с какого возраста младенцу можно давать воду
С какого возраста младенцу можно давать воду
На сегодняшний день вопросы: «Надо ли поить малыша водой, если он находиться на грудном вскармливании?» и «Когда, сколько и как поить грудничка водой?» беспокоят молодых родителей больше, чем темы о кормлении грудью.
Озадаченность родителей этими вопросами связана с тем, что Всемирная организация здравоохранения еще 20 лет назад приняла декларацию, где подробно описываются принципы успешного грудного вскармливания детей и дается рекомендация: «Не следует новорожденным детям давать никакой другой пищи или питья, кроме грудного молока, исключение составляют случаи, обусловленные медицинскими показаниями».
Основываясь на эту рекомендацию, многие педиатры неправильно трактуют ее и утверждают, что дети грудного вскармливания в дополнительном приеме воды не нуждаются. На самом деле новорожденным ребенок считается только до 4 недель, а затем он уже должен пить воду.
Поить ребенка водой необходимо при появлении первых признаков обезвоживания, таких как совершенно сухой подгузник после 6-8 часового сна, темный цвет и сильный запах мочи, отсутствие слез при плаче, сухость губ и ротовой полости. Причем поить в этих случаях детей надо как можно чаще, в количестве 1-2 чайной ложки воды через каждые 10 минут во время бодрствования после кормления. Если ребенок не пьет из ложки, то поить его нужно из пипетки или из специальной бутылочки. Обязательно таким образом подпаивать надо детей при повышении температуры, врожденной желтухе, рвоте и поносе.
Клетки и ткани детского организма содержат намного больше воды, а внепочечная потеря воды происходит у них в два раза быстрее, чем у взрослых. Учитывая, что воды в детском организме больше, а потеря ее происходит быстрее, можно сделать вывод, что дети нуждаются в постоянном восполнении организма жидкостью. Если же детский организм испытывает нехватку воды, то ткани и внутренние органы ребенка не справляются со своей работой, что и проявляется у грудных детей нарушением пищеварения и болью в животе.
При недостатке воды желудочный сок у ребенка становится густым и он не справляется с перевариванием грудного молока матери, особенно если молоко жирное. В результате этого у малыша начинаются колики и запоры. Вот почему предлагают малышам для профилактики газообразования в желудке пить укропную воду. После приема большого количества воды желудочный сок разбавляется, в результате чего ребенок перестает мучиться от болей в животике.
В первый год жизни ребенка нужно поить водой, специально подготовленной для новорожденных. Эта вода продается в магазинах и не имеет ничего общего с кипяченой водой, которой так старательно пытаются поить своих малышей многие мамы. Вода для маленьких детей не должна иметь никакого вкуса и газов. Детская вода специально набирается из артезианских скважин и не содержит никаких вредных примесей.
Ребенок грудного вскармливания не любит пить кипяченую воду из крана, так же, как и все животные. Поэтому нежелание грудного ребенка пить воду может быть связано не с тем, что он не хочет, а с наличием запаха хлора и других неприятных вкусов в предлагаемой ему воде.
Если ребенок пьет мало и неохотно, то попробуйте предложить ему воду, чуть подсластив его или заменив его настоем шиповника, морсом и соком. Яблочный сок можно предложить ребенку уже с 4-х месяцев, особенно полезно его пить детям, страдающим запорами. Содержащиеся в соках с мякотью пищевые волокна обеспечивают правильную работу желудочно-кишечного тракта и способствуют профилактике нарушений стула.
Чтобы ответить на вопрос, сколько воды нужно пить ребенку до 1 года, надо умножить его вес на 50, так как считается, что для поддержания водного баланса организма детей необходимо около 50 мл воды на каждый кг веса ребенка. Грудной ребенок вместе с 100 мл молока матери получает 75 мл воды.
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»
Питьевой режим ребенка
Время на чтение: 1 мин
Аквакалькулятор
Эксперты Всемирной организации здравоохранения высказываются по этому поводу следующим образом: ребенку на исключительно грудном вскармливании не требуется дополнительной жидкости, так как при кормлении по требованию малыш удовлетворяет не только голод, но и жажду.
Как и чем допаивать малыша
Как мы уже поняли, до введения прикорма допаиваем только водой. Лучшим выбором будет специальная детская бутилированная вода, т.к. она сбалансирована по минеральному составу и не требует кипячения. Предлагаем воду малышу: если пьет, значит, нуждается в дополнительной жидкости, не пьет – ему хватает того, что получает с молоком или смесью.
После введения прикорма допаиваем малыша водой регулярно, а при введении фруктовых соков учитываем их как дополнительную жидкость, а не как еду (т.е. не суммируем их к суточному объему питания).
Рассчитываем суточный объём сока
Здесь уже питье можно давать малышу после кормления продуктами прикорма или между кормлениями.
Жидкости в жаркую погоду
Разумеется, объемы жидкости увеличиваются в жаркую погоду – до 500 мл в сутки. Также усиленный питьевой режим требуется малышу во время болезни с лихорадкой, рвотой, диареей.
Когда малыш подрастает, и его рацион расширяется, вводятся дополнительные напитки (компоты, морсы и т.д.), все они также суммируются в общий объем дополнительной жидкости (но не еды).
Помните, что правильный питьевой режим необходим малышу для правильного функционирования всех его органов и систем, для поддержания обмена веществ и выведения продуктов обмена.
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.
Напитки для детей от 6 месяцев до 4 лет
Сколько жидкости ребенок должен выпивать в день, как напоить малыша, какие напитки подходят детям?
Почему питьевой режим важен для ребенка?
Поддержание правильного баланса жидкостей в организме малыша — задача ничуть не менее важная и ответственная, чем соблюдение режима сна и питания. Ведь от того, сколько мы пьем, напрямую зависит работа пищеварительной системы, кроветворение, теплообмен и прочие жизненно важные процессы. Однако есть существенный нюанс: ребенок до полугода, находящийся на грудном вскармливании, не нуждается ни в каких дополнительных напитках. Более того, если начать допаивать кроху раньше времени, это может привести к проблемам с набором веса у малыша и ухудшением выработки молока у мамы.Таким образом, ребенка до полугода достаточно кормить грудью по требованию, но малышам постарше дополнительная жидкость необходима. Вот почему правильный питьевой режим так важен для маленьких детей:
Сколько жидкости нужно ребенку в день (рекомендации ВОЗ)
До 6 месяцев: 80 – 130 мл на каждый килограмм массы тела
От 6 до 12 месяцев: 130 – 150 мл/кг
От 1 года до 3 лет: 100 мл/кг
После 3 лет: 80 мл/кг
Как поить ребенка?
Первые напитки должны появиться в жизни малыша одновременно с началом прикорма. Есть несколько способов напоить кроху: для самых маленьких идеально подойдет ложечка, а когда ребенок чуть подрастет, ему можно предложить специальную детскую кружку-непроливайку. А вот к питью из бутылочки педиатры относятся настороженно: у грудного ребенка это может спровоцировать отказ от маминой груди, также впоследствии таких детей сложнее приучать пить из чашки. Подросшему малышу (примерно после 2 лет) можно купить красивую «спортивную» бутылочку для питья.
Когда вашему малышу необходима дополнительная жидкость
*Температура выше 38 °С
*Сухая и жаркая погода
Что можно пить детям?
Иммунитет у малышей формируется постепенно — в первые месяцы жизни его крошечный организм особенно уязвим для микробов и вредных веществ. Именно поэтому знакомство ребенка с напитками лучше всего начинать с чистой воды комнатной температуры.
Проще всего использовать покупную воду — но учтите, что малышу не подойдет та же вода, которую пьете вы. Ищите бутылочки с пометкой «детская»: это значит, что вода прошла все необходимые степени очистки и имеет низкий уровень минерализации (обилие минералов вредит нежным почкам крохи). В крайнем случае можно использовать и кипяченую воду из-под крана, но только фильтрованную: хлорка и соли тяжелых металлов вашему малышу точно не нужны.
Детские чаи
Детские чаи малышам, находящимся на искусственном вскармливании, рекомендуют давать начиная с 4 – 5 месяцев, а грудничкам — не раньше полугода. Они продаются в магазинах и аптеках и представляют собой специальные травяные и фруктово-ягодные сборы. Такие чаи не только богаты всеми возможными витаминами, но и способны решить массу проблем, от вздутия животика до плохого сна. Главное — внимательно читать этикетки, следовать инструкции по завариванию, не добавлять в напиток сахар и не злоупотреблять ароматными отварами.
Слабо заваренные и разбавленные молоком «взрослые» чаи ребенку можно давать только после 2 лет. Дело в том, что в чайном листе содержатся вещества, которые нагружают сердце и нервную систему.
Несмотря на то, что соки считаются богатейшим источником витаминов, вводить в меню ребенка их следует с большой осторожностью и не раньше 8 месяцев. Все дело в том, что они содержат множество аллергенов, и нежный организм малыша должен знакомиться с новыми напитками постепенно.
Начинать нужно с осветленных соков, а с 10 – 11 месяцев ребенку можно предлагать соки с мякотью. Как и при введении прикорма, поначалу следует отдавать предпочтение однокомпонентным напиткам (то есть из одного фрукта): делается это для того, чтобы при аллергической реакции исключить конкретный продукт из меню малыша.
Первая порция сока должна быть совсем небольшой — всего несколько капель. Затем, каждый день увеличивая дозу на половину чайной ложки, через неделю нужно довести ее до 30 мл (6 чайных ложек). А к концу первого года жизни кроха может смело выпивать в день 100 – 120 мл напитка. При этом для детей младше 3 лет лучше разбавлять сок водой в пропорции 1:1.
Существует и оптимальная последовательность фруктов для малыша: начинать стоит с зеленого яблока (в нем меньше всего аллергенов, зато много железа), затем можно последовательно давать крохе пробовать грушевый, персиковый, абрикосовый и сливовый соки. А вот знакомство с экзотическими фруктами, клубникой, виноградом и цитрусовыми лучше отложить до тех пор, пока ребенку не исполнится 1,5 года.
Питьевой йогурт и кефир
Несмотря на то, что педиатры не советуют давать цельное молоко детям до года, это правило не распространяется на кисломолочные продукты. Всемирная организация здравоохранения разрешает включить в меню малышей, которым исполнилось 8 месяцев, питьевой йогурт и кефир. Суточная порция этих продуктов для малыша первого года жизни не должна превышать 200 мл.
При выборе детского питьевого йогурта крайне важно обращать внимание на его состав: под запретом сухое молоко, консерванты, красители и ароматизаторы. Что же касается кефира, то он не должен содержать даже фруктовых добавок (они нейтрализуют полезные бактерии), и, вопреки распространенному мнению, его не следует подогревать — кефир для ребенка должен быть комнатной температуры.
Компоты, морсы, кисель
По мере того как растет ваш малыш, становится более разнообразным и его рацион. После того как кроха отметит свой первый день рождения, его можно баловать компотами, морсами и киселями. Как и в случае с соками, начинать стоит с маленьких порций (до 10 мл) монокомпонентных напитков — то есть приготовленных из какого-то одного фрукта. И если знакомство проходит успешно, можно переходить к более сложным напиткам.
Лучше всего начать с компотов из гипоаллергенных яблок, груши, сливы и сухофруктов. Если малышу придется по вкусу новое лакомство, спустя некоторое время можно предложить ему ягодные морсы и кисели. Отдавайте предпочтение напиткам от проверенных производителей детских продуктов питания, а промышленные морсы и кисели, которые пьете сами, держите от детей подальше хотя бы до 4 – 5 лет.
Молоко и молочные коктейли
Молоко считается чуть ли не самым главным детским продуктом, однако вводить его в рацион крохи педиатры рекомендуют с осторожностью и не раньше года. Все дело в том, что витамины и микроэлементы, содержащиеся в цельном молоке, плохо усваиваются малышами, а лактоза часто вызывает аллергические реакции.
Одно из любимых детских лакомств — молочные коктейли с разнообразными вкусами — следует предлагать стандартным образом: выбирайте только продукты от производителей детского питания и увеличивайте количество постепенно. Такие напитки подходят детям после года-полутора.
«Недетские» напитки
Существуют напитки, без которых дети вполне могут обойтись, но рано или поздно знакомство с ними все-таки происходит. И ответственному родителю нужно быть к этому готовым.
Как уже упоминалось выше, чай может появиться в меню ребенка не раньше 2 лет, и то при условии, что он будет слабой заварки и разбавлен молоком. Какао, которое обожают все дети, разрешается с 3 лет. И как бы ни хотелось баловать малыша, помните: этот напиток нельзя давать чаще трех раз в неделю.
Под абсолютным запретом находится кофе: попробовать его ребенку можно будет только в подростковом возрасте. Что касается сладкой газировки, то нужно помнить: она содержит ударную дозу сахара и красителей, поэтому знакомство с «волшебными пузырьками» малышу вовсе не нужно.
Домашние или покупные?
Многие мамы убеждены, что для малыша нет ничего лучше напитков, сделанных дома, а готовые соки и молочные продукты покупают лишь лентяйки, но это не так. Невозможно быть уверенным в том, что фрукты и ягоды для компота не содержат нитратов и пестицидов, а вода из-под крана лишена вредных примесей. Продукты детского питания от надежных и успевших зарекомендовать себя марок — таких как «Агуша» — прежде, чем попасть на полку магазина, проходят множество проверок, поэтому в их качестве можно не сомневаться.
Важен и технологический аспект: домашние соки недостаточно очищены от мякоти и очень концентрированы и поэтому могут вызвать у малыша повышенное газообразование. А осветленные соки промышленного производства гарантируют отсутствие таких проблем.
Много или мало?
Понять, что ваш ребенок пьет слишком мало, легко: недостаток жидкости выражается в вялости, сонливости, сухости слизистых и снижении количества мочеиспусканий (меньше 6 раз в сутки). Однако стоит опасаться не только обезвоживания, но и чересчур обильного питья: оно может привести к нарушению водно-солевого баланса в организме и вымыванию полезных веществ. Поэтому внимательно следите за самочувствием вашего малыша и старайтесь, чтобы не только его питание, но и питьевой режим был регулярным и разнообразным.
Список использованной литературы: