Производство малины в россии статистика
Объемы производства ягод малины за последние годы
В настоящее время в супермаркетах можно легко найти как свежие ягоды малины, так и продукты их переработки. Увеличение объемов производства, а, следовательно, и предложения, позволит сделать доступной эту продукцию для более широкого круга покупателей. Основными производителями замороженной малины является европейские страны, такие как Польша, Сербия и др. Все больше растет спрос на свежие ягоды малины десертного вкуса: одна только Польша ежегодно экспортирует 25-30 тыс. тонн десертных ягод, в то время как общий объем экспортируемых этой страной ягод варьирует от 95 до 100 тыс. тонн. Для такой небольшой станы объемы довольно внушительные, и это учитывая то, что в ближайшие годы планируется поднять общий объем производства ягод малины в Польше до 200 тыс. тонн в год, половина которого будет потребляться внутри страны. Достигнув такого объема производства, Польша станет крупнейшим производителем ягод малины в мире.
Какие условия должны быть выполнены для достижения объема производства в 200 тыс. тонн?
Валовой сбор ягод малины в Польше по годам.
Источник: Центральное статистическое управление
Год | Валовой сбор, тыс. тонн |
1955 | 5 |
1961 | 5 |
1968 | 9 |
1975 | 25 |
1985 | 38 |
1995 | 40 |
2000 | 40 |
2005 | 66 |
2008 | 82 |
2011 | 105 |
Для более полной картины мирового производства, приведем перечень стран-лидеров, в которых получают более 50 тыс. тонн ягод малины в год.
Страны, производящие более 50 тыс. тонн ягод малины в год
(данные 2011 года)
Страна | Валовое производство малины | |
Тыс. тонн | кг на душу населения | |
Россия | 120 | 0,8 |
Польша | 105 | 2,8 |
США | 80 | 0,3 |
Сербия | 80 | 8,4 |
Чили | 70 | 4,1 |
Развивая производственные площади, Россия может сохранить позицию лидера по производства малины в мире.
Динамика увеличения производственных площадей малины в Польше по годам
Год | га |
1950 | 1 |
1961 | 4 |
1985 | 6 |
1995 | 12 |
2000 | 13 |
2005 | 18 |
2011 | 21 |
Увеличение спроса на ягоды повлекло за собой увеличение производственных площадей. Но даже сейчас в Европе есть небольшие плантации площадью 0,2-0,4 га, которые имеются в основном на семейных фермах. Если планируется выращивание малины для механизированной уборки, то необходимо иметь хотя бы несколько гектаров одним массивом. В Сербии и Чили преобладают небольшие плантации площадью 0,5-0,8 га.
Объемы заморозки плодов малины и производства концентрированного сока в Польше, тыс. тонн
(источник: Департамент экономики садоводства, Варшава)
Период | Объем замороженных ягод | Концентрированный сок |
2001-2004 | 20 | 1,5 |
2004-2007 | 37 | 3,0 |
2007-2010 | 45 | 2,3 |
2010-2011 | 47 | 2,2 |
2011-2012 | 51 | 3,1 |
Объемы экспортируемых Польшей свежих ягод малины, тыс. тонн
(источник: Департамент экономики садоводства, Варшава)
Годы | Экспорт малины, тыс. тонн |
1996-1997 | 19,6 |
1997-1998 | 22,9 |
1998-1999 | 20,0 |
2001-2002 | 24,1 |
2002-2003 | 9,9 |
2003-2004 | 23,2 |
2004-2005 | 24,0 |
2005-2006 | 16,7 |
2006-2007 | 22,4 |
2007-2008 | 27,7 |
2008-2009 | 32,5 |
2009-2010 | 25,5 |
2010-2011 | 15,1 |
2011-2012 | 17,0 |
Следует обратить внимание, что экспорт малины в Польше гораздо выше, чем экспорт земляники. Замороженных ягод малины вывозится из страны приблизительно 70 тыс. тонн в год.
Общая потребность свежих плодов малины для заморозки, производства концентрированного сока и экспорта в Польше
Годы | Потребность, тыс. тонн для производства | Экспорт, тыс. тонн | Общий объем производства, тыс. тонн | ||
Замороженных ягод | Концентрированного сока | Всего | |||
2001-2004 | 21 | 12 | 33 | 19 | 52 |
2004-2007 | 39 | 24 | 63 | 21 | 84 |
2007-2010 | 47 | 18 | 65 | 29 | 94 |
2010-2011 | 49 | 18 | 67 | 15 | 82 |
Интересные данные предоставила Центральная статистическая служба, подтвердив, что экспорт плодов малины в Польше на 13-30% превышает экспорт других ягодных культур. Собственное потребление малины может возрасти да 2,5 кг на душу населения, и составит 90 тыс. тонн. В этом случае общий объем производства в ближайшие годы может возрасти до 170-180 тыс. тонн.
Рентабельность производства малины, начиная с 60-х гг. прошлого века существенно отличалась от нынешней. В начале шестидесятых себестоимость производства одного кг малины колебалась от 0,3 до 0,6 долларов при цене на рынке 0,5 до 0,6 долларов за килограмм. Производство было убыточным, если урожайность плантации была ниже 4 т/га. Однако в настоящее время ситуация в корне изменилась. При разработке интенсивных технологий имеется возможность получать гораздо большую урожайность – на уровне 12-15 тонн с гектара. При такой урожайности плантация приносит отличный доход даже при выращивании ягод для промышленной переработки с ценой закупки от 0,5 до 1 доллара за килограмм.
Что же касается выращивания десертных ягод, которые в последующем потребляются в свежем виде, при работе в этом направлении наблюдается тоже ощутимый экономический эффект: продуктивный период плантации составляет 6-8 лет, а себестоимость 1 кг плодов при минимальной урожайности (6 т/га) составляет 1 доллар, а при урожайности 10 т/га – 8,0 доллара. А цена 1 кг свежих ягод малины составляет от 5 долларов и выше. Поэтому-то садоводы заинтересованы иметь в структуре своего хозяйства или семейной фермы хоть небольшую, но плантацию малины, приносящую неплохой доход.
Ягодный бизнес 2020 года: объем переработки увеличится на 18%, дефицит свежих ягод сохранится
Ягодный дефицит — так можно охарактеризовать состояние российского рынка свежих ягод. Подробности — в детальном анализе развития ягодного бизнеса в 2016-2020 годах, сделанном аналитиками компании «Интерагро».
Общая ситуация
Приверженцев здорового и экологически чистого питания с каждым годом становится все больше. Если раньше большинство россиян выбирало в качестве перекуса фаст-фуд, то в последние годы на смену ему пришли овощи, фрукты и ягоды. Что касается последних, то, учитывая тенденцию, в скором будущем перед предпринимателями могут открыться огромные возможности на ниве производства и переработки ягод, надеются аналитики «Интерагро».
Напомним, что медицинские нормы потребления ягод на одного человека составляет 7 килограммов в год. Но пока даже с учетом импорта, россияне съедают только 69-76% от нормы (4,8-5,3 кг. на человека в год). Более того, импорт не покрывает имеющийся дефицит — в 2019 году он составил 58 тыс. тонн при дефиците в 312 тыс. тонн.
Рост производства ягод также не позволяет удовлетворить медицинские нормы. Так, в 2018-2019 годах потребление составило 5,2-5,3 кг на человека в год, а в 2020 году, по оценкам «Интерагро», составит 5,4 кг. на человека. Таким образом, самообеспеченность ягодами может подняться с 69% (4,8 кг/чел.) в 2019 году до 70% (4,9 из требуемых 7 кг. /чел.) в 2020 году.
По оценкам «Интерагро», валовый сбор ягод в 2020 году составит 714 тысяч тонн, 71 тыс. тонн — импорт. Таким образом, внутреннее производство может быть на уровне 91% от существующего потребления, что на 1% ниже уровня 2019 года.
Динамика валового сбора и дефицита ягод
Площади под ягодниками
По данным Росстата, площади ягодников в 2019 году снизились по сравнению с предыдущим годом на 2,5% (с 102,8 до 100,2 тыс. га). Снижение произошло в сельскохозяйственных предприятиях – на 2,7% и у населения – на 3,2%. Крестьянско-фермерские хозяйства и ИП показали рост на 11,6%. По оценкам «Интерагро», в 2020 году площади под ягодниками продолжат сокращаться до 99,9 тыс. га, что на 0,3% ниже уровня 2019 года. Площадь в сельскохозяйственных предприятиях и у населения упадет на 0,8-1%. А вот фермерские хозяйства и ИП покажут рост на 12,2%.
Площади под ягодными насаждениями, тыс. га
Импорт vs Производство
Структура производства и импорта по типам ягод существенно различается. Так, в России в основном собирают смородину (33%). На долю клубники приходится 20%, тогда как в импорте она занимает первое место и составляет 76%. Малины в России собирается 14%, а импортируется 6%. Голубика в России только набирает обороты, на ее долю приходится пока только 0,3%, тогда как в импорте она составляет 8%.
Наибольший объем ягод, импортируемых в Россию, составляет клубника (76%). Далее идут клюква и голубика (8%), малина и ежевика (6%), смородина (6%), черника (1%). На долю других ягод приходится около 3% поставок.
Импорт в разрезе по ягодам
Переработка ягод растет
Производство
По данным Росстата РФ большая часть урожая ягод (72%) отправляется на переработку и продается оптовикам, четверть (24%) направляется в розницу, 2% — в HORECA. Российское производство переработанных ягод выросло за последние три года в 1,5 раза: с 3,95 тыс. тонн в 2016 году до 5,8 в 2019 году. По оценкам «Интерагро», рост производства ягод в 2020 году составит не менее 18% и достигнет 6,85 тыс. тонн.
Основные поставщики ягод для перерабатывающей промышленности являются ЦФО (67%). Затем с большим отрывом идут ПФО (14%), СФО (7%) и ЮФО (4%).
Регионы-переработчики ягод в 2019 г.
Основным способом переработки ягод в России является заморозка. При этом она является и самой перспективной технологией. Зачастую это промежуточная стадия, которая дает возможность в дальнейшем использовать ягоду для приготовления морсов, напитков, джемов, пюре и т.д. Дополнительным плюсом является то, что для заморозки не требуется использование дополнительных консервантов и сахара. Это позволяет замороженной ягоде оставаться здоровой пищей.
Замороженные ягоды составляют 95% от переработанных ягод. Ягодные десерты (щербет, ягодный лед) и варенье-джемы занимают по 2%, 1% — это ягодные пюре и пасты.
Сублимационная сушка ягод пока не получила широкое распространение среди российских переработчиков. Основной причиной этого является дороговизна оборудования и самое главное — дороговизна самого процесса переработки. Сушка очень энергозатратное мероприятие. Хотя в дальнейшем сушеные ягоды хранить легче – они не требуют морозильных камер, достаточно холодильных установок.
Однако в связи со значительным ростом спроса на импортные сублимированные ягоды, вскоре и российские производителя обратят на данный вид переработки более пристальное внимание, уверены аналитики «Интерагро».
Импорт
Рост импорта за аналогичный период вырос также в 1,5 раза: с 8,54 в 2016 году до 12,08 тыс. тонн в 2019 году. По оценкам «Интерагро», рост импорта переработанных ягод в 2020 году составит не менее 3% и достигнет 12,50 тыс. тонн.
Производство и импорт переработанных ягод
Две трети ягод импортируется консервированными (62%). Далее идут ягоды сушеные (25%), джемы и пюре (7%), сок (6%). В последние годы постоянно растет доля импортируемых сушеных ягод (с 9% в 2016 г. до 25% в 2019 г.), и падает доля консервации (с 76% в 2016 г. до 62% в 2019 году). Доля соков, джемов и пюре остается на прежнем уровне.
Импорт переработанных ягод по типам переработки
Основными поставщиками переработанной ягоды являются Китай (20%), США (15%), Германия (14%) и Польша (11%).
Страны-импортеры переработанных ягод в 2019 г.
Ягодный бизнес — проблемы и пути решения
При промышленном выращивании ягод важно ориентироваться и на оптовых покупателей, и на переработку. Ягоды продукт скоропортящийся, поэтому нужно заранее продумать каналы сбыта продукции. Клиентами для покупки свежих ягод могут стать: супермаркеты, оптовые и розничные торговцы, кондитерские и пекарни, а также рестораны и кафе. Из переработчиков клиентами могут быть: производители кисломолочной продукции мороженного, соков, джемов и пюре, а также производители натуральной косметики и БАДов.
Первую прибыль ягодный бизнес может приносить уже со второго года его ведения. Ягодами торгуют в течение всего года: в сезон — свежими, а по окончании сезона —– переработанными. Переработанные ягоды стоят в два-четыре раза дороже. Следует, однако, помнить, что процесс упаковки, переработки и расфасовки не сложный, но трудоемкий без использования специального оборудования.
Назовем основные преимущества ягодного бизнеса:
Генеральный директор «Интерагро» Екатерина Бабаева:
Рынок свежей малины в России: обзор и прогноз до 2022 г
Исследование дает представление о текущей и ретроспективной ситуации на рынке, о динамике его развития, об основных факторах, которые оказывают влияние на рынок, о тенденциях рынка по основным индикаторам, таким как:
Прогнозная часть исследования отражает динамику развития основных количественных индикаторов, формирующих рынок продукта и предопределяющих направление развития рынка продукта в рамках ближайшей 5-ти летней перспективы.
1 Количественные компоненты рынка свежей малины
1.1 Видимое потребление свежей малины
1.1.1 Динамика и объем потребления свежей малины
1.1.2 Среднедушевое потребление свежей малины
1.2 Валовой сбор свежей малины
1.2.1 Динамика и объемы производства свежей малины
1.2.2 Динамика и объем продуктового предложения
1.2.3 Динамика и объем товарных потоков
1.3 Посевные площади свежей малины
1.4 Урожайность свежей малины
1.5 Импорт свежей малины
1.5.1 Динамика и объем импорта свежей малины, натуральный показатель
1.5.2 Сезонность импорта свежей малины
1.5.3 Динамика и объем импорта свежей малины, стоимостный показатель
1.5.4 Динамика средних цен на импортируемую продукцию
1.6 Экспорт свежей малины
1.6.1 Динамика и объем экспорта свежей малины, натуральный показатель
1.6.2 Динамика и объем экспорта свежей малины, стоимостный показатель
1.6.3 Динамика средних цен на экспортируемую продукцию
1.6.4 Внешнеторговый баланс на рынке свежей малины
1.7 Ценовые компоненты рынка свежей малины
1.7.1 Цены импорта на внутреннем рынке свежей малины
1.8 Продажи свежей малины
1.8.1 Продажи свежей малины, натуральный показатель
1.8.2 Продажи свежей малины, стоимостный показатель
2 Прогноз развития рынка свежей малины в России, 2018-2022
2.1 Факторы и тенденции развития рынка свежей малины
2.1.1 Текущая ситуация в АПК
2.1.2 Текущее состояние мирового рынка малины
2.1.3 Состояние производственной базы
2.1.4 Потребительские компоненты
2.1.5 Состояние розничного сегмента
2.1.6 Тенденции рынка свежей малины
2.2 Прогноз продаж свежей малины в России
2.3 Прогноз валового сбора свежей малины в России
2.4 Прогноз экспорта свежей малины из России
2.5 Прогноз импорта свежей малины в Россию
3 Основные участники внешнеэкономической деятельности на рынке свежей малины
3.1 Основные зарубежные предприятия-поставщики свежей малины на российский рынок
3.2 Основные российские предприятия-импортеры свежей малины
3.3 Основные российские предприятия-экспортеры свежей малины на зарубежный рынок
3.4 Основные зарубежные предприятия-покупатели свежей малины
Диаграмма 1. Видимое потребление малины в России в 2014-2017 гг., тыс. тонн
Диаграмма 2. Динамика продуктового предложения на рынке малины в России в 2014-2017 гг., тыс. тонн
Диаграмма 3. Структура продуктового предложения на рынке малины в России, 2014-2017 гг., %
Диаграмма 4. Валовой сбор малины в России в 2014-2017 гг., тыс. тонн.
Диаграмма 5. Географическая структура валового сбора малины в России, по федеральным округам, 2017-2017 гг., %
Диаграмма 6. Географическая структура валового сбора малины в России, по регионам, 2017-2017 гг., %
Диаграмма 7. Динамика географической структуры валового сбора малины в России, по регионам, 2014-2017 гг., %
Диаграмма 8. Динамика товарных потоков на рынке малины в России в 2014-2017 гг., тыс. тонн.
Диаграмма 9. Структура товарных потоков на рынке малины в России, 2014-2017 гг., %
Диаграмма 10. Посевные площади малины в России в 2014-2017 гг., тыс. га.
Диаграмма 11. Географическая структура посевных площадей малины в России, по федеральным округам, 2017-2017 гг., %
Диаграмма 12. Географическая структура посевных площадей малины в России, по регионам, 2017-2017 гг., %
Диаграмма 13. Динамика географической структуры посевных площадей малины в России, по регионам, 2014-2017 гг., %
Диаграмма 14. Урожайность малины в России в 2014-2017 гг., ц/га.
Диаграмма 15. Динамика импорта малины в Россию в 2014-2018 (январь-февраль) гг., тыс. тонн
Диаграмма 16. Структура импорта малины по регионам происхождения (страны СНГ и дальнего зарубежья) в 2014-2018 (январь-февраль) гг., в натуральном выражении, %
Диаграмма 17. Структура импорта малины в Россию в натуральном выражении в 2017 г., по странам, %
Диаграмма 18. Структура импорта малины в Россию в натуральном выражении в 2014-2018 (январь-февраль) гг., по странам, %
Диаграмма 19. Динамика импорта малины в Россию в 2014-2018 (январь-февраль) гг., млн. долл.
Диаграмма 20. Структура импорта малины по регионам происхождения (страны СНГ и дальнего зарубежья) в 2014-2018 (январь-февраль) гг. в стоимостном выражении, %
Диаграмма 21. Структура импорта малины в Россию в стоимостном выражении в 2017 г., по странам, %
Диаграмма 22. Структура импорта малины в Россию в стоимостном выражении в 2014-2018 (январь-февраль) гг., по странам, %
Диаграмма 23. Импорт малины, динамика средних цен на импортную продукцию в 2014-2018 (январь-февраль) гг., долл./кг
Диаграмма 24. Динамика экспорта малины из России в 2014-2018 (январь-февраль) гг., тыс. тонн
Диаграмма 25. Структура экспорта малины по регионам потребления (страны СНГ и дальнего зарубежья) в 2014-2018 (январь-февраль) гг., в натуральном выражении, %
Диаграмма 26. Структура экспорта малины из России в натуральном выражении в 2017 г., по странам, %
Диаграмма 27. Структура экспорта малины из России в натуральном выражении в 2014-2018 (январь-февраль) гг., по странам, %
Диаграмма 28. Сезонность экспорта малины в России, 2014-2018 (январь-февраль) гг., тонн.
Диаграмма 29. Динамика экспорта малины из России в 2014-2018 (январь-февраль) гг., млн. долл.
Диаграмма 30. Структура экспорта малины по регионам потребления (страны СНГ и дальнего зарубежья) в 2014-2018 (январь-февраль) гг. в стоимостном выражении, %
Диаграмма 31. Структура экспорта малины из России в стоимостном выражении в 2017 г., по странам, %
Диаграмма 32. Структура экспорта малины из России в стоимостном выражении в 2014-2018(январь-февраль) гг., по странам, %
Диаграмма 33. Экспорт малины, динамика средних цен на экспортную продукцию в 2014-2018 (январь-февраль) гг., долл./кг
Диаграмма 34. Внешнеторговый баланс на рынке малины в России, 2014-2018 (январь-февраль) гг., тыс. тонн
Диаграмма 35. Динамика средних цен производителей для зарубежного рынка на рынке малины в 2014-2018 (январь-февраль) гг., руб./кг.
Диаграмма 36. Корреляция цен на рынке малины в 2014-2018 (январь-февраль) гг., руб./кг.
Таблица 1. Динамика валового сбора малины в России, по федеральным округам, 2014-2017 гг., тыс. тонн.
Таблица 2. Динамика валового сбора малины в России, по регионам, 2014-2017 гг., тыс. тонн.
Таблица 3. Динамика посевных площадей малины в России, по федеральным округам, 2014-2017 гг., тыс. га.
Таблица 4. Динамика посевных площадей малины в России, по регионам, 2014-2017 гг., тыс. га.
Таблица 5. Динамика урожайности малины в России, по регионам, 2014-2017 гг., ц/га.
Таблица 6. Импорт малины в Россию в 2014-2018 (январь-февраль) гг., по странам-поставщикам, тыс. тонн
Таблица 7. Импорт малины по федеральным округам в разрезе стран-поставщиков в натуральном выражении, 2017 г., тонн
Таблица 8. Импорт малины по регионам РФ в разрезе стран-поставщиков в натуральном выражении, 2017 г., тонн
Таблица 9. Импорт малины в Россию в стоимостном выражении в 2014-2018 (январь-февраль) гг., по странам, млн. долл.
Таблица 10. Импорт малины по федеральным округам в разрезе стран-поставщиков в стоимостном выражении, 2017 г., тыс. долл.
Таблица 11. Импорт малины по регионам РФ в разрезе стран-поставщиков в стоимостном выражении, 2017 г., тыс. долл.
Таблица 12. Импорт малины, динамика цен на импортную продукцию в 2014-2018 (январь-февраль) гг., по странам, долл./кг
Таблица 13. Экспорт малины из России в 2014-2018 (январь-февраль) гг., по странам-потребителям, тыс. тонн
Таблица 14. Экспорт малины по федеральным округам в разрезе стран-потребителей в натуральном выражении, 2017 г., тонн
Таблица 15. Экспорт малины по регионам РФ в разрезе стран-потребителей в натуральном выражении, 2017 г., тонн
Таблица 16. Экспорт малины из России в стоимостном выражении в 2014-2018(январь-февраль) гг., по странам, млн. долл.
Таблица 17. Экспорт малины по федеральным округам в разрезе стран-потребителей в стоимостном выражении, 2017 г., тыс. долл.
Таблица 18. Экспорт малины по регионам РФ в разрезе стран-потребителей в стоимостном выражении, 2017 г., тыс. долл.
Таблица 19. Экспорт малины, динамика цен на экспортную продукцию в 2014-2018 (январь-февраль) гг., по странам, долл./кг
Таблица 20. Основные зарубежные предприятия-поставщики малины на российский рынок, 2017 год, тонн, тыс. долл.
Таблица 21. Основные российские предприятия-импортеры малины, 2017 год, тонн, тыс. долл.
Таблица 22. Основные российские предприятия-экспортеры малины на зарубежный рынок, 2017 год, тонн, тыс. долл.
Таблица 23. Основные зарубежные предприятия-покупатели малины, 2017 год, тонн, тыс. долл.
Кубанский предприниматель обзавёлся самой большой в стране плантацией сладкой ягоды.
Индивидуальный предприниматель Владимир Таболин несколько лет калибровал крупноплодный подсолнечник и снабжал им фирмы, которые занимаются жаркой и фасовкой семечки. А три года назад загорелся идеей выращивать малину, что больше соответствует полученной им в вузе специальности агронома. Продал свой прежний бизнес, а вырученные деньги вложил в новое дело.
Почему именно в малину? Да потому, что краснодарские коллеги свели его с польскими фермерами, которые достигли больших успехов в ягодном бизнесе. Захотелось повторить их успех на кубанской земле.
Ресурсоёмкий урожай
На подъезде к полю мы с председателем АККОР Белоглинского района Сергеем Литвиновым оставили на асфальте машины и добирались до малиновой плантации на внедорожнике Владимира Таболина. Накануне пролил очередной желанный сентябрьский дождь, и грунтовка в отдельных местах слегка «плыла». Малиновое поле, разлинованное ровными рядами кустов, поразило своими размерами, устремляясь к горизонту и чем-то напоминая наши южные плантации промышленных виноградников. Масштаб читался и в просторных междурядьях (3,5 метра), рассчитанных на проход тракторов типа «Беларус» с почвообрабатывающим оборудованием и опрыскивателем, а также для передвижения прицепного американского комбайна «Корван 930».
Словом, это вам не наши крохотные деревенские малинники в углу сада.
Верхушки кустов венчали подраскисшие, а кое-где уже и подсохшие переспелые ягоды. На ветках пониже красовались аппетитные гроздья созревшего урожая, а рядом — белые соцветья урожая будущего. Чувствовалось: пик сезона уже миновал, не всё выращенное удалось убрать, но сезон сбора ягод предстоит ещё долгий.
По случаю дождя уборка была остановлена. На плантации ни души, если не считать охранника и собаки. В холодильниках, где обычно хранится запас собранных ягод для приезжих оптовиков, пусто, за исключением залежавшихся нескольких лотков с малиной второго сорта.
– Дождь поливал два дня, на плантацию не можем зайти, – объяснил Владимир Анатольевич.
По его словам, в знойные недели августа, когда был пик массового сбора ягоды, на поле приезжали больше 200 сборщиков, за день собирали до трёх тонн, но всё равно не могли угнаться за жарой, которая стремительно ускоряла процесс созревания. Впрочем, несмотря на эти потери предпринимателю уже удалось в нынешнем сезоне собрать и реализовать около 100 тонн малины, что покрыло понесённые в этом году затраты и даже позволило получить плюсовую рентабельность. Но до окупаемости всего проекта, конечно, пока далеко, считает Таболин.
Для Польши весна, а для Кубани – осень
Владимир Таболин говорит, что после семечек сперва хотел стать обычным растениеводом. У него было 165 га земли.
– Для выращивания зерновых такой площади маловато. Возникла дилемма: либо набирать земли дополнительно, а значит, ссориться с соседями (земля давно распределена), либо на полях, что есть, организовать ресурсоёмкое производство. Я выбрал второе, – рассказывает Владимир Анатольевич. – Годы мои немолодые, сейчас мне уже 52, решил, что времени мало. Поэтому начинать с маленькой плантации не стал. Замахнулся сразу на 20 га. Столько, по моим сведениям, сегодня нет ни у одного другого предпринимателя в России.
На 20 га потребовалось 200 тыс. саженцев. Их Таболин закупил в известном польском питомнике по цене 35 рублей за штуку. Два сорта ремонтантной малины польской селекции — Поляна и Полка. Весной позапрошлого года скоропортящийся груз ценой 7 000 000 рублей доставили из соседней страны в Успенскую.
– Мы высадили вручную эти саженцы как положено — через 27 сантиметров, а принялся из них только каждый двадцатый. До сих пор точно не знаю, какую именно промашку я допустил, – теряется в догадках предприниматель.
В том, что саженцы были полноценными, но погибли из-за нарушений технологии при посадке, Таболин не сомневается. Версий у него несколько. Во-первых, говорит он, корни саженцев могли погибнуть перед посадкой, если пролежали сухими больше 20 минут. Их не случайно называют скоропортящимся товаром, перевозят в рефрижераторах с высокой влажностью. После выгрузки их нужно либо разместить в сыром помещении, либо сразу же прикопать. Такой возможности у предпринимателя тогда не было.
Во-вторых, землю к посадке нужно долго и тщательно готовить — гербицидный пар, глубокая вспашка, чизелевание с целью ликвидации плужной подошвы. Этого тоже в полной мере сделать не удалось, признаёт Таболин. Наконец, жёсткая южная весна с нашими высокими температурами тоже могла стать причиной. Ведь малина считается растением мягкого лета.
– Я посадил малину весной, как это делают и в Польше. Осенью они не сажают, потому что зимой неокрепшие саженцы там могут вымерзти. Но наши-то зимы заметно мягче польских, – размышляет Владимир Анатольевич.
Надо отдать должное: поляки вошли в аховое положение русского предпринимателя и осенью того же года отгрузили ему 100 тыс. саженцев, уже не требуя за них платы. К этому времени он успел пересадить выжившие кусты в одну клетку, а остальную часть поля – как следует подготовить к приёму новосёлов. И на сей раз они хорошо прижились и уже в прошлом году порадовали неплохим для первогодков урожаем.
Два урожая меньше, чем один
Как уже было сказано, Владимир Таболин выращивает ремонтантную малину, то есть способную давать два урожая в сезон — сначала от старых, прошлогодних, затем от молодых, однолетних побегов. Но предприниматель собирает ягоды только с однолетних кустов, что, согласно, рекомендациям науки и передовой практики гарантирует больший вал. Получается, что вес одного урожая превышает вес двух. Начав плодоносить в конце июня, молодые кусты радуют ягодами до устойчивых морозов. В наших широтах это может продлиться аж до декабря, что в практике Владимира Анатольевича уже случалось.
– Конечно, ягода даже при лёгких заморозках раскисает, но соцветья запросто переносят зазимки до минус трёх и продолжают формировать урожай, – уточняет предприниматель.
В небольших садах побеги отплодоносившей малины, как известно, обрезают перед наступлением зимы вручную. На 20 га такая процедура была бы чересчур трудоёмка. Поэтому после завершения уборки Таболин просто скашивает кусты, как косят в сельхозпредприятиях силосную кукурузу.
Словом, на этой малиновой плантации всё, начиная от капельного орошения и культивации и заканчивая уборкой и обрезкой, заточено на устранение ручного труда. Почему же в таком случае здесь так много разговоров о сборщиках ягод? Оказывается, комбайну «Корван 930», за который Владимир Таболин отвалил четыре миллиона рублей, наш южный урожай оказался не по зубам.
– Не в том смысле, что этот урожай велик, – уточняет предприниматель. – Наша ягода слишком крепко держится на цветоложе и не стряхивается при машинной уборке. Поскольку в Польше эти же сорта малины успешно убирает такой же комбайн, вывод один: всё дело в особенностях нашего жаркого лета.
Мы посмотрели на прицепной комбайн, стоявший на приколе. Гибкие штыри, укреплённые на двух соседних осях, не просто смыкались, а заходили друг под друга, не оставляя оказавшемуся между ними стеблю шансов уклониться от трёпки. Скорость движения уборочного агрегата, конечно, невелика — всего 1,5 км/ч, но даже такой черепаший ход позволил бы, по оценке Таболина, заменить как минимум сотню сборщиков. А чтобы отказаться от них полностью, на 20 га нужно два комбайна. Впрочем, теперь вопрос о покупке второго уже не стоит. Прикольный куда бы пристроить.
К слову, с подобными проблемами сталкиваются многие наши аграрии. Купили дорогую импортную технику, которая прекрасно работает на чужой земле, а в наших почвенно-климатических условиях с ней одна морока.
Комбайновый прокол довольно дорого обходится садоводу. Сборщиков приходится доставлять на плантацию своими автобусами. За каждый килограмм ягод платить им 40 рублей. Держать контролёров, приёмщиков, которые следят за качеством уборки, за первичной сортировкой ягод, взвешивают урожай каждого привлечённого работника.
Привлекательные расценки позволяют приглашать на малиновое поле даже профессиональных сборщиков из ближайших городов, говорит предприниматель. Они приезжают на собственном автобусе и умудряются выставить на весы по 50 кг ягоды в день на каждого. Но большинство всё же — это жители окрестных сёл, среди которых немало подростков, за которыми глаз да глаз нужен. И убирают они в разы меньше.
В сети – со своей упаковкой
Владимир Таболин рассказывает, что прошлогодний сезон был для него глубоко убыточным.
– Реализовал лишь около 15 тонн ягод, а остальное просто раздаривал — тоннами, – вспоминает он. – Надёжных рынков сбыта не было.
Поэтому в нынешнем сезоне главная задача садовода — сформировать пул покупателей. Проще всего удалось наладить связи с перекупщиками. Они развозят малиновые лукошки с фермерского поля по рынкам Черноморского побережья, Краснодара, Ростова и других городов. Но эти покупатели не вполне устраивают Таболина — низкие цены, отсутствие стабильного спроса. Куда интереснее пробиться на полки торговых сетей.
– На этих полках до недавних пор была представлена голландская и мексиканская малина, – делится наблюдениями Владимир Анатольевич. – И ценники на упаковке весом 125 граммов достигали 400 рублей. Это значит, что за килограмм покупатель платит больше трёх тысяч! А я был бы счастлив продавать свою малину по 200 рублей за кило вкруговую.
Вкруговую — значит за первый и второй сорт вместе взятые. На полку в сети идёт только первый сорт — стандартные спелые ягоды в упаковке по 125 или 250 граммов. Таболин показал нам пластмассовые коробочки, с которыми протоптал дорожки к нескольким известным на юге торговым сетям. Говорит, что килограмм высококачественной малины ему удаётся реализовать в такой таре по 400 рублей. Это его вполне устраивает. Не устраивают только серьёзные задержки с оплатой поставленного продукта. Так что процесс наладки связей продолжается.
Сложнее перспективы с ягодами второго сорта — нестандартными, переспевшими, с белыми пятнами солнечных ожогов. Они годятся только в переработку. Цена на них, разумеется, заметно ниже.
– В нынешнем году нам удалось заметно сократить долю второсортной малины, – замечает Владимир Таболин. – В прошлом сезоне она у нас преобладала. А теперь её не больше, чем первого сорта. Но всё равно пока много.
Поиски переработчиков довели Таболина до Москвы, где одна из крупных фирм заказала его малину для производства соков. Цена за килограмм немногим больше 100 рублей. Она позволит вывести второй сорт на нулевой уровень рентабельности, подсчитал Владимир Анатольевич. А за счёт первого сорта получать прибыль. В нынешнем сезоне этот расчёт уже оправдался.
Плюсы долгого лета
Стоило ли городить огород с малиной в наших южных землях, где этой ягоде, как мы убедились, не совсем комфортно?
– Стоило, – убеждён Владимир Таболин. – У нас есть важное преимущество для этого растения — долгое лето. Продолжительный солнечный, тёплый период позволяет продлить время плодоношения и получать урожайность выше, чем в средних широтах.
Уже в нынешнем сезоне предприниматель надеется приблизиться к сбору ягод как у поляков, а в следующем превзойти его. А вот по качеству урожая результаты пока не столь успешны.
– Чтобы избавиться от солнечных ожогов, от высыхания ягод, нужно накрывать плантацию солнцезащитной плёнкой, – знает рецепт Владимир Анатольевич. – Я изучил этот вопрос.
Потребуются опоры выше трёх метров, чтобы техника под плёнкой свободно передвигалась. Общие затраты составят по миллиону рублей на гектар. Возможно, после установки плёночной защиты ягода перестанет иссушаться, и мы приступим к комбайновой уборке.
Владимир Таболин пока не готов сказать, когда приступит к реализации этого плана. Сумма в 20 млн рублей для него – большие деньги. Когда он заработает их на своей малине?
– У нас в крае есть программы господдержки виноградарства, садоводства. Но я ни к тем, ни к другим не отношусь, – констатирует предприниматель. – Я ягодник. А программы поддержки этой подотрасли пока нет. Хотя она нужна. Мы можем вытеснить с полок многие импортные ягоды.
Опубликовано в журнале «Деловой Крестьянин»
ст-ца Успенская, Белоглинский р-н, Краснодарский край
Фото Владимира Карпова