с какого расстояния можно увидеть самолет
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
А зачем лететь так высоко?
10 км высоты – это средний показатель. Как правило, речь идет о диапазоне в рамках 9-12 километров, где прокладываются курсы самолетов, которые перевозят пассажиров. Причем выбирает высоту не пилот. Вопрос решается диспетчером, именно он производит расчет высоты для каждого отдельно взятого рейса.
Известно, что на большой высоте воздух разреженный. Это объясняется простым обстоятельством. Атмосфера планеты удерживается ее же силой притяжения. Сила эта мощнее всего проявляет себя у поверхности, удерживая воздушную оболочку планеты, обеспечивая ей максимальную плотность именно в нижних слоях. Повышение плотности атмосферы связано с давлением вышележащих слоев. Чем выше, тем слабее давление воздуха. Давление возрастает ближе к поверхности от веса верхних слоёв воздуха, как в океане давление растет из-за верхних слоев воды. Самолет и показатели его полета сильно зависят от показателей воздуха, от его плотности в первую очередь.
Воздух нужен для обеспечения подъемной силы, для нормальной работы двигателей. Стоит помнить, что без кислорода процесс горения не происходит, двигатель глохнет. Если плотность небольшая – это плохо, но слишком большая тоже не нужна. Оптимальные для гражданских самолетов условия наблюдаются на высоте в 10 км, в воздушном коридоре от 9 до 12 км в зависимости от погодных и других условий. Слишком большая плотность не нужна по той причине, что она не дает развивать необходимую скорость. Плотные воздушные массы тормозят движение самолета точно так же, как вода тормозит движения пловца.
Помимо проблем с развитием скорости, полет на малой высоте приносит большие топливные расходы, в то время как при движении в более разреженных воздушных массах топлива тратится меньше. Это взаимосвязанные явления – чтоб продвигаться в более плотном пространстве, требуется больше энергии, а следовательно, больше топлива.
На высоте, рекомендованной для гражданских самолетов, они могут свободно летать с нормальной для них скоростью в 800-950 км в час, не испытывая топливных затрат, получая достаточно кислорода.
Оптимальные показатели высоты
Плотность воздуха в таких пределах остается достаточной, чтобы удерживать на лету борт, летящий с указанной скоростью. На больших высотах требуется развивать более значительную скорость. Так, при полете на высоте в 12-15 км гражданский самолет мог бы передвигаться только на сверхзвуковых скоростях, в противном случае воздушные массы не смогли бы удержать его на лету.
Современные конструктивные характеристики гражданских самолетов делают для них оптимальной именно эту высоту. Впрочем, они вполне могут летать и на других высотах, если это необходимо, несколько выше или гораздо ниже. Но это нерационально, и может оказаться опасным например по погодным условиям.
С какого расстояния можно увидеть самолет
можно посчитать по другому.как считали снайпера в ВОВ
с высота два метра-видно 8 километров.вот и прикидывай
Я не грамотный, но двадцать пять лет как-то отлетал.
Выходит, что со ста метров (БПРМ) видно аж за 400 км?
1. Считаем дальность линии горизонта с 12 км высоты. Корень (высота х радиус Земли)=
Корень (12 км х 6400км)= 280 км.
1. Считаем дальность линии горизонта с 12 км высоты. Корень (высота х радиус Земли)=
Корень (12 км х 6400км)= 280 км.
Ну вторым пунктом написано АТМОСФЕРА может увеличивать расстояние значительно. И 500 км
это представляется интересной проблемой.
Та формула которую я привел действительна лишь для далбности линии горизонта. Если верхушка горы «опустилась» как бы к линии горизонта, то понятно, что гора будет дальше. При горе высотой 5 км это расстояние увеличивается на величину равную расстоянию до линии горузонта с верхушки этой горы. = Корень (5 км х 6400 км) = 180 км. Т.е. всего 180 + 280=
460 км (Но в пустоте) В воздухе опять же возможны искажения.
Эта формула безусловно верна. Но в наших случаях можно разложить ее по малому параметру (либо отношение высоты полета к дальности горизонта, либо отношение дальности линии горизонта к радиусу Земли, которые очень малы) и взять первый член. Точную формулу необходимо использовать лишь когда возвышение уже сравнимо с радиусом Земли. То есть даже до нескольких сотен километров можно не замарачиваться.
«. а свет преломляется при переходе из одной среды в другую. А ежели все объекты и наблюдатель находются в тропосфере матушки-Земли, то козыряние преломлением световых лучей, научно говоря, не канает»
Летел в Крым, пролетая практически над Гнечинском на высоте 3000-4000-5000, кмк, пытался разглядеть арабатскую стрелку. Длина её где-т 120 км, без проблем по идее должен был бы увидеть всю. Увидел едва половину, причем конец её ушл высоко в небо, куда выше самолета 🙂
А так хотел увидеть турцию, думал, высоты достаточно будет пока покрутимся над симферополем.
«Думаю не ошибусь, если предположу, что световой луч, проходя через неоднородную толщу атмосферы L=1000 км имеет полное право в равной степени отклоняться в любую сторону много раз. Значит эти гипотетические многократные преломления в среднем дадут прямую линию.»
Мужики я так понял, что с высоты на котрой летают самолеты видно на 500 км. У меня вопрос, если я например лечу над Исландией я увижу Гренландию? Или например из района Москвы виден Питер?
——-
если с высоты 12-13 километров. то шанес есть. но практически нулевой. даже на суперпрозорачной атмосфере на такой дальности отлтчить Питер от окрестных болот практически нулевой, но в других условиях заметить снежные горы. береговую черту гренландия/Атлантика вполне возможно.
Да ну? От Находки до Японии примерно тысяча километров по прямой, а сопочки у нас невысокие. Не видно с находкинских сопок ничерта кроме бухты и открытого моря.
Мужики я так понял, что с высоты на котрой летают самолеты видно на 500 км. У меня вопрос, если я например лечу над Исландией я увижу Гренландию? Или например из района Москвы виден Питер?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ (ДАЛЬНОСТИ) ЦЕЛИ
Дальность до цели и высота определяются на-глаз или с помощью окулярной сетки бинокля. От разведчика требуется определить высоту с точностью до 500 м. Если цель находится далеко от зенита, то лучше сперва определить дальность до самолёта, а затем подсчитать, какой высоте она соответствует.
При определении расстояния до самолёта на-глаз учитывать следующие признаки:
На расстоянии в м | Можно рассмотреть невооруженным глазом | Можно рассмотреть с помощью бинокля |
---|---|---|
8 000—10 000 | Самолеты или не видны, или они видны как маленькие черные точки. | Силуэты в виде расплывающихся точек |
6 000—8 000 | Силуэты в виде точек. | Силуэты самолетов. Детали не видны |
5 000—6 000 | Силуэты самолетов. Детали не видны | Силуэты самолетов. Детали не видны |
4 000 | Силуэты самолетов. Детали не видны | 1. Контуры плоскостей и фюзеляжа. 2. Количество моторов и их расположение. |
3 000 | 1. Контуры плоскостей и фюзеляжа. 2. Количество моторов. | 1. Форму плоскостей и фюзеляжа. 2. Контуры хвостового оперения. 3. Количество моторов и их форму. |
2 000 | 1. Форму плоскостей и фюзеляжа. 2. Контуры хвостового оперения. 3. Форму моторов | 1. Государственные опознавательные знаки. 2. Стойки между плоскостями. 3. Очертания хвостового оперения. 4. Шасси и их форму. 5. Турельные пулеметы. 6. Бомбодержатели. |
1 000 | 1. Государственные знаки. 2. Стойки между плоскостями. 3. Шасси и их форму. 4. Очертания хвостового оперения. 5. Форму моторов. | 1. Государственные опознавательные знаки. 2. Стойки, расчалки, подкосы. 3. Турельные пулеметы. 4. Бомбодержатели. |
500 | 1. Стойки, расчалки, подкосы. 2. Форму моторов. 3. Форму шасси. 4. Опознавательные знаки | 1. Фигура пилота (если кабина открытая). 2. Выносную антенну. |
Помещённая в поле зрения бинокля сетка с делениями также может оказать помощь в определении дальности до самолёта. Деления сетки нанесены так, что расстояние между двумя маленькими соседними штрихами соответствует углу в 0-05 (5 «тысячных»). Это значит, что предмет, имеющий длину 5 м, будет виден на удалении в 1 км под углом 0-05, т. е. займёт в поле зрения бинокля ровно одно деление. Деления, соответствующие углам 0-10, 0-20, 0-30, 0-40 и 0-50, изображены длинными штрихами.
Зная размах крыльев или длину фюзеляжа самолёта и измерив, сколько делений сетки занимает размах (или длина), можно рассчитать расстояние до цели. Для этого величину размаха (длины), выраженную в метрах, нужно разделить на величину утла в тысячных. Результат, т. е. дальность до самолёта, получится в километрах.
1. Размах крыльев самолёта До-217 равен 19 м. Разведчик видит в бинокль, что расстояние между концами крыльев занимает два деления сетки, т. е. 0—10 (самолёт летит на разведчика). Величину размаха можно приблизительно считать равной 20 м.
т. е. дальность до самолёта райна 2 км,или просто дальность 20.
2. Фюзеляж самолёта Хе-177 имеет длину 20 м и в поле зрения бинокля занимает примерно 2/5 деяния, т. е. приблизительно 0-02. Значит, расстояние до самолёта будет 20 : 2 = 10 км.
Таким образом, разведчик, помимо конструктивных особенностей, должен знать размеры наиболее часто встречающихся самолётов противника (длину фюзеляжа и величину размаха крыльев). Можно пользоваться приближённой таблицей:
Размах в м | Длина в м | |
---|---|---|
Истребители | 12 | 10 |
Бомбардировщики | 20 | 15 |
Транспортные | 30 | 20 |
Понятно, что когда самолёт проходит в стороне, то яснее выделяется фюзеляж, а когда он приближается или удаляется, то лучше видны размеры крыльев.
Командиру взвода (батареи) МЗА достаточно знать дальность до самолёта. Для стрельбы же среднекалиберной батареи нужно знать высоту его, и потому разведчику надо уметь приближённо пересчитывать величину дальности на высоту.
Высота зависит от угла места, т. е. от угла между горизонтальной поверхностью земли и направлением на самолёт. При одинаковой дальности самолёт будет иметь тем большую высоту, чем больше его угол места. Приведём здесь значение высоты в гектометрах для некоторых углов места при разных дальностях (числа округлены до 5 гектометров).
Угол места | (30°) 5-00 | (45°) 7-50 | (60°) 10-00 |
---|---|---|---|
Дальность в км | Высота в гектометрах | ||
3 | 15 | 20 | 25 |
4 | 20 | 30 | 35 |
5 | 25 | 35 | 45 |
6 | 30 | 40 | 55 |
7 | 35 | 50 | 60 |
8 | 40 | 55 | 70 |
9 | 45 | 65 | 80 |
10 | 50 | 70 | 90 |
Пример. Если самолёт имеет угол места 7-50 и дальность до него равна 8 км, то высота его равна 55 гектометрам (т. е. 5500м).
При глазомерном определении расстояния до самолёта ошибки могут получаться по следующим причинам: Заниженные дальности (преуменьшенные): при ярком солнечном освещении; при чистом воздухе; после дождя; на фоне ярко-белых облаков; при наблюдении по солнцу; над ровными площадями (степь, широкое поле, водная гладь).
Завышенные дальности (преувеличенные): при пасмурной, туманной, дождливой погоде; в сумерки; при наблюдении против солнца; на тёмном фоне грозовых туч; при часто скрывающейся цели (мелькание цели в окнах облаков).
При практическом измерении дальностей эти замечания следует иметь в виду.
Спокойствие и уверенность в себе, аккуратное и требовательное отношение к своим обязанностям, отличное знание внешнего вида вражеских самолётов и умение разгадать их повадки, умение быстро отличить самолёты противника от своих, точно определить высоту цели и своевременно оповестить своих товарищей-огневиков — этими качествами и навыками должен обладать настоящий разведчик-зенитчик.
РАСПОЛОЖЕНИЕ НА САМОЛЁТАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТОВ ГЕРМАНИИ И ФИНЛЯНДИИ
Примечания. 1. Для всех типов самолетов, имеющих несколько модернизированнных вариантов (Ю-87 В, Д, Р, и т.д.), тактико-технические данные приведены для наилучших вариантов.
Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10 километров
10 000 метров – просто красивое число или за этим скрывается нечто большее?
Вообще, высота полёта авиалайнера отличается в зависимости от типа и модели самолёта, его размера, наличия определенного оборудования и функций. Небольшие самолёты гражданской авиации и некоторые реактивные самолёты летают на высоте не более 6000 метров, в то время как крупные и высокоскоростные авиалайнеры летают в верхних слоях на высоте от 7000 до 13 000 метров. Маленькие легкомоторные самолёты обычно не поднимаются выше 2000 метров.
Высотой полёта принято называть расстояние по вертикали до корпуса воздушного судна. В зависимости от уровня начала отсчёта различают высоту: истинную (от уровня точки, находящейся непосредственно под воздушным судном), относительную (от какого-либо условного уровня — уровня порога взлётно-посадочной полосы, уровня аэродрома, наивысшей точки рельефа и так далее) и абсолютную (от уровня моря).
Высоты полёта делят на предельно малые, малые, средние и большие. Предельно малые отличаются в зависимости от типа и скорости летательного аппарата, малые — от предельно малых до 1000 метров, средние — от 1000 до 5000 метров, большие — свыше 5000 метров. От высоты полёта следует отличать эшелон, занимаемый воздушным судном. Эшелоны отсчитываются по стандартному атмосферному давлению и имеют определённые нормативными документами значения.
Но почему пассажирские авиалайнеры летят на высоте именно 10 километров? Дело в том, что чем выше скорость полёта, тем ниже оптимальная плотность воздуха. В плотном воздухе у земли летать неэкономично, а на высоте более 12 километров пришлось бы развивать сверхзвуковую скорость, чтобы обеспечить оптимальные условия работы двигателей. Типичную для гражданской авиации скорость 800-900 км/ч как раз лучше всего развивать на высоте около 10 000 метров.
Дороги в облаках: по каким маршрутам летают самолеты и почему
Если посмотреть на самолеты на карте какого-нибудь трекингового сервиса, возникает ощущение броуновского движения. На самом деле, конечно же, самолеты летают не абы как, а исключительно по воздушным трассам.
Если посмотреть на самолеты на карте какого-нибудь трекингового сервиса вроде того же Flightradar24, возникает ощущение броуновского движения: кажется, что полчища бортов хаотично мельтешат в воздухе и только чудо удерживает их от столкновения. На самом деле, конечно же, все совершенно не так, и высочайший уровень безопасности в гражданской авиации проявляется и здесь.
Начнем с того, что самолеты летают не абы как, а исключительно по воздушным трассам. Тут на ум могут прийти летающие светящиеся буи для обозначения перекрестков из второй части фильма «Назад в будущее» (кстати, 2015-й уже наступил, где наши летающие скейты?). В данном вопросе, впрочем, реальность недалека от фантастики, разве что буев никаких нет, а есть просто виртуальные точки на карте.
Определенным географическим координатам присваивается имя — как правило, это пятибуквенное сочетание гласных и согласных букв латинского алфавита, которое можно прочитать вслух и запомнить, например OKUDI, PESOT или LISNA. Никакого другого смысла эти буквосочетания не несут, хотя иногда в них угадывается что-то похожее на названия расположенных рядом населенных пунктов.
Маршрут из одного аэропорта в другой строится именно по этим воздушным трассам, и самолет летит не прямо, а от одной точки к другой. Впрочем, на больших расстояниях все равно линия близка к прямой, потому что чем короче маршрут — тем меньше расходуется топлива.
Многие, кстати, думают, что самолеты зачем-то летают по дуге. По крайней мере, на «Флайтрадаре» — дуга, и на мониторах в салоне самолета отображается тоже дуга. Здесь секрет прост до банальности: Земля круглая, а мониторы и карты на них — плоские. Поэтому чем ближе к полюсам — тем больше искажения.
Например, рейс из Москвы в Лос-Анджелес выглядит вообще параболой. Но стоит взять глобус и натянуть нитку между двумя городами, как вы поймете, что этот кратчайший путь между точками проходит как раз там, где вы и летели во время реального рейса.
Впрочем, с перелетами через океан ситуация чуть посложнее. С четырехдвигательными самолетами вроде Boeing-747 или Airbus A380 все просто: лети кратчайшим путем. А вот остальные так не могут. Дело в сертификации ETOPS (Extended range twin engine operational performance standards): двухдвигательным самолетам из соображений безопасности не разрешается слишком далеко отдаляться от суши при перелетах через океаны.
И даже не просто суши, а ближайшего аэродрома, способного принимать данный тип ВС, что в случае с большими широкофюзеляжными лайнерами, использующимися на «дальнобойных» маршрутах, дополнительно усложняет задачу — тут какой попало посадочной полосой не обойдешься.
Идея тут в том, что при отказе одного двигателя самолет должен на оставшемся долететь до запасного аэродрома, который точно сможет его принять. Если откажет второй (вероятность этого, конечно, крайне мала, но лучше подстраховаться), сажать машину в центре океана — не самая хорошая идея.
К счастью, у современных лайнеров все чаще встречается сертификация на ETOPS-180 (то есть удаляться от аэродрома можно на 180 минут полета) и даже на ETOPS-240, а новому Airbus A350XWB собираются вообще разрешить ETOPS-370. Зачем вся эта «лотерея», когда можно просто лететь на четырехдвигательном лайнере? Исключительно ради экономии топлива, ведь четыре двигателя в любом случае расходуют больше топлива, чем два, просто потому, что стопроцентного КПД не бывает.
Воздушное движение управляется диспетчерами, которые следят за тем, чтобы самолеты, двигающиеся фактически друг за другом по одним и тем же коридорам, не сближались друг с другом менее чем на 5 километров.
Кроме того, борты разводят еще и по высоте — это называется эшелонированием. Эшелон — это заданная постоянная высота полета, которая обозначается как сотая часть от реальной высоты в футах. Например, FL350 — это 35 000 футов, FL270 — 27 000 и так далее. FL в данном случае — это сокращенное «Flight level».
Четные эшелоны (300, 320, 340 и так далее) используются при полетах с востока на запад, нечетные (310, 330, 350 и так далее) — с запада на восток. Таким образом, между движущимися в разные стороны самолетами всегда остается запас как минимум 300 с лишним метров по высоте. В некоторых странах используется чуть более замысловатая квадрантная схема (эшелоны делятся между четырьмя, а не двумя направлениями), но идея та же самая.
Кстати о направлениях. Многие замечают, что, скажем, из Москвы во Владивосток лететь быстрее, чем из Владивостока в Москву. Кто-то связывает это с тем, что якобы маршруты полетов разные (непонятно почему, но ладно). Кто-то считает, что это Земля крутится в одном случае навстречу самолету, а в другом, наоборот, «убегает» (таких людей нужно просто отправить к второклассникам на урок природоведения, там им расскажут, что атмосфера вращается вместе с Землей).
На самом же деле причина гораздо проще: в нашем с вами Северном полушарии преобладают ветры, дующие с запада на восток, так что в первом случае самолет летит по ветру, а во втором — против ветра.
Дороги в облаках: по каким маршрутам летают самолеты и почему
Иногда ветер может быть настолько сильным, что четырехчасовой перелет Новосибирск — Москва превращается в пятичасовой, а то и еще больше затягивается: опоздав к своей очереди на посадку, борт может еще некоторое время провести в ожидании разрешения, пока диспетчер не «втиснет» его между другими рейсами. Для этого недалеко от аэропортов существуют зоны ожидания: направленные в них самолеты кружат на небольшой высоте несколько раз подряд, прежде чем уйдут на посадку.