. На основе какого фактора происходит узнавание знаков или объектов

56. Локализация кинестетического фактора в КГМ

57. В каком составном звене функциональной системы письма участвует кинестетический фактор

58. Нарушение кинетического фактора выражается

59. К какому фактору относятся следующие характерные признаки нарушений: фаз сон – бодрствование, активности, утомляемости, замедленности включения в деятельность

60. Нарушения сукцесивного фактора

61. В компетенция симультанного фактора входит все кроме

а) корковый, подкорковый, черепно-мозговой, мозжечковый

б) корковый, стволово-мозжечковый, подкорковый, спинальный

в) корковый, подкорковый, стволово-мозжечковый, спинальный
63. Какие участки мозговой коры обеспечивают понимание речи (импрессивную речь)?
а) зоны Брока, Вернике, средняя височная область

б) зона Вернике, средняя височная область, задняя височная область

в) зона ТРО, зона Вернике, постцентральная область теменной коры
64. Какие из участков мозговой коры обеспечивают экспрессивную речь?
а) зона Брока, префронтальные участки мозговой коры лобной доли, постцентральная область теменной доли

б) зона Брока, зона ТРО, префронтальная кора лобной доли мозга

в) зона Вернике, премоторные отделы лобной доли, префронтальные отделы лобной доли.
65. Какие черепно-мозговые нервы обеспечивают иннервацию фонационного (голосообразующего) аппарата?
а) языко-глоточный, блуждающий

б) языко-глоточный, подъязычный

в) лицевой, блуждающий
66.Какие черепно-мозговые нервы обеспечивают иннервацию артикуляционного аппарата?
а) тройничный, лицевой, языко-глоточный, блуждающий, подъязычный

б) лицевой, языко-глоточный, подъязычный, добавочный

в) тройничный, лицевой, смешанный, блуждающий
67. Какие черепно-мозговые нервы обеспечивают чувствительную иннервацию губ, языка, твёрдого и мягкого нёба?
а) лицевой, языко-глоточный

б) тройничный, языко-глоточный

в) лицевой, блуждающий
68. Какие черепно-мозговые нервы обеспечивают двигательную иннервацию лица?
а) тройничный, лицевой

б) блуждающий, подъязычный

в) лицевой, языко-глоточный

69. Какие черепно-мозговые нервы иннервируют язык (чувствительная и двигательная иннервация)?
а) языко-глоточный, блуждающий, подъязычный

б) тройничный, языко-глоточный, подъязычный

в) лицевой, блуждающий, языко-глоточный
70. Какой черепно-мозговой нерв обеспечивает двигательную иннервацию языка?
а) языко-глоточный

в) блуждающий
71. Какое мозговое структурное образование осуществляет согласованную работу черепно-мозговых нервов?
а) подкорковые структуры

б) кора больших полушарий

в) мозжечок
72. Какому ученому принадлежат первые нейропсихологические исследования у нас в стране?

73. Какой блок мозга является блоком программирования и контроля?

74. Какой синдром не относится к элементарным расстройствам зрения?

75.При поражении верхней теменной дольки может возникнуть следующий синдром…

76. При поражении премоторной коры лобной доли следует ожидать…

77. Системные персеверации возникают при поражении…

78. Теменной синдром акалькулии характеризуется …

79. Синдром сенсорной афазии может сочетаться с таким синдромом как…

80. Ослабление речевой регуляции ВПФ и поведения наблюдается…

81. В основе синдрома афферентной моторной афазии лежит следующий нейропсихологический фактор…

82. При поражении височной коры могут возникнуть следующие формы афазии…

83. Какие синдромы могут возникнуть при выпадении кинетического фактора?

84. Афазия, возникающая при поражении зоны ТРО…

85. Модально-неспецифические нарушения памяти возникают при поражении …

86. Корсаковский синдром возникает при поражении …

87. Какая структура мозга обнаруживает важные эмоциогенные свойства?

88. При поражении каких мозговых образований могут возникнуть негативизм и агрессия?

89. Какой синдром выделен специалистами детства, характеризующийся преимущественно гиперактивностью и дефицитом внимания?
а) «лобный» синдром

б) синдром паркинсонизма

в) задержка психического и речевого развития

г ) синдром минимальной мозговой дисфункции
90. При выпадении или ослаблении оптико-пространственного фактора возникает…

91. Термин «гетерохронность» в нейропсихологии обозначает:

92. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:

93. Отличие асинхронии от гетерохронии в развитии психики ребенка заклю­чается:

94.Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с:

95. Нарушения восприятия отдельных букв при системных нарушениях речи называется

97. Невозможность человека одновременно воспринимать два, три и более объектов и объединять их в целостный образ называется

98. Расстройство опознания предметов на ощупь называется

99. Нередко симультанная агнозия сопровождается нарушением

Источник

Экзамен. нейро экзамен. Предмет и задачи нейропсихологии

2. экспериментальная нейропсихология – изучает различные формы нарушений психических процессов (восприятия, речи, памяти и др.) при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС;

3. психофизиологическое направление нейропсихологии – изучает физиологические механизмы нарушений ВПФ, возникающих вследствие поражения отдельных мозговых структур (по сути, это продолжение экспериментальной нейропсихологии методами психофизиологии);

4. реабилитационное направление – посвящено разработке принципов и методов восстановления ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга;

7. нейропсихология индивидуальных различий (дифференциальная нейропсихология) – изучает мозговую организацию психических процессов и состояний у здоровых лиц (например, варианты межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, определяющие индивидуальную вариабельность психического функционирования);

8. нейропсихология пограничных состояний ЦНС – исследует изменения мозговой организации ВПФ при невротических состояниях, различных заболеваниях мозга, при радиационном облучении, под влиянием психофармакологических препаратов и др.

3. Становление и развитие нейропсихологии в России.

Нейропсихология начала складываться в 1920-40-е гг. в разных странах и особенно интенсивно в России, что вызвано успехами психологии, нейрофизиологии и медицины.

Основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологии принадлежит А.Р.Лурия, однако первые нейропсихологические исследования проводились еще Л.С.Выготским в 1920-е гг.

→ т.о. Выготским высказана идея о системном строении и системной мозговой организации высших форм психической деятельности.

Послужили началом целенаправленных исследований последствий локальных поражений мозга, проводившихся А.Р.Лурия и его сотрудниками;

    Определили становление отечественной нейропсихологической школы.

      Были изучены нарушения мышления у больных с локальными и общими органическими поражениями мозга;

      5. Вклад А.Р. Лурия в развитие отечественной нейропсихологии.

      6. Концепция структурно-системной организации мозга О.С. Адрианова.

      7. Теория трех основных структурно-функциональных блока А.Р. Лурия.

      8. Проблема морфогенеза.

      Проблема церебрального морфогенеза — анатомического развития мозга — у психоневрологически здоровых детей, не имеющих грубых нарушений интеллекта, речи или сенсорики, стала изучаться относительно недавно.

      Общий вес тела увеличивается в течение жизни в 20 раз, а вес мозга только в 3,5—4 раза (в среднем с 371 г у мальчиков и 361 г у девочек до соответственно 1353 и 1230 г). В нем заложены огромные резервы, которые нередко так и не будут востребованы в течение жизни.

      Скорость трансформации мозга на протяжении жизни неравномерна. Взрослый человек в возрасте 35—45 лет может практически не меняться, стабильно поддерживая состояние зрелости

      9. Проблема функциогенеза.

      Для понимания функциогенеза основополагающим является упоминаемый ранее Луриевский принцип динамической локализации психических функций в онтогенезе, т.е. изменение степени и характера участия различных структур мозга и особенностей их функционального объединения при осуществлении одного и того же вида когнитивной деятельности в различные возрастные периоды. Это означает, что «. по мере развития каждый вид психической деятельности меняет свою психологическую структуру и начинает осуществляться, опираясь на иную систему корковых зон» [

      10. Гностические зрительные расстройства. Классификация зрительных агнозий.

      Под термином зрительная агнозия понимают расстройства зрительного восприятия (гнозиса), возникающие при поражении коры задних отделов больших полушарий, протекающие при сохранности простейших зрительных функций, таких как острота зрения (центральное зрение), цветоощущение, периферическое зрение (поля зрения)

      Лицевая агнозия (прозопагнозия) возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры правого полушария. Больные не могут различать человеческие лица или их фотографии. При грубой форме лицевой агнозии не узнают мужские и женские лица, детские и взрослые, лица своих родных и близких.

      Буквенная агнозия возникает при поражении нижних отделов вторичных зон затылочной коры левого полушария, на границе затылочной и височной коры (у правшей). Больные правильно копируют буквы, но не могут их узнать и назвать, в результате распадается навык чтения (первичная алексия).

      Симультанная агнозия характеризуется сужением объема зрительного восприятия, больной не может одновременно воспринимать два предмета, воспринимает только отдельные фрагменты изображения. Поэтому он не в состоянии поставить карандашом точку в центр круга, так как видит или круг, или карандаш.

      Цветовая агнозия проявляется в том, что больные различают цвета, но не говорят, в какой цвет окрашены предметы. Они не могут назвать предметы определенного цвета, у них отсутствует обобщенное представление о цвете, и они затрудняются его классифицировать. Это связано с трудностями категоризации цветов, с образованием определенных цветовых групп.

      11. Гностические кожно-кинестетические расстройства.

      Вторичные зоны теменной коры обеспечивают синтез кожно-кинестетических ощущений. При их поражении возникают более сложные по своей симптоматике тактильные агнозии (нарушение узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности). Вторичные зоны теменной области коры больших полушарий занимают большую площадь, и, в зависимости от локализации очага поражения, выделяют два синдрома: нижнетеменной и верхнетеменной.

      Нижнетеменной синдром возникает при поражении нижних постцентральных областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и лица. Он включает в себя следующие симптомы.

      Верхнетеменной синдром возникает при поражении вторичных зон теменной коры, примыкающих к первичным зонам, куда поступает информация от всего тела. Для него характерна соматоагнозия (нарушение схемы тела), которая проявляется в расстройстве узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу, особенно при поражении правого полушария (больной игнорирует левые конечности, «теряет» их, увеличивает, уменьшает, удваивает).

      12. Гностические слуховые расстройства.

      Гностические расстройства слуховой системы связаны с поражением ядерной зоны звукового анализатора (куда кроме 41-го поля входят 42-е и 22-е поля). При поражении этих областей в правом полушарии больной не способен определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это поражение носит название слуховая агнозия.

      Поражение вторичных зон височной области приводит к нарушению интегративности слухового восприятия. В зависимости от места поражения выделяют следующие нарушения слухового восприятия.

      Слуховая агнозия возникает при поражении как левого, так и правого полушарий. Проявляется данное нарушение в том, что страдает понимание предметных звуков. Больной слышит звуки, может отличить один от другого, но не может назвать их источник. Хотя больные могут различать звуки по высоте, интенсивности, длительности и тембру, они не имеют для них никакого смысла.

      Сенсорная амузия характерна для поражения верхних отделов вторичных зон височной области правого полушария. Нарушается способность узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. При грубых нарушениях могут возникать болевые ощущения при восприятии мелодий.

      Нарушение интонационной стороны речи связано с поражением правой височной области. Больные не различают речевые интонации, не выразительны в своей речи, плохо различают мужские и женские голоса, не узнают знакомые голоса.

      13. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.

      В нейропсихологии память рассматривают как сложную функциональную систему, в организации которой принимает участие целая система совместно работающих аппаратов мозговой коры и нижележащих образований. Каждый из этих аппаратов вносит свой специфический вклад в организацию мнестических процессов, поэтому разрушение или патологическое состояние любого из них неизбежно скажется на мнестической деятельности в целом. Нарушения памяти бывают самые разнообразные. Выделяют гипомнезию, гипермнезию, парамнезию и амнезию. Но характер этих нарушений будет зависеть от того, какое именно звено пострадает. Гипомнезия проявляется в ослаблении всех видов памяти. Она может быть связана с возрастными изменениями либо является следствием каких-либо заболеваний. Для гипермнезии характерно резкое увеличение объема и прочности запечатления материала

      А. Р. Лурия выделил два типа нарушения памяти при локальных поражениях мозга — модально-специфические и модально-неспецифическое
      модально-неспецифические нарушения памяти — целая группа патологических явлений, неоднородных по своему характеру, для которых общим является плохое запечатление любой но модальности информации;

      модально-специфические нарушения памяти — тип мнестических дефектов, связанных с определенной модальностью стимулов и распространяющихся только на раздражители, которые адресуются только к одному какому-либо анализатору.

      К данным нарушениям относятся нарушения зрительной памяти, слухоречевой памяти, музыкальной памяти, тактильной памяти, двигательной памяти.
      Известны следующие нарушения памяти( не локальные )
      • гипомнезия (ослабление памяти) может иметь различное происхождение: врожденная, связанная с возрастными изменениями, приобретенная вследствие травмы; больные характеризуются ослаблением всех видов памяти;
      • гипермнезия (обострение памяти) — резкое увеличение объема и прочности запоминания;
      • парамнезия — особое состояние, когда человек испытывает ощущение знакомости при встрече с незнакомыми объектами. Парамнезии разделяют на конфабуляции (ложные воспоминания) и криптомнезии (искажения памяти);
      • амнезия — особый тип аномалий памяти (значительное снижение или отсутствие памяти).
      Помимо основных типов амнезий, выделяется еще один тип — псевдоамнезии. В этом случае нарушение памяти выражено слабо и страдает главным образом память как мнестическая деятельность.

      14. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга.

      Внимание характеризует динамику любого психического процесса; это тот фактор, который обеспечивает

      селективность, избирательность протекания любой психической деятельности — как простой, так и

      А. Р. Лурия (1975а) дает еще более широкое определение внимания — как фактора, способствующего селективности протекания любых психических процессов, как познавательных, так и аффективно-волевых.

      а) сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и др.);

      б) двигательное внимание,

      в) эмоциональное внимание,

      г) интеллектуальное внимание.

      1. Модально-неспецифические нарушения внимания . Больной не может сосредоточиться на стимулах любой модальности (зрительных, слуховых, тактильных и др.), нарушения внимания проявляются в любой психической деятельности. Подобного рода нарушения внимания характерны для больных с поражениями неспецифических срединных структур мозга разных уровней.

      Уровень диэнцефальных отделов мозга и лимбической системы (таламус, гипоталамус, гиппокамп и тд). Такие больные часто вообще не могут сосредоточиться ни на какой деятельности или их внимание крайне неустойчиво. Эти трудности проявляются и при выполнении двигательных актов, и при решении арифметических задач, и при выполнении вербальных заданий. Попытки поднять уровень активности этих больных, как правило, не дают стойкого результата. Компенсация или отсутствует, или длится очень недолго. Сниженные возможностями компенсации вследствие ослабления механизмов произвольной регуляции деятельности.

      Уровень медиобазальных отделов лобных и височных долей. У этой группы больных преимущественно страдают произвольные формы внимания в самых различных видах психической деятельности. Одновременно у них патологически усилены непроизвольные формы внимания. Это «лобные» (или «лобно-височные») больные, которые характеризуются «полевым» поведением.

      2. Модально-специфические нарушения внимания. Эти нарушения внимания

      проявляются только в одной сфере (т. е. по отношению к стимулам одной модальности), например в

      зрительной, слуховой, тактильной или в сфере движений, и описываются клиницистами как явления

      игнорирования тех или иных стимулов.Это специфические для данной модальности трудности осознания стимула в определенных ситуациях.

      Зрительное невнимание. В зрительной сфере этот симптом был впервые обнаружен при изучении полей зрения, когда больному, который концентрировал внимание на центральной точке, одновременно предъявлялось сразу два стимула. Больному предлагалось отвечать, какой из стимулов он заметил. При стандартной процедуре изучения полей зрения с помощью периметра больному предъявляется только один стимул (слева или справа) и определяется сохранность отдельно левой и отдельно правой половины полей зрения (в градусах). В клинике локальных поражений головного мозга обычно встречается зрительное невнимание именно к левой стороне зрительного пространства как симптом поражения задних отделов правого полушария.

      Слуховое невнимание. Если предъявлять одновременно на два уха два разных звука или два разных слова и просить больного точно сказать, что именно он слышит, то часто оказывается, что больной слышит только те звуки (слова), которые подаются в одно ухо, и в той или иной степени игнорирует информацию, поступающую в другое ухо. Здоровые люди (правши) имеют определенную асимметрию слухового внимания к вербальным стимулам. В среднем нормальный человек (правша) слышит слова на 10-15 % лучше правым ухом, чем левым. Этот феномен получил название «эффект правого уха».

      Тактильное невнимание. В тактильной сфере нарушения внимания описаны Г. Тойбером. Опыт состоит в том, что экспериментатор одновременно касается одних и тех же участков кистей рук (левой и правой) с одинаковой интенсивностью. От больного требуется, чтобы он, закрыв глаза, определил, сколько было прикосновений — одно или два. Прикосновение наносится локально двумя одинаково острыми предметами (например, кончиками двух карандашей и т. п.).

      Двигательное невнимание. Больному предлагается одновременно выполнять движения двумя руками. При выполнении двуручных двигательных заданий больные обычно сначала выполняют их правильно, затем одна рука замедляет движения и как бы «отключается», а больной продолжает совершать движения только одной рукой.

      15. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.

      16. Нейропсихологическое обследование детей.

      При обследовании учитывают насколько ребенок склонен к упрощению программы, легко ли переключается от одного действия к другому. Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно берется за выполнение задания, не пытаясь понять, что от него требуется. Как часто отвлекается, способен ли внятно сформулировать себе и другим свое действие, оттормозить эмоциональные реакции, проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно их исправить).

      17. Нейропсихологическое исследование двигательной сферы.

      18. Нейропсихологическое исследование восприятия.

      19. Нейропсихологическое исследование зрительного гнозиса.

      20. Нейропсихологическое исследование тактильного гнозиса.

      21. Нейропсихологическое исследование зрительного пространственного, сомато-пространственного

      и цветового гнозиса.

      22. Нейропсихологическое исследование памяти.

      23. Нейропсихологическое исследование внимания.

      24. Нейропсихологическое исследование речи и речевых процессов.

      25. Нейропсихологическое исследование эмоционально-волевой сферы.

      Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *