Плоды земляники малины шиповника
Урок Бесплатно Семейство Крестоцветных и Розоцветных
Введение
В этом уроке мы поговорим о наиболее часто встречающихся классах: Крестоцветных и Розоцветных.
Другое семейство двудольных растений Розоцветные дало человеку множество вкусных и полезных фруктов и ягод (яблоня, слива, абрикос, малина, земляника и др.).
Характеристика семейства Крестоцветных (Капустных)
Семейство Крестоцветных или Капустных насчитывает примерно 370 родов и более 3 тысяч видов.
Многие двухлетние травы и культурные растения семейства крестоцветных цветут только на втором году жизни.
В первый год они накапливают питательные вещества в надземной части или корнеплоде.
В первый год капуста образует большой и плотный кочан:
А во второй год расходуют все силы на бурное цветение. Посмотри!
Отличительные признаки Крестоцветных:
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
Цветки Крестоцветных имеют нектарники, благодаря чему многие виды считаются хорошими медоносами.
Семена крестоцветных обычно богаты жирным маслом, ради чего некоторые из них возделываются в культуре.
Масло, например, получают из таких растений, как горчица и рыжик.
Оно используется в пищу и в технических целях.
На фотографии вы видите семена горчицы, цветки и само горчичное масло
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Представители семейства Крестоцветных
Среди Крестоцветных много как дикорастущих, так и культурных растений.
К роду Brassica относятся также и другие культурные и дикорастущие растения:
Следующие Крестоцветные растения также имеют сельскохозяйственное значение:
Типичные дикорастущие представители Крестоцветных:
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
Некоторые дикорастущие крестоцветные (например, жеруха) используются для приготовления витаминных салатов.
Другие виды (например, гулявник лекарственный) находят применение в народной медицине.
Но большинство дикорастущих крестоцветных активно засоряют культурные посадки, и с ними приходится бороться как со злостными сорняками.
Среди Капустных также есть несколько декоративных растений:
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
Цветы лунника красивы, но не сильно выделяются среди других садовых растений.
Декоративное значение имеют прежде всего плоды, а точнее сохраняющиеся на растении перегородки почти круглых сильно сплюснутых стручочков.
Они напоминают полную луну.
В высушенном виде лунник используют для создания декоративных композиций.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Характеристика семейства Розоцветных
В семейство Розоцветных (Розовых или Шиповниковых) включают около 100 родов и более 3 тысяч видов.
В этом семействе есть и деревья, и кустарники, и травы.
Розовые распространены очень широко.
Большинство видов сконцентрированы в Северном полушарии в зонах с умеренным и субтропическим климатом.
Нередко эти растения играют определяющую роль в природных ландшафтах.
Внешнее строение Розоцветных отличается разнообразием:
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
У земляники очень своеобразный способ вегетативного размножения.
На конце такого побега образуется маленькое растение с корнями, которое вырастает на новом месте.
Так происходит вегетативное размножение с помощью усов
А вот так выглядит размножение земляники по стадиям:
Много общего у Розовых лишь в строении цветков, которые описываются формулами
Один из видов шиповника Rosa carolina L имеет все признаки семейства Розоцветных:
У некоторых Розовых по мере созревания плодов цветоложе разрастается и становится сочным (например, у земляники и шиповника).
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Представители семейства Розоцветных (Розовых, Шиповниковых)
К числу Розоцветных относят некоторые декоративные кустарники:
Повсеместно распространенные в диком виде деревья тоже Розоцветные:
В зимнем лесу рябина служит кормом для птиц:
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
Стебли растений покрыты колючками.
Виды роз, склонные к махровости, используются при выведении культурных сортов, распространенных в цветоводстве.
Плоды некоторых диких видов шиповника исключительно богаты витамином C.
В шиповнике его примерно в 10 раз больше, чем в лимонах.
А из лепестков некоторых видов роз изготавливают розовое масло, используемое в парфюмерии.
Почти все плодовые деревья умеренных широт принадлежат данному семейству:
Немного южнее распространены:
Из ягодных кустарников семейства ценятся:
Травянистые растения семейства розовых:
У лапчатки прямостоячей нехарактерное для розоцветных строение цветка: ее околоцветник составлен 4 лепестками и 4 чашелистиками:
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Интересная информация
Крупноягодные формы садовой земляники в обиходе часто называют клубникой, но это не совсем правильно.
Но в культуре возделывают и клубнику.
Она была выведена из дикой клубники и имеет не столь много сортов, как земляника.
Клубника, по большей части, двудомное растение.
Ее кусты обычно мощные, цветоносы всегда возвышаются над ними.
Листья имеют опушение обычно светлого оттенка.
Ягоды некрупные, конической формы, часто обладают выраженным мускатным ароматом.
Лежкость этих ягод невысокая, поэтому настоящую клубнику редко можно увидеть в продаже.
Клубника садовая или Земляника мускатная, вот она:
Ко всему прочему, по поводу ягод земляники и клубники ботаники часто спорят:
Заключительный тест
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Семейство Розоцветные
Весной украинские села утопают в бело-розовом цвету. Это проснувшись от продолжительного зимнего сна, зацветают деревья, возле которых суетятся пчелы и другие насекомые-опылители. Цветут абрикосы, черешни, вишни, персики, сливы, миндаль, яблони, груши, айва, рябина. Все эти плодовые деревья относятся к семейству Розовые.
В семействе объединены ≈ 3 тыс. видов растений разнообразных жизненных форм, распространённые во всех областях Земли.
Цветок
Типичными являются следующие цветки:
✽ Ч 5 Л5 Т∞ П1 – яблоня
✽ Ч (5) Л5 Т∞ П∞ – шиповник
У одних представителей семейства цветки расположены одиночно (например, айва), у других они собраны в соцветия зонтик (вишня), щиток (яблоня, груша, слива) или кисть (черемуха).
| ||
Щиток груши | Зонтик вишни | Кисть черемухи |
Плоды
| ||
Яблоко | Костянка персика | Костянка сливы |
Многокостянка малины | Земляничина | Многоорешек шиповника |
Значение:
Груши | Яблоки | Абрикосы |
Лекарство из боярышника | Настояка из шиповника | Эфирное масло из розы |
Розы | Боярышник | Рябина |
У многих розоцветных древесина имеет ценные свойства, благодаря которым используется в художественном промысле и в изготовлении бытовых предметов ( яблоня, миндаль, груша. ) Древесина боярышника очень прочная и при сгорании даёт много тепла, за что боярышник называют «огонь-деревом».
В природе плоды и семена розоцветных являются кормом для множества видов животных.
Чай из шиповника, брусники, смородины и малины
Чай из шиповника, брусники, смородины и малины
Возьмите и смешайте в равных количествах плоды шиповника, листья малины, листья смородины, листья брусники. После этого 2 ст. ложки состава заварите 200 мл кипящей воды, и кипятите 10 минут, выдержите в плотно прикрытой емкости до охлаждения, затем фильтруйте, добавьте по вкусу сахарный песок. Пейте по 1/2 стакана 2 раза в день.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Крем из красной смородины и малины
Крем из красной смородины и малины Ингредиенты: 400 г красной смородины, 4 яичных желтка, 150 мл молока, 100 г сахара, 25 г желатина, 300 г взбитых сливок, 200 г малины, ванилин на кончике ножа. Способ приготовления: Красную смородину промыть, удалить плодоножки. Желтки взбить с
Коктейль из малины и смородины
Коктейль из малины и смородины Ингредиенты:Красная смородина – 1 кгМалина – 500 гСпособ приготовления и применения:Ягоды промыть проточной водой, перемешать и выжать из них сок. Пить по 0,5 стакана 2–3 раза в день. Перед употреблением
Чай из шиповника и малины
Чай из шиповника и малины Смешайте ягоды малины и плоды шиповника в равных количествах. 1 ст. ложку состава облейте 250 мл кипящей воды, и кипятите 10 минут, выдержите 3 часа, профильтруйте. Пейте по 1/3 стакана 3 раза в
Чай из шиповника и брусники
Чай из шиповника и брусники Смешайте плоды брусники и шиповника поровну. 1 ст. ложку состава заварите 500 мл кипящей воды, и кипятите 10 минут, затем выдержите 4 часа в плотно закрытой посуде в холодном и темном месте, профильтруйте. Пейте по 1/2 стакана 3 раза в
Чай из шиповника и черной смородины
Чай из шиповника и черной смородины Смешайте плоды шиповника и черной смородины поровну. 1 ст. ложку мельченной смеси заварите 500 мл кипящей воды, дайте настояться не менее 1 часа в хорошо прикрытой посуде, профильтруйте сквозь марлю, добавьте по вкусу сахарный песок.
Чай из шиповника, брусники и листьев крапивы
Чай из шиповника, брусники и листьев крапивы – Соедините (3:1:3) плоды шиповника, ягоды брусники, листья крапивы – 3 части. 1 ст. ложку состава заварите 500 мл кипящей воды, и кипятите 10 минут, выдержите 4 часа в плотно закрытой посуде в прохладном и темном месте, после чего
Чай из шиповника, брусники, смородины и малины
Чай из шиповника, брусники, смородины и малины Возьмите и смешайте в равных количествах плоды шиповника, листья малины, листья смородины, листья брусники. После этого 2 ст. ложки состава заварите 200 мл кипящей воды, и кипятите 10 минут, выдержите в плотно прикрытой емкости
Чай из шиповника и малины
Чай из шиповника и малины Смешайте ягоды малины и плоды шиповника в равных количествах. 1 ст. ложку состава облейте 250 мл кипящей воды, и кипятите 10 минут, выдержите 3 часа, профильтруйте. Пейте по 1/3 стакана 3 раза в
Чай из шиповника и брусники
Чай из шиповника и брусники Смешайте плоды брусники и шиповника поровну. 1 ст. ложку состава заварите 500 мл кипящей воды, и кипятите 10 минут, затем выдержите 4 часа в плотно закрытой посуде в холодном и темном месте, профильтруйте. Пейте по 1/2 стакана 3 раза в
Чай из шиповника и черной смородины
Чай из шиповника и черной смородины Смешайте плоды шиповника и черной смородины поровну. 1 ст. ложку мельченной смеси заварите 500 мл кипящей воды, дайте настояться не менее 1 часа в хорошо прикрытой посуде, профильтруйте сквозь марлю, добавьте по вкусу сахарный песок.
Чай из шиповника, брусники и листьев крапивы
Чай из шиповника, брусники и листьев крапивы – Соедините (3:1:3) плоды шиповника, ягоды брусники, листья крапивы – 3 части. 1 ст. ложку состава заварите 500 мл кипящей воды, и кипятите 10 минут, выдержите 4 часа в плотно закрытой посуде в прохладном и темном месте, после чего
Компресс из ягод брусники и сока шиповника для жирной кожи
Компресс из ягод брусники и сока шиповника для жирной кожи 100 г брусники, 30 мл свежего сока шиповника.Способ приготовления и примененияРазмять ягоды брусники деревянной ложкой, добавить сок шиповника и перемешать. Нанести полученную массу на марлевую салфетку и
Компресс тонизирующий из ягод земляники, малины и красной смородины
Компресс тонизирующий из ягод земляники, малины и красной смородины 100 г ягод земляники садовой, 100 г малины, 100 г красной смородины.Способ приготовления и примененияЯгоды выложить в эмалированную емкость, тщательно размять деревянной ложкой и выжать сок.Смочить в
Компресс из облепихи, малины, земляники и красной смородины для сухой кожи
Компресс из облепихи, малины, земляники и красной смородины для сухой кожи 60 г облепихи, 60 г малины, 60 г земляники, 60 г красной смородины.Способ приготовления и примененияЯгоды размять деревянной ложкой, выжать сок и смочить в нем марлевую салфетку.Наложить компресс на
Напиток из малины и шиповника
Конспект к уроку по биологии на тему «Семейство Розоцветные.» (6 класс)
Предмет: Биология Класс__6______ Дата____ Урок №______
Тема урока: Семейство Розоцветные.
Образовательная : Рассмотреть растения семейства Розоцветные; Выделить отличительные признаки семейства;
Развивающая: Научить давать морфолого – биологическую характеристику растениям семейства Розоцветные
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе
Тип урока: комбинированный
Форма организации урока: рассказ, беседа.
Дидактическое обеспечение: ПК, проектор, презентация, микроскопы оборудование для л.р.
Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению.
Проверка подготовленности к уроку
Организация внимания школьников
Раскрытие плана проведения урока
Этап проверки домашнего задания.
Задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.
Выявление степени усвоения заданного учебного материала.
Определение типичных недостатков в знаниях.
Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия
Сообщение темы урока
Формулирование цели совместно с учениками
Показ значимости изучаемого материала
Актуализация субъектного опыта учащимися
Познакомьтесь по рисункам с изображенными представителями семейства розоцветных. По каким признакам они сходны между собой?
Изучение нового материала.
Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебной информации.
Сообщение основного признака изучаемого материала
Обеспечить осмысление учащимися методов исследования изучаемых знаний
Растения семейства розоцветных распространены по всей Земле, но наиболее многообразны они в тропических областях северного полушария. Жизненные формы этого семейства — многолетние (реже однолетние) травы, листопадные или вечнозеленые деревья, кустарники. К многолетним травам относятся земляника, клубника, гравилат, манжетка; к деревьям — черемуха, рябина, вишня, слива, яблоня, груша; к кустарникам — шиповник, малина, ежевика.
Растения семейства розоцветных
Стебли большинства розоцветных — прямостоячие.
Листья у розоцветных либо простые (у яблони, сливы, вишни), либо сложные (тройчатосложные, как у земляники, или непарноперистые, как у малины). У них развиваются прилистники, которые рано опадают (черемуха, вишня), или сохраняются и сильно разрастаются (шиповник).
Плоды розоцветных отличаются большим разнообразием. У вишни, сливы, абрикоса плод — сочная костянка; у миндаля — сухая костянка; у яблони, груши, айвы — яблоко; у малины, ежевики — многокостянка; у земляники, клубники, гравилата — многоорешек. Многообразие плодов связано с особенностями строения цветков. Так, в цветках с большим числом пестиков в образовании плодов обычно участвует цветоложе (оно разрастается и становится сочным, как у земляники). Поэтому плод земляники и клубники иногда называют земляничиной.
Семена розоцветных обычно без эндосперма.
Дикорастущие розоцветные, их значение в природе и жизни человека. Дикорастущие рябина, боярышник, шиповник, земляника, клубника, костяника и другие розоцветные растения имеют большое значение в жизни многих животных. Насекомые опылители питаются пыльцой и нектаром; личинки цветоедов — завязями цветков; плодожорки — семенами образующихся плодов; дрозды, свиристели и некоторые другие птицы — плодами рябины, боярышника (рис. 203), шиповника. Плодами земляники, клубники, малины кормятся медведи, белки и многие другие животные.
Боярышник
Люди собирают и используют вкусные плоды некоторых дикорастущих розоцветных: малины, шиповника, земляники, клубники, костяники, морошки. Они содержат много витаминов и поэтому очень полезны.
Культивируемые розоцветные растения. К наиболее важным культивируемым розоцветным относятся яблоня, груша, слива, вишня, абрикос, малина, садовая земляника.
Абрикос
Яблоня — одно из самых любимых человеком растений, о чем свидетельствует многообразие ее сортов (около 20 тыс.). В нашей стране только одним ученым садоводом Иваном Владимировичем Мичуриным было выведено свыше 40 сортов, в том числе Славянка, Антоновка полуторафунтовая, Пепин шафранный, Бельфлер китайка, Китайка золотая.
Яблоня — дерево средней величины с простыми листьями. Ее цветки — крупные, белые или розово белые, собраны в соцветие щиток. Размножают сорта яблони с помощью прививок.
Слива — небольшое дерево или крупный кустарник со слегка колючими ветвями. Цветки белые в небольших щитковидных соцветиях.
Плоды — удлиненные костянки длиной 2–7 см, очень разнообразные по цвету: зеленые, желтые, розовые, лиловые и даже почти черные.
Яблоня и слива — хорошие медоносы: 1 гектар сада дает от 15 до 40 кг меда. Их плоды имеют приятный вкус, содержат витамины. Используют их для приготовления соков, компотов, варенья и джемов и сухофруктов.
Малина обыкновенная — кустарник, размножающийся, в основном, корневыми отпрысками. Побеги малины живут два года.
Малина
В первый год жизни у нее формируются длинные (до 1,5 м) вегетативные побеги. Они перезимовывают в безлистном состоянии и на втором году жизни образуют генеративные побеги, плоды и семена. Затем эти побеги отмирают.
Плоды малины имеют приятный сладкий вкус и обладают целебными свойствами. Их используют в свежем виде, варят варенье, сушат.
Садовая земляника — многолетнее травянистое растение, образующее крупные плоды с высокими вкусовыми качествами. Размножают ее столонами — усами. Родоначальниками многообразных сортов садовой земляники послужили два крупноплодных вида земляники, завезенных из Северной Америки.
Лекарственные и декоративные розоцветные растения. Из лекарственных розоцветных особое значение имеют шиповник, кровохлебка, калган. Шиповник — колючий кустарник. Наиболее известен шиповник коричный. Его плоды богаты многими витаминами, особенно витамином С.
Лапчатка прямостоячая, или калган
Кровохлебка лекарственная — многолетнее травянистое растение, высотой до 1 м. Она растет по лугам, кустарникам и опушкам. В корнях и корневищах содержатся различные вещества, помогающие при заболеваниях желудка.
Лапчатка прямостоячая (калган) — многолетнее травянистое растение, высотой 15–40 см. Произрастает в разреженных лесах, на лугах и полянах. Корневища используют при воспалительных процессах и желудочно кишечных заболеваниях.
Из декоративных растений в семействе розоцветных первое место занимают разнообразные сорта розы. Они выведены человеком из шиповника. Из лепестков некоторых сортов роз получают душистое розовое масло, используемое в парфюмерной промышленности. Декоративное значение имеют и кустарники — шиповник, боярышник, спирея.
Розы
5 Обобщение и систематизация
Задачи: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления
1. Какое строение имеют цветки розоцветных растений?
2. Как называются плоды розоцветных растений?
3. Какие части цветка участвуют в их образовании?
4. Какие жизненные формы выделяют в семействе розоцветных?
5. Каково строение листьев у розоцветных растений?
6. Какие приспособления развились у некоторых розоцветных растений к защите от поедания животными? 7. Каково значение розоцветных растений в природе?
8. Какие розоцветные растения культивируются человеком и с какой целью?
6 Информация о домашнем задании.
7 Подведение итогов.
Задачи: дать качественную работу класса и всего коллектива