почему соколов микитов назвал свое произведение листопадничек можно ли его озаглавить иначе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План – конспект по литературному чтению
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с творчеством И. С. Соколова – Микитова, его произведением «Листопадничек»
Предметные: способствовать формированию полноценного восприятия литературного текста, совершенствованию навыка чтения учащихся; развитию умений определять жанр произведений; понимать нравственный смысл рассказа и определять его идею; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова – определители, характеризуя его поступки и характер;
формированию личностных УУД – эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм.
Метапредметные – содействовать формированию УУД:
Регулятивных – действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой С. А. и др., 3 класс 2 часть, портрет писателя, выставка книг И. С. Соколова – Микитова, записи на доске:
Тема урока ( И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? )
Список слов для технической подготовки
Список слов для словарной работы
Содержание работы на уроке
1. Организационный момент
1. Проверка готовности к уроку
(Обратить внимание на готовность учеников к уроку, на порядок рабочего места ученика)
— Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя. Прочитаем его рассказ. А также нас ждет много интересного и познавательного.
Постановка правильного речевого дыхания.
— Ребята, представьте, что у вас на ладони лежит желтенький березовый листик. Давайте вместе с вами, по моей команде, сделает глубокий вздох, и подуем на этот листик. Итак, три – четыре: вдох… Выдох…
Развитие интонационной выразительности речи.
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
Прочитайте с вопросительной интонацией.
Прочитайте с утвердительной.
Прочитайте очень быстро.
Правило: говорим всегда на выдохе
Чтение строк разным тоном
2. Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания:
Сжатый пересказ прочитанного
3. Подготовительная работа перед чтением текста
1. Формулировка темы и задач урока.
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке тёплой, под осинкой
Три листопадничка лежат.
— Кто знает, что означает слово листопадничек? (это мы узнаем, когда прочитаем текст)
— А теперь вы должны назвать фамилию автора, который написал это произведение. Для этого вы должны разгадать небольшой ребус:
— С творчеством этого писателя вы еще не встречались, поэтому слушайте внимательно и отвечайте на вопросы.
2. Рассказ о творчестве писателя:
В 1-ю мировую войну служил санитаром, опубликовал первые произведения – очерки с места военных действий. После Октябрьской революции оказался в эмиграции, но в 1923 г. вернулся на родину.
Огромное место в творчестве писателя занимали очерки и рассказы, созданные на материале личных жизненных наблюдений и посвящённые природе, животным, людским характерам. Для писателя характерен простой и точный язык, опирающийся на народное словесное творчество.
Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы; сборники русских детских игр.
Умер Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года в Москве.
— Итак, ребята, что вы узнали об авторе?
Когда и где он родился?
Как он жил последние годы?
3. Работа с выставкой книг писателя
-Ребята, какие книги И. С. Соколова – Микитова представлены на выставке? Кто из вас уже читал какие-нибудь произведения этого автора? Какие темы представлены в этих книгах?
Все книги можно взять в нашей библиотеке, а потом поделиться впечатлениями в классе.
4. Беседа на тему произведения:
— Откройте учебники на странице 60. Предположите, на основе иллюстраций к тексту, опорных и ключевых слов, о чем будет говориться в данном произведении?
Плотина, обглоданные, кладовая, запрУдили
Плотина – гидротехническое сооружение, преграждающее реку для подъёма уровня воды;
обглоданные – объеденный; кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
воскресенье, 17 января 2021 г.
Ответы к рассказу «Листопадничек» по литературному чтению, 3 класс.
Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 66-67.
1. Почему Соколов-Микитов назвал своё произведение «Листопадничек»? Можно ли его озаглавить по другому?
Главным героем рассказа был зайчик, родившийся в период листопада, осенью. Таких зайцев называли Листопаднички, поэтому писатель именно так назвал рассказ.
Его можно назвать иначе, например: «Путешествия зайца-непоседы» или «Зайчик в гостях у бобров».
2. Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
У Листопадничка была мечта увидеть тёплые страны, куда улетали журавли. Она появились из-за страха перед холодной зимой.
3. Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там поселился?
Листопадничек встретил бобров и поселился у них в хатке. Там ему не понравилось, было темно, сыро и можно было замёрзнуть. Но вернуться в своё гнездо он уже не мог. Бобры поставили крышу и единственный выход был через холодную воду, которой зайчик боялся.
4. Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он часто вспоминал?
5. Расскажи как зайчонок попал на болото. Хорошо ли ему было в родном гнезде? Что стали с тех пор говорить в лесу про Листопадничка?
Весной вода прорвала плотину и хатку стало заливать. Зайчик сел на хвост бобра, но не удержался и вылетел из воды. Он доплыл до берега и обежал в родное болото.
Родному гнезду зайчик обрадовался. прижался к маме и сразу уснул в тепле.
После этого его стали называть храбрым и отчаянным.
6. Как ты думаешь, почему писатель именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?
В конце истории зайчик возвращается домой и понимает, что здесь ему лучше всего. Писатель хочет сказать читателю, что нет на свете места лучше, чем родной дом.
7. Опиши Листопадничка. Каким он был: любознательным, любопытным, смелым, легкомысленным, боязливым, решительным, беспокойным?
Листопадничек был необычным зайчиком. Он был любопытным и любознательным. Ему хотелось увидеть тёплые края, куда улетали журавли.
В разные моменты он вел себя по-разному. Иногда он был смелым и решительным, как когда убегал от мамы. Иногда был боязливым, когда боялся воды и выдры, и легкомысленным, когда не подумал о последствиях своих поступков.
У него был беспокойный характер, который не позволял ему сидеть на одном месте.
8. Представь себя в роли зайчика и расскажи о своём путешествии. Составь план пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка. Как ты перескажешь историю, кратко или подробно, почему?
Эту историю я перескажу подробно, иначе не получится описать чувства зайчика и рассказать о причинах его поступков.
Пример пересказа рассказа и план к пересказу можно посмотреть по ссылке.
9. Произведение Соколова-Микитова сказка или рассказ?
Это произведение является сказкой о животных. В ней животные действуют как люди, разговаривают между собой. В реальности зайчик никогда бы не смог поселиться в хатке у бобров, да и вряд ли убежал бы от мамы.
10. Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие еще приключения могли с ним произойти? Придумай свой рассказ, запиши план.
Пример рассказа «Новые приключения Листопадничка» и план к нему можно посмотреть по ссылке.
«Листопадничек» Соколов-Микитов, какие ответы на вопросы, 3 кл., Климанова?
«Листопадничек» Соколов-Микитов. Какие ответы на вопросы, 3 класс, Климанова?
Почему Соколов-Микитов назвал свое произведение «Листопадничек»? Можно ли его озаглавить иначе?
Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
Кого встретил зайчонок во время своего путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чем он часто вспоминал? Найди и прочитай эти строки.
Расскажи, как зайчонок попал на болото. Хорошо ли ему было в родном гнезде? Что с тех пор стали говорить о Листопадничке?
Как ты думаешь, почему писатель именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Обсудите это с другом.
Опиши Листопадничка. Каким он был: любопытным, любознательным, смелым, легкомысленным, боязливым, решительным, беспокойным?
Подумай, что писатель мог бы наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке.
Произведение Соколова-Микитова сказка или рассказ? Обоснуй свое мнение.
Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
Главный герой сказки – маленький зайчонок. Этот малыш родился осенью, когда опадают листья. Поэтому и сказка называется листопадничек. Так случилось, что маленький зайчик не поверил словам, сказанными самым родным человеком, да еще без ведома взрослых убежал из дома. Во время путешествия, листопадничек попадал в неприятные истории. Тогда он понял, что нужно ценить то, что у тебя есть и доверять любящим тебя родителям.
Главная мысль сказки в том, что нужно прислушиваться к словам старших и прежде чем покидать родной дом, нужно предупреждать старших об этом, чтобы они знали, где вас искать.
Сказка – это наглядный пример того, что все свои действия нужно анализировать и делать выводы: правильно ли ты поступил или нет.
Пословица к этой сказке:
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) известный русский писатель. Он родился в урочище Осеки Калужской губернии. Его отец был управляющим лесными угодьями у купцов. Когда мальчику Ивану было всего три года его семья переехала на родину отца в село Кислово Дорогобужского уезда Смоленской губернии. В памяти маленького мальчика остались воспоминания о его раннем детстве и в дальнейшем во многих произведениях он он описывал калужскую природу, считая ее своей родиной. В возрасте десяти лет Иван Соколов-Микитов поступает в Смоленское Александровское реальное училище. Важной вехой в биографии писателя была его работа в 1912 году в Ревеле в качестве секретаря газеты «Ревельский листок». Потом он поступает на работу на торговое судно и побывал во многих заграничных городах и зарубежных странах. Когда началась Первая Мировая война в 1915 году Соколов-Микитов возвращается в Россию и серьезно увлекается авиацией. Он совершал боевые вылеты на легендарном бомбардировщике «Илья Муромец». Находясь в эмиграции в 1921-1922 года писатель публикует свои рассказы в эмигрантских журналах. Максим Горький помог Соколову-Микитову вернуться на родину в 1922 году. На родине писатель много путешествует, входит в состав экспедиций в Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа и Северную землю. Во время Великой Отечественной войны он работает корреспондентом «Известий». Жизнь писателя окончилась в селе Карачарово Конаковского района. Он жил там с 1952-го года и большинство произведений он написал именно здесь.
Для вас я подготовила подборку, состоящую из двух презентаций по биографии писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, который написал замечательные детские рассказы о животных, в том числе и рассказ-сказку «Листопадничек». Первая презентация ярко оформлена картинками и включает в себя более краткую биографию писателя и такая презентация вполне будет подходить для использования младшими школьников. Во второй презентации находится больше сведений о писателе и ею могут воспользоваться старшие школьники или учителя.
Биография писателя И. С. Соколова-Микитова. Презентация для 2-3 класса
Второй вариант презентации
Интересный рассказ «Листопадничек» читается очень легко. Он короткий, не отнимет у вас и десяти минут. Писатель И. Соколов-Микитин написал о приключениях зайчика, убежавшего от мамы.
Прочесть можно здесь, на сайте БВ. Или на этом ресурсе. здесь же есть вопросы о прочитанном рассказе, что позволит лучше запомнить и понять текст.
А здесь вы услышите этот рассказ в хорошем исполнении.
Даже взрослому человеку приятно услышать о приключениях зайчика-листопадничк а, о бобрах, о их трудолюбивой семье, о журавлях, об осени в лесу. Рассказ добрый и поучительный. ОН о том, что лучше мамы и родного гнезда ничего нет на свете.
Вот несколько рисунков, иллюстрирующих рассказ-сказку «Листопадничек»:
Какая доскональная проверка знания этого замечательного произведения для детей про маленького зайчонка, отправившегося однажды в путешествие. Итак, отвечаем на вопросы:
Вопросы первого варианта:
1.) Бобр не ставил своей целью научить зайчонка плавать, но так получилось, что именно с его хвоста зайчонок упал в воду.
2.) в кладовой хранился корм у бобров.
3.) зайчат было трое.
5.) листопадничками их называют.
7.) так как зайчонок наш попал к бобрам, то и нянькой он стал для их бобряток.
8.) трудолюбивые звери это не лисицы и не выдры, а бобры.
9.) подмоченным оказался у зайчонка хвостик
10.) выйти из хатки можно под водой.
Во втором варианте вопросы все те же, но в другом порядке.
В третьем варианте такие ответы:
2.) зайчонок повстречал бобров.
3.) бобры занимались построением плотины.
4.) Листопадничек оказался у бобров в хатке, запрыгнув в нее.
5.) бобрята питаются ивовыми ветками, которые так не понравились маленькому зайчонку.
7.) рыба напугать зайчонка не могла, это была выдра.
8.) зайчик смог покинуть хатку только весной.
11.) отправился он домой, на родное болотце.
Помогите на вопросы 1) Почему соколов-микитов назвал свое произведение листопадничек? можно ли его озаглавить иначе? объясни? 2) Какая мечта была у малеького зайчика? почему она появилась? 3) Кого встретил зайчонок во время путешествия? понравилась ли листопадничку хатка бобров? почему он там остался? 4) Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чем он часто вспоминал.Найди и прочитай строки 5) Расскажи как зайчонок попал на болото.Хорошо ли ему было в родном гнезде? что стали с тех пор говорить в лесу о листопадничке? 6) Подумай что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображения и фантазия,когда он решил написать о Листопадничке.
Крепостной Герасим жил у барыни и был обязан выполнять все ее приказы.Барыня приказала утопить ему Муму,так как ей был важен только свой покой, она думала лишь о себе. Как крепостной, Герасим не посмел ослушаться старую барыню, не мог не выполнить ее приказ.Герасим потерял все, что ему было дорого. В конце рассказа автор пишет, что Герасим больше никогда не заводил собак, никогда так и не женился. Он понял, что любовь, привязанность делает его уязвимым, зависимым. Теперь ему были нипочем законы крепостного права, ему больше нечего было терять. Не могли ему придумать большего наказания, чем он уже пережил
Взрослые поучают нас, говоря о различных событиях из прошлого, это всё напоминает нам о том, что Родина – это часть нас самих, и отделение от неё грозит гибелью для нашей души, и всего того, что мы любим.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что семья и Родина – это единое целое, и одно не может существовать без другого. Очень важно помнить, что именно на родной земле нам будут рады, если мы сможем проникнуться любовью к ней и совершать поступки достойные человека, любящего свой дом. Семья играет неоценимую роль в воспитании характера ребенка, она, прежде всего, должна взрастить в детях ответственность за поступки перед Родиной.
При анализе комедии «Горе от ума» жанр произведения и его определение вызывает немало сложностей. Являясь новаторской, комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова разрушила и отвергла многие принципы классицизма. Как и традиционная классицистическая пьеса, «Горе от ума» имеет в своей основе любовную интригу. Однако параллельно с ней развивается общественный конфликт. Здесь поднимаются вопросы взяточничества, чинопочитания, лицемерия, презрения к уму и образованности, карьеризма. Поэтому не представляется возможным четко обозначить разновидность комедии «Горе от ума». В ней переплетаются черты и комедии характеров, и бытовой комедии, и общественной сатиры.
Нередко возникаю даже споры о том, а комедия ли «Горе от ума». Как определяет жанр пьесы «Горе от ума» ее создатель? Грибоедов назвал свое творение комедией в стихах. Но ведь ее главный персонаж отнюдь не комичен. Тем не менее «Горе от ума» обладает всеми признаками комедии: здесь есть комические персонажи и комические ситуации, в которые они попадают.
Почему Соколов-Микитов назвал свое произведение «Листопадничек»?
Литературное чтение 3 класс Почему Соколов-Микитов назвал свое произведение «Листопадничек»? Можно ли его озаглавить иначе?
Многие писатели любят называть свои произведения по именам главных героев: «Приключения Незнайки» и «Приключение Буратино», «Денискины рассказы», «Мороз Иванович», «Карслон который живет на крыше» и так далее.
Можно было придумать и другие названия рассказа, но они получились бы более расплывчатыми, объемными, например «Приключения зайчонка у бобров», «Как зайчик за теплом бегал» или даже «Возвращение блудного зайчонка».
Свое произведение Соколов-Микитов назвал «Листопадничек» потому, что в нем рассказывается о маленьком зайчонке, который родился осенью во время листопада. Охотники таких зайчат называют листопадничками. Вот и автор решил не отступать от действительности и назвал так свой рассказ. Такое название очень подходит этому произведению и лучшего, мне кажется, не найти. Хотя автор мог назвать свое произведение и по другому, например, «Подзимничек».
Думаю, что автор решил назвать так зайчика, потому что он родился в ту пору осени, когда листья уже начинают подать с деревьев, то есть в листопад.
В рассказе он пишет, что так осенних зайчиков называют охотники, возможно это тоже причина такого названия.
В своем стихотворении «Дед Мазай и зайцы» Некрасов описывает историю, которая произошла со старым охотником дедом Мазаем.
Мазай очень ласково обращался к зайцам, призывает их слушаться, называет горемыками, дурой, и прочими ласковыми прозвищами.
А когда выпускает говорит зайцам: «С богом!».
Поэт Иван Бунин назвал свое стихотворение «Детство» потому, что в нем он словно переносится в прошлое и прижавшись к старому дереву вновь ощущает себя маленьким мальчиком. Казалось бы он давно сложившийся и успешный творческий человек, но по настоящему счастливыми для него оказываются минуты такого вот единения с детством.
Конечно о самом детстве писателя мы из этого стихотворения узнаем не много, оно больше описывает природу, которая произвела такое впечатление на маленького Ваню Бунина. Поэтому это стихотворение можно было назвать иначе, например «Запах детства» или «Воспоминания в сосновом бору».
Природа не сопротивляется морозу в стихотворении Некрасова, она покорна суровому воеводе. А тот довольный обходит свои новые обширные владения, следя за тем, чтобы все было по его разумению. Он шутливо стучит палицей по веткам, шагает по деревьям, по застывшим рекам, трещит, осматривает снега и узоры. Все это описания того, как покоряется природа появлению Мороза.
А Мороз не останавливается на достигнутом, он хочет идти дальше, добраться до океана, построить ледяные дворцы и мосты.
Что же это за мосты? Это просто скованные от берега до берега реки. Это ледяной панцирь, который укрылась бегущая вода и по которому легко перейти реку как по мосту.
А последние две строчки сравнивают ледяное и снежное царство Мороза с богатыми хоромами, где сверкают алмазы и жемчуг льдинок.
Сделаем словесное описание картины, которую нарисовал в своем стихотворении «Густой зеленый ельник» поэт Иван Бунин.
Еловый лес стоит присыпанный белым снегом. На этом снегу, как на открытой страницы книги мы видим следы того, что происходило.
Вот след оленя, который пробирался сквозь ельник и кое-где останавливался, чтобы почесать об стволы деревьев рога и попробовать на зуб кору дерева. В этих местах снег утоптан глубже, а с деревьев осыпалась хвоя.
Но вот олень услышал лай собак и сразу перешел на быстрый бег. Он совершает длинные прыжки, он полон силы и собакам конечно не угнаться за гордым и красивым зверем.
Олень в стихотворении Некрасова «Густой зеленый ельник» показан молодым и полным сил зверем, несмотря на то, что вокруг лежат снега и значит дело происходит зимой, когда оленю несомненно сложнее было добывать себе корм.
Но поэт отмечает, что олень полон сил, его стремительность он называет радостной, словно оленю доставляло удовольствие убегать от охотников и их собак. Поэт любуется статью и красотой зверя.
Он описывает оленя могучим и тонконогим с пышными рогами. Раз рога пышные, значит это уже не молодое животное, а матерый олень в полном расцвете сил, который знает свою силу и гордится ей. Он презирает охотников и легко избегает их ловушек.