почему психологию можно назвать плюралистической наукой
Плюрализм психологического знания
Плюрализм (лат. – множественный) – философское идеалистическое учение, согласно которому мир состоит из множества самостоятельных, независимых духовных сущностей.
Суждения о предмете психологии достаточно противоречивы. С момента оформления психологии как отдельной науки появляется большое количество программ, предлагающих свой взгляд на предмет психологии, ее методы. В период кризиса зарубежной психологии 10-30-х гг. 20 века появляются ряд теорий, также предлагающих свою видение психологии как науки.
Наиболее широкое определение психологии дал Вильям Джеймс: «Психология – это наука о психической жизни».
Ряд подходов в определении предмета психологии:
· В. Вундт (1879 г.) – сознание
· Психоанализ (1900) – бессознательное
· Бихевиоризм (1913 г.) – поведение
· Когнитивная психология – человеческое познание
· А.Н. Леонтьев: «Психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, деятельности живых индивидов» (1973 г.).
· С.Л. Рубинштейн – содержание внутренней жизни человека, непосредственно данное ему в ощущениях, образах, мыслях, чувствах и др. субъективных проявлениях.
Таким образом, психология включает в себя многообразие представлений о своем предмете.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности.
Или, наука, изучающая феномены и объективные закономерности психики (феномен – явление).
Или, наука о фактах, закономерностях и механизмах психики.
Психика – интегральное обобщающее понятие психологии, призванное охватить всю совокупность специфических феноменов и закономерностей, выявленных и установленных в ходе многочисленных исследований.
Психика – это:
· свойство высокоорганизованной материи (мозга),
· заключающееся в активном отражении объективного мира,
· построении психического образа этого мира
· и саморегуляции на основе этого образа своего поведения и деятельности.
Данное определение построено на основе диалектического материализма (единство материализма и диалектики):
· материализм – научное философское направление, признающее что мир по своей природе материален, познаваем, материя существует вне и независимо от сознания, материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично.
· диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей.
Дзержинский филиал РАНХиГС
Тесты для проведения итогового контроля
Группа _________
ФИО__________________________________________________________
Дата тестирования: Время тестирования:
Дисциплина: Психология
Время выполнения теста: 45 минут
Количество заданий: 30
Вариант 1
1. Почему психологию можно назвать плюралистической наукой?
а) Авторы получают данные, которые не всегда хорошо согласуются между собой.
б) В рамках психологии сосуществуют подходы, основывающиеся на различных, не сводимых друг к другу парадигмах.
в) Решения о том, считать ли некоторую гипотезу обоснованной, принимаются на Всемирных психологических конгрессах закрытым голосованием.
2. Метод психологии, дающий возможность изучать взаимоотношения в группе и коллективе:
а) тест
б) беседа
в) интервью
г) социометрия
д) аннотирование
3. Метод психологии, при помощи которого возможно получение интересующей информации об объекте, посредством письменного ответа на заранее продуманные и целенаправленные вопросы:
а) тест
б) беседа
в) интервью
г) социометрия
д) аннотирование
4. Определение эмпирической психологии принадлежит:
а) Г. Лейбницу
б) Б. Спинозе
в) Х. Вольфу
г) Дж. Локку
5. Как А.Н. Леонтьев назвал феномен, заключающийся в том, что действие, существующее в рамках определенной деятельности, становится самостоятельной деятельностью?
а) Автономизация
б) Автоматизация
в) Сдвиг мотива на цель
6. Что, по А.Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики?
а) Понимание речи.
б) Наличие нервной системы.
в) Способность к образованию реакции на нейтральные стимулы, которые служат сигналами биологически значимых стимулов.
7. Ощущение – это
а) Сложный психический процесс, который является чувственным отображением объективной реальности
б) Простой психический процесс, направленный на отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств
в) целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств
8. Процесс восприятия также называется:
а) сенсорикой
б) перцепцией
в) эйдейтизмом
г) депривацией
д) гомеостазом
9. Внимание – это
а) процесс воспроизведения прошлых образов
б) процесс сохранения информации
в) направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида
а) психический познавательный процесс, направленный на сохранение информации
б) психический познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание той или иной информации
в) психический познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение, воспроизведение той или иной информации
г) это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности
11. Воображение – это
а) психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
б) психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
а) процесс обобщенного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного
б) психический процесс, связанный с отражением окружающей действительности
в) процесс обобщенного и опосредствованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного
13. Речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека называется
а) внутренней
б) внешней
в) монологической
г) диалогической
14. Согласно теории научения, речь развивается в результате:
а) обучение
б) проб и ошибок
в) последовательных приближений
г) подражания «родительской модели»
д) интериоризации чувственного языка
15. Определите вид речи, смысл которой понятен благодаря конкретной ситуации
а) письменная речь
б) монологическая речь
в) ситуативная речь
г) эгоцентрическая речь
д) диалогическая речь
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
5. Круг явлений, изучаемых психологией
В связи с тем что психология, как и любая другая наука, имеет дело с теоретическим отражением действительности, встает вопрос о том, какие явления считать областью компетенции психологии, а какие исключить из ее проблемного поля. Безусловно, по самому своему определению, психология должна заниматься психическими явлениями. А какие явления можно отнести к области психических? Толкование психического как особой формы активного субъективного отражения действительности, восходящая к марксистскому пониманию психики как свойства высокоорганизованной материи, предполагает, что психические явления возникают на границе встречи (или столкновения) идеального и материального, социального и индивидуального, символического и предметного миров. Именно на этой границе (в единстве сознания и деятельности) исследователь преодолевает понимание психики как «вещи в себе» ^трансцендентного объекта, не доступного познанию, — в терминологии Канта) и получает возможность научного освоения психической реальности. Таким образом, логично описывать круг явлений, изучаемых психологией, в соотношении со сферами реальности, отражением которых они являются.
Психика может отражать четыре своеобразных «мира»: физический мир, социальный мир, мир культуры и психологический мир самого субъекта. Эти «миры» могут быть отражены психикой в различных формах: в формах процессов ощущения, восприятия, памяти, переживания, мышления, воображения. Причем один и тот же объект может выступать для носителя психики как референт разных миров. Например, живописное полотно абстракциониста предстанет неподготовленному зрителю конфигурацией цветовых пятен (физический мир), торговцу — товаром, обладающим определенной ценой (социальный мир), а ценителю искусства — источником эстетического наслаждения (мир культуры).
Психологические феномены существуют как в субъективных формах (т.е. осознаются и/или переживаются субъектом психической жизни), так и проявляются объективно во внешне регистрируемых изменениях ряда показателей (т.е. косвенно открываются наблюдателю). Предметом изучения может быть процессуальная и результативная стороны психологических явлений. Например, при процессуальном анализе мышления предметом изучения становится объективная и субъективная составляющая самой динамики решения задачи, а при анализе результатов — содержательные психологические характеристики гипотез, идей, концепций, понятий, возникающих в ходе решения. Эмоциональный процесс может быть рассмотрен как динамическая смена внутренних душевных (субъективных) переживаний, сопровождающихся объективными показателями (дрожание рук, учащение дыхания, изменение мимики и т.д.), или же в центр исследования помещается его продукт — аффект, эмоция, чувство.
Общая характеристика психологии как науки. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.
Основные значения термина «психология». Источники психологического знания. Сравнительные особенности житейской и научной психологии.
В самом широком смысле, психология – это наука, изучающая психику.
В более узком, психология — это наука об особенностях внутреннего мира человека (Вундт 1897г).
Однако подобных определений много, потому что много направлений психологии, изучающих разные предметы и, исходя из их специфики, дающих свои определения. Например, бихевиористы, считавшие, что психология — это наука о поведенческих фактах и научении.
Источники психологического знания:
· Социум (в смысле, окружающие люди – семья, школьный класс)
· Культура (как конечный результат человеческой деятельности, в том числе книги, произведения искусства, т.п.)
· это факты своего или чужого сознания
Научная психология отличается от житейской следующим:
· стремится быть универсальным знанием, а не ситуативным объяснением явлений психики
· использованием научно й терминологии
· научное знание передается с помощью научной литературы, житейское – из уст в уста
· рациолизована, а не интуитивна
· методами: в житейской – наблюдение и размышление; в научной – еще и экперимент
Научное знание базируется на житейском, возникает из него и проверяется им на конечном этапе.
Ожидаемые вопросы:
Что такое психика? (Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое живому организму для активной деятельности в нем и управления своим поведением.)
Сферы и методы деятельности психолога.
· Исследование (методы сбора данных), в рамках которого используются методы:
1. наблюдение (включенное, стороннее т.е. в качестве пассивного\активного участника события).
2. эксперимента (помогает проследить следственные связи) — касательно сбора информации и методы аналитической статистики и моделирования — при работе с ней.
3. генетическое или генеалогическое исследование – исследование родословных для выделения склонностей, характерных для представителей рода.
4. этнографический (человек как единица группы со сходными факторами)
5. case study – исследование биографий
· Исследование (методы обработки данных)
1. Аналитическая статистика
2. Моделирование
· Психодиагностика, т.е. измерение психологических свойств и представление их в числах. Метод – тест (открытый, закрытый, ).
[позволяет проследить корелляционные связи]. Виды: опросники, тесты навыков, графические тесты, проективные тесты.
· Психотехника— работа со своей или чужой психикой.
· Воздействие –психотерапия, консультирование, коррекция.
Ожидаемые вопросы:
· Привести примеры психотехник
· Свойства тестов, проблема тестов (св-ва: валидность, надежность, краткость, стандартизированность; виды: по предмету, по форме подачи материала).
· Особенность эксперимента [казуальные связи, …]
Общая характеристика психологии как науки. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.
Психология — очень молодая, плюралистическая и интегративная наука на стыке гуманитарных и медицинских наук, поэтому многогранна. В ней находят свое место элементы социологии, физиологии, педагогики, философии и прочие науки. Это, а также специфика предмета и областей применения психологии как науки обуславливают специфику психологического знания, которая в следующем:
· индивидуальность в его применении
· непонятность предмета исследования
· потребность в соотношении житейского и научного знания
· работая со знанием, мы изменяем его
· неидеальность методов, потребность творческого подхода при использовании знания
· предполагает особый взгляд на действительность и работу с ней
· слитость субъекта и объекта
Из отраслей можно назвать:
Ожидаемые вопросы:
· рассказать о выбранной отрасли психологии
· проблемы психологии как науки
Развитие представлений о сознании. Поток сознания и его характеристики (У. Джемс).
Теория потока сознания Джемса — это альтернатива вундтовской (перцепция-апперцепция) модели строения сознания. Он уподобляет сознание не труппе актеров, и лучу света-внимания, выхватывающему нескольких из них, а всей сцене, на которую актеры приходят и с которой уходят, которая не может пустовать. По Джемсу сознание непрерывно меняет свои состояния, то есть образы сменяют друг друга постоянно и повторение предыдущего образа невозможно, так же, как невозможно дважды войти в одну и ту же воду в реке.
Джемс также указывал, на несовершенство метода интроспекции, так как он позволяет исследовать только определенные статичные его составляющие, то есть как бы флажки на дороге, а не саму дорогу, которую можно описать промежутком между состояниями сознания, т.к. эти мысли-связки минуют сознание
Им были выделены черты сознания:
· каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания;
Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии
Этой теории потока в последствие начали придерживаться гештальтисты.
Ожидаемые вопросы:
· Специфика интроспекции Джемса (расчленение на элементарные ощущения, отказ от использования внешних терминов при описании ощущений)
· Что такое ошибка стимула? (описание стимула, а не ощущения)
№ 8 Метод интроспекции и самонаблюдение. Возможности и ограничения метода интроспекции. Проблема объективности метода исследования.
Метод интроспекции был придуман, отталкиваясь от локковской рефлексии. Использовался последователями психологии сознания, однако показал себя несостоятельным из-за ряда особенностей. Метод интроспекции хоть и давал возможность выявить факты сознания и проследить в малом количестве причинные связи, но был абсолютно субъективен и бесполезен для развития психологии как науки. Огромную критику вызывала эта далекость психологии сознания от общепринятого в других науках, типа физики, объективного экспериментального метода. За это интроспекционистов не любили, а психологию отказывались считать серьезной наукой.
Плюсы интроспекции:
· непосредственная данность фактов сознания,
· закрытость от внешнего наблюдения,
· чистые факты сознания – усмотрение каузальных связей, при самых строгих условиях предъявления
Минусы интроспекции:
· Удвоение сознания
· Опытные испытуемые + специальное обучение
· Недоступность несловесного опыта
· Ошибка стимула
· Невозможность повторить результаты исследований
Метод самонаблюдения отличается от интроспекции следующим:
Ожидаемые вопросы:
Основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон).
Психология поведения — бихевиоризм заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название “бихевиоризм” (от англ. behaviour—поведение).
Публикация Дж. Уотсона “Психология с точки зрения бихевиориста” относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии. Психология сознания занималась проблемами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов. Еще одно основание: Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод. Предметом психологии становится поведение. Поведение – любая двигательная активность субъекта. Уотсон говорит, что причина явления — внешнее воздействие, которое его вызвало. Нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего он использует понятие стимула и предлагает следующую знаменитую формулу: S—R (стимул — реакция). Значит поведение – это система реакций. Затем он делает следующий шаг: объявляет отношение S —R единицей поведения и ставит перед психологией следующие ближайшие задачи:
Поведение экспрессивное
— выявить и описать типы реакций;
— исследовать процесс их образования;
— изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения.
Требование объективности метода исследования (наблюдаемость показателей, повторяемость результатов, независимость от исследователя)
Поведение — новый предмет психологии St => R
Стимул — внешнее, измеряемое воздействие
Задачи науки: от стимула к реакции и от реакции к стимулу, врожденные и приобретенные реакции, эксперименты над детьми (проблемный ящик Торндайка, экспериментальный лабиринт)
Поток сознания заменяется потоком активности
Поведение – то, что доступно объективно
законы, управляющие поведением, управление поведением, объяснение поведения, прогнозирование, накопление массива наблюдений
Мышление – вид поведения, редуцированная речь
Сознание возникает тогда, когда рефлексы и инстинкты не в состоянии сохранить организм
S(внешнее воздействие) – R(мышцы или железы)
Врожденные и приобретенные реакции (обуславливание)
бихевиоральная терапия – снятие негативной реакции на стимул
1) прочность условной реакции зависит от интенсивности подкрепления и кол-ва сочетаний
2) генерализация (одинаковая реакция на похожие стимулы), а затем дифференциация (реакция на определенный стимул)
3) при отсутствии подкрепления сначала угасание, затем возможно спонтанное восстановление
Интегрирование – один стимул – несколько реакций
Эдвард Торндайк – «Проблемная клетка»: Голодная кошка в клетке. Еда за пределами клетки. Рычаг для открытия клетки замаскирован в полу: постепенное снижение активности в направлении рычага. Кошка научается открывать клетку. Теория «проб и ошибок» — случайное движение и закрепление удачных попыток.
Подкрепляется респондентное поведение
№ 10 Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной, целенаправленность и целостность поведения (Э. Толмен).Изменение принципа объективности: «объективно то, что необходимо для объяснения»
Поведение не сводится к выработке двигательных навыков
у 1 первой группы испытуемых нет стимула. Во второй экспериментальной ситуации на выходе стимул и 1 группа имела опыт пребывания в лабиринте. А 2 группа была новичком. По размышлению бихевиористов обе группе должны были прийти одновременно. Одинаковый стимул, одинаковая реакция. 1 группа пришла быстрее. Когнитивные карты
St => V => R, V — промежуточная переменная. Можно описывать сложные формы поведения. Когнитивные карты, гипотезы, цели, викарные пробы.
Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. В 30-е годы 20 века Толмен ставит эксперимент, цель которого выяснить, от чего зависит реальное поведение субъекта. В качестве главной задачи испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта. В первой экспериментальной ситуации у 1 первой группы испытуемых нет стимула. Во второй экспериментальной ситуации на выходе был стимул и первая группа имела опыт пребывания в лабиринте. А вторая группа была новичком. По размышлению бихевиористов обе группе должны были прийти одновременно. Одинаковый стимул, одинаковая реакция. Но первая группа пришла быстрее. И Толмен приходит к выводу, что крысы воспользовались ККМ (Когнитивной Картой Местности).
Поведение как психофизиологический феномен
Здесь Толмен уточняет понятие объективного факта. Объективный факт не только то, что можно наблюдать со стороны, но и то, без чего невозможно объяснить поведение субъекта. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или “промежуточные переменные” (V), в результате чего схема приобрела вид: S—V—R. Под “промежуточными переменными” Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним он отнес такие образования, как “цели”, “намерения”, “гипотезы”, “познавательные карты” (образы ситуаций) и т. п. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как “конструкты”, о которых следует судить исключительно по свойствам поведения. Он проводит третью экспериментальную ситуацию, чтобы выявить наличие ККМ. Лабиринт заливают водой, чтобы смыть метки предыдущей группы. Результат, что в предыдущей ситуации. Значит, ККМ объективно должна существовать. Появление необихевиоризма. Предмет и метод те же, но изменяется представление о единице поведения. V – совокупность промежуточных переменных, черный ящик. Но его содержание не является предметом изучения.
5 главных типов экспериментов:
— викарные (замещающие) пробы и ошибки,
— эксперименты на поиски стимула,
— эксперименты с гипотезами,
— эксперименты на пространственную ориентацию.
Примеры похожих учебных работ
1 Вопрос.Современная психология и ее место в системе наук
Тема: «Психология поведения и общения» Вопрос1. Понятие поведения. Виды поведения
Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях
Психология и её связь с другими науками
Лекция. Тема: Психология как наука. Методы психологии.
Тема 1.Психология как наука.Методы психологии
Основная. Примеры явлений, изучаемых психологией Сферы реальности Познавательные процессы психики Регулятивные процессы психики
Литература
Примеры явлений, изучаемых психологией
Сферы реальности | Познавательные процессы психики | Регулятивные процессы психики | ||
Субъективная сторона | Объективная сторона | Субъективная сторона | Объективна: сторона | |
Физический мир | Ощущение Аффект Моторная память | Моторные реакции Вегетативные сдвиги Двигательный навык | Влечение Интерес Утомление | Проявления темперамента |
Социальный мир | Симпатия Атрибуция причин поступков людей | Общение Паника Групповые нормы Сплоченность Жест Игра | Подчинение Протест | Конформиз Лидерство Черты характера |
Мир культуры | Стыд Вдохновение Понимание Сострадание | Произведения искусства Мемуары Дневники | Нравственный выбор Дружба | Поступок |
Психическая жизнь субъекта | Самосознание Рефлексия Сновидения | Психосоматические заболевания | Метапознание Самооценка Любовь | Уровень притязаний |
Контрольные вопросы.
1. Как, по вашему мнению, соотносятся принцип детерминизма и свобода человеческого поступка?
2. Как вы относитесь к «популярной» психологии?
3. Как соотносятся между собой различные формы психологического знания: житейская, художественная, научная?
4. В чем преимущество скрытого наблюдения перед открытым?
Тестовые задания
1. Почему психологию можно назвать плюралистической наукой?
A. Авторы получают данные, которые не всегда хорошо согласуются между собой.
Б. Решения о том, считать ли некоторую гипотезу обоснованной, принимаются на Всемирных психологических конгрессах закрытым голосованием.
B. В рамках психологии сосуществуют подходы, основывающиеся на различных, не сводимых друг к другу парадигмах.
2. Термин «психология» возник.
3. Как можно охарактеризовать нейропсихологию — одну из самых бурно развивающихся в последние годы областей знания?
А. Междисциплинарная специальная отрасль психологии.
Б. Прикладная отрасль психологии.
В. Фундаментальная специальная отрасль психологии.
1. Асмолов А.Г. Неклассическая психология сознания. М., 2001.
2. Вебер М. Основные социологические понятия. Наука как призвание и профессия. Избр. произв. М., 1990.
3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. в 6 т. Т. 1.М., 1982.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. М., 2001.
5. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
6. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969.
7. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла., М., 1990.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет