Пришвин на берегу растут густые заросли малины
Диктанты по русскому языку — 6 класс 1 четверть
Входной диктант «За грибами»
В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.
За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберёзовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.
День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг.
Объём слов: 104
Грамматические задания:
Входной диктант «Осенью»
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.
В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.
Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.
Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.
«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.
Объём слов: 90
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Осень»
Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес!
Объём слов: 108
Грамматическое задание
Контрольный диктант «Весна»
Снег давно сбежал с полей. От края разбитой дороги до ближней деревеньки стелется рожь. Она освещена восходящим лучом солнца. На синем небе не видно туч, беловатые облака плывут в северо-западном направлении. В вышине звучит переливчатая песенка жаворонка. В лесной чащобе воркует горлинка в заботе о постройке нового гнезда для птенцов. В свежей зелени уже жужжат труженицы-пчелки. В каждой бороздке слышатся шепот и шорох. В самой тоненькой веточке, в самом нежном стебельке движется свежий сок. По соломинке, как по лестнице, шествует жучок, важно расправляет свои крылышки. Над камышом мелководной речонки кружатся бирюзовые стрекозы. На опушке березовой рощи в рыхлом почерневшем снегу блистает молодая поросль кустов.
Объём слов: 104
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Сокровища пирамид»
На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.
Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.
Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.
В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.
Объём слов: 107
Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»
Грамматическое задание
Контрольный диктант «Как зимуют рыбы»
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.
В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.
Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Весёлые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.
Пойдёт время к весне, сгонит солнышко лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.
Объём слов: 100
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Лотос»
Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.
Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.
«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.
Объём слов: 102
Грамматическое задание
Контрольный диктант «Лобное место»
Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.
Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.
На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.
С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.
Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.
Объём слов: 107
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Природа осенью»
Среднерусский край во власти осени. Волна холода спадает, и опять водворяется тепло. Воздух прогрет, а на солнце так и припекает. В спокойном воздухе дрожат паутинки. Оживились скворцы, их бодрит тепло. По жнивью важно гуляют грачи, держатся вместе, чтобы приготовиться к скорому отлету. В лесу осинка закраснела, скоро лист начнет осыпаться. Стволы ее от избытка крахмала стали сизыми, словно припудрились.
Лес точно терем расписной. Особенно рады теплу и полны прелести дубы. Старые дубы роняют желуди. Ровно ложатся плоды под деревом. Хрустальные дни тихи, горизонт из-за прозрачного воздуха отодвинулся и приоткрывает дали. И без ветра слетают вялые листья. Природа притихает.
Объём слов: 98
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Утром»
Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы, верхушкам далёкого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В неё впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.
На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.
Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.
Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.
Объём слов: 113
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Ягоды»
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжёлые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далёкие поля, прибрежные кусты возле речки. Анна ярко блестит на солнце.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. За день моё лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.
Объём слов: 109
Грамматические задания:
Контрольный диктант «Элли»
Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.
Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.
На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.
Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешептывались и переглядывались. Эти робкие люди приветливо улыбнулись девочке.
Объём слов: 96
Грамматические задания:
Итоговый диктант за 1 четверть
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тон-ко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы.
Объём слов: 101
По И. Соколову-Микитову
Грамматические задания:
Словарные диктанты.
Резкий ветер, январский мороз, обширная территория, таять на земле, расположиться у костра, под синим небом, бирюзовый оттенок, прилагать усилия, ноябрьская встреча, подъехать к ручью.
Задания: 1) подготовиться к написанию под диктовку; 2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.
В поздн… осень, над туман… землёй, исчезают (в)далеке, к ближн… берегу, услышиш(?) пение, б…гряный закат, известить о побед…, р…стут на опушк…, р…сточки картофеля, подр…сла морковь.
Задания: 1) письменно объяснить выбор орфограмм в словах; 2) подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.
Про…вить г…роизм, чествовать солдата, посв…тить жизнь, часть те(р,рр)итории, легендарный экипа…, орден на кител…, вернуться с товарищ…м, чу(?)ствовать опас(?)ность, теряться (в)далеке, проб…раться меж…й.
Задания: 1) устно объяснить выбор орфограмм в словах с пропусками и скобками, подготовиться к написанию под диктовку; 2) подчеркнуть слово с чередующейся гласной в корне.
Изучение состава атмосферы, автоматическая станция сверхмощная ракета, поражать цель, разрядить ружьё, караван в пустыне, на густо-зелёной траве, сэкономить время, съёжиться от холода, часть террасы, перила лестницы.
Задания: подготовиться к записи под диктовку.
Мебельный магазин, паркетная доска, большой шкаф, стойкие красители, прибрать дом, застеклить окно, знакомый интерьер, каморка Герасима, узкая кровать, керосиновая лампа, ветхий диван, вешалка в коридоре.
Задание: подготовиться к написанию под диктовку; с помощью словаря объяснить значение слова интерьер.
Интерьер жилой комнаты, декоративные растения, освещать подъезд, труженики стройки, циферблат стенных часов, занавески на металлическом карнизе, циновка на полу, паркетный пол, гардероб в коридоре, росточки цитрусовых в горшочках, телевизор на тумбочке.
Задание: подготовиться к записи под диктовку.
Пр…остановить посадку растений, пр…крыть листьями, пр…касаться к шиповнику, пр…липать к ногам, пр…ключение на дорожке, пр…выкать к темноте, бе…прерывное наблюдение, пр…одолеть пр…пятствия, пр…бывать в хорошем настроении, пр…кращать полив, пр…образить участок.
Задание: вставить пропущенные буквы и письменно объяснить их написание.
Контрольный диктант Тема: « Повторение изученного материала в 5 классе».
Контрольный диктант №1
Тема: « Повторение изученного материала в 5 классе».
Цель: проверить знания и умения учащихся; выявить пробелы в знаниях; сформировать умения и навыки самостоятельной работы.
Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы, верхушкам далёкого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.
На берегу растут густые заросли малины. Забираемся в неё и с наслаждением наедаемся пахучих ягод.
Другой берег реки покрыт камышом. Лёгкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроились бабочки. В медленном течении реки шевелятся водоросли.
Ложась на спину, смотришь на небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга.
В каком слове букв больше, чем звуков?
2. Укажите слово с непроизносимой согласной в корне слова:
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
а) расст…лался, п…лям, с…лнце
б) оз…ра, р…чонка, в…терок
в г…ризонта, бл…стящую, ж…воронка
4. Выполните словообразовательный разбор и разбор слова по составу:
1 вариант: расстилался, необъятный
2 вариант: наедимся, бескрайней
5. Выполните морфологический разбор:
6. Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант: Утром в низинах расстилается…
2 вариант: На берегу растут густые…
Контрольный диктант №2
Тема: «Глагол как часть речи»
Цель: систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Глагол», оценить уровень усвоения материала.
Набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на жёлтой земле уже росли блестящие листики брусники.
На краю поляны сохранились заросли малины.
Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с её сыночком.
1.Определите тип и стиль речи:
а) художественный стиль, повествование
б) научный стиль, рассуждение
в) публицистический стиль, описание
г) официально – деловой стиль, рассуждение
2. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?
3. Укажите ошибку в определении спряжения:
а) набрал-1 спряжение
б) шуршал-2 спряжение
в) бежать-2 спряжение
4. Укажите предложение с глаголом в безличном значении:
а) Набрёл я на поляну в тайге.
б) Эта медведица медвежонка ищет.
5. Выполните морфемный разбор:
1 вариант: лесного (пожара), показались, глазки
2 вариант: расположился, (в) малиннике, листики
6. Выполните морфологический разбор глаголов:
1 вариант: набрёл, ищет
2 вариант: хотел, объяснишь
7. Выполните синтаксический разбор предложения:
1 вариант: Вот из-за куста высунулся…
2 вариант: Он вылез из кустарника…
8.Выпишите сложное предложение из текста и составьте его схему: (предложение найти в тексте)
Контрольный диктант №3
Тема: «Имя прилагательное как часть речи».
Цель: проверить степень освоенности материала; проконтролировать и оценить знания учащихся.
Однажды я гулял по песчаному берегу реки. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.
Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны, у меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.
Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно – коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.
Я долго рассматривал это интересное растение. (Г. Угаров.)
1.Определите стиль и тип речи:
а) публицистический стиль; описание
б) художественный стиль; повествование
в) научный стиль; рассуждение
г) художественный стиль; повествование с элементами описания
2. Какое слово пишется через дефис?
3.В каком слове не пишется раздельно?
а) (не)широкая дорожка
б) с (не)яркими цветами
в) (не)продолжительный шум
5.Выполните словообразовательный разбор и разбор слова по составу:
1 вариант: выстроились, белогрудых
2 вариант: привлекли, бумажной
6.Выполните морфологический разбор прилагательных:
1 вариант: серебряными (искрами)
2 вариант: мелкие (брызги)
7.Укажите ошибку в определении разряда прилагательного:
а) жаркий – качественное
б) интересное – качественное
в) серебряными – относительное
г) бумажной – притяжательное
8.Выполните синтаксический разбор предложения:
1 вариант: Неширокая дорожка пролегла среди кустов…
2 вариант: Моё внимание привлекли мелкие…
Контрольный диктант № 4 Тема: «Имя числительное как часть речи».
Цель: систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении раздела »Имя числительное»
Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллион лет назад?
Выяснять это не так-то просто. А если прорубить скважину к центру Земли?
И всё – таки с помощью бурения учёные установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров она возрастает на три градуса.
Определите стиль и тип речи:
а) художественный стиль, повествование
б) публицистический стиль, описание
в) официально – деловой стиль, рассуждение
г) научно – популярный стиль, рассуждение
2. Определите слово, которое не является числительным:
а) миллионы лет назад
г) единица в дневнике
3. Вставьте, где необходимо, мягкий знак:
4. Укажите количественное числительное:
б) миллионный житель
5. Выполните морфологический разбор имени числительного:
1 вариант: пятнадцать километров
2 вариант: сто метров
6. Выполните синтаксический разбор предложения:
1 вариант: Глубинное бурение – один из методов…
2 вариант: В среднем на каждые сто метров…
7. Определите, сколько грамматических основ в предложении?
И всё – таки с помощью бурения учёные установили, что при приближении к центру Земли температура повышается.
8. В каком слове количество звуков больше, чем букв?
9. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Какой была Земля два миллиона лет назад?
б) Глубинное бурение – метод изучения недр.
в) Самая глубокая скважина не превышает 15 километров.
Контрольный диктант №5
Цель: систематизировать знания учащихся о наречии, оценить уровень усвоения материала.
Мы продвигаемся медленно поперёк лесной речонки. Мне немного жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я всё же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалёку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От Земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины чувствуется что – то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.
Внезапно мой слух поражает странными звуками так, что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.
Стихло. Всё вновь погружается вничем невозмутимую тишину.
Определите стиль и тип речи:
а) научный стиль, рассуждение
б) публицистический стиль, описание
в) художественный стиль, повествование
г) художественный стиль, повествование с элементами повествования
2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?
а) л …сной, т…ман, н…сутся
б) по…лянки, з…мли, ст…клянный
в) ш…потом, т…шину, ж…равлиный
4. В каком примере не пишется раздельно?
в) никем (не) нарушается
6. Выполните фонетический разбор слов:
1 вариант: невольно
7. Выполните морфологический разбор слов:
1 вариант: неподалёку
2 вариант: внезапно
8. Подчеркните наречие как члены предложения:
1 вариант: первый абзац
2 вариант: остальные абзацы
9. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?