Река и черная смородина
Калинов мост – граница между мирами
В руских народных сказках не раз встречается Калинов мост на реке Смородине, где происходит бой героя с чудовищем: «Бой на Калиновом мосту», «Иван Быкович», «Иван, крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст» и др. С лёгкой руки скрупулёзного исследователя сказок В.Я.Проппа повелось считать, что река Смородина представляет собой границу между мирами. Стало быть, мост через неё – переход из одного мира в другой.
Мост как символ единства
Мост (как и радуга) во многих культурах символизировал переход между мирами — между Землёй и Небом.
Радужный мост Биврёст в германо-скандинавских мифах соединяет мир людей (Мидгард) и мир богов (Асгард). От древних великанов его охраняет бог Хеймдалль. Когда он протрубит в рог, тогда начнётся последняя битва между богами и великанами, которой закончится один этап жизни мира и начнётся новый.
В Китае мост символизировал союз неба и земли. В исламской традиции описывается мост, ведущий в рай, который располагается над адом; по воле Аллаха души умерших пересекают его, либо попадают в преисподнюю. Для древних евреев мост выступал в качестве знака Завета, заключённого Богом с Его народом. В финской мифологии через реку, отделяющую земли мёртвых от земель живых, ведёт верёвочный мост или мост-нить.
В иранской мифологии Мост Разделения (Чинват Парвата) между миром живых и миром мёртвых перекинут над Тьмой и ведёт в Небесное царство Гародмана. Он состоит из света и подобен многогранному лучу. По его широким граням переходят в Небесное Царство праведные люди, а с его узких и острых, как лезвие кинжала, граней низвергаются во Тьму грешники.
Японские мифы рассказывают: стоя на Небесном Мосту, дух воздуха Идзанаги и богиня облаков Идзанами творят мир. В поисках земли они опускают вниз в клубящиеся облака копьё и обнаруживают внизу океан. Стекающая с копья вода застывает и образуется первый остров, на котором поселяются боги и творят весь остальной мир.
Река Смородина и Калинов мост
Река Смородина является одним из главных символов наших Предков. Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом безконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; реку Смородину считают трансцендентным, мистическим проявлением и так далее. Но обо всё по порядку.
С. Панасенко » Мост через речку Смородину»
Огненная река
К.Васильев «На Калиновом мосту» |
В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, что всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти Душе из одного мира в другой.
Существовали традиции, связанные с рекой Смородиной, и в погребальных обрядах древних славян. Совершая особые погребальные ритуалы, люди символически переходили через Калинов мост. Кроме того, вокруг погребального костра зажигали кругом ещё один костёр, который охватывал центральную краду. Именно этот охватывающий костёр, исследователи относят к поверьям в реку Смородину и её важность в жизни после смерти. К пересечению по смерти загробной реки относится и древняя традиция сжигать умерших в лодках и ладьях.
И в бою богатыря с чудовищем на границе миров Жизни и Смерти, и при переходе из девичества в замужество происходило умирание прежнего состояния и рождение нового. И ратный подвиг, и свадьба – инициация, посвящение.
Географические поиски реки Смородины
Внутренняя битва
Таким образом, Калинов мост через реку Смородину является обязательным испытанием, которое проходят все путники, стремящиеся пройти за завесы этого мира. Не в смысле из мира живых попасть в мир мёртвых, а, преодолев некое олицетворение зла внутри себя, выйти на новый уровень существования, понимания, вИдения…
При подготовке статьи использованы материалы сайтов:
Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.
Смородина – где протекает самая страшная русская река?
Представьте себе огненную реку, по берегам которой лежат человеческие кости и черепа, а сами воды не только жутко бурлят, но и источают невыносимое зловоние. Эта почти непреодолимая преграда часто фигурирует в легендах, сказках, былинах и заговорах древней Руси. Поскольку в устном народном творчестве часто упоминаются реальные города, исторические деятели и битвы, то можно предположить, что и река Смородина имеет свои географические координаты. Так где же она протекает?
Что это за река?
Смородина (другое название Пучай-река) – это мифическая граница между миром живых и царством мертвых. Как известно, наши предки называли объективную реальность Явью, а обитель потусторонних сил – Навью. Так вот, Смородина и была своеобразным рубежом между ними. Будучи язычниками, жители Древней Руси считали, что через эту реку проходят души покойников, а попасть в иной мир и выйти оттуда живым и невредимым способен только настоящий богатырь с чистым сердцем и помыслами.
В разных былинах и сказаниях описание Смородины отличается между собой. Одни источники называют ее черной рекой со зловонными водами, отождествляя их с трупным разложением и гниением, которое происходит с телами после смерти. В других легендах и преданиях говорится об огненной реке, бурлящей чистым пламенем, что делает Смородину почти непреодолимым препятствием на пути русских богатырей.
Одноименная ягода не имеет к названию реки никакого отношения. Этот гидроним, по мнению большинства ученых, произошел от древнерусского слова «смород» (смрад) – удушливая вонь, сильный неприятный запах. Данную версию подтверждают и те былины, где Смородину именуют зловонной рекой.
Однако есть и другая гипотеза, согласно которой название реки произошло от слова «самородина», поскольку исчезновение гласных – характерная особенность древнерусского языка, отмеченная многими лингвистами. В этом случае, гидроним обозначает самородную (первозданную) реку, такой изначальный поток, возникший от древних сил бытия.
Альтернативное название Смородины – Пучай-река, хотя не все фольклористы считают, что это одно и то же. Возможно, две мифические реки со временем слились в народном сознании. Или так называли Смородину, потому что ее воды вспучиваются. То есть, постоянно бурлят.
Согласно сказаниям, над этой мифической рекой находится Калинов мост. И здесь ягода тоже не причем. Мост называют так, потому что он раскален до предела огненными водами Смородины. Пройти по нему невозможно для обычного человека. А былинный богатырь, как правило, вынужден принести что-то в жертву реке. При этом Смородина часто говорит женским голосом, пропуская через себя лишь самых достойных путников и жестоко карая тех, кто каким-либо образом согрешил или позволил себе насмехаться над рекой, что само по себе недопустимо. Граница Яви и Нави вызывала в народе священный трепет.
Былины и легенды
В русских былинах, несмотря на изрядную долю художественного вымысла и фантастичность сюжетов, встречаются и исторически достоверные факты. Например, никто не усомнится в существовании стольного града Киева, князя Владимира I Святославича (прозванного в народе Красным солнышком), да и село Карачарово, откуда родом Илья Муромец, реально расположено недалеко от города Мурома.
Если взять сказание о легендарном богатыре, то река Смородина – это третья преграда, встретившаяся на пути Ильи из Чернигова в стольный Киев-град. Первые две, которыми были непроходимые леса и черные топкие грязи, богатырь успешно преодолел. У мифической реки сидел злодей Соловей-разбойник, только после победы над ним Муромец смог пройти через Смородину.
В разных былинах и сказках проход между миром живых и царством мертвых – Калинов мост – сторожит некое мифическое создание: Змей Горыныч, чудо-юдо или Соловей-разбойник. Герою необходимо доказать, что он достоин пройти через Смородину, одолев своего антагониста. В каком-то смысле противник русского богатыря символически совпадает с Цербером – огромным трехголовым псом, который сторожит врата Аида (древнегреческого царства мертвых). А саму Смородину можно сравнить с рекой Стикс, через которую души покойников перевозил легендарный лодочник Харон.
Впрочем, древнерусские предания не менее образны. Наши предки верили, что в загробном мире правит богиня зимы и смерти Мара (Морена), которая является супругой самого Кащея Бессмертного. Поэтому былинным богатырям часто приходилось сражаться с ним в царстве мертвых. А роль перевозчика Харона у славян играл бог Велес, который помимо всего прочего (вроде заботы о приплоде скота и обильном урожае) переводил души покойников в мир Нави.
Где течет Смородина?
Если рассматривать Смородину как мифическую границу реального и потустороннего мира, то ее вряд ли можно найти на карте России. Но если искать реку, через которую перешел Илья Муромец по пути в Киев, то такая задача вполне выполнима. Наиболее достоверной кандидаткой на роль преграды, встретившейся богатырю, является река Смородина (то же самое название), протекающая по территории Брянской области недалеко от города Карачева.
Впрочем, в нашей стране сразу несколько рек имеют сходные названия. Так, гидроним Смородинавстречается в Ленинградской, Смоленской и Нижегородской областях, а Смородинка течет в Тропаревском лесопарке (Подмосковье), Владимирской, Курской и Тверской областях, в Забайкалье. В Северном Приэльбрусье есть река Смородиновая.
Если вспомнить о втором названии – Почай-река, то очень похоже называлась небольшая протока, впадающая в Днепр между Десной и Вышгородом (Киевская область Украины). Длина реки Почайны равнялась всего лишь 8 километрам. По легенде, именно в этом водоеме произошло первое в Киевской Руси массовое крещение народа, состоявшееся в 988 году. В начале XVIII века Почайна исчезла с карты, став частью Днепра после строительства судоходного канала.
Интересно, что название реки Сестры, которая протекает по Ленинградской области, на финском языке звучит как «Сьестар-йоки», что переводится как «Смородина-река». Впрочем, есть исследователи, которые считают легендарным рубежом между мирами Неву или даже Москву-реку.
Разумеется, поиски мифической Смородины – это увлекательное занятие, которому посвятили немало времени различные фольклористы, историки и географы. Не исключено, что кому-то удастся достоверно доказать, где находится былинная река. Ведь когда-то и Трою считали всего лишь мифом.
Река и черная смородина
Название «Калинов мост» происходит не от растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят отдревнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала (напр. металла) докрасна́ и/или добела́. «Река Смородина» также называется Огненной, а название Смородина получила от того, что сморд шел от неё на 7 верст; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. Таким образом это — эпитет, лирико-эпическая фигура речи. В современном русском языке существуют также слова «накали́ть», «раскалё́нный», «ока́лина», происходящие от того же корня. В русских былинах также был (омонимический) персонаж Калин-царь.
Калинов мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост, являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).
По верованиям украинцев, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдёт до Царства Божия. БелорусыГомельской области полагали, что душа умершего переходит по мостику над водой.
Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести:
Русскую народную сказку «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»), где трое Иванов (Иван-царевич, Иван-попович иИван-крестьянский сын) бьются на Калиновом мосту, защищая Русь, с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями).Русскую народную сказку «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же.
Известна загадка с упоминанием Калинова моста:
Бежали овечки по калинову мосту: увиделю зорю (грозу, огонь), кинулись в воду. Пельмени.
Обряды Править Замужество
Образ Калинова моста использовался в свадебных обрядных песнях, где являлся символом перехода из одной ипостаси в другую: переход из девичества в замужество. Часто использовались в песнях на девичнике и во время причитаний невесты.
Да от этой баенки до горенки
Да есть и мостики калиновы
Перекладины малиновы,
Да есть и столбики точеные,
Да есть головки золоченые
Да на этих-то головочках
Да там сидят да птицы-пташицы.
Они поют да жалобнешенько,
Ой, жалки песенки да с горючими слезами.
— Н. П. Колпакова, «Лирика русской свадьбы».
Сюжет с Калиновым мостом использовался и во время обрядового обхода молодых, когда исполнялисьвьюницкие песни:
Благословляй-ко ты нас, хозяин со хозяюшкою,
Нам на двор взойти да по двору пройти,
По двору пройти, на часту лесенку вступить.
На часту лесенку вступить, да по частой пройтить,
По частой пройтить, на калинов мост взойти.
На калинов мост взойти, да по калинову пройти,
По калинову пройти, да на дубовы скамьи сесть.
В польских свадебных песнях сваты, наломав калины, мостят из неё мост, по которому поедут гости на свадьбу. Калиной называлась красная лента, «красота» невесты (Волынь), девушка, невеста (укр., чаще в песнях), рубашка невесты со следами дефлорации — свидетельство её невинности, целомудрия
Во время похорон, процессия, под причитания плакальщиц, должна была перейти символический Калинов мост, тем самым облегчить доставку души покойного в другой мир, и усложнить возможность её возвращения. Например, в сказке Алексея Ремизова «Кострома» (часть «Весна-Красна» в сборнике «Посолонь»), воспроизводится процесс похорон, с переходом Калинова моста.
В Белоруссии существовал обычай делать в память об умершем мостик через канаву или ручей. На следующий день после поминок на могиле мужчины ставили крест, а в память о женщине делали кладку через какое-нибудь мокрое, топкое место или же перекидывали мостик через канаву либо ручей; вырезали на дереве, срубленном для моста, дату смерти и серп; затем садились на дерево, выпивали, закусывали и поминали умершую. Каждый, кто переходил по такому мостику, также должен был её помянуть.
Иногда, переход по Калинову мосту означал лишь расставание с молодостью (замужество).
Сморо́дина (Смородинка, Огненная река, Пучай-река; от др.-рус. смо́род «смрад, сильный, неприятный, удушливый запах») — река в восточнославянских волшебных сказках, былинах и заговорах. Отделяет мир живых от мира мёртвых, аналог древнегреческого Стикса; преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот свет».
«Выступает в качестве водного рубежа „мира иного“. В заговорах от крови она связана с мотивом перевозчика, „старого, матерого человека“ в лодке, секущего саблей синее мертвое тело, причем синяя кровь не течет. На ней калиновый мост, на нём дуб Мильян.»
Огненная река Смородина и Калинов моступоминаются в сказках и в заговорах. Иногда в былинах[каких?] река называется огненной, смоляной, Пучай-рекой, — возможно потому, что кипящая река бурлит и вспучивается:
Тая́ река́ свире́пая,
Свире́пая река́, сама́ серди́тая.
И́з-за пе́рвоя же стру́йки —
как ого́нь сечёт.
И́з-за дру́гой же стру́йки —
И́скра сы́плется.
И́з-за тре́тьей же стру́йки —
Дым столбо́м вали́т,
Дым столбо́м вали́т,
Да сам — со пла́менью.
Смородина широко известна в русском фольклоре.В. Н. Мансикка и Н. И. Коробкаописывали её как огненную (черную) реку, отделяющую потусторонний мир (ад) от мира живых, реку серную, следовательно — смрадную. (Впрочем, былинные богатыри хотят иногда напиться из Смородины свежей воды.) Через огненную реку в духовном стихе Михаил Архангел перевозит души умерших. Она — рубеж мира иного, преграда, которую вынужден преодолеть отправляющийся в путешествие фольклорный герой. Отсюда связанный с ней в былинах, сказках и заговорах мотив калинового (каленого) моста, иногда — двух-трех мостов или перевоза, у которых богатырь сражается со змеем,Соловьем-разбойником, чудом-юдом и т. п. В сказках на берегах Смородины лежат кости человеческие (см. № 137 в собрании Афанасьева), переправа смертельно опасна. Заваленная «дубьем да колоденькам», Смородина оказывается третьей заставой на пути былинного Ильи Муромца из Чернигова в Киев(первая — темные леса, вторая — черные грязи), она встречается на пути и у отправляющейся тем же маршрутом жены Ставра Годиновича Василисы(Настасьи) Никулишны. Фольклорная Смородина опасна для живого человека («черная речка грозна Смородинка»). В песнях река смородна губит молодца за похвальбу, «говорит человеческим голосом, душой красной девицей, за слова ласковые и поклоны низкие пропускает молодцев, других же за обиды топит». Для переправы её необходимо укротить, усмирить. В народной балладе князь Роман, убив и растерзав свою жену, бросает её в реку Смородинку; в другом варианте князь Демьян правую руку своей жены с золотым кольцом бросил «воНеву-реку самородную». На Смородине останавливаются на отдых былинные богатыри (Добрыня Никитич, Алеша Попович) и сказочные герои (Иван Быкович с братьями); у неё Саул Леванидович убивает царя Кунгура, а Добрыня настигает богатыря Кузьму Семерцянинова, племянника-врага Ильи Муромца. Здесь Алеша Попович находит убитого Добрыню Никитича. На реке Смородине останавливаются во время набега на Русь королевичи Левики, племянникиПолитовского короля, через неё переправляется в облике волка князь-оборотень Константин (Роман) Дмитриевич, чтобы навредить им и подать сигнал к битве.
Известные формы мифотопонима:Смародина, Смородыня, Смородинка, Смородовка, Смородинная, Самородная и др. Также может называться Смугра (Смура), Свита, Сварога, Сафат, Сахатарь, Березина, Волхов, Кама, Непра, Пучай и др., а также Оманая (то есть «обманная»).
Чаще всего название Смородина выводят от слова др.-рус. смо́род «смрад, сильный, неприятный, удушливый запах». Название реки, таким образом, истолковывается как «смрадная, зловонная река». Её современное соответствие — «речка Вонючка» из песенки. Эту точку зрения высказывали В. Н. Мансикка,Н. И. Коробка, В. И. Еремина, Т. Н. Кондратьева. Л. В. Доровских