Плана рассказа бабушка с малиной астафьев
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев «Бабушка с малиной»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по теме урока, итог урока (рефлексия), постановка дом.задания).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: В.П. Астафьев «Бабушка с малиной».
Цель урока: познакомиться с рассказом В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»; учиться выборочному чтению, способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.
метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, ориентироваться в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника.
предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрацию с текстом, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование навыка чтения: целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение.
Тип урока : изучение нового материала
Методы обучения: словестные (беседа), наглядные (работа с иллюстрацией)
Формы обучения: фронтальная.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» В.А. Лазарева (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»), мультимедиа.
— Здравствуйте ребята! Садитесь. Все готовы к уроку? ( Ответы детей. )
— С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?
-Теперь давай вспомним биографию писателя, вспомним значимые даты его жизни. Для этого поиграем в игру «Верно ли…».
Игра «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления) по биографическому материалу писателя с целью развития внимательности и закрепления пройденного материала.
— Давайте с вами вспомним, о чем писал Виктор Петрович? ( О войне, о мире, о детях, о природе)
— Вспомните, пожалуйста, с каким рассказом Астафьева вы уже познакомились во 2 классе? («Белогрудка»)
— А сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним рассказо Виктора Петровича Астафьева.
— Откроем с вами учебники на стр. 35. Прочитайте, пожалуйста, название рассказа, который мы сегодня с вами будем читать. ( Дети читают название рассказа. )
Чтение текста учителем.
— Ребята, я вам прочитаю рассказ «Бабушка с малиной», а вы внимательно слушайте и следите. ( Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя ).
Вопросы к первичному восприятию.
— Понравился ли вам рассказ? Чем именно он вам понравился? ( Ответы детей ).
— О чем этот рассказ? ( Ответы детей ).
— Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие? ( Ответы детей ).
— Кто главный герой этого рассказа? ( Сама бабушка ).
— Какой вы себе ее представляете?
2. Чтение текста учениками. Беседа по содержанию.
(Словарная работа ведется по ходу всего урока)
Работа над первой частью рассказа.
— Что мы узнали из первой? Где происходит действие? ( На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора )
— Как ведут себя пассажиры поезда? Кто эти пассажиры? Найдите в тексте ( Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка)
— Как понимаете значение слова гвалта? ( Ш ум, крик, гам, тревога, суматоха)
— Как автор называет бабушку? ( Старушонка )
— Сравните действия ребят и «старушонки». Что во время суеты делают молодые ребята и что делает бабушка? Найдите в тексте.
— И действительно, ловким и шустрым ребятишкам противопоставлена пожилая женщина, которой все уже дается с трудом, но она по-прежнему, как когда-то в молодости, старается всюду успеть, всех опередить.
— И здесь впервые автор дает описание внешности «бабки». Зачитайте и подумайте, с какой целью, в первую очередь, обращает внимание автор. ( Руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы…». Автор говорит не только о растерянности «бабки», но и о ее нелегкой жизни).
— Как повели себя пассажиры, когда бабушка вошла в вагон? ( Поспешно освободили место и п ритихли)
— Как повела себя сама бабушка? (Молча села, сорвала пустой туес с шеи и сердито запихнула его пяткой под скамейку)
-Как вы думаете, для чего автор ввел в рассказ описание старого, пустого, никому не нужного фонаря? Найдите описание фонаря в тексе. ( Повтор слова «пусто» усиливает мотив «одиночества среди людей», еще глубже показывает «бабкино горе»)
Работа над второй частью рассказа
— А ведь еще какой- то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается «бабушкино счастье»? Как она собирала эти ягоды? ( «…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину)
— Что мы узнаем о бабушке из ее рассказа «в минуты счастья»? ( «Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула песню)
— «А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки». Почему же так расстроилась бабка? Малину ли ей только жалко? ( Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете)
Работа над третьей частью рассказа
— Кто и как разгоняет «горе у бабки»? («Молодой рыбак в соломенной драной шляпе)
— Найдите значение слова подсачник в словаре.
— А что придумали рыбаки? Найдите доказательство в тексте.
— Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует? ( «Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!»)
— Как «урезонил» ее рыбак?
— Как понимаете значение слова «урезонил»?
— И вот туес доверху наполнен. Но почему же бабка опять плачет? ( От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей)
— Меняется ли образ бабушки с начала рассказа до его конца? Как?
— Как вы думаете, почему рассказ называется именно так, не лучше было бы назвать его «Бабушка без малины»? Чему учит этот рассказ? ( Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом)
Работа с иллюстрацией
— Ребята, откроем с вами учебник на стр. 40. Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент рассказа она отражает?
— Найдите строки, подходящие к иллюстрации в книге.
Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков. Постараться помочь человеку, попавшему в беду добрым словом или добрым делом.
— С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? О чем это произведение?
— Что нового узнали на уроке?
— Как оцениваете свою работу на уроке?
Выразительно прочитать текст, ответить на вопросы 1-6 учебника на стр. 41.
Какой составить план к рассказу «Бабушка с малиной» В. Астафьева?
бабушка с малиной план рассказа
план к рассказу бабушка с малиной
План к рассказу В.Астафьева «Бабушка с малиной » может быть следующим:
К рассказу «Бабушка с малиной» можно составить следующий план рассказа:
Так как мы уже ознакомились с содержанием самого рассказа и даже набросали небольшое/краткое его содержание, то составить план по рассказу «Бабушка с малиной» уже не составит большого труда. Итак, примерно план может выглядеть так:
Составить план к рассказу «Бабушка с малиной» В. Астафьева можно следующим образом:
Рассказ Астафьева «Бабушка с малиной» очень поучительный.
План к рассказу можно составить так:
Рассказ этот очень трогательный и добрый у Астафьева. К нему можно для пересказа составить нижеследующий план.
В небольшом рассказе В.Астафьева «Бабушка с малиной» мы узнаем очень трогательную и душевную историю. На Урале, на платформе ягодники ждали поезда, среди них была бабушка с туеском малины. Приехал поезд и получилась так, что бабушкина ягода рассыпалась. Она не смогла собрать ее потому, что пришлось ехать. Бабушка вошла в вагон и всю дорогу сидел грустная. Тут к бабушке подсели рыбаки и стали напевать песню. Один из рыбаков пытался заговорить с бабушкой, но она молчала. Ребята из вагона рассказали ему что случилось. Тогда рыбак попросил ребят поделиться ягодой с бабушкой и они насыпали ей полный туесок. Так бабушка снова стала радостной.
План рассказа В.Астафьева «Бабушка с малиной»:
1.) Штурм вагонов ягодниками.
2.) Старушонка. Малиновая авария.
4.) Бабушка проходит в вагон и садится.
5.) Горькие воспоминания.
7.) Школьники делятся с несчастной бабушкой малиной.
8.) Веселая песня, довольная бабушка.
Можно составить такой план рассказа В.Астафьева «Бабушка с малиной»:
Я бы составила такой план к рассказу Астафьева «Бабушка с малиной»:
1.Короткая стоянка поезда на станции.
2.Суматоха при посадке.
3.Бабушка опрокинула туесок с малиной и осталась без урожая.
4.Бабушка расстроена, нахлынули грустные мысли.
5.Появление в вагоне рыбаков.
6.Рыбаки узнают о беде бабушки.
7.Рыбаки просят школьников поделиться с бабушкой малиной.
8.Школьники делятся малиной, туесок бабушки вновь наполнен.
9.К старушке вновь вернулось хорошее настроение.
Поучительный во всех отношениях рассказ Дмитрия Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ» должен прочитать каждый, а вот и план его пересказа:
Вопрос для разбора: В чем ошибались мальчики утверждая, что лед на середине реки еще толще?
Ответ: Река только начала застывать, и в середине лед еще самый тонкий, так как там более быстрое течение.
Очередное приключение Дениски Виктор Драгунский описал в рассказе «Зеленчатые леопарды». Предлагаю такой план пересказа:
1). Дениска с друзьями строит в песке космодром.
2). По предложению Аленки, все решили отдохнуть.
3). Костик рассказывает, что болеть корью не больно, но очень скучно.
4). Дети рассуждают о подарках, которые дарят на елку, день рождения и когда болеешь, а еще их дарят за пятерки.
7). Разговор о фокуснике и глотателях лягушек и крокодилов.
8). Дети решили, что когда болеешь страшной болезнью, то все тебя больше любят и дарят подарки.
10). Перерыв закончился, и друзья вместе с Костиком продолжили строить космодром.
Правда, в описании можно узнать Висбаден, парк возле бывшего казино, улицы и многочисленные каштаны. Кроме этого, упоминается Хомбург, сейчас Бад Хомбург, Баден-Баден. Эти города тоже славились своими игорными домами.
В Висбадене Достоевский проиграл всё, что имел. Говорят, по этой причине так быстро и создал роман «Игрок».
Посетителям Курхауса («лечебница», здесь проводятся разные публичные мероприятия, выставки, торжества, казино в другом месте) показывают рулетку Достоевского, за которой он играл, она находится в зале Достовского, а в парке установлен бюст писателя, выполненный современным скульптором.
Кстати, в зале Курхаса в 2017-м году был поставлен спектакль по роману «Игрок».
Для составления плана, вспомним о событиях описанных в былине «Илья Муромец и Калин-царь».
Когда Илью Муромца обвиняют в оскорблении князя Владимира, князь верит обманщикам и велит посадить Илью в погреб. Он хочет сгноить Илью заживо. Княгиня помогает Илье и тот выживает в подвале. Когда приходит беда в лице Калина-царя, Владимир горько плачет об Илье, но оказывается, что тот жив и силен как никогда.
Илья выходит в чистое поле и бьется с татарами, но его берут в плен. Илья отказывается перейти на сторону Калина-царя и бьется татарином. Он зовет на помощь других богатырей и вместе они берут верх.
План пересказа былины «Илья Муромец и Калин-царь»
Красивый и трогательный рассказ Льва Толстого про котенка легок для чтения и пересказа. Вот примерный план для пересказа: