почему по мнению автора текста на опушке леса можно увидеть много следов человека и животных
Почему по мнению автора текста на опушке леса можно увидеть много следов человека и животных
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3−5 текста. Запишите ответ.
(1)На опушке леса в ветхом доме жила одинокая женщина. (2)Она переехала туда недавно из-за любви к природе.
(3)Однажды женщина услышала стрельбу и лай собак. (4)Она выбежала на улицу и увидела, что свора собак окружила маленького волчонка, а за ними с ружьём бежит егерь. (5)Стрельбой он пытался разогнать собак.
(6)Вера вспомнила, что к ужину разделывала птицу. (7)Надеясь на то, что свежее мясо привлечёт собак, она влетела на кухню, схватила приманку и кинулась во двор. (8)Позвав
собак, бросила мясо в кусты. (9)Уловка сработала. (10)Пока собаки делили мясо, женщина схватила на руки волчонка и убежала в дом.
(11)Егерь пошёл за ней. (12)Он сказал: «Браконьеры убили мать малыша, и в лесу волчонок обречён на гибель». (13)Вера пожалела маленького зверька и оставила его у себя. (14)С тех пор всю свою доброту, ласку и любовь она отдавала питомцу.
(15)Прошло много лет, волчонок вырос и превратился во взрослого и умного зверя. (16)Однажды он спас хозяйку. (17)Как-то раз в дом, в котором в то время находилась Вера,
забрались грабители, но охранник был начеку. (18)Он испугал злоумышленников. (19)Волк стал женщине верным и преданным другом. (20)Не бойтесь делать добро, и оно к вам вернётся. (21)Если бы женщина не спасла волчонка, а испугалась нрава этого животного, она бы в старости осталась одинокой.
Почему по мнению автора текста на опушке леса можно увидеть много следов человека и животных
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Способность птиц летать всегда привлекала человека. (2)Птицы машут крыльями и летят: одни тише, другие быстрей. (3)Есть птицы, которые могут летать, не двигая крыльями, − они паря́т. (4)Орлы и грифы на восходящих потоках воздуха способны подняться под облака, не взмахнув ни разу крылом. (5)Альбатросы, буревестники и чайки часами паря́т над океаном. (6)У парящих птиц большие крылья — либо очень длинные, либо очень широкие. (7)У птиц, живущих в лесу — глухарей, синиц, дятлов, — крылья широкие и короткие. (8)С такими крыльями удобно лавировать среди густых ветвей. (9)А у птиц, которые далеко и быстро летают — у стрижей, ласточек, куликов, − наоборот, крылышки узенькие и длинные.
(10)Почти все птицы — хорошие летуны. (11)Ракетой взлетает из-под ног фазан. (12)Стрелой проносится через поляну ястреб. (13)Камнем падает на добычу сокол. (14)Орлы показывают фигуры высшего пилотажа: «бочки», «мёртвые петли», «пикирование». (15)А крошечный колибри может лететь даже стоя, спиной вперёд! (16)Вот что значат для птицы крылья!
(17)Неудивительно, что с древних времён человек хотел научиться летать. (18)Икар, герой древнегреческого мифа, поплатился жизнью, решив полететь на сделанных его отцом крыльях. (19)Леонардо да Винчи, знаменитый итальянский художник и учёный, изобретатель, в эпоху Возрождения создал чертежи многих летательных аппаратов, но полететь, как птица, так и не смог. (20)Лишь в конце девятнадцатого века исследования увенчались успехом, и теперь мы летаем на самолётах и хоть немного представляем, что чувствует в полёте птица.
Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что люди в разное время мечтали научиться летать, как птицы? Запишите ответ.
Ответ может быть сформулирован так:
Древнегреческий герой Икар погиб, полетев на сделанных его отцом крыльях, а Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения создавал чертежи летательных аппаратов.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
Почему по мнению автора текста на опушке леса можно увидеть много следов человека и животных
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что волк спас хозяйку? Запишите ответ.
(1)На опушке леса в ветхом доме жила одинокая женщина. (2)Она переехала туда недавно из-за любви к природе.
(3)Однажды женщина услышала стрельбу и лай собак. (4)Она выбежала на улицу и увидела, что свора собак окружила маленького волчонка, а за ними с ружьём бежит егерь. (5)Стрельбой он пытался разогнать собак.
(6)Вера вспомнила, что к ужину разделывала птицу. (7)Надеясь на то, что свежее мясо привлечёт собак, она влетела на кухню, схватила приманку и кинулась во двор. (8)Позвав
собак, бросила мясо в кусты. (9)Уловка сработала. (10)Пока собаки делили мясо, женщина схватила на руки волчонка и убежала в дом.
(11)Егерь пошёл за ней. (12)Он сказал: «Браконьеры убили мать малыша, и в лесу волчонок обречён на гибель». (13)Вера пожалела маленького зверька и оставила его у себя. (14)С тех пор всю свою доброту, ласку и любовь она отдавала питомцу.
(15)Прошло много лет, волчонок вырос и превратился во взрослого и умного зверя. (16)Однажды он спас хозяйку. (17)Как-то раз в дом, в котором в то время находилась Вера,
забрались грабители, но охранник был начеку. (18)Он испугал злоумышленников. (19)Волк стал женщине верным и преданным другом. (20)Не бойтесь делать добро, и оно к вам вернётся. (21)Если бы женщина не спасла волчонка, а испугалась нрава этого животного, она бы в старости осталась одинокой.
Определите и запишите основную мысль текста.
Не бойтесь делать добро, и оно к вам вернётся.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3−5 текста. Запишите ответ.
Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
В предложениях 8−10 найдите слово со значением «хитрый приём, применяемый с целью достигнуть чего-нибудь». Выпишите это слово.
В предложениях 15−17 найдите антоним к слову «глупый» и выпишите его.
Антонимы — слова с противоположным значением.
Ответ: умного ИЛИ умный.
Волк испугал грабителей, которые забрались в дом, когда там находилась хозяйка.
Почему по мнению автора текста на опушке леса можно увидеть много следов человека и животных
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Емеле нужно было добыть в лесу именно молодого телёнка? Запишите ответ.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
(1)Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил. (2)Никак Гришутка с зимы поправиться не мог.
(3)— Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.
(4)— Добуду. — обещает старик.
(5)Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось. (6)И разве в просьбе дело! (7)Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.
(8)Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.
(9)«Лыско, ищи их, голубчик!» — думал Емеля, ползком подбираясь к рощице.
(10)Тот, как тень, полз за хозяином. (11)Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом. (12)Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал. (13)Это был маленький прехорошенький оленёнок. (14)Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками. (15)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился.
(16)И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю. (17)А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные. (18)Точно что оборвалось в груди у старого Емели. (19)Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
(20)— Гляди, как драпанул. — сказал старик, улыбаясь. (21)— Эх, беду грехом не лечат! (22)Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13—14 текста. Запишите ответ.
В предложениях представлено описание. Описание – это тип текста, в котором называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени.
В предложениях 2—5 найдите слово со значением «тщетно, бесполезно, безрезультатно». Выпишите это слово.
В предложении 5 есть слово «напрасно», которое имеет значение «тщетно, бесполезно, безрезультатно».
В предложениях 16—19 найдите антоним к слову «медленно» и выпишите его.
Антонимы — это слова с противоположным значением.
В предложении 19 есть слово «быстро», которое является антонимом к слову «медленно».
Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста:
Нельзя причинять горе другим, чтобы спасти от беды своих близких (И/ИЛИ Емеля не смог загубить молодую жизнь, поняв, что оленёнок — такое же дитя, как и его внук).
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
Ответ может быть сформулирован так:
Внук попросил (ИЛИ Гришутка ослаб из-за болезни и нуждался в мясе молодого животного).
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
Почему по мнению автора текста на опушке леса можно увидеть много следов человека и животных
1.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ № 4
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
На д..рог.. л..жит мя(г/х)кая и тёплая(3) пыль. Так чудес..но шлёпать по ней б..сыми н..гами. Ещё х..р..шо бегать по густой и ни(з/с)кой тр..ве. Она ра(з/с)ст..лает..ся по з..мле, как пуш..стое одеяло.
А на просеках (не)ра(з/с)бежиш..ся. (З/с)десь одни ч..рные пни но можно увид..ть з..лёных ящериц. Ящериц.. обитатели к..рней(1). Они очень инт..рес..ные но мы (не)стан..м их л..вить. Ящериц.. пугают..ся и сбрасывают свои хвосты.(4) Это, должно быть, неудобно бол..но. Кто привык ж..ть с хв..стом, тому т..жело его бр..сать.
Куда же они уб..гают(2) без хв..стов Наверное, к (В,в)олге. В в..де с лё(г/х)кост..ю заж..вают царапины. Окунёш..ся в воду — всё пройдёт!
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Банты, инструменты, каталог, облегчит.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Охотник видел в дальнем лесу медведицу и маленьких медвежат.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам охотников Подмосковье славится своими лесами
2) Охотники сказали что Подмосковье славится своими лесами
3) Много ли в Подмосковье охотничьих и рыболовных мест
4) Охотники утверждают Подмосковье славится своими лесами
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Мальчики любят собирать различные модели ле́го.
2) Прочитай-ка ты сначала инструкцию по сборке моделей.
3) Сначала мальчики изучают инструкцию по сборке ле́го.
4) Сначала ребята прочтите инструкцию по сборке модели.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) По дорожкам бегут муравьи и тащат насекомых во много раз больше себя.
2) Целый день и даже ночь муравьи строят своё жильё.
3) Вода скатывается с круглой крыши и поэтому дождика муравьи не боятся.
4) Муравьиные тропинки петляют в траве и потом разбегаются по лесу.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12
(1)Мама задержалась в городе. (2)Увидев Алину и Динку с заплаканными глазами, она тревожно спросила, что у них стряслось. (3)«Ничего, это мы подумали, что с тобой что-нибудь случилось», – ответила Алина.
(4)Мама успокоилась и напомнила дочкам, что те вообще любят плакать по всякому поводу. (5)Обиделись – заплакали, поссорились – заплакали. (6)Просто неиссякаемые колодцы какие-то! (7)Мама говорит, что человек плачет, когда случается горе или ему жаль кого-нибудь, а помочь не может и не плакать не может – так тяжело ему. (8)Сама она старается не плакать, хотя всяких неприятностей в жизни хватает. (9)Алина, прижимаясь к маме щекой, замечает, что взрослые вообще редко плачут. (10)Но мама продолжает убеждать дочерей, ведь маленькие тоже когда-нибудь станут взрослыми. (11)Она уверена: надо растить себя крепкими, стойкими, иначе останешься ны́тиком на всю жизнь. (12)Есть такие люди на свете, которые вечно хнычут и жалуются, с ними неприятно общаться.
(13)Динка весело замахала рукой и сказала, что ревёт, когда захочет, особенно от злости или жалости. (14)А иногда ещё и ногами, и руками дрыгает. (15)Алина захохотала, представив себе такую странную картину: валяется взрослая тётенька, руками и ногами дрыгает и ревёт не своим голосом. (16)Мама тоже весело засмеялась, но твёрдо стояла на своём.
(17)Маме так хочется, чтобы девочки поняли: человек должен уметь сдерживаться, слёзы очень редкая и дорогая вещь, их не льют, как воду. (По В. Осеевой)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Почему, по мнению автора текста, мама девочек считает, что надо учиться сдерживать себя с самого детства? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 16–17 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 11–12 найдите слово со значением «слезливо жаловаться, издавать ноющие звуки». Выпишите это слово.
12. В предложениях 7−9 найдите антоним к слову «часто» и выпишите его.
Текст 1.
На дороге лежит мягкая и тёплая(3) пыль. Так чудесно шлёпать по ней босыми ногами. Ещё хорошо бегать по густой и низкой траве. Она расстилается по земле, как пушистое одеяло.
А на просеках не разбежишься. Здесь одни чёрные пни, но можно увидеть зелёных ящериц. Ящерицы – обитатели корней(1). Они очень интересные, но мы не станем их ловить. Ящерицы пугаются и сбрасывают свои хвосты.(4) Это, должно быть, неудобно, больно. Кто привык жить с хвостом, тому тяжело его бросать.
Куда же они убегают(2) без хвостов? Наверное, к Волге. В воде с лёгкостью заживают царапины. Окунёшься в воду – всё пройдёт! (По В. Осеевой)
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная).
Фонетический разбор
Морфемный разбор (по составу)
Морфологический разбор
тёплая(3) (пыль)
1) тёплая (пыль) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: пыль (какая?) тёплая;
2) начальная форма – тёплый; в единственном числе, в женском роде, в именительном падеже;
3) в предложении является определением.
Синтаксический разбор предложения
Ящерицы пугаются и сбрасывают свои хвосты.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: ящерицы (подлежащее), пугаются (и) сбрасывают (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (сбрасывают) хвосты − дополнение; (хвосты) свои − определение
3. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Ба́нты, инструме́нты, катало́г, облегчи́т
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
Содержание верного ответа:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Охотники утверждают: «Подмосковье славится своими лесами».
2) составление схемы предложения: А: «П».
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Сначала, ребята, прочтите инструкцию по сборке модели.
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ
Обращение.
ИЛИ
Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Вода скатывается с круглой крыши, и поэтому дождика муравьи не боятся.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ
В предложении две грамматические основы.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
8. Определите и запишите основную мысль текста. Основная мысль текста:
Человек должен уметь сдерживаться, слёзы – это очень редкая и дорогая вещь, их не льют, как воду.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
9. Почему, по мнению автора текста, мама девочек считает, что надо учиться сдерживать себя с самого детства? Запишите ответ.
Ответ может быть сформулирован так:
Мама девочек считает, что маленький тоже станет взрослым, поэтому надо растить себя крепким, чтобы не остаться ны́тиком на всю жизнь.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 16–17 текста. Запишите ответ.
Тип речи:
рассуждение.
11. В предложениях 11–12 найдите слово со значением «слезливо жаловаться, издавать ноющие звуки». Выпишите это слово.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Правильный ответ:
хнычут; хныкать.
12. В предложениях 7−9 найдите антоним к слову «часто» и выпишите его.
Правильный ответ:
редко.