с какого возраста грудничку можно давать воду
Питьевой режим ребенка
Время на чтение: 1 мин
Аквакалькулятор
Эксперты Всемирной организации здравоохранения высказываются по этому поводу следующим образом: ребенку на исключительно грудном вскармливании не требуется дополнительной жидкости, так как при кормлении по требованию малыш удовлетворяет не только голод, но и жажду.
Как и чем допаивать малыша
Как мы уже поняли, до введения прикорма допаиваем только водой. Лучшим выбором будет специальная детская бутилированная вода, т.к. она сбалансирована по минеральному составу и не требует кипячения. Предлагаем воду малышу: если пьет, значит, нуждается в дополнительной жидкости, не пьет – ему хватает того, что получает с молоком или смесью.
После введения прикорма допаиваем малыша водой регулярно, а при введении фруктовых соков учитываем их как дополнительную жидкость, а не как еду (т.е. не суммируем их к суточному объему питания).
Рассчитываем суточный объём сока
Здесь уже питье можно давать малышу после кормления продуктами прикорма или между кормлениями.
Жидкости в жаркую погоду
Разумеется, объемы жидкости увеличиваются в жаркую погоду – до 500 мл в сутки. Также усиленный питьевой режим требуется малышу во время болезни с лихорадкой, рвотой, диареей.
Когда малыш подрастает, и его рацион расширяется, вводятся дополнительные напитки (компоты, морсы и т.д.), все они также суммируются в общий объем дополнительной жидкости (но не еды).
Помните, что правильный питьевой режим необходим малышу для правильного функционирования всех его органов и систем, для поддержания обмена веществ и выведения продуктов обмена.
С какого возраста грудничку можно давать воду
На сегодняшний день вопросы: «Надо ли поить малыша водой, если он находиться на грудном вскармливании?» и «Когда, сколько и как поить грудничка водой?» беспокоят молодых родителей больше, чем темы о кормлении грудью.
Озадаченность родителей этими вопросами связана с тем, что Всемирная организация здравоохранения еще 20 лет назад приняла декларацию, где подробно описываются принципы успешного грудного вскармливания детей и дается рекомендация: «Не следует новорожденным детям давать никакой другой пищи или питья, кроме грудного молока, исключение составляют случаи, обусловленные медицинскими показаниями».
Основываясь на эту рекомендацию, многие педиатры неправильно трактуют ее и утверждают, что дети грудного вскармливания в дополнительном приеме воды не нуждаются. На самом деле новорожденным ребенок считается только до 4 недель, а затем он уже должен пить воду.
Поить ребенка водой необходимо при появлении первых признаков обезвоживания, таких как совершенно сухой подгузник после 6-8 часового сна, темный цвет и сильный запах мочи, отсутствие слез при плаче, сухость губ и ротовой полости. Причем поить в этих случаях детей надо как можно чаще, в количестве 1-2 чайной ложки воды через каждые 10 минут во время бодрствования после кормления. Если ребенок не пьет из ложки, то поить его нужно из пипетки или из специальной бутылочки. Обязательно таким образом подпаивать надо детей при повышении температуры, врожденной желтухе, рвоте и поносе.
Клетки и ткани детского организма содержат намного больше воды, а внепочечная потеря воды происходит у них в два раза быстрее, чем у взрослых. Учитывая, что воды в детском организме больше, а потеря ее происходит быстрее, можно сделать вывод, что дети нуждаются в постоянном восполнении организма жидкостью. Если же детский организм испытывает нехватку воды, то ткани и внутренние органы ребенка не справляются со своей работой, что и проявляется у грудных детей нарушением пищеварения и болью в животе.
При недостатке воды желудочный сок у ребенка становится густым и он не справляется с перевариванием грудного молока матери, особенно если молоко жирное. В результате этого у малыша начинаются колики и запоры. Вот почему предлагают малышам для профилактики газообразования в желудке пить укропную воду. После приема большого количества воды желудочный сок разбавляется, в результате чего ребенок перестает мучиться от болей в животике.
В первый год жизни ребенка нужно поить водой, специально подготовленной для новорожденных. Эта вода продается в магазинах и не имеет ничего общего с кипяченой водой, которой так старательно пытаются поить своих малышей многие мамы. Вода для маленьких детей не должна иметь никакого вкуса и газов. Детская вода специально набирается из артезианских скважин и не содержит никаких вредных примесей.
Ребенок грудного вскармливания не любит пить кипяченую воду из крана, так же, как и все животные. Поэтому нежелание грудного ребенка пить воду может быть связано не с тем, что он не хочет, а с наличием запаха хлора и других неприятных вкусов в предлагаемой ему воде.
Если ребенок пьет мало и неохотно, то попробуйте предложить ему воду, чуть подсластив его или заменив его настоем шиповника, морсом и соком. Яблочный сок можно предложить ребенку уже с 4-х месяцев, особенно полезно его пить детям, страдающим запорами. Содержащиеся в соках с мякотью пищевые волокна обеспечивают правильную работу желудочно-кишечного тракта и способствуют профилактике нарушений стула.
Чтобы ответить на вопрос, сколько воды нужно пить ребенку до 1 года, надо умножить его вес на 50, так как считается, что для поддержания водного баланса организма детей необходимо около 50 мл воды на каждый кг веса ребенка. Грудной ребенок вместе с 100 мл молока матери получает 75 мл воды.
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»
Искусственное вскармливание: «Многие мифы — вовсе не мифы». Интервью с гинекологом-репродуктологом
Тема искусственного вскармливания порождает споры на форумах, уйму статей в интернете и переходящие из материала в материал «страшилки». Что правда, а что мифы, как себя вести, если вы вынуждены кормить ребеночка смесями — об этом в сегодняшнем интервью.
5 основных мифов об искусственном вскармливании
1.Дети, которые были на искусственном вскармливании, чаще болеют.
— Это не миф. Никакая искусственная смесь не заменит грудное молоко, потому как в ней нет иммуноглобулинов, укрепляющих иммунитет ребенка.
2.Дети, которые были на искусственном вскармливании, чаще подвержены аллергиям.
— И это тоже не миф. Аллергия бывает из-за того, что в организм попадает что-то чужеродное — срабатывает иммунная защита, вырабатываются антитела. У ребенка же иммунная система только формируется, поэтому так часты аллергические реакции (диатезы).
Сказать, что вот эта смесь аллергенная, а вот эта – нет, к сожалению, нельзя. Подобрать подходящую можно лишь методом проб и ошибок. Реакция ребенка на ту или иную смесь зависит от индивидуальных особенностей организма малыша.
3.Дети на искусственном вскармливании страдают от запоров.
— Это зависит от смеси. Есть смеси кисломолочные, адаптивные, есть на козьем, коровьем и соевом молоке. Какая смесь подойдет конкретному ребенку, сказать, повторюсь, сложно. Однако если от смеси у ребенка запоры, педиатры рекомендуют перейти на кисломолочные смеси.
4.Дети, которые были на искусственном вскармливании, имеют менее прочную эмоциональную связь с мамой.
— И это тоже не миф. Когда женщина прикладывает ребенка к груди, то лишь первые 10-15 минут — это кормление. Все остальное время — это время с мамой. Ее эмоции, сердцебиение, контакт — все это необходимо малышу.
5.Искусственное вскармливание в дальнейшем провоцирует риск развития серьезных заболеваний.
— Все будет зависеть от состава смеси. В некоторых смесях содержится пальмовое масло (благо, на рынке их все меньше). Пальмовое масло токсично для нервной системы человека. Также есть смеси с большим содержанием сахара — естественно, такие смеси будут провоцировать развитие сахарного диабета и метаболических нарушений. Родителям нужно внимательно изучать состав смеси и советоваться с педиатрами.
— Есть ли показания, по которым врачи могут запретить женщине кормить ребенка грудью?
— Это весьма ограниченное количество показаний, к ним относятся
Отдельно хотелось бы сказать про мастит (воспаление ткани молочной железы, вызванное бактериальной инфекцией). Грубо говоря, это гной, который по млечным протокам при кормлении может попадать ребенку, и ребенок будет инфицирован. Поэтому грудное вскармливание при мастите третьей стадии (когда формируется абсцесс) также противопоказано.
— А какие причины мастита?
— Есть основная причина – это попадание инфекции через трещины, которые образуются в соске.
Дело в том, что 10-15 минут достаточно для того, чтобы покормить ребеночка в первые дни его жизни. Однако некоторые мамы держат малыша у груди гораздо дольше: он уже не кушает, а просто удовлетворяет свой сосательный рефлекс. Из-за постоянного раздражения соска и образуются трещины.
Также если в организме женщины есть хронический очаг какого-то воспалительного процесса, у нее возрастает риск развития мастита. Например, женщина имеет хронический тонзиллит. Помимо этого, причиной мастита может быть банальное несоблюдение гигиены.
— Предположим, что у молодой мамы либо недостаточно молока, либо врачи запретили ей кормить ребенка грудью. Она начиталась обо всех минусах искусственного вскармливания, и ей стало страшно. Что посоветуете?
— Посоветую начинать с адаптационных смесей. Ни в коем случае не превышать дозировку, четко следовать инструкции — никакой самодеятельности в этом деле быть не должно. Внимательно следите за реакцией ребенка на смесь. Если что-то не так — меняйте ее.
Хотелось бы отметить, что цена смеси и ее состав никак не связаны. Говорить, что вот эта смесь дорогая – она хорошая, а вот эта дешевая – она не очень, нельзя.
От себя хотелось бы сказать, что если женщина настроена на грудное вскармливание, она будет кормить ребенка как можно дольше. Психологический настрой оказывает очень большое влияние на этот процесс.
Во время второй мировой войны были случаи, когда родственницы умерших матерей забирали себе их грудных деток. Чтобы накормить, прикладывали к груди. И это была настолько сильная эмоциональная доминанта — накормить ребенка — что у них появлялось молоко. Даже у тех женщин, которые еще не рожали.
Что закапать ребёнку в нос?
Каждый родитель сталкивается с насморком у ребенка каждый год по 5-6 раз минимум. А всё потому, что у детей особое строение верхних дыхательных путей (носовая полость, ротоглотка — ротовая часть глотки и носоглотка — носовая часть глотки).
Особенности верхних дыхательных путей у детей:
У новорожденного ребенка может быть физиологический насморк. Это проявление адаптации слизистой носа к антигенам, которые есть в воздухе. Специально такой насморк лечить не нужно.
Бывают ситуации, когда заложенность носа и насморк появляются на фоне полного здоровья малыша. Это может быть защитной реакцией на сухой воздух в помещении, поэтому вырабатывается защитная слизь. Лечить специально тоже не нужно. Для облегчения состояния рекомендуется использовать увлажнитель воздуха, проветривать помещение, накрывать батареи мокрым полотенцем и раз в день протирать горизонтальные поверхности и пол (особенно зимой, когда работает отопление). Эти мероприятия являются профилактикой насморка у людей любого возраста.
Какой бывает насморк при инфекции?
Насморк инфекционной природы бывает бактериальным и вирусным.
Бактериальный насморк имеет несколько вариантов течения:
В таких ситуациях необходимо обратиться к специалисту (педиатр, ЛОР), который определит причину насморка (вирусы или бактерии) и назначит необходимое лечение.
Вирусный насморк (при вирусной инфекции) начинается с появления прозрачных выделений. Через несколько дней выделения становятся жёлтыми, иногда зелёными и густыми. К седьмому дню болезни слизь снова становится прозрачной и потом вовсе проходит. Это нормальный процесс.
Поэтому очень важно понимать, что наличие зелёных, жёлтых или прозрачных выделений не отвечает на вопрос «вирусный или бактериальный насморк?».
Ни тот, ни другой не лечатся «сложными каплями» любого состава, антибиотиками или антибактериальными каплями для носа, каплями с феронами и оксолиновой мазью. Почему? Потому что капли в нос с феронами и оксолиновая мазь являются лекарствами с недоказанной эффективностью; антибактериальные капли могут вызвать аллергическую реакцию.
Принципы лечения насморка
Для детей раннего возраста лучше использовать отсосы (их сейчас очень много на рынке). Детей старше 3-х лет можно научить самостоятельно высмаркиваться: закрыть рот, закрыть одну ноздрю и дуть в нос, затем поменять ноздрю.
Ниже несложные правила использования капель, солевых растворов и спреев.
Правила пользования солевыми растворами (стандартные)
Как капать капли в нос детям до года?
Как использовать спреи или аэрозоли в нос у детей старше 1 года?
Когда именно нужно использовать сосудосуживающие капли?
Сосудосуживающие препараты детям до года обязательно использовать только в виде капель, ввиду их анатомо-физиологической особенности. Для детей более старшего возраста — спреи и аэрозоли.
Также эти лекарства назначаются на срок не более пяти дней, так как при более длительном применении спазм сосудов может быть и во внутренних органах. А это может привести к осложнениям: головные боли, боли в животе, нарушение пищеварения и проблемы с сердечно-сосудистой системой.
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.