Река смородина курская область

75. В. Агошков. Смородина, Снепород. Кунач, Смолен

75. В.Агошков. Смородина, Снепород. Кунач, Смоленск

*
СМОРОДИНА И СНЕПОРОД.
В нашей книге «Девятая Земля» (2006г) мы уже писали о реке Смородине:
«В учебном издании «Русское народное творчество» (1986г), авторами которого стали М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков, А.М. Новикова и другие, говорится (стр. 182), что в былинах «из городов часто упоминаются: Киев, Чернигов, Новгород, Муром (возможно, первоначально Моровск на Десне?).

Реки в былинах – это преимущественно южнорусские реки: Днепр, Пучай-река (Почайна в Киеве), река «Смородина» (Снепород, левый приток Днепра) и др.».

Поскольку гидроним Смородина взят в кавычки, то это должно означать лишь следующее: такая река, на взгляд учёных, авторов учебника, известна лишь в былинах. А тем временем в Поныровском районе Курской области течёт река Смородина, на которой расположена большая деревня Смородино (Нижнесмородино, Верхнесмородино).

Мы вспомнили об этом потому, что в качестве одного из рецензентов учебника выступила кафедра литературы Курского государственного педагогического института. Ни в коем случае не пытаемся кого-либо упрекнуть в незнании курской речки Смородины, так как нельзя объять необъятное. Однако вряд ли авторам учебника стоило приводить в качестве примера речку Снепород. Дело в том, что слишком разнятся начальные звуки: «Снепо(род)» и «Смо(родина)».

Река Снепород – (С+не+по+род) не может «рождать», поскольку она «не по роду, непородистая». Что касается реки Смородинки, то она Само+родинка, т.е. Сама рождает!

Поэтому уважаемые авторы учебника привели в качестве примера реки Смородинки не его «синоним», а «антоним» – Снепород!
И ещё. Деревни Смородинки, Смородиновки расположены в Шаблыкинском, Мценском, Должанском районах Орловской области. Речка Самородинка (так написано на карте) разделяет Орловскую и Курскую области недалеко от трассы Москва-Белгород.
В Мценске есть гора (холм) Самород – исторический центр города.

Верх Самородинка находится западнее дер. Большое Дежкино, в верх Смородин – севернее дер. Малое Рыбино Мценского района.

*
СМОРОД И КУНАЧ.
Имеется на данной территории и урочище Смородинка, а пос. Смородиновский существовал до 1969г. Лог Смородинец обозначен на реке Неруссе, и ещё два лога – Смородинный – все в Дмитровском районе.

Посёлок Теляково-Смородинка находится в Урицком, верх Левая Смородинка и ручей Смородинка – в Знаменском районах. Верх Смородинка – в Болховском, лог Смородник, дер. Родина – в Кромском районах.

Мы уже писали о «кон». Слово «конец» означает …начало, ведь «кон» и есть начало! Орловские населённые пункты по имени Кунач (дер. в Глазуновском и село – в Ливенском районах) означают не конечные пункты, а наоборот, начальные! Конец есть новое начало. Поэтому на смену ушедшим в мир иной появлялись дети, а из чрева земли сами рождались реки, которые так и называли – САМОРОД!

Всё в природе повторяется: на смену сумеркам (смерти) и ночи обязательно приходят рассвет и день: после зимы (симы – смерти?) наступают весна и лето! Конь Ильи Муромца, стукнув копытом, пробивал землю, и тут же начинался исток реки.

Недавно мы побывали на бывшей усадьбе писателя Н.С. Лескова – в хуторе Панино. Родник течёт, но верх истока был завален деревьями и землёй. Как могли, почистили руслице, и – чудо: ключ стал на метр-два выше по течению.

В Орловской области больше Смородинок, чем Самородинок. Оно и понятно: легче сказать Смородинка, чем Самородинка, тем более что название ягод получилось схоже с названием ключа. Впрочем, и смородинный кустарник мог получить своё имя всё от того же само+родина, т.е. саморождающийся. Разве это не удивительно: берём черенок с почками, но без корней, сажаем в землю, и растение принимается, растёт, даёт плоды.

Кстати, как правило, Самородинками и Смородинками именуются те речки и реки, которые берут начало у дорог.

Москва-река тоже вытекает из-под большой дороги, где, наверняка, находился или находится и до сего времени родник (ключ) с чистой водой. Здесь же был, скорее всего, и постоялый двор. Потом такие постоялые дворы станут именовать Становыми Колодезями, как это и произошло с моим родным селом Орловского района.

Есть нп. Самород и в Московской области. САМОРОД (Наро-Фоминск, Руза), река Самородинка. Сюда же, скорее всего, примыкают и р.Саморядовка, нп. Саморядово. Видим и реку Самотёк, нп. Самотовино, Самошкино, Самуйлово, Самулинка, Самынино. Что касается Самулинки, то, не исключаем того, что это имя связано со Смоленском: Самулинка=Самолинка= Смолинск=Смоленск.

ЛИНКА=Лина=Длинна? Смоленск – это длинный, долгий город, растянувшийся на много километров?! В Орловской области долгий, длинный нп. – это пгт. Долгое!

Источник

141. В. Агошков. Как у той ли реченьки Смородинки!

КАК У ТОЙ ЛИ РЕЧЕНЬКИ СМОРОДИНКИ!

БЫЛИННЫЕ РЕКИ. В учебном издании «Русское народное поэтическое творчество» (1986г), авторами которого стали М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков, А.М. Новикова и др., говорится (стр. 182), что в былинах «из городов часто упоминаются: Киев, Чернигов, Новгород, Муром (возможно, первоначально Моровск на Десне?).

Реки в былинах – это преимущественно южнорусские реки: Днепр, Пучай – река (Почайна в Киеве), река «Смородина» (Снепород, левый приток Днепра) и др.».

Поскольку гидроним Смородина взят в кавычки, то это должно означать лишь следующее: такая река, на взгляд учёных, авторов учебника, известна только в былинах.

А тем временем в Поныровском районе Курской области течёт речка Смородина, на которой расположена большая деревня Смородино (Нижнесмородино, Верхнесмородино).
Мы вспомнили об этом потому, что в качестве одного из рецензентов учебника выступила кафедра литературы Курского государственного педагогического института.

Ни в коем случае не пытаемся кого-либо упрекнуть в незнании курской речки Смородины, так как нельзя объять необъятное. Однако вряд ли авторам учебника стоило приводить в качестве примера реку Снепород. Дело в том, что слишком разнятся начальные звуки: «Снепо(род)» и «Смо(родина)».

В дальнейшем, когда мы станем говорить о «сестре Смородинки» – Самородинке, эти отличия станут ещё большими… Но вернёмся к былине.

Итак, в ста’рине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» рассказывается о том, что «прямоезжая дорожка заколодела… замуравела… ровно 30 лет. Как у той ли реченьки Смородинки… сидит Соловей-разбойник… на семи дубах, в девяти суках». Учёный-исследователь В.Путилов утверждал, что «реченька Смородинка» в русском фольклоре обозначает рубеж, разделяющий два мира.

Успешная переправа через Смородинку символизирует победу. В былинах у Смородинки нередко происходят боевые встречи богатырей с противниками.

БАЛЛАДА О МОЛОДЦЕ И РЕКЕ СМОРОДИНЕ. Упоминается речка Смородинка и в русских балладах. Центральной в цикле баллад о добром молодце можно считать песню «Молодец и река Смородина». Герой преодолевает препятствия. Среди испытаний – встреча с рекой Смородиной. По замечанию В.Путилова, это не простая, а вещая река, обладающая таинственной силой и таящая в себе смертельную опасность.

В далёкой мифологической традиции она отделяет мир живых от мира умерших; с нею и в позднем фольклоре связаны представления о важном рубеже, благополучно преодолеть который может лишь избранный.
Молодец определяет реку Смородинку быстрой: «Ты скажи мне, быстра река!». Смородина пропустила Молодца, да он стал похваляться: «А сказали про быстру реку Смородину: не пройти, не проехати ни пешему, ни конному – она хуже, быстра река, тое лужи дожжевыя!»

Когда же воротился Молодец, то не узнал Смородину,
Того броду кониного./
Он мосточку калинова // Не увидел молодец.
Поехал-де молодец Он глубокими омуты… //
Перевозу частого // Не нашёл добрый молодец.

Расправилась с молодцем река Смородина и сказала:

«Не я тебя топлю, Безвременного молодца.
Топит тебе, молодец, // Похвальба твоя, пагуба».

Интересно, что дальше в балладе говорится о том, что

Утонул добрый молодец
Во Москве-реке, Смородине…

МЕСТНЫЕ СМОРОДИНКИ. Действительно, на первый взгляд, речка Смородина существует только в народном эпосе, если даже в балладе она соотносится с Москвой-рекой. Быстрыми у нас зовут и Сосну, и Оку: так что и их можно назвать Смородинками. Но это, видимо, не так. Мы уже писали о том, что есть речка Смородина в Поныровском районе Курской области. Имеются Смородинки и на Орловщине. Так, деревни Смородинки расположены во Мценском и Должанском районах. Есть деревня Смородиновка и в Шаблыкинском районе.

Когда материал о деревнях Смородинках прошёл в областной газете «Орловская правда», то некоторые читатели упрекнули меня в том, что ДЕРЕВНИ СМОРОДИНКИ ещё не довод в пользу РЕЧЕК СМОРОДИНОК. Уверен, что деревни Смородинки как раз находятся (в крайнем случае, находились в пору своего образования) на берегах речек и ручьёв Смородинок!

Деревня Смородиновка расположена на левом берегу реки Навли, чуть южнее села Навля.
Оба имени обозначают одно и то же: «нечистое», смрадное, смертное место. Село Навля и дер. Смородиновка расположены в полутора-двух километрах от большака Шаблыкино – Карачев. А два века назад у слободы Навли (чуть восточнее) проходил тракт Карачев – Кромы. А там, где имелась Большая Дорога, там творились и большие истории.
Не исключено, что именно недалеко от тракта и начинал свой бег ручей Смородина. Илья Муромец не мог не следовать из Карачева в Кромы и южнее, в Киев, именно этой дорогой.

Как-то находясь в Пенновской сельской администрации Троснянского района Орловской области, услышал всё о той же речке Смородинке. Впрочем, меня тут же поправили: не Смородинка, а Самородинка. Тут же вспомнилась гора САМОРОД во Мценске, на которой в 1996 году провели празднование 850 –летия Мценска.

А есть ещё ручей Самород, расположенный юго-западнее дер. Змеёвка Троснянского района, который делит Орловскую и Курскую области. Верх Самородинка находится западнее дер. Большое Дежкино Мценского района.

Не исключено, что дер. Саморядова Знаменского района также связана с именем Самородова. Верх Смородин видим севернее дер. Малое Рыбино Мценского района. Лог Смородинец обозначен на реке Неруссе, в Дмитровском районе. Посёлок Теляково-Смородинка находится в Урицком районе. Здесь же был до 1975 года пос. Смородинка. Ручей Смородинка течёт в Знаменском районе.

В Болховском районе существует верх Смородинка, в Должанском и Мценском районах – деревни Смородинка. Урочище Смородинка расположено во Мценском районе. Верх Левая Смородинка – в Знаменском районе; здесь же, конечно, верх Правая Смородинка. Два лога – Смородинный – видим в Дмитровском районе. Посёлок Смородиновский существовал до 1969г во Мценском районе. Другой вариант имени – Смородинный.
Лог Смородник – в Кромском районе.

Итак, мы назвали два десятка топонимов (гидронимов) с основами Самород – Смород. Не исключено, что и кустарник смородина назван так потому, что он сам себя родит. Считаем, что любой РОДНИК – это САМОРОДНИК – Самородинка. Потом слово родник было потеснено словом ключ (колюч – колоч-колокол).

Источник

Где протекает река Смородина

Река смородина курская область. skazki 0155 1. Река смородина курская область фото. Река смородина курская область-skazki 0155 1. картинка Река смородина курская область. картинка skazki 0155 1. 75. В.Агошков. Смородина, Снепород. Кунач, Смоленск

Представьте себе огненную реку, по берегам которой лежат человеческие кости и черепа, а сами воды не только жутко бурлят, но и источают невыносимое зловоние. Эта почти непреодолимая преграда часто фигурирует в легендах, сказках, былинах и заговорах древней Руси. Поскольку в устном народном творчестве часто упоминаются реальные города, исторические деятели и битвы, то можно предположить, что и река Смородина имеет свои географические координаты. Так где же она протекает?

Что это за река?

Смородина (другое название Пучай-река) – это мифическая граница между миром живых и царством мертвых. Как известно, наши предки называли объективную реальность Явью, а обитель потусторонних сил – Навью. Так вот, Смородина и была своеобразным рубежом между ними. Будучи язычниками, жители Древней Руси считали, что через эту реку проходят души покойников, а попасть в иной мир и выйти оттуда живым и невредимым способен только настоящий богатырь с чистым сердцем и помыслами.

В разных былинах и сказаниях описание Смородины отличается между собой. Одни источники называют ее черной рекой со зловонными водами, отождествляя их с трупным разложением и гниением, которое происходит с телами после смерти. В других легендах и преданиях говорится об огненной реке, бурлящей чистым пламенем, что делает Смородину почти непреодолимым препятствием на пути русских богатырей.

Одноименная ягода не имеет к названию реки никакого отношения. Этот гидроним, по мнению большинства ученых, произошел от древнерусского слова «смород» (смрад) – удушливая вонь, сильный неприятный запах. Данную версию подтверждают и те былины, где Смородину именуют зловонной рекой.

Однако есть и другая гипотеза, согласно которой название реки произошло от слова «самородина», поскольку исчезновение гласных – характерная особенность древнерусского языка, отмеченная многими лингвистами. В этом случае, гидроним обозначает самородную (первозданную) реку, такой изначальный поток, возникший от древних сил бытия.

Альтернативное название Смородины – Пучай-река, хотя не все фольклористы считают, что это одно и то же. Возможно, две мифические реки со временем слились в народном сознании. Или так называли Смородину, потому что ее воды вспучиваются. То есть, постоянно бурлят.

Согласно сказаниям, над этой мифической рекой находится Калинов мост. И здесь ягода тоже не причем. Мост называют так, потому что он раскален до предела огненными водами Смородины. Пройти по нему невозможно для обычного человека. А былинный богатырь, как правило, вынужден принести что-то в жертву реке. При этом Смородина часто говорит женским голосом, пропуская через себя лишь самых достойных путников и жестоко карая тех, кто каким-либо образом согрешил или позволил себе насмехаться над рекой, что само по себе недопустимо. Граница Яви и Нави вызывала в народе священный трепет.

Былины и легенды

В русских былинах, несмотря на изрядную долю художественного вымысла и фантастичность сюжетов, встречаются и исторически достоверные факты. Например, никто не усомнится в существовании стольного града Киева, князя Владимира I Святославича (прозванного в народе Красным солнышком), да и село Карачарово, откуда родом Илья Муромец, реально расположено недалеко от города Мурома.

Если взять сказание о легендарном богатыре, то река Смородина – это третья преграда, встретившаяся на пути Ильи из Чернигова в стольный Киев-град. Первые две, которыми были непроходимые леса и черные топкие грязи, богатырь успешно преодолел. У мифической реки сидел злодей Соловей-разбойник, только после победы над ним Муромец смог пройти через Смородину.

В разных былинах и сказках проход между миром живых и царством мертвых – Калинов мост – сторожит некое мифическое создание: Змей Горыныч, чудо-юдо или Соловей-разбойник. Герою необходимо доказать, что он достоин пройти через Смородину, одолев своего антагониста. В каком-то смысле противник русского богатыря символически совпадает с Цербером – огромным трехголовым псом, который сторожит врата Аида (древнегреческого царства мертвых). А саму Смородину можно сравнить с рекой Стикс, через которую души покойников перевозил легендарный лодочник Харон.

Впрочем, древнерусские предания не менее образны. Наши предки верили, что в загробном мире правит богиня зимы и смерти Мара (Морена), которая является супругой самого Кащея Бессмертного. Поэтому былинным богатырям часто приходилось сражаться с ним в царстве мертвых. А роль перевозчика Харона у славян играл бог Велес, который помимо всего прочего (вроде заботы о приплоде скота и обильном урожае) переводил души покойников в мир Нави.

Где течет Смородина?

Если рассматривать Смородину как мифическую границу реального и потустороннего мира, то ее вряд ли можно найти на карте России. Но если искать реку, через которую перешел Илья Муромец по пути в Киев, то такая задача вполне выполнима. Наиболее достоверной кандидаткой на роль преграды, встретившейся богатырю, является река Смородина (то же самое название), протекающая по территории Брянской области недалеко от города Карачева.

Впрочем, в нашей стране сразу несколько рек имеют сходные названия. Так, гидроним Смородинавстречается в Ленинградской, Смоленской и Нижегородской областях, а Смородинка течет в Тропаревском лесопарке (Подмосковье), Владимирской, Курской и Тверской областях, в Забайкалье. В Северном Приэльбрусье есть река Смородиновая.

Если вспомнить о втором названии – Почай-река, то очень похоже называлась небольшая протока, впадающая в Днепр между Десной и Вышгородом (Киевская область Украины). Длина реки Почайны равнялась всего лишь 8 километрам. По легенде, именно в этом водоеме произошло первое в Киевской Руси массовое крещение народа, состоявшееся в 988 году. В начале XVIII века Почайна исчезла с карты, став частью Днепра после строительства судоходного канала.

Интересно, что название реки Сестры, которая протекает по Ленинградской области, на финском языке звучит как «Сьестар-йоки», что переводится как «Смородина-река». Впрочем, есть исследователи, которые считают легендарным рубежом между мирами Неву или даже Москву-реку.

Разумеется, поиски мифической Смородины – это увлекательное занятие, которому посвятили немало времени различные фольклористы, историки и географы. Не исключено, что кому-то удастся достоверно доказать, где находится былинная река. Ведь когда-то и Трою считали всего лишь мифом.

Источник

Река Смородина и Калинов Мост

Река смородина курская область. 860 604 420 1. Река смородина курская область фото. Река смородина курская область-860 604 420 1. картинка Река смородина курская область. картинка 860 604 420 1. 75. В.Агошков. Смородина, Снепород. Кунач, Смоленск

Во многих русских народных сказках и былинах упоминается некая река Смородина, берег которой устлан костями человечьими. Сюда являются богатыри, чтобы защитить родную землю от нападения чудовищ. Общепринято мнение, высказанное авторитетным исследователем сказок В.Я. Проппом, что легендарная река есть не что иное, как рубеж жизни и смерти, место перехода между мирами, граница Яви и Нави. Вовсе не собираясь с этим спорить, рискну все-таки предложить к обсуждению вопрос: почему же именно так она называлась и каковою силой обладала? Наиболее распространены следующие смыслы: огненная, дымная, смрадная, зловонная, наполненная нечистотами. Кроме того, корень связывается с понятием мора, смерти. Сторонники такого подхода подчеркивают, что никакого отношения к растительной «тезке» река Смородина не имеет. С одной стороны, действительно, описывая «смород», В. Даль отмечает, в первую очередь, значение: «сильная духота, вонючий, удушливый запах, гарь, угар, чад, смердячий дух, особенно пригорелый». С другой стороны, он упоминает и смородину как куст и ягоду (название которой происходит «от удушливого запаху ее»), а с третьей – отсылает к понятию пчелиной матки (!).

Нелишним будет вспомнить, что пчела в традиции наших предков связана с космогонией, в частности, с образом Мирового Дерева и происхождением людей (согласно мифологии, богиня Лада породила русичей от вибраций Небесного Пчельника). Она же у славян являлась символом души (в том числе, имела отношение к культу мертвых), а в христианской символике олицетворяет воскрешение и бессмертие души, предстает атрибутами святых Егория и Ильи.

Кроме того, тот же В. Даль в другой словарной статье называет смородину ягодой – поречкой, то есть растущей по берегам. Вот к этой статье давайте и обратимся, речь в ней идет о самородности. Известно, что в древней письменности славян гласные опускались, поэтому вполне резонно предположить, что изначально смородина могла быть самородиной. Тогда одноименная река могла означать поток древний, ведущий отсчет своего существования от первичных сил мироздания.

При этом совершенно отчетливо просматривается смысловая близость слова к понятию самородка, под которым с давних пор понималось природное в противопоставление искусственному, а также иносказательно обозначался носитель особых талантов и качеств. Что и говорить, русло Смородины место необычное, знаковое, и не зря же именно здесь сражались с чудовищами, угрожавшими Руси святой, былинные богатыри и сказочные герои.

Начиная с конца XIX века и по наши дни энтузиасты-исследователи отыскивают ее на карте европейской части России, Кавказа и Украины. Топонимические ориентиры, т.е. географические названия, близкие сюжетам былин и сказок, находят, в частности, в Курской, Смоленской, Ленинградской областях, в Приэльбрусье и в Москве.

Любопытно, например, что название реки Сестры, что под Петербургом, имеет финское происхождение: Систерйоки («систер» – смородина, «йоки» – река). Заметьте, смородина имеется в виду растительная. А согласно «Пантеону Российских Государей», князь Олег в 880 году прибыл на Москву-реку, которая звалась тогда Смородиной (или Самородиной). Ведь и по сию пору на юго-западе столицы, в Тропаревском лесопарке протекает речка, название которой имеет две транскрипции: Смородинка и Самородинка.

Вовсе не для того, чтобы настаивать на «московитском» приоритете географического расположения мифической реки, а для характеристики ее образа стоит обратиться к текстам старинных исторических песен. Так, в записи легендарного Кирши Данилова «Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине», герой, отправляясь на службу царскую, воинскую, прибывает на берег и обращается:
А и ты, мать – быстра река,
Ты быстра река Смородина!
Ты окажи мне, быстра река,
Ты про броды кониные,
Про мосточки калиновы,
Перевозы частые!

Чудесным образом он получает от нее такой ответ:
Провещится быстра река
Человеческим голосом,
Да и душой красной девицей:
«Я скажу те, быстра река,
Добрый молодец,
Я про броды кониные,
Про мосточки калиновы,
Перевозы частые:
Со броду кониного
Я беру по добру коню,
С перевозу частого –
По седелечку черкесскому,
Со мосточку калинова –
По удалому молодцу,
А тебя, безвремянного молодца.
Я и так тебя пропущу».

Благополучно достигнув другого берега и отъехав на пару верст, незадачливый путник стал «своим глупым разумом» похваляться тем, как удачно переправился, а вместо благодарности сравнил Смородину, имевшую славу неприступного препятствия, с дождевую лужей. Позвала тогда река хвастуна обратно, сославшись на недостаточное вооружение и предрекая скорую встречу с врагом, а когда он стал возвращаться, то оказался в омуте… Взмолился бедолага и услышал в ответ:
Не я тебя топлю,
Безвремянного молодца,
Топит тебя, молодец,
Похвальба твоя, пагуба!

Этот сюжет явно демонстрирует не только волшебные свойства реки, но и ее полномочия в решении вопроса о жизни и смерти, а также показывает как ее великодушие, так и строгость наказания. Заметьте, герой ничуть не усомнился в предсказательных способностях собеседницы, да и обращается к ней уважительно, называя «мать – быстра река».

В повествовании «А князь Роман жену терял» (вообще-то он ее убил), говорится:
Жену терял: он тело терзал,
Тело терзал – во реку бросал,
Во ту ли реку во Смородину.

Здесь явно присутствует мифологема, связанная со смертью, причем насильственной, но опять никаких прямых упоминаний об огне и т.п. Быть может, имеется в виду способность священного водного потока очистить душу несчастной, направив ее в подобающее место для дальнейшего существования?

Наконец, к Смородине обращались за предсказанием. Вот, например, фрагмент поэтического текста «Князь Роман и братья ливики»:
Собирал он силы девять тысячей,
Приходил он ко реке ко Смородине
Сам говорил таковы слова:
«Ай же вы, дружинушка хоробрая!
Делайте дело повеленое:
Режьте жеребья липовы,
Кидайте на реку на Смородину…
Которой силе быть убитой».

Здесь мы имеем подтверждение тому, что река была вещей. Упоминается она и в ряде былин («Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), но в них опять-таки не говорится об огненной природе. Судите сами: «…река Смородина бурливая, болота, топи глубокие…»; «Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается… И в сказках «Иван Быкович», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» нет огненной характеристики.

Все это свидетельствует о том, что смрадность – огненность и т.п. как ведущие характеристики образа Смородины, насколько бы устойчивыми не представлялись, все-таки не могут считаться единственной версией, претендующей на истинную. По крайней мере, стоит допустить многозначность его в качестве древнего символа.

Это уместно хотя бы потому, что с течением времен случалось, что образы, изначально бывшие самостоятельными, смешивались. Подобное имело место еще в античные времена: в поздний их период греки и римляне путали реку Стикс (через которую переправлялись души умерших) с двумя другими, вытекавшими из Аида: Летой (рекой забвения) и Ахероном (рекой скорби). Вот и Смородину иногда называют то Забыть-рекой, то Пучай-рекой, хотя достаточных доказательств того, что они являются одним и тем же, нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *