после причастия можно работать
После причастия можно работать
Как вести себя после причащения?
Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2 Пет. 2, 20-22).
По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).
После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!
Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).
Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие ≈ явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.
А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.
Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире.
Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).
Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобны человеку, который несет чашу, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет все, что было в чаше. Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.
Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).
Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.
Преподобный Алексий Зосимовский (1844-1928).
Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.
Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).
Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно, причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни. Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).
Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.
Принявши в себя пречистую Плоть и Кровь Господа, не устремляйся потом, пришедши домой, с жадностью на плоть животного; соблюдай крайнюю умеренность в употреблении ее не предавайся долгому сну днем. Всё это способствует загрублению сердца, которое крайне нужно сохранять в святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия пречистых Тайн.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.
Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.
Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).
После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца.
Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).
Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).
Православная Жизнь
Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.
Чтобы понять, как себя вести после Причастия, мы сначала должны уяснить для себя, что такое само Причастие.
Причастие – это величайшее Таинство Церкви, в котором человек получает возможность приобщиться к Телу и Крови Самого Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. В Причастии мы принимаем в себя Творца и при этом, по словам святых отцов, как бы становимся живыми храмами, в которые входит Сам Бог.
Неужели может быть что-нибудь более важное и величественное в этом мире? А значит и вести себя после участия в столь высоком Таинстве человек должен соответственно.
Прежде всего, у нас не должно быть легкомысленного и профанирующего отношения к тому, что с нами произошло. Нельзя просто прийти в храм, причаститься «между прочим» и так же «между прочим» продолжать заниматься теми или иными обыденными вещами.
Многие святые отцы, такие как святой праведный Иоанн Кронштадтский или святитель Иоанн Шанхайский, после Причащения оставались на долгое время в алтаре (или храме) и предавались молитве и размышлениям о Боге.
В то же время мы должны помнить, что, согласно молитвам ко Святому Причащению, мы принимаем в себя Тело и Кровь Христовы «во исцеление души и тела». И здесь напрашивается вполне естественный вопрос: если мы, например, идем на прием к тому или иному врачу и нам ставят определенный диагноз, предполагающий соответствующее лечение, то неужели мы будем нарушать предписания врача? Думаю, нет. Если мы хотим вылечиться, мы будем делать все то, что нам предпишет доктор. Следовательно, если мы, придя в храм, как в духовную лечебницу, желаем исцелить свою душу от греха, значит впредь мы должны стараться как можно меньше грешить. В противном случае получится, что на словах мы просим Бога простить наши грехи пред Ним, а на деле – сами не пытаемся приложить к этому никаких личных усилий.
Как вести себя после Причастия: опровержение 5 мифов
Посетительница сайта «Правмир» задаёт вопрос:
«Доброе время суток! Подскажите, пожалуйста, что нельзя делать после причащения? Говорят, что если кому что-либо передать после Причастия, то Причастие передается другому человеку. Так ли это? Спасибо заранее за ответ! Дарья».
Учитывая, что через причастие должен пройти каждый верующий православный христианин, то разбор того, как вести себя после Причастия, пригодится всем. Ответим здесь на все самые популярные вопросы.
Причастие — это церковное таинство, принятие Крови и Плоти Христа
Коротко о самом основном. Причастие — одно из церковных таинств. Оно воспроизводит события тайной вечери, когда Спаситель угощал апостолов вином и хлебом.
Цель Причастия — впустить человека в Церковь Христову, сделать его её частью через хлеб и вино.
Но мы же не каждый день ходим на Причастие, верно? Нюансы этого обряда для многих остаются вопросом. Рассмотрим же, что можно, а чего нельзя делать и особенное внимание уделим следующим 5 мифам о том, что после Причастия:
Но сперва ещё немного поговорим о самой процедуре.
После причастия употребляют запивку и съедают просфору, но это не обязательно
Запивка (теплота) — это тёплый напиток, которым принято запивать Причастие. Смысл в том, что хлеб, который называется Плотью Христа, должен попасть внутрь человека целиком. Если какие-то крошки человек сплюнет или выкашляет, это считается не лучшим тоном со стороны верующего.
Конечно, грехом это не назвать, но сама идея Причастия состоит в том, чтобы употребить частицу Христа, а не раскрошить её. Дабы избежать неудобных ситуаций, придумана запивка. В каждом храме это может быть разный напиток:
Идея в том, чтобы полностью промыть рот от остатков евхаристического хлеба. Но здесь нет никакой принудиловки. В само церковное Таинство Причастия запивка не входит, так что от неё вполне можно отказаться.
Можно даже запить чем-то своим. В этом ничего страшного нет.
Во время Причастия можно не пить вино, а употребить виноградный сок, но это не приветствуется
Одна из самых болезненных тем для Церкви — это нежелание многих людей пить вино, которое символизирует Кровь Христа. Происходит это по двум причинам:
Часто одна причина наслаивается на другую. На самом деле Богу всё равно, каков уровень брожения в напитке. Библия не даёт никаких рекомендаций. В годы гонений священники причащались водой в тюрьмах, и ничего страшного.
Другое дело, что не просто подыскать приход, где батюшка согласиться отказаться от традиции и пойти навстречу. Но богословских препятствий для этого нет.
Мозаика, на которой Иисус совершает первое Причастие — даёт апостолам свою Кровь
Это неправда, что в день причастия нельзя заниматься любовью
Можно ли после принятия святых даров спать с мужем (женой), хотя бы целоваться? Нет никаких препятствий для того, чтобы заниматься любовью со своим супругом. Церковь негативно относится только извращённым видам секса и тем, что происходят незаконно, либо по принуждению.
Но вот принятие Христовых Тайн никак не должно отразиться на личной жизни верующего. Это странная и плохая тенденция — противопоставлять физическое и духовное. Одно другое дополняет. В конце концов, это Бог придумал интимную сторону человеческой любви, с чего бы теперь Он должен был бы оскорбиться на то, что причащённый человек воплотил Его же замысел.
Интимная сторона жизни — не что-то грязное. Церковь никогда не призывала к ней так относиться.
После принятия Тела и Крови Христа можно чистить зубы и вынимать что-либо изо рта, это ответ священника Владимира (Головина)
Ещё одни доморощенные богословы уверены, что после причастия нельзя чистить зубы и много чего ещё нельзя делать, потому что запрещено сплёвывать. Вдруг выплюнешь частицу Тела и Крови Христовых.
Протоиерей Владимир (Головин) даёт на этом видео достаточный комментарий:
Ответ священника заключается в том, что все ограничения касаются короткого промежутка время от Причащения до запивки. После этого человек возвращается к своей обычной жизни. Вести себя после Причащения как-то странно и выдумывать ограничения нет никакой нужды. Если у человека есть вставная челюсть, то он волне имеет право её вынимать.
Ещё одна выдумка: «В день Причастия нельзя мыться»
Мыться человеку можно и нужно. Вода смывает всякую грязь. Но может ли Божественная благодать смыться? Пожалуй, нет ни одной истории в Библии, где человек бы искупался и утратил благословение Божье.
А стричься после Христовых Тайн можно? — Конечно!
Стрижка — это вообще действо больше магическое, чем религиозное. В православии она имеет символическое значение, скажем, при пострижении в монахи. Но никакой в этом действе магии.
Было бы странно, если бы человек пришёл на исповедь и признался: «Батюшка, я грешник, взялся стричься после Причастия». Такого не бывает, и быть не может. Сама ситуация абсурдна не только с духовной, но и физиологической точки зрения. Святые Дары у человека в желудке, волосы — на голове. Как стрижка может повлиять на святыню?
После Причастия можно отдавать вещи другому человеку
То, что кому-то нельзя отдавать свои вещи после Причастия, — тоже суеверие.
Причастие — не вещь, оно не передаривается. Чтобы его пройти, от человека должна быть инициатива, духовный импульс.
А передача каких-то сил через предметы — это уже магия, а не православие.
Вопрос о том, можно ли есть мясо после Причастия, не лишён смысла, ибо воздержаться полезнее
Некоторые вещи после Причастия: курить, пить спиртное и т.д. никто не воспрещает, но и не приветствует. То же самое касается и употребления мясных продуктов.
В христианстве проскальзывает настороженное отношение к мясу. Вроде прямых запретов и нет, но монахи его не едят. И это считается более высшим проявлением духовности человека, образцом веры. Соответственно, тот, кто после принятия Святых Даров хотел бы и дальше стяжать Божественную благодать может в самом деле жёсте отнестись к своему рациону и образу жизни. Из таких соображений мясо, конечно, лучше не есть, чем есть.
Правильное поведение в день Причастия — благочестивое
Православие вообще не сильно ограничивает человека после Божественного Причащения. Главное после принятия Плоти и Крови Христовых — это сохранить богатство Даров, направить тело и душу в созидательное, духовное русло. Люди должны пребывать в правильном умонастроении, нужно научиться беречь Божественную благодать, полученную при таинстве. И многим будут мешать различные искушения.
После приобщения к Таинству Тела и Крови, в день Причащения полезно читать благодарственные молитвы, думать о возвышенном.
То есть идеальное поведение — благочестивое. Но лучше, чтобы это было не по случаю Таинства, а всегда и везде.
После Причастия человек должен начать новую, благочестивую жизнь
Например, вот что советовал преподобный Никодим Святогорец:
«По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее.
Понятно, что земные поклоны надо бить не в реальности, а в душе — это фигуральное выражение о том, что человек должен начать себя вести по-новому и благодарить за это Господа.
В этом и состоит сама идея Причастия.
После Причастия человек особо слаб перед искушениями. На этом старинном гобелене Жана де Бондоля из серии «Анжерский Апокалипсис» как раз изображено искушение: битва ангела и беса за душу праведника
После Причастия происходят искушения из-за того, что человек думает, что достиг нужного духовного уровня
Профессор богословия Алексей Ильич Осипов на видео ниже отвечает на вопрос, почему человека после Причастия преследуют искушения.
Дело в том, что человек неверно рассматривает своё состояние. Он думает, что уже достиг всего, что нужно, и расслабляется. А ведь Причастие — не финиш, а старт духовной жизни. Человеку предстоит ещё много работы.
Но если потерять бдительность, очень легко стать уязвимым.
Если хочется спать, становится плохо, начались неприятности или возникла болезнь, это никак не связано с грехом
Бывает, после Причащения становится плохо, хочется спать или даже возникает какая-то болезнь. Вот сходил человек на Причастие, и начались неприятности. Это говорит, что человек был слишком грешным? А может, бес в нём засел? Да нет, всё это глупости и стечение обстоятельств.
Случается, что в церкви душно, либо просто человек простыл по дороге до дома. А может, в нём был вирус, который только проявил себя именно сейчас.
А у кого-то могло ещё и подскочить давление от вина. Чего только не бывает. Но это не значит, что Причастие или Божественная литургия как-то негативно подействовали на грешника.
Мы оскорбляем святыню, если продолжаем то, чего в день Причастия нельзя: жить в грехе
Почти все мифы развеяны. В основном мы говорили о том, что можно, а чего в день причастия нельзя?
В любое время после время после Причастия (час, день, год, десятилетие) нельзя совершать грех, иначе теряется весь смысл Таинства. Причастник должен помнить, что грехом оскорбляем мы святыню. Об этом рассказывает протоиерей Валентин Амфитеатров:
«Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.
А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.
Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти.
Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела.
Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире».
О хранении дня Причастия (как вести себя после причащения)
Много книг написано как подготовиться к Причастию, но как вести себя в этот день? Бытует много предрассудков:
иерей Николай Фатеев:
вот что рекомендуется и общепринято:
«Правила церковные предписывают хранить в день причастия чистоту телесную, занимать свой ум богомыслием и молитвою, а не развлечением. Относительно пищи рекомендаций нет, но существует ограничение по количеству пищи и принятию вина, дабы не было тошноты в этот день. Поэтому воздержание до Причастия, умеренность в пище, в этот день особенно необходимо. Если младенец после причастия срыгнул, то необходимо собрать это салфеткой и сжечь.По поводу поцелуев младенца церковные правила умалчивают.»
Как нужно вести себя в течение дня после причащения?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.
Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню – Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать. Самое главное — быть в радостном настроении и благодарить Бога.
При причастии надо ли кланяться в сторону алтаря после принятия Святых Даров?
Делать этого не следует. И вот почему: поклон после причастия в сторону алтаря мимо амвона, на котором стоит священник с Чашей, отражает полнейшее непонимание одного очевидного факта. Тот, кому принявший Святые Дары желает выразить благодарность, т.е. Сам Христос пребывает в это время Своими Пречистым Телом и Честной Кровью в евхаристической Чаше, которую причастники целуют именно в знак благодарности.
иерей Димитрий Туркин
Говорят, после причастия нельзя христосоваться?
Еще говорят, что нельзя троекратно целоваться после Причастия, целовать детей?
Известно, что многие думают, если они после Причастия кого-то поцелуют, то от них «уйдет благодать». Это предрассудок. В первую очередь причастившийся человек должен хранить себя от всего недушеполезного, от суеты, от греха.
диакон Павел Миронов
Что делать с одеждой, испачканной после причастия?
Во время причащения четырёхмесячного сына, отойдя от Чаши, заметила, что у него течет Кровь Христова по щеке. Капелька попала на марлевую салфетку и на кофту. Что делать с кофтой и салфеткой? Галина
Храни Господь Вас и Вашу семью!
С уважением, священник Александр Ильяшенко.
Посмотрите на видео правила поведение после Причастия.
Можно ли после причастия спать и делать поклоны?
Можно ли после причастия прикладываться к иконам?
Можно ли после причастия мыться?
Как поступить православному после причастия
Отвечает протоиерей Андрей Ткачев
Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.
Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать. Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.
Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.
Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.
Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.
Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам.
Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения:
«Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».
Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.
В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.
Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.
Протоиерей Андрей Ткачев
Православные молитвы читаемые после Причастия
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!
1-я православная молитва читаемая после причастия
Молитва святого Василия Великого читаемая после причастия
Молитва святого Симеона Метафраста читаемая после причастия
4-я православная молитва читаемая после причастия
Молитва к Пресвятой Богородице читаемая после причастия
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лук. 2:29-32).