последствиями общественного прогресса можно считать
Критерии общественного прогресса
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Критерии общественного прогресса« из раздела кодификатора (1.16 Понятие общественного прогресса)
Определить степень прогресса общества в целом невозможно. Так, например, в нравственной сфере может происходить деградация, а в сфере развития науки и техники стремительный рост, что отчасти характеризует современное состояние общественного развития.
В философии и социологии встречаются различные подходы к понятию и видам критериев общественного прогресса.
Так, французские философы эпохи Просвещения, в их числе Кондорсе, считали главным критерием общественного прогресса развитие человеческого разума.
Социалисты-утописты предлагали иной критерий прогресса — это отношение людей друг к другу как к братьям.
Современник социалистов-утопистов немецкий философ Ф.В. Шеллинг предлагал свое решение проблемы: критерием в ходе исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
В наше время ученые также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса.
Так как общество — это большая система взаимосвязанных элементов, то подобрать единый критерий, по которому было бы возможно судить о том, прогрессирует данное общество в целом очень затруднительно. Поэтому критериев прогресса общества несколько.
1) Уровень развития производительных сил и темпы роста производительности труда.
Согласно этому подходу общественный прогресс обусловлен возникновением более совершенных средств труда, степенью овладения человеком силами природы, возможностью их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. Именно в общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производи тельных сил и открывают наибольший простор для роста производительности
труда, для развития человека, поэтому их развитие понимается и как развитие богатства человеческой природы.
2) Степень свободы людей данного общества и, соответственно, уровень демократизации.
Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных.
3) Уровень возможности индивидов для самореализации, а также степень роста человеческого счастья и добра.
4) Уровень развития науки и техники.
5) Выделяют также и гуманитарные критерии, такие как уровень образованности населения и продолжительность жизни.
Общественному прогрессу свойственны такие качества, как относительность и противоречивость.
Относительность обозначает, что не всё в жизни можно сопоставить с понятием прогресс. Так, например, картина, написанная в XVI веке, не потеряет свою ценность в XXI веке, только потому, что сейчас лучше технология производства красок, холстов и сама техника рисования. Она ценна своей историчностью.
Подготовка к ЕГЭ. 3. Общественный прогресс
Материал «Общественный прогресс» предназначен как для уроков обществознания, так и для подготовки к ЕГЭ
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. 3. Общественный прогресс»
Тема №3 «Общественный прогресс»
Прогресс: понятие, виды и формы
Общество находится в постоянном развитии и изменении – социальной динамике
Формы социальной динамики: 1) прогресс 2) регресс
Прогресс – направленное развитие, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Прогрессу противоположно явление регресса.
Регресс – обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время остановиться, что называется стагнацией
Виды прогресса: экономический, технический, культурный
Формы прогресса: эволюция, революция, реформа
неравновесная модель социальных изменений, сопровождающихся дестабилизацией социальной системы
полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
промышленная – переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному
социальная – изменение социальной структуры общества
культурная – изменение сознания людей
социальные, экономические, политические
прогрессивные и регрессивные
Критерии и противоречия прогресса
Критерии прогресса – это основные параметры его характеристики:
Социальный критерий — это уровень социального развития, качества жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса, средняя продолжительность жизни, детская и материнская смертность.
Экономический критерий — это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий — самый важный, так как влияет на остальные.
Гуманистический (моральный) критерий — нравственное развитие — один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот — регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о гуманности в обществе, например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств. Гуманистический критерий является универсальным критерием определения прогресса .
Научно-технический критерий — это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче — инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь.
Особенности прогресса выражаются в его
относительности – есть области, к которым понятие прогресса не применимо
противоречивости (издержки) – совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет
Примеры противоречивости (издержек) прогресса
развитие орудий труда, техническая и технологическая революции – яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли.
удобства городской жизни сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации».
в период промышленного переворота возросло число лиц, страдающих хроническими заболеваниями
расширение политических и гражданских прав и свобод в демократических странах привело к тому, что люди стали более уязвимы в отношении личной безопасности: в эти страны проникают тысячи эмигрантов, под прикрытием религиозных и национальных организаций создаются подпольные филиалы международной террористической сети
последствием реализации идеи равноправия мужчин и женщин стал кризис института семьи и демографические проблемы
Тренинг по теме №3 «Общественный прогресс» Часть 1
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано
социальная эволюция 2) общественное развитие 3) регресс общества
4) реформа 5) революция 6) система
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
социальные реформы революционные преобразования социальный прогресс
социальный регресс социальная динамика
Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, запишите цифры, под которыми они указаны
прогресс 2) структура 3) эволюция 4) реформа 5) революция
Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, запишите цифры, под которыми они указаны
собственность 2) производство 3) этнос 4) распределение
5) социализация 6) обмен 7) инфляция
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) реформа 2) эволюция 3) революция 4) застой 5) скачок 6) спад
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «прогресс». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) социальная реформа; 2) модернизация; 3) стагнация; 4) рост продолжительности жизни;
5) падение уровня образования; 6) рост уровня благосостояния населения.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «прогресс». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны
рост благосостояния; 2) рост преступности; 3) технические инновации;
4) накопление духовных ценностей; 5) деградация; 6) развитие свободы
Запишите слово, пропущенное в таблице
Формы социального прогресса
Радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряженный с открытым разрывом с предыдущим состоянием
Преображение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры
Выберите верные суждения об обществе и социальных изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) общество представляет собой часть мира, обособившуюся от природы, но не потерявшую связь с ней.
2) общество является динамичной системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.
3) революция как форма социальных изменений, как правило, направлена на частичное преобразование отдельных сторон общественной жизни.
4) общество как систему характеризует отсутствие связи составляющих его элементов.
5) развитие общества от менее совершенного к более совершенному называют прогрессом.
Выберите верные суждения об обществе и социальных изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
революция как форма социальных изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных отношений
2) общество состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
3)гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.
4) общество является динамичной системой.
5) возвращение к изжившим себя социальным структурам называют регрессом.
Найдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) существенные преобразования, вводимые законным путём
2) смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений
3) постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов
4) крупные преобразования, проводимые по инициативе властей
5) масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества
Выберите верные суждения о реформах как способе изменения общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
проведение реформы всегда обеспечивает стабильность общества
реформы изменяют основы общественного строя и ведут к смене власти.
с помощью реформ общество разрешает назревшие противоречия мирным путём, находит разумные компромиссы.
из двух видов общественных изменений — реформа и революция — последний путь является предпочтительным, обеспечивает преемственность в развитии общества.
реформы могут носить комплексный характер или затрагивать лишь отдельные сферы жизни общества.
Выберите верные суждения о направленности в развитии общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
общественный прогресс предполагает развитие общества от низшего к высшему, от простого к сложному
периоды прогресса обязательно сопровождаются войнами, революциями, социальными потрясениями
регресс и застой в развитии общества сменяются стадиями бурного развития
прогресс в одной сфере никогда не может обернуться застоем или регрессом в другой
масштабное реформирование общественных отношений, бурное развитие культуры, образования, значительное повышение уровня жизни людей свойственны для стадии регрессивного развития общества
Выберите верные суждения о критериях общественного прогресса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гуманистическим критерием общественного прогресса является увеличение продолжительности жизни человека.
2) в качестве критерия общественного прогресса принимается уровень развития производительных сил.
3) универсальным критерием общественного прогресса является уровень развития науки и техники.
4) одним из критериев общественного прогресса может выступать упрощение общественных отношений.
5) основным моральным критерием общественного прогресса может считаться совершенствование нравственности людей.
Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совершенствование техники
2) культурная унификация
3) рост влияния транснациональных корпораций
4) повышение уровня образованности населения
5) расширение рынка рекламы
6) рост продолжительности жизни людей
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществоведения по теме «Общественный прогресс». Один из слайдов называется «Критерии общественного прогресса». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми они указаны.
рост уровня инфляции
развитие производительных сил общества
увеличение свободы людей
развитие науки и технологии
сокращение рабочих мест
ослабление социальной мобильности
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществоведения по теме «Общественный прогресс». Один из слайдов называется «Противоречивость общественного прогресса». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины
2) ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий
3) отмена смертной казни в результате гуманизации общества
4) рост числа психических заболеваний подростков с развитием и распространением компьютерных игр
5) ухудшение состояния окружающей среды с развитием производства
Выберите верные суждения об общественном прогрессе
прогресс в обществе может осуществляться разными путями
проявлением общественного прогресса можно считать любую реформу.
одним из критериев прогресса выступает совершенствование человеческого разума.
в современной науке исторический прогресс часто связывается с модернизацией общества.
развитие общества исключает регресс и возвратные движения.
Установите соответствие между характеристиками и направлениями развития:
A) использование на каждой стадии развития лучших достижений прошлого с добавлением к этому чего-то нового
Г) развитие общества от менее совершенного к более совершенному
Д) относительный характер
1) общественный прогресс
2) общественный регресс
3) и общественный прогресс, и общественный регресс
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
1) постиндустриальное общество 2) отношение 3) традиционное общество
4) эволюция 5) революция 6) подъем
7) прогресс 8) регресс 9) простая форма
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный прогресс — одна из форм ______(А) общества, связанная с переходом к более высокому уровню развития материальной и духовной культуры.
Прогресс как понятие можно применять как к_____ (Б) в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение исследователей к ________(В) социального прогресса неоднозначно. В ряде случаев происходит застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о ________(Г), движении по кругу.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два____ (Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает ещё один — уровень__________(Е) в обществе».
1) результат 2) современное общество 3) изменение
4) нравственность 5) цикличность 6) революция
7) социальная система 8) политика 9) критерий
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы____________(А): эволюция и революция. Учёные называют _________(Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе ________(В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.
Важным является вопрос о _______(Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею________(Д).
В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального ________(Е) и духовного развития».
1) направленность 2) социальные изменения 3) процесс
4) потребности 5) эволюция 6) информация
7) прогресс 8) социальная революция 9) благосостояние
Прочитайте текст и выполните задания
В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.
Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.
Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.
21.Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.
22.Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения.
23.Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.
24.Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три свойства (признака, черты) социального прогресса. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)
Приведите три примера технического прогресса в современном обществе.
Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса. Конкретизируйте его с помощью трех примеров.
В философском словаре приведено такое определение этого явления: «тип, направление поступательного развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному». Какому понятию соответствует это определение? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три критерия, на основании которых можно сделать вывод о поступательном развитии современного общества.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общественный прогресс». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й.Хейзинга)
«Прогресс – это способ человеческого бытия» (В.Гюго)
Могут быть названы и проиллюстрированы следующие свойства (признаки, черты) социального прогресса:
1) переход к более высокому уровню развития (например, в период коллективизации в СССР происходит механизация сельского хозяйства, растет производительность труда и урожайность);
2) противоречивость результатов (например, одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы, которая поставила под угрозу существование всего человечества, с другой стороны был изобретен новый источник энергии — АЭС);
3) относительный характер (например, появление авангардных направлений в искусстве XX века было неоднозначно воспринято обществом, кто-то увидел в этом прогресс в искусстве, а кто-то его деградацию).
Могут быть названы другие свойства (признаки, черты), приведены другие примеры
Могут быть приведены такие аргументы:
1) понятие: общественный (социальный) прогресс;
2) три критерия, допустим:
— рост продолжительности жизни;
— расширение образовательных возможностей людей;
— активное развитие науки и техники;
— улучшение уровня и качества жизни людей;
— демократизация политической жизни.
Прочитайте текст и выполните задания №21-24
Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.
Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.
Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.
На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.
Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.
21.По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.)
22.В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? По каким основаниям можно о нем судить?
23.Какие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории.
24.Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.)
Прочитайте текст и выполните задания №21-24
В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.
Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.
Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.
21.Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.
22.Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения.
23.Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.
24.Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.
Прочитайте текст и выполните задания №21-24
Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.
Рост населения, истощение природных ресурсов — это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) — даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса — урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни — теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения — может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.
Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.
21.На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.
22.Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?
23.В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих данное утверждение.
24.А.Д. Сахаров допускает два варианта судьбы человечества — его гибель или спасение. Что делают люди в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.
Прочитайте текст и выполните задания №21-24
Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.
В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса.
Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.
Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.
В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.
В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.
21.Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
22.Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий.
23.Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
24.Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.