почему ему можно а мне нельзя
Почему другим можно, а мне нельзя?
Попадая в социум, малыш сталкивается с большим количеством новых людей, появляются первые друзья. При общении со сверстниками, ребенок может обнаружить, что другим детям не запрещено то, что запрещено ему и, напротив, то, что для него является обыденностью, для других недопустимо.
Например, придя в гости к другу, ребенок может заметить в свободном доступе чипсы и сухарики, которые у него дома под запретом.
Ребята в школе или в садике свободно подолгу играют в телефон и смотрят мультики, а у вас дома установлены порядки и четкое ограничение экранного времени.
Сверстники угощают вашего малыша вредными сладостями и газировкой, но в обычной жизни эти продукты для него под запретом.
Вполне логично, что в таких ситуациях ребенку тяжело понять почему кому-то можно, а ему нет. Часто дети начинают бунтовать и просить то же самое. Многих мам эта ситуация и требования ребенка ставят в тупик, как же быть? Как объяснить ребенку?
1. В ответ на вопрос ребенка: “Почему ему можно, а мне нет?” отвечайте спокойным уверенным тоном
“У нас такие порядки”
“Потому что у нас в семье такие правила”
“А у нас вот так”
2. Объясните ребенку почему у вас в семье такие правила, с чем они связаны и откуда появились
3. Если ребенок снова и снова задает эти вопросы, не стоит объяснять ему еще раз почему у вас дома такие правила, достаточно будет одного раза. В дальнейшем повторяйте ему фразы, указанные в первом пункте
Вы, в первую очередь, взрослый человек и родитель, поэтому в отношениях с ребенком важны границы и правила, они дают ребенку опору и чувство безопасности. Когда малыш будет ощущать вашу непоколебимую уверенность в том, что вы говорите и транслируете ему, он быстрее свыкнется с установленными правилами.
Почему ему можно, а мне нельзя?
Ребенку 5-6 лет еще довольно сложно воспринимать многие ограничения, особенно если окружающие его сверстники, живут по другим правилам и стандартам – получают больше подарков, постоянно едят сладости и не соблюдают режим. Как же объяснить дошкольнику, почему ему нельзя то, что можно другим? Давайте разберемся.
Пожалуй, многие из нас не раз сталкивались с ситуацией, когда сыну непременно нужен меч джедая, как у соседа по парте, а дочери – проколоть уши по примеру подружки из садика. И еще много подобных «хочу, как у него» и «а ей разрешают». На все резонные доводы и железные аргументы взрослых дошкольник нередко отвечает слезами и криками «Так не честно!». По мнению психологов столь бурная реакция является абсолютной нормой для детей 5-6 лет. В этом возрасте подрастающие бунтари начинают все чаще сталкиваться с реалиями жизни, постепенно осознавая, что все люди находятся в неравных условиях и не может быть у всех все одинаково. Такая, на их взгляд, несправедливость порождает массу вопросов. Важно, чтобы в этот период родители не только устанавливали правила и запреты, но и доходчиво объясняли своему чаду, почему ему нельзя то, что разрешают другим, и наоборот. Именно в семье складываются первые ( и, порой, фундаментальные) представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ограничениях и вседозволенности. Вот несколько подсказок, которые помогут грамотно ответить на наиболее популярные детские «почему».
Почему нельзя позже ложиться спать?
Чаще всего такая «потребность» возникает, когда в семье несколько детей. Разный распорядок дня нередко становится причиной конфликтов и капризов. Младший ни в чем не хочет уступать старшему и во всем старается быть с ним на равных. Он чувствует несправедливость, когда его укладывают спать, в то время как брат еще даже не чистил зубы. Постарайтесь объяснить малышу, что они с братом разные люди и у них не должно быть все одинаково. Например, если старший ходит в очках, то это совсем не означает, что и младшему придется их носить. То же касается и режима. В разном возрасте у организма разные потребности: в пять лет ребенок нуждается в большем количестве сна для восстановления сил, чем в восемь. Уверьте маленького упрямца, что, когда он станет старше, то сможет ложиться спать позже вместе с братом.
Все по-взрослому
Объясняя ребенку свою точку зрения, старайтесь вести себя с ним как с равным. Дети хотят как можно быстрее повзрослеть. Используйте это в свою пользу. Со временем желание подражать старшим заставит принять то, что не нравится и смириться с необходимостью чем-то жертвовать.
Почему не получается так же хорошо, как у других?
Когда ребенок жалуется, что ему что-то удается хуже, чем его друзьям, не уходите от проблемы пустыми отговорками: «и ты так когда-нибудь сможешь». Чтобы у малыша не сформировался комплекс неполноценности, первым делом сфокусируйте внимание на том, что у него выходит действительно хорошо (твой рисунок нашей Мурки получился один в один!). Затем постарайтесь убедить ребенка, что регулярная практика – путь к успеху! Если дочка станет чаще практиковаться (а можно и вместе с вами), то наверняка начнет прыгать через резиночку не хуже подружек. Ведь терпение и труд все перетрут. Главное, не опускать руки и уверенными шагами идти к поставленной цели.
Почему приходится есть фрукты, когда все берут на перекус печенье?
Неважно о чем идет речь: о сладостях или покупке дорогого смартфона, не стесняйтесь объяснять ребенку, что в каждом доме есть свои правила, традиции и ценности. Например, нет ничего постыдного в том, что ваша семья старается вести здоровый образ жизни и придерживается принципов правильного питания. Скажите, что если вы будете питаться фаст-фудом и употреблять много сахара, то не сможете участвовать всей семьей в марафоне, велозаезде или соревнованиях по лыжам (при условии, что вы действительно этим увлекаетесь и не обманываете чадо).У вас просто не хватит на это сил. А свежие фрукты и овощи не только максимально заряжают всех энергией, но и гораздо полезнее, чем сладости и печенье. Бывает, что определенной диеты приходится придерживаться по рекомендации врача. Объясните, что это временные ограничения. Осталось немного подождать и можно будет устроить «праздник живота» – позволить себе запретные гастрономические радости. Дайте малышу уверенность в том, что вы понимаете его досаду – ведь на самом деле непросто смириться с тем, что есть у других, но нет у тебя. Подбодрите ребенка тем, что гораздо приятнее радоваться тому, что имеешь, чем печалиться из-за того, чего нет.
Единым фронтом
В начале жизни основной круг общения малыша составляют родители и родственники, которые в большей степени и отвечают за его социализацию. К шести годам это круг значительно расширяется: роль родителей становится меньше, ребенок учится самостоятельно взаимодействовать с окружающими и «выживать» в компании себе подобных. Именно в коллективе ровесников дети максимально познают себя и других, находят свое место. Больше того, детский коллектив дает не только возможность социальной адаптации, но и новое ощущение защищенности, (которое раньше давали родители).Непосредственно в обществе «единомышленников» дошкольник приобретает уверенность в своих силах и начинает чувствовать себя важной частью единого целого. Чтобы оставаться в «зоне комфорта» дети не хотят выделяться (выбиваться) из своего ближнего круга, а наоборот, – стремятся быть максимально одинаковыми во всем.
Почему получаю меньше карманных денег?
Вопрос денег всегда очень щепетильный. И тут важно сразу быть максимально честным со своим отпрыском. Поговорите с ребенком, как со взрослым и объясните, из чего складывается ваш семейный бюджет. Расскажите, что в основном ваша с мужем зарплата уходит на покупку продуктов, одежды, оплату секций и коммунальных платежей. А еще из общей суммы вы откладываете деньги на отпуск – чтобы летом всей семьей обязательно поехать на море, а зимой – на горнолыжный курорт. Акцентируйте внимание на том, что у разных семей разные доходы и траты, поэтому и количество карманных денег у детей тоже различается. Но стоит ли из-за этого унывать? Лучше подумать о том, на что же их потратить: купить какую-то безделушку сразу или же постараться накопить на что-то действительно стоящее.
Почему ему можно, а мне нельзя (см)?
Коротко о наболевшем. Муж в один из выходных дней (второй день помогает с ген. уборкой) сидит за компьютером и мне его отвлекать нельзя. Если я сажусь за стол написать статью или разговариваю в скайпе, то меня отвлекать можно, по поводу и без. Время у меня ограничено, у него нет. Ему можно шутить про политику и высказывать о ней свое любое мнение, а мне нет (т.к. по его мнению, я в этом вопросе мало что понимаю). На праздник 23 ему с друзьями выпить пиво можно, а мне 8 марта торт и чай. И таких примеров куча. Мне не приятно. Я придираюсь и зажралась или это попахивает дискриминацией половой?
Возможно вы себя сами накручиваете,а муж и не догадывается о ваших обидах.
Но ведь можно же поговорить и выяснить,почему он так делает,наверняка не ради того,чтобы обидеть или унизить вас.А если что не нравиться,так лучше сказать,чем таить обиду.Возможно он будет следить за своим поведением и учитывать и ваши желания.
Мне было очень удивительно,когда я возмутилась,что мужу в моих действиях что то не нравиться.
Он сказал,что ко мне не имеет вообще никаких претензий,я свою значимость в его глазах уже тогда повысила,когда родила третьего ребенка.Он не имеет на счет моих действий вообще никаких претензий.
А я порой думала,что он считает меня «дурехой» или себя выше ставит,чем я, в некоторых вопросах.
А оказывается,чужая душа-потемки,нужно то было выяснить,что да как.
«Почему им можно, а нам нельзя?»
Сила воздействия социальных установок неодинакова в разных культурах. Одни общества превыше всего ценят соблюдение установленных норм, в других не существует жестких границ, а потому инициатива чаще всего приветствуется и редко наказывается. Почему люди держатся социальных норм даже вопреки здравому смыслу? Как формируются поведенческие модели? В книге «Почему им можно, а нам нельзя? Откуда берутся социальные нормы» (Альпина Паблишер), переведенной на русский язык Е. Деревянко, ответить на эти и другие вопросы берется психолог Мишель Гельфанд. N + 1 предлагает читателям отрывок из книги, где автор рассказывает об исследовании культур через дихотомию «жесткость — свобода» и показывает, почему все на самом деле так непросто.
Прошлое и настоящее: чем больше все меняется, тем больше все по-прежнему
В 1994 году молодой уроженец города Дейтон в штате Огайо оказался в центре крупного международного скандала. Восемнадцатилетнего Майкла Фэя, который жил с матерью и отчимом в Сингапуре и учился в школе для иностранцев, обвинили в воровстве и порче имущества граждан. Вместе с другими учениками-иностранцами Фэй признал себя виновным в том, что на протяжении десяти дней отчаянно веселился, разрисовывая автомобили аэрозольными красками и закидывая их яйцами. За свои преступления Фэй получил стандартный по сингапурским меркам приговор — четыре месяца тюрьмы, штраф в 3500 сингапурских долларов и шесть ударов ротанговой палкой.
В Соединенных Штатах это известие вызвало праведный гнев и возмущение. New York Times, Washington Post и Los Angeles Times разразились статьями, осуждающими варварское, с их точки зрения, наказание: осужденного связывают в позиции на четвереньках и со всей силы бьют по ягодицам палкой, скорость движения которой может достигать больше полутора сотен километров в час. Это может привести к огромной кровопотере, разрывам тканей, обмороку и чревато длительными физическими и психологическими страданиями. В дело включились президент Клинтон и многочисленные сенаторы, пытавшиеся заставить сингапурские власти про явить милосердие к Фэю. Однако Сингапур, который гордится своей низкой преступностью и общественным порядком, стоял на своем. Официальные лица указывали, что палочные наказания помогают сохранять в стране низкий уровень преступности — в отличие от Нью-Йорка, где царит такой бардак и хаос, что «объектами актов вандализма становятся даже полицейские машины». В конце концов сингапурское правительство смягчило приговор Фэю с шести ударов до четырех. Но этот инцидент стал причиной резкого разлада и длительного охлаждения между странами, долгое время находившимися в союзнических отношениях.
Случай с Майклом Фэем наглядно продемонстрировал фундаментальный культурный конфликт: по одну сторону оказалась нация со строгими нормами и наказаниями, а по другую — более мягкая и терпимая к девиантному поведению. Этот резкий контраст в отношении к установлению правил и их соблюдению является одной из важнейших особенностей развития человеческих сообществ с доисторических времен до наших дней.
От страны штрафов к бескрылым птицам
Сингапур — крохотная страна с населением около 6 миллионов человек — может похвастаться исключительной дисциплиной и общественным порядком. На самом деле он заслужил прозвище «штраф-сити» из-за огромных штрафов, которые налагаются за, казалось бы, самые мелкие правонарушения. Плевок на улице может обойтись в тысячу долларов штрафа. Человеку, пойманному на ввозе в страну жевательной резинки, грозит штраф до ста тысяч долларов и (или) тюремное заключение сроком до двух лет. С 22:30 до 7:00 нельзя употреблять алкогольные напитки в общественных местах, а в выходные это вообще полностью запрещено в многочисленных «зонах контроля над спиртным». Любого пойманного на контрабанде наркотиков может ожидать смертная казнь. За шум в общественных местах, пение неприличных песен и продажу непристойных фото полагается или тюремный срок, или штраф, или и то и другое. Даже акт мочеиспускания является объектом тщательного контроля. Забыв спустить воду в общественном туалете, вы заплатите штраф до тысячи долларов. А если в хорошем подпитии вам приспичит справить малую нужду в лифте, то знайте: некоторые сингапурские лифты оборудованы системами мочеобнаружения, которые блокируют двери и оставляют бессовестного нарушителя порядка дожидаться приезда представителей власти.
Государственное регулирование распространяется и на частную жизнь. Если вас заметят разгуливающим нагишом по собственному дому с незадернутыми занавесками, ждите штрафа. За гомосексуальные действия можно получить до двух лет тюрьмы. Сесть можно и за инакомыслие в интернете — это, в частности, произошло с шестнадцатилетним экс-актером Амосом Йи, которого приговорили к четырем неделям ареста за видео, в котором он отозвался о премьере как о «властолюбивом злоумышленнике». Государство пробует себя даже в роли свахи. В 1984 году в составе сингапурского правительства был создан Отдел социального воспитания, задачей которого является организация свиданий и разъяснительная работа среди населения относительно того, что представляет собой удачный брак.
Жесткая культура Сингапура не мешает его гражданам любить свою страну. Не всегда соглашаясь с решениями правительства, более 80% жителей выражают ему свою поддержку.
«Киви», как шутливо называют себя новозеландцы (по имени бескрылой нелетающей птицы), обычно моментально знакомятся друг с другом и предпочитают обходиться без формальных обращений. На улицах, в магазинах и банках можно встретить людей, разгуливающих босиком. Общественные разногласия и протесты частое явление. В новозеландских университетах получил широкое распространение обычай жечь диваны по случаю победы своей футбольной команды. А в 1970-х годах некий мужчина в костюме мага начал путешествовать по городам страны, занимаясь разного рода выкрутасами — от шаманского камлания на регбийных матчах и строительства огромного гнезда на крыше библиотеки до вылупления из скорлупы размером в человеческий рост на вернисаже в художественной галерее. От него не бегали как от ненормального. Наоборот, в 1990 году новозеландский премьер Майк Мур провозгласил его официальным чародеем страны с обязанностью «оберегать правительство, благословлять новые предприятия… радовать население и привлекать в страну туристов».
В любой культуре социальные нормы являются своего рода клеем, скрепляющим разные группы населения. Однако примеры Сингапура и Новой Зеландии со всей очевидностью свидетельствуют о том, что сила этого клея может быть очень разной. Сингапур с его многочисленными правилами и строгими наказаниями — жесткая культура. Новая Зеландия со своими либеральными законами и высокой степенью вседозволенности — свободная культура. Путешествуя по миру, я наблюдала такие различия своими глазами — в поездах токийского метро царят тишина и практически стерильная чистота, а в громыхающих не опрятных вагонах манхэттенской подземки люди орут такое, что волосы встают дыбом.
Но это не более чем личные впечатления. Чтобы получить более объективную картину, я с помощью коллег из большого числа стран (Австралии, Гонконга, Голландии, Южной Кореи, Мексики, Норвегии, Украины, Венесуэлы и многих других) разработала и провела одно из самых масштабных исследований культурных норм. Я хотела разработать показатели, позволяющие прямо сопоставить силу социальных норм различных культур, исследовать их эволюционные корни и идентифицировать преимущества и недостатки относительно жестких и слабых норм. Изначально мы фокусировались на национальных особенностях, но постепенно перешли к всестороннему изучению различий между жесткостью и свободой — в разрезе государств, социальных классов, организаций и локальных сообществ.
Наша выборка из примерно 7 тысяч человек из 30 стран на пяти континентах охватывала широкий диапазон занятий, полов, возрастов, религий, сект и социальных классов. Опросник был переведен на двадцать с лишним языков — от арабского, испанского и китайского до эстонского, норвежского и урду. Наряду с вопросами об отношении к жизни и мировоззрении у людей интересовались, насколько они свободны или ограничены в самых разнообразных ситуациях социального взаимодействия. И главное — им предлагали дать непосредственную оценку степени жесткости норм и наказаний, существующих в их стране. Вот некоторые из вопросов, которые мы задавали:
Результаты, опубликованные в журнале Science в 2011 году и вызвавшие интерес мировых СМИ, показали, что в основе ответов людей на наши вопросы лежит некая базовая закономерность. В некоторых случаях люди были согласны с тем, что в их стране существуют четкие всеобъемлющие социальные нормы, а их несоблюдение часто влечет наказание. Иначе говоря, их страны были жесткими. В других случаях люди соглашались, что норм в их странах не так много, они не слишком четкие, а случаи отклонения от них нередки и не обязательно наказуемы. Это были «свободные» страны.
Результаты опроса дали нам возможность сгруппировать страны по степени жесткости существующих в них норм. На основе полученных ответов мы присвоили каждой из 33 стран оценку по шкале «жесткость — свобода». В соответствии с нашими данными, в число наиболее жестких стран попали, в частности, Пакистан, Малайзия, Индия, Сингапур, Южная Корея, Норвегия, Турция, Япония, Китай, Португалия и Германия (бывшая Восточная). Самыми свободными оказались Испания, Соединенные Штаты, Австралия, Новая Зеландия, Греция, Венесуэла, Бразилия, Нидерланды, Израиль, Венгрия, Эстония и Украина. «Жесткость — свобода» — диапазон, по краям которого располагаются экстремальные случаи, а внутри множество разных степеней.
Мы также исследовали полученные данные в разрезе региональных культур. Наибольшая жесткость характерна для народов Южной и Восточной Азии, за которыми следуют ближневосточные, североевропейские и германские. В отличие от них латиноевропейские, англоязычные и латиноамериканские культуры значительно менее жестки, а наиболее свободными культурами отличаются народы восточноевропейских и бывших коммунистических стран.
Данные также позволили судить о том, насколько свободно или скованно ощущают себя люди в более чем десятке типичных ситуаций социального взаимодействия, например в парках, ресторанах, библиотеках, банках, лифтах, автобусах, кинотеатрах, школьных классах и на вечеринках. По каждой ситуации респонденты рассказывали нам, насколько свободны в выборе поступков, существуют ли четкие правила поведения и обязаны ли они «следить за своим поведением». Кроме того, они рассказывали нам, насколько уместны или неуместны в данных ситуациях различные варианты поведения, например, споры, ругань, пение, смех, плач, слушание музыки или прием пищи.
Данные четко указывали, что в жестких культурах значительно меньше приемлемых вариантов поведения. Любопытно, что даже в ситуациях, где диапазон приемлемых вариантов поведения существенно ограничен во всех культурах — например, на собеседовании при приеме на работу, занятиях в библиотеке или в учебном классе, — в более свободных он все равно шире. (Как преподаватель могу подтвердить, что в американских учебных аудиториях может царить полный дурдом — студенты приходят на занятия в пижамах, строчат сообщения в телефонах, слушают музыку в наушниках или едят. Я не замечала почти ничего подобного, читая курс лекций в Пекине.)
При этом в жестких культурах имеется больше ограничений для ситуаций, в которых их обычно меньше, — например, на прогулках в парке, на вечеринках или на городских улицах. Образно говоря, в наиболее жестких культурах люди по большей части чувствуют себя так, будто находятся в библиотеке, а в наиболее свободных они чувствуют себя как в парке, где гораздо больше возможностей вести себя как заблагорассудится.
Разумеется, большая часть наций находится где-то между этими крайностями. И это местонахождение не обязательно неизменно. Культурная ментальность глубоко укоренена, но, тем не менее, культуры могут менять свое положение в рамках диапазона «жесткость — свобода». Сложившееся соотношение может резко измениться под воздействием ряда факторов, в том числе и макиавеллианского толка. Кроме того, точно так же, как индивид может быть большую часть времени экстравертом с отдельными моментами интровертного поведения, у наций есть возможности ослаблять жесткость или зажимать свободу.
Например, в странах жесткой культуры существуют островки вседозволенности, где граждане могут сбрасывать напряжение социальных норм. Обычно свободная обстановка таких мест выглядит тщательно сконструированной. Вот, например, токийская улица Такэсита. В пределах этой узкой пешеходной торговой улочки японские требования порядка и единообразия не действуют вообще. Народ разгуливает по Такэсита в самых безумных нарядах — здесь можно встретить и персонажей аниме, и сексапильных служанок, и клонов панкмузыкантов. Толпы японской молодежи и знаменитости со всего мира (в том числе Леди Гага, Рианна, Ники Минаж и звезда кей-попа Джи-Дрэгон) стягиваются сюда, чтобы посумасбродствовать и прикупить что-нибудь нетривиальное из продающихся здесь нарядов, аксессуаров и сувениров. Кроме того, японская культура поощряет своих застегнутых на все пуговицы бизнесменов снимать стресс предписанным в этих случаях образом — выпивкой, иногда до полного беспамятства. Подпольные пространства свободы существуют даже в наиболее жестко регулируемых обществах. В условиях суровой цензуры в столице Ирана Тегеране активно развивается яркая культурная жизнь. Актом творчества является уже само по себе умение обойти строгие государственные предписания относительно политического, религиозного и сексуального содержания спектаклей, песен, литературных произведений и кинофильмов. Театральные коллективы и музыканты выступают перед огромными аудиториями, которые собираются и на заброшенных полях, и в туннелях, и в горных пещерах. Более миллиона лайков собрала страничка в Facebook «Моя тайная свобода», на которой иранские женщины публикуют свои фото без хиджаба или в иные моменты запретной для них свободы.
Аналогичным образом и в более свободных обществах есть жестко регулируемые области. Хотя на первый взгляд их выбор может показаться случайным, они тем не менее отражают важнейшие ценности граждан и регулируются во избежание их утраты. Взять, к примеру, высоко ценимое американцами право на неприкосновенность частной жизни. В этой сфере присутствуют жесткие правила: нарушителей соответствующих норм наказывают, а сами мы презираем людей, которые вторгаются в наше личное пространство, отнимают слишком много времени и являются в дом без приглашения. В Израиле, где люди терпеть не могут ограничений в поведении и прославляют нонконформистов, существуют жесткие законы относительно многодетных семей, а служба в армии остается строго обязательна для всех, кто к ней способен. Даже в Австралии, известной своим попустительским отношением к правилам поведения, люди строго придерживаются своих эгалитарных убеждений — вплоть до того, что для людей, выставляющих напоказ свое богатство или статус, имеется специальная уничижительная кличка — tall poppies.
Невзирая на то, что в любых странах существуют относительно жесткие и свободные области, они различаются между собой степенью значимости, которая придается жесткости или свободе в целом.
Подход «жесткость — свобода» дает возможность по-новому увидеть ту или иную культуру в глобальном масштабе. Например, не существует прямой зависимости между оценкой страны по шкале «жесткость — свобода» и состоянием ее экономики. Такие жесткие страны, как Сингапур и Германия, экономически успешны, но этого же нельзя сказать о жестких Пакистане и Индии. К «свободным» нациям относятся и богатые Соединенные Штаты с Австралией, и Украина с Бразилией с их относительно низкими показателями ВВП. Этот новый подход отличается и от всех предыдущих, которые использовались учеными для сравнения культур — например, характеризуя их как культуры индивидуализма или коллективизма (в культуре коллективизма первоочередное значение имеют родственные связи; культура индивидуализма делает акцент на самодостаточности индивида). В каждый из четырех квадрантов попадает множество стран: коллективистские и жесткие (Япония и Сингапур), коллективистские и свободные (Бразилия и Испания), индивидуалистские и свободные (Соединенные Штаты и Новая Зеландия) и индивидуалистские и жесткие (Австрия и Германия).
Подробнее читайте:
Гельфанд, М. Почему им можно, а нам нельзя? Откуда берутся социальные нормы / Мишель Гельфанд ; Пер. с англ. [Е. Деревянко] — М. : Альпина Паблишер, 2019. — 300 с.