почему катерину можно считать трагической героиней

Сочинение на тему «Почему Катерину можно считать трагической героиней? (По «Грозе» А. Н. Островского)»

Катерина — главная героиня драмы Островского «Гроза» — имеет трагическую судьбу. Почему же жизнь девушки окончилась так печально?

В девичестве Катерина жила очень свободно и спокойно. Матушка не заставляла ее работать, поэтому Катерина жила очень беззаботно и радостно. Девушка ходила на ключ, умывалась, слушала пение птиц. Кроме этого, мать любила наряжать свою дочь. Катерина жила в атмосфере счастья, спокойствия, добра и любви. Ей было чуждо, чтобы кто-то ограничивал ее свободу. Однако, не всегда жизнь девушки была такой веселой.

Когда Катерина вышла замуж за Тихона, она оказалась в новой для нее обстановке. Девушка была лишена привычной для нее свободы. Теперь вся ее жизнь находилась в распоряжении деспотичной свекрови, Кабанихи. Женщина привыкла, чтобы все было так, как ей хочется. Она придерживалась древних традиций. Кабаниха не учитывала мнение остальных домочадцев при принятии решений. Она сразу невзлюбила невестку, ведь за ней не дали обещанного приданого. Кабаниха часто срывалась на нее, делала замечания и ревновала к сыну.

Бедная Катерина не могла найти защиту от деспотизма и тирании Кабанихи. Даже Тихон, ее муж, не мог защитить свою супругу, ведь он был подавлен своей матерью, был нерешительным и несмелым человеком. Он делал лишь то, чего хочет его мать.

Только Варвара пыталась помочь девушке, но Катерине была чужда ложь и неприятно притворство, которым ее планировала научить Варвара.

Именно потому, что Катерина не могла найти поддержку в семье, она стала искать кого-то извне, кто мог ей помочь. Им оказался Борис Григорьевич, но молодой человек тоже не оправдал надежд Катерины. Они приятно проводили время, но девушка не могла жить с Тихоном после того, как изменила супругу, несмотря на то что он был готов простить девушку, ведь видел, как она страдала.

Трагедия Катерины состоит в том, что она оказалась в такой обстановке, которая была ей чужда. Девушке было очень тяжело в таком окружении, которое относилось к ней с презрением и жестокостью. Катерина была одна в этом городе, и совершенно ни один человек не мог поддержать ее. А жить после перенесенного позора, чтобы все ее упрекали, она не могла. Поэтому она не нашла ничего лучше, как завершить жизнь.

С помощью трагедии Катерины автор показывает бесправное положение женщины в обществе, когда она сама не могла решить свои проблемы, а находилась в зависимости от своего супруга или семьи.

Сочинение 2

Островский Александр Николаевич – гений драматургии. Из-под его пера вышло множество пьес, он создал возможность образам людей из неблагополучных семей, из не самых лучших сословий выйти на свет, на сцену театра. Одна из самых интересных и известных его драм – это, конечно, «Гроза». Многие люди, даже те, кто не читал данное произведение знают примерный сюжет и его автора. Главная героиня пьесы – девушка, которая после своего беззаботного детства попала в дом к свекрови-тирану. В чём же заключается трагедия Катерины? Что вынудило её совершить то, что она совершила – самоубийство?

Всё время, пока Катерина жила в доме Кабановой, хозяйка делала всё, чтобы жизнь её невестке не показалась сладкой. Помимо постоянных оскорблений, Кабанова ещё и науськивала сына, чтоб он держал свою жену в ежовых рукавицах, потому что она была за старые порядки, за Домострой. Через некоторое время, после того, когда Катерине удаётся встретиться с её возлюбленным Борисом, она начинает задумываться о том. Что совершила страшный грех, а именно изменила своему мужу. Будучи набожной, девушка просто не может забыть этот поступок, она постоянно корит себя за него и в конце концов сознаётся во всём Тихону. Он был готов простить её, но его мать на это пойти не согласилась, она ещё больше возненавидела Катерину и начала ещё изощрённей её унижать. Вот и получилось: с одной стороны, Катерина «ест» себя за греховный поступок, а с другой – её ест Кабанова за то же самое. Кроме этого, даже Борис не был готов постоять за свою Катерину, он не взял её с собой, оставив один на один с этим ужасным миром. Не справившись с такой «травлей», девушка совершает самоубийство.

Другие темы: ← Характеристика Варвары в пьесе Гроза↑ ОстровскийСравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза →

Трагическая судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Драма Островского «Гроза» написана в 50—60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы — разночинцев-интеллигентов. В литературе появилась новая тема — положение женщины в семье и обществе.

Центральное место в драме занимает образ Катерины. Взаимоотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой — символ душевного состояния, поэтому каждый из героев характеризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение. Внутренняя, никому не видимая гроза бушует и в душе самой героини.

Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило отпечаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Детские годы Катерины были счастливыми и безоблачными. Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы богомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина — мечтательница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действительности. Девушка и не стремится понять действительную жизнь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ангелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску. Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые проявились уже в детстве. Еще будучи шестилетней девочкой, Катерина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка. А позже, в разговоре с Варей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать. «Отчего люди не летают так, как птицы?» — эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.

Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая, независимая личность, с другой — тихая, религиозная и покорная судьбе и родительской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова. Катерина не любила своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле матери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя женщина, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира. Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном царстве».

Популярные сочинения

Образ Катерины (сочинение по пьесе «Гроза» Островского)

Драма «Гроза» явилась новаторским произведением не только в контексте творчества А.Н. Островского, но и во всей русской литературе. В ней впервые был изображён характер, который разительно отличался от традиционных персонажей классических пьес. До тех пор он был неведом читателю, но уже вызревал в реальной жизни, в российской провинции. Появление героев, подобных Катерине, стало потребностью времени: душная атмосфера застоя требовала очистительной грозы, находящей своё выражение в протесте наиболее сильных личностей против постылых условий среды.

В своей известной статье А.Н. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве». В самом деле, её характер, вся её жизнь с самого начала находятся в резком контрасте с обстановкой, в которую она попала после замужества.

Юность Катерины ассоциируется со свежим утром, восходом солнца, светлыми надеждами и радостными молитвами. Она воспитывалась в любви и холе, росла весёлой, живой, жизнерадостной. Ей трудно жить в семье мужа, где «всё как будто из-под неволи». Взамен жизнелюбивого христианского мироощущения здесь царит ханжество, которое противно искренней душе Катерины.

Катерина не любит лгать, притворяться, всякое душевное проявление отражается у неё внешне. Она и молится так же — с ангельской улыбкой на лице, а «от лица-то как будто светится». «Домострой» предписывал на церковной молитве «очи долу имети», а Катерина устремляет свои очи горе. А ведь по старым канонам молиться надлежало «со страхом и трепетом, с воздыханием и слезами».

Искренность сочетается в характере Катерины с вольнолюбием, которое было свойственно ей с детства. Взрослая героиня сравнивает себя с птицей: «…Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…».

В доме Кабановых, где гасится всякий человеческий порыв, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии, которую она понимает как присутствующую в мире любовь. Она искренне старается полюбить мужа, свекровь, но эта её готовность остаётся невостребованной — в этой семье от неё ждут безоглядного подчинения, а не живого чувства. Желание любить и быть любимой находит у Катерины выход в её чувстве к Борису, в отношениях с которым она так же искренна и простосердечна, как и во всех своих словах и поступках.

Будучи натурой мягкой и поэтичной, Катерина в то же время обладает недюжинной силой характера, что и позволяет ей остаться верной себе до самого конца. Жить так, как ей предлагают (как учит, например, золовка Варвара), лицемерить и малодушествовать она не хочет, а жизнь, о которой мечтается, в этих условиях для неё невозможна. Её любовь к хорошему, но, увы, бесхарактерному человеку оборачивается для неё страданием, поскольку на протяжении всего времени её не оставляет сознание греховности этого чувства. Ответственность за него Катерина несёт в одиночку: герой её романа не способен противиться обстоятельствам.

В характере Катерины есть ещё одна черта, которая вызывает уважение: она мужественна как в своём «преступном» любовном увлечении, так и в принародном покаянии, хотя редкий человек, на мой взгляд, может переживать подобные моменты с достоинством.

В душе её, кажется, не остаётся ни одного уголка, который не был бы высвечен, открыт для понимания. Подвергая себя суду собственной совести, Катерина оставляет последнее слово за собой, что позволяет видеть в ней сильную, хотя и подавляемую условиями среды личность. Её уход из жизни был предрешён («В окно выброшусь! В Волгу кинусь!» — сказано задолго до развязки). По большому счёту, Катерину трудно в чём-либо упрекнуть — цельность её натуры восхищает.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник

Можно ли назвать Катерину трагической героиней? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Характер Катерины в пьесе «Гроза»

В списке действующих лиц Островский обозначает Катерину как жену Тихона Кабанова. С развитием сюжета читатель постепенно раскрывает образ Кати, понимая, что функцией жены этот персонаж не исчерпывается. Характер Катерины в драме «Гроза» можно назвать сильным. Несмотря на нездоровую ситуацию в семье, Катя сумела сохранить чистоту и твёрдость. Она отказывается принимать правила игры, живя по собственным. Например, Тихон во всём подчиняется своей матери. В одном из первых диалогов Кабанов убеждает мать, что своё мнение у него отсутствует. Но вскоре тема разговора меняется — и вот уже Кабаниха как бы между делом обвиняет Катерину в том, что Тихон любит её больше. До этого момента Катерина не участвовала в разговоре, но теперь она оскорблена словами свекрови. Девушка обращается к Кабанихе на ты, что можно расценивать как скрытое неуважение, а так же как некое равенство. Катерина ставит себя вровень с ней, отрицая семейную иерархию. Катя вежливо высказывает своё недовольство клеветой, подчёркивая то, что на людях она такая же, как и дома, и притворяться ей незачем. Эта реплика на самом деле говорит о Кате как о сильном человеке. По ходу повествования мы узнаём, что тирания Кабанихи распространяется только на семью, а в обществе старуха рассказывает о сохранении семейных порядков и правильном воспитании, прикрывает свою жестокость словами о благодетели. Автор показывает, что Катерина, во-первых, осведомлена о поведении свекрови; во-вторых, несогласна с этим; и, в-третьих, открыто заявляет Кабанихе, которой не может возразить даже собственный сын, о своих взглядах. Однако Кабаниха не оставляет попыток унизить невестку, заставляя её становиться перед мужем на колени.

Иногда девушка вспоминает о том, как она жила раньше. Детство Катерины было достаточно беззаботно. Девочка ходила с мамой в церковь, пела песни, гуляла, по Катиным словам у не было всё, что только может быть. Катя сравнивает себя до замужества с вольной птицей: она была предоставлена сама себе, сама распоряжалась своей жизнью. И теперь Катя часто сравнивает себя с птицей. «Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица».

Вот только улететь такая птица не может. Попав в клетку с толстыми прутьями, Катерина постепенно задыхается в неволе. Не может такой свободолюбивый человек, как Катя, существовать в жёстких рамках царства лжи и ханжества. Всё в Кате будто дышит чувствами и любовью к самому неповторимому — к самой жизни. Попав в семью Кабановых, девушка лишается этого внутреннего ощущения. Её жизнь похожа на жизнь до замужества: те же песни, те же походы в церковь. Но теперь, в таком лицемерном окружении, Катя чувствует фальшь.

Удивительно, что обладая такой внутренней силой, Катя не противопоставляет себя другим. Она «мученица, пленница, лишённая возможности расти, развиваться», но сама себя она таковой не считает. Через «жернова неприязни и злобной зависти» она старается пройти достойно, не утратив и не опошлив свою сущность.

Катю с лёгкостью можно назвать смелой. Действительно, девушка пыталась бороться с чувствами, которые вспыхнули у неё к Борису, но всё же решила встретиться с ним. Катя берёт на себя ответственность за свою судьбу и решения. В некотором смысле на время тайных свиданий с Борисом Катя обретает свободу. Она не боится «ни греха, ни людского суда». Наконец-то девушка может поступать так, как велит её сердце.

Но с возвращением Тихона их встречи прекращаются. Желание Кати рассказать об отношениях с племянником Дикого не радуют Бориса. Он надеется, что девушка промолчит, затягивая её в сети «тёмного царства», из которого так отчаянно пыталась вырваться Катя. Один из критиков драмы, Мельников-Печерский, удивительно метко охарактеризовал Катерину: «молодая женщина, попав под гнёт этой старухи, испытывает тысячи нравственных мучений и в то же время сознаёт, что бог вложил в неё сердце пылкое, что в молодой груди её бушуют страсти, вовсе не совместимые с затворничеством замужних женщин, которое господствует в той среде, куда попала Катерина».

Нельзя осуждать героиню, говорить о слабости характера Катерины в «Грозе». Тем не менее даже совершив такой грех, Катя остаётся такой же чистой и невинной, как и в первых действиях пьесы.

Рассуждение о силе или слабости характера Катерины может быть полезно ученикам 10 классам при написании сочинения на тему «Характер Катерины в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Вариант 2

«Гроза» — драма А.Н.Овстровского, действие которой происходит на берегу Волги. По замыслу автора события разворачиваются в Калинове. В этой пьесе довольно мало героев. Но без понимания мира каждого из них, невозможно узнать всю суть произведения. Поэтому рассмотрим каждого героя в отдельности.

Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она рано вышла замуж. Была воспитана по старым традициям, которые заключались в уважении и покорности своему мужу. К Тихону она испытывала только жалость. Сколько не пыталась Катерина полюбить его, но никак не могла. Но она никогда, ни в чём не упрекала Тихона, всегда хотела ему помочь и поддержать. Катерина является самым выразительным персонажем пьесы, но при этом и очень скромной.

Внешне её характер, его сила, никак не проявляется. Сначала читателю может показаться, что Катя молчалива и слаба. Но впоследствии мы видим, что это совсем не так. Катерина единственная, кто хоть как-то может противостоять Кабанихе и её нападкам. Она им противодействует, а ни просто игнорирует, как другие члены её семьи. Здесь конфликт между героями имеет внутренний характер. Потому что Кабаниха боится влияния Катерины на Тихона, после чего он перестаёт подчиняться своей матери.

Катя часто сравнивает себя с птицей и рвётся в полёт. Она не может больше жить и находиться в Калинове. Она, влюбившись в молодого человека, который только недавно приехал в Калинов, представляет себе отличную возможность уезда из Калинова, и рисует образ настоящей любви. Но её представлениям не суждено сбыться. Жизнь Кати закончилась очень трагично. К сожалению, гибель её была неминуема. Хотя будучи очень религиозной девушкой с совестной душой, она всё же не может больше выносить таких терзаний со стороны Кабанихи и всей её семьи. Бездушным отношением к ней людей, окружавших её, и муками совести Катерина была доведена до отчаяния и мысли о самоубийстве.

В образе этой героини Островский отчётливо показал читателю новый тип цельной, религиозной, самоотверженной и самобытной русской девушки. Она бросила настоящий вызов царству Диких и Кабановых. Добролюбов со всей справедливостью называл Катерину «лучом в тёмном царстве».

Сочинение Образ и характеристика Катерины

Отношение критиков и читателей к главной героине пьесы А.Н. Островского «Гроза» сложилось весьма неоднозначное. Для одних этот образ олицетворяет решительность, сильную личность, «луч света в темном царстве». Для других, наоборот, Катерина предстает слабой женщиной, не умеющей себя защитить, и от собственного бессилия выбравшей самоубийство как выход из ситуации.

Можно с уверенностью утверждать, что обе точки зрения имеют право на существование, и каждая из них будет в определенной степени верна. Сказать же более конкретно, кто есть Катерина на самом деле – слабовольная женщина или героиня с решительным твердым характером, представляется непростой задачей.

На долю Катерина выпала несчастная судьба. Жизнь в семье мужа не приносила радости, несмотря на то, что героиня отдавала всю себя, чтобы наладить отношения с Тихоном, полюбить его, сделать их совместную жизнь хоть чуточку счастливее. Но как бы ни стремилась к этому Катерина, у нее ничего не получалось. Муж безоговорочно подчинялся своей матери – Марфе Игнатьевне Кабановой. Это была суровая женщина, которая держала окружающих ее людей в страхе.

Она яро отстаивает принципы патриархального уклада жизни, считая их единственно верными и правильными. Кроме того, для нее очень важным является мнение других людей о ее семье и о ней самой. Она боится выглядеть в глазах окружающих как-то неправильно (с ее точки зрения), а потому печется обо всем внешнем и напускном. Сохраняя патриархальные традиции, Марфа Игнатьевна заставляет своего сына бить супругу за ту или иную провинность, велит Катерине «выть», когда та провожает мужа в дорогу и т.д.

Катерина не может принять такое бессмысленное и притворное поведение, которое абсолютно противоречит ее искренней натуре, тем убеждениям, которых она придерживается в отношении семьи, ее представлениям о счастливой жизни. Для нее важнее всего было внутреннее, настоящее, нежели внешнее, наносное.

Катерина, воспитывалась в купеческой семье, где росла в любви и тепле. Также особое место в ее жизни занимала религия. Их семья часто давала приют многим странникам, в сердцах которых жила искренняя вера в Бога.

Катерина сама рассказывает о своей жизни, и в этом рассказе читатель как нельзя лучше видит ту самую светлую, добрую и свободная душу девушки.

Мечтам Катерины о любящей и крепкой семье, детях, счастливой жизни не суждено было сбыться. Та жизнь, которая ожидала девушку в будущем, стала полной противоположностью этим мечтаниям. Катерина понимала, что не выдержит условий такой жизни, и ей ничего не оставалось, как решиться на отчаянный поступок. Возможно, это было проявлением душевной слабости, и все же имеем ли мы право судить несчастную женщину? Думается, что нет.

Остается говорить о том, что поступок Катерины является противоречивым и неоднозначным. И все же с уверенностью можно утверждать, что героиня есть образец светлого и доброго человека, достойного лучшей судьбы.

Эссе про Катерину

Катерина является главной героиней пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза», женой Тихона и невесткой Кабанихи. С помощью молодой девушки автор поднимает проблему судьбы неординарной и выделяющейся личности среди патриархального города.

Катерина была девятнадцатилетней девушкой, которая вышла замуж в раннем возрасте. В самом начале девушка вспоминает о своем детстве, хороших воспоминаниях с тоской в глазах. Она была ребенком, ради которого родители были готовы на все. Они проводили вместе очень много времени, посещали церковь и изучали новые вещи. Уже в детстве Катерине заложили те убеждения, которых она придерживалась и в более старшем возрасте. Теперь, когда она была замужем за Тихоном и жила с его матерью, все стало иначе. Она перестала дышать полной грудью, чувствовать свободу и ощущение жизни. Хоть события и действия в повседневной жизни остались прежними, изменилось её отношение ко всему. Теперь все делалось не по доброй воле, а по принуждению. Несмотря на эти обстоятельства, её сердце было полно любви.

Так как девушка с детства регулярно посещала церковь, её религиозность не была чем-то странным. Поэтому, влюбившись в абсолютно ей чужого и постороннего человека, она чувствует себя грешной. Этим человеком был Борис. Встречи с ним придавали ей сил и приносили огромное счастье. Все попытки заглушить эти эмоции с помощью религии или любви к Тихону становятся бесполезными. Она была не в силах бороться со своими желаниями, которые были ей совсем несвойственны. Она не в силах избавиться от встреч с Борисом и поэтому изменяет мужу. Скорее всего, этого могло не произойти, если бы девушка чувствовала от Тихона поддержку и внимание. После этого её религиозность увеличивается, она открыто признается в содеянном. Не получив понимания и надежды на создание дальнейшего счастья, Катерина идет на еще более грешный поступок – самоубийство.

Источник

Сочинение на тему почему катерину можно считать трагической героиней

Можно ли назвать Катерину трагической героиней? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Дать однозначный ответ на поставленный вопрос, по-моему, не­возможно. «Гроза» Островского — произведение сложное и много­гранное, допускающее различные трактовки и толкования. Даже жанр этой пьесы определяется по-разному: ее называют то драмой то на­родной трагедией в зависимости от того, как понимается конфликт, лежащий в ее основе.

Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» обос­новал драму Катерины с точки зрения социальных противоречий ко­торые определили не только ощущение предгрозовой атмосферы в обществе накануне реформ, но и затронули внутрисемейные устои С его точки зрения, причина драмы Катерины в том, что она оказалась более чуткой и восприимчивой к этим новым процессам и ощутила необходимость преодоления косных форм и традиций жизни как свою личную задачу.

Сочинение на тему почему катерину можно считать трагической героиней

Судьба Катерины обретает в пьесе символический смысл. Гибнет не только героиня пьесы – гибнет и уходит в прошлое патриархальная Россия, патриархальная нравственность. Драма Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи. Пьеса по сей день задает много вопросов. Прежде всего необходимо уяснить жанровую природу, основной конфликт “Грозы” и понять, почему Н.А.Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” написал: “Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского. Сам автор назвал свое произведение драмой. Со временем исследователи все чаще стали именовать “Грозу” трагедией, исходя из специфики конфликта (явно трагедийного) и характера Катерины, которая подняла остававшиеся где-то на периферии внимания общества большие вопросы. Почему погибла Катерина? Потому, что ей досталась жестокая свекровь? Потому, что она, будучи мужней женой, совершила грех и не выдержала мук совести? Если ограничиться этими проблемами, содержание произведения значительно обедняется, сводится к отдельному, частному эпизоду из жизни такой-то семьи и лишается высокого трагедийного накала. На первый взгляд кажется, что основной конфликт пьесы – это столкновение Катерины с Кабановой. Будь Марфа Игнатьевна добрее, мягче, человечнее, вряд ли случилась бы трагедия с Катериной. Но трагедии могло бы и не быть, если бы Катерина умела лгать, приспосабливаться, если бы не судила себя столь строго, если бы проще и спокойнее смотрела на жизнь. Но Кабаниха остается Кабанихой, а Катерина – Катериной. И каждая из них отражает определенную жизненную позицию, каждая из них поступает в соответствии со своими принципами. Главное в пьесе – внутренняя жизнь героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. “Что-то во мне такое необыкновенное, точно я снова жить начинаю, или. уж и не знаю”, – признается она сестре мужа Варваре. А. Н. Островский и русский национальный театрА. Н. Островский и русский национальный театр

«Катерина как трагический характер»

В течение довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала XX века костромичи указывали на место самоубийства Катерины — беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, — рядом с церковью Успения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых». Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было девятнадцать лет. В прошлом она воспитывалась в любви и в холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, живой, жизнерадостной. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что десятого ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год.

Определяя сущность трагического характера, Белинский сказал: «Что такое коллизия? — безусловное требование судьбою жертвы себе. Победи герой трагедии естественное влечение сердца… — счастье, простите, радости и обаяния жизни. последуй герой трагедии естественному влечению своего сердца — он преступник в собственных глазах, он жертва собственной совести…»

В душе Катерины сталкиваются друг с другом два этих равновеликих и равнозаконных побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает вся живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От лее героине нужно слишком много. Любовью к Борису, конечно, ее тоску не утолить. Не потому ли Островский усиливает контраст между высоким любовным полетом Катерины и бескрылым увлечением Бориса? Судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис живет одним днем и едва ли способен всерьез задумываться о нравственных последствиях своих поступков. Ему сейчас весело — и этого достаточно: «Надолго ль муж-то уехал. О, так мы погуляем! Время-то довольно… Никто и не узнает про нашу любовь…» — «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Какой контраст! Какая полнота свободной любви в противоположность робкому Борису!

Душевная дряблость героя и нравственная щедрость героини наиболее очевидны в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»… Слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит у любимого прощения за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может. Где уж там спасти, даже пожалеть Катерину он толком не сумеет: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»

Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть! Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите…» А сама Катерина во время поэтических ночей на Волге разве не об этом Борису говорила? Увы, герой ничего этого просто не услышал.

Добролюбов проникновенно увидел в конфликте «Грозы» эпохальный смысл, а в характере Катерины — «новую фазу нашей народной жизни». Но, идеализируя в духе популярных тогда идей женской эмансипации свободную любовь, он обеднил нравственную глубину характера Катерины.

Страх всегда понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание. В «Толковом словаре» В. И. Даля «страх» толкуется как «сознание нравственной ответственности». Такое определение соответствует душевному состоянию героини. В отличие от Кабанихи, Феклуши и других героев «Грозы», «страх» Катерины — внутренний голос ее совести. Грозу Катерина воспринимает как избранница: совершающееся в ее душе сродни тему, что творится в грозовых небесах. Тут не рабство, тут равенство. Катерина равно героична как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. «Какая совесть. Какая могучая славянская совесть. Какая нравственная сила… Какие огромные, возвышенные стремления, полные могущества и красоты», — писал о Катерине (Стрепетовой) в сцене покаяния В. М. Дорошевич. А С. В. Максимов рассказывал, как ему довелось сидеть рядом с Островским во время первого представления «Грозы» с Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Островский смотрел драму молча, углубленный в себя. Но в той «патетической» сцене, когда Катерина, терзаемая угрызениями совести, бросается в ноги мужу и свекрови, каясь в своем грехе, Островский, весь бледный, шептал: «Это не я, не я: это Бог!» Островский, очевидно, сам не верил, что он смог написать такую потрясающую сцену. Пора и нам по достоинству оценить не только любовный, но и покаянный порыв Катерины. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *