с каким зрением можно стать пилотом
ТРЕБОВАНИЯ К ПИЛОТАМ ПО ЗРЕНИЮ
Зрение и прохождение медицинской комиссии
Одной из наиболее распространнёных причин, по которой многие так и не становятся пилотами, является ограничение по зрению. В действительности, эта причина во многих случаях является заблуждением относительно того, что пилоту необходимо идеальное зрение. На самом деле практически идеальное зрение необходимо только в России и только тем, кто поступает в авиационное учебное заведение. Для получения лицензий пилота идеальное зрение не требуется. Более того, пилоты могут летать и проходить врачебную лётную комиссию в очках или контактных линзах.
Критерии признания лётной годности по зрению в разных странах различаются. Наиболее мягкие требования в США, наиболее жёсткие — в России.
Если на сегодняшний момент Ваше зрение не соответствует предъявляемым критериям, Вы можете пройти процедуру хирургической коррекции, чтобы восстановить зрение. Однако мы настоятельно рекомендуем пользоваться этой мерой только в крайнем случае, когда других вариантов оказаться в небе просто нет.
Требования по зрению в России
Медицинское заключение ВЛЭК первого класса (для коммерческих и линейных пилотов)
Минимальная острота зрения: 0,6 на каждый глаз в отдельности, с коррекцией — 1,0.
Анизометропия (разница между рефракцией на глазах): не более 1 дипотрии.
Астигматизм: не более 2 дипотрий.
Цветовосприятие: по индивидуальной оценке.
Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, пресбиопия свыше 4 диоптрий, косоглазие.
Медицинское заключение ВЛЭК второго класса (для частных пилотов)
Минимальная острота зрения: 0,5 на каждый глаз в отдельности, с коррекцией — 0,8.
Астигматизм: не более 2 дипотрий.
Цветовосприятие: по индивидуальной оценке.
Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, косоглазие.
Очки и контактные линзы, хирургическая коррекция зрения
Допускается коррекция очками или контактными линзами. При этом, в отличие от других стран, проверяется острота зрения не только в линзах/очках, но и без них, поэтому в некоторых случаях коррекция очками или контактными линзами не помогает.
Хирургическая коррекция зрения не запрещена, но по факту некоторые ВЛЭК незаконно не допускают к полётам, выявив ранее сделанную коррекцию.
Требования по зрению в США
FAR class 3 medical certificate (для частных пилотов)
Минимальная острота зрения вдаль: 0,5 (20/40) на каждый глаз в отдельности.
Минимальная острота зрения вблизь: 0,5 (20/40) на каждый глаз в отдельности.
Цветовосприятие: в пределах, позволяющих управлять самолётом.
Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз.
FAR class 2 medical certificate (для коммерческих пилотов)
Минимальная острота зрения вдаль: 1,0 (20/20) на каждый глаз в отдельности.
Минимальная острота зрения вблизь: 0,5 (20/40) на каждый глаз в отдельности.
Цветовосприятие: в пределах, позволяющих управлять самолётом.
Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, ненормальное поле зрения, гало.
FAR class 3 medical certificate (для линейных пилотов)
Требования идентичны требованиям для 2 class medical certificate.
Очки и контактные линзы, хирургическая коррекция зрения
Допускается коррекция очками или контактными линзами.
Требования по зрению в Европе
JAR class 2 medical certificate (для частных пилотов)
Минимальная острота зрения на каждый глаз в отдельности: 0,5 (6/12).
Минимальная острота бинокулярного зрения: 1,0 (6/6) на оба глаза вместе.
Дальнозоркость: не более 5 диоптрий
Астигматизм: не более 3 дипотрий
Разница в коррекции на каждый глаз: не более 3 диоптрий
Цветовосприятие: в случае проблем с цветовосприятием Вы сможете летать только в дневное время суток.
Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, ненормальное поле зрения, раздвоение картинки.
При наличии косоглазия вопрос о допуске к полётам решается отдельно.
JAR class 1 medical certificate (для процессиональных пилотов)
Минимальная острота зрения на каждый глаз в отдельности: 0,7 (6/9).
Минимальная острота бинокулярного зрения: 1,0 (6/6) на оба глаза вместе.
Дальнозоркость: не более 5 диоптрий
Астигматизм: не более 2 дипотрий
Разница в коррекции на каждый глаз: не более 2 диоптрий
Цветовосприятие: в случае проблем с цветовосприятием вопрос о допуске к полётам решается отдельно.
Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, ненормальное поле зрения, раздвоение картинки.
При наличии косоглазия вопрос о допуске к полётам решается отдельно.
Очки и контактные линзы, хирургическая коррекция зрения
Допускается коррекция очками или контактными линзами.
Если Вы носите очки или контактные линзы, на осмотр необходимо принести справку от окулиста о том, что Вы носите их не менее 8 часов в день на протяжении последнего месяца, и характеристики самих линз или очков. Если Вы используете контаткные линзы, допускается ношение только бесцветных монофокальных линз.
Хорошее зрение — залог безопасности полета
Существует такой стойкий стереотип, что у пилота и летчика должно быть чуть ли не идеальное зрение. Это является правдой лишь отчасти и только для поступающих в учебные заведения гражданской авиации и летные военные училища
Обычный порядок прохождения врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК) по зрению следующий:
Требования к глазам
Самые строгие требования, предъявляемые к поступающим в училища ГА, в том числе это касается и зрения. Немало случаев, когда человек имеющий остроту 1,0/1,0 не проходил по другим параметрам. Аппарат показал рефракцию 2,75/ 2,25, в то время как для 1-ой группы должно быть 1,0/ 1,0. Что интересно, выпускаются курсанты из училища после 5 лет обучения уже со 2-ой группой, так рефракция допускается 3,0/ 3,0
Проще всего пройти ВЛЭК пилотам-любителям, если же ваша цель лицензия коммерческого пилота или линейного, а по зрению вы явно не дотягиваете, то можно попробовать его восстановить, как безоперационным способом, с помощью всяких упражнений и приема витаминов, так и операционным способом.
Коррекция зрения с помощью лазера
Современные технологии все чаще вторгаются в нашу жизнь, позволяя без лишних трат времени сразу восстановить утраченное зрение, но и здесь законодательно есть некоторые ограничения, хотя часто врачи на ВЛЭК даже не замечают следы проведенных операций.
На профильных форумах люди пишут про свой опыт прохождения ВЛЭК у окулиста после перенесенных неоднократных операций по коррекции зрения. Так у человека была операция по замене хрусталиков на обоих глазах, на правом глазу операция прошла не совсем удачно, и пришлось делать дополнительно лазерную коррекцию LASIK, после чего острота зрения стала 0,9 и 0,7 соответственно. С этими результатами человек пошел проходить ВЛЭК. Оказалось, что в подзаконных приказах прямого разрешения на два хрусталика нет, но и запрета тоже не было. В центральном ВЛЭК ГА решили, что решение должны принимать самостоятельно на месте. После долгих хождений и помощи знакомого окулиста удалось получить желанное положительное заключение для лицензии частного пилота.
Вообще в подобных случаях общая практика такая, что вердикт на усмотрение врача, при условии, что функции зрения сохранены в должных параметрах и после операции прошло пол года, но это для линейных и коммерческих пилотов, а для частных пилотов таких проблем нет.
Если же вы по зрению не прошли ВЛЭК есть вариант попробовать посетить ЦВЛЭК (Центральную врачебно летную экспертную комиссию), они имеют право смягчать требования при решении вопроса по медицинскому заключению, даже если есть отклонения выходящие за допустимые пределы.
Если вы не прошли ВЛЭК по причине «индивидуальная оценка», то можете попробовать пройти в ЦВЛЭК
Улучшить зрение самостоятельно
Проведение хирургического вмешательства и лазерной коррекции для улучшения остроты зрения может быть оправдано, если это ваш заработок и все другие способы оказались бессильны. Остается выяснить: все ли способы были учтены, и что еще можно предпринять, чтобы получить заветную справку.
Если сложить все перечисленные составляющие в систему, то награда не заставит вас ждать, и желаемое зрение вернется. Конечно, на это потребуется время, но здоровые глаза у пилота – это залог его безопасности и тех, кто рядом. Что касается самого автора, то за полгода до прохождения ВЛЭК я решил всерьез подтянуть свое зрение: регулярно выполнять упражнения, принимать полезную для глаз пищу, ну и прописанные капли.
Если есть возможность обойтись без операции для прохождения ВЛЭК попробуйте восстановить зрение самостоятельно.
Об авиации
ПыСы: есть значит такой Доктор Синельников, у него одна из книг описывает как упражнениями вернуть себе идеальное зрение, без хирургии. Я не читал, но люди говорят действует, в их числе юморист Михаил Задорнов, я ему доверяю. Все книги есть на торрентах. Не знаю точно какая из них http://v-sinelnikov.com/?tcp_product_category=knigi-na-rus но думаю у тебя особо времени не будет на это, может придётся операцию.
Читать все не стал.
Проходил ВЛЭК несколько раз.
По сути, все что тебе надо из твоей старой жизни для ВЛЭКа, это выписка из амбулаторной карты, в которой ни кто ни чего плохого тебе писать не станет, если ты хорошо попросишь.
А значит и указания на лазерную коррекцию не будет и об этом в принципе ни кто не узнает.
Вопрос в другом, я наслышан о том, что после лазерной, через пару годочков начинает зрение обратно падать, если это так, вот это уже и будет проблемой.
Может пригодиться тебе.
Лазерная коррекция
Учитывая риски и возможные последствия советовать тут невозможно, каждый решает для себя.
Перед операцией подписываешь бумагу с перечислением возможных негативных последствий и ознакомлением о негарантированности 100% результата, так как всё зависит от индивидуальных особенностей и соблюдения послеоперационных рекомендаций. На этом этапе ушла одна из записавшихся на операцию. Если заранее изучать информацию о лазерной коррекции, то ничего нового в такой бумаге не прочитаешь.
После второго глаза медсестра за руки поднимает с лежанки, уже всё видно, но как через мутное оргстекло. Отводят в комнату, садят в кресло, надеваешь тёмные очки и нужно с закрытыми глазами сидеть.
Вот тут я почувствовала, что такое чувствительные глаза. Буквально через минуту началось жжение. Глаза даже приоткрыть невозможно, льются слёзы, словно полные глаза песку. Медсестра спросила у девушки, которой передо мной операцию делали (около 10 минут между оперируемыми), у неё только начало чуть-чуть жечь, а у меня уже вовсю раскочегарило.
Дома пару часов поспала и глаза уже нормально открывались. Из рекомендаций на послеоперационный период самое сложное было не тереть глаза (оказывается, у меня была привычка их периодически тереть, зато теперь отвыкла) и 1-2 ночи спать на спине (так как сплю на боку и на животе). На следующий день после операции зрение было 120% (всё слишком чётко), сейчас через 4,5 месяца 100%. Подозреваю, что будет проседать, так как зрительная нагрузка просто нон-стоп, сложно делать перерывы даже 5 минут, не говоря уж о 15 минутах каждый час: текст на компе, или текст на телефоне, или текст печатный, на работе и дома.
Минусы: операцию делала 15 июня, летом солнце стало супер ярким, без солнечных очков на улице только прищурившись и опустив голову. Сейчас осенью утром на работу иду по темноте, сумеречное зрение просело и по ощущениям темнее, чем есть, но солнце днём уже не слепит. Машину не вожу, поэтому пофиг. И стало неудобно выщипывать брови))) так близко как раньше к самому носу зеркало не поднесёшь, потому как не фокусируется зрение настолько вблизи, а на максимально возможном близком расстоянии в зеркале плохо видны отрастающие волоски. Эффект гало небольшой есть, но судя по фарам машин, постепенно проходит.
Хочу летать: берут ли в бортпроводники с плохим зрением
Работа на воздушном судне — одна из самых романтических. И если для того, чтобы стать пилотом, нужно много и упорно учиться. То для полета в качестве бортпроводника достаточно лишь соответствовать определенным требованиям. Многих интересует вопрос здоровья зрительных органов. Расскажем подробно, с какими показателями остроты зрения реально стать стюардессой.
Требования к состоянию здоровья бортпроводников
Особенность профессии бортпроводника заключается в том, что на эту должность могут взять человека без высшего образования. Диплом не играет важнейшую роль при отборе кандидатур. При отборе стюардесс в первую очередь обращают внимание на внешний вид, умение вести себя в стрессовых ситуациях и, конечно же, состояние здоровья. Последнее должно быть практически идеальное.
Основные требования к состоянию здоровья бортпроводников:
Требования к глазам
Не думайте, что у каждого бортпроводника стопроцентное зрение. Именно этого требования к состоянию здоровья авиакомпании не предъявляют. Врачебно-летно экспертную комиссию можно успешно пройти и с небольшими отклонениями. Главное — вложиться в следующие показатели:
Возьмут ли на работу после лазерной коррекции зрения
Для бортпроводников требования менее строгие, чем, например, для пилотов. Поэтому принимать на службу можно и людей после коррекции. Единственное условие — после коррекции зрение должно улучшиться до 0,8.
Но стоит учитывать, что комиссия проходится регулярно, поэтому важно постоянно следить за своим здоровьем, в том числе здоровье глаз. Поэтому при успешном прохождении врачебной комиссии в свободное от работы время рекомендуется заниматься гимнастикой для глаз, выполнять специальные упражнения.
Бортпроводникам не запрещается носить линзы. Но офтальмологи не рекомендуют это делать. Объясняется такое ограничение тем, что на организм во время полетов оказывается сильная нагрузка. Бортпроводникам разрешается носить очки. Только они должны быть консервативного внешнего вида: темная оправа (либо же золотая или серебряная) и классическая форма линз.
Можно ли обмануть ВЛЭК с плохим зрением
Для тех, кто желает пойти в бортпроводники с плохим зрением, сразу стоит оговориться. Пройти комиссию с низкой остротой зрения невозможно. Обмануть ВЛЭК также вряд ли возможно. Объясняется это тем, что на комиссии проводится несколько видов исследования здоровья органов зрения. Так, будущего бортпроводника ожидают следующие проверки:
Также на комиссии проверяется, было ли хирургическое вмешательство, врач сразу увидит факт проведения коррекция.
Можно ли улучшить зрение в домашних условиях
Остроту зрения возможно улучшить и в домашних условиях. Но только при условии, что упражнения будут выполнять регулярно. Отметим, что лучше всего начинать выполнять комплекс в качестве профилактики, а не тогда, когда острота зрения значительно ухудшилась.
Гимнастика для глаз и массаж
Это самый простой и в то же время эффективный способ улучшения здоровья глаз. Как только появилось ощущение усталости, стоит отвлечься от нагрузки, закрыть глаза и помассировать круговыми движениями их подушечками пальцев, слегка надавливая.
Для выполнения гимнастических упражнений нужно сесть ровно, посмотреть до упора вверх, вниз и по сторонам. Каждый раз взгляд задерживается на несколько секунд. Повторить круг не менее 10 раз. Завершается комплекс круговыми движениями зрачков. Еще хорошо помогают следующие упражнения:
Стать перед окном. Посмотреть на самый отдаленный предмет, потом резко перевести взгляд на что-либо, находящееся перед окном.
Гимнастика и массаж улучшают кровообращение в зрительных органах, а значит восстанавливают их здоровье.
Регулярный отдых от раздражителей
2-3 раза в месяц нужно полностью отказаться от факторов, напрягающих и раздражающих глаза. В первую очередь важно отказаться гаджетов и чтения литературы. Это не так просто, но для здоровья стоит потерпеть.
Для контроля отдыха рекомендуется завести специальный календарь, в котором будут отмечать дни разгрузки. Офтальмологи советуют также отказаться от вождения автомобиля и рукоделия.
В остальные дни, когда без нагрузки глазам не обойтись, им нужно давать перерывы. Отдых устраивается каждые 30-40 минут. В это время желательно не просто отдыхать, а выполнять зарядку или самомассаж. Для снижения нагрузки при работе за компьютером стоит уменьшить яркость экрана и увеличить шрифт.
Режим дня и питание
Для поддержания общего здоровья, в том числе и глаз, человек должен спать не меньше 7 часов в сутки. Это минимальный период, за который сетчатка напитывается питательными веществами. Поэтому специалисты рекомендуют ложиться спать до полуночи.
В рацион питания необходимо включить продукты, улучшающие кровоснабжение глаза. Особенно нужны продукты с большим содержанием витамина А и жирными омега-кислотами. Это зелень, морковь, свекла, тыква, говяжья печень, творог, морская рыба и яичные желтки.
Не стоит забывать и о защите глаз от ультрафиолета. Самый просто способ — это ношение солнцезащитных очков. Причем нужны очки не только в летний период, но и в зимний (когда выпадает снег). Зимой солнечные лучи отражаются от снега и действуют на органы зрения с еще большей силой.
Специальные препараты
По назначению доктора можно принимать специальные лекарственные препараты для улучшения зрения. Наименование препарата пропишет офтальмолог индивидуально каждому после полного обследования.
Что касается зрения, то его остроту можно скорректировать. В этом случае поможет хирургическое вмешательство либо занятия в домашних условиях. Но второй вариант подходит только на начальном этапе ухудшения остроты.
ВЛЭК — суровая необходимость или проверка здоровья в летном училище
Если поговорить с летающими пилотами, то иногда стороннему человеку кажется, что все они всю свою жизнь ходят под дамокловым мечом по имени ВЛЭК. ВЛЭК побаиваются, на нее ругаются, жалуются, кто-то пытается обмануть… И прежде чем подавать документы в летное училище любому абитуриенту тоже неизбежно придется познакомиться с ВЛЭК — Врачебной летно-экспертной комиссией.
Почему к здоровью летного состава предъявляются такие строгие и суровые требования?
Это связано с требованиями безопасности. Не людей, отвечающих за безопасность, а именно самой безопасности для жизни, а также здоровья всех, кто находится в воздушном судне и на земле. Работа пилота связана с большими нагрузками, из-за которых организм быстрее изнашивается. Поэтому чтобы летчик смог как можно дольше работать в небе, в самом начале его карьеры он должен обладать безупречным здоровьем. Иначе он подвергнет однажды опасности свою жизнь, жизни экипажа и пассажиров. Имеет значение также экономический фактор: в обучение пилотов вкладываются большие средства, которые должны окупаться, кроме того подвергать опасности дорогостоящие самолеты и их груз тоже нежелательно.
Именно поэтому в медицине появилась отдельная отрасль — авиационная медицина. Проводятся исследования, по результатам которых составляется определенный свод требований к состоянию здоровья кандидатов в пилоты и пилотов. Используя накопленный опыт вместе с научными наработками, авиационные медики определяют список патологий и заболеваний, наличие которых закрывает путь в небеса или ограничивает его.
Требования к состоянию здоровья
Строгость требований к здоровью пилотов определяется их категорией и возрастом. Самые суровые медицинские комиссии приходится проходить абитуриентам летных училищ, особенно военных. Доскональное медицинское освидетельствование проводится перед началом учебы, а далее — ежегодно.
Абитуриенты вместе с курсантами всех курсов, кроме выпускного, проходят ВЛЭК по первой графе. Это означает самые суровые требования, фактически — безупречное здоровье. Причем следует помнить, что ВЛЭК, пройденная перед поступлением, — только первая из всех. Если здоровье в течение года ухудшится, курсанта вполне могут отчислить из училища, даже при отличных оценках. Или предложат перевестись на другие специальности, не связанные непосредственно с полетами. Даже немного ухудшившееся зрение или сломанный в потасовке нос может стать причиной утраты допуска к полетам.
Курсанты выпускного курса летного училища проходят ВЛЭК по второй графе, что несколько снижает требования к состоянию здоровья.
Дефекты здоровья, недопустимые для поступления в летное училище
Вердикт о негодности выносится при наличии:
Девушкам может помешать получить заключение о пригодности беременность и послеродовой период, а также хронические нарушения цикла.
Порядок прохождения ВЛЭК
Абитуриент может получить направление на ВЛЭК, если он получил в военкомате отметку о годности к военной службе без ограничений. В этом случае потребуется оформить медицинскую справку 086-у общего образца, результаты освидетельствования из местных наркологического и психоневрологического диспансеров, и представить все это в приемную комиссию вместе с военным билетом. Сразу следует учитывать то, что при приеме в российские летные училища действуют ограничения по росту и минимальному возрасту:
Прежде чем проходить обследование у специалистов, потребуется сдать анализы, а также пройти тестирование по уровню физической подготовки. Только после получения результатов можно отправляться по врачам. Кроме результатов лабораторных исследований, необходимо сделать рентгенологический снимок пазух носа, энцефалограмму и ЭКГ.
Затем за абитуриента возьмутся специалисты. Самые тщательные обследования предстоит пройти у офтальмолога и ЛОР-врача. Кроме них, кандидата в курсанты будут осматривать и тестировать:
Если хотя бы один из врачей обнаруживает дефект, несовместимый с полетной деятельностью, абитуриент получает заключение о профнепригодности и дальнейшее обследование прекращается.
Если ВЛЭК выносит вердикт «Годен», через 3 дня абитуриент отправится к психологу, и только после психологической экспертизы мытарства можно считать пройденными.
Условия прохождения ВЛЭК
Не обязательно проходить ВЛЭК непосредственно по месту поступления. Министерством транспорта РФ создана система сертификации медицинских учреждений по всей России. Можно проходить ВЛЭК вместе с психологическим тестированием в любом учреждении, обладающем лицензией на осуществление деятельности по врачебно-летной экспертизе. В дальнейшем полученные заключения проходят согласование в ВЛЭК училища.
Если абитуриент получил заключение о непригодности к обучению летной специальности, но не согласен с врачебным заключением, он может оспорить решение региональной ВЛЭК в Центральной врачебно-летной комиссии в Москве.
Сроки и стоимость прохождения комиссии
Как правило, на все требуется около 3 дней:
Через 3 дня, при условии положительного вердикта, можно проходить обследование у психолога.
Стоимость зависит от местных условий и обычно колеблется в пределах 1500-8000 тыс. рублей.
Как подготовиться к медосмотру
Многие дефекты здоровья можно исправить, если заняться этим заранее. А если предварительное обследование выявит заболевания, не позволяющие поступить на летную специальность, можно сэкономить собственное время и не биться головой о неприступную стену бескомпромиссной ВЛЭК в тщетной попытке убедить врачей в собственной годности к полетам. Вместо этого стоит подправить здоровье, насколько это возможно, чтобы потом попытаться получить другую категорию, с менее строгими допусками. А затем, уже имея за спиной определенные достижения и стаж, сделать еще одну попытку. К уже летающим пилотам требования ВЛЭК несколько мягче, нежели к кандидатам в пилоты. Во всяком случае, работающему пилоту не придется проходить комиссию по самой суровой 1 графе, а 2 графа не так строга.
В любом случае стоит заранее пройти лечение у стоматолога, обследоваться у ЛОРа, навестить дерматолога, чтобы потом сделать кардиограмму. Не помешает и развернутый анализ крови.
До недавнего времени первая графа требовала от абитуриентов 100% зрения без коррекции, теперь же у курсантов летных специальностей допускается зрение до 0,8 без коррекции (1 с коррекцией). О целесообразности хирургической коррекции зрения стоит проконсультироваться в местном отделении ВЛЭК.
Все требования по состоянию здоровья, список допустимых и дисквалифицирующих отклонений указаны в Федеральных авиационных правилах ГА. Если медицинская терминология не кажется китайской грамотой, можно заранее разобраться в тонкостях и оценить свои шансы на прохождение комиссии.
Как оставаться здоровым
Пилоты подвержены воздействию множества вредных факторов. В этот список входят:
Из-за этого здоровье портится заметно быстрее, чем у «наземных» граждан. Чтобы сохранить отличное самочувствие, нужно не избегать регулярных врачебных комиссий и внимательно относиться к самочувствию. Любое заболевание гораздо проще остановить в самом его начале. Совершенно необходимо заниматься спортом, обеспечивать себе физические тренировки в разумных количествах. Нужно стараться правильно питаться, хорошо отдыхать, не отказывать себе в оздоровительных процедурах и положительных эмоциях. Чтобы не пытаться обмануть врачебную комиссию, если появилось какое-либо недомогание — отсутствие лечения может привести к катастрофическому ухудшению состояния и непоправимому ущербу.