почему питание можно изучать с помощью наблюдения
ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 2 Методы изучения биологии
Стр. 10. Вспомните
№ 1. Что изучает биология?
Биология – это наука, которая занимается изучением всех аспектов проявления жизни, а именно строения и структуры, происхождения и развития (историческое и индивидуальное), функционирования и распределения на Земле, а также взаимодействия друг с другом и с окружающей средой всех живых организмов на нашей планете.
№ 2. Какие измерительные приборы вы знаете?
Я знаю такие измерительные приборы: линейка и рулетка, часы (песочные, механические, электронные), термометр, секундомер, барометр, вольтметр, счетчик электрической энергии и прочие.
Стр. 11. Вопросы после параграфа
№ 1. Что такое метод? Каковы основные методы изучения природы?
Метод – это совокупность определенных, рационально направленных действий, которые необходимо предпринять с целью решения определенных задач или для достижения поставленных результатов.
Различают две группы методов: теоретические и практические. В основе теоретических методов лежит объяснение результатов, которые были получены в процессе наблюдения или проведения опытов. К практическим методам относятся: наблюдение и опыт (эксперимент).
№ 2. Что можно узнать с помощью наблюдений?
Наблюдение является одним из первых методов изучения природы, который использовали еще в древности. На сегодняшний день он остается важнейшим в научном познании, так как позволяет получить конкретные ответы на целенаправленно составленные вопросы. При помощи наблюдения можно узнать о многих закономерностях природы, например, о смене времен года, либо о смене дня и ночи. Также можно узнать о поведении различных видов животных в тех или иных условиях окружающей среды.
№ 3. Чем наблюдение отличается от эксперимента?
Наблюдение является методом познания, во время проведения которого наблюдатель только наблюдает за объектом исследования, изучает его свойства и фиксирует. Никаких действий он не осуществляет и ничего не добавляет от себя.
Эксперимент также является методом научного познания, но в процессе его выполнения изучаемые объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение постоянно контролируется, управляется и корректируется экспериментатором.
№ 4. Какие вы знаете измерительные приборы, не упомянутые в учебнике? Где их используют?
Я знаю такие измерительные приборы, как:
Барометр – измеряет атмосферное давление;
Амперметр – измеряет силу тока;
Вольтметр – измеряет напряжение между двумя точками электрической цепи;
Линейка – измеряет длину предмета;
Манометр – измеряет давление, которое отличается от атмосферного;
Спидометр – определяет числовое значение скорости;
Психрометр – определяет относительную влажность воздуха.
Стр. 11. Задание
№ 1. Расскажите о ваших наиболее интересных наблюдениях из жизни природы.
Одно из запоминающихся моих наблюдений – это наблюдение за паргелием. Это достаточно редкое явление, увидеть которое можно только зимой и только при ясной погоде, когда солнце расположено низко над горизонтом. Появляется оно из-за кристалликов льда, витающих в воздухе. Они, словно миллионы маленьких призм, через которые преломляются солнечные лучи. В результате такого преломления можно увидеть на небе сразу три солнца – одно настоящее, а два по бокам – двойники, словно отражения. Сфотографировать это явление бывает очень трудно, но наблюдение за ним вживую просто завораживает и вызывает бурю эмоций.
№ 2. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к наблюдениям.
Как метод исследования, наблюдение отличается от обычной фиксации событий, а потому находит свое отражение именно в требованиях, которые к нему предъявляются:
Точно определенная цель наблюдения;
Объективность отбора информации, которая будет «работать» на подтверждение гипотезы исследования;
Наличие емкого плана действий, в котором определяется и цель, и предполагаемый результат, и другие не менее значимые факторы (предмет, объект, единицы наблюдения, выявляемые параметры, способ регистрации наблюдаемого и прочее);
Разработка процедуры действий и формы фиксации получаемых результатов;
Учет возможных ошибок (их причины, способы минимизации);
Возможность измерения, сравнения и обработки полученной информации;
Достаточное и необходимое количество наблюдаемых признаков;
Стр. 11. Подумайте
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учёный? Какие качества вы хотели бы развить в себе?
На мой взгляд, настоящий ученый должен быть достаточно любознательным, увлеченным своим делом и терпеливым, чтобы любые исследования или наблюдения доводить до конца и получать желаемые результаты. В себе бы в дополнение к терпеливости я бы хотел развить такие качества, как: настойчивость в своих действиях, умение пережить неудачи, если не все происходит так, как планируется. Именно таким должен быть настоящий ученый, который предан своему делу.
© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]
Методы изучения природы
Для познания природных явлений большое значение имеет метод, которым пользуются учёные. Основными методами изучения естественных наук являются: наблюдение, эксперимент, измерение, о которых и пойдёт речь в нашем уроке.
Метод наблюдения является одним из самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо желание, терпение, и умение.
Французский энтомолог Жан Анри Фабр пользовался этим методом при изучении окружающих организмов, в частности насекомых.
Фабра часто замечали на природе, когда он неподвижно сидел и что-то рассматривал. Многим это занятие казалось странным. Проходящие мимо не могли понять, чем на самом деле занимался этот человек.
Однако, то, чем занимался Фабр, внесло большой вклад в науку. Его работы были не только оригинальны, но ещё и соответствовали высочайшим стандартам. Наблюдение за окружающими организмами на первый взгляд кажется простой работой. Иногда для того, чтобы понять те или иные явления, необходимы годы.
Например, некоторые исследования Фабра длились десятилетиями. Он изучал поведение жуков скарабеев почти 40 лет.
Жан Фабр писал о жуках, о гусеницах бабочек, о кузнечиках, однако его наибольшие симпатии были на стороне ос. Разгадывание их нравов стало делом жизни Фабра.
Благодаря своей наблюдательности он стал одним из лучших в мире знатоков насекомых.
Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.
Методом наблюдения пользуются не только биологи, но и учёные самых разных специальностей.
Зажжём свечу и понаблюдаем за пламенем, изучим его строение. Мы видим, что оно неоднородно по цвету. Пламя имеет три зоны.
Тёмная зона находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Тёмную зону окаймляет самая яркая часть пламени. Температура здесь выше, чем в темной зоне. Наиболее высокая температура в верхней части пламени.
Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместим лучинку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Лучинка сильнее обуглилась там, где попала в зоны с ярким и менее ярким пламенем. Значит, пламя там более горячее. Средняя часть пламени не самая горячая. Такое же строение пламени не только у свечи, но и у других горящих предметов.
Методом наблюдения пользуются при изучении физических явлений в атмосфере (газовой оболочке, окружающей нашу планету) и гидросфере (водной оболочке Земли).
Учёными ведутся наблюдения за землетрясениями, лавинами и другими природными явлениями.
Издавна основным методом астрономических исследований было визуальное наблюдение за небесными телами. Основным инструментом при этом является оптический телескоп.
В телескоп можно наблюдать за различными небесными телами: планетами, кометами, звёздами.
Все звёзды Вселенной имеют разный диаметр. И даже наше Солнце не самая огромная звезда, впрочем, и не маленькая.
Наблюдение за астероидами позволит подготовить и осуществить план по предотвращению столкновения. Известна масса случаев падения метеоритов на землю.
На территории ЮАР есть кратер Вредефорт, который оставил на память посетивший планету метеорит. Недалеко от места его падения сейчас находится город Вредефорт. Кратер занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Падение объектов размером в десятки километров может причинить общемировой ущерб, вплоть до гибели человечества.
Защита от астероидов включает в себя ряд методов, с помощью которых можно изменить траекторию околоземных объектов и предотвратить столкновение.
С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, приводит её в систему и ищет в этой информации какие-то закономерности.
Ещё один метод изучения естественных наук — эксперимент.
Слово «эксперимент» имеет латинское происхождение и на русский язык переводится как «опыт», «проба».
Немецкий биолог Густав Крамер экспериментально установил, что перелётные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звёздам.
Отловленных перелётных птиц Крамер посадил в клетку, стоявшую под открытым небом, и с наступлением прохладных осенних дней установил за ними постоянное наблюдение. Как только наступила пора перелётов, птицы стали вести себя беспокойно. Они безостановочно перепархивали в клетке с места на место, но при этом сохраняли определённое направление. В ненастную погоду такого предпочтительного направления не было, но стоило показаться солнцу, как птицы (а это были дневные мигранты) возобновляли попытки лететь в направлении своих обычных миграций.
Крамеру удалось убедительно доказать роль солнца и биологических часов в ориентации птиц.
Если солнце закрыть от птиц непрозрачным экраном и с помощью зеркала направить на них солнечные лучи с другой стороны, то менялось и направление полёта.
С помощью опытов изучают поведение животных. Все вы видели, как маленькие утята следуют за мамой уткой, куда бы она ни шла.
Эта связь между мамой уткой и утёнком осуществляется в момент насиживания и вылупления птенца.
Такая связь называется запечатлением. Самка во время насиживания яиц издаёт характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась крякающая мать.
Утята запечатляются не только на голос, но и на образ (внешность) матери.
Однако если в момент вылупления утки не оказывается рядом, утята могут запечатлиться с любым движущимся предметом. Это было доказано экспериментально.
Выведенных из яиц утят помещали вблизи модели утки. Искусственную утку перемещали по кругу. Увидев её, утята начинали следовать за ней.
Запечатление может произойти и с человеком. Если утята первым увидят его, они будут реагировать на него, как на свою мать, и всюду за ним следовать.
Немецкий этолог Карл фон Фpишем изучал способность медоносных пчёл различать цвета.
Приманку (сладкий нектар) помещали на квадрат определённого цвета, и вскоре насекомые садились на него и без приманки, безошибочно находя среди квадратов других цветов, даже если их меняли местами.
Проводя эти опыты, учёный обнаружил, что достаточно одной пчелы «разведчицы», которая появится на цветном блюдечке с сиропом, выставленном на открытом воздухе, чтобы вскоре после её возвращения в улей к этому блюдечку прилетело множество пчёл.
Этот опыт привёл к открытию у пчёл своеобразного языка — «языка танцев», с помощью которого пчёлы передают друг другу важную информацию.
Очень часто при изучении природы применяют метод измерения. При помощи весов, к примеру, можно определить массу тела.
Методом измерения было установлено, что лягушки впитывают воду через кожу. Древесную лягушку взвесили на весах и установили, что её вес равняется 95 граммам. После этого лягушку обернули мокрой тряпкой, и через час она весила уже 152 грамма.
Ни одна амфибия не пьёт воды обыкновенным способом, а всасывает её исключительно через кожу. Вот почему для них необходима близость воды или сырость.
Метод измерения также применяют для того, чтобы узнать, например, численность животных.
Учитывают общее количество и плотность зверей или птиц, рыб, имеющихся на конкретной территории.
Объектом учёта могут быть сами животные (учёт по встречам), норы и хатки. А также следы животных, заметные на снегу, а в определённых условиях и по чернотропу.
Численность птиц определяют весной по их голосам и гнездовьям.
Для постановки эксперимента часто необходимо специальное оборудование.
Физики при изучении электрических цепей применяют приборы для измерения напряжения, силы тока и электрического сопротивления.
Географы использую компасы — устройства, которые облегчают ориентирование на местности. С помощью компаса можно точно определить стороны света. В центре компаса располагается намагниченная стрелка (синий цвет которой показывает на север, а красный — на юг).
По окружности — циферблат с обозначенными сторонами горизонта. Сбоку — арретир. Это приспособление необходимое для закрепления подвижности стрелки.
Чтобы определить по компасу стороны горизонта, нужно отпустить арретир и установить компас горизонтально, как можно дальше от магнитов и металлических предметов, далее дождаться, пока указательная стрелка остановится и покажет сторону света. Синяя стрелка укажет на север, красная — на юг, слева будет запад, а справа — восток.
Химики в своих исследованиях также используют специальное оборудование. Простейшее из них — это, например, уже знакомый вам нагревательный прибор спиртовка и различная химическая посуда, в которой проводят и изучают превращения веществ, то есть химические реакции.
В биологии широко используются оптические приборы, которые позволяют во много раз увеличить изображение наблюдаемого объекта (увеличительное стекло, лупа) и микроскопы, позволяющие увидеть объекты, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.
P.S. Нам важно знать, по каким учебникам вы занимаетесь с детьми, чтобы темы в наших разработках полностью совпадали с теми, которыми пользуетесь вы. Поэтому предлагаем вам принять участие в небольшом опросе. В нём всего несколько пунктов, и много времени он не займёт. Зато вы точно будете уверены, что получите именно тот материал, который понадобится вам в работе.
Ссылка на участие в опросе:
Будем рады любым пожеланиям и предложениям.
На здоровье человека влияет множество факторов, основные из них — это генетика, экология, образ жизни и питание. И если первые два фактора мало поддаются корректировке, то питание и образ жизни — это то, что полностью зависит от вас.
В статье мы подробно остановимся на питании. Это неоднозначная тема, потому что существует множество стилей и систем питания, каждая из которых имеет своих последователей и защитников. Мы постарались собрать данные современных исследований, чтобы понять, какое питание считать здоровым и правильным.
Питание в современном мире — в чем его сложность?
С одной стороны, современная еда содержит множество пустых калорий, в которых нет полезных веществ. Зато в ней много искусственных добавок, которые делают эту пищу привлекательной и вкусной, позволяют ей долго храниться и быть относительно дешевой. Но назвать такую пищу полезной и правильной, конечно, нельзя.
С другой стороны, информация о правильном питании очень противоречива. Существует множество систем, каждая из которых имеет своих последователей и защитников: палео-диета, питание по группам крови, теория раздельного питания и многие другие. Но проблема в том, что ни одна из этих и других систем питания не имеет доказательной базы: провести длительное исследование (а по сути, эксперимент над людьми длиной в жизнь) крайне сложно.
Вместе с тем, каждую неделю публикуются новые и новые исследования: ученые то доказывают вред синтетических сахарозаменителей, то опровергают это предположение. Пример — знаменитый скандал вокруг аспартама (искусственный подсластитель).
Все это указывает на то, что информация о системах питания и пользе или вреде продуктов крайне противоречива.
Поэтому вопрос о том, каким именно должно быть правильное, остается открытым.
Как же питаться, чтобы быть здоровым?
Последняя тенденция диетологии — не изобретать новые системы, а признать, что нет универсальных для всех правил питания.
Да, идею о полноценном питании никто не отменял, но недавнее исследование * израильских ученых доказало, что «сбалансированность» для каждого человека своя.
«Мы склонны считать, что эпидемия ожирения и диабета развилась из-за того, что люди не следуют рекомендациям по правильному питанию. Однако, вполне возможно, часть проблемы кроется в том, что не все рекомендации универсальны».
Вот что говорит автор этого исследования,
биолог Эран Сегал (Eran Segal)
В процессе обмена веществ главную роль играют кишечные бактерии. У каждого человека их набор уникален, почти как отпечатки пальцев. Поэтому кто-то может без вреда для фигуры съесть целый торт, а другой набирает вес от одной конфетки. По всей видимости, из-за этого одному человеку подходит вегетарианское питание, а другой чувствует слабость и голод, если не съел привычную порцию животного белка. Поэтому лучшая система питания — это индивидуальный план, подобранный под нужды конкретного организма. Идеальную программу питания можно составить вместе с диетологом, предварительно посетив гастроэнтеролога и эндокринолога.
Тем не менее, существуют усредненные нормы потребления нутриентов. Например, суточная доза для взрослого человека:
Рассчитать норму КБЖУ (калорий-белков-жиров-углеводов) для конкретного организма довольно сложно, это зависит от пола, возраста, образа жизни человека и многих других факторов. Количество необходимых питательных веществ может меняться в зависимости от нагрузки, состояния организма, дня менструального цикла у женщин. Поэтому в идеале при выборе еды следует опираться на потребности своего организма, желания и на представления о пользе и вреде основных продуктов. Остановимся на этом подробнее.
Осознанность и сознательность
Именно в сочетании осознанности и сознательности лежит ключ к идеальному питанию, которое подходит именно вам и делает вас здоровым и энергичным.
Осознанность
Сознательность
Осознанность позволяет уловить чувство голода и насыщения, то есть питаться в соответствии с внутренними сигналами организма и не переедать.
Также она позволяет выбирать еду, которая наиболее подходит вам в данный момент времени. Например, жарким летом вам больше хочется овощных салатов, а холодной зимой — наваристый горячий суп.
В отсутствие осознанности люди едят все, что попадется под руку, переедают, чувствуют себя плохо после приема пищи.
Осознанность можно и нужно тренировать, например, медитировать.
Сознательность позволяет делать наилучший выбор, даже когда вам хочется съесть что-то вредное. Развивать сознательность можно, читая надежные источники информации, исследования, мнения экспертов. Вы проявляете сознательность в выборе пищи, когда:
В то же время одержимость здоровым питанием и маниакальное соблюдение всех «заповедей» правильного питания может привести к нарушению пищевого поведения — орторексии.
Если вы испытываете страх перед «вредной» едой, мучаетесь чувством вины после съеденного и испытываете много тревоги по поводу своего питания, это повод задуматься, являются ли ваши отношения с едой нормальными.
Почему важно поддерживать работу желудка
Около 80% всех иммунокомпетентных клеток организма локализовано именно в слизистой оболочке кишечника; около 25% слизистой оболочки кишечника состоит из иммунологически активной ткани и клеток; каждый метр кишечника содержит около 10 4 лимфоцитов. Иммунная система кишечника является самой крупной и сложной из всех существующих, в ней в 4–5 раз больше лимфоцитов, чем в крови. Это значит, что здоровье и сопротивляемость болезням в первую очередь зависят от работы желудка и кишечника.
Методы изучения природы
Урок 2. Естествознание 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Методы изучения природы»
Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы поговорим о методах изучения природы.
Для изучения естественных наук применяют самые разнообразие методы. («Методос» — с греческого означает «способ познания», «путь»). Основные методы изучения естественных наук — это наблюдение, эксперимент и измерение.
Первый метод, который мы с вами рассмотрим, ─ это наблюдение.
Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.
Сперва необходимо ответить на вопросы: когда, где, сколько по времени и зачем именно будет происходить наблюдение. Результаты наблюдений записываются. Записи можно делать в форме текста или таблицы.
Метод наблюдения является одним из самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо желание, терпение, и умение.
Например, французский энтомолог Жан Анри Фабр пользовался этим методом при изучении окружающих организмов, в частности насекомых.
Надо сказать, что изучению насекомых Фабр посвятил всю свою долгую жизнь. Не жалея времени и сил для наблюдения за осами, пчёлами, бабочками, жуками, он стал лучшим в мире знатоком насекомых. Некоторые исследования Фабра длились десятилетиями. Например, поведение жуков скарабеев он изучал почти 40 лет.
То, чем занимался Фабр, внесло большой вклад в науку. Свои открытия Фабр описал в книгах, которыми и сегодня восхищаются учёные и любители природы разных стран.
Методом наблюдения пользуются не только биологи, но и учёные самых разных специальностей, например астрономы.
В июле 1994 года телескопы всего мира были направлены в сторону Юпитера. Произошло событие, которое случается один раз в тысячу лет. С Юпитером столкнулись обломки кометы, летевшие с огромной скоростью.
С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, приводит её в систему и ищет в этой информации какие-то закономерности.
Но наблюдений в природе не всегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят эксперименты. Слово «эксперимент» имеет латинское происхождение и на русский язык переводится как «опыт», «проба».
Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Эксперимент включает в себя создание определённых условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. Условия, ход эксперимента и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм.
С помощью экспериментов можно, например, отличить одни вещества от других, а также узнать состав неизвестных веществ. Например, известно, что соли разных металлов при внесении их в пламя горелки окрашивают его в определённый цвет. Однако, данный метод может сработать только в том случае, если различаемые вещества по-разному меняют цвет пламени или же одно из них не меняет цвет вовсе.
Также при помощи экспериментов можно убедиться в том, что подавляющее большинство веществ при нагревании расширяется. Например, расширение небольшого стального шара, нагретого на газовой горелке, можно заметить по его прохождению через кольцо. Холодный шар легко проходит через кольцо, а нагретый застревает в нем. Когда шар остынет, он снова проходит через кольцо. Это объясняется тем, что при нагревании молекулы или атомы вещества начинают двигаться быстрее. В результате увеличивается среднее расстояние между атомами (молекулами).
С помощью опытов изучают поведение животных, их язык, память, способность находить дорогу.
Выяснено, например, что перелётные птицы во время своих путешествий ориентируются по солнцу и звёздам. Узнать это помогли очень интересные эксперименты немецкого учёного Густава Крамера.
Осенью и весной птиц содержали в специальной клетке, откуда они могли видеть солнце. Птицы поворачивались в ту сторону, куда они полетели бы, если бы были свободны. Когда с помощью зеркал учёный изменил направление солнечных лучей, как бы передвинул солнце, птицы повернулись вслед за ним. Так было доказано, что они ориентируются по солнцу.
Подобные опыты проводили и по ночам. Пока птицы видели ночное небо, они располагались в правильном направлении. Но вот их поместили в планетарий и стали менять расположение звёзд на искусственном небе.
И птицы, доверившись этому небу, поворачивались совсем не туда. Это означало, что они действительно ориентируются по звёздам.
Экспериментально немецкий этолог Карл фон Фpиш доказал, что медоносные пчёлы способны различать цвета.
Приманку (сладкий нектар) он помещал на квадрат определённого цвета, и вскоре насекомые садились на него и без приманки, безошибочно находя среди квадратов других цветов, даже если их меняли местами.
Проводя эти опыты, учёный обнаружил, что достаточно одной пчелы «разведчицы», которая появится на цветном блюдечке с сиропом, выставленном на открытом воздухе, чтобы вскоре после её возвращения в улей к этому блюдечку прилетело множество пчёл.
Этот опыт привёл к открытию у пчёл своеобразного «языка танцев», с помощью которого пчелы передают друг другу важную информацию.
Очень часто при изучении природы применяют ещё один метод — измерение. Измеряют, к примеру, размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определённых явлений.
При помощи весов, к примеру, можно определить сколько воды поглотила лягушка через кожу. Древесную лягушку взвесили на весах и установили, что её вес равняется 95 граммам. После этого лягушку обернули мокрой тряпкой, и через час она весила уже 152 грамма.
Метод измерения также применяют для того, чтобы узнать, например, численность животных. Учитывают общее количество и плотность зверей или птиц, рыб, имеющихся на конкретной территории.
Объектом учёта могут быть сами животные (учёт по встречам), норы и хатки.
А также следы животных, заметные на снегу, а в определённых условиях и по чернотропу.
Численность птиц определяют весной по их голосам и гнездовьям.
Для постановки эксперимента часто необходимо специальное оборудование. Физики при изучении электрических цепей применяют специальные приборы. Например, для измерения силы тока используют амперметр. Вольтметр ― для определения напряжения или электродвижущей силы в электрических цепях. Прибор для измерения силы или момента силы ― динамометр.
Географы используют компасы — устройства которые облегчают ориентирование на местности. С помощью компаса можно точно определить стороны света.
Посмотрим, как он устроен. В центре компаса располагается намагниченная стрелка (синий цвет показывает — на север, а красный — на юг).
По окружности ― циферблат с обозначенными сторонами горизонта. Сбоку ― арретир (это приспособление необходимое для закрепления подвижности стрелки).
Чтобы определить по компасу стороны горизонта, нужно отпустить арретир и установить компас горизонтально как можно дальше от магнитов и металлических предметов, далее дождаться, пока указательная стрелка остановится и покажет сторону света. Синяя стрелка укажет на север, красная ─ на юг, слева будет запад, а справа ─ восток.
С древних времён географы использовали бинокли ― приборы для стереоскопического наблюдения удалённых объектов. Барометр, который необходим для измерения атмосферного давления. Он может предсказывать бурю. Термометр служит для измерения температуры, одной из важнейших составляющих географического исследования.
Химики в своих исследованиях также используют специальное оборудование. Простейшее из них — это, например, уже знакомый вам нагревательный прибор спиртовка, которая применяется в химических и школьных лабораториях для подогрева и плавления материалов, для нагрева небольших лабораторных сосудов.
Также химики используют и различную химическую посуду, в которой проводят и изучают превращения веществ, то есть химические реакции. Пробирки представляют собой стеклянные трубки, запаянные с одного конца. Их обычно используют для опытов небольшим количеством веществ. Химические воронки используются для переливания жидкостей, переноса порошков, фильтрования при помощи вкладного фильтра. Химические стаканы с носиком и без него используются для переливания или хранения каких-либо веществ, например дистиллированной воды. В лаборатории также широко применяются различные колбы, которые нужны для хранения многих веществ и проведения различных химических операций. Фарфоровые ступки и пестики используются для измельчения отдельных веществ или их смеси до определённой степени помола.
В биологии широко используются оптические приборы, которые позволяют во много раз увеличить изображение наблюдаемого объекта: увеличительное стекло, лупа.
Микроскопы, позволяющие увидеть объекты, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза. С помощью светового микроскопа можно видеть детали, расстояние между которыми составляет до 0,2 мкм.
Например, если посмотреть на срез арбуза, то можно заметить множество шарообразных пузырьков — это клетки. У арбуза они очень крупные и видны в лупу.
Если посмотреть на клетки в микроскоп, то мы можем увидеть многие клеточные структуры.
Также для исследования в биологии использую лабораторное оборудование. Например, чашку Петри — прозрачный лабораторный сосуд в форме невысокого плоского цилиндра, который закрывается прозрачной крышкой подобной формы, но несколько большего диаметра. Чашка широко используется в микробиологии для культивирования колоний микроорганизмов. Для этого её заполняют слоем питательной среды, на который производят посев культуры микроорганизмов.
Итак, сегодня на уроке вы узнали о том, что для познания природных явлений большое значение имеет метод. Основными методами изучения естественных наук являются: наблюдение, эксперимент и измерение.