с каких лет можно сесть за руль
С какого возраста можно обучаться на права: новые правила 2021 года
В апреле 2021 года все граждане РФ, которым исполнилось 16 лет могут пойти автошколу и пройти обучающий курс, после которого можно сдавать экзамен на права. Многие подростки ждали, когда постановление вступит в силу, и можно будет на законных основаниях садиться за руль. Появились новые формулировки для обозначения инструкторов и учеников, теперь их называют «обучающий вождению» и «обучающийся». Появилась разница в возрастных ограничениях для сдачи на права категории В и других категорий.
С какого возраста можно учиться в автошколе
После проведения реформ у многих остались вопросы, например, со скольки лет можно учиться вождению. В России проходить обучение в автошколе можно с 16 лет на мопедах, мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях. В правилах дорожного движения есть пункт 21.4, в котором указаны минимальные возрастные пороги для учебы в автошколе.
Обучающимся дают водить автомобиль на специально отведенных площадках, и после этого под руководством инструктора «выпускают» в город.
C 18 лет можно отрабатывать навыки на категории D, D1, в случае, если гражданин проходит воинскую службу, и будет ездить за рулем автобусов, которые являются собственностью ВС Российской Федерации.
В автошколы принимают даже старшеклассников с согласия родителей, но не допускают до сдачи экзамена, пока ученики не достигнут возраста, установленного в законодательстве РФ.
С какого возраста можно сдавать на права (категория В)
Важно не путать понятия «сдавать экзамен в ГИБДД» и «получать права». В законодательстве Российской Федерации существуют большие различия между терминами. В силу возрастных ограничений на экзамен в ГИБДД могут попасть не все желающие после выпуска с автошколы.
С какого возраста можно сдавать на права других категорий
Водительское удостоверение дает человеку стать мобильным, и ездить за рулем транспортных средств. В России возрастные пороги для каждого вида транспорта установлены на законодательном уровне
Существует ряд требований для различных видов транспорта:
Гражданам, которые были в армии и получили водительское удостоверение во время службы, разрешается ездить за рулем военного автобуса с 18 лет. (Гражданским общественным транспортом можно управлять после того, как человеку исполнится 21 год.
В Российской Федерации можно начинать ездить одному за рулем автомобиля с 18 лет, отдельные категории транспорта становятся доступными для управления в более позднем возрасте (21 год). Начинающим водителям нужно понимать, что правила равны для всех, и в них нет исключений ни для какой категории граждан.
Категория | С какого возраста можно учиться в автошколе | Возраст, с которого можно сдавать экзамен в ГИБДД | Примеры транспортных средств |
М | 16 лет | 16 лет | мопеды |
А | 16 лет | 16 лет | мотоциклы |
В | 16 лет | 17 лет | легковые автомобили |
С | 16 лет | 17 лет | грузовые автомобили |
D | 21 год | 21 год | автобусы |
Tb | 21 год | 21 год | троллейбусы |
Tm | 21 год | 21 год | трамваи |
Ученикам автошкол нужно понимать, что не всегда получается сдать экзамен в ГИБДД с первого раза. Необходимо внимательно изучить правила пересдачи экзаменов, но лучше пробовать правильно применять полученные знания с первого раза.
Когда оптимально начать учиться вождению
В России достаточно строгие возрастные ограничения на получение водительского удостоверения и на самостоятельное управление автомобилем. Многие начинающие водители садятся за руль на проселочных дорогах под руководством старших родственников задолго до посещения автошколы. Считается, что оптимальный возраст для получения навыков вождения – это 16-18 лет, когда быстро усваивается информация и у человека хорошая реакция. Кандидат в водители может подать документы на обучение с согласия родителей.
В других странах возрастные ограничения сильно отличаются:
Судя по опыту других стран права в 16 лет становятся нормой, поэтому отечественным автомобилистам нужно быть готовым, что на дорогах станет больше молодых водителей.
Инструкторы в автошколах советуют проходить обучение весной или осенью, хотя многие ученики сомневаются, стоит ли идти на практику в плохую погоду. Смена погодных условий позволит потренироваться ездить в дождь, когда дорожное покрытие скользкое, и нужно учиться рассчитывать дистанцию между машинами, в период первых заморозков, когда на асфальте появляется первый лед, и нужно тренировать навыки экстренного торможения.
Есть приверженцы летнего обучения по сухим дорогам, когда машина не буксует в снегу и нет заносов. В теплое время года учиться значительно легче, но если будущий водитель хочет уверенно чувствовать себя на дороге независимо от погодных условий, то ему нужно тренироваться осенью и зимой. Особое внимание стоит уделить парковке: выполнять упражнения заезд в гараж, параллельная парковка вдоль дороги.
Чтобы стать первоклассным водителям нужно учиться и практиковаться под руководством лучших инструкторов. В нашей автошколе работают только опытные специалисты, которые помогут вам стать асами в вождении. Ждем всех желающих вместе с родителями у нас!
Лекарства, из-за которых можно лишиться прав 09:11, 6 октября 2021 Версия для печати
За употребление алкоголя или наркотиков за рулем можно лишиться прав на 1,5-3 года и заплатить штраф (30 тысяч рублей за первое и 50 — за повторное нарушение). О том, что лекарства могут привести к точно таким же последствиям, знает не каждый.
Я болезни не боюсь, и вообще я не лечусь
Как относиться к собственному здоровью, конечно, дело личное. Но стоит учитывать: управлять автомобилем в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, запрещает п. 2.7 ПДД РФ. Что считать таким состоянием? К сожалению, об этом не сказано ни в одном пункте правил. Например, можно ли отнести в эту категорию состояние студента после бурной ночи за чтением конспектов, или чувства многодетной мамы, спешащей развезти детей по школам-садикам? История умалчивает. Впрочем, и санкций за нарушение этого пункта правил КоАП не предусматривает.
Однако есть два других важных момента. Во-первых, именно увидев такое «утомленное» состояние, инспектор ГИБДД с большей вероятностью может попросить «дыхнуть в трубочку». И формально будет прав, поскольку к признакам опьянения относятся, скажем, нарушение речи и поведение, не соответствующее обстановке. Во-вторых, тот же самый пункт 2.7 правил запрещает управлять автомобилем «под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание». Таким образом, если предстоит сесть за руль, перед приемом какого-то медицинского препарата надо заглянуть в инструкцию и найти пункт о влиянии на управление транспортными средствами и механизмами.
Примечательно, что в инструкции, скорее всего, не будет содержаться столь понятного русской культуре однозначного запрета. Вероятно, там встретится примерно следующая формулировка: «Средство может вызвать сонливость, поэтому во время лечения не рекомендуется управлять автомобилем».
Согласитесь, звучит довольно обтекаемо. Однако подобная формулировка — первый звоночек, что вам нужно сделать выбор: или руль, или лекарство. Одно дело, если препарат слегка снижает скорость реакции, как бывает с некоторыми антигистаминными средствами (то есть таблетками от аллергии). Хотя от таких лекарств у некоторых пациентов глаза действительно могут «налиться тяжестью» и за руль после них лучше не садиться. Но все же однозначного запрета нет и сам факт их употребления не ведет к лишению прав. Совсем другое дело, если вы приняли лекарство, в состав которого входят вещества, внесенные в «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Вот тут уже существуют законные основания для лишения водительских прав. И не надо думать, что такая ситуация вас никогда не коснется. Как вы поймете дальше, о неожиданных свойствах некоторых лекарств многие даже не подозревают.
Осторожности при вождении после применения требует даже безобидная валерьянка. Но предупреждение об этом в инструкции к препарату, написанное мелким убористым шрифтом, во всех смыслах не читается
В первую очередь под запрет употребления перед поездкой попадают все спиртосодержащие лекарства — например, настойки, включая печально известную настойку боярышника. Но с такими лекарствами как раз все понятно именно из-за спирта в их составе. Хуже, когда лекарство содержит вещество, которое даст положительный тест при проведении проверки на наркотики. Одно из таких распространенных веществ — фенобарбитал. Он входит в состав некоторых седативных препаратов — например, столь популярных в России валидола, валосердина, валокордина и корвалола. Также фенобарбитал включен в состав некоторых спазмоанальгетиков, к которым относятся «Тетралгин» и «Андипал».
— Барбитуратсодержащие препараты находятся на первом месте среди лекарств, которые являются причиной ошибочного привлечения водителей к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП. Многие комбинированные препараты, начиная с «Пенталгина», «Седальгина» и заканчивая распространенными валокордином, корвалолом и валосердином, содержат барбитураты в микродозе, которая в терапевтических концентрациях не приводит к опьянению. В таких дозах вещество обладает легким успокаивающим эффектом, но держится долго — 7–10 дней. То есть если человек неделю назад принял капли валокордина, то в течение недели он находится в группе риска по привлечению к административной ответственности, — пояснил Дрому врач психиатр-нарколог Александр Ковтун.
Хотя кажется, что лишить водительских прав из-за запрещенных веществ в крови могут исключительно наркозависимых, в действительности пострадать могут и законопослушные граждане, употребившие «не то» лекарство.
А еще водительских прав можно лишиться не только из-за препаратов с барбитуратами и кодеином в составе, но и из-за некоторых противовирусных средств.
Наконец, еще одна потенциально опасная для водителей группа препаратов — нейролептики, антидепрессанты и транквилизаторы. Несмотря на то, что данные лекарственные средства принимаются по назначению врача, их обнаружение в моче или крови водителя также может привести к лишению прав.
— Пока это ни законодателем, ни исполнителем — Минздравом — не урегулировано. К примеру, антидепрессанты принимаются длительно, а адаптация к ним происходит в течение трех-семи дней. После этого срока они не обладают затормаживающим свойством, тем не менее их прием чреват лишением прав. Ведь концентрация не важна, она имеет по закону второстепенное значение, — поясняет Александр Ковтун.
Ты наркоман что ли?!
Примерно такая реакция будет у сотрудника ГИБДД, который остановит водителя, от которого не будет разить алкоголем, однако чье поведение или реакция покажутся странными. Как мы уже говорили, инспектор ДПС в данном случае ничего не нарушает, он действительно может направить водителя на медосвидетельствование по формальным признакам.
— Одним из оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование как раз и является отрицательный результат освидетельствования на алкоголь на месте, но наличие при этом у водителя признаков опьянения. Таких признаков всего пять — запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке. То есть в случае, если алкоголя в выдыхаемом водителе воздухе инспектор не обнаружит, но останется один или несколько из перечисленных выше признаков опьянения — водителя должны направить на медицинское освидетельствование и указать в соответствующем протоколе эти основания, — комментирует ситуацию адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. У инспектора ДПС теоретически всегда есть повод сказать, что поведение водителя «не соответствовало обстановке» или что у него «заплетался язык», и направить на медосвидетельствование.
Теперь пару слов о самой процедуре. Поскольку подозревать водителя будут в употреблении наркотиков, а не алкоголя, ни в какие «трубочки» дышать не придется. Вместо этого у водителя возьмут на анализ мочу, а при невозможности помочиться — кровь. Формально это называется забрать «биологический объект» и направить его на «химико-токсикологические исследования».
Если результаты проверки на алкоголь водителю становятся доступны сразу, то вот о том, что покажет исследование на наркотики, автомобилист может узнать и через неделю (результаты передают в ГИБДД, затем, при наличии положительного теста — в суд).
Кроме того, есть еще нюанс данной процедуры.
— Минимальный порог алкоголя в организме водителя установлен четко. Однако в отношении наркотических и психотропных веществ таких пороговых значений не существует. А значит, что любое, даже самое мизерное количество этих веществ, которое могут обнаружить в химико-токсикологической лаборатории, даст основание для констатации опьянения даже спустя несколько дней после употребления лекарства, — продолжает Сергей Радько. — Конечно, врачу можно предъявить, например, справку о том, что водителю рекомендовано или прописано то или иное лекарство. Однако суд такую справку в качестве доказательства может и не принять — со словами «одно другого не исключает, — добавил юрист.
— Так уже много лет, можно сказать, десятилетия, — соглашается врач-нарколог Александр Ковтун. — Ситуация не меняется. Нельзя отличить лабораторными способами фенобарбитал, содержащийся в валокордине, от фенобарбитала в наркотиках. Поэтому водители страдают.
Интересно, что ситуацию, когда водитель лишился прав из-за употребления условного валокордина или какого-то еще вещества, можно было бы трактовать и в его пользу. В юриспруденции такая ситуация называется «отсутствием состава преступления». Судите сами: хотя формальное нарушение и есть, автомобилист не употреблял лекарство с целью «улететь», а концентрация запрещенного вещества в крови минимальна. Более того, водитель мог даже и не знать, что принимает что-то запрещенное, ведь в самой инструкции к препаратам однозначный запрет на управление транспортным средством может отсутствовать. Но, увы, суды трактуют такую ситуацию однозначно не в пользу водителя. Претензии к производителям лекарств тоже бессмысленны — на сегодня обязательное требование наносить какую-либо маркировку тоже отсутствует. Вот и получается, что водители вновь остаются с государством один на один: либо здоровые и с риском лишиться в/у в любую секунду, либо больные, зато с водительскими правами.
P. S. В 2020 году одна из думских фракций внесла на рассмотрение Нижней палаты законопроект, согласно которому в инструкцию к препаратам, употребление которых запрещено при управлении автомобилем, включалось бы изображение знака «Движение запрещено». Идея была в том, чтобы водитель, взглянув на такую инструкцию, однозначно понимал последствия приема подобного лекарства. Предложение депутатов правительство РФ не поддержало. А введение минимально допустимой концентрации веществ из «запрещенного» списка по аналогии с алкоголем депутаты Госдумы и вовсе не обсуждали.
Учиться водить автомобиль разрешили с 16 лет
С сегодняшнего дня обучать вождению в автошколах на категорию «В» и «С» можно с 16 лет. То есть сажать такого обучающегося за руль и выпускать его на дороги, но под строгим присмотром инструктора. Это не значит, что с 16 лет он получит права и будет ездить по дорогам. Это обучать его можно, начиная с этого возраста. А права он получит в свои 18 лет. Пока не приняты поправки в закон о безопасности дорожного движения, которые изменят это положение.
К обучению управлению автобусами теперь допускаются граждане, которым исполнилось 20 лет.
Также новыми правилами введены понятия «обучающий вождению» и «обучающийся вождению». До сих пор ни статус ученика, ни статус инструктора определены не были. В результате, в случае ДТП с участием учебного транспорта возникала неразбериха, кто за что отвечает.
Теперь обучать вождению можно на автомагистралях. До сих пор выезд на скоростные дороги для учеников был закрыт. То есть окончив автошколу и получив права, начинающие водители просто не представляли себе, как управлять машиной на скоростных дорогах. Этот пробел устранили.
Сделано послабление в отношении иностранцев. Теперь они смогут обращаться в любое подразделение Госавтоинспекции независимо от места пребывания на территории России. До сих пор они могли это сделать только по месту регистрации.
Расширился перечень оснований для отказа в допуске к экзаменам и выдаче водительского удостоверения. Если у Госавтоинспекции есть сведения об отсутствии у образовательной организации соответствующей лицензии в период прохождения кандидатом в водители обучения, в допуске к сдаче экзаменов будет отказано.
Также водитель, ранее лишенный права управления, сможет открыть новую категорию только после возврата изъятого у него водительского удостоверения.
За руль пустят с 17 лет. В ГИБДД объяснили, зачем это нужно
В Госавтоинспекции подтвердили намерение разрешить получившим права автомобилистам садиться за руль уже с 17 лет. Об этом рассказал замначальника ГИБДД Владимир Кузин, анонсируя всероссийский конкурс отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) «Безопасное колесо».
«Предложение о том, чтобы управлять автомобилем с 17 лет, выдвинуто, — сказал Кузин, отвечая на вопрос корреспондента Autonews.ru. — Когда она будут в окончательном варианте оформлена и законодательно принята — пока сложно сказать, это зависит от графика работы Госдумы. Но такая идея поддержана всеми и, думаю, она реализуется. Дети, участвующие в мероприятиях, которые мы проводим, должны об этом знать. Полученные во время обучения навыки и знания о ПДД, они смогут использовать уже как водители».
Сейчас экзамен в ГИБДД можно сдавать начиная с 17 лет, но даже успешно пройдя тестирование садиться за руль по действующим правилам разрешено только с 18 лет. До этого момента в ГИБДД водительское удостоверение просто не выдадут. И если такого водителя остановит инспектор, нарушителя накажут: согласно ст. 12.7 КоАП, управление автомобилем водителем, не имеющим прав, влечет штрафа от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб. Накажут и того, кто не уследил за своим автомобилем и допустил, что в него заберется подросток без водительского удостоверения: передавшему свое транспортное средство водителю без прав грозит штраф 30 тыс. рублей.
При этом в ГИБДД обратили внимание: прошедшие обучение молодые водители, которые вынуждены еще год ждать возможности сесть за руль, за это время теряют практические навыки управления. Чтобы устранить этот недостаток, в МВД придумали два изменения. Во-первых, там разработали проект нового административного регламента проведения экзаменов на водительское удостоверение. Согласно этому документу, сдавать экзамены можно будет еще раньше — уже с 16 лет. Для этого нужно будет получить письменное согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) несовершеннолетнего кандидата в водители на сдачу им экзамена и выдачу российского национального водительского удостоверения.
Вторым шагом стали поправки, которые разработали в закон «О безопасности дорожного движения» — согласно предложенным изменениям, управлять автомобилем можно будет уже с 17-летнего возраста. Но в каждой поездке их должен будет сопровождать совершеннолетний наставник, с действующим водительским удостоверением категории «B» — для легковых автомобилей или подкатегории «В1» — для трициклов и квадрициклов.
«Сопровождающий несовершеннолетнего водителя нужен для оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством и контролем за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области обеспечения БДД», — говорится в документе. Сейчас законопроект ушел на рассмотрение в правительство и проходит экспертизу в Аналитическом центре при правительстве.
С аналогичным предложением ранее уже выступал депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Он обратил внимание на то, что в ряде регионов страны молодые люди и так садятся за руль раньше 18 лет и просто ездят без прав. По его словам, 16-летние люди уже могут работать и жить отдельно от родителей, соответственно они могут и самостоятельно приобрести автомобиль. При этом депутат считает, что стоимость страховки для 17-летнего водителя новичка не должна отличаться от цены страховки для такого же новичка, но на год старше.
Координатор проекта «Карта убитых дорог» и депутат Госдумы Александр Васильев («Единая Россия») поддерживает своего коллегу и уверен, что водители-новички, как правило, реже попадают в более серьезные ДТП, поскольку перестраховываются на дорогах.
«Скорее водители со стажем от 10 лет и более, могут позволить себе грубые нарушения ПДД, так как считают, что у них уже много опыта. Так и происходят смертельные ДТП, — рассуждает Васильев в беседе с Autonews.ru. — Если за руль можно будет садиться с 17 лет и подросток действительно этого хочет, он будет внимательно изучать ПДД и в школе, и в институте, это очень полезно. Потом водителю год нужно будет ездить с сопровождающими, понятно, что это в первую очередь будут его родители, которые смогут поделиться своим опытом. Если подросток будет знать, что уже с 17 лет сможет стать настоящим водителем, то он лучше будет изучать ПДД в школе и институте. Поэтому чем раньше автомобилист сможет получить права, тем лучше в плане соблюдения ПДД».
Эксперт также обратил внимание, что наличие водительских прав может стать большим плюсом для молодых людей при поступлении на службу в армию, где им могут доверить управление спецтехникой.
Эксперт по безопасности дорожного движения и юрист Катерина Соловьева также считает, что нововведение позволит легализовать устоявшуюся практику в ряде регионов, где за руль часто садятся подростки без прав. Молодежь не опасается проверок инспекторов ГИБДД, поскольку на дорогах их осталось очень мало.
«Эта тенденция указывает в том числе, и на спрос на получение водительских прав в более раннем возрасте. Поэтому технически идея абсолютно верная. Но не совсем понятно, как инспекторы ГИБДД будут это контролировать с учетом сокращения их штата», — рассуждает Соловьева.
Также Соловьева обратила внимание, что вместе с поправками, новый вид ответственности нужно будет внести и в КоАП. Это должны быть статьи в отношении молодых водителей за управление автомобилем без наставников, а также за передачу управления начинающему водителю со стороны владельца транспортного средства.
На вопрос о том будет ли для 17-летнего водителя с наставником тариф ОСАГО ниже, чем для 18-летнего, но без наставника, в Российском союзе автостраховщиков (РСА) затруднились. Там объяснили, что базовый тариф определяет страховщик в рамках коридора. «Мы можем предполагать, что страховщики будут оценивать таких водителей-новичков как высокорисковый сегмент, однако конкретные базовые ставки все равно будет устанавливать страховщик, причем у разных страховщиков это могут быть разные цифры», — сказали в РСА.
Там уточнили, что по статистике, чем моложе автовладелец, тем более высока для него попасть ДТП. Однако готовых расчетов, на основании которых можно было бы говорить о конкретных повышающих коэффициентах для 17-ти летних автолюбителей, пока нет.
«Статистику о том, поможет ли наличие наставника снизить аварийность, еще предстоит собрать. Можно предполагать, что это позитивным, но не станет решающим фактором с точки зрения предотвращения аварий, — считают в РСА. — Возможно, для таких водителей имело бы смысл ввести обязательную телематику, что позволило бы страховщикам дополнительно контролировать стиль вождения и рассуждать о возможных скидках».
Подробная статистика по выдаче удостоверений новичкам в категории «B» у ГИБДД есть только за 2019 год — тогда таким автомобилистам выдали 1,07 млн документов. При этом общее количество экзаменов по всем категориям превысило 8 млн — далеко не все сдавали с первого раза. Что касается ДТП, то, если сравнить показатели 2019 и 2020 гг. можно отметить, что резких скачков в ту или иную сторону не происходит.