по каким сигналам участия в споре можно определить характер человека
Поведение участников спора
Употребление понятий
Позиции полемистов
Предмет спора
Культура спора
Всякий спор будет успешным лишь притом условии, если четко выделен его предмет. Это важнейшее требование к культуре спора.
Для того чтобы не потерять предмета спора, не уйти в сторону от решения основного вопроса, чтобы обсуждение спорной проблемы было плодотворным и результативным, полемисты должны хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, быть эрудированными и компетентными.
Необходимым условием эффективности спора является определенность позиций и взглядов его участников.
Успех полемики во многом зависит от умения ее участников правильно оперировать понятиями и терминами. Если спорящие не договорились об определении исходных понятий, то вести дискуссию просто бесполезно. Важно помнить, что в языке многие понятия имеют не одно, а несколько значений. Таким образом, неточное употребление терминов и многозначных слов может привести к нежелательному результату, затруднить общение, помешать обсуждению спорной проблемы, стать причиной серьезных заблуждений.
Поведение полемистов, их манера дискутировать имеют большое значение и, конечно, влияют на успех обсуждения. Этого нельзя не учитывать в споре. Знание и понимание особенностей манеры спорить, умение вовремя уловить изменения в поведении своих оппонентов, понять, чем они вызваны, позволяют лучше ориентироваться в споре и находить более правильные решения, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
Поведение в споре зависит и от того, с каким противником приходится иметь дело. Если перед нами сильный противник, т.е. человек компетентный, хорошо знающий предмет спора, уверенный в себе, пользующийся уважением и авторитетом, то мы будем более собраны, напряжены, больше готовы к обороне. Со слабым противником, недостаточно глубоко разбирающимся в предмете обсуждения, нерешительным, застенчивым, не имеющим опыта в спорах, мы будем вести себя по-иному, потому что мы чувствуем в себе больше уверенности, независимости и решительности.
Полемистам далеко не безразлично, кто наблюдает за спором и является свидетелем их победы или поражения. Именно поэтому в присутствии одних людей они ведут себя более сдержанно, корректно, в присутствии других они раскованны и свободны, на третьих просто не обращают внимания. Нередко поведение полемистов меняется в зависимости от реакции присутствующих
По каким сигналам участия в споре можно определить характер человека
Упражнение 10. “Атака вопросами”
Внимательно прочтите эпизод из романа Ю. Семенова “Семнадцать
мгновений весны”Однажды на приеме в советском посольстве на Унтер ден
Линден завязалась дискуссия шефа политической разведки Шелленберга с
молодым советским дипломатом о праве человека на веру в амулеты, заговоры, приметы и прочую, по выражению секретаря посольства, “дикарскую
В веселом споре этом Шелленберг был, как всегда, тактичен, доказателен и уступчив. Советский разведчик M. М. Исаев (Штирлиц), присутствовавший при разговоре, злился, глядя как он затаскивает русского
ли вам так уж ясно? Я имею в виду не идеологию, но физику, химию, математику.
приступает к решению задачи, надев на шею амулет? Это нонсенс.
вопросы: тогда виден контрагент, да и потом, отвечать всегда сложнее, чем
— Может быть, физик или математик надевает амулет, но не афиширует
отыграть… Спросить, например, “Вы не согласны с этим?” А он не спросил
и снова подставился под удар”.
-Так, может быть, и амулет нам подверстать к категории непонятной
возможности? Или вы против?
Штирлиц пришел на помощь.
истины ради стоит отметить, что на блестящие вопросы Германии Россия
давала не менее великолепные ответы. Мы исчерпали тему, но я не знаю, каково бы нам пришлось, возьми на себя русская сторона инициативу в атаке
замер враз взбухшими желваками русский дипломат, Штирлицу стало ясно, что его урок понят…”
1. В чем состоял “урок” полемики, преподнесенный Штирлицем?
2. В чьих руках была инициатива разговора?
3. Кто из участников разговора нападал, а кто оборонялся? В чем
выигрыш и проигрыш таких стратегий?
4. У кого были наиболее благоприятные условия для спора? Почему?
5. Какие виды вопросов использованы в тексте?
6. Какой прием использовал Штирлиц для завершения разговора?
Эффективен ли он? В чем это проявилось?
7. По каким сигналам участия в споре можно определить характер
Задание: Раздайте или прочтите текст. По предлагаемым вопросам
устройте обсуждение в группе.
В конце дискуссии предложите участникам упражнения сформулировать
“урок”, который можно извлечь, взять на вооружение.
Примечание: Вторую часть задания можно осуществить в режиме
групповой работы, по 3-5 чел. в группе. Завершить упражнение можно
оценкой “уроков”, подготовленных группами.
— краткость и точность формулировок;
— практическая полезность рекомендаций и пр.
Упражнение 11. “Рисование предмета по словесному описанию”
В этом упражнении участники делятся на две группы.
Один из членов каждой группы становится инструктором по рисованию, выходит вперед и получает в непрозрачном мешке небольшой предмет или
рисунок многоугольников (см. рисунок).
предмета своей группе, инструктор, пользуясь словами “линия, точка, закругление, левый, правый, наверх, вниз, пружинка” и т. п., стремится
передать свое сообщение так, чтобы каждый в группе мог сделать
зарисовку, не задавая вопросов.
Работа групп различается не только тем, что используются разные
предметы для рисования, но и тем, что в одном случае инструктору не
разрешается видеть получающиеся зарисовки и тем самым вносить поправки в
свое описание, в другом случае участникам разрешается задавать
-сколько времени ушло на выполнение заданий в первом, во втором
— какие приемы были использованы?
— что происходило в аудитории? и пр.
— определить, что же важнее в коммуникации: “скорость” выполнения
задания или “эффективность” взаимодействия.
Подведение итогов: участникам упражнения разбиться на малые группы и
разработать “Памятку” коммуникатору, включающую правила для
точной передачи и восприятия информации.
ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1. Что, на ваш взгляд, означает “умение слушать”?
2. Что дает людям умение слушать?
3. Каковы трудности эффективного слушания?
4. Какие ошибки допускают те, кто слушают?
5. Перечислите “вредные привычки” слушания?
6. Каковы внешние помехи слушания?
7. Каковы три уровня слушания по Маделин Беркли-Ален?
9. В чем особенности направленного, критического слушания?
10. Какова специфика эмпатического слушания?
11. В чем особенности нерефлексивного слушания?
12. Какова специфика активного рефлексивного слушания?
13. “Обратная связь”. Каковы ее виды и способы осуществления?
14. Что такое перефразирование?
15. Что означает “отражение чувств”?
16. Что означает “резюмирование”, каковы способы его осуществления?
17. Назовите пять правил эффективной обратной связи?
18. Каковы приемы эффективного слушания по И. Атватеру?
19. Каковы “беззвучные сигналы тревоги” во время слушания?
20. Какого слушателя можно назвать ”идеальным”?
21. Зачем нужны вопросы в деловой коммуникации?
22. Какие виды вопросов вы знаете?
23. Чем различаются “закрытые” и “открытые” вопросы?
24. В чем специфика “зеркального” вопроса?
25. Что означает “правильно сформулировать вопрос”?
26. Каковы виды вопросов для переговоров и торгов?
27. Каковы семь способов задавания вопросов “на понимание?”
28. Назовите правила ответов на вопросы?
29. Как отвечать на некорректные вопросы?
30. Что вы знаете о приемах: “возвратный удар”, “подхват реплики”?
31. В чем суть безусловно перспективной стратегии взаимодействия?
В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Слушай, что говорят люди, но понимай, что
Если не умеешь улыбаться, лучше не
§ 1. ЯЗЫК ЖЕСТОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
Эффективность делового взаимодействия определяется не только
тем, как поняты слова собеседника, но и умением правильно
интерпретировать визуальную информацию, то есть взгляд партнера, его
мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию и угол общения, а
также темп и тембр речи. Именно “прочтение” невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению
взаимопонимания. Отслеживание такой информации в ходе любого
делового разговора может вооружить вас сведениями о морально-
личностном потенциале партнера, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях, намерениях и ожиданиях, степени
По каким сигналам участия в споре можно определить характер человека
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ОБЩЕСТВО “ЗНАНИЕ” САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
доктор философских наук,
профессор С. А. Сидоров
© Общество «Знание» СПб. и
Ленинградской обл., 2004
ISBN 5-7320-072″-0 © А. П. Панфилова, 2004
Раздел I. Коммуникативная компетентность специалиста 9
Глава 1. Общение как социально-психологический механизм взаимодейст-9
вия в профессиональной деятельности
Глава 2. Виды общения 20
Глава 3. Характеристики делового общения 23
Глава 4. Вербальные средства коммуникации 33
Глава 5. Коммуникативные барьеры * 49
Глава 6. Слушание в деловой коммуникации 75
Глава 7. Вопросы в деловой коммуникации 91
Глава 8. Ответы на вопросы 97
Глава 9. Невербальные средства в деловой коммуникации 114
Глава 10. Какие сигналы выдают неискренность, обман? 166
Глава 11. Репрезентативная система в деловой коммуникации 177
Раздел II. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров 194
Глава 1. Психогеометрические характеристики личности 195
Глава 2. Типы посетителей коммерческих ярмарок, выставок 208
Глава 3. Ролевые и манипулятивные классификации 213
Раздел III. Формы деловой коммуникации 232
Глава 1. Деловой разговор 233
Глава 2. Деловая беседа по телефону 253
Глава 3. Деловые совещания 263
Глава 4. Пресс-конференция 279
Глава 5. Деловые переговоры 293
Глава 7. Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и др 343
Глава 8. Публичная речь 381
Глава 9. Презентация 400
Глава 10. Самопрезентация 409
Раздел IV. Методы стимулирования критического и творческою
мышления специалистов в деловой сфере 429
Глава 1. Обучающие игры 430
Глава 2. Методы генерирования идей 438
Глава 3. Критика в деловой коммуникации ‘/. 453
Глава 4. Комплименты в деловой коммуникации 470
Библиографический список 492
Деловому общению обучают сегодня в школах бизнеса и
менеджмента, его вводят в учебные программы престижных вузов, ему
посвящают международные семинары и симпозиумы. Интерес к нему
велик, а выбор столь необходимых учебников по деловому общению
(особенно отечественных авторов) весьма скуден. Все это делает
появление данного учебного пособия, целиком посвященного деловой
коммуникации, весьма актуальным.
В книге широко использованы достижения отечественной и
зарубежной науки, а также более чем двадцатилетний опыт преподавания
автором этой дисциплины руководителям и специалистам различных
отраслей народного хозяйства, студентам вузов, коммерческих школ и
Перед нами одно из первых учебных пособий, где рассматриваются
практически все наиболее часто используемые формы делового общения, как традиционные, так и получившие распространение в последние годы.
Несомненным достоинством книги является насыщенность
практическими материалами, помогающими освоить описанные в
теоретической части коммуникативные приемы и процедуры.
Книга носит ярко выраженный обучающий характер. Она отвечает
на вопросы: как преодолеть коммуникативные барьеры, как
формулировать вопросы, как готовиться к ответам и как отвечать, как
выявить сенсорный канал и как использовать эту информацию, как
критиковать, как говорить комплименты и т. п.
Безусловный читательский интерес вызовут разделы, посвященные
стимулированию критического, конструктивно-творческого мышления, анализу проблемных ситуаций, ролевым и деловым играм, мозговой атаке
и др. Будучи специалистом по деловым играм, автор ввел в книгу ряд
собственных игровых разработок. Таковы, например, игры “Запрос”
(защита проектов), “Ранадо” (навыки делового общения), деловые
беседы “Прием на работу”, “Поручение задания”.
Автор сделал все, чтобы системно и доходчиво, глубоко и
интересно изложить современное научное представление о деловой
коммуникации, ее роли и возможностях в повышении эффективности
целенаправленной человеческой деятельности на практике.
Книга, безусловно, окажется полезной и будет востребована не
только учащимися, но и действующими практиками: юристами и
психологами, бизнесменами и менеджерами, экономистами и
занятий постоянно вступает в деловое общение.
Заслуженный деятель науки России,
доктор технических наук,
профессор В. А. АБЧУК
Взаимоотношения специалистов в профессиональной
деятельности становятся предметом все более пристального внимания ученых.
Исследования психологов и социологов показывают, что до 70%
управленческих решений принимаются руководителями в устной
J)opMe, в процессе делового взаимодействия.) Без преувеличения
можно сказать, что характер деловых контактов оказывает
решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на
успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-
конференций и дискуссий, торгов и презентаций?
Вместе с тем авторский опыт проведения инновационных, поис-
ково-апробационных и деловых игр, а также многолетняя практика
преподавания курса “Деловая коммуникация в профессиональной
деятельности” для руководителей и специалистов самых разных
отраслей народного хозяйства (директора и специалисты заводов и
фабрик; курсы повышения квалификации и переподготовки в
авиационной, судостроительной, медицинской, юридической, педагогической и прочих сферах; коммерческие учебные заведения, готовящие кадры: менеджеров, коммерческих директоров, маркетологов и специалистов по рекламе, секретарей-референтов и
бухгалтеров, имиджмейкеров и специалистов по паблик рилейшнз, торговых агентов и специалистов по переговорам и т. п., а также
руководители государственного аппарата, профсоюзных и
партийных организаций, депутаты и работники культуры) свидетельствуют о наличии идентичных проблем у всех категорий
специалистов. Это и недостаточно развитая коммуникативная и
психологическая компетентность, и низкая культура делового общения, и
эклектика в использовании форм и методов делового
Овладение основами деловой коммуникации позволит
специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные
стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и
сотрудничества. А это, в свою очередь, снизит риск неблагоприятных
последствий решений при ведении переговоров и
консультировании, проведении деловых совещаний и собраний. Использование
рациональных программ делового общения, адекватных
коммуникативному намерению специалистов, позволит завоевать доверие в
деловых круга^ Знание различных психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег и руководителей, особенностей их
репрезентативных систем, владение приемами влияния на них, а также действия
разовьет тот коммуникативный опыт, который придаст формирующимся
рыночным отношениям цивилизованный характер, приведет к
эффективной реализации намеченных целей и программ.
10 поведенческих сигналов, которые помогут понять, понравились вы собеседнику или нет?
Как узнать, какой эффект вы произвели на нового знакомого? Наши подсказки помогут определить, удалось ли зацепить нового избранника, или он остался равнодушен? Данные советы подойдут для всех, кто отправляется на свидание, но страшно в себе не уверен. Мы поможем понять намерения и характер человека по его жестам, мимике или особенностями поведения в разговоре. Читайте.
10 поведенческих сигналов, которые расскажут, как проходит встреча?
1. Расстояние между вами
О явной симпатии собеседника расскажет небольшой разворот корпуса в вашу сторону, замедление шага, чтобы подстроиться под ваш ритм, и постепенное сокращение дистанции. Если партнеру с вами комфортно, он обязательно попытается наладить тактильный контакт – как бы невзначай соприкоснуться руками, поддержать за локоток, убрать с вас невидимые пылинки. Это очевидное «да», вы понравились. Но если человек держится подчеркнуто отстраненно, идет как бы на шаг впереди – ему с вами некомфортно.
2. Жесты прихорашивания
Когда собеседник нам приятен, мы хотим казаться лучше, чем есть на деле, поэтому особенное внимание уделяем внешнему виду, прическе, макияжу. Девушка может постоянно глядеться в зеркальце, поправлять челку, одергивать сумочку, парень – отряхивать брюки, разглаживать невидимые складки на рубашке. Все это очевидные признаки симпатии.
3. Зрительный контакт
Если собеседник вцепился в вас хищным взглядом, оценивающе пробегается по телу и, кажется, изучает каждый сантиметр – будьте осторожны, человек перед вами не прост и точно имеет определенные планы. Когда вы просто нравитесь, на вас смотрят заинтересовано, но без агрессии, при этом голова партнера слегка наклонена набок.
4. Дерганность, беспокойство
Не успели познакомиться, как собеседник забросал вас вопросами о том, как вы доехали, понравилась ли прогулка, погода? При этом он постоянно суетится, делает ненужные движения? Скорее всего, перед вами неуверенный в себе партнер, который очень старается понравиться, угодить, показаться хорошим. Если вас это не смущает, продолжайте общение, он привыкнет и расслабиться.
5. Подозрительная скрытность
Нехороший признак, если партнер на свидании начинает утаивать о себе информацию, отшучивается от вопросов на тему работы, семейного положения. Вы заметили, что он постоянно поглядывает на телефон, теребит палец, на котором носят обручальное кольцо, убегает «позвонить по работе»? Скорее всего, такой человек давно женат и просто ищет приключений.
6. Залипание в смартфоне
Если ваш знакомый активно переписывается в соцсетях во время свидания, это как минимум говорит о его невоспитанности. Таким же образом он может демонстрировать свое явное отсутствие интереса, скуку или даже зависимость от телефона. Ни один из факторов не на вашей стороне, так что мотайте на ус.
7. Капризы и нытье
Ворчание и недовольство всем на свете – очевидный признак скверного характера и заоблачных претензий. Место встречи таким людям не нравится, обслуживание оставляет желать лучшего, кофе горький, погода жаркая. Им трудно угодить. И дело не в окружении, но в самом человеке, который обожает повышенное внимание. Готовы соответствовать длинному списку его долженствований?
8. Закрытая поза
Еще один сигнал, что свидание идет не по сценарию, – закрытая поза партнера: скрещенные руки, отсутствие положительных эмоций на лице, постоянное отворачивание или попытка отгородиться, поставив между вами сумку. Скорее всего, человек чувствует себя дискомфортно в вашем присутствии, вы ему не симпатичны, возможно, слишком спешите, напираете или где-то перегибаете палку.
9. Разговоры о бывших
Когда ваш собеседник снова и снова возвращается к теме бывших пассий – это верный признак, что психологически он не готов к новым отношениям, скорее, хочет выбить клин клином. Даже не пытайтесь играть в вежливого слушателя, поддакивая или сопереживая, это свидание можно считать успешно проваленным.
10. Прикосновения
Если ваш собеседник решился нарушить пространство деликатным прикосновением – значит, вы ему симпатичны, и он готов перейти на новый этап. Если идет откровенное распускание рук, притягивание вас к себе или попытка поцеловать без согласия – человек не привык считаться с чужими границами и желаниями, а это недопустимо! Если первый шаг делаете вы, но партнер не реагирует – скорее всего, вы не вызываете у человека эмоций. Реагирует, но слишком бурно – одергивает руку, отодвигается? Туда же.
И все-таки помните: ни звездная удача, ни полное фиаско – еще не конец. Откуда вам знать, где вы найдете, а где потеряете…
Поделитесь постом с друзьями!
3.4. Поведение участников спора
В книге французского философа-гуманиста XVI в. М. Монтеня «Опыты» дается любопытная характеристика поведения различных людей во время спора.
«Один из спорщиков устремляется на запад, другой – на восток, оба они теряют из виду самое главное, плутая в дебрях несущественных частностей. После часа бурного обсуждения они уже сами не знают, чего ищут: один погрузился на дно, другой слишком высоко залез, третий метнулся в сторону. Тот цепляется за одно какое-нибудь слово или сравнение; этот настолько увлекся своей собственной речью, что не слышит собеседника и отдается лишь своему ходу мыслей, не обращая внимания на ваш. А третий, сознавая свою слабость, всего боится, все отвергает, с самого начала путает слова и мысли или же в разгаре спора вдруг раздраженно умолкает, напуская на себя горделивое презрение от досады на свое невежество либо из глупой ложной скромности уклоняясь от возражений. Одному важно только наносить удары и все равно, что при этом он открывает свои слабые места. Другой считает каждое свое слово, и они заменяют ему доводы. Один действует только силой своего голоса и легких. Другой делает выводы, противоречащие его же собственным положениям. Этот забивает вам уши пустословием всяческих предисловий и отступлений в сторону. Тот вооружен лишь бранными словами и ищет любого пустякового предлога, чтобы рассориться и тем самым уклониться от собеседования с человеком, с которым он не может тягаться умом. И наконец, еще один меньше всего озабочен разумностью доводов, зато он забивает Вас в угол диалектикой своих силлогизмов и донимает формулами своего ораторского искусства».
Действительно, существует множество разновидностей и оттенков манеры спорить, большое количество промежуточных вариантов.
Понаблюдайте за своими коллегами во время дискуссии, и вы тоже убедитесь, что ведут они себя по-разному.
Одни, например, держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы оппонента, основательно аргументируют свою позицию. Во время такого спора обе стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться во всех проблемах.
И наконец, существуют спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом.
Они могут в грубой форме оборвать оппонента, унизить его оскорбительными выпадами, говорят в пренебрежительном или презрительном тоне, насмешливо переглядываются со слушателями и т.д.
Поведение полемистов, их манера дискутировать имеют большое значение и, конечно, влияют на успех обсуждения.
Этого нельзя не учитывать в споре. Знание и понимание особенностей манеры спорить, умение вовремя уловить изменения в поведении своих оппонентов, понять, чем они вызваны, позволяют лучше ориентироваться в споре и находить более правильные решения, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
Поведение в споре зависит и от того, с каким противником приходится иметь дело.
Если перед нами сильный противник, т.е. человек компетентный, хорошо знающий предмет спора, уверенный в себе, пользующийся уважением и авторитетом, то мы будем более собраны, напряжены, больше готовы к обороне. Со слабым противником, недостаточно глубоко разбирающимся в предмете обсуждения, нерешительным, застенчивым, не имеющим опыта в спорах, будем вести себя по-иному, потому что мы чувствуем в себе больше уверенности, независимости и решительности.
Полемистам далеко не безразлично, кто наблюдает за спором, кто является свидетелем их победы или поражения. Именно поэтому в присутствии одних они ведут себя более сдержанно, корректно, с другими они раскованны и свободны, на третьих просто не обращают внимания. Нередко поведение спорящих меняется от реакции присутствующих.