почему печорина можно назвать фаталистом
Является ли Печорин фаталистом: разбор образа, «Герой нашего времени»
Содержание:
Лермонтов написал произведение «Герой нашего времени» в 1839 году. Повесть относится к социально-психологическому жанру, состоит из пяти эпизодов. Каждая часть – отдельный рассказ, сюжетное формирование отсутствует. Автор использует фабулу для построения романа. Это помогает ему максимально точно отобразить психологические особенности основного персонажа – Печорина. Читая пьесу, можно провести максимально полный анализ его личности.
Фаталист верит, что все ситуации в жизни человека предопределены свыше. Для него единственно правильным пониманием событий является фатум, рок, судьба. Проблема фатализма в романе «Герой нашего времени» – ключевой аспект повествования. Писатель раскрывает главные вопросы существования людей на земле. Печорин не относится к фаталистам. Он уверен, человек самостоятельно строит свою жизнь, от его поступков зависит будущее.
Почему фаталист – последняя глава романа
Характерная особенность произведения «Герой нашего времени» – отсутствие хронологического порядка в расположении глав. Несмотря на это, писателю удается четко передать суть романа. Образ Печорина в главе фаталист кардинально меняется. Глава стала последней частью повествования по двум причинам:
Фатализм Печорина раскрывается в одном поступке, однако глобально его мнение не меняется.
Является ли Печорин фаталистом – разбор последней главы
Роковые события еще в античный период вызывали интерес писателей. Многие произведения о фатальном исходе человеческой жизни затрагивали деятели литературы. Образ Печорина в фаталисте проявляется в следующей ситуации:
Однозначного ответа на вопрос фатализма Григория нет. Мнения критиков на эту тему расходятся. Стремление к самореализации, основанное на отрицании, является одним из объяснений противоречивости суждений Печорина.
Характер Печорина в главе фаталист – основные черты
Тест ЕГЭ включает вопросы касательно характера главного героя повести. Автор изображает его как сильную духом личность. Главное задание персонажа – достигнуть поставленных целей. В пяти разделах романа отмечается – Григорий вмешивается в жизнь окружающих, приносит беды, несчастья.
В последней главе писатель демонстрирует другие качества Печорина. Поймав убийцу офицера, он сделал доброе дело. Основные черты характера героя в части «Фаталист»:
Автор не разъясняет причины, заставившей героя пойти на риск. Он хотел принести пользу людям или проверить предопределенность собственной судьбы.
Сочинение на тему “Является ли Печорин фаталистом? (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)”
Вывод. Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, оттого, что не может найти применение и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Но вывод из этого сделал не мрачный не пессимистический, а привел к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.
V. Комментирование оценок за урок.
VI. Домашнее задание.
Прочитать и составить конспект статьи В. Г. Белинского «Герой нашего времени».
Признаки фаталиста
Фаталистическое мировоззрение, естественно, накладывает свой отпечаток и на характер человека:
Кто такой фаталист
Фаталист – это человек, верящий в судьбу. В то, что будущее предопределено свыше, и повлиять на него невозможно. Слово это происходит от латинского fátalis (определенный судьбой), fatum (судьба, рок). Фаталисты считают, что жизненный путь человека, ключевые повороты его судьбы можно предсказать, но нельзя изменить.
С точки зрения фаталиста человек, как поезд, двигается по определенному судьбой маршруту от станции к станции, не зная, что будет дальше, и не имея возможности свернуть с маршрута. А расписание заранее составлено высшими силами и соблюдается неукоснительно. А люди – лишь своего рода винтики в огромном механизме, каждый из них имеет свою функцию, и выйти за пределы очерченного судьбой предназначения невозможно.
Фатализм в античности и современности
В мировоззрении древних греков понятие судьбы и неотвратимого рока играли основополагающую роль. Сюжет множества античных трагедий строится вокруг того, что герой пытается «обмануть судьбу» – и терпит неудачу.
Однако со временем фатализм перестал иметь настолько тотальные формы. В современной культуре (несмотря на то, что понятие «судьбы» играет серьезную роль в ряде мировых религий) свободе воли человека отводится гораздо большая роль. Поэтому мотив «спора с судьбой» становится довольно популярным. Например, в популярном романе Сергея Лукьяненко «Дневной дозор» фигурирует Мел судьбы, при помощи которого герои могут переписать (и переписывают) свои или чужие судьбы.
Смысл сюжета
Читатель попадает в сложную ситуацию. Автор позволяет ему рассуждать и искать свое решение поставленной проблемы. Судьба есть или нет? Что значит, подчиниться року?
Печорин не фаталист. Он уверен, что лучше не знать о близкой смерти, тогда смелость, уверенность будут всегда рядом, жизнь наполнится яркими ощущениями. Человек может испытывать судьбу, но делать это нужно аккуратно, «лезть на рожон» не стоит. Судьба может изменить свою линию и привести к гибели гораздо раньше срока.
Печорин – удивительный характер, его черты находят в людях прошлого и в современниках. Написать сочинение «Является ли Печорин фаталистом?» можно только после изучения сути понятий рок, фатум, судьба. Материал поможет разобраться
Как Печорин испытывает судьбу?
Данный вопрос касается не только последней главы романа Фаталист. Склонность Печорина проверять свои нервы и судьбу на прочность заметна также в главе Княжна Мери.
В последней главе Печорин прыгает в окно к вооруженному казаку-убийце и чудом остается невредимым.
По иронии судьбы Вулич в тот же день погибает от руки пьяного казака, зарубившего его шашкой. После этого казак запирается в избе, и никто не знает как его обезвредить.
Печорин, по примеру Вулича, решает рискнуть и вызывается добровольцем. Он прыгает в окно избы, и пуля пролетает у него над плечом. В тоже время дым мешает казаку найти свою шашку и в результате его связывают.
После этого случая все называют Печорина героем, а сам он задается вопросом, как не стать фаталистом после такого случая.
Вулич и судьба
Сочинение на тему верит ли печорин в судьбу
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — первый психологический роман в русской литературе, так как идейным центром произведения являются не события, а личность человека, его сложная духовная жизнь. Через противоречивый образ главного героя, Григория Александровича Печорина, автор утверждает мысль о том, что нельзя в нашей жизни все объяснить, все познать до конца, всегда найдется в ней что-то тайное, высокое, что глубже всяких слов и идей. Одной из особенностей композиции романа является нарастание раскрытия некой тайны. М. Ю. Лермонтов ведет читателя от поступков своего героя к их мотивам, то есть от загадки к разгадке. При этом для читателя становится ясно, что тайной являются вовсе не поступки Печорина, а его богатый внутренний мир, его психология. В первых трех повестях романа («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань») автор рисует лишь поступки героя, а вот в последней повести «Фаталист» решаются уже не столько психологические, сколько философские и нравственные проблемы. Эта часть романа раскрывает Печорина с важной и существенно новой стороны. Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Наш герой до конца верен своему времени, которое подвергает пересмотру все коренные положения людского существования. Вот он и пытается решить для себя эти «вечные вопросы»,— создан ли человек высшей божественной силой, диктуются ли нравственные законы его жизни кем-то свыше или люди сами распоряжаются своей судьбой, своим разумом, своей волей. У Печорина деятельная душа, требующая от него подчас опасных для жизни поступков, и он легко подставляет себя под чеченские пули, лишь для того чтобы проверить на собственном опыте, существует ли действительно фатальное предопределение земного пути человека. Печорин видит в себе единственного творца собственной судьбы, потому-то он так и дорожит своей свободой как самой высшей ценностью. Он сам единственный Бог и законодатель всех жизненных норм, он сам должен найти смысл своему земному существованию. Вера в высшую справедливость им отброшена, но какую же другую жизненную философию он может предложить взамен? Печорин отвергает наивную веру предков в светила небесные, иронизирует над ней, но в то же время откровенно завидует их способности верить, так как понимает, что любая вера — благо. Ему нечего противопоставить спасительной вере в провидение, которая была для прошлых поколений огромным стимулом для совершения благородных дел. И наш герой горько признает, что его современники, в отличие от «людей премудрых», не способны «к великим жертвам… для блага человечества». Они не только сомневаются в необходимости добрых поступков вообще, а еще и цинично насмехаются над всем на свете. А безверие порождает в Печорине мысль о том, что единственным измерением всех существующих ценностей является собственное «Я», только ему стоит служить. И почему бы тогда не принять за истину то, что человеку действительно все позволено? Печорин может с уверенностью сказать, что смысл жизни следует искать в самой жизни. Человеку отпущен определенный срок земного существования, и ничто не может помешать ему прожить свою жизнь согласно его запросам, стремлениям и способностям. Печорин во всем может найти тайное присутствие зла. Весь род людской, по мнению нашего героя, не заслуживает особого уважения и доверия. Под его тяжелым, проницательным взглядом бледнеет всякая добродетель. Возможно, такое отношение к жизни и к людям покажется жестоким и несправедливым, но разве не смелее, не мужественнее оно сладкой и наивной веры во всепобеждающую силу добра над злом? Печорин так глубоко заглянул в бездны собственной души, что его уже нельзя убедить в мысли о непременном будущем возмездии, о том что единственная возможность возрождения человечества — нравственное самоусовершенствование, и не утешить рассказом о спасении души. Он может тосковать о былой вере, завидовать убеждениям предков, но для него возвращение назад невозможно. Те «низкие истины», которые открылись его трезвому, оценивающему взгляду уже не сбросить со счета, то, что познано человеком, навеки остается с ним, оно может лишь быть переосмыслено и дополнено, но не забыто. Такое отношение к действительности приводит к тому, что Печорин ничего не ждет от жизни, ничего от нее не требует и ни к чему не стремится. Повесть «Фаталист» помогает нам яснее понять столь непростой печоринский характер, его жизненную концепцию, как показательную черту, присущую поколению тридцатых годов девятнадцатого века. В мировоззрении нашего героя мы видим определенную философию жизни, попытку ответить на принципиальный вопрос о смысле жизни, о ценностях человеческого бытия, о самом назначении человека. У Печорина нет ни веры, ни идеала, однако он не самодовольный циник, и, выполняя «роль палача» и «топора в руках судьбы», он сам переживает от этого не меньше, чем его «жертвы». Роман «Герой нашего времени» — это роман о личности, свободной от предрассудков, отрицающей саму идею фатализма. Печорин не мирится с судьбой, не покоряется ей. Он сильный, мужественный человек, искренне страдающий от того, что не смог угадать своего высокого назначения.
Отношение к смерти
То, что произошло в этот вечер, сильно огорчило. Печать смерти прошла мимо, почему? Вопрос мучает Печорина, но темная ночь отвлекает, заставляя внимательно смотреть под ноги.
Испытание
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Фаталист: как Печорин испытывал судьбу», рассмотрит причины, по которым Печорин решил испытать судьбу, а также продемонстрирует сам поступок главного героя.
Урок литературы по теме: «Загадки повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист».
Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Что значит слово фаталист. Загадка «Фаталиста» в «Герое нашего времени»
Каким бывает фатализм?
«Фаталист» в «Герое нашего времени» Лермонтова. Краткое содержание
Интуиция подсказывает Печорину, что Вулича ждет скорая гибель.
Александр Соковиков в роли Вулича. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)
— А что? вы начали верить предопределению?
— Верю; только не понимаю теперь, отчего мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть…
Александр Соковиков в роли Вулича и Игорь Петренко в роли Печорина. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)
Два казака, встретившие меня и следившие за убийцей, подоспели, подняли раненого, но он был уже при последнем издыхании и сказал только два слова: «Он прав!» Я один понимал темное значение этих слов: они относились ко мне; я предсказал невольно бедному его судьбу; мой инстинкт не обманул меня: я точно прочел на его изменившемся лице печать близкой кончины.
Убийца заперся в пустой хате на краю станицы. Он вооружен пистолетом, и никто не отваживается ворваться в дом, чтобы его обезвредить. Тогда добровольцем вызывается сам Печорин, решив испытать судьбу и взять злодея живым.
Став свидетелем странной цепочки событий, Печорин рефлексирует:
Вернувшись в крепость, главный герой рассказывает о случившемся своему старшему товарищу, штабс-капитану Максиму Максимычу. Но пожилой офицер не склонен к философским рассуждениям и замечает: «Эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмешь пальцем».
Потом он примолвил, несколько подумав:
— Да, жаль беднягу. Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать. Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано.
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.
Этими словами роман заканчивается.
Смысл главы «Фаталист». Почему она завершает романа Лермонтова?
Критик Виссарион Белинский писал: «Вы читаете наконец «Фаталиста», и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая, которого он был свидетелем, хотя в нем вы не находите ни одной новой черты, которая дополнила бы вам портрет «героя нашего времени», но странное дело! вы еще более понимаете его, более думаете о нем, и ваше чувство еще грустнее и горестнее… Эта полнота впечатления, в котором все разнообразные чувства, волновавшие вас при чтении романа, сливаются в единое общее чувство. »
«Фаталист» играет в романе роль эпилога, объяснял литературовед Борис Эйхенбаум. Заключительный мирный разговор Печорина с Максимом Максимычем вносит в финал романа еще и ироническую улыбку, указывал он.
Игорь Петренко в роли Печорина. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)
Сюжет «Фаталиста» парадоксален. Вулич, которому предназначено умереть, избегает пули, когда стреляет себе в голову, но затем нелепо погибает от руки пьяного. Печорин бросается навстречу опасности, и остается жив. Все это заставляет героя задуматься о судьбе и свободе воли.
Стал ли Печорин в итоге фаталистом? С одной стороны, он прямо говорит, что готов ко всему, ведь «хуже смерти ничего не случится». С другой стороны, он по-прежнему во всем сомневается и не становится фаталистом в полном смысле слова. Для «Героя нашего времени» вообще характерны недосказанность и умолчание. Так и «Фаталист» обрывается почти на полуслове, оставляя читателя в философских раздумьях.
Это одна из вещей, который позволяют называть «Героя нашего времени» первым психологическим и первым философским русский романом (выражение Ираклия Андроникова).