почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека

Авторская песня: прошлое и настоящее

Авторская песня: прошлое и настоящее

«Как дышится, так и поется»

«Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом,

Чтоб наше слово в музыке звучало…»

Все больше музыкальных сердец завоевывает современная авторская песня, порой опережая рок, поп и другие музыкальные направления. Раньше, еще несколько десятков лет назад, когда душа просила романтики, творчества, лесного отдыха, лирики, любители авторской песни уезжали на туристические слеты, на фестивали, с гитарой в лес. Сегодня, чтобы послушать авторскую песню, достаточно прийти на концерт в любом городе. Современная авторская песня выросла из узкого круга у костра, проникла на эстраду, льется отовсюду, со всех концертных площадок, из всех динамиков. Круг любителей и ценителей авторской песни расширился, как и само ее понятие.

Авторская песня или бардовская песня?

Авторская песня и бардовская песня – одно и то же или нет? Что понимают под этими словами авторы, композиторы, исполнители и неравнодушные люди? Задумавшись над этой темой, я была уверена в одном, но, перелопатив гору литературы и узнав мнение профессионалов, пришла совсем к другим выводам.

Википедия практически сравняла оба жанра, называя главным его признаком объединение в одном лице автора текста, композитора, исполнителя, а также наличие гитарного сопровождения и значимости текста перед музыкой.

Классиками жанра авторской песни принято считать А. Галича, Ю. Визбора, Б. Окуджаву, В. Высоцкого, А. Городницкого, В. Долину, В. Матвееву, А. Дольского, Ю. Кима и других.

В. Высоцкий называл себя представителем этого жанра, раскрывая его суть как доверительную беседу со слушателем и зрителем в дружественной атмосфере доверия, где автор рассказывает о том, что его беспокоит и волнует.

Один из знаменитых бардов Урала, поэт, организатор бардовских фестивалей А. Гильман считает, что к представителям авторской песни можно отнести и современных И. Николаева, С. Трофимова, И. Крутого, А. Розенбаума, О. Газманова и других известных эстрадных личностей, всех тех, кто сам пишет и исполняет. Они же авторы, сами пишут, сами исполняют, многие под гитару.

К сожалению, многие представители современной авторской песни, эстрадные личности, не вкладывают особого смысла в свои тексты: несколько строчек, запоминающийся припев, цепляющая слушателя музыка – и шлягер готов.

В понятие «бард» А. Гильман вкладывает иной смысл. Для него бард – это, в первую очередь, поэт, чьи строки идут от сердца, «как дышится, так и поется», «в моем сердце потребность писать и творить». Творчество барда не рассчитано на эстрадную популярность и зарабатывание денег, он реализует свое нравственное начало в своих, наполненных смыслом, песнях. Потому А. Гильмана и называют «ценителем и хранителем жанра бардовской песни», что будучи организатором регионального фестиваля «Голоса» и судьей множества других уральских фестивалей, на отборочных турах он не пропускает к соревнованию авторов и исполнителей, в чьих выступлениях есть намек на другие творческие направления, будь то шансон, рок, эстрадное направление, либо что – то еще. К тому же, исторически бард – это не только поэт и певец у древних племен галлов и кельтов, это хранитель традиций и ритуалов.

В вышеописанном понимании авторской и бардовской музыки к представителям современной авторской песни можно отнести не только всех известных нам бардов, но и популярных эстрадных исполнителей. Получается, что понятие авторской песни намного шире, чем бардовской.

К слову, А. Розенбаум также разделяет два этих понятия и бардом себя не считает, как не считал себя бардом и В. Высоцкий.

Стили и направления современной авторской песни

В конце 20 века авторская песня уже начала приобретать современные черты. Когда барды шагнули на сцену, многие из них уже перестали быть чисто бардами. К примеру, легенда советского времени, кумир миллионов, поэт и композитор В. Цой отчасти тоже считался бардом, его стихотворные произведения относят к неоромантизму, гитара была его неизменной спутницей, а на сцене он начинал в стиле панк — рок.

Б. Гребенщикова и А. Макаревича считают бард – рокерами.

И. Тальков – поэт, композитор, бард, актер: он вышел с гитарой на сцену, расширил свою аудиторию, пытаясь донести до слушателя свою гражданскую позицию и лирические позывы. Его творчество получило выражение на стыке нескольких жанров — от авторской песни до рок – музыки и поп — музыки.

А. Розенбаум – представитель современной авторской песни, он сам исполняет свои произведения под гитару, но стилистика его исполнения очень широка – от джаза до рок-н-ролла.

В 21 веке, когда авторская песня стала активно развиваться на эстраде, когда авторам не надо скрываться в лесах и подпольных кружках от цензуры и они могут свободно выражать свое творчество на сцене, возникли современные стили и направления.

К примеру, С.В. Трофимов (Трофим) очень любим современным слушателем и понятен каждому, его творчество подходит полностью под определение авторской песни, но он работает не только в этом жанре, это также рок и «русский шансон».

Д. Майданов – современный автор, поэт, композитор, исполнитель, с гитарой на сцене он слету завоевывает зрителя рок – композициями. Нет сомнений, что он поет от души, но здесь нет приоритета текста над музыкой и выражена яркая эстрадная направленность, он работает на зрителя.

Есть мнение, что и С. Слепаков с его злободневными юмористическими песенками под гитару, также является представителем современной авторской песни.

Духовно — нравственное начало, присущее традиционной авторской песне, также можно проследить в творчестве каждого из этих талантливых людей, однако не в той мере, как это присутствует в песне бардов, «поющих поэтов».

Какая же она, современная авторская песня? Неужели эта «постмодернистская смесь», собирающая стадионы? Наверное, все же, та, в которой реализуется культурно — нравственное начало, а не самовыражение любой ценой, в которой смысл преобладает над формой, которая интеллигентно берет за душу нежной мелодией и имеет целью доверительную беседу все в той же дружественной обстановке. Та, которую надо слушать, а не классифицировать. Просто сходить на концерт Олега Митяева, выбраться на любой бардовский фестиваль и вдохнуть полной грудью.

Источник

Почему популярна авторская песня?

почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. 1376071844 30001. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека фото. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека-1376071844 30001. картинка почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. картинка 1376071844 30001. «Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом, Это как раз тот самый вопрос, на который можно найти несколько самых разных ответов. Это как раз тот самый вопрос, на который можно найти несколько самых разных ответов. Авторская песня что-то своё, неповторимое, неизведанное, приятное приносит каждому: и непосредственно исполнителю, и любителям, которые предпочитают слушать. Сегодня можно найти песни разных исполнителей, совершенно в разных жанрах.

почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. 1376071844 30001. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека фото. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека-1376071844 30001. картинка почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. картинка 1376071844 30001. «Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом,

Но авторская песня имеет много своих поклонников, которые обожают этот жанр и всячески его поддерживают.
Авторская песня – это песня душевная, необходимая. Это то, что хочется высказать. Это то, что внимательно послушают в кругу друзей. Именно это делает ее очень популярной. Но, разумеется, есть и много других факторов. Но душевность – это то, что отличает такие песни. Каждому человеку хочется, чтобы его слушали, слышали, понимали. Авторская песня – это то, что хочется сказать и то, что слышат друзья, поклонники и единомышленники.

И такой подход, и такие возможности особенно важны в век современных технологий и новых возможностей. Поэтому даже при наличии новых жанров, течений, веяний это направление будет развиваться и давать возможность талантливым людям всячески проявлять себя в этом интересном направлении.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Авторская песня (11 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г. Иркутска

Открытый урок по литературе в 11 классе.

Авторская песня. Слово, музыка, гитара.

почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. hello html 4f244833. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека фото. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека-hello html 4f244833. картинка почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. картинка hello html 4f244833. «Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом,

учитель русского языка

определение места авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;

развитие умение критически мыслить, выражать в связной форме свой взгляд на проблему, сотрудничать в группе;

воспитание активной гражданской позиции школьников, интереса к истории родной страны;

отработка критериев личностно-ориентированного урока.

Задание к уроку: подготовка материала к выступлению о творчестве поэта-барда по памятке (Ю Ким, Б.Окуджава, В.Высоцкий, Ю.Визбор, А.Городницкий, В.Цой, И.Тальков и др.)

Вам предстоит подготовка к уроку об авторской песне. Попробуйте найти ответы на вопросы или ответьте на них после обсуждения в классе:

Что такое «авторская песня»?

Когда и почему возник этот жанр?

Какой путь он прошёл в становлении и развитии?

Каково его место в истории литературы и истории нашей страны?

Самые известные поэты-исполнители?

Чем они интересны (расскажите об одном из них, выбор за вами)?

К творчеству каких бардов вы рекомендуете обратиться?

С чего начать подготовку? С поиска записей песен, с чтения стихов, возможно, с просмотра видеокассеты с записью концерта. Попытайтесь найти публикации об авторе, которого выберете. Внимательно изучите все материалы, которые сможете собрать, систематизируйте и обобщите их, чтобы подготовить доклад или сообщение. Хотелось, чтобы это была не просто развёрнутая биография поэта, дополненная его песнями, а размышления, монологи и диалоги о том, почему тот или иной исполнитель был вами выбран, чем взволновало его творчество, что показалось значительным.

Оборудование урока: портреты поэтов, сборники авторских песен, видеоматериалы, сборники стихов, мемориальная страничка Интернет (Окуджава).

Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учеников, прослушивание песен и стихов и комментарии к ним, сочинение синквейна.

Учащиеся рассаживаются по группам в зависимости от выбранного автора или по иным причинам. На столах памятки к уроку, раздаточный материал.

Сегодня мы с вами попробуем открыть для себя жанр авторской песни. У вас на столах памятка с вопросами, на которые, я надеюсь, каждый для себя и мы вместе найдём сегодня ответы. Авторская песня…Может быть, кто-то уже слышал этот термин, а для кого-то это новое словосочетание.

— Как бы вы объяснили, что такое «авторская песня»?

(работа в группах с высказываниями об авторской песне:

Что такое «авторская» песня?

В её основе проблемы: собственная, друзей, страны. Боль или радость: собственная, друзей, страны. Видите, какой диапазон. От я до мы. Значит, одно из главных проявлений барда (именно так называют в России представителей этого жанра) – умение выразить общие настроения, чувства и мысли. (П. Михалёв, ст. «Авторская песня. Слово, музыка и гитара»).

Авторская песня – это прежде всего стихи (а не текст) под музыкальный аккомпанемент. Это хорошие стихи, которые можно читать по себя, как вообще стихи, и декламировать вслух. Мелодия лишь сопровождает их, делает доступнее, углубляет сущность. (Б.Окуджава)

Авторская песня – тут уже без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза…И расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, судьбы человеческие, одни и те же мысли…Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза, уши и моё1 желание что-то рассказать, а ваше желание – услышать. (В.Высоцкий)

Бард в трёх лицах: он автор стихов, автор музыки, он же исполнитель. И пусть его голос подчас уступает по красоте голосу настоящих певцов, а стихи не всегда идеально отточены, но поразительная мера искренности, помноженная на личное, заинтересованное восприятие мира, составляет…драгоценность его творчества. (композитор Микаэл Таривердиев)

Попробуйте сформулировать своё определение авторской песни.)

Подведение итогов обсуждения: учащиеся формулируют своё определение жанра

— Из всех определений, пожалуй, только термин «авторская» как-то отражает суть явления, да и то не полностью. Да и песня ли это? Итак, авторская песня включает в себя «умение писать стихи, музыку, играть на гитаре, быть артистичным, чуть психологом (ибо как работать с тысячными залами?). Ещё важнее другое: объединить всё это в одном человеке.

Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов XX века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответственно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Итак, представьте себе: Москва, осень. Два молодых человека – школьник Жора Лепский и студент-первокурсник ИФЛИ (инст. Философии, литературы и искусства) Павел Коган – создают песню для самих себя. Возникают четыре строчки, озарившие Когана:

Надоело говорить и спорить,

И смотреть в усталые глаза.

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина поднимает паруса.

Капитан, обветренный, как скалы,

Вышел в море, не дождавшись нас,

На прощанье поднимай бокалы

Золотого терпкого вина.

Пьём за яростных, за непохожих,

За презревших грошевый уют.

Вьётся по ветру «весёлый Роджер»,

Люди Флинта песенку поют.

И в беде, и в радости, и в горе,

Только чуточку прищурь глаза –

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина поднимает паруса.

— Какие знакомые образы вы увидели в этом стихотворении?

— В какой мир мы попадаем под влиянием этих бесхитростных поэтических строк?

Вот Георгий Лепский садится к роялю, и через некоторое время на свет появляется песня, которой суждено быть Первой. «Бригантина» понравилась слушателям и зажила собственной жизнью.

Эта песня очень известна, её исполнением заканчиваются многие концерты авторской песни.

…Напряжены их спины, колени сведены.

Их тяжкая работа важней иных работ:

…Стоят они навеки, упёрши лбы в беду,

Не люди – человеки, привыкшие к труду.

И жить ещё надежде до той поры, пока

Атланты держат небо на каменных руках.

— Кто же они, первое поколение бардов, эти «атланты»?

Это писатель Б.Окуджава, актёр, поэт В.Высоцкий, Драматург А.Галич, журналист, писатель, драматург Ю.Визбор, поэт Ю.Ким…

1. Булат Шалвович Окуджава.

— чит. с. 552 (Учебник-практикум под ред. Ю.И.Лыссого) о Б.Окуджаве, сообщения подготовленных уч-ся о творчестве.

— Какие особенности творчества Б.Окуджавы вы бы выделили?

Чтение и краткий анализ восприятия стихов «Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим», задания № 3(2), 4 – стр.525-528, «Арбатский дворик» (поэту поставлен памятник в Москве, на Арбате.)

Учитель или ученик исполняют песню «Грузинская песня»

— Как автор отвечает на философский вопрос о смысле жизни?

— Близка ли вам его позиция?

Прослушивание песен на аудиокассете

— Чем привлекли именно эти песни?

— А теперь вернёмся к первому вопросу о творчестве Б.Окуджавы. Какие особенности творчества Б.Окуджавы вы бы выделили?(можно прочитать с.523 – Н.Крымова)

— Почему песни Б.Окуджавы столь популярны? (например, «Ваше благородие…»)

2. Владимир Семёнович Высоцкий.

— Выступления подготовленных учеников о жизни и творчестве В.Высоцкого.

— Выполнение задания №5 (1, 2) с. 529-532. (+ темы: военная, альпинистская, любовная)

— Какие песни В.Высоцкого запомнились и почему? (Прослушивание стихов и аудиокассеты)

— Прослушивание песни «Охота на волков», выполнение задания №6 (с.533-534).

— В чём специфика его произведений, в чём секрет их огромной популярности?

3. Юрий Иосифович Визбор

— Просмотр видеокассеты о жизни и творчестве.

ВИЗБОР Юрий Иосифович (20 июня 1934, Москва — 17 сентября 1984, там же), российский поэт, композитор, журналист, сценарист. Один из самых ярких представителей авторской песни. В 1955 окончил Московский государственный педагогический институт. Первыми песнями, в которых Визбор выступил как поэт и композитор, стали «Синие горы», «Маленький радист», «Романтики». К началу 1960-х годов относится одна из самых его известных песен— «Домбайский вальс» («Лыжи у печки стоят ). В 1962 выступает инициатором создания молодежной радиостанции «Юность». С 1964 совместно с группой единомышленников издает журнал «Кругозор». Много ездит по стране. Накопленные впечатления выливаются в жанр песни-репортажа.

С 1970 Юрий Визбор сотрудничает в творческом объединении «Экран» Центрального телевидения. Участвует в создании 40 фильмов. По его сценариям было снято несколько художественных фильмов: «Год дракона», «Прыжок» и др. Снимался в фильмах: «Возмездие», «Красная палатка», «Москва, проездом», «Семнадцать мгновений весны». В фильме «Июльский дождь» (1966) сыграл одну из главных ролей и спел популярную песню Б. Окуджавы «Простите пехоте» и собственную — «Спокойно, товарищ».

Написал ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны. Повести и рассказы Визбора были опубликованы большей частью уже после его кончины. Книга «Я сердце оставил в синих горах» (1986-89) имела тираж 250 тысяч экземпляров.

Значительное место в творчестве Визбора занимает альпинистская тематика (повесть «Завтрак с видом на Эльбрус», песни «Ходики», «Сезон удачи», «Многоголосье» и др). В честь Юрия Визбора названы горные вершины: «Пик барда Визбора» (Алтай) и «Пик Визбора» (Памиро-Алтай). В соавторстве с Виктором Берковским и Сергеем Никитиным написал «Милая моя», «Полярная звезда», «Ночная дорога» и др. К последним годам жизни Визбора относятся многие широко известные песни: «Вот уходит наше время», «Деньги» («Теперь толкуют о деньгах…), «Увы, мои друзья!», «Волейбол на Сретенке». Безыскусные песни Визбора отличаются неподдельной искренностью, поэтичностью.

— Чтение стихотворений «Серёга Санин», «Деньги». В чём их непреходящий смысл? Чем близок стал образ автора?

Самые яркие года для авторской песни – это 50-60-е годы: они дали больше всего имён и песен, чем все последующие. И это понятно: первым и вторым некому было подражать, они были основоположниками, первопроходцами, закладывали основы. Это было откровением души.

Среди поколения 60-70-х годов звучных имён будет поменьше. В авторскую песню пришли те, которые сами не писали стихи, а использовали для создания песен малоизвестные стихи А.Ахматовой, М.Цветаевой, И.Бродского, Д.Самойлова.

В 60-годы прошли официальные конкурсы и большие концерты, куда зрители буквально прорывались с боем. Традиционным стал Грушинский фестиваль, начавшийся как встреча друзей Валерия Грушина, студента Куйбышевского авиа-института, который совершил подвиг. ( «Комсомольская правда»: группа туристов совершала поход на плотах по таёжной реке Уде в Восточных Саянах. После 12 дней плавания добрались до местечка Ходомы и решили сделать стоянку. На следующее утро начальник местной метеостанции отправил на занятия в школу своих сыновей и племянницу. Лодка отчалила от берега и неожиданно перевернулась. Течение уносило детей. Валерий бросился в воду, сначала вынес девочку, потом поплыл спасать мальчишек. Дети доплыли, а у Валеры не хватило сил выбраться из ледяной воды.) Грушинский фестиваль – это фактически Всесоюзный смотр бардовской песни.

В 80-е годы уходит из жизни В. Высоцкий, в 90-е – Б.Окуджава. Как полагают некоторые критики, интерес к авторской песне несколько пропадает6 «Сейчас, когда обо всём можно говорить открыто…авторская песня перестала быть интересной для слушателя».

— А как вы думаете, это так? Можете ли назвать имена талантливых авторов песен на собственные стихи 90-х годов? А современности?

Есть на свете такая страна

Без названия и без столицы,

Где негромкой гитары струна

Служит пропуском через границу.

В той стране с незапамятных пор

Есть обычай – найдёшь ли чудесней –

В царстве рек, подземелий и гор

Петь свои самодельные песни.

В них порой чей-то след,

В них порой, не таим мы,

Эти песни нередко грустят,

Эти песни, бывает, хохочут,

Эти песни ошибку простят,

Без упрёков и мнимых пощёчин.

Им по праву отведена роль

Пробиваться сквозь штормы и бури,

Боль тупую и острую боль

Познавая «на собственной шкуре». ( «Есть на свете такая страна» Г. Васильев)

Итак, урок окончен. Давайте подумаем, что вы унесёте с собой, что приобрели сегодня? Это может быть ответ по вопросам памятки, синквейн, начинающийся словами «Авторская песня» или именем любимого барда, или просто мнение об уроке.

— А оценки вы поставите сами себе, своим друзьям и своей группе. (уч-ся выставляют оценки на спец.бланки)

Домашнее задание: выступления групп по творчеству поэтов-«шестидесятников» (с.483-522, в.1-3 с.490)

Источник

Почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека

Владимир НОВИКОВ (Москва)

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ КАК ПОЭЗИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Источник: Журнал «Вестник online»
Номер 5(290) 28 февраля 2002 г.

почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. Novikov. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека фото. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека-Novikov. картинка почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. картинка Novikov. «Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом,

почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. novikov okudzhava4. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека фото. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека-novikov okudzhava4. картинка почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. картинка novikov okudzhava4. «Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом,

Крест деревянный иль чугунный
назначен нам в грядущей мгле.
Не обещайте деве юной
любови вечной на земле.
(Окуджава. «Песенка кавалергарда», 1975)

почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. novikov vysotsky. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека фото. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека-novikov vysotsky. картинка почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. картинка novikov vysotsky. «Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом,

почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. novikov galich 2. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека фото. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека-novikov galich 2. картинка почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. картинка novikov galich 2. «Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом,

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

На часах замирает маятник,
Стрелки рвутся бежать обратно.
И бьют барабаны!

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

Достаточно известный, но не факт, что точный, взгляд на авторскую песню, когда во главу угла ставится «поэзия сопротивления».

Денег мы не собрали и до сих пор, но поэтическая лампочка Окуджавы продолжает светить и помогает нам честно видеть сегодняшнюю реальность. «

Он давно мышей не ловит,
усмехается в усы, (называя нас лохами)

ловят нас на честном слове,
на кусочке колбасы. (другими словами вымогают взятки)

Он не требует, не просит,
желтый глаз его горит.
Каждый сам ему выносит
и «спасибо» говорит.

Знаем мы прекрасно, что надо бороться с этим, даже знаем с кем и как.

почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. ffa6ba5846a5. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека фото. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека-ffa6ba5846a5. картинка почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. картинка ffa6ba5846a5. «Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом,

— Всё это и теперь не противоречит тезисам вашего доклада в Петушках. Вы, кстати, там цитировали Пьера Барлатье по поводу того, что толчок современной французской песне дало пятилетнее вынужденное молчание в оккупации, и вот у французов появилось неодолимое желание кричать о том, как они жаждут свободы. Вы ещё, помнится, сказанули: «Пять лет┘ Нам бы их заботы!» Не думаю, что вам это забыли там, где ничего не забывают.

— Именно мельком! С прошлым не рассчитались как следует, точки над i не поставили. Россияне, забывая о страшном историческом контексте, наслаждались «Кубанскими казаками» (до недавнего времени, во всяком случае) и пели песни Дунаевского и Лебедева-Кумача, служившие аккомпанементом Большому террору и прославлявшие режим. А сейчас, не моргнув глазом и не поведя ухом, слушают мелодию, которая (у моего поколения!) тут же вызывает в памяти строку «Нас вырастил Сталин» и весь прочий ужас. Да, вырастил, и, как пел Юлик Ким, «┘ сидит глубоко в яйцах и диктует каждый шаг». Ну, может, не каждый уже, но противоядие не выработано. И не исключено, что люди вновь запоют то, что певали при Отце. Или близкое этому, непременно подхлёстывающее, маршевое и зовущее. Зовущее куда? Вероятно, не к тому, чтобы пролетарии всех стран соединялись. Если такое случится, то речь пойдёт, скорее, о национальном единстве, о русской идее, о крови, почве, о вреде инородцев, об особом пути России и т.п.

почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. a7ea3579d523. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека фото. почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека-a7ea3579d523. картинка почему в авторской песне можно услышать живой отклик на проблемы волнующие человека. картинка a7ea3579d523. «Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом,

— Насчёт массовости я выразился неаккуратно. В качестве иллюстрации к вашим тезисам перескажу одну историю, без имён и деталей я даже изложил её в романе «Тоска по Лондону», где центральный персонаж вспоминает о роли песни в формировании его личности. История рассказана мне в семидесятые годы вице-адмиралом Г.Н.Холостяковым. В 46-м он командовал эскадрой на Тихоокеанском флоте, и к американцам ушла подлодка с замполитом и со всем экипажем. Идеологическая катастрофа! Лодку догнали и утопили. Прибыла правительственная комиссия во главе с Ворошиловым и Малышевым. Холостякова сняли. С ним ещё кучу народа. По зловещему для власти случаю принято было постановление ЦК об усилении идеологический работы в армии и на флоте. Последним пунктом записали: «Создать новую патриотическую песню». Знаете, что за песня была создана в результате? «Летят перелётные птицы»

— Но все-таки, что породило нынешний массовый всплеск «авторской песни»?

— Эту, как вы выразились, «вакханалию гитарной поэзии»?

— Я обещал вернуться к эстетике и делаю это не без удовольствия. Пример удобен для рамок журнальной беседы, он забавно соединяет эстетические положения петушковского доклада с современностью.

В докладе вы пророчески сказали о песнях, которые сделают своё дело и умрут, как солдаты, смертью храбрых. Так и случилось. Большинство песен пало смертью храбрых, причём, пали песни, в эстетическом отношении не вызывавшие претензий. Пали просто потому, что время их прошло и прилетели новые птицы.

— Это грустно, но разве забавно?

— Забавно то, что в пример вы привели тогда «Атланты» Городницкого! Цитирую: «Мне кажется, что эта песня уйдет из жизни раньше, чем она могла бы уйти. И я бы с вами за роялем попробовал это доказать. «Атланты» идут на сплошном гаммаобразном движении, там нет ни одного мелодического скачка, даже хода на терцию нет. Ритм однообразен. Музыка песни аляповата, грубовато сколочена и однотонна, хотя она как-то здорово уловила дух стиха. Я говорю о мелодической скованности этой песни, которая при обилии куплетов вызывает ощущение монотонности.»

Но песня не умерла! Не находите ли вы, что уже тогда, вразрез собственным теоретическим рассуждениям, вы эмоционально, противу своих же правил, и потому особенно от души, как говорится, объяснили живучесть этой именно песни её примитивной мелодической мощью в подчёркнутых мною словах, особенно в этой скованности каменных фигур? Или за тридцать пять лет у вас появилось иное истолкование её живучести?

— Отвечу строчкой Высоцкого: «Каюсь, каюсь, каюсь!» А если серьезно, то готов согласиться с вашим объяснением секрета живучести «Атлантов».

— Объяснение не моё, ваше.

— Ну, неважно. В ту пору я ещё не вполне преодолел педантизм академического музыковеда-теоретика и «Атлантам» противопоставил очень похожую на нее, но мелодически более гибкую и раскованную песню Кукина «Солдат Киплинга» («Опять тобой, дорога, желанья сожжены»). А широчайшая известность досталась всё-таки «Атлантам». Живучести песни помогло безукоризненное соответствие музыки стиху, эта каменная лапидарность мелодии.

— В каком художественном направлении ожидаете вы возрождения гитарной поэзии? Камо грядеши?

— Ну, это трудно. Направления могут быть разными. Могут всплыть скрытые в российском культурном подсознании традиции литературной песни 19-20 века. Особенно Вертинский, от которого многое взял Галич. Могут быть продолжены типы песен, созданные нашими бардами. Там ведь масса интересного в эстетическом плане, в композиции, в соотношении слова и музыки и т.п. Всё это почему-то ещё не осознано и почти не взято на вооружение новым поколением бардов. Особенно же в загоне сюжетная композиция галичевского типа, со сложными коллажами, монтажем разнородных элементов. Да и Ким с его весьма замысловатыми построениями ещё ждёт своих продолжателей.

— Не можете ли вы сказать конкретнее о пользе французской традиции?

— Могу. Французская песня, от Беранже до Брассенса, уже довольно давно помогает русской вырываться за пределы ее исконной монологичности. У нас исполнитель песни и ее герой норовят слиться в одном лице.

— Этакая гипертрофированная искренность?

— Но это всё, так сказать, из области песенной драматургии. А можно ли найти в нашей гитарной поэзии следы французской мелодики?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *