Река смородина илья муромец
Где находится сказочная река Смородина
Содержание статьи
Полное созвучие гидронима с названием известного ягодного кустарника рисует картину речки с берегами, заросшими смородиновыми кустами. Но только до исследования этимологии слова «смородина». Оказывается, ряд однокоренных слов описывает другие качества знаменитой реки: смород — это смрад, тяжелый дух, запах. Есть вариант и с самозарождением — в случае с невыпадающей гласной «а», то есть Самородина.
Географические координаты реки Смородины
Если забыть о точных былинных отсылках, в соответствии с которыми река Смородина встречается Илье-Муромцу на дороге из «славного города Мурома» в «стольный град Киев», можно насчитать несколько речек-тезок. Оказывается, река Сестра, что на Карельском перешейке, — это река Смородина: именно так переводится ее имя с финского языка (Сьестар-йоки). В исторических документах содержатся сведения о том, что так называли и Москву-реку, этот факт подтверждается и в некоторых древних былинах.
В удалении от столичных регионов разных эпох России также встречаются одноименные реки: течет Смородинка в Курской области, есть река Смородиновая в Северном Приэльбрусье. Кроме того, с названием, имеющим один корень со «смородом», а именно «смрад», «смерд», встречаются исследователи древних текстов, узнавая о существовании на древней Руси речек Смердя, Смерделя, Смердница.
Вернувшись к тексту одного из вариантов былины об Илье-Муромце, можно найти конкретные указания и обнаружить, что действительно, есть река Смородина в Брянской области, неподалеку от города Карачева. Но реальность существования настоящей реки Смородины сталкивается с мифологическими подробностями описания ее особенностей.
Река Смородина в сказках, былинах и заговорах
Оказывается, что берега реки усеяны костьми человеческими, а переправа через нее смертельно опасна. Она «черна» и «грозна», позволяет переправиться через себя добрым молодцам за поклоны и ласковые слова, а за неуважение мстит утоплением. Она разговаривает с пришедшими на ее берега людьми человеческим голосом, усмиряется, приняв кровавую жертву. Она обжигает горячей смолой, пышет огнем или скрывается за пеленой дыма, но нередко дает богатырям напиться из нее чистой воды.
По свидетельству некоторых былин, через нее перекинут Калинов мост — так же как и речка, не имеющий ничего общего с ягодой, теперь уже калиной. «Калинов», по мнению многих лингвистов-исследователей русских сказок, — ни что иное как «каленый», а старинное слово «калина» означает «раскаленное железо».
Недалеко от Смородины былинные богатыри встречаются с Соловьем-разбойником. На ее берегах находит убитого Добрыню Никитича Алеша Попович. Имя реки часто встречается в различных славянских заговорах. По древним славянским преданиям на реке Смородине у Калинова моста жила жена Кощея, богиня Морана (Мара). Так существует ли она в действительности, сказочная река Смородина?
На этот вопрос этнографы, исследовавшие мифы многих народов мира, отвечают отрицательно — не существует, подобно Стиксу, Ахерону, Лете и другим рекам Аида, к примеру. В славянской мифологии, утверждают они, река Смородина — граница между миром живых (явью) и несуществующих (навью), а переправа через нее — путешествие в иной мир.
Тайны мира и человека
Калинов мост и речка Смородина
Во многих русских народных сказках и былинах упоминается некая река Смородина, берег которой устлан костями человечьими. Сюда являются богатыри, чтобы защитить родную землю от нападения чудовищ. Общепринято мнение, высказанное авторитетным исследователем сказок В.Я. Проппом, что легендарная река есть не что иное, как рубеж жизни и смерти, место перехода между мирами, граница Яви и Нави. Вовсе не собираясь с этим спорить, рискну все-таки предложить к обсуждению вопрос: почему же именно так она называлась и каковою силой обладала?
Наиболее распространены следующие смыслы: огненная, дымная, смрадная, зловонная, наполненная нечистотами. Кроме того, корень связывается с понятием мора, смерти. Сторонники такого подхода подчеркивают, что никакого отношения к растительной «тезке» река Смородина не имеет. С одной стороны, действительно, описывая «смород», В. Даль отмечает, в первую очередь, значение: «сильная духота, вонючий, удушливый запах, гарь, угар, чад, смердячий дух, особенно пригорелый». С другой стороны, он упоминает и смородину как куст и ягоду (название которой происходит «от удушливого запаху ее»), а с третьей – отсылает к понятию пчелиной матки (!).
Нелишним будет вспомнить, что пчела в традиции наших предков связана с космогонией, в частности, с образом Мирового Дерева и происхождением людей (согласно мифологии, богиня Лада породила русичей от вибраций Небесного Пчельника). Она же у славян являлась символом души (в том числе, имела отношение к культу мертвых), а в христианской символике олицетворяет воскрешение и бессмертие души, предстает атрибутами святых Егория и Ильи.
Кроме того, тот же В. Даль в другой словарной статье называет смородину ягодой – поречкой, то есть растущей по берегам. Вот к этой статье давайте и обратимся, речь в ней идет о самородности. Известно, что в древней письменности славян гласные опускались, поэтому вполне резонно предположить, что изначально смородина могла быть самородиной. Тогда одноименная река могла означать поток древний, ведущий отсчет своего существования от первичных сил мироздания.
При этом совершенно отчетливо просматривается смысловая близость слова к понятию самородка, под которым с давних пор понималось природное в противопоставление искусственному, а также иносказательно обозначался носитель особых талантов и качеств. Что и говорить, русло Смородины место необычное, знаковое, и не зря же именно здесь сражались с чудовищами, угрожавшими Руси святой, былинные богатыри и сказочные герои.
Начиная с конца XIX века и по наши дни энтузиасты-исследователи отыскивают ее на карте европейской части России, Кавказа и Украины. Топонимические ориентиры, т.е. географические названия, близкие сюжетам былин и сказок, находят, в частности, в Курской, Смоленской, Ленинградской областях, в Приэльбрусье и в Москве.
Любопытно, например, что название реки Сестры, что под Петербургом, имеет финское происхождение: Систерйоки («систер» – смородина, «йоки» – река). Заметьте, смородина имеется в виду растительная. А согласно «Пантеону Российских Государей», князь Олег в 880 году прибыл на Москву-реку, которая звалась тогда Смородиной (или Самородиной). Ведь и по сию пору на юго-западе столицы, в Тропаревском лесопарке протекает речка, название которой имеет две транскрипции: Смородинка и Самородинка.
Вовсе не для того, чтобы настаивать на «московитском» приоритете географического расположения мифической реки, а для характеристики ее образа стоит обратиться к текстам старинных исторических песен. Так, в записи легендарного Кирши Данилова «Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине», герой, отправляясь на службу царскую, воинскую, прибывает на берег и обращается:
А и ты, мать – быстра река,
Ты быстра река Смородина!
Ты окажи мне, быстра река,
Ты про броды кониные,
Про мосточки калиновы,
Чудесным образом он получает от нее такой ответ:
Смородина – где протекает самая страшная русская река?
Представьте себе огненную реку, по берегам которой лежат человеческие кости и черепа, а сами воды не только жутко бурлят, но и источают невыносимое зловоние. Эта почти непреодолимая преграда часто фигурирует в легендах, сказках, былинах и заговорах древней Руси. Поскольку в устном народном творчестве часто упоминаются реальные города, исторические деятели и битвы, то можно предположить, что и река Смородина имеет свои географические координаты. Так где же она протекает?
Описание
Что это за река?
Смородина (другое название Пучай-река) – это мифическая граница между миром живых и царством мертвых. Как известно, наши предки называли объективную реальность Явью, а обитель потусторонних сил – Навью. Так вот, Смородина и была своеобразным рубежом между ними. Будучи язычниками, жители Древней Руси считали, что через эту реку проходят души покойников, а попасть в иной мир и выйти оттуда живым и невредимым способен только настоящий богатырь с чистым сердцем и помыслами.
В разных былинах и сказаниях описание Смородины отличается между собой. Одни источники называют ее черной рекой со зловонными водами, отождествляя их с трупным разложением и гниением, которое происходит с телами после смерти. В других легендах и преданиях говорится об огненной реке, бурлящей чистым пламенем, что делает Смородину почти непреодолимым препятствием на пути русских богатырей.
Одноименная ягода не имеет к названию реки никакого отношения. Этот гидроним, по мнению большинства ученых, произошел от древнерусского слова «смород» (смрад) – удушливая вонь, сильный неприятный запах. Данную версию подтверждают и те былины, где Смородину именуют зловонной рекой.
Однако есть и другая гипотеза, согласно которой название реки произошло от слова «самородина», поскольку исчезновение гласных – характерная особенность древнерусского языка, отмеченная многими лингвистами. В этом случае, гидроним обозначает самородную (первозданную) реку, такой изначальный поток, возникший от древних сил бытия.
Альтернативное название Смородины – Пучай-река, хотя не все фольклористы считают, что это одно и то же. Возможно, две мифические реки со временем слились в народном сознании. Или так называли Смородину, потому что ее воды вспучиваются. То есть, постоянно бурлят.
Согласно сказаниям, над этой мифической рекой находится Калинов мост. И здесь ягода тоже не причем. Мост называют так, потому что он раскален до предела огненными водами Смородины. Пройти по нему невозможно для обычного человека. А былинный богатырь, как правило, вынужден принести что-то в жертву реке. При этом Смородина часто говорит женским голосом, пропуская через себя лишь самых достойных путников и жестоко карая тех, кто каким-либо образом согрешил или позволил себе насмехаться над рекой, что само по себе недопустимо. Граница Яви и Нави вызывала в народе священный трепет.
Былины и легенды
В русских былинах, несмотря на изрядную долю художественного вымысла и фантастичность сюжетов, встречаются и исторически достоверные факты. Например, никто не усомнится в существовании стольного града Киева, князя Владимира I Святославича (прозванного в народе Красным солнышком), да и село Карачарово, откуда родом Илья Муромец, реально расположено недалеко от города Мурома.
Если взять сказание о легендарном богатыре, то река Смородина – это третья преграда, встретившаяся на пути Ильи из Чернигова в стольный Киев-град. Первые две, которыми были непроходимые леса и черные топкие грязи, богатырь успешно преодолел. У мифической реки сидел злодей Соловей-разбойник, только после победы над ним Муромец смог пройти через Смородину.
В разных былинах и сказках проход между миром живых и царством мертвых – Калинов мост – сторожит некое мифическое создание: Змей Горыныч, чудо-юдо или Соловей-разбойник. Герою необходимо доказать, что он достоин пройти через Смородину, одолев своего антагониста. В каком-то смысле противник русского богатыря символически совпадает с Цербером – огромным трехголовым псом, который сторожит врата Аида (древнегреческого царства мертвых). А саму Смородину можно сравнить с рекой Стикс, через которую души покойников перевозил легендарный лодочник Харон.
Впрочем, древнерусские предания не менее образны. Наши предки верили, что в загробном мире правит богиня зимы и смерти Мара (Морена), которая является супругой самого Кащея Бессмертного. Поэтому былинным богатырям часто приходилось сражаться с ним в царстве мертвых. А роль перевозчика Харона у славян играл бог Велес, который помимо всего прочего (вроде заботы о приплоде скота и обильном урожае) переводил души покойников в мир Нави.
Где течет Смородина?
Если рассматривать Смородину как мифическую границу реального и потустороннего мира, то ее вряд ли можно найти на карте России. Но если искать реку, через которую перешел Илья Муромец по пути в Киев, то такая задача вполне выполнима. Наиболее достоверной кандидаткой на роль преграды, встретившейся богатырю, является река Смородина (то же самое название), протекающая по территории Брянской области недалеко от города Карачева.
Впрочем, в нашей стране сразу несколько рек имеют сходные названия. Так, гидроним Смородинавстречается в Ленинградской, Смоленской и Нижегородской областях, а Смородинка течет в Тропаревском лесопарке (Подмосковье), Владимирской, Курской и Тверской областях, в Забайкалье. В Северном Приэльбрусье есть река Смородиновая.
Если вспомнить о втором названии – Почай-река, то очень похоже называлась небольшая протока, впадающая в Днепр между Десной и Вышгородом (Киевская область Украины). Длина реки Почайны равнялась всего лишь 8 километрам. По легенде, именно в этом водоеме произошло первое в Киевской Руси массовое крещение народа, состоявшееся в 988 году. В начале XVIII века Почайна исчезла с карты, став частью Днепра после строительства судоходного канала.
Интересно, что название реки Сестры, которая протекает по Ленинградской области, на финском языке звучит как «Сьестар-йоки», что переводится как «Смородина-река». Впрочем, есть исследователи, которые считают легендарным рубежом между мирами Неву или даже Москву-реку.
Разумеется, поиски мифической Смородины – это увлекательное занятие, которому посвятили немало времени различные фольклористы, историки и географы. Не исключено, что кому-то удастся достоверно доказать, где находится былинная река. Ведь когда-то и Трою считали всего лишь мифом.
За рекой Смородиной. Сказочка про Илюшу Муромца
ЗА РЕКОЙ СМОРОДИНОЙ
За рекой Смородиной
Жил себе упырь,
Да за ним отправился
Русский богатырь.
А упырь рисуется-
Съем его с конём!
Чисто- небо хмурится
Перед ратным днём.
А упырь бахвалится-
Велика напасть!
Поиграю палицей,
Попытаю в сласть!
Изведу красивого,
Да пирог на стол!
А коня ретивого,
Под седлом, в котёл.
Ночь легла туманами,
Месяц засветил,
Над морями, странами,
Млечный Путь ожил.
Да под той дороженькой
Загрустил Илья,
Эх, кручина сложная
Братцы у меня.
Эх, была любимая,
Василиса- свет!
А теперь, где милая?
Её рядом нет!
Упырина жадная,
Да угнал в полон,
Эх, моя желанная,
Ох, как тянет в сон.
У реки Смородины
Нечисти не счесть!
Для лихой забродины,
Всё, что надо, есть.
Хмарь-туманом стелется,
Ядовитый смрад,
Позабудь про девицу!
Поезжай назад!
Ведовство серьёзное,
Опоён Илья,
Путь- дорога звёздная,
Выведи коня!
Помоги рассветная,
Огневая суть,
Утро- птица светлая,
Там, уж как-нибудь.
Ночи- птица чёрная,
Улетела в даль,
С ней исчезла вздорная,
Грусть- тоска- печаль.
Я, верну красавицу,
Закричал Илья,
Наша жизнь наладится,
Или я, не я.
Без меча тяжёлого,
Не боец Илья,
Мы навалим золота,
Среди бела дня.
А дорожка тянется
За полями, в лес,
Василиса мается,
Где Илья, исчез?
Упырина тешится,
Всё, пропал Илья!
Ох, как сладко чешутся,
На заду, чирья.
Самородки ладные,
На траве лежат,
Брось в карманы жадные!
И домой, назад.
Не кручинься молодец,
Заведёшь любовь,
Загуляешь в городе,
Да разгонишь кровь!
Нам же меч достанется,
Он зачем тебе?
С золотом обрядятся
Крылья на спине.
Калита богатая,
Да и что там, князь!
Здесь судьба горбатая,
Ни сазан, ни язь!
Эх, задача сложная,
Деньги велики,
Манит жизнь роскошная,
Да и там, долги.
Ну, а меч, он купится,
Наливной булат!
Говорят не тупится,
Да и я богат!
Тянет руки к золоту,
Вот, почти и взял,
Лучик Солнца соколом,
В правый глаз попал.
Да и конь, он тот ещё!
Сбросил седока,
Превратилось кладище,
В крылья мотылька.
Почесал он темячко,
То ли я дурак?
Ох, седое времячко,
Ох, попал в просак!
Ты прости любимая!
От Земли и встал,
Ты, родная, жди меня,
В стремя! Поскакал.
За рекой Смородиной,
Жил себе упырь,
Да за ним отправился
Русский богатырь.
Васильки с ромашками,
На душе светло!
Да кольчуга с пряжками,
Да копьё остро.
Нечисть совещается,
Что рубить с плеча!
От огня расплавится
Змей Горыныча.
На Мосту Калиновом,
Встретит он Илью,
И огнём невиданным,
Пережжёт в золу.
А, Илюша, не спешит,
Он не так уж прост,
Оглядеть с умом решил,
Тот Калинов Мост.
Вот, как если, бой на нём?
Вот Горыныч Змей,
Ведь спалит мосток огнём,
Этот лиходей!
Бой наш будет на земле,
Ладен меч и щит,
С вольной думой в голове,
У моста сидит.
Вспомнил, как носил дубы,
На приокский брег,
Как столкнул навет судьбы,
Божий человек.
Чу, движенье на мосту,
Змей! О трёх главах!
Пышет жаром за версту,
Пена на клыках.
И копьё воткнул в ноздрю,
Левой голове.
Я тебя разговорю!
Будешь лезть ко мне!
Тут, Змеюка, и чихнул,
Из последних сил,
А, Илья, мечём взмахнул,
Голову срубил.
Потекла кровища вниз,
Прямо на траву,
Тут, Илья, наметил в приз,
Праву голову.
Стукнул палицей меж глаз,
Голова к земле,
Вот и твой приходит час!
Третьей голове.
Головами мы равны!
А теперь финал!
И мечём из- за спины
Раз, и Змей упал.
Где ты Сивка! Ждёт коня,
Долго ж тебя звал!
Василиса без меня!
В стремя. Поскакал.
Василиса, Илью, ждёт,
Сидя под замком,
Потихоньку сны прядёт,
Да о том, о сём.
Вот бы деток нарожать,
Пять Христовых душ,
Волей вольною дышать,
И, Илья, мой муж.
Утром ранним приносить,
Воду из реки,
И стерлядкой хрупкой плыть,
За изгиб Оки.
Да, у двери, ходит страж,
Нечисти родня,
Письмецо, и не отдашь,
Где ты, мой Илья?
В башне, у окна грустит,
Мир- стальная сеть,
Глядь, голубушка летит!
Буду песню петь!
Ты, голубушка, моя,
Прилети к окну,
Пожалей ка, ты меня,
Да мою весну.
Сгину я, в темнице, здесь,
В замке упыря,
Отнеси Илюше весть,
Не оставь меня!
Полетела птица в высь,
В сине-небеса,
Звёзды жемчугом зажглись,
Вот же чудеса!
Млечный Путь, течёт средь тьмы,
Будто бы Ока,
Маслянистый блин Луны,
Катит в берега.
Ждёт Илью, сплетает нить,
Из любовных грёз,
Эх, судьбу не изменить,
Вот, ведь в чём вопрос?
Ночь, Илья надумал спать,
Разложил огонь,
Завтра дело начинать,
Сам пасётся конь.
Сивка ходит без седла,
Чисту воду пьёт,
Эх, родная Мать-Земля,
Силу придаёт!
Утро, в стремя богатырь,
Да, не близок путь,
Вот и камень Алатырь,
Мимо не свернуть.
Камень, с виду, так себе,
Только, что велик,
И куда вести судьбе?
К деве, иль в тупик?
На авось пойду, вперёд!
Прямо на восход,
Кто их, леших, разберёт!
Что за огород.
На три части не разнять,
Да и конь бежит,
Василису бы обнять,
Птица как кружит!
А, голубка, на плечо,
Да с плеча, в ладонь,
А под крылышком, письмо,
Стой на месте конь!
А в письме, дорожки нить,
К замку упыря,
Что же, так тому и быть!
Ты дождись меня!
Поскакал, кольчуги звон,
Меч готов, аркан,
Ну, упырь, и дух твой вон!
Старый таракан!
Через горы и леса,
Через броды рек,
Сказка, в сказке чудеса,
Добрый человек.
Не торопятся века
В нашей стороне,
Ждёт, Илью, сама Яга,
Сидя на бревне.
Чёрный кот, на пне сова,
Пауки, да мох,
Здесь не сила, голова,
Чтоб раскрыть подвох.
Конь застыл, Илья глядит,
Девица- краса!
Да изба углом стоит,
Вот тебе леса!
Говорят, что в чаще тьма,
Лешаки поют,
Тут же, нечисти нема!
За столы зовут!
На столах, что царский пир!
Осетры, да мёд,
А ещё, заморский сыр!
Так и лезет в рот!
Кот петляет вокруг ног,
Дева хороша!
Отдохну себе часок,
Выпью не спеша.
Чашу полную налил,
А, голубка, здесь,
Ты, Илья, совсем забыл
Василисы весть?
Погляди! Здесь колдовство!
Из углов рога!
Не теряет мастерство,
Старая Яга!
С глаз, Илюши, пелена!
Оглядел он двор,
Зацветает белена,
Красный мухомор.
В ступе, Старая, сидит,
И метла при ней,
А, в избушке, печь гудит,
От «живых» углей.
Ну, дела! Эй, где клюка!
Бабка, не уйдёшь!
И давай, ей, мять бока,
Ну, ядрёна вошь!
Ох, взмолилась вдруг Яга,
Отпусти сынок,
Тяжела твоя рука!
Ох, не чую ног!
Расскажу куда идти,
Где живёт упырь.
За рекой конец пути,
Славный богатырь!
Поскакал, за лесом луг,
Да река течёт,
И какой ещё недуг,
За рекою ждёт?
Богатырь спешит к реке,
Ищет мост, иль брод,
Крепко держится в седле,
Василиса ждёт.
Ух, вода «горит огнём»!,
Как тут переплыть?
Ведь сгорю, в броне, живьём!
Поубавлю прыть.
Думку думает Илья,
Как решить вопрос,
Если переплыть нельзя,
Надо ладить мост!
Солнце, Солнце помоги!
Сотвори чудес!
Краски радуги- дуги
Вылей средь небес!
Мост чудесный над рекой,
Вдруг себе возник!
Сивка, ты ещё живой?
Едем напрямик!
Звёзды, месяц, красота!
Да земля, с кулак!
Нет надёжнее моста,
Или я дурак.
Переправился Илья,
Да поправил меч,
Едет к замку упыря,
Голову отсечь.
Песню звонкую поёт,
О земле родной,
Русь, да силу придаёт!
Будет страшный бой!
Вышел на поле упырь,
Войску нет числа!
Здравствуй русский богатырь,
Смерть твоя пришла!
Рассеку на сто частей!
Растопчу конём!
Вот, не нужно мне гостей,
Ни в полночь, ни днём!
Василисе, в башне жить!
До кончины дней,
А тебе, убитым быть,
И кормить червей!
Что же, спешился Илья,
Сивку отпустил,
Эх, родная Мать-Земля,
Дай, для боя, сил!
Мне считать твои войска?
Не пришёл я ныть!
Не устала бы рука,
Басурман рубить!
Перевёл к атаке щит,
Взял из ножен меч,
Ну, упырь, и полетит,
Твоя репа с плеч!
Рубит день и рубит два,
И не ест, не пьёт,
То кистень, то булава,
Василиса ждёт!
Третий день, а ну упырь!
Выходи на бой!
Будет силой богатырь,
Меряться с тобой.
Уступать, не наша суть!
За спиной наш род!
Эх, осилим как-нибудь,
Вот пошло! Идёт!
Меч булатный просвистел,
Голова, в кусты!
И соловушка запел,
Расцвели цветы.
Василисушка спешит,
Чтоб обнять Илью,
Стол, для праздника, накрыт,
Чарочку налью.
Брагу пил, и ел икру,
Был заморский гость,
Предлагал мне фуагру,
Лягушачью кость.
Я, взашей, его прогнал,
Чтоб не портил сказ.
Рассказал, о том, что знал,
Про Илью, про нас.