Рош а шана ежевика
Празднуем Рош а-Шана: традиции и рецепты
30 сентября наступает 5780 год от сотворения мира по еврейскому календарю! Готовиться к празднованию Нового года — Рош а-Шана — иудеи начинают уже накануне и готовят традиционные еврейские блюда
Рош а-Шана — начало года, первый день месяца тишрей, который соответствует примерно сентябрю-октябрю, день, в который был сотворен мир. Считается, что Рош а-Шана Всевышний взвешивает поступки людей за прошедший год и определяет их будущую судьбу. Поэтому после праздничных молитв все поздравляют друг друга так: «Желаю вам, чтобы ваша судьба была записана на хороший год и чтобы решение об этом было запечатано».
В Рош а-Шана желают друг другу сладкого года, поэтому даже хлеб обмакивают в мед — и так в течение всего месяца тишрей, до конца праздника Кущей. На стол подают блюда, напоминающие о важности момента, символизирующие просьбы к Всевышнему о прощении, об отвращении врагов и всевозможных несчастий, благословении на грядущее, о благополучии и благоденствии.
Основное благословение новогоднего стола: «Дай нам, Боже, стать во главе, а не в хвосте». При этом подают блюдо, сделанное из головы, чаще – бараньей, или голову от фаршированной рыбы. Также принято готовить блюда из свеклы, моркови, лука-порея, фиников, граната.
Как пожелание сладкого нового года на Рош а-Шана принято подавать медовую коврижку Леках. Первые рецепты такого медового хлеба с пряностями были известны еще до X века!
Цимес — не просто закуска, это одно из немногих сладких блюд, которые были доступны беднякам. Но на столах богатых людей оно тоже неизменно присутствовало, как напоминание о том, что приговор Небесного Суда может обратиться в разные стороны, ведь слово «морковь» на иврите созвучно слову «приговор».
Традиционный еврейский хлеб Хала, заплетенный в косичку, обязательно есть на иудейском столе каждую субботнюю или праздничную трапезу. Перед Рош а-Шана халы делают круглыми или в виде восьмерки — намек на завершение годового цикла и память о бесконечности живой души.
Блюда из баранины всегда были на столе в Новый Год. Ведь именно тогда произошло жертвоприношение Исаака и в последнюю секунду Авраам увидел агнца, которого Господь ему послал, поняв, что Авраам испытание свое прошел. Во многих еврейских общинах Ирана, Ирака и Курдистана традиционным блюдом стали тефтели из баранины – кюфта. А еще на Рош а-Шана принято подавать на стол только что созревшие плоды. В данном случае это айва, которая прекрасно дополнит соус к тефтелям.
Фрикадельки из баранины с орехами пинии и айвой
Форшмак одно из самых известных и простейших еврейских блюд. Селедка, простая и доступная рыба, непременно присутствует на столе в обычные дни, а в торжественные дни преображается в праздничный форшмак.
Рош hа-Шана
Рош hа-Шана ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה | |
---|---|
Шофар, сделанный из рога барана | |
Тип | Еврейский |
иначе | Еврейский Новый год |
также | Йом hа-Дин / Йом Труа |
Значение | Начало года |
Установлен | Сотворение мира / из Торы |
в период с | 1 тишрей |
по | 2 тишрей |
Празднование | синагога, семья |
Традиции | Молитва в синагоге, шофар. Запрет работы. Традиционная еда: круглая хала, яблоки с мёдом, голова рыбы, гранат. |
Связан с | Йом Киппур |
Рош hа-Шана (ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה , букв. «голова года») — Новый год, празднуемый в первый и второй дни месяца тишрей (тишри) по еврейскому календарю (выпадает на сентябрь-октябрь).
В ТаНаХе первым месяцем года считается весенний месяц авив, позднее названный нисан, когда евреи вышли из Египта. Праздник же первого дня седьмого месяца тишрей назван днём «священного собрания», когда положено не работать, трубить в шофар и совершать жертвоприношения (Лев.23:23–25; Чис.29:1–6).
В седьмой месяц (тишри), в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание Рош hа-Шана и Йом Кипур относятся к числу наиболее важных еврейских праздников. СодержаниеИстория праздникаВ библейские времена понятие Рош hа-Шана сильно отличалось от современного. Первым месяцем года считался тогда не тишрей, а весенний месяц авив, позднее названный нисан. Неизвестно, как отмечалось в то время его начало. Праздник же 1-го дня тишрей, тогда бывшего седьмым месяцем, назван днем «священного собрания», когда положено не работать, трубить в трубы и совершать жертвоприношения (Лев. 23:23–25; Чис. 29:1–6; слово шофар не упомянуто). Праздник длился один день; двухдневное празднование появилось в связи с трудностью точно определить новолуние. Аккадское название «тишрей» — по-видимому, от корня шеру — означает `начинать`. Среди древних семитов было обычным относить начало года ко времени сбора позднего урожая, то есть к осени. Гезерский календарь начинается с двойного месяца «сбора плодов», когда начиналась и продажа собранного зерна. Поэтому представляется вероятным, что библейский праздник седьмого месяца в своем истоке отмечал начало сельскохозяйственного года. Значение праздникаВ Мишне [1] наряду с праздником седьмого месяца (тишрей) перечислены ещё три дня в году, также называемые Рош hа-Шана: «Четыре [дня, которые называются] Рош hа-шана, это: первое нисана – новый год для царей и для праздников; первое элула – новый год для десятины от скота, но раби Эльазар и раби Шимон говорят: первое тишрея. Первое тишрея – новый год для [обычных] лет, для шмиты и йовеля, для посадок и для овощей; первое швата, по словам школы Шамая, – новый год для деревьев, а школа Ѓилеля говорит: пятнадцатое» В эти дни на небесах выносится решение: кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Творца. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее, искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник. В эти дни верующий отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу. С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Дни Трепета» или «Десять дней раскаяния», заканчивающиеся Йом-Кипуром. Законы праздникаИногда вначале читают молитву, составленную великим раввином Хи-да. После этого трижды трясут краями одежды, как бы сбрасывая грехи в воду. Этот обычай называется Ташлих и подтверждается Писанием, говорящим: «Вытряхнул я полы свои и сказал: Так вытряхнет Бoг каждого. » (Нехемия, 5). Праздничная cлужбаПодобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве. Молитвы, читаемые в Рош hа-Шана, должны содержать Выносятся два свитка Торы, по одному из которых читают «И вспомнил Бoг о Сарре» (Быт.21 потому что Всeвышний ответил Сарре в Рош hашана). После того, как пять человек прочитают Тору, шестой читает по второму свитку Мафтир Чис.29:1–6, – отрывок, взятый из недельного раздела Пинхас и посвященный жертвоприношениям Рош hашана. Затем в качестве hафтары читают главу из Танаха, посвященную молитве Ханы (Шмуэлъ I, 2) – ведь и о Хане вспомнил Всeвышний в Рош hа-шана. Эта молитва стала основой девяти благословений в Мусафе – одной из молитв, читаемых в Рош hа-шана. Во второй день праздника вызывают к Торе пять человек, которые читают главу о жертвоприношении Ицхака Быт.22. Она выбрана для того, чтобы заслуги Ицхака были учтены в день суда над его потомками. По второму свитку Торы читают тот же Мафтир, что и в первый день, а после этого в качестве hафтары – отрывок из Книги Йирмеяhу Иер.31:2–20. Характерная черта празднования Рош hа-Шана — трубление во время синагогальной службы в шофар. Рош ха-Шана 2019: традиции и обычаи еврейского нового годаПо еврейской традиции, именно в Рош ха-Шана определяются судьбы и события на последующие 12 месяцев. Дословно Рош Ха-Шана (Рош аШана, Рош хашана), в переводе с иврита, означает «голова года». Sputnik Грузия рассказывает о празднике Рош ха-Шана, а также о Рош ха-ШанаС тех давних пор в первый день месяца Тишрей Бог творит суд над человечеством и определяет людские судьбы на последующие 12 месяцев. Впервые упоминается Рош Ха-Шана в Миш По древней еврейской традиции, в новогодние дни, в синагогах трубят в шофар. Это ритуальный духовой музыкальный инструмент из бараньего рога, звуки которого вызывает верующих на суд Божий и призывает покаяться, переосмыслив свои поступки. Поэтому, в месяц Элул, предшествующий еврейскому Новому году, верующие, по традиции, отчитаются в совершенных поступках и сказанных словах и просят прощение. Исправить приговор, вынесенный Господом в Рош ха-Шана можно в течение первых 10 дней еврейского Нового года. Поэтому, евреи, по традиции, в эти дни желают друг другу «хорошего приговора». Завершается десятидневный период покаяния постом — Судным днем или Йом Кипур. День искупления иудеи отмечают 10 числа месяца Тишрей – в 2019-м он выпадает на 9 октября. Традиции и обычаи Нового годаПраздничную трапезу, по обычаю, завершают благословением — евреи благодарят Господа за еду, город Иерусалим, землю Израиля и все хорошее, что получают от Него ежедневно. Особая торжественная служба, во время которой трубят в шофар, по традиции, проходит в синагоге первого Тишрея утром. В рог не трубят, если служба в честь Рош ха-Шана выпадает на «Шаббат», то есть субботу, поскольку в перечень запрещенной «работы» входит и игра на музыкальных инструментах. В первые два дня Тишрея, по обычаю, запрещена любая работа, кроме приготовления пищи. В Новый год евреи, по обычаю, во второй половине дня идут к водоему – они бросают хлебные крошки в воду, символически скармливая рыбам свои грехи. В еврейский Новый год, по обычаю, дарят друг другу подарки, а тем, кто живет далеко отправляют открытки и посылки. Материал подготовлен на основе открытых источников
|