Происхождение строение и функции шипов розы малины крыжовника
Митохондрии и пластиды. Ткани
Пластиды, их выполняемые функции. Строение хлоропластов и митохондрий, видимое в микроскопе. Появление тканей в филогенезе. Анатомическое строение корня двудольного растения. Функции шипов розы, малины, крыжовника. Искусственное опыление цветоносов.
Рубрика | Биология и естествознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.01.2014 |
Размер файла | 1,2 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Пластиды: понятие, строение и элементы, выполняемые функции, классификация и типы, взаимопревращение. Строение хлоропластов и митохондрий, видимое в электронном микроскопе. Появление тканей в филогенезе. Понятие и виды размножения. Развитие семени.
контрольная работа [34,8 K], добавлен 21.04.2014
История развития исследований в области физиологии растений. Особенности понятий пластиды и хлоропласты, их функции и классификация. Геном пластид как генетическая система хлоропласт. Основные отличия пропластидов и лейкопластов, их особенности.
реферат [25,2 K], добавлен 11.12.2008
Распространение плодов и семян. Почки и их типы. Происхождение и морфологическое строение цветка. Стерильные и фертильные его части, андроцей и гинецей. Видоизменения клеточной оболочки. Проводящие ткани и их функции. Строение корня однодольных растений.
контрольная работа [31,3 K], добавлен 17.01.2011
Сущность органоидов, классификация включений цитоплазмы по функциональному назначению. Отличительные особенности растительной и животной клеток, роль ядра в их функционировании. Основные органоиды клетки: комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, пластиды.
презентация [6,8 M], добавлен 27.12.2011
Покровная, пучковая и основная ткани растений. Ткани и локальные структуры, выполняющее одинаковые структуры функции. Клеточное строение ассимиляционного участка листа. Внутреннее строение стебля. Отличие однодольных растений от двудольных растений.
презентация [15,3 M], добавлен 27.03.2016
Колючки у растений. Их роль и происхождение
Специалисты утверждают, что колючки у разных растений могут образовываться из самых разных органов и тканей.
Колючки следует отличать от шипов — твёрдых массивных заострённых выростов эпидермы и подлежащих тканей, которые образуются на стеблях и черешках (реже — на листьях) многих растений — например, видов розоцветных из родов малина (Rubus), шиповник (Rosa), хотя они морфологически и сходны с колючками, но не имеют строго порядка в расположении, то есть не привязаны к узлам, пазухам листьев и т. п. То есть у колючек можно наблюдать строгое соответствие их наличия и расположения другим частям растения, а у шипов такого нет.
Растения с колючками наиболее часто встречаются в регионах с жарким или засушливым климатом.
Классификация колючек
Функции колючек
Примеры колючек у растений
У облепихи колючки – короткие веточки, у кактуса – видоизмененные листья, у чертополоха – производные края листа, у розы – выросты кожицы эпидермиса.
Легче всего привести доказательства для облепихи. В течение вегетационного периода колючка покрыта листьями, а после листопада на колючках можно увидеть почки, которые заложились в пазухах опавших листьев. Листья могут прикрепляться только к стеблям, поэтому колючки облепихи – это короткие острые стебли, то есть веточки.
Несколько сложнее доказать листовую природу колючек кактусов. Во-первых, на колючках никогда не бывает почек, листьев или боковых побегов. Это говорит о том, что стеблевая природа колючек маловероятна. Во-вторых, если присмотреться, где закладываются боковые побеги или цветки кактусов, можно увидеть, что они всегда находятся в пазухах колючек. У некоторых видов кактусов на месте колючек развиваются рано опадающие листья (некоторые опунции) либо хорошо развитые листья (род переския). Все это подтверждает листовую природу колючек кактусов.
Рассматривая колющий край листа чертополоха, легко увидеть, что колючки составляют единое целое с проводящими жилками листа – жилки как бы вырастают дальше края листа.
Отличие шипов и колючек на примере розы
Шипы розы разбросаны по стеблю и по листьям, а иногда и по ложным плодам растения. Если бы шипы были листьями, то они не смогли бы расти на черешках листьев. То, что в пазухах шипов никогда не развиваются боковые побеги, еще раз говорит против листовой природы шипов. Это и не боковые веточки, которые могут вырасти только в пазухах листьев, а у роз шипы разбросаны по стеблю.
Анатомические срезы показывают, что шипы роз не соединены проводящими элементами с проводящей системой стебля. Это говорит о том, что шипы роз – это выросты эпидермиса.
Контрольная работа по «Биологии»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:20, контрольная работа
Краткое описание
Вопрос №19. Опишите вещества, вырабатываемые протопластом растительной клетки: витамины, гормоны, ферменты, фитонциды, эф. масла, антибиотики, дубильные вещества и их использование в народном хозяйстве.
Вопрос №28. Строение и функции механических тканей. Приведите рисунок колленхимы, склеренхимы и каменистых клеток.
Вопрос №68. Происхождение шипов у розы, малины, крыжовника и колючек у боярышника, яблони, барбариса и кактуса.
Вопрос №74. Происхождение цветка.
Вопрос №90. Односеменные и многосеменные плоды, их строение и развитие. Приведите примеры и рисунки.
19.doc
Вопрос №19. Опишите вещества, вырабатываемые протопластом растительной клетки: витамины, гормоны, ферменты, фитонциды, эф. масла, антибиотики, дубильные вещества и их использование в народном хоз-ве.
Белки, нуклеиновые кислоты, липиды и углеводы синтезируются в самой растительной клетке. В основе этого синтеза лежат процессы фотосинтеза, осуществляемые за счет энергии света. Непосредственным накопителем и переносчиком энергии при всех реакциях метаболизма служат молекулы аденозинтрифосфата (АТФ). Энергия АТФ накапливается в виде фосфатных связей. При необходимости она легко высвобождается, а АТФ переходит в аденозиндифосфат (АДФ).
Некоторые из эргастических веществ крайне ядовиты. Чаще это алкалоиды, некоторые гликозиды, полипептиды (у бледной поганки).
Вопрос №28. Строение и функции механических тканей. Приведите рисунок колленхимы, склеренхимы и каменистых клеток.
Колленхима формируется из основной меристемы и обычно располагается непосредственно под эпидермой либо на расстоянии одного или нескольких слоев клеток от нее. В молодых стеблях она часто образует сплошной цилиндр по периферии. Иногда колленхима встречается в форме тяжей в выступающих ребрах стеблей травянистых и тех частей деревянистых растений, которые еще не вступили в стадию вторичного роста. Обычна колленхима в черешках и по обеим сторонам крупных жилок. Корни содержат колленхиму редко. Клетки колленхимы, будучи живыми с неодревесневшими стенками, способны к росту в длину и не препятствуют росту органов, в которых они расположены. Иногда колленхима содержит хлоропласты. Функции арматурной ткани колленхима может выполнять только в состоянии тургора. Эволюционно колленхима возникла из паренхимы и близка к ней.
Склеренхимой называется механическая ткань, состоящая из клеток с одревесневшими и равномерно утолщенными оболочками. Склеренхимные клетки на определенном этапе дифференциации лишаются протопласта и выполняют опорную функцию, будучи мертвыми. Оболочки склеренхимных клеток обладают прочностью, близкой к прочности стали. Оболочки их толсты, а полость клетки мала и узка. Отложение лигнина повышает прочность склеренхимы. Лишь в редких случаях клетки склеренхимы не одревесневают (лубяные волокна льна ). Поры в оболочках склеренхимы немногочисленные, простые.
В стеблях двудольных волокна часто располагаются на месте перицикла и в первичном флоэме. В стеблях и листьях однодольных они образуют субэпидермальные тяжи, а в корнях сосредоточены главным образом в центральной части.
Колленхима черешка свеклы
Древесинные волокна листа герани луговой
Склереиды косточки плодов алычи с живым содержимым
Вопрос №68. Происхождение шипов у розы, малины, крыжовника и колючек у боярышника, яблони, барбариса и кактуса.
Шипы, т. е. крепкие, заостренные на конце выросты поверхностных тканей растений, являясь, по природе своей, трихоматическими образованиями, нередко смешиваются с колючками, с которыми имеют много общего как с биологической, так и с морфологической точек зрения, а иногда даже связаны рядом переходов. Действительно, между настоящими трихомами — волосками, продуктами разрастания поверхностной ткани растения, кожицы и модифицированными стеблевыми или листовыми образованиями, — колючками, с их типичным признаком — присутствием сосудистых пучков, можно последовательно расположить:
а) Шипы, образованные разрастанием клеток исключительно одной эпидермальной ткани, как у нашей малины и ежевики (Rubus idaeus, R. caesius) и карликовой средиземноморской пальмы (Chamaerops humilis);
б) Шипы, в состав которых входят, кроме кожицы, еще и подкожные слои коры (саксовские эмергенции или выросты). Сюда относится большая часть шипов: назовем род Rosa (шиповники, благородные розы), Dipsacus (ворсянка), Solanum (паслен), Ribes (крыжовник) и т. д.; наконец, с) выпуклины вроде покрывающих плоды дурмана (Datura), в состав тканей которых входят и сосудистые пучки.
Благодаря своему поверхностному происхождению шипы легче, чем колючки, отделяются от произведшего их органа, оставляя лишь небольшие, быстро зарастающие поранения. Шипы исключительно эпидермального происхождения сбрасываются вместе с кожицей, так что двухлетние, покрытые пробковым слоем стебли, например нашей малины, оказываются уже лишенными своего вооружения. Биологическая роль шипов та же, что и колючек — защита нежных растительных частей от травоядных животных. Шипы, покрывающие поверхность плодов дурмана, чашелистики обыкновенного репея (Agrimonia) и т. п. играют существенную роль в расселении этих растений, цепляясь своими загнутыми концами за одежду человека или шерсть животных.
Колючки (spina) у растений, твёрдые остроконечные образования — результат метаморфоза стебля, листа, корня или их частей. Они внутри имеют древесину, соединяющуюся с древесиной производящего их органа. В колючки листового происхождения превращается весь лист (у барбариса, цитрусовых и др.), его средняя жилка (перистый лист у некоторых астрагалов, караган и др.) или прилистники (у белой акации, держи-дерева и др.). Если колючки — видоизменённые побеги (у боярышника, гледичии, терновника, диких яблонь, груш), то они безлистные или несут несколько слаборазвитых листьев. Колючки могут образоваться также из придаточных корней на нижней части ствола (у пальм Acanthorhiza, Iriartea). Они чаще встречаются у растений сухих, жарких областей. Биологическое значение колючек, как и шипов, — защита растений от животных; кроме того, замена ветвей и листьев. Так же уменьшают испаряющую поверхность растений и тем самым их транспирацию
Колючки: 1 — листового происхождения (у барбариса); 2 — стеблевого происхождения (у боярышника).
Вопрос №74. Происхождение цветка.
Контрольная работа по «Ботанике»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:08, контрольная работа
Описание работы
5. Что такое протопласт? Компоненты протопласта. Перечислить производные протопласта 22. Образование и локализация белков в клетках и органах растений. Алейроновые зерна. Хозяйственное использование белков
Файлы: 1 файл
биология А 1020.doc
88. Происхождение, строение и функции шипов розы, малины, крыжовника, колючек боярышника, желтой акации (караганны древовидной) и кактуса
Колючки могут иметь разное происхождение и быть метаморфозами различных органов, в процессе исторического развития приспособившихся к выполнению определённых функций. У разных растений колючками стали побеги, листья, части листьев, прилистники или, реже, корни.
Шипами называют заостренные выросты эпидермиса, которые образуются на стеблях и черешках (реже — на листьях) многих растений — например, видов розоцветных из родов Малина (Rubus), Шиповник (Rosa) и др.
По своему строению различают колючки простые и разветвлённые:
Колючки кактусов, расположенные в одной ареоле, делятся на радиальные, находящие на границе ареолы, и центральные. Как правило, радиальных колючек больше, чем центральных, при этом они по сравнению с центральными более короткие и тонкие. Центральные колючки на конце нередко имеют крючок.
Одной из разновидностью колючек являются глохидии — мелкие, легко обламывающиеся колючки с микроскопическими крюкообразными выростами, которые характерны для представителей подсемейства Опунциевые семейства Кактусовые. В ареоле глохидии располагаются пучком.
Многие функции колючек связаны с защитой поверхности растений, особенно у молодых растений, от слишком ярких лучей солнца, а также от поедания животными и других повреждений.
Колючки (шипы) на плодах или на засохших листочках обёртки соцветий (особенно в тех случаях, когда на концах колючек имеются крючки) служат для зоохории — распространия семян с помощью животных.
У некоторых кактусов (у представителей родов Корифанта и Ферокактус, а также у Hamatocactus setispinus) имеются нектароносные колючки, которые выделяют нектар для привлечения опылителей.
96. Особенности размножения и жизненного цикла голосеменных растений
Семенные растения, как голосеменные, так и цветковые, отличаются от всех остальных представителей растительного мира тем, что размножаются посредством семян, а не с помощью спор.
Что же такое семя и каково его биологическое значение?
В то время как процесс оплодотворения у всех бессеменных высших растений происходит в воде, у семенных растений размножение оказалось независимым от воды. Благодаря этому семенные растения могут размножаться половым путем даже в пустыне и даже в бездождное время года. Как же это происходит?
В то время как у огромного большинства бессеменных высших растений мегаспоры освобождаются из мегаспорангия, у семенных растений их единственная зрелая мегаспора остается постоянно заключенной внутри мегаспорангия и здесь же, внутри мегаспорангия, происходит развитие женского гаметофита и процесс оплодотворения.
Мегаспорангий у семенных растений окружен особым защитным покровом, называемым интегументом. Мегаспорангий с окружающим его интегументом называется семязачатком. Это действительно зачаток семени (его почка) из которой после оплодотворения развивается семя. Как мы уже знаем, развитие мегаспоры, так же как и развитие женского гаметофита происходит внутри мегаспорангия, а следовательно, внутри семязачатка. Внутри же семязачатка происходит процесс оплодотворения и развитие зародыша.
Это обеспечивает независимость оплодотворения от воды, его автономность.
мегаспорангий + интегумент = семязачаток
Для примитивных семян, в том числе для семян саговниковых, характерно также отсутствие периода покоя. Для большинства же семенных растений характерен более или менее длительный период покоя. Период покоя имеет большое биологическое значение, т.к. он дает возможность пережить неблагоприятное время года, а также способствует более далекому расселению.
Стробилы могут быть обоеполыми, как у некоторых бенетитов. Однако у подавляющего большинства голосеменных стробилы однополые, т.е. состоят или только из микроспорофиллов, или только из мегаспорофиллов.
Стробилы, состоящие только из микроспорофиллов, называют мужскими стробилами или микростробилами. Стробилы же, состоящие из мегаспорофиллов, носят название женских стробилов или мегастробилов.
Строение стробилов у голосеменных характеризуется исключительно большим разнообразием. В наиболее примитивных случаях они еще перистые и не вполне потеряли свой листовидный облик и сходство со спорофиллами семенных папоротников. Таковы, например, перистые стробилы современного рода саговник (Cycas). Но у подавляющего большинства голосеменных стробилы достигают очень высокого уровня специализации (особенно мегастробилы у хвойных).
Жизненный цикл голосеменных
Особенности жизненного цикла голосеменных мы рассмотрим на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris).
Менее известны так называемые мужские шишки (стробилы), в которых созревает пыльца. Они появляются ранним летом и существуют весьма непродолжительное время.
Строение мужского стробила. Микроспорогенез и микрогаметогенез
На продольном срезе через мужскую шишку хорошо выделяется ось, к которой крепятся микроспорофиллы. В основании каждого из них размещаются гнезда двух крупных спорангиев (пыльцевых мешков). Гнезда микроспорангиев заполнены археспориальной тканью.
Процесс микроспорогенеза состоит в том, что клетки археспориальной ткани делятся путем мейоза, в результате образуются тетрады гаплоидных микроспор.
Гаплоидное ядро микроспоры начинает делиться обычным митотическим путем. В результате двух, следующих друг за другом митотических делений, образуется четыре клетки: две проталлиальные, антеридиальная и сифоногенная.
Строение женского стробила. Мегаспорогенез и мегагаметогенез
Более знакомая вам женская шишка (стробил) также имеет ось, к которой крепятся чешуи двух типов: пленчатые кроющие чешуи, в пазухах которых развиваются крупные плодущие или семенные чешуи. В основании семенных чешуй размещается по два семязачатка.
Оба процесса: мегаспорогенез и мегагаметогенез происходят в семязачатке.
Процесс мегаспорогенеза организован очень просто: внутри нуцеллуса обособляется клетка археспория, которая и становится материнской клеткой мегаспор. В результате редукционного деления этой клетки образуется тетрада мегаспор, три из которых быстро погибают и идут на питание единственной оставшейся мегаспоре.
На верхнем микропилярном полюсе гаметофита образуются два типичных архегония. В брюшке каждого из них находится крупная яйцеклетка. После формирования яйцеклетки женский гаметофит готов к оплодотворению.
Оплодотворение совершается внутри семязачатка, при этом спермии по пыльцевой трубке проникают к архегониям и один из них сливается с яйцеклеткой. Вторая пара гамет обычно не дает зиготы. Такой тип оплодотворения называют сифоногамией.
Строение зрелого семени
Зрелое семя сосны сибирской имеет твердые покровы, в виде так называемой скорлупы. Они соответствуют наружным слоям интегумента. Под скорлупой размещается золотисто-коричневая пленочка, которая по своей морфологической природе является внутренним интегументом.
106. Основные пути эволюции цветка
Методические рекомендации по изучению дисциплины «кормопроизводство с основами ботаники и агрономии»
Корень, его развитие и функции. Строение и функции корневых волосков. Приведите рисунок корневого волоска.
Первичное анатомическое строение корня. Приведите рисунок.
Вторичное анатомическое строение корня. Приведите рисунок.
Опишите различия в анатомическом строении корнеплодов моркови, редьки, свеклы. Приведите схемы поперечных разрезов.
Функции типичного подъемного стебля. Опишите строение конуса царапания побега и образование прокамбия. Вставочный рост стебля.
Приведите рисунки конуса нарастания побега и кончика корня. Опишите различия в их строении в зависимости от выполняемой функции.
Анатомическое строение типичного стебля однодольного растений. Приведите рисунок.
Анатомическое строение стебля травянистого двудольного ранения. Приведите рисунок.
Анатомическое строение древесного стебля. Приведите рисунок. Перечислите тканевые элементы первичной и вторичной коры. Опишите образование годичных колец древесины, слоение и значение сердцевидных лучей.
Камбий и его деятельность. Образование годичных колец древесины. Приведите примеры и рисунки.
Опишите различия в анатомическом строении травянистых стеблей растений, класса двудольных и однодольных. Приведите рисунки.
Лист, его развитие и функции. Метаморфозы листа. Приведите примеры в рисунки.
Анатомическое строение листовой пластинки двудольных и однодольных растений. Укажите отличия, приведите рисунки.
Развитие листа. Зависимость строения листьев от экологических условий. Листопад.
Типы корней и корневых систем. Приведите рисунки.
Корнеплод, происхождение и развитие его частей: корня, шейки и головки. Формирование корнеплода у редиса, моркови и свеклы. Приведите рисунки. Клубни корневого происхождения.
Клубеньки на корнях бобовых растений, их строение, образование. Значение клубеньков. Микориза, ее строение и значение. Приведите рисунки.
Почки, типы почек по происхождению. Приведите рисунок вегетативной почки в продольном разрезе.
Придаточные почки, заложение их на различных органах растений
Корнеотпрысковывание растений. Приведите примеры.
Опишите надземные и подземные метаморфозы побега. Приведите рисунки.
Клубень побегового происхождения, его строение и биологическое значение. Клубни надземные и подземные. Примеры.
Луковица, ее строение и биологическое значение. Строение луковицы репчатого лука.
Морфология листа. Типы листьев по расчленению и краю листовой пластинки. Приведите рисунки.
Листья сложные и простые Типы сложных листьев. Приведите рисунки.
Метаморфозы листа. Приведите рисунки. Опишите происхождение шипов у розы, малины, крыжовника и колючек у боярышника, яблони, барбариса и кактуса.
Естественное размножение растений. Приведите примеры.
Искусственное размножение растений. Приведите примеры.
Прививки, их типы. Приведите примеры и рисунки.
Строение цветка и его функции
Происхождение цветка Основные пути эволюции цветка.
Цветки с простым и двойным околоцветником. Напишите формулы цветков трех видов растений с различным строением околоцветника
60. Пестик, понятие о плодолистике. Типы завязи по положению и числу гнезд. Приведите рисунки.
По каким признакам узнается число плодолистиков? Верхняя и нижняя завязь. Приведите примеры.
Кратко опишите образование мегаспор (мегоспорогенез) и формирование зародышевого мешка (женского гаметофита) в семязачатке цветкового растения
В крупном масштабе нарисуйте семязачаток с зародышевым мешком в продольном разрезе. Из каких частей семязачатка развиваются те или иные части семени?
Опишите краткое строение пыльника и строение пыльцевого зерна. Приведите примеры и рисунки.
Кратко опишите процесс образования микроспор в гнездах пыльника (микроспорогенез) и пыльцевого зерна (мужского гаметофита).
Двойное оплодотворение у цветковых растений. Работы академика О.Г. Навашина.
Образование зародыша и эндосперма у цветковых растений. Значение
Цветение и опыление у растений. Однодомные и двудомные растения.
Самоопыление, клейстогамия. Приведите примеры.
Перекрестное опыление. Приспособления к перекрестному опылению. Сопоставьте признаки энтомофильных и анемофильных растений.
Типы и формы соцветий. Нарисуйте схемы, приведите примеры.
Классификация плодов. Приведите рисунки.
Развитие плода. Околоплодник и его строение. Опишите происхождение и строение плода типа коробочка. Приведите рисунки.
Классификация плодов. Многосеменные и односеменные плоды. Опишите происхождение и строение плодов типа семянка и зерновка. Приведите рисунки.
Происхождение сложных, «ложных», дробных плодов. Приведите рисунки. Опишите происхождение и строение плода типа костянка. Приведите рисунки.
Опишите основные типы сухих нераскрывающихся плодов. Приведите примеры и рисунки.
Опишите основные типы сочных плодов. Приведите примеры и рисунки.
Основные типы сухих раскрывающихся плодов. Приведите примеры.
Значение плодов и семян в жизни человека. Опишите происхождение и строение типа боб. Приведите рисунки.
Способы распространения плодов и семян. Опишите происхождение и строение плодов типа стручок и стручочек. Приведите примеры, рисунки.
Развитие семени из семязачатка. Многозародышевость семени (полиэмбриония). Приведите рисунки, примеры.
Развитие зародышей семян и плодов без оплодотворения (партеногенез, апоспория, партенокарпия). Строение плодов у малины и земляники. Приведите рисунки.
Основные виды семян. Опишите происхождение и строение плодов типа орех и желудь. Приведите рисунки.
Строение семян с эндоспермом (у пшеницы) и без эндосперма (у гороха). Приведите рисунки.
Прорастание семян, строение проростков у однодольного и двудольного растения. Опишите происхождение и строение плода типа ягода.
Опишите строение проростков ржи, фасоли и гороха. Приведите рисунки.
Основные этапы истории систематики. Понятие о филогенетической систематике. Основные таксономические (систематические) единицы растительного мира.
Понятие о виде растений. Опишите, как составляются видовые названия растений согласно бинарному методу К. Линнея. Выпишите из «Списка важнейших растений» 6 видов (из них 2 одного рода) из разных семейств.
Характерные признаки низших растений (строение тела, питание, размножение) и их классификация.
Укажите отличия низших растений от высших (среда обитания, строение, окраска, питание, размножение).
Общая характеристика водорослей. Понятие о планктоне и бентосе. Основные задачи в области охраны водоемов.
Отдел цианобионта. Сравните строение клеток сине-зеленых и зеленых водорослей. Укажите их отличия. «Цветение водоемов»
Отдел зеленые водоросли. Приведите примеры и сделайте рисунки одноклеточных колониальных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и народном хозяйстве.
Сравните строение клеток водорослей и грибов.
94.Опишите способы питания и размножения грибов. Приведите примеры.
Типы спор у грибов. Формирование сумок и базидий. Приведите рисунки.
Грибы-паразиты из класса фикомицетов. Зарисуйте внешний вид пораженных органов растений.
Грибы-сапрофиты из класса фикомицетов. Приведите рисунки.
Сравните строение низших грибов. Приведите примеры.
Грибы-паразиты из класса сумчатых. Какие растения и органы они поражают?
Опишите формирование сумки и базидий. Сделайте рисунки.
Грибы- сапрофиты из класса базидиальных. Строение их плодового тела Роль в природе и народном хозяйстве. Охрана грибов.
Грибы-паразиты из класса базидиальных. Какие растения и органы ими поражаются?
Лишайники, их строение, питание и роль в природе и народном хозяйстве.
Сравните способы питания зеленых водорослей, грибов и лишайников.
Значение различных отделов низших растений в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана низших растений.
Происхождение и пути развития высших растений. Понятие о чередовании поколений. Классификация высших растений.
Укажите характерные черты высших растений.
Понятие об архегониальных растениях. Строение и роль в жизненном цикле архегония и антеридия.
Дайте понятие о гаметофите (половом поколении) и спорофите (бесполом поколении) на конкретном примере.
Строение и жизненный цикл кукушкина льна. Чередование гаметофита и спорофита.
Строение и жизненный цикл мужского папоротника Чередование гаметофита спорофита.
Сравните строение гаметофита кукушкина льна и мужского папоротника. Приведите рисунки.
Сравните строение спорофита кукушкина льна и мужского папоротника.
Изобразите схему жизненного цикла щитовника мужского. Опишите строение спорофита и гаметофита.
Строение и жизненный цикл хвоща полевого.
Сравните жизненный цикл плауна булавовидного и селагинеллы. Нарисуйте колоски и заростки этих растений.
Перечислите современные разноспоровые архегониальные растения. Дайте рисунки микро- и мегаспор, мужских и женских заростков.
Зарисуйте и опишите спорангии плаунов и папоротников (равноспоровых и разноспоровых). Биологическое значение разноспоровости.
Строение и эволюция гаметофитов современных высших споровых растений. Приведите рисунки однополых и обоеполых гаметофитов.
Жизненный цикл сосны обыкновенной. Приведите рисунки семязачатка и пыльцевого зерна.
Развитие мужского и женского гаметофитов сосны обыкновенной. Дайте рисунки сформированных гаметофитов.
Сравните голосеменные и покрытосеменные растения по морфологическим и анатомическим признакам и способу оплодотворения.
.Характерные признаки цветковых растений.
.Сравните классы двудольных и однодольных. Перечислите наиболее важные культурные растения и укажите семейства, к которым они относятся.
.Характеристика сем. Лютиковых. Укажите представителей (не менее 10 видов) и их практическое значение. Нарисуйте цветок и плод. Напишите формулу цветка. Укажите особо ядовитые растения этого семейства.
Характеристика сем. Розановых. Укажите важнейшие плодовые, ягодные и дикорастущие растения из этого семейства (не менее 15 видов), растущие в вашем районе.
Характеристика сем. Бобовых (Мотыльковых) Укажите важнейшие дикорастущие культурные растения из этого семейства (не менее 15 видов). Зарисуйте типичное строение цветка и плода.
Характеристика сем. Сельдерейных (Зонтичных). Укажите овощные, ядовиты растения из этого семейства (не менее 10 видов) и места их обитания. Зарисуйте цветок, соцветие и плод.
Характеристика сем. Яснотковых (губоцветных). Укажите наиболее распространенные дикорастущие растения из этого семейства (не менее 10 видов) и места их обитания).
Характеристика сем. Пасленовых. Укажите наиболее распространенные овощные, ядовитые растения из этого семейства (не менее 10 видов) и места их обитания.
Характеристика сем. Норичниковых. Укажите наиболее распространенные лесные и луговые растения из этого семейства (не менее 10 видов). Ядовитые растения из этого семейства.
Характеристика сем. Капустных (Крестоцветных). Укажите наиболее распространенные овощные, сорные и дикорастущие растения из этого семейства (не менее 10 видов).
Характеристика сем. Тыквенных. Укажите наиболее распространенные овощные растения этого семейства.
Характеристика сем. Астровых (Сложноцветных). Опишите и зарисуйте различные типы цветков. Укажите наиболее распространенные растения из этого семейства: кормовые, сорные, ядовитые, лекарственные.
Характеристика сем. Маревых. Перечислите важнейших представителей.
Характеристика сем. Гречишных. Укажите наиболее распространенных
Характеристика сем. Гвоздичных. Укажите наиболее распространенных
Характеристика сем. Маковых. Перечислите ядовиты растения из различных семейств.
Характеристика сем. Лилейных. Укажите наиболее распространенные овощные, ядовитые, декоративные растения из этого семейства и места их обитания.
Характеристика сем. Осоковых. Дайте краткую характеристику представителям этого семейства. Укажите места их обитания и хозяйственную ценность.
Характеристика сем. Мятликовых (Злаки). Укажите наиболее распространенные злаки, опишите строение их соцветий.
Укажите ядовитые растения из различных семейств, вызывающие отравления у животных.
Укажите наиболее ценные и хозяйственные растения из различных семейств.
Укажите кормовые растения из различных семейств. Опишите, какие части растения используются для кормовых целей.
Элементы экологии и географии растения
Классификация экологических факторов. Прямые и косвенные факторы.
Что такое жизненная форма? Основные типы жизненных форм растений.
Воздух как экологический фактор. Газовый состав и физические свойства воздуха. Экологическое значение кислорода и углекислого газа. Роль ветра в распространении растения.
Значение света в жизни растений, зависимость фотосинтеза и транспирации от света. Влияние света на прорастание семян, рост, размножение и на географическое распространение растений.
Вода как экологический фактор. Прямое и косвенное значение воды в жизни растений. Геологическая роль воды.
Экологические группы растений по отношению к воде, их анатомо-морфологические особенности. Приведите примеры.
Тепло как экологический фактор. Понятие о морозоустойчивости и зимостойкости.
Почва как экологический фактор. Физико-химические свойства почвы.
Рельеф как экологический фактор Понятие о макро- и микрорельефе.
Понятие и продукции и продуктивности растительных сообществ.
Опишите влияние животных на жизнь растений (положительное и отрицательное). Приведите примеры.
Воздействие человека на растительный покров. Приведите примеры.
Что такое ареал? Размеры и формы ареала. Приведите примеры.
Границы ареала, причины, определяющие их. Формирование ареалов и их центры. Приведите примеры.
Понятие о реликтах и эндемиках.
Бессознательное и направленное изменение границ ареалов человеком (на примере сорных и культурных растений).
Что такое флора и растительность?
Растительность РФ как зональная система. Связь между растительными и почвенными зонами. Понятие о зональной и интро зональной растительности. Приведите примеры.
Охарактеризуйте зону тундры. Деление на подзоны. Значение ягельных тундр для оленеводства.
Характеристика лесной зоны. Деление на подзоны. Основные лесообразующие породы.
Опишите особенности северных и южных степей европейской части РФ.
.Почвенно-климатические условия полупустынь и пустынь. Типы пустынь.
Характеристика луговой растительности. Типы лугов. Перечислите наиболее ценные кормовые растения.
Типы болот и их образование.
Растительность пресных водоемов. Поясное распределение растительности. Кормовые растительные ресурсы для сельскохозяйственных животных.
Направленное изменение разительного покрова человеком. Охрана растительного покрова РФ.