Разработка урока бабушка с малиной
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев «Бабушка с малиной»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по теме урока, итог урока (рефлексия), постановка дом.задания).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: В.П. Астафьев «Бабушка с малиной».
Цель урока: познакомиться с рассказом В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»; учиться выборочному чтению, способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.
метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, ориентироваться в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника.
предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрацию с текстом, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование навыка чтения: целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение.
Тип урока : изучение нового материала
Методы обучения: словестные (беседа), наглядные (работа с иллюстрацией)
Формы обучения: фронтальная.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» В.А. Лазарева (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»), мультимедиа.
— Здравствуйте ребята! Садитесь. Все готовы к уроку? ( Ответы детей. )
— С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?
-Теперь давай вспомним биографию писателя, вспомним значимые даты его жизни. Для этого поиграем в игру «Верно ли…».
Игра «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления) по биографическому материалу писателя с целью развития внимательности и закрепления пройденного материала.
— Давайте с вами вспомним, о чем писал Виктор Петрович? ( О войне, о мире, о детях, о природе)
— Вспомните, пожалуйста, с каким рассказом Астафьева вы уже познакомились во 2 классе? («Белогрудка»)
— А сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним рассказо Виктора Петровича Астафьева.
— Откроем с вами учебники на стр. 35. Прочитайте, пожалуйста, название рассказа, который мы сегодня с вами будем читать. ( Дети читают название рассказа. )
Чтение текста учителем.
— Ребята, я вам прочитаю рассказ «Бабушка с малиной», а вы внимательно слушайте и следите. ( Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя ).
Вопросы к первичному восприятию.
— Понравился ли вам рассказ? Чем именно он вам понравился? ( Ответы детей ).
— О чем этот рассказ? ( Ответы детей ).
— Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие? ( Ответы детей ).
— Кто главный герой этого рассказа? ( Сама бабушка ).
— Какой вы себе ее представляете?
2. Чтение текста учениками. Беседа по содержанию.
(Словарная работа ведется по ходу всего урока)
Работа над первой частью рассказа.
— Что мы узнали из первой? Где происходит действие? ( На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора )
— Как ведут себя пассажиры поезда? Кто эти пассажиры? Найдите в тексте ( Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка)
— Как понимаете значение слова гвалта? ( Ш ум, крик, гам, тревога, суматоха)
— Как автор называет бабушку? ( Старушонка )
— Сравните действия ребят и «старушонки». Что во время суеты делают молодые ребята и что делает бабушка? Найдите в тексте.
— И действительно, ловким и шустрым ребятишкам противопоставлена пожилая женщина, которой все уже дается с трудом, но она по-прежнему, как когда-то в молодости, старается всюду успеть, всех опередить.
— И здесь впервые автор дает описание внешности «бабки». Зачитайте и подумайте, с какой целью, в первую очередь, обращает внимание автор. ( Руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы…». Автор говорит не только о растерянности «бабки», но и о ее нелегкой жизни).
— Как повели себя пассажиры, когда бабушка вошла в вагон? ( Поспешно освободили место и п ритихли)
— Как повела себя сама бабушка? (Молча села, сорвала пустой туес с шеи и сердито запихнула его пяткой под скамейку)
-Как вы думаете, для чего автор ввел в рассказ описание старого, пустого, никому не нужного фонаря? Найдите описание фонаря в тексе. ( Повтор слова «пусто» усиливает мотив «одиночества среди людей», еще глубже показывает «бабкино горе»)
Работа над второй частью рассказа
— А ведь еще какой- то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается «бабушкино счастье»? Как она собирала эти ягоды? ( «…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину)
— Что мы узнаем о бабушке из ее рассказа «в минуты счастья»? ( «Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула песню)
— «А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки». Почему же так расстроилась бабка? Малину ли ей только жалко? ( Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете)
Работа над третьей частью рассказа
— Кто и как разгоняет «горе у бабки»? («Молодой рыбак в соломенной драной шляпе)
— Найдите значение слова подсачник в словаре.
— А что придумали рыбаки? Найдите доказательство в тексте.
— Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует? ( «Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!»)
— Как «урезонил» ее рыбак?
— Как понимаете значение слова «урезонил»?
— И вот туес доверху наполнен. Но почему же бабка опять плачет? ( От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей)
— Меняется ли образ бабушки с начала рассказа до его конца? Как?
— Как вы думаете, почему рассказ называется именно так, не лучше было бы назвать его «Бабушка без малины»? Чему учит этот рассказ? ( Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом)
Работа с иллюстрацией
— Ребята, откроем с вами учебник на стр. 40. Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент рассказа она отражает?
— Найдите строки, подходящие к иллюстрации в книге.
Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков. Постараться помочь человеку, попавшему в беду добрым словом или добрым делом.
— С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? О чем это произведение?
— Что нового узнали на уроке?
— Как оцениваете свою работу на уроке?
Выразительно прочитать текст, ответить на вопросы 1-6 учебника на стр. 41.
Урок внеклассного чтения «Не опоздать с добротой» по рассказу В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»
План-конспект урока
Тема урока: Не опоздать с добротой. (Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»)
Сегодня просто необходимо жить в мире и согласии – вот что внушает нам, живущим в XXI, несомненно, гуманный человек В.П.Астафьев.
Рассказы Виктора Петровича Астафьева учитывают возрастные и психологические особенности школьников младшего и среднего звена, находят живой отклик в детских сердцах.
Цели урока:
1) продолжить знакомить обучающихся с творчеством писателя, особенностями прозы В. П. Астафьева;
2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить замысел автора;
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;
2) развивать коммуникативные навыки и сценические умения обучающихся, их творческие способности.
помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественного произведения
подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, честность, долг, совесть .
И я даю себе слово: отныне помогать любому и
каждому сколько хватит сил. Не быть ленивым,
равнодушным, разделять судьбу каждого,
постигая и превозмогая страдание могучей
Вы не знали или забыли, что в каждом человеке, звере,
в каждой птице живет маленький теплый солнечный
зайчик. И если ко всякому живому существу
отнестись с добром (только не притворяться,
только по-настоящему!), то в нем этот солнечный
зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром,
потому что почувствует в себе солнышко и жизнь.
— Какие произведения В.П. Астафьева вам знакомы?
— Кто является героями рассказов Астафьева?
— Интересно было вам читать рассказы писателя?
Учитель обобщает ответы обучающихся
-О чем рассказ В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»?
Учитель: Произошло самое обыкновенное происшествие. Мастерство писателя состоит в том, чтобы в каждодневном, ничем не выделяющемся случае видеть необычное.
— Как описывает писатель состояние пассажиров? (Шумит, волнуется народ, гремит и трещит посуда – поезд стоит всего минуту)
— Кто из пассажиров особо привлекает внимание читателей? (бабка)
— Каким словом Астафьев называет героиню рассказа? (старушонка)
— Помогает ли это слово представить героиню? (Да, перед нами сухонькая, маленькая, юркая бабка, именно бабка, а не бабушка)
— Какие слова использует писатель, чтобы описать то, что случилось на перроне? (Авария. Да что там авария – трагедия!)
2. Работа со словарем
Трагедия – 1. Драматическое произведение, изображающее личную или общественную
2. потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.
— В каком значении использует писатель в рассказе это слово?
3. – Найдите в тексте и зачитайте, какими словами передает писатель состояние бабки после случившегося. (Бабка оцепенела, схватилась за сердце; потрясенно смотрела; сухие, сморщенные губы дрожали; руки тряслись)
Учитель: Всего несколько слов – и читатели воочию представляют весь трагизм случившегося. Но автор идет дальше, отмечает, что «бабка – старая крестьянка и ягодница». И вот уже мы вполне можем осознать и горе бабки, и ее конфуз (ведь от предложенной помощи героиня отказалась!)
4. – Давайте вернемся в вагон.
— Как повели себя пассажиры – ребята, ехавшие в этом вагоне?
(поспешно освободили место, притихли, хотя и не чувствовали вины – ведь предлагали же помощь)
— Какая деталь помогает читателям представить состояние бабки? (пустой фонарь с открытой дверцей)
5. – Какое средство выразительности использует автор? (антитезу: горе у бабки – а час назад была совершенно счастлива)
— Как это происходит?
— Зачитайте. ( В вагоне все разом оживилось, школьники засуетились, заговорили)
– Что теперь испытывает бабка? (Обняла посудину руками, пошмыгивая носом, повторяла,: «— Да милыя, да родимыя. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да касатики вы мои. »)
7. – Какую роль играет песня в рассказе?
— Когда хочется петь?
(Она органично вписывается в повествование, следует за ним, тонко реагирует на настроение пассажиров. Недаром рыбаки, узнав про горе бабки, смолкли.)
1. Учитель: Случаю столь незначительному, обыденному, автор придает большое значение, берет за основу сюжета. Почему?
Ответы детей: доброта, отзывчивость, чуткость уходят из жизни современного человека; ему некогда остановиться, присмотреться к окружающим людям – а вдруг им нужна моя помощь; если бы окружающие не помогли бы бабке, то не только она ехала бы с «пустотой» в душе, испорченным настроением, ведь и у ребят была тяжесть на сердце; нельзя, чтобы кому-то одному было плохо.
— Знакомо ли вам чувство, которое испытывает человек, оказавший помощь и поддержку другому?
(Радость, счастье, легкость, хочется петь. И у Астафьева в рассказе читаем: «Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подтянули ее»
Учитель: Что испытывает героиня рассказа?
(А бабка сидела, прижав к груди туес с ягодами, слушала дурашливую песню и с улыбкой покачивала головой:
— И придумают же! Придумают же, лешие! И что за востроязыкий народ пошёл. )
3. Работа с эпиграфами.
— Внимательно прочитайте слова С. Цвейга и Ирины Токмаковой.
— Как вы объясните значение слова сострадание, равнодушие?
— Можно ли их соотнести с содержанием рассказа?
— Чьи слова вам больше нравятся? Обоснуйте ответ.
— Запишите понравившееся высказывание в тетрадь.
— Почему так важно не опоздать с добротой?
Обобщение ответов детей
Творческая работа: сочинение-размышление «Почему так важно не опоздать с добротой?»
Конспект урока «Знакомство с произведением В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»»
Выполнила: Трушкина С. В.
Учебное пособие: В.В. Лазарева «Литературное чтение 4 класс, книга 1»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
познакомиться с рассказом В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»;
учиться выборочному чтению;
способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА
Содержание урока (план)
Этап 1. Проверка домашнего задания.
Этап 2. Вступительное слово учителя.
Анализ сюжета.
Этап 3. Первичное чтение рассказа.
Этап 4. Проверка первичного восприятия (эмоционально-оценочная беседа).
Этап 5. Вторичное чтение (видеосюжет)
Этап 6. Вывод (итог), домашнее задание.
Организационная структура урока
Этап 1. Проверка домашнего задания.
— Здравствуйте, ребята.
— На прошлом уроке вы прочитали рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка».
— Дома вы должны были написать отзыв к рассказу. Сейчас мы послушаем несколько человек.
Дети зачитывают свои отзывы и показывают картинки к ним (если есть)
Этап 2. Вступительное слово учителя. Анализ сюжета.
-Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством В.П.Астафьева.
На экране открыта презентация.
У читель читает биографию автора в учебнике, с.34.
— Кто помнит, какие произведения писал В.П. Астафьев.
Сегодня мы познакомимся еще с одним его произведением. И называется оно «Бабушка с малиной» (с.35)
— Как вы думаете по названию, о чем данное произведение?
— «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит война», «Последний поклон», «Слякотная осень», «Царь-рыба». «Ловля пескарей в Грузии», «Печальный детектив», «Так хочется жить», «Обертон», «Из тихого света», «Весёлый солдат», «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой »
— Это произведение о том, как бабушка собирала малину.
Этап 3. Первичное восприятие произведение.
— Сейчас мы с вами прочитаем данное произведение и узнаем, о чем же оно.
Я начинаю читать, а кто – то продолжит. Так что, следите внимательнее.
Учитель читает произведение, дети следят за чтением.
Этап 4. Проверка первичного восприятия (эмоционально-оценочная беседа)
— Ребята, а с вами случалась, когда либо, такая ситуация?
— Если нет, то, как бы вы поступили на месте рыбаков? А на месте детей?
— А как вы думаете, ребята правильно поступили, когда уступили место бабушке? А что вы делаете в общественном транспорте, когда заходит пожилой человек, а места нет?
— А что мы можем сказать о характере школьников, которые помогли бабушке?
— Понравился ли вам рассказ? Чем именно он вам понравился?
— О чем этот рассказ?
— Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие?
— Кто герои этого рассказа?
— Кто главный герой этого рассказа?
— Какой вы себе ее представляете?
— Так же, как и наши герои.
— Встаем и уступаем место
— Они добрые, отзывчивые, всегда готовы прийти на помощь.
— Да. Понравился тем, что в мире есть доброта.
— О доброте. О том, что дети и рыбаки помогли бабушке.
— Было грустно, когда бабушка рассыпала малину. Но было хорошо на душе, когда люди начали помогать ей.
— Бабушка, рыбаки, школьники.
— Доброй старушонкой, которая много повидала на своем пути.
Этап 5. Вторичное чтение (чтение по отрывкам)
— Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, а затем поговорим о наших героях. (4:37 мин.)
— Давайте разделим с вами рассказ на части.
Работа над первой частью рассказа.
— Где происходит действие?
— Как ведут себя пассажиры поезда? Кто эти пассажиры? Найдите в тексте
— Как понимаете значение слова гвалта?
— Как автор называет бабушку?
— Сравните действия ребят и «старушонки». Что во время суеты делают молодые ребята и что делает бабушка? Найдите в тексте.
— И действительно, ловким и шустрым ребятишкам противопоставлена пожилая женщина, которой все уже дается с трудом, но она по-прежнему, как когда-то в молодости, старается всюду успеть, всех опередить.
— «… и в это время случается авария. Да что там авария – трагедия!» Что же произошло? Для кого произошла трагедия? Обратите внимание на состояние бабушки.
— И здесь впервые автор дает описание внешности «бабки». Зачитайте и подумайте, с какой целью, в первую очередь, обращает внимание автор.
-Как вы думаете, для чего автор ввел в рассказ описание старого, пустого, никому не нужного фонаря? Найдите описание фонаря в тексе.
( Повтор слова «пусто» усиливает мотив «одиночества среди людей», еще глубже показывает «бабкино горе»)
Работа над второй частью рассказа
— А ведь еще какой- то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается «бабушкино счастье»? Как она собирала эти ягоды?
— Что мы узнаем о бабушке из ее рассказа «в минуты счастья»?
— «А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки». Почему же так расстроилась бабка? Малину ли ей только жалко?
Работа над третьей частью рассказа
— Кто и как разгоняет «горе у бабки»?)
— А что придумали рыбаки? Найдите доказательство в тексте.
— Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует?
— Как «урезонил» ее рыбак?
— И вот туес доверху наполнен. Но почему же бабка опять плачет?
— Меняется ли образ бабушки с начала рассказа до его конца? Как?
— Как вы думаете, почему рассказ называется именно так, не лучше было бы назвать его «Бабушка без малины»? Чему учит этот рассказ?
Дети смотрят видео
— 1 часть – до описания фонаря
2 часть – До рыбаков, которые решили помочь бабке
3 часть – до конца
— На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора
— Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка
— Ш ум, крик, гам, тревога, суматоха
Дети зачитывают отрывок из текста
Тамбор – закрытая площадка пассажирского железнодорожного вагона.
Туес – круглая коробка из бересты для хранения меда, ягод и др.
— «Руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы…». Автор говорит не только о растерянности «бабки», но и о ее нелегкой жизни»
— Дети зачитывают отрывок.
— «…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину
— «Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула песню.
— Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете.
— «Молодой рыбак в соломенной драной шляпе…»
— Дети читают отрывок из текста.
— « Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!»
— Он сказал, что «это твои внуки».Урезонить – убедить.
— От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей.
— Да, меняется. Сначала она была веселая, потом грустная.
— Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом.
Этап 6. Вывод (итог), домашнее задание.
Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков.
— С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? О чем это произведение?
— Домашним заданием у вас будет – прочитать рассказ «Бабушка с малиной»
(учитель записывает на доске)
— «Бабушка с малиной», В.П. Астафьев, о бабушке, которая уронила малину, а люди ей помогли.
Дети записывают домашнее задание.
Номер материала: ДБ-463013
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по литературному чтению «Доброта. В. П. Астафьев «Бабушка с малиной»», 4 класс
Урок литературного чтения в 4 классе
Учитель: Попова Надежда Анатольевна
Тема: Доброта. В. П. Астафьев «Бабушка с малиной»
Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «доброта» при работе с художественным текстом.
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Подробно пересказывать небольшие тексты.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Применяемые технологии: технология развития критического мышления.
-Добрый день. Урок литературного чтения. Я желаю успехов на сегодняшнем уроке.
Прочитайте тему урока. (Доброта)
— Составьте кластер. В центре слово доброта. Запишите все, что придет на ум, все, что для вас связано с этим словом! Каждый работает индивидуально.
— Нам сегодня предстоит дополнить, а может доказать правильность ваших фраз при работе с произведением Виктора Петровича Астафьева «Бабушка с малиной».
— Что знаем о писателе? Для этого даем ответ «Верно ли…»
2. «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления)
Астафьев родился в Краснодарском крае
Ему было семь лет, когда он потерял мать
Воспитывала его тетя?
Когда началась Великая Отечественная война, Астафьев был слишком мал и не принимал участия в боевых сражениях
После окончания войны он стал сразу писателем
Это один из самых известных российских писателей 20 века
Он писал о доброте, бескорыстии, честности.
3.Аналитическая беседа по прочитанному произведению.
— Вспомните сюжет произведения.
— Назовите главных героев произведения.
— Вернемся к кластеру. Фразы, которые вы назвали в кластере, это задания для работы в группах.
Задание для 1 группы: Доброта-это поступки и дела. Приведите примеры из текста к этой фразе.
Задание для 2 группы: Доброта-это чувства. Какие чувства испытывала главная героиня? (Ответ на вопрос помогут рисунки, которые надо разложить в правильном порядке).
Какие чувства вы испытали, читая рассказ?
Задание для 3 группы: Качества личности. Назовите качества личности, приведите примеры из текста.
1 группа: Доброе дело пассажиров в вагоне.
-Кто подал такую идею?
— Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует? (честная была, никогда не брала чужого)
-Почему ребята сразу не могли помочь бабушке?
-Чему научила их этому история?
-Почему рассказ назван «Бабушка и малина», можно было бы назвать, например, «Бабушка без малины»?
(Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом)
2 группа: Доброта-это чувства
— Какие чувства к героине испытывали пассажиры? (проводница—жалость, сочувствие, гордость за ребят)
— Какие чувства испытала главная героиня?
(Радость, счастлива, что набрала полный туяс, трагедия, взялась за сердце, оцепенела, растерянность, горе, а ведь совсем недавно она была счастлива, радость, слезы радости текли по ее щекам)
— В чем же было бабкино счастье? (в том, что она лазила по чащебам и лесным завалам, быстро собирала малину, хвастала перед ребятами, которые встретились в лесу, что раньше была проворная…
— А сейчас она в расстроенных чувствах. Чего же жалко было ей? (жалко труда, целый день на солнышке, что нет той сноровки прежней, что она одна одинешенька….
— Когда у бабушки был полон туяс, почему же она вновь плачет? (От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей.)
— Есть ли в рассказе олицетворение? (поезд, наделен человеческим голосом, но и повадками, и человеческими эмоциями: ему радостно за бабушку, которая едет уже с малиной. Автор использует олицетворения, восклицания, повторы слов)
— С какой целью так пишет автор? (все рады тому, что бабушка едет с малиной, не только герои, но и неживые существа)
—Какие чувства вы испытали, читая рассказ?
3 группа: Качества личности. Примеры из текста.
Взаимопомощь, взаимовыручка, уважение к старости
-Что еще автор изображает в рассказе? (фонарь, который висит в вагоне, никому не нужный, так как вагон освещен электричеством.)
-Что хотел донести до читателя этим эпизодом автор? (уважение к старости, к одинокому человеку, ведь бабушка одна осталась, весь свой род она пережила)
Вернемся к кластеру. В чем были правы? Что еще нужно дописать?
Поработайте в группах. Составьте Синквейн.
Напоминаю: 1 строчка существительное, 2 строчка – 2 прилагательных, 3 строчка- 3 глагола, 4 строчка- предложение или пословица на эту тему, 5 –синоним, который повторяет суть первого слова.
Письменно продолжите фразу «Быть добрым – это значит …»
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый челочек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком. Я верю, что вы станете настоящими людьми.
И закончить урок мне хочется так:
Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.