Речка смородина из былин
Речка смородина из былин
Название «Калинов мост» происходит не от растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят отдревнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала (напр. металла) докрасна́ и/или добела́. «Река Смородина» также называется Огненной, а название Смородина получила от того, что сморд шел от неё на 7 верст; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. Таким образом это — эпитет, лирико-эпическая фигура речи. В современном русском языке существуют также слова «накали́ть», «раскалё́нный», «ока́лина», происходящие от того же корня. В русских былинах также был (омонимический) персонаж Калин-царь.
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).
По верованиям украинцев, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдёт до Царства Божия. БелорусыГомельской области полагали, что душа умершего переходит по мостику над водой.
Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести:
Русскую народную сказку «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»), где трое Иванов (Иван-царевич, Иван-попович иИван-крестьянский сын) бьются на Калиновом мосту, защищая Русь, с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями).Русскую народную сказку «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же.
Известна загадка с упоминанием Калинова моста:
Бежали овечки по калинову мосту: увиделю зорю (грозу, огонь), кинулись в воду. Пельмени.
Обряды Править Замужество
Образ Калинова моста использовался в свадебных обрядных песнях, где являлся символом перехода из одной ипостаси в другую: переход из девичества в замужество. Часто использовались в песнях на девичнике и во время причитаний невесты.
Да от этой баенки до горенки
Да есть и мостики калиновы
Перекладины малиновы,
Да есть и столбики точеные,
Да есть головки золоченые
Да на этих-то головочках
Да там сидят да птицы-пташицы.
Они поют да жалобнешенько,
Ой, жалки песенки да с горючими слезами.
— Н. П. Колпакова, «Лирика русской свадьбы».
Сюжет с Калиновым мостом использовался и во время обрядового обхода молодых, когда исполнялисьвьюницкие песни:
Благословляй-ко ты нас, хозяин со хозяюшкою,
Нам на двор взойти да по двору пройти,
По двору пройти, на часту лесенку вступить.
На часту лесенку вступить, да по частой пройтить,
По частой пройтить, на калинов мост взойти.
На калинов мост взойти, да по калинову пройти,
По калинову пройти, да на дубовы скамьи сесть.
В польских свадебных песнях сваты, наломав калины, мостят из неё мост, по которому поедут гости на свадьбу. Калиной называлась красная лента, «красота» невесты (Волынь), девушка, невеста (укр., чаще в песнях), рубашка невесты со следами дефлорации — свидетельство её невинности, целомудрия
Во время похорон, процессия, под причитания плакальщиц, должна была перейти символический Калинов мост, тем самым облегчить доставку души покойного в другой мир, и усложнить возможность её возвращения. Например, в сказке Алексея Ремизова «Кострома» (часть «Весна-Красна» в сборнике «Посолонь»), воспроизводится процесс похорон, с переходом Калинова моста.
В Белоруссии существовал обычай делать в память об умершем мостик через канаву или ручей. На следующий день после поминок на могиле мужчины ставили крест, а в память о женщине делали кладку через какое-нибудь мокрое, топкое место или же перекидывали мостик через канаву либо ручей; вырезали на дереве, срубленном для моста, дату смерти и серп; затем садились на дерево, выпивали, закусывали и поминали умершую. Каждый, кто переходил по такому мостику, также должен был её помянуть.
Иногда, переход по Калинову мосту означал лишь расставание с молодостью (замужество).
Сморо́дина (Смородинка, Огненная река, Пучай-река; от др.-рус. смо́род «смрад, сильный, неприятный, удушливый запах») — река в восточнославянских волшебных сказках, былинах и заговорах. Отделяет мир живых от мира мёртвых, аналог древнегреческого Стикса; преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот свет».
«Выступает в качестве водного рубежа „мира иного“. В заговорах от крови она связана с мотивом перевозчика, „старого, матерого человека“ в лодке, секущего саблей синее мертвое тело, причем синяя кровь не течет. На ней калиновый мост, на нём дуб Мильян.»
Огненная река Смородина и Калинов моступоминаются в сказках и в заговорах. Иногда в былинах[каких?] река называется огненной, смоляной, Пучай-рекой, — возможно потому, что кипящая река бурлит и вспучивается:
Тая́ река́ свире́пая,
Свире́пая река́, сама́ серди́тая.
И́з-за пе́рвоя же стру́йки —
как ого́нь сечёт.
И́з-за дру́гой же стру́йки —
И́скра сы́плется.
И́з-за тре́тьей же стру́йки —
Дым столбо́м вали́т,
Дым столбо́м вали́т,
Да сам — со пла́менью.
Смородина широко известна в русском фольклоре.В. Н. Мансикка и Н. И. Коробкаописывали её как огненную (черную) реку, отделяющую потусторонний мир (ад) от мира живых, реку серную, следовательно — смрадную. (Впрочем, былинные богатыри хотят иногда напиться из Смородины свежей воды.) Через огненную реку в духовном стихе Михаил Архангел перевозит души умерших. Она — рубеж мира иного, преграда, которую вынужден преодолеть отправляющийся в путешествие фольклорный герой. Отсюда связанный с ней в былинах, сказках и заговорах мотив калинового (каленого) моста, иногда — двух-трех мостов или перевоза, у которых богатырь сражается со змеем,Соловьем-разбойником, чудом-юдом и т. п. В сказках на берегах Смородины лежат кости человеческие (см. № 137 в собрании Афанасьева), переправа смертельно опасна. Заваленная «дубьем да колоденькам», Смородина оказывается третьей заставой на пути былинного Ильи Муромца из Чернигова в Киев(первая — темные леса, вторая — черные грязи), она встречается на пути и у отправляющейся тем же маршрутом жены Ставра Годиновича Василисы(Настасьи) Никулишны. Фольклорная Смородина опасна для живого человека («черная речка грозна Смородинка»). В песнях река смородна губит молодца за похвальбу, «говорит человеческим голосом, душой красной девицей, за слова ласковые и поклоны низкие пропускает молодцев, других же за обиды топит». Для переправы её необходимо укротить, усмирить. В народной балладе князь Роман, убив и растерзав свою жену, бросает её в реку Смородинку; в другом варианте князь Демьян правую руку своей жены с золотым кольцом бросил «воНеву-реку самородную». На Смородине останавливаются на отдых былинные богатыри (Добрыня Никитич, Алеша Попович) и сказочные герои (Иван Быкович с братьями); у неё Саул Леванидович убивает царя Кунгура, а Добрыня настигает богатыря Кузьму Семерцянинова, племянника-врага Ильи Муромца. Здесь Алеша Попович находит убитого Добрыню Никитича. На реке Смородине останавливаются во время набега на Русь королевичи Левики, племянникиПолитовского короля, через неё переправляется в облике волка князь-оборотень Константин (Роман) Дмитриевич, чтобы навредить им и подать сигнал к битве.
Известные формы мифотопонима:Смародина, Смородыня, Смородинка, Смородовка, Смородинная, Самородная и др. Также может называться Смугра (Смура), Свита, Сварога, Сафат, Сахатарь, Березина, Волхов, Кама, Непра, Пучай и др., а также Оманая (то есть «обманная»).
Чаще всего название Смородина выводят от слова др.-рус. смо́род «смрад, сильный, неприятный, удушливый запах». Название реки, таким образом, истолковывается как «смрадная, зловонная река». Её современное соответствие — «речка Вонючка» из песенки. Эту точку зрения высказывали В. Н. Мансикка,Н. И. Коробка, В. И. Еремина, Т. Н. Кондратьева. Л. В. Доровских
Калинов мост на границе с миром чудовищ
Многие сказки и былины повествуют нам о заповедном Калиновом мосту, переброшенном через легендарную реку Смородину. Это своеобразная застава на границе с миром неведомым, через которую пытаются прорваться к людям злобные многоголовые чудовища. И остановить этих сказочных «нелегалов» могут только могучие богатыри и бесстрашные герои. Былины былинами, но этой загадочной переправе из преданий нашлось место и в магических обрядах наших предков, и на современных географических картах.
Граница царства смерти
Несомненно, многие из нас, читали в детстве сказки, при словах «Калинов мост» и «речка Смородина» представляли себе резной мостик, переброшенный через милую небольшую речушку, берега которой сплошь покрыты ягодными кустарниками — калиной и смородиной. Однако если верить славянским преданиям, место, где располагалась легендарная переправа, было далеко от подобной идиллии. Калинов мост, чьё название произошло от слова «калить», считался связующим звеном между миром живых — Явью и царством смерти — Навью. Разделяла эти два мира пылающая река, чьи огненные потоки обладали резким неприятным запахом, который и дал ей имя Смородина (от слова «смород» — «зловоние»).
Легенды гласят, что за Калиновым мостом правили Чернобог (повелитель смерти, зла и безумия) и Морена — богиня зимы и смерти. Её владения представляли собой мрачные выжженные земли, усыпанные человеческими черепами. Морена регулярно пробиралась в мир Яви, для того чтобы собрать урожай людских жизней.
Согласно преданиям, сразу за царством смерти располагались мир Прави — место обитания светлых богов и славянский рай Ирий. Именно туда стремились попасть души умерших людей, однако для этого им приходилось пройти Калинов мост и царство Морены. Но пересечь огненную реку Смородину были способны лишь праведники, души же, отягощённые тяжкими проступками, сделать этого не могли. Под грешниками Калинов мост проваливался, и их навечно поглощала огненная пучина.
Эти предания нашли своё отражение в древних погребальных обычаях. Так, западные славяне во время похорон сооружали небольшую переправу через местную речку, дабы тем самым придать Калиновому мосту дополнительный запас прочности, когда по нему будет проходить умерший родственник.
Противники героев
Сказки и былины повествуют, что на берегах реки Смородины, возле Калинова моста сражались с многоголовыми огнедышащими змеями Илья Муромец, Добрыня Никитич, Иван Быкович и другие герои, защищая от вторжения чудищ мир людей.
Предания гласят, что эти неудавшиеся захватчики — трёхголовые Змеи Горынычи — являлись детьми легендарного Вия, жившего в пещере, вход в которую располагался на «тёмном» берегу реки Смородины. Сам Вий не мог покинуть подземелья, куда заточил его бог Велес, а вот его потомство неоднократно пыталось захватить «светлый» берег. Надо сказать, что, кроме многоголовых змеев, среди детей Вия «числились» вездесущий Кощей, рогатый козлоногий бог Пан, а также коварный богатырь Горыня, который без зазрения совести переходил то на тёмную, то на светлую сторону.
Сказка ложь?!
Хотите верьте, хотите нет, но, оказывается, легендарная река Смородина существует на самом деле. Современные исследователи считают, что таковой можно назвать Кызылсу («огненная река»), протекающую в Приэльбрусье. Эта небольшая речушка является одним из истоков реки Малки, притока Терека.
Берега этого потока покрыты толстым слоем застывшей лавы чёрного и красноватого цветов, пробиться через который вот уже несколько тысячелетий не может никакая растительность. Надо сказать, что даже песок у самой воды «огненной» речки необычного тёмного цвета, а потому местные жители прозвали эти места Пеклом. Но это ещё не всё, что связывает Кызылсу и реку Смородину. Ещё много веков назад Плиний Старший писал, что «Терек вонюч в верховьях», и, как оказывается, имел на это все основания. Исследования показали, что такое возможно при скоплении в воде сероводорода, который, обладая резким неприятным запахом, способен воспламеняться при взаимодействии с тёплым воздухом. Вполне возможно, что подобное нетипичное для реки «поведение» было присуще и Кызылсу, а потому она и получила название «огненная».
Надо сказать, что в скалах неподалёку от потока Кызылсу исследователями был обнаружен храм Чернобога, одного из правителей Нави. Храм этот, расположенный внутри огромной пещеры, и по сей день притягивает к себе туристов со всего мира. В центре его находится небольшой каменный постамент, на котором, по мнению историков, когда-то приносились жертвы тёмному богу.
Кроме того, сразу за чёрными безжизненными полянами на берегах Кызылсу, окружёнными тёмными скалами, располагаются живописные предгорные долины. Некоторые исследователи-любители называют эти места прародиной человечества, или славянским раем — Ирием, вход в который, согласно преданиям, хранила река Смородина.
Как изменить судьбу
Надо сказать, что на Кызылсу есть и Калинов мост, однако своим обликом он далёк от сказочного «собрата». У самого верховья реки, где она со скалы стекает в долину водопадом Султан, русло Кызылсу перекрыто каменной плитой, упавшей сюда много лет назад. По этой переправе легко можно перейти с одного берега реки на другой.
Однако современные исследователи, а также и многочисленные туристы по праву считают Калинов мост Кызылсу непростой переправой. Эзотерики уверены, что здесь проходит геопатогенная зона, которой под силу внести свои коррективы в жизнь человека. Считается, что каждого перешедшего по старинной плите через Кызылсу обязательно ждут перемены в судьбе. Вот только они могут быть самые разные — как в хорошую, так и в плохую сторону. И смельчак, прогулявшийся по Калинову мосту ради того, чтобы покрасоваться перед спутниками, и морально не готовый к жизненным поворотам, может обрести реальные проблемы, справиться с которыми будет не так-то просто.
Кроме того, ходит немало слухов о том, что в определённые дни и часы Калинов мост может переместить своих гостей в те далёкие незапамятные времена, когда Кызылсу была реальным огненным потоком и переправлялись через неё необычные существа, встреча с которыми современному человеку не сулит ничего хорошего.