Рассказы для детей про ежевику
Эльфы и ежевика
Серафима начала мыть только что принесенные ягоды ежевики. На дворе был конец июля, и для местной ежевики было очень рано, но корзиночка, которую она принесла, была заполнена крупными спелыми ягодами. Вдруг вторая ягодка, которую она положила на тарелку, перевернулась и превратилась в маленького изящного эльфа в золотисто-зеленой блестящей тунике, который тоненько запищал: «Осторожнее! Они живые!» и уселся на дальний край раковины.
— Что произошло? – спросила Серафима, — Кто живой?
И эльф начал свой рассказ.
Мы – португальские эльфы. Ежегодно, когда толпы туристов съезжаются в наши края, мы улетаем в Ирландию, а если слишком ветрено, то в Бретань. В пути мы придерживаемся морского берега, опираясь в полете на розу ветров с южной стрелой. Людные места мы облетаем, стараясь придерживаться виноградников и участков леса, которые в это время весьма безлюдны. В стайке нас летит около полусотни – так легче следить за людьми, птицами и бродячими собаками, которые досаждают, если вовремя не улететь. Но лучше всего найти заброшенный лесной летний домик – там комфортно, тепло и совершенно безопасно. Тогда можно остановиться на два-три дня.
В тот день мы из-за ветра сделали огромный крюк и залетели в дремучий лес, в котором никогда не были. Здесь стоял одинокий, явно заброшенный дом, в котором была открыта форточка. Мы влетели и осмотрелись. Несмотря на запущенный вид в домике стоял холодильник, в котором мы нашли пакетики сливок. Это было чудесно. Мы решили остаться.
Молодежь, отдохнув, так разыгралась, что дом ходил ходуном. И в этот момент вернулась хозяйка – пожилая дама, которая собирала раннюю зеленую ежевику. Она подслеповато огляделась, поставила корзиночку на столик у окна, достала волшебную палочку и начала бормотать заклинания, в результате которых зеленые ягоды прямо на глазах увеличивались и чернели. Мы, подумав, что она плохо видит, начали летать вокруг нее, обмениваясь репликами. Дама и вправду видела не очень хорошо, она подумала, что расщебетались птицы за окном, поэтому сказала: «Какие сегодня птички веселые». Открыла окно, огляделась. Заподозрив в ней доброту, мы стали щебетать еще громче, и, расшалившись, уже задевали вещи. В конце концов, корзинка упала на пол, от чего ягоды рассыпались.
Дама пришла в замешательство, затем решила, что в доме кто-то есть и со словами «Кто бы вы ни были» взяла волшебную палочку. От первого взмаха корзинка поднялась на стол, от второго – все ягоды с пола прыгнули в корзинку, а от третьего все эльфы кроме трех превратились в спелые ягоды и смешались с ними в корзинке.
— Вас я оставлю для развлечения, а остальных съем, — сказала колдунья – А теперь пора вздремнуть, уж больно меня утомил сбор ягод.
Чтобы маленькие безобразники не мешали ей спать, она установила на столике бонсай и подклеила к нему этих эльфов. А чтобы видеть маленьких подклеенных эльфов, на дереве между ними она сделала большие белые цветы, напоминающие раскрывшиеся пионы, на фоне которых эльфы в одежде золотого и зеленого цвета были особенно заметны. После чего она легла и заснула.
По воле случая среди оставшихся эльфов оказался Эльф Цветов. Его обычным делом было выращивать цветы в самых необычных местах для развлечения детей. У него эти цветы получались пастельных нежных оттенков, с очень тонкими лепестками и очаровательным ароматом. Часто его приглашали на свадьбы для придания романтичности интерьеру, где он выращивал цветы прямо из стен. Сегодня он понял, что ошибаться нельзя, надо под собой и каждым из друзей вырастить махровые тюльпаны, растущие непосредственно из дерева. В результате все оказались приклеенными не к дереву, а к махровым лепесткам, оторваться от которых было уже не так сложно.
Радость была столь велика, что троица сразу расщебеталась так, что разбудила волшебницу – она начала поворачиваться на диване с очевидным намерением встать. Медлить было нельзя – эльфы дружно взялись за корзину с ягодами и вылетели в окно.
Они настолько испугались, что ни направление, ни скорость не выбирали, и пришли в себя только в далеких краях, когда обессилено махали крылышками где-то над проселочной дорогой. Здесь они опустились. В это время по дороге в сторону базара шел старый грек. Увидев корзину со спелой ежевикой, он подпрыгнул от радости и поднял ее. Сделав несколько шагов, грек задумался, а не продать ли ягоды, чтобы купить что-нибудь внучке.
По той же дороге с базара шла Серафима, слегка огорченная тем, что на десерт ничего интересного не купила. Грек предложил, а Серафима с радостью купила роскошную ежевику. Теперь, когда Серафима начала мыть ягоды, начались чудеса.
Некоторые из мокрых ягод начали превращаться в веселых эльфов. Они радостно защебетали, развеселив Серафиму. Ей показалось, что некоторые ягоды не превратились, потому, что она их недостаточно хорошо моет. Неужели там более сильное колдовство? Эльфы отрицательно закивали головами – это и были ягоды.
Серафима спросила, чем они занимаются, когда не спасаются от колдунов.
— Наше дело – резвиться и безобразничать. У хозяйки есть желания?
— Да, хотелось бы поплавать.
— Нет проблем, – и Серафима уже плавает посередине помещения, только стены раздвинулись метров на пять, освободив место для бассейна.
А эльфы продолжали с ней щебетать, рассказывая о своих приключениях, потом собрались в стайку, поблагодарили ее и улетели.
А на следующий день бассейн медленно превратился в пол, и все стены встали на место.
Конспект НОД «Ежевика»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Данная публикация имеет практическую значимость для воспитателей и родителей в том, что он поможет помочь рассказать детям о лекарственных растениях: что понимать под термином «лекарственные растения», какие растения относятся к лекарственным, как их можно использовать. Материал этой публикации может использоваться педагогами ДОУ и школ на экскурсиях по ознакомлению детей с природой родного края.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с природой.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: мультимедийные слайды, картинки с изображением лекарственных растений, сухие лекарственные растения и саше с растениями, ягоды ежевики, цветные карандаши, заготовленные листы бумаги (разделенные на четыре части: недорисованный цветок – силуэтный рисунок маленькой ягоды – ягоды большего размера – такой же ягоды, картинки с пиктограммами сбора лекарственных растений.
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах.
Создание мотивационного поля.
Здравствуйте! – мы скажем педагогам
Здравствуйте! – услышим мы в ответ
И, наверное, не пойдем в аптеку
И здоровыми мы будем много лет!
-Ребята, сегодня я получила видео послание, давайте его откроем и посмотрим, что же в нём.
(Педагог включает мультимедийную презентацию с видео рядом нескольких лекарственных растений).
— Ребята, смотрите, это дети из детского сада г. Новосибирск просят нас о помощи, говорят, что в се они заболели и у них закончились растения, которыми они лечились.
— Давайте посмотрим, какими же растениями они лечились? А вам знакомы эти растения? Как их назвать одним словом?
Игра «Опиши растение» (по схеме).
— Давайте опишем эти растения и расскажем о них подробнее.
Рассказы детей с помощью предложенных иллюстраций и засушенных растений (дети составляют рассказ по подгруппам).
Воспитатель предлагает схему описания:
6. Лекарственные свойства.
-Ребята, а я хочу вас познакомить ещё с одним лекарственным растением, может вы сами его назовёте?
Открытие новых знаний.
Послушайте внимательно загадки и постарайтесь их отгадать.
1.На колючих стеблях длинных,
Зреет черная малина.
Хоть вкусна, но очень дика,
И зовется … (ежевика).
2.Не трава она, не вика
Не трава она, не вика,
Ёжик тоже ей не брат.
Мы за вкус и аромат
— Правильно, это ежевика! Скажите какую ягоду нам напоминает ежевика? В чем различие? (ответы детей).
Сегодня мы познакомимся с близкой родственницей малины – ежевикой. Посмотрите на ветви ежевики. Похожа она на малину? Чем? (Ответы детей). А вот ягоды малины и ежевики, когда они спелые, отличаются. Чем? (ответы детей). Спелые ягоды ежевики черного цвета, в отличие от красных ягод малины. Поначалу ягоды ежевики зеленые, потом красные, ну а как окончательно созреют – черные.
Так же, как и малина, ежевика любит расти вблизи воды. И если воды много, да еще и солнышко ярко светит, то даст ежевика плоды крупные, сочные и сладкие. А если вам встретится куст ежевики с мелкими, сухими и кислыми ягодами, какой вывод вы сделаете? Где рос этот куст? Чего ему не хватило? (Ответы детей).
Очень часто ежевику можно встретить на склонах гор. Дачники используют ежевику в качестве живого забора. Сажают ее вокруг своего участка, и, вырастая получают двойную выгоду: и забор колючий и ягоды вкусные.
Вкус у ежевики превосходный. Как вы понимаете это слово? (Ответы детей). Превосходный – значит лучший, тот, который превосходит другие, лучше их. Давайте сами в этом убедимся. Попробуйте эти сочные, ароматные ягоды. (Дети едят ежевику).
Понравился ли вам вкус ежевики? (Ответы детей). А давайте заварим ягоды ежевики.
Заваривание лекарственных растений.
(Дети насыпают чайными ложками растение в бокалы, добавляют ягоды, воспитатель заливает кипятком, накрывают блюдцем.
— Пока травы завариваются, давайте вспомним правила сбора ягодных растений:
(Детям предлагаются картинки с пиктограммами сбора ягодных растений, которые дети сами придумали ранее. Дети берут по одной пиктограмме и называют одно из правил.)
1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги, ж/д магистралей. Почему, как вы думаете?
4. Сушить растения нужно в тени, под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи, а не на солнце.
5. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?
6. Нельзя пробовать растения на вкус
7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно
8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки. (Дети выходят, выставляют карточки, говорят правило и остаются стоять.)
— Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
А ведь ежевика не только вкусная, но и полезная. В ягодах много витаминов. А зачем человеку витамины? (Ответы детей). Что бы быть здоровыми, чтобы помочь организму побороть болезни. Кроме того, ежевика – лекарственное растение, которое лечит от многих болезней.
Еще из ежевики делают разные вкусные сладости: конфеты, мармелад, джем. В старину из сушеных ягод люди умели получать фиолетовую краску и окрашивали ею бумагу и ткани.
И не только люди оценили ежевику. Ее очень любят птицы. Любят и звери, но полакомиться им ежевикой не так-то просто. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Ежевика вооружена множеством шипов. Этим пользуются малые птахи – вьют гнезда в густых колючих кустах. Тут им и надежная защита от врагов, и вкусное лакомство. А какое еще крымское растение так же используют птицы? (Ответы детей). Шиповник, боярышник.
Вырастить ежевику несложно. Можно семена в землю посадить, а можно и вовсе пригнуть веточку так, чтобы она земли касалась и оставить. В скором времени эта веточка пустит корешки.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как ежонок и ежиха
Только медвежонок спит- (головку на стол)
Просыпаться не спешит.
Но откуда же появилась название «ежевика» или «ожина». Если верить легенде, дело было так:
«Шли как-то через дремучий лес путники. Шли день, два, пять, неделю, а лесу конца и края не видать. Обессилили люди, оголодали, отчаялись. Ну, хоть ложись и помирай. Вдруг, откуда ни возьмись, птица какая-то налетела, порхает над людскими головами и четко так уговаривает: «Выживи-ка! Выживи-ка!».
Осердились на нее голодные, раздраженные люди, бросились ловить ее, да и ввалились все в колючий куст. Начали выкарабкиваться – заметили на нем темные ягоды и, попробовав, съели. Окрепли, воспрянули духом, подумали хорошенько и нашли выход из леса. Вот с тех пор и называют эту ягоду не только ежевикой, но и выживикой».
— Скажите, а можем ли мы посоветовать нашим северным друзьям использовать ежевику в лечебных целях?
Самостоятельное применение нового знания на практике.
А сейчас возьмите в руки простой карандаш и подвиньте к себе листы бумаги. На них нарисовано как появляются у ежевики ягоды. Сначала распускаются на кустах цветы. Дорисуйте цветку лепестки. Цветки у ежевики пятилепестковые, слегка розоватые. Сколько лепестков вы нарисуете? Каким цветом раскрасите? (Ответы детей). Пройдет время, облетят лепестки и появятся на их месте маленькие ягоды. Какого цвета? (Ответы детей). Зеленого. Ярко светит летнее солнышко и вот уже ягоды стали … какого цвета? (Ответы детей). Вот, наконец, созрела ежевика. Каким цветом раскрасите спелые ягоды? (Ответы детей). Черным. (Работа детей).
— Ребята, как вы думаете, помогли ли мы нашим друзьям?
— О каком лекарственном растении мы сегодня узнали? Как используют плоды ежевики?
— Наш чай уже заварился. Пойдемте вдохнем его аромат и попробуем на вкус.
Столик, столик отзовись,
Что там прячешь, покажи! (под салфеткой чашки с чаем)
Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему «Ежевика».
Рамиля Демко
Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему «Ежевика».
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: мультимедийные слайды, картинки с изображением лекарственных растений, сухие лекарственные растения и саше с растениями, ягоды ежевики, цветные карандаши, заготовленные листы бумаги (разделенные на четыре части: недорисованный цветок – силуэтный рисунок маленькой ягоды – ягоды большего размера – такой же ягоды, картинки с пиктограммами сбора лекарственных растений.
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах.
1. познакомить детей с ежевикой, научить изображать на бумаге последовательность созревания ягод, развивать мышление;
2. развивать речевой слух, развивать общие речевые навыки, активизировать словарь (ежевика, превосходный, ожина, выживика);
3. воспитывать интерес к растительному миру, природе родного края.
Создание мотивационного поля.
Здравствуйте! – мы скажем педагогам
Здравствуйте! – услышим мы в ответ
И, наверное, не пойдем в аптеку
И здоровыми мы будем много лет!
-Ребята, сегодня я получила видео послание, давайте его откроем и посмотрим, что же в нём.
(Педагог включает мультимедийную презентацию с видео рядом нескольких лекарственных растений).
— Ребята, смотрите, это дети из детского сада г. Новосибирск просят нас о помощи, говорят, что все они заболели и у них закончились растения, которыми они лечились.
Актуализация знаний.
— Давайте посмотрим, какими же растениями они лечились? А вам знакомы эти растения? Как их назвать одним словом?
Игра «Опиши растение» (по схеме).
— Давайте опишем эти растения и расскажем о них подробнее.
Рассказы детей с помощью предложенных иллюстраций и засушенных растений (дети составляют рассказ по подгруппам).
Воспитатель предлагает схему описания:
6. Лекарственные свойства.
-Ребята, а я хочу вас познакомить ещё с одним лекарственным растением, может вы сами его назовёте?
Открытие новых знаний.
Послушайте внимательно загадки и постарайтесь их отгадать.
1. На колючих стеблях длинных,
Зреет черная малина.
Хоть вкусна, но очень дика,
И зовется … (ежевика).
2. Не трава она, не вика
Не трава она, не вика,
Ёжик тоже ей не брат.
Мы за вкус и аромат
— Правильно, это ежевика! Скажите какую ягоду нам напоминает ежевика? В чем различие? (ответы детей).
Сегодня мы познакомимся с близкой родственницей малины – ежевикой. Посмотрите на ветви ежевики. Похожа она на малину? Чем? (Ответы детей). А вот ягоды малины и ежевики, когда они спелые, отличаются. Чем? (ответы детей). Спелые ягоды ежевики черного цвета, в отличие от красных ягод малины. Поначалу ягоды ежевики зеленые, потом красные, ну а как окончательно созреют – черные.
Так же, как и малина, ежевика любит расти вблизи воды. И если воды много, да еще и солнышко ярко светит, то даст ежевика плоды крупные, сочные и сладкие. А если вам встретится куст ежевики с мелкими, сухими и кислыми ягодами, какой вывод вы сделаете? Где рос этот куст? Чего ему не хватило? (Ответы детей).
Очень часто ежевику можно встретить на склонах гор. Дачники используют ежевику в качестве живого забора. Сажают ее вокруг своего участка, и, вырастая получают двойную выгоду: и забор колючий и ягоды вкусные.
Вкус у ежевики превосходный. Как вы понимаете это слово? (Ответы детей). Превосходный – значит лучший, тот, который превосходит другие, лучше их. Давайте сами в этом убедимся. Попробуйте эти сочные, ароматные ягоды. (Дети едят ежевику).
Понравился ли вам вкус ежевики? (Ответы детей). А давайте заварим ягоды ежевики.
Заваривание лекарственных растений.
(Дети насыпают чайными ложками растение в бокалы, добавляют ягоды, воспитатель заливает кипятком, накрывают блюдцем.
— Пока травы завариваются, давайте вспомним правила сбора ягодных растений:
(Детям предлагаются картинки с пиктограммами сбора ягодных растений, которые дети сами придумали ранее. Дети берут по одной пиктограмме и называют одно из правил.)
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги, ж/д магистралей. Почему, как вы думаете?
4. Сушить растения нужно в тени, под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи, а не на солнце.
5. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?
6. Нельзя пробовать растения на вкус
7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно
8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки. (Дети выходят, выставляют карточки, говорят правило и остаются стоять.)
— Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
А ведь ежевика не только вкусная, но и полезная. В ягодах много витаминов. А зачем человеку витамины? (Ответы детей). Что бы быть здоровыми, чтобы помочь организму побороть болезни. Кроме того, ежевика – лекарственное растение, которое лечит от многих болезней.
Еще из ежевики делают разные вкусные сладости: конфеты, мармелад, джем. В старину из сушеных ягод люди умели получать фиолетовую краску и окрашивали ею бумагу и ткани.
И не только люди оценили ежевику. Ее очень любят птицы. Любят и звери, но полакомиться им ежевикой не так-то просто. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Ежевика вооружена множеством шипов. Этим пользуются малые птахи – вьют гнезда в густых колючих кустах. Тут им и надежная защита от врагов, и вкусное лакомство. А какое еще крымское растение так же используют птицы? (Ответы детей). Шиповник, боярышник.
Вырастить ежевику несложно. Можно семена в землю посадить, а можно и вовсе пригнуть веточку так, чтобы она земли касалась и оставить. В скором времени эта веточка пустит корешки.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как ежонок и ежиха
Только медвежонок спит- (головку на стол)
Просыпаться не спешит.
Но откуда же появилась название «ежевика» или «ожина». Если верить легенде, дело было так:
«Шли как-то через дремучий лес путники. Шли день, два, пять, неделю, а лесу конца и края не видать. Обессилили люди, оголодали, отчаялись. Ну, хоть ложись и помирай. Вдруг, откуда ни возьмись, птица какая-то налетела, порхает над людскими головами и четко так уговаривает: «Выживи-ка! Выживи-ка!».
Осердились на нее голодные, раздраженные люди, бросились ловить ее, да и ввалились все в колючий куст. Начали выкарабкиваться – заметили на нем темные ягоды и, попробовав, съели. Окрепли, воспрянули духом, подумали хорошенько и нашли выход из леса. Вот с тех пор и называют эту ягоду не только ежевикой, но и выживикой».
— Скажите, а можем ли мы посоветовать нашим северным друзьям использовать ежевику в лечебных целях?
Самостоятельное применение нового знания на практике.
А сейчас возьмите в руки простой карандаш и подвиньте к себе листы бумаги. На них нарисовано как появляются у ежевики ягоды. Сначала распускаются на кустах цветы. Дорисуйте цветку лепестки. Цветки у ежевики пятилепестковые, слегка розоватые. Сколько лепестков вы нарисуете? Каким цветом раскрасите? (Ответы детей). Пройдет время, облетят лепестки и появятся на их месте маленькие ягоды. Какого цвета? (Ответы детей). Зеленого. Ярко светит летнее солнышко и вот уже ягоды стали … какого цвета? (Ответы детей). Вот, наконец, созрела ежевика. Каким цветом раскрасите спелые ягоды? (Ответы детей). Черным. (Работа детей).
— Ребята, как вы думаете, помогли ли мы нашим друзьям?
— О каком лекарственном растении мы сегодня узнали? Как используют плоды ежевики?
— Наш чай уже заварился. Пойдемте вдохнем его аромат и попробуем на вкус.
Столик, столик отзовись,
Что там прячешь, покажи! (под салфеткой чашки с чаем)
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного такого
Прикреплённые файлы:
«Весна». Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе. Цель: Обобщить представления детей о весне. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Вырабатывать.
Конспект занятия по ознакомлению с природой «Как хлеб на стол пришел» Каждый воспитатель обязательно проводит с детьми беседу о хлебе, о том, как его выращивают. Конечно же дети воспринимают лучше всего наглядный.
Конспект занятия по «Ознакомлению с природой» «Кто в лесу живет?» Организованная образовательная деятельность: Ознакомление с природой. Тема: «Кто живет в лесу?» Целевой ориентир: ребенок знает и называет.
Конспект занятия по ознакомлению с природой «Мир комнатных растений» Программное содержание: Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по.
Конспект занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в старшей группе «Куда исчезли цапли?» Задачи: 1. Учить устанавливать причинно – следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему.
Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе на тему: «Снеговик у нас в гостях» Цель: • Расширять представления детей о воде, снеге и льде. • Учить устанавливать элементарные связи в природе: снег в тепле тает и превращается.
Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «Что бывает осенью» Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе. Воспитатель: Теплоухова Е. В. Тема: «Что бывает осенью». Программные задачи:.
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Перелетные птицы» Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы» Цели: 1. Познакомить детей с понятиями:.
Растение ежевика
По берегам рек, близ пойменных водоемов, в оврагах часто встречается растение ежевика. Она одаряет нас вкусными плодами длительное время – с середины лета до глубокой осени. Ежевика зацветает во второй половине июня, а в июле уже спеют первые плоды.
Описание растения ежевика
Для растения ежевики характерны довольно длинные стелющиеся стебли, усаженные редкими шипами и покрытые сизоватым восковым налетом. Стебли иногда достигают длину до 4 м. На стеблях располагаются по одному сложные, тройчатые, листья. Среди них бывают и пятерные. Все они сверху зеленые, снизу бледно-сероватые. При основании листовых черешков сидят короткие узкие прилистники.
Ежевика – многолетнее растение
Ежевика – многолетнее растение, но каждый побег ее живет два года. Побеги вырастают из почек на подземном корневище. В первом году на побегах закладываются плодовые почки, а на втором году из них развиваются боковые веточки с цветками. После созревания плодов двухлетние побеги засыхают.
Цветки ежевики
Цветки ежевики довольно крупные. Чашечка – из пяти покрытых серым войлоком чашелистиков, венчик – из пяти белых лепестков. Тычинок и пестиков много.
Плоды ежевики
Плоды ежевики черные, с сизым восковым налетом. Из-за покрывающего стебли и плоды сизого налета эта ежевика и получила название сизой. Ягоды срывают, когда они достигают полной зрелости. Спелая ягода становится выпуклой и легко отделяется от плодоножки. Листья ежевики можно использовать для заварки вместо чая. Их сушат в тени. В ягодах ежевики содержится в большом количестве сахар, витамин С, пектиновые, дубильные и красящие вещества, а также органические кислоты и микроэлементы. Сушеные ягоды используют для приготовления настоев, и применяют как потогонное и противопростудное средство.
Вкусовые качества ежевики очень высоки. Ее приятно есть в свежем виде, она обладает душистым запахом, кисло-сладкая и сочная. Но еще вкусней ежевика в заготовках. Из ягод готовят варенье, сироп, желе, мармелад, пастилу, компоты, кисель. Ягоды можно сушить на солнце.
То, что в просторечии у ежевики называют ягодой, в действительности не ягода, а сборная костянка, состоящая из множества простых костянок. Насчитывается их от 20 до 26. Плоды богаты темно-фиолетовым соком, который окрашивает руки и губы тех, кто их собирает и ест.
Способ размножения ежевики
Очень своеобразен способ вегетативного размножения ежевики.
В конце лета на склоняющихся к земле безлистных верхушках зеленых побегов вокруг крупной верхушечной почки начинают отрастать и внедряться в почву придаточные корни. В сентябре, после выпадения дождей, укоренение верхушек побегов достигает значительного развития.
Любопытную картину представляет собой растение ежевики, у которого изогнутый дугой стебель начинается от корневища и заканчивается корнями.
Да, мало кто знает об этом интересном свойстве растения ежевики. Да и в книгах о нем пишут редко.