Почему в пост нельзя есть именно мясо? Из-за его питательности? Тогда как относиться к практике восполнения питательности различными растительными заменителями (напр., грибы)?
Отвечает священник Афанасий Гумеров:
В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста – время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).
Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.
Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.
Путь к нему один – исполнение заповедей Божиих. По слову св. апостола Павла: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей»(Рим.14:17-18).
Святые отцы учат, что подлинный пост предполагает воздержание от зла. Установленный нашей Церковью телесный пост – не самоцель, а лишь средство к стяжанию добродетелей. Опыт убеждает, что немало людей вкушали только растительную пищу, а были обуреваемы страстями. Христианский пост, предполагающий не только телесное воздержание, но хранение души от греховных навыков, ведет человека к чистоте и духовному совершенству.
Православие разрещает есть мясо не в посты,если:
из сайта информация: http://www.k-istine.ru/base_faith/faith/faith_crop-2.htm
«Особый разговор об употреблении крови и продуктов из нее. Ветхозаветного запрещения употреблять кровь животных, где содержится их душа, никто до сего времени не отменял, мало того, оно было подтверждено апостольскими правилами при становлении Церкви. Поэтому скотина при забое должна быть хорошо обескровлена»
Почему в пост можно есть рыбу, и какие птицы растут на дереве?
Помните ли вы забавный момент из исторической книги «Графиня де Монсоро», когда ленивый обжора монах Горанфло «переименовал» курицу в карпа для того, чтобы съесть её в постный день?
«– Мне страшно хочется съесть эту курицу – сказал Шико – и в то же время не согрешить. Послушайте, брат мой, сделайте милость – во имя нашей взаимной любви окропите ее несколькими капельками воды и нареките карпом.
– Во имя Бахуса, Мома и Кома, троицы великого святого Пантагрюэля, – произнес Горанфло, – нарекаю тебя карпом!»
В те времена как минимум три дня в неделю были постными: есть мясо, молочные продукты и яйца по средам, пятницам и субботам было нельзя. Самым длительным был сорокадневный Великий пост – в эти дни разрешалось есть только рыбу. Объясняли это богословы так: коровы, овцы, свиньи и другие животные спасались от Великого Потопа в Ноевом Ковчеге, в то время как рыбе во время потопа ничего не угрожало; поэтому рыбу в пост есть можно.
Однако рыбный ассортимент средневековья был крайне скуден: или мелкая, пропахшая илом речная рыба (которую надо было ещё поймать), или привезённая издалека, с морских берегов, солёная селёдка или треска. В Британском музее хранится уникальнейший документ – рукописный дневник школьника – «блог», написанный в середине пятнадцатого века. Вот что средневековый мальчуган писал о постных днях:
«Нет больше сил, как надоела мне рыба, и как же мне хочется снова кусочек мяса. Ибо в этот великий пост я не ел вообще ничего, кроме солёной рыбы, и внутри меня скопилось столько мокроты, что она застаивается у меня в жилах, и я с трудом могу говорить и дышать. «
А нарушение набивших оскомину правил влекло за собой строгое наказание:
«Неужели не бывает, что можно было бы мне учиться без розог? Ибо я страшусь розги, как меча. Кто думает, что слишком большой и взрослый для розги, я с ним согласен; но в этой школе в наказаниях не делают разницы ни для малых, ни для больших. «
Однако человек устроен так, что всегда ищет выхода из затруднительного положения. Вот и средневековые школяры и монахи стали утверждать – и даже писать в книгах! – о том, что «рыбой» можно называть всё, живущее в воде. А потому, например, бобр – ну он же плавает и живёт в воде! – является рыбой, и его можно есть в пост. В книгах даже помещали красочные изображения бобра с рыбьим хвостом.
Скандальный случай как-то произошёл в аббатстве Трепорт в северной Франции – архиепископ с ужасом узнал, что мальчики-послушники регулярно ловили птиц-тупиков, которыми с удовольствием лакомились в пост и снабжали птичьим мясом монастырскую братию. Однако монахи заявили архиепископу, что, поскольку тупики живут в воде, кормятся в воде и ловятся в воде, то являются рыбой! Вот вам и «превращение курицы в карпа»!
Ещё удивительнее дело обстояло с другими птицами – белощёкими казарками. Монахи и пройдохи-школяры всерьёз уверяли, что в книгах сказано, что эти птицы на самом деле – не птицы и даже не рыбы, а фрукты или овощи, и растут они на деревьях!
Иллюстрации из старинных книг показывают нам растущее у воды удивительное дерево, из плодов которого вылупляются молоденькие казарки! А раз белощёкие казарки – это фрукты, то ловить их и есть их мясо в великий пост и вообще в постные дни – дело совершенно законное и ненаказуемое!
Ну а случай с «крещением» курицы и «наречением» её карпом, форелью, макрелью или другой рыбой на самом деле был, он описан в старинных французских хрониках – а оттуда попал в исторические приключенческие романы Александра Дюма («Графиня де Монсоро») и Проспера Мериме («Хроника царствования Карла IX»):
«– Как я буду, сын мой, крестить живность?
– Да это проще простого, черт побери! Так же точно, как вы крестите нас, рождающихся от женщин. Покропите им слегка головки и скажите: «Нарекаю тебя Форелией, а тебя Макрелией». Только скажите это на своем тарабарском языке. «
В жизни каждого православного христианина когда-то случается первый осознанный Великий пост. Хорошо, если традиции соблюдения поста были в семье, если жизнь с детства была внутри Церкви. Но у людей, решивших познакомится с церковной традицией Великого поста уже во взрослом возрасте возникает масса вопросов. В нашу рубрику «Вопросы священнику» накануне начала поста поступает все больше вопросов о том, что можно и нельзя в Великий пост. Мы решили выбрать наиболее частые вопросы и ответить на них в одном материале.
Что можно и нельзя в Великий пост, определяется уставом. Русская Православная Церковь в данном случае пользуется древним монастырским уставом, но жизнь современного человека в большом городе сильно отличается от жизни в монастыре, и следовать каждой букве древних правил для многих не по силам. Учитывая рекомендации устава, меру поста каждый должен определять для себя сам, посоветовавшись со священником и оценив свое состояние здоровья, нагрузки, возможности и другие обстоятельства.
Что можно есть на первой неделе Великого поста?
Календарь питания по дням в Великий пост смотрите здесь
Можно ли есть растительное масло в Великий пост?
Растительное масло в Великий пост разрешено монастырским уставом только по субботам, воскресеньям и некоторым будним дням. Но вовсе не обязательно постоянно сверяться с календарем. Мирянам (т.е. не монашествующим) растительное масло допустимо для ежедневного употребления.
Считается, что в южных странах, откуда к нам пришел устав, отказ от масла был обусловлен тем, что всегда на столе были оливки, и масло из них воспринималось уже как излишество. Для современного человека, живущего в средней полосе России, скорее растительное масло будет более простым продуктом.
Можно ли пить в Великий пост?
В Великий пост можно пить воду, компоты, соки, чаи, кофе и даже в некоторые дни разрешено немного вина. Нельзя в Великий пост пить крепкое спиртное или вино в больших количествах.
Пост – это время сосредоточения и концентрации, алкоголь же может помешать человеку в его духовном движении.
Можно ли мед в Великий пост?
Мед в Великий пост есть можно. Но надо помнить, что смысл гастрономического поста в ограничении, то есть вкусной, сладкой, любимой пищей, пусть и постной, не нужно объедаться.
Можно ли пить воду в Великий пост?
Воду пить в Великий пост, конечно, можно. Отказываться от воды нужно только перед Причастием. Подходить к Таинству принято натощак и с 12 часов ночи накануне или за 6 часов до, если Литургия ночью или вечером, нужно отказаться как от еды, так и от питья.
Можно ли в Великий пост рыбу?
Кроме того, нередко рыбу в Великий пост благословляется есть беременным и кормящим, учащимся и тем, кто занят усиленным умственным или тяжелым физическим трудом.
Можно ли в Великий пост есть креветки?
Можно ли в Великий пост есть морепродукты?
Мнения о том, можно ли есть морепродукты в Великий пост, расходятся. Одни считают, что можно, как и рыбу, лишь два раза за все время поста – в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье. Другие – что морепродукты разрешены в Великий пост по субботам и воскресеньям.
Мирянам в этом вопросе нужно ориентироваться на свое состояние здоровья, нагрузки, образ жизни. Для кого-то отказ от мяса и молочных продуктов не представляет никакой сложности, а тем, в чьей жизни присутствуют большие нагрузки, без достаточного количества белка обходиться невозможно, и морепродукты могут служить полноценным его источником.
В любом случае, нужно помнить основное правило поста: пища должна быть проста. И если в рационе постящегося остаются морепродукты, то не нужно объедаться морскими деликатесами.
Почему нельзя есть мясо в Великий пост?
Мясо в Великий пост нельзя есть потому, что в этот период человек и духом, и телом должен стремиться к Богу. Пища животного происхождения тяжела, и непросто после наваристого мясного борща или котлет встать на молитву и сосредоточиться на обращении к Господу.
Отказываясь от тех или иных продуктов, верующий человек учится воздержанию, навыку справляться со своими желаниями, который необходим не столько за столом, сколько вообще в жизни.
Тем не менее, бывают обстоятельства, когда человек даже на время Великого поста не имеет возможности исключить мясо из рациона (состояние здоровья, командировка или экспедиция, питание в учреждении – в больнице, тюрьме и т.п.). В таком случае нужно помнить, что гастрономический пост – это лишь помощь человеку в его борьбе со страстями, а главный пост – духовный.
Часто священники вспоминают слова старцев: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте». Конечно, эта цитата не призывает есть мясо в пост, тем более что отказ только от мясных продуктов – первая и самая простая степень поста. Но эти слова призывают тех, кто по тем или иным причинам нарушает пост, не отчаиваться, и обратить свое внимание на свои духовные движения, не раздражаться, а учиться относиться к окружающим с любовью.
Почему нельзя беременеть в Великий пост?
Кому нельзя поститься в Великий пост?
В той или иной мере поститься в Великий пост можно всем! Смысл поста не в том, чтобы изнурить свой организм отказом от еды. Пост – это время борьбы со страстями, и значит, первоочередной задачей может быть отказ от того, что вызывает в человеке определенного рода зависимость. И постный шоколад перестанет быть постным, если съедать по плитке в день.
Те или иные, пусть даже совсем небольшие, ограничения может понести любой человек, если подходить к вопросу с рассуждением. Страдающим от каких-либо заболеваний и пожилым людям, детям и подросткам, беременным и кормящим женщинам отказ от полноценного рациона противопоказан. Но помимо гастрономических, есть еще немало искушений в жизни современного христианина – это и бесконечный сёрфинг в интернете, и многочисленные развлекательные шоу и телесериалы, и ссоры с окружающими, и многие еще другие бессмысленные способов тратить время. Великий пост – благодатное время для того, чтобы постараться хоть немного приблизить свой образ жизни к данным Христом заповедям.
Преподобный Варсонофий Великий говорил: «…пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста». Даже если поститься в еде получается в самой меньшей степени, необходимо направить свои усилия на добрые дела, молитву и покаяние.
Какие молитвы нельзя читать в Великий пост?
В Великий пост можно читать, а точнее молиться словами любых молитв. Нет никаких особых правил. Другое дело, что Великий пост – время особых молитв и богослужений.
В первую очередь – это покаянная молитва Ефрема Сирина. Ее можно читать каждый день. Также хорошо бы обратить внимание на тексты постных песнопений на богослужениях, понять для себя их смысл.
Часто можно встретить мнение, что во время Великого поста нельзя читать акафисты, кроме одного или нескольких дней. В субботу пятой недели Четыредесятницы во всех православных храмах поется Акафист Пресвятой Богородице и звучит похвала Божьей Матери. Также во время особенных великопостных богослужений – Пассий, которые служатся четыре раза за пост, читается Акафист Божественным Страстям Христовым.
Мнение об ограничении чтения акафистов в другие дни поста связано с тем, что многим кажется неуместным радостный настрой молитвенного пения в период, когда христианину следует сокрушаться о своих грехах. Тем более, церковная богослужебная жизнь в это время и так очень насыщенная.
Но как такового запрета на чтение тех или иных молитв в Великий пост в церковном уставе нет. Есть традиция уделять в Великий пост больше внимания покаянным молитвам. Но христианин может читать акафисты келейно (то есть дома). Ведь время поста – это не время уныния, а время стремления к Богу и усиленной молитвы. И если кто-то хочет добавить к своим обычным и к положенным для чтения во время поста молитвам еще и акафисты, то можно так сделать.
Что нельзя есть в Великий пост?
В Великий пост нельзя по уставу есть пищу животного происхождения, то есть мясо, молочные продукты, яйца и даже рыбу. Но смысл поста не в отказе от скоромной пищи, а в ограничении себя.
Не так-то легко бывает отказаться даже от любимого блюда, еще тяжелее бывает отказаться от своеволия в каких-то более серьезных действиях. Гастрономическое воздержание – это внешняя телесная составляющая поста, способствующая более активной работе души. Поститься, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского нужно, чтобы «прояснить ум, развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю». Ограничив себя в тяжелой пище, сладостях, деликатесах, отвлекаясь от увеселений и ежедневной суеты, христианин может сосредоточиться на молитве, покаянии и борьбе со своими грехами.
Но не нужно в Великий пост истязать себя голодом. Пищевой пост не должен вредить здоровью и выполнению ежедневных обязанностей.
Что нельзя делать в Великий пост
Что нельзя делать в Великий пост? Правильнее было бы спросить, что следует делать в Великий пост. Ведь это время дано нам специально как время усиленной работы над собой. Как шанс изменить что-то в себе к лучшему. Сконцентрироваться на своей духовной, внутренней жизни.
И те правила, которые Церковь предлагает нам соблюдать в Великий пост, нужны нам как подспорье в достижение этих целей.
Так какие это правила?
Пост в еде. В Великий пост нельзя не только есть скоромную пищу (мясо, яйца, молочные продукты), но и объедаться постной. В период поста нельзя также употреблять алкоголь, кроме некоторых дней, когда разрешается немного вина. Супругам следует по возможности и только по взаимному согласию воздерживаться от близости (в Великий пост не совершаются венчания, соответственно верующим людям нельзя жениться в Великий пост).
Разумное распределение времени. В Великий пост нужно сосредоточиться на своей духовной жизни, а потому не следует тратить время бесцельно. Имеет смысл ограничить развлечения и увеселения, а посвятить время молитве и своему духовному развитию.
Прощение обид. Нельзя в пост продолжать лелеять свои обиды на других, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться. Именно поэтому Великий пост начинается после Прощеного воскресенья.
Усиленная молитва. В пост нельзя пренебрегать богослужением и молитвой. Богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение Великого поста – покаяние. Есть службы (канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров, Пассии, богослужения Страстной недели) на которых надо непременно побывать.
Покаянная молитва Ефрема Сирина сопровождает православного христианина весь Великий пост.
В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге. Нужно находить время и возможности, чтобы делать пусть самые маленькие, но шажки к Господу. Семь недель Великого поста – семь ступенек к Пасхе, к Светлому Христову Воскресению. И провести их надо так, чтобы встретить Праздник с чистым сердцем.
Можно ли причащаться в Великий пост?
Причащаться в Великий пост не только можно, но и нужно. Причастие – главное Таинство Церкви, которое было установлено Самим Христом за несколько дней до Его Крестной смерти. Тайную Вечерю, на которой это произошло, христиане вспоминают ежегодно на Страстной седмице. Но это вовсе не значит, что приступать к Таинству нужно лишь в Великий Четверг. В течение всего года верующие имеют возможность делать это практически в любой день, а вот во время Великого поста – только в некоторые.
Так по субботам и воскресеньям, а также в праздник Благовещения (7 апреля) в храмах совершается полная Литургия, и все, кто подготовился, то есть исповедался и прочитал все необходимые молитвы, могут причащаться как обычно. А вот в будние дни Литургии либо нет вовсе, либо – в среду, пятницу и в некоторые праздничные дни – совершается особая служба, на которой прихожан причащают Дарами, освященными на последней полной Литургии – Литургии Преждеосвященных Даров.
Многие христиане стараются хотя бы раз в году побывать на Литургии Преждеосвященных Даров, отложив все дела и в будний день придя в храм. Чтобы эта необычная служба была доступна большему количеству работающих или учащихся людей, в некоторых приходах ее совершают вечером. Подготовка к причастию в таком случаем мало чем отличается от привычной – нужны воздержание, которое в любом случае верующие соблюдают в эти дни, исповедь и молитва. А пост непосредственно перед таинством, если служба вечерняя, должен быть не менее 6 часов, то есть обычно не едят и не пьют ничего после полудня.
Четыредесятница – время, когда вся христианская жизнь сосредоточена вокруг покаяния и скорби о грехах. Но даже в этот период Церковь, не совершая в знак смирения полной Литургии, не лишает верующих причастия, тем самым давая им поддержку на непростом великопостном пути. А значит, уж точно не нужно отказываться от этого великого блага самим.
Можно ли крестить ребенка в Великий пост?
Крестить ребенка в Великий пост можно. О дне и времени нужно договориться в конкретном храме, и там же узнать о необходимой подготовке.
Если семья и ее близкие, приглашенные быть восприемниками (крестными), воцерковлены, то особой подготовки не потребуется. Если же крещение ребенка – один из первых шагов в церковной жизни, то необходимо пройти огласительные беседы, в рамках которых родители и крестные смогут разобраться в вопросах веры и узнать, зачем нужны таинства. Желательно, чтобы взрослые исповедались и причастились, ведь они должны стать примером для нового маленького христианина.
Стоит осознавать, что крещение ребенка – это не способ защитить его от болезней и бед, а попытка с раннего детства растить и воспитывать его в любви к Богу. Великий пост – это время пробуждения души и время духовного саморазвития, и оно как нельзя лучше подходит для того, чтобы всей семье отодвинуть бытовую суету и всем вместе начать движение к Господу.
Несмотря на то, что не существует никаких ограничений и крещения могут совершаться в любой день, это не всегда возможно практически. Во время Великого поста богослужебный строй жизни меняется, в некоторые дни службы особенно продолжительны, и клирикам бывает сложно между ними совершать таинства или проводить беседы с крестными. Выбор даты зависит от храмового расписания и занятости священника. Но все же не стоит откладывать крещение на потом. Ведь если ребенок станет членом Церкви во время Великого поста, в дни празднования Пасхи он сможет быть причастником и вместе со всем христианским миром, пусть пока и без рассуждения, если еще совсем мал, разделить радость о Воскресении Христовом.
Можно ли читать акафисты в Великий пост?
Читать акафисты в Великий пост можно. Более того, именно в дни Четыредесятницы раз в год совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Это единственный обязательный для исполнения в храме акафист. Он читается во всех храмах на вечернем богослужении накануне пятой субботы Великого поста. Кроме того, по воскресеньям в дни Четыредесятницы верующие могут собираться в церкви на Пассию, особую службу, включающую в себя фрагменты Евангелия, рассказывающие о Крестных страданиях Христа, и Акафист Страстям Господним. В остальные великопостные дни акафисты в храмах не звучат, но нет никаких запретов на их чтение дома.
Эта форма молитвы довольно поздно (вероятно, в IX–X вв.) появилась в христианстве, но полюбилась верующим благодаря своей доступности, простоте и возможности активного участия. Именно поэтому во многих приходах принято в определенные дни недели собираться для пения того или иного акафиста. Но практика это необязательная, а на время Великого поста она и вовсе отменяется, так как богослужебная жизнь в этот период насыщенная, а настрой – покаянный. Именно поэтому возникло мнение, будто чтение акафистов, в которых часто повторяется слов «радуйся», неуместно даже дома.
Но, конечно же, нет и не может быть никакого запрета ни на радость во время поста, ни на молитву, если она идет от сердца. Просто молитвы – будь то чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных Даров, другие великопостные службы или дома исполняемые правила – долгие, требующие особого внимания. Но если у человека остаются силы и желание самостоятельно добавить к ним еще и акафист, то никаких ограничений для этого нет.
Более того, не надо забывать, что пост – это не время для уныния. Это время движения нашей души к Господу, а значит, время радостное. И акафист – это один из способов выразить нашу благодарность Богу.
Какие молитвы нельзя читать в Великий пост?
Нет каких-то особых указаний, какие молитвы нельзя читать в Великий пост. Более того, издавна существует монашеское правило: «келья устава не имеет». То есть, какой будет личная молитва, христианин решает или вместе со своим духовником, или сам. А соответственно, не может быть запретов на чтение дома в пост, например, молитв о благополучии близких или заупокойных молитв, каких-то конкретных канонов или акафистов.
Но при этом есть молитвы, которые, наоборот, необходимо читать в пост. К ним относится молитва святого Ефрема Сирина. В будни, начиная с середины Масленичной недели и заканчивая серединой Страстной, она по несколько раз в день звучит в храме и сопровождается земными поклонами. В ней верующие просят Господа избавить их от грехов, мешающих идти покаянным путем поста, и дать добродетели, необходимые для христианской жизни.
В суете и повседневных заботах у человека не всегда хватает времени на вдумчивую молитву, а потому в дни Великого поста нужно постараться найти возможности уделить ей большее внимание. Но важно не просто отстоять в храме на службе или дома перед иконами во время чтения ежедневного молитвенного правила, а вникнуть в текст, понять слова, обращенные к Богу. Полезной для души человека и услышанной Господом будет та молитва, которая идет от сердца.
Помимо акафистов, которые дома можно читать и в дни Четыредесятницы, часто вызывает вопросы Псалтирь. На самом деле существует ограничение на ее чтение даже келейно в конце Великого поста (с Великого Четверга) и на Светлой седмице. Впрочем, если человек, не зная, нарушил это установление, ничего страшного. Важно искреннее желание человека молиться, даже если где-то оно не вполне соответствует существующим общецерковным правилам.
Можно ли играть в карты в пост?
Пост – это время для молитвы и для покаяния, а не для пустого времяпрепровождения, к которому и относится игра в карты.
Кроме того, азартные игры часто не только развлечение, но и способ нечестного обогащения, что также не может поддерживаться Церковью. Часто человек и сам не замечает, как ставки затягивают, и он уже не может ни выйти из замкнутого долгового круга, ни избавиться от навязчивой идеи отыграться. Подобные вещи приводят к тяжким преступлениям, хотя, казалось бы, все начиналось с безобидной игры…
Более того, существует мнение, что карточные масти содержат в себе антихристианские символы: крести (крест), пики (копье, вонзенное под ребра Спасителя), черви (губка, которую поднесли к губам умирающего Христа), бубны (четырехгранные гвозди). Если посмотреть на эти цветные картонки с такой точки зрения, то игра с ними превращается в кощунство.
Таким образом, даже если в другое время года человек считает карты невинной забавой, во время поста, когда каждый христианин старается избавиться от своих грехов и отбросить все лишнее, суетное, стоит отказаться от этой страсти. Так же, как многие в пост бросают курить или изживают другие вредные привычки, больше не возвращаясь к ним и тогда, когда завершается период воздержания.
Можно ли есть яйца в пост?
Яйца относятся к скоромным, то есть непостным продуктам, а соответственно устав не разрешает их употребление в дни поста. Также в список продуктов, которые должны быть исключены из рациона в этот период, входят мясные и молочные, а в дни строгих постов (Великий, Успенский) – еще и рыба.
Но всегда определять меру пищевого воздержания необходимо индивидуально. Так, например, ребенок, беременная женщина или больной человек могут есть какие-то непостные продукты, чтобы удовлетворять потребности организма в питательных веществах и витаминах. Но при таком подходе нарушение поста не должно превращаться во вседозволенность и гурманство. Если человек по той или иной причине вводит в свой рацион какую-то непостную еду, ему стоит более внимательно отнестись к другим пищевым привычкам: например, уменьшить или вовсе исключить употребление какого-то любимого постного, но не столь необходимого для здоровья продукта (кофе, сладкого).
Стоит также отметить, что в пищевой промышленности часто употребляется яичный порошок – иногда даже в тех товарах, которые на первый взгляд кажутся постными. Нет необходимости тратить время на внимательное вычитывание состава на упаковке в магазине, чтобы ни в коем случае не допустить попадание даже самого малого количества яичного продукта в желудок. Очевидно, что безе, бисквит или пирог с яичной начинкой не подходят для поста. Но если вы не обратили внимания и купили батон хлеба, в который добавлено яйцо, не стоит винить себя за нарушение воздержания. А читать в дни поста лучше не этикетки, а Священное Писание.
Смысл поста в том, чтобы упростив свою пищу и уделяя ей меньшее внимание, человек мог больше времени и сил отдать молитве, и чтобы тяжелая пища не «утяжеляла» его мысли, которые должен быть устремлены к Богу.
Можно ли делать приворот в пост?
Делать приворот нельзя не только в Великий пост, но и в любое другое время года. В Церкви нет разночтений по этому поводу. Всякие магические практики считаются грехом. Гадания и привороты – это попытка через обращение к демоническим силам изменить волю Божью. Господь дает человеку полную свободу, и человек сам выбирает – с Богом он или с дьяволом. Но обращаясь к нечистой силе, он сам отказывается от Божьего благословения.
Пост – это время, когда верующие стараются духовно расти и воспитывать в себе добродетели. Одна из важнейших добродетелей – это любовь. Терпеливая, жертвенная, по слову апостола, не ищущая своего. Приворот – полная противоположность христианскому пониманию любви. Ведь с помощью магических ритуалов человек хочет завладеть другим, присвоить его чувства, управлять ими.
Очевидно, что если человек задается вопросом, можно ли делать приворот, его мучают какие-то проблемы в отношениях, ему тяжело. Но вместо того, чтобы прибегать к сомнительным мистическим действиям, лучше дни поста использовать для того, чтобы разобраться в себе. Исповедь и беседа со священником помогут заглянуть вглубь души. Искренняя молитва, но не о том, чтобы Господь исполнил желание, а о том, чтобы научиться принимать любой Его промысел о себе, даст по-новому взглянуть на свою ситуацию. Если уже был опыт оккультных практик, нужно покаяться и решительно отказаться от его повторения. Может быть, в таком случае священник сочтет полезным для согрешившего понести какую-то епитимью – то есть, выполнять дополнительное молитвенное или иное послушание, которое благотворно повлияет на душу, будет способствовать ее исцелению.
Период поста – это время очищения, и нужно использовать его по назначению. С Божьей помощью и собственными молитвами, покаянием, воздержанием мы можем победить грех, можем научиться жить без какой-то пагубной страсти и больше к ней не возвращаться.