Производство клубники в москве
Производство ягод. Рынок последних пяти лет
Производство ягод в Российской Федерации за 5 лет выросло на 5% и в 2019 году составило 701,8 тыс. тонн, подсчитали аналитики «Интерагро». Свыше 90% рынка садовых ягод — это земляника, клубника, малина и смородина.
Эксперты отметили, что показатель в 701,8 тыс. тонн сопоставим с уровнем производства 2011 года. Существенную долю российского рынка (порядка 70%) занимают садовые ягоды, остальная часть приходится на дикорастущие. Свыше 90% рынка садовых ягод составляют земляника, клубника, малина и смородина. Уровень самообеспеченности на внутреннем рынке составляет 92% в 2019 году и не меняется последние годы. Сформировалась зависимость от внутренних ресурсов и использования этой группы. Так, в годы заметного роста в 2016 году импорт ягод снижался. Но говорить о существенном росте производства в данный момент не приходится.
Таблица 1. Ресурсы и использование ягод в Российской Федерации (тыс. т).
Посевные площади под ягодники ежегодно снижаются. В 2019 г. показатель составил 100 тыс. га, став самым низким уровнем за последние 20 лет. В 1999 г. посевные площади под ягодники были на уровне 163 тыс. га. Резкого снижения производства удалось избежать благодаря технологическим усовершенствованиям выращивания, что привело к росту урожайности. Но при этом отрасль остается дефицитной. Среднедушевое потребление ягод в 2015 г. составляло 4,8 кг/чел., в 2019 это показатель составил 5,2 кг/чел. при рекомендованной норме потребления, установленной Минздравом РФ, 7 кг/чел. Таким образом, текущий дефицит производства ягод составляет порядка 270 тыс. т., стоит отметить, что в 2015 г. расчетный показатель составлял 313 тыс. т. Восполнение этого дефицита не гарантирует, что весь объем будет использован, за последние 5 лет доходы населения сильно сократились, а текущий показатель потребления на человека в 2019 г. отражает покупательский спрос на ягодники. Аналогичная ситуация сложилась с потреблениями мяса: говядины стали покупать на 4 кг в год меньше, а более дешёвого мяса, такого как мясо птицы или свинину, значительно больше по причине ее дешевизны в сравнении с говядиной.
По предварительной оценке, в ближайшие 5 лет производство ягодников может вырасти на 50-60 тыс. т., что позволит полностью заменить импорт (таблица 2), а с учетом роста реальных доходов населения, что будет стимулировать рост предложения, производство может продолжить расти до 1 млн т./год.
Турция — главный поставщик ягод последних двух лет
Таблица 2. Динамика изменения производства ягод в Российской Федерации (тыс. т).
За 11 месяцев 2020 года в Россию уже импортировано 53 тыс. т. ягод, по предварительной оценке, к концу года показатель приблизится к 58 тыс. т., к уровню прошлого года (таблица 3). Наибольшую долю в импорте ягод Российской Федерацией занимают свежая земляника и клубника.
Таблица 3. Импорт ягод Российской Федерацией (тыс. т).
Произошла перестановка среди поставщиков. Главным поставщиком земляники и клубники в Россию в 2019 году стала Турция с показателем 18,7 тыс. т в натуральном выражении. Сербия поставила 8,3 тыс. т., Белоруссия — 5,1 тыс. т (в 2015 г. – 27,7 тыс. т) (Таблица 4).
Таблица 4. Импорт свежей земляники и клубники Российской Федерацией (тыс. т).