Презентация словарного слова малина
Проектно-исследовательская работа «Словарные слова. Учение с увлечением»
Данная работа направлена на повышение интереса учащихся при изучении словарных слов. При работе со словарным словом были задействованы различные словари русского языка: орфографический, толковый, этимологический, фразеологический. Проводилась работа по подбору родственных слов, что обогащало словарный запас. Обращались к примерам устного народного творчества, литературным произведениям, в которых встречались исследуемые слова.
Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа «Словарные слова. Учение с увлечением»»
ЧУОО средняя общеобразовательная еврейская школа
для одаренных детей «Мир интеллекта»
Проектно-исследовательская работа на тему:
«Словарные слова. Учение с увлечением»
Работу выполнили: учащиеся 2 «Б»
Азарьяев Милан, Изгияев Роналд,
Руководитель работы: Шафикова М.Н.
Целью нашей работы являлось исследование словарных слов.
— изучить толкование и происхождение словарных слов;
— составить электронный сборник словарных слов;
Объектом исследования являлись словарные слова, изучаемые во 2 классе.
Предмет исследования – написание непроверяемой безударной гласной.
Методом нашего исследования мы выбрали анализ литературы.
Орфографический словарь содержит информацию о правильности написания слов и их форм. По орфографическому словарю можно проверить как правильно пишется то или иное слово.
Этимологический словарь содержит информацию о происхождении слова. По этимологическому словарю можно узнать историю возникновения слова, откуда оно произошло.
Фразеологический словарь даёт информацию об устойчивых выражениях русского языка, которые имеют своё особое самостоятельное значение. По фразеологическому словарю можно определить в каких выражениях речи используется то или иное слово.
Сдашь его, коль летишь в самолёте, А в вагоне под полку кладёшь.
В нём все нужные вещи найдёте,
Без него далеко не уйдёшь.
Слово заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги — «узел» французы превратили в баг — «пакет». От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами». А у нас это слово приобрело и другие значения, например: кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина — пассажира.
Вы моих нарвите ягод,
Запасите в банках на год.
Если будет грипп зимой,
То отвар поможет мой.
Пословицы и поговорки:
2) Малина от семи недуг.
Малина — 1) кустарниковое ягодное растение. 2) душистые, сладкие, обычно красного цвета, ягоды этого растения.
Одни учёные связывают происхождение слова малина с корнем –мал-: малиновая ягода состоит из многих малых ягодок-зёрнышек. Другие считают, что ягода получила своё имя за свой тёмно-красный, малиновый цвет.
Не жизнь, а малина (об очень хорошей, привольной жизни).
малиновый звон (приятный, мягкий по тембру звон).
Предложения: Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы он удрал в малинник. До чего же в малиннике хорошо: тишина, теплота, вареньем малиновым пахнет.
Сегодня дождь, как из ведра. Он льётся с самого утра. А вчера гуляли вволю: В роще, на лугу, по полю. Так расщедрилась природа! Эх, хороша была …
Погода – состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха, влажность) в данном месте, в данное время.
Первоначальным значением у слова погода было «хорошее время», «вёдро»; недаром непогодой мы называем ненастье; но в дальнейшем это слово включило в себя и противоположный смысл.
Ждать у моря погоды (бездействовать в ожидании перемен).
Делать погоду (иметь решающее значение для чего-нибудь)
Предложения: В тот год осенняя погода стояла долго на
дворе, зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в
Исследуя словарные слова, мы узнали:
— какие бывают словари русского языка;
— значение, правописание и происхождение словарных слов.
Нашли и познакомились с авторскими произведениями и произведениями устного народного творчества, в которых встретились исследуемые слова.
Узнали много интересного о словарных словах.
Составили электронный сборник «Словарные слова. Учение с увлечением».
Урок по русскому языку во 2 классе на тему «Правила переноса слов»
Урок по русскому языку во 2 классе по теме «Упражнение в переносе слов».
Цель. Формирование умения делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую.
Воспитывать интерес к родному языку, изучению русского языка, умение слушать и слышать других.
Развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся.
Оборудование. Учебник для 2 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык»
Картинки: лесная полянка, малина, Мальвина, Пеппи Длинный Ч улок, зайчик, Буратино.
Карточки со словами, которые разделены для переноса.
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие, во время которого будем учиться делить слова для переноса. Отправляемся в путешествие, открываем тетради, записываем дату.
Ш. Минутка каллиграфии.
-Мы приехали на лесную полянку. Здесь нас ожидает минутка чистописания.
Запись элементов буквы «М» и письмо данной буквы.
Буква М обозначает звуки : [м] – твёрдый, [м’] – мягкий, звонкие, непарные.
Какие ягоды растут на полянке?
— Запишите в тетрадь слово «малина». Поставьте ударение в слове.
Написание какой буквы надо запомнить?
Разделите слово на слоги. (ма-ли-на)
Подберите однокоренные слова, выделите корень. (малинка, малинник, малиновый)
На доске написано предложение.
В саду зреет душистая малина.
Назовите орфограммы, которые встретились в данном предложении.
Подчеркните главные члены предложения.
— Составьте своё предложение о малине.
— Молодцы! Отправляемся дальше.
Работа по теме урока.
Деление для переноса слов с мягким знаком.
— Мы прибыли в гости к девочке с голубыми волосами. Как её зовут? ( Мальвина)
— Какие орфограммы встретились в имени?
— Вспомните правила переноса слов с «ь».
— На доске написаны слова ( мальчик, маленький, кольцо, письмо ), запишите их в тетрадь, деля для переноса.
— Мы выполнили задание Мальвины и отправляемся дальше.
Деление для переноса слов с удвоенной согласной.
Нам встретилась очень весёлая девочка. Как её зовут? (Пеппи Длинный Чулок)
Пеппи нас просит вспомнить правило переноса слов с удвоенными согласными, записать слова, деля их для переноса.
Какая орфограмма в слове рассказ? Подберите проверочное слово.
Какое слово может быть лишним ( суббота -3 слога, жужжит – глагол)
Молодцы! Отправляемся дальше.
Смотрите-ка, кто это выскочил на нашу дорогу? Ну-ка, отгадайте!
Т олько б ег его спасает,
От врагов он убегает.
Какое правило переноса нам надо вспомнить?
Зайчик хочет загадать нам загадки. Записываем отгадки и делим слова для переноса.
— Эта птица любит море,
Жить привыкла на просторе.
В море синее нырнёт
Рыбку в клюве принесёт.
— В нашем парке на аллейке
— На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
У неё родня повсюду.
Даже в алфавите есть
— Мы выполнили задание и двигаемся дальше.
Работа со словами, которые нельзя переносить.
Двигаемся дальше и вспоминаем, какие слова нельзя переносить.
Мы приехали в гости к Буратино.
Он предлагает открыть учебники на странице 71 и выполнить упражнение 108.
Чему мы сегодня учились на уроке?
Домашнее задание. Страница 73 упражнение 113.
Номер материала: ДБ-342427
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемАлексей Щиголев
Похожие презентации
Презентация на тему: » Мастер класс: Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами. Учитель начальных классов: Дозорова Галина Ивановна Стаж: 32 года Образование:» — Транскрипт:
1 Мастер класс: Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами. Учитель начальных классов: Дозорова Галина Ивановна Стаж: 32 года Образование: высшее Высшая категория МОУ СОШ 1 г. Талдома
2 «Словарная работа- это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» «Словарная работа- это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» А.В. Текучев А.В. Текучев
3 Задачи, которые я поставила перед собой: 1. Повышение орфографической грамотности учащихся; 2. Обогащение словарного запаса учащихся; 3. Обучение самостоятельному добыванию знаний; 4. Развитие логического и нестандартного мышления; 5. Привитие интереса к русскому языку.
4 Этапы работы со словом. I. Предъявление слова. II. Работа над «слуховым» образом слова. III. Запись слова с «окошком». IV. Работа над «зрительным» образом слова. V. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями. VI. Использование игровых приёмов. VII. Закрепление умения правильно писать изученное слово в письменной работе.
5 Предъявление слова. a) Чтение загадки, отгадывание её учащимися; b) Просмотр фрагмента и определение предмета, о котором идёт речь; c) Рассматривание предметной картинки; d) Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.
6 Работа над «слуховым» образом слова. a) Учащиеся проговаривают слово хором; b) Учащиеся проговаривают слово по одному орфоэпический; c) Определяют «трудное» место в слове.
7 Запись слова с «окошком». a) Дети определят ударный и безударный слоги; b) Показывают «трудное» место пропуском буквы ; c) Записывают слово, пропустив, трудное место, обозначив его точкой, и ставят ударение; d) Подбор проверочного слова, чтобы определить нужную букву; e) Обращение к орфографическому словарю.
8 Работа над «зрительным» образом слова. a) Работа с орфографическим словарём; b) Обращение к этимологическому словарю; c) Использование мнемонических приёмов (к мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово)
10 Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке: Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке: 1. Предъявление цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы. 1. Предъявление цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы. 2. Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове. 2. Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове. 3. Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях или словариках учащихся. 3. Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях или словариках учащихся. 4. Подбор однокоренных слов. 4. Подбор однокоренных слов. 5. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания. 5. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.
11 В «Этимологическом словарике» представлено 38 слов с непроверяемым написанием: В «Этимологическом словарике» представлено 38 слов с непроверяемым написанием: береза, воробей, ворон, ворона, город, деревня, дорога, завод, капуста, карандаш, картина, коньки, корова, лисица, лопата, малина, медведь, медведица, Москва, народ, огород, одежда, октябрь, пенал, петух, платок, погода, портфель, посуда, работа, рабочий, работник, собака, соловей, сорока, тетрадь, урожай, ягода. береза, воробей, ворон, ворона, город, деревня, дорога, завод, капуста, карандаш, картина, коньки, корова, лисица, лопата, малина, медведь, медведица, Москва, народ, огород, одежда, октябрь, пенал, петух, платок, погода, портфель, посуда, работа, рабочий, работник, собака, соловей, сорока, тетрадь, урожай, ягода.
14 Закрепление умения правильно писать изученное слово в письменной работе. 1) написать все словарные слова, используя сюжетную картинку; 2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все «словарные» слова, например: Однажды, в студеную зимнюю пору Однажды, в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз. Я из лесу вышел; был сильный мороз. (однажды, мороз.) (однажды, мороз.) 3) Написание словарных диктантов.
15 Виды работ со словарными словами. Составь предложение со словарным словом (словами) Составь предложение со словарным словом (словами) Учащимся предлагается придумать предложение, в котором есть изученное слово. Усложним задание, предложим составить предложение по заданной схеме, в схеме указать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок. Например: Учащимся предлагается придумать предложение, в котором есть изученное слово. Усложним задание, предложим составить предложение по заданной схеме, в схеме указать местонахождение словарного слова, используя цвет или значок. Например: /. /. (Сорока сидит на суку.) (Сорока сидит на суку.)
17 «Немой» словарик «Немой» словарик Учитель или ведущий ученик, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные ученики угадывают слово, затем также беззвучно «проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык при выполнении любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ученик пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, связанных с пропуском или заменой букв. Учитель или ведущий ученик, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные ученики угадывают слово, затем также беззвучно «проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык при выполнении любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ученик пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, связанных с пропуском или заменой букв.
18 «Толковый» словарь «Толковый» словарь Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений. Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение. Учащиеся угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений. «Этимологический» словарик «Этимологический» словарик Ведущий рассказывает о происхождении загаданного слова. Ученики угадывают, а затем записывают слово с проговариванием. Ведущий рассказывает о происхождении загаданного слова. Ученики угадывают, а затем записывают слово с проговариванием.
19 «Картинный» словарь «Картинный» словарь Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Это вид работы можно усложнить: учащиеся должны выбрать или нарисовать сюжетную картинку, на которой будут изображены предметы, называемые словарными словами. На сюжетной картинке необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подобрать к этим словам признаки, действия. Итогом станет небольшое сочинение по данной картинке с использованием отработанных заготовок. Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Это вид работы можно усложнить: учащиеся должны выбрать или нарисовать сюжетную картинку, на которой будут изображены предметы, называемые словарными словами. На сюжетной картинке необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подобрать к этим словам признаки, действия. Итогом станет небольшое сочинение по данной картинке с использованием отработанных заготовок.
20 Выборочный диктант Выборочный диктант Ведущий читает предложение или текст. Остальные ученики на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В данном случае необходимо определить временные границы выполнения работы и затем выявить, кто из учащихся нашёл больше слов. В этой работе важно не просто списывание словарных слов, а работа со словом( выделение орфограмм). Ведущий читает предложение или текст. Остальные ученики на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В данном случае необходимо определить временные границы выполнения работы и затем выявить, кто из учащихся нашёл больше слов. В этой работе важно не просто списывание словарных слов, а работа со словом( выделение орфограмм).
21 Схемы-угадайки Схемы-угадайки На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Возможен и более сложный вариант: орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать(знак минус- слабая позиция). На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Возможен и более сложный вариант: орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать(знак минус- слабая позиция). ____О____О____(воробей, молоко,…) _______СС_____(касса., масса,…) __Е____ДЬ (медведь, тетрадь,…)
22 Копилка-минутка Копилка-минутка На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные и т. д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова. Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчёркивание орфограммы). На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные и т. д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова. Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, подчёркивание орфограммы).
23 « Лишнее» слово « Лишнее» слово Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминку или при подведении к новому материалу. Например, тема урока « Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске записаны слова: Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминку или при подведении к новому материалу. Например, тема урока « Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске записаны слова: Сорока, ворона, петух, корова,дорога Далее идут рассуждения: Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в этом слове 2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как во всех словах 3 слога, а в этом слове 2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как все слова заканчиваются на гласную, а данное слово- на согласную Я считаю, что «лишнее» слово петух, так как все слова заканчиваются на гласную, а данное слово- на согласную Я считаю, что «лишнее» слово дорога, так как все слова отвечают на вопрос кто?, а это слово на вопрос что? и т.д. Я считаю, что «лишнее» слово дорога, так как все слова отвечают на вопрос кто?, а это слово на вопрос что? и т.д.
24 Буквы-липучки (магниты) Буквы-липучки (магниты) Дана определённая буква (орфограмма). За отведённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы так, чтобы получились словарные слова. Например: Дана определённая буква (орфограмма). За отведённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы так, чтобы получились словарные слова. Например: М ШИНА КЛА М ШИНА КЛА М ЛИНА МА А М ЛИНА МА А М ГАЗИН КА А М ГАЗИН КА А ….(А) … … (СС) … ….(А) … … (СС) … Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму. Можно использовать данный приём как вариант домашней работы, например, при изучении темы «Удвоенные согласные». Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму. Можно использовать данный приём как вариант домашней работы, например, при изучении темы «Удвоенные согласные».
25 «Мнемонический» словарик «Мнемонический» словарик Учащиеся с помощью учителя, родителей или самостоятельно методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении. Учащиеся с помощью учителя, родителей или самостоятельно методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении. Например: Например: УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц. УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц. МЕБЕЛЬ из ели. МЕБЕЛЬ из ели. ЯГОДА. Ем ягоды круглый год. ЯГОДА. Ем ягоды круглый год. ЛОПАТА похожа на лопасть. ЛОПАТА похожа на лопасть.
26 «Шифровки» «Шифровки» Эту работу лучше давать вне урока, так как для её выполнения требуется немало времени, ведь важен в этом задании не скорость, а качественный результат. Ученики могут при желании объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть самыми разными. Эту работу лучше давать вне урока, так как для её выполнения требуется немало времени, ведь важен в этом задании не скорость, а качественный результат. Ученики могут при желании объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть самыми разными. Шифровка «Алфавит» Шифровка «Алфавит» Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер … … а б в г д е ё ж з … а б в г д е ё ж з … В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова. В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова. 1,13,13,6,33 – (АЛЛЕЯ). 1,13,13,6,33 – (АЛЛЕЯ).
27 Шифровка «Слоговое сложение» Шифровка «Слоговое сложение» Раздели данные слова на слоги. Раздели данные слова на слоги. Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь ударение, выдели орфограмму. Поставь ударение, выдели орфограмму. ВЕС НА +ГО РОД=НА РОД ВЕС НА +ГО РОД=НА РОД ТРА ВА+ У ГОН= ВА ГОН ТРА ВА+ У ГОН= ВА ГОН ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН=ТЕ ЛЕ ФОН ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН=ТЕ ЛЕ ФОН Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку.
28 Шифровка «Убери лишнее» Шифровка «Убери лишнее» Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К,Б,П,Е,С,Р,Ё,Т,З,К,А,Ш Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: К,Б,П,Е,С,Р,Ё,Т,З,К,А,Ш Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА). Данное упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем. Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА). Данное упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем. Шифровка «Добавь гласные» Шифровка «Добавь гласные» Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ(КАПУСТА) Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ(КАПУСТА) Можно выбрать не одно слово, а группу слов, объединённых каким- то общим признаком. Например: живые существа: КРВ (КОРОВА), ЧЛВК(ЧЕЛОВЕК). Можно выбрать не одно слово, а группу слов, объединённых каким- то общим признаком. Например: живые существа: КРВ (КОРОВА), ЧЛВК(ЧЕЛОВЕК).
29 Шифровка «Части слова» Шифровка «Части слова» Этот вид задания можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например: Этот вид задания можно использовать при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например: Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ. Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ. Корень- как у слова МОРОЗИЛКА. Корень- как у слова МОРОЗИЛКА. Суффикс- как у слова БЕРЁЗКА. Суффикс- как у слова БЕРЁЗКА. Окончание- как у слова КОНЬКИ. Окончание- как у слова КОНЬКИ. В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ
30 Кроссворды Кроссворды Этот вид работы требует больше времени, поэтому используется во внеклассной работе или в качестве домашнего задания. Этот вид работы требует больше времени, поэтому используется во внеклассной работе или в качестве домашнего задания. «Недостающие пазлы» «Недостающие пазлы» По сути, это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова. По сути, это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
31 «Проба пера» «Проба пера» Этот вид работы практикуется в 3-4 классах, когда индивидуальный словарик достаточно полон. Для способных детей словарь может быть дополнен словами, не входящими в программу данного класса. Школьникам предлагается в течение выходных дней написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору: Этот вид работы практикуется в 3-4 классах, когда индивидуальный словарик достаточно полон. Для способных детей словарь может быть дополнен словами, не входящими в программу данного класса. Школьникам предлагается в течение выходных дней написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору: на одну букву (использовать все словарные слова на определённую букву); на одну букву (использовать все словарные слова на определённую букву); на наличие в словарных словах буквосочетаний – оро-,-оло-; на наличие в словарных словах буквосочетаний – оро-,-оло-; словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму; словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму; можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно использовать задание описать квартиру, используя как можно больше словарных слов. можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно использовать задание описать квартиру, используя как можно больше словарных слов.
32 «Тематическое меню» «Тематическое меню» В рамках определённой темы можно поработать со словарными словами следующим образом. В рамках определённой темы можно поработать со словарными словами следующим образом. 1. Образуй родственные слова( в теме «Однокоренные слова») 1. Образуй родственные слова( в теме «Однокоренные слова») 2. Подбери к данным словам признаки, измени их по числам, по родам и т.д.(в теме « Имя прилагательное», «Правописание окончаний имён прилагательных») 2. Подбери к данным словам признаки, измени их по числам, по родам и т.д.(в теме « Имя прилагательное», «Правописание окончаний имён прилагательных») 3. Измени форму числа, падеж ( в теме «Изменение имён существительных по числам, по падежам») 3. Измени форму числа, падеж ( в теме «Изменение имён существительных по числам, по падежам») 4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы. Или, наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы- словарные слова ( в темах «Антонимы»,»Синонимы»). 4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы. Или, наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы- словарные слова ( в темах «Антонимы»,»Синонимы»). 5. Подбери к данным словарным словам родственные слова, одушевлённые имена существительные. 5. Подбери к данным словарным словам родственные слова, одушевлённые имена существительные. Например: М_ШИНА-МАШИНИСТ, Р_БОТА-РАБОЧИЙ. Например: М_ШИНА-МАШИНИСТ, Р_БОТА-РАБОЧИЙ. Или наоборот: С_ПОЖНИК-САПОГИ, ФУ_БОЛИСТ- ФУТБОЛ. Или наоборот: С_ПОЖНИК-САПОГИ, ФУ_БОЛИСТ- ФУТБОЛ. 6. Допиши к словарным словам имена собственные («Заглавная буква в именах собственных») 6. Допиши к словарным словам имена собственные («Заглавная буква в именах собственных») 7. Образуй от данного словарного слова слово другой части речи («Части речи») 7. Образуй от данного словарного слова слово другой части речи («Части речи») Например: Например: Р_БОТА-РАБОТАТЬ Р_БОТА-РАБОТАТЬ УЖ_Н-УЖИНАТЬ УЖ_Н-УЖИНАТЬ
34 «Мудрый словарик» «Мудрый словарик» При работе со словарными словами полезно использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы. При работе со словарными словами полезно использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы. Например, надо дописать словарные слова: Например, надо дописать словарные слова: Как об стенку_______(ГОРОХ) Как об стенку_______(ГОРОХ) Береги нос в большой _______(МОРОЗ) Береги нос в большой _______(МОРОЗ)
35 Метод графических ассоциаций Метод графических ассоциаций Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например в слове шофёр вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, которые по очертанию похожи на букву о. Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов на уроке отводится 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Например в слове шофёр вместо непроверяемой гласной о можно нарисовать руль, колесо, которые по очертанию похожи на букву о. Обсудив, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, ученикам предлагается творческое задание- нарисовать словарное слово в словариках. Обсудив, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, ученикам предлагается творческое задание- нарисовать словарное слово в словариках.
40 Слово- могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведёт к непониманию всего содержания читаемого материала. Слово- могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведёт к непониманию всего содержания читаемого материала.