с какого возраста можно морковь грудничку
Корнеплоды в питании ребенка
К собственно корнеплодам относят морковь, свеклу, брюкву, репу, редьку, редис, петрушку и сельдерей. Картофель и батат (сладкий картофель) являются клубнеплодами.
Корнеплоды являются источниками пищевых волокон, сахаров, растительного белка, а содержание витаминов и минеральных веществ в них больше, чем в плодах и листьях других растений. Редька, редис, репа, корни петрушки и сельдерея отличаются высоким содержанием эфирных масел, что ограничивает их использование в питании детей раннего возраста.
Среди корнеплодов наиболее востребована морковь, которая содержит много легкоусвояемых углеводов, клетчатки и пектина, а также эфирные масла, некоторые незаменимые аминокислоты и пигменты, необходимые для нормальной работы органов зрения.. Для детского питания морковь полезна прежде всего из-за высокого содержания в ней провитамина А, или каротина. Этот витамин ещё называют витамином роста, и он очень важен для малышей, поскольку способствует хорошему зрению, поддерживает нормальное состояние кожи и слизистых. Помимо каротина морковь содержит витамины группы В, витамин С, К, РР, микроэлементы: железо, кальций, фосфор, йод. Морковь улучшает моторику кишечника, состояние слизистых оболочек, ускоряет заживление и регенерацию кожи. Однако на морковь часто возникают аллергические реакции, поэтому давать её ребенку следует осторожно, с учетом индивидуальной переносимости. Следует помнить, что каротин относится к жирорастворимой группе витаминов, поэтому для лучшего его усвоения в морковь хорошо добавлять немного растительного масла, а детям старшего возраста — сливки или сметану.
Малыша «знакомить» с морковью лучше в возрасте 6-7 месяцев. При выборе моркови обратите внимание на внешний вид корешка. Если «головка» у корнеплода зелёная, её лучше не брать, потому что блюдо из такой моркови будет невкусным. Больше всего каротина находится в мякоти ближе к краям, оттого она и окрашена ярче. Но и бледно-жёлтой сердцевиной пренебрегать не стоит – в ней содержится пигмент апигенин, который помогает укрепить сердечную мышцу и снять усталость.
Полезным овощем для ребёнка является свекла. Она отличается высоким содержанием легко усвояемых сахаров (сахароза, фруктоза, глюкоза), клетчатки, органических кислот, витаминов С, РР, группы В, фолиевой кислоты, каротиноидов, биофлавоноидов и минеральных солей – калия, натрия, магния, кальция фосфора и железа. Присутствующие в свекле бетаины (группа фосфолипидов) способствуют лучшему усвоению белков, регулируют жировой обмен, улучшают работу печени и мозга. Минеральные соли кальция, фосфора и железа регулируют кальциево-фосфорный обмен и активизируют кроветворение. В лечебных целях свеклу используют для стимуляции деятельности кишечника при склонности к запорам. Свеклу смело можно добавлять в питание малышей старше года.
В отличие от остальных овощей, свекла круглый год сохраняет витамины и другие полезные вещества. Однако следует помнить, что свекла может вызывать аллергические реакции, а при ее избытке возможно развитие поноса. Кроме того, свекла активно впитывает из почвы и накапливает нитраты. Поэтому для ребенка нужно выбирать экологически чистую свеклу и давать ее в умеренных количествах. Для детей раннего возраста количество свеклы составляет примерно 60 г или 12 чайных ложек в сутки.
Репа издавна ценилась на Руси как полезный и питательный продукт. В её составе содержатся незаменимые элементы, которые необходимы для здоровья человека. В репе присутствует в большом количестве витамин С, который в корнеплоде сохраняется длительное время, содержатся витамины В1, В2, РР, бета-каротин, Е,. а также железо, фосфор, натрий, калий, магний. Репа хорошо разваривается и усваивается в желудочно-кишечном тракте. Однако присутствующие в ней эфирные масла не позволяют использовать репу у детей первых 2-3 лет в качестве основного продукта, а только в сочетании с другими овощами, в составе овощного пюре или в супах. Дети более старшего возраста могут потреблять корнеплод как в сыром виде, так и после тепловой обработки.
Корень петрушки и сельдерея начинают использовать только в питании детей, достигших 2-3 лет. В раннем детском возрасте рекомендуют использовать только листовую часть растений, как источник витаминов (А, Е, К, В6) и минеральных веществ (кальциия, магния, калий, железа), используя их в качестве припрв к различным блюдам.
Корень сельдерея содержит калий, магний, железо и цинк. Корни петрушки богаты витаминами С, А, группы В, минеральными веществами: калием, кальцием, магнием, фосфором, железом. Листья и корни петрушки поставляют в организм человека редкие элементы: алюминий, литий, ванадий, титан, никель, молибден, марганец.
Корни петрушки и сельдерея придают блюдам своеобразный аромат из-за присутствия в них эфирных масел.
Брюква может храниться несколько месяцев, не теряя полезных свойств, при кулинарной обработке она сохраняет свои ценные вещества, готовить её лучше в пароварке.
Широко используется в детском питании картофель. Он отличается высоким содержанием крахмала, калия и витамина С, а также витамины Р, группы В и био-флавоноиды, которые улучшают усвоение витамина С и укрепляют иммунитет.
Клубни картофеля хорошо развариваются, продукт легко усваивается, но в ряде случаев может усиливать газообразование в кишечнике. В меню малыша картофель можно включать с 5-6 месяцев в виде пюре.
Рацион ребенка в возрасте 4 — 6 месяцев
Вашему малышу уже исполнилось 4 месяца. Он заметно подрос, стал более активным, интересуется предметами, попадающими в его поле зрения, внимательно разглядывает и тянется к ним. Значительно богаче стали эмоциональные реакции ребенка: он радостно улыбается всем людям, которых часто видит все чаще, издает различные звуки.
Вы до сих пор кормите малыша грудью или пришлось перейти на смешанное или искусственное вскармливание. Ребенок активно растет, и только с грудным молоком или детской молочной смесью он уже не всегда может получить все необходимые питательные вещества. А это значит, что настала пора подумать о прикорме.
Оптимальное время для начала его введения – интервал от 4 до 6 месяцев, независимо от того, что получает малыш – грудное молоко или смесь. Именно в это время дети наилучшим образом реагируют на новые продукты. До 4 месяцев ребенок еще не готов воспринимать и переваривать какую-либо другую пищу. А при позднем введении прикорма — после 6 месяцев, у детей возникают уже значительные дефициты отдельных пищевых веществ и, в первую очередь, микронутриентов (минеральных веществ, витаминов, длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот и др.). Кроме того, малыши в этом возрасте нередко отказываются от новых продуктов, у них задерживается развитие навыков жевания густой пищи и формируются неадекватные пищевые привычки. Важно знать, что, как это не покажется на первый взгляд странным, при отсроченном назначении продуктов прикорма на них чаще возникают аллергические реакции.
В каких случаях целесообразно дать прикорм уже в 4 месяца, а когда можно подождать до 5,5 или даже 6 месяцев? Чтобы решить этот вопрос обязательно посоветуйтесь с педиатром.
Как правило, в более раннем возрасте (4 – 4,5 мес.) прикорм вводится детям из группы риска по развитию железодефицитной анемии, а также детям с недостаточной прибавкой в весе и с функциональными расстройствами пищеварения.
Оптимальным временем для начала введения прикорма здоровому малышу является возраст 5 – 5,5 месяцев.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует детям, находящимся на грудном вскармливании, вводить прикорм с 6 месячного возраста. С точки зрения отечественных педиатров, которая основывается на большом практическом опыте и проведенных научных исследованиях, это возможно лишь в тех случаях, когда ребенок родился в срок, без гипотрофии (поскольку в этих случаях запасы минеральных веществ очень малы), он здоров, хорошо растет и развивается. Помимо этого мама также должна быть здорова, полноценно питаться и использовать либо специализированные обогащенные продукты для беременных и кормящих женщин, либо курсами витаминно-минеральные комплексы. Такие ограничения связаны с истощением запасов железа даже у абсолютно здорового ребенка к 5 – 5,5 месячному возрасту и значительным повышением риска развития анемии при отсутствии продуктов прикорма богатых или обогащенных железом. Возникают и другие дефицитные состояния.
Первым продуктом прикорма может быть овощное пюре или каша, пюре из фруктов лучше дать малышу позже – после вкусных сладких фруктов дети обычно хуже едят овощное пюре и каши, часто вовсе отказываются от них.
С чего же лучше начать? В тех случаях, когда у ребенка есть склонность к запорам или он слишком быстро прибавляет в весе, предпочтение следует отдать овощам. При большой вероятности развития анемии, неустойчивом стуле и малых прибавках в массе – с детских каш, обогащенных микронутриентам. И если Вы начали введение прикорма с каш, то вторым продуктом будут овощи и наоборот.
Если первый прикорм вводится в 6 месяцев – это обязательно должна быть детская каша, обогащенная железом и другими минеральными веществами и витаминами, поступление которых с грудным молоком уже недостаточно.
Еще один важный продукт прикорма – мясное пюре. Оно содержит железо, которое легко усваивается. А добавление мяса к овощам улучшает усвоение железа и из них. Мясное пюре целесообразно ввести ребенку в возрасте 6 месяцев. Только ежедневное использование детской обогащенной каши и мясного пюре позволяет удовлетворить потребности малышей в железе, цинке и других микронутриентах.
А вот соки лучше вводить позже, когда ребенок уже получает основные продукты прикорма – овощи, каши, мясо и фрукты. Ведь прикорм нужен для того, чтобы малыш получил все вещества, необходимые для роста и развития, а в соках их, в том числе витаминов и минеральных веществ, очень мало.
Соки следует давать не в перерывах между кормлениями, а после того как ребенок съел кашу или овощи с мясным пюре, а также на полдник. Привычка пить соки между едой приводит в дальнейшем к частым перекусам, прививается любовь к сладкому, у детей чаще возникает кариес и повышается риск развития ожирения.
С началом введения прикорма ребенок постепенно переводится на 5-разовый режим кормлений.
Правила введения прикорма:
Вводя новый вид прикорма, попробуйте сначала один продукт, постепенно увеличивая его количество, а затем постепенно «разбавляйте» этот продукт новым. Например, овощной прикорм можно начать с чайной ложки пюре из кабачка. В течение недели давайте малышу только этот продукт, постепенно увеличивая его объем. Через неделю к кабачковому пюре добавьте чайную ложку пюре из брокколи или цветной капусты и продолжайте каждый день увеличивать общий объем. Оптимальным будет овощное пюре из трех видов овощей. Порция должна соответствовать возрастной норме. Со временем можно заменять введенные овощи на другие уже быстрее.
После введения одного овоща (доведя его объем до необходимого количества) можно перейти к приему каши, а разнообразить овощной рацион позже.
Если блюдо пришлось ребенку не по вкусу, например, брокколи, не отказывайтесь от задуманного и продолжайте предлагать этот овощ в небольшом количестве – 1-2 ложечки ежедневно, можно даже не один, а 2-3 раза перед едой, и через 7 – 10, а иногда и 15 дней малыш привыкнет к новому вкусу. Это разнообразит рацион, поможет сформировать у малыша правильные вкусовые привычки.
Кормить с ложечки нужно терпеливо и осторожно. Принудительное кормление недопустимо!
В рацион здоровых детей каша, как правило, вводится после овощей (исключение составляют здоровые дети на грудном вскармливании, когда прикорм вводится с 6 месяцев). Лучше начинать с безмолочных безглютеновых каш — гречневой, кукурузной, рисовой. При этом важно использовать кашу для детского питания промышленного производства, которая содержит комплекс витаминов и минеральных веществ. Кроме того она уже готова к употреблению, необходимо лишь развести ее грудным молоком или той смесью, которую получает малыш.
Детям, страдающим пищевой аллергией прикорм вводится в 5 – 5,5 мес. Правила введения продуктов такие же, как для здоровых детей, во всех случаях он вводится медленно и начинается с гипоаллергенных продуктов. Обязательно учитывается индивидуальная переносимость. Отличие состоит лишь в коррекции рациона с учетом выявленных аллергенов. Из мясных продуктов вначале предпочтение следует отдать пюре из индейки и кролика.
Рационы питания на различные возрастные периоды
Объяснить, как можно составить рацион, лучше на нескольких примерах, которые помогут сориентироваться в составлении меню именно для вашего ребенка.
С 5 месяцев объем одного кормления составляет в среднем 200 мл.
Вариант 1.
Если ваш ребенок начал получать прикорм с 4 — 5 месяцев, то в 6 месяцев его рацион должен выглядеть так:
I кормление 6 часов | Грудное молоко или ДМС* | 200 мл |
II кормление 10 часов | Безмолочная каша** Докорм грудным молоком или ДМС* | 150 г 50 мл |
III кормление 14 часов | Овощное пюре Мясное пюре Растительное масло Докорм грудным молоком или ДМС* | 150 г 5 – 30 г 1 ч.л. 30 мл |
IV кормление 18 часов | Фруктовое пюре Грудное молоко или ДМС* | 60 г 140 мл |
V кормление 22 часа | Грудное молоко или ДМС* | 200 мл |
* — детская молочная смесь
** — разведенная грудным молоком или ДМС
Вариант 2.
Еще один вариант рациона питания ребенка 6 месяцев, если прикорм ввели с 4 — 5 месяцев:
I кормление 6 часов | Грудное молоко или ДМС* | 200 мл |
II кормление 10 часов | Безмолочная каша** Фруктовое пюре | 150 г 20 г |
III кормление 14 часов | Овощное пюре Мясное пюре Растительное масло Фруктовый сок | 150 г 5 – 30 г 1 ч.л. 60 мл |
IV кормление 18 часов | Фруктовое пюре Грудное молоко или ДМС* | 40 г 140 мл |
V кормление 22 часа | Грудное молоко или ДМС* | 200 мл |
* — детская молочная смесь
** — разведенная грудным молоком или ДМС
Вариант 3.
Примерный суточный рацион для ребенка в 6,5 месяцев на грудном вскармливании, если прикорм начали вводить с 6 мес.:
I кормление 6 часов | Грудное молоко | |
II кормление 10 часов | Безмолочная каша** Докорм грудным молоком | 100 г |
III кормление 14 часов | Овощное пюре Мясное пюре Растительное масло Докорм грудным молоком | 100 г 5 – 30 г 1 ч.л. |
IV кормление 18 часов | Грудное молоко | |
V кормление 22 часа | Грудное молоко |
** — разведенная грудным молоком
До 7 месяцев следует увеличить объемы каши и овощного пюре до 150 г и ввести фруктовое пюре.
Материалы подготовлены сотрудниками лаборатории питания здорового и больного ребенка ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России и основаны на рекомендациях, приведенных в «Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации», утвержденной на XVİ Съезде педиатров России (02.2009 г.)
Первый прикорм
Содержание:
После того, как налажено грудное вскармливание или подобрана искусственная смесь, следующая задача, которую решают родители — научить кроху есть что-то кроме молока или смеси, то есть прикорм.
Как правильно вводить прикорм?
Педиатры постоянно пересматривают правила введения прикорма, и рекомендации, с чего начать, становятся все менее строгими.
Когда вводить прикорм?
Время, когда ребенок начинает нуждаться в более плотном питании, можно определить по некоторым признакам в развитии. Он:
может сидеть с небольшой поддержкой или без нее,
не выталкивает твердые предметы, которые оказываются у него во рту (этот рефлекс обычно угасает к 4-5 месяцам),
засовывает в рот разные объекты, в том числе свои руки, тянется к еде, когда видит, что едят другие,
может отвернуться от ложки, если не хочет есть.
Почему не нужно вводить прикорм раньше?
Потребности ребенка в энергии, витаминах и микроэлементах до полугода полностью удовлетворяются грудным молоком или адаптированной молочной смесью. Когда-то при искусственном вскармливании прикорм грудничка начинали раньше, но это было связано с недостатками старых молочных смесей, которые удалось исправить в современных.
До 6 месяцев пищеварительная система не приспособлена к разнообразной плотной пище, а кроме того, высок риск подавиться, поскольку ребенок еще не умеет глотать правильно ничего, кроме жидкостей. Поэтому не рекомендуется 2 давать каши с хлопьями из бутылочки ребенку, который ест лежа.
С чего начинать прикорм?
Ответ может быть неожиданным, но вы можете начать прикорм с любых не запрещенных для малышей продуктов подходящей консистенции. Дети до 8 месяцев обычно не умеют жевать и могут подавиться твердыми кусочками, поэтому им нужно превращать все продукты в пюре, которое со временем можно делать все более густым.
Нет подтверждений того, что порядок введения прикорма как-то влияет на здоровье ребенка.
Также до года не рекомендуется поить ребенка большим количеством коровьего молока и давать ему мёд. Но причина не в аллергии, а в том, что коровье молоко содержит мало железа, а мед может содержать споры бактерий, вызывающих ботулизм.
Конечно, не следует давать жирные, соленые, содержащие искусственные красители и консерванты продукты, но большинство родителей вряд ли решит это сделать.
Как это ни удивительно, по современным рекомендациям 1,2,5 на этом запреты заканчиваются. Вы можете выбрать абсолютно любой вид овощей и фруктов любого цвета, любое нежирное мясо, крупу или детский кисломолочный продукт и начать прикорм с него.
Для домашнего использования не актуальны сложные таблицы введения прикорма по месяцам с точностью до 2 недель и 10 граммов. У вас же нет задачи рассчитать стоимость продуктов для 500 грудничков на год. Вы будете ориентироваться на аппетит и вкусы своего малыша, а также семейные традиции питания.
Схема введения прикорма и аллергия
Как заменять кормления прикормом?
На эту тему не проводилось строгих исследований, поэтому нельзя сказать, что какая-то методика точно лучше другой. Многие врачи рекомендуют сначала давать прикорм, а потом грудное молоко или смесь, чтобы ребенок не успел насытиться и охотнее ел непривычные пюре.
Однако иногда советуют сначала дать грудь или бутылочку, чтобы ребенок настроился на прием пищи, а не на игру с ней, потом дать прикорм, потом докормить жидким питанием. Может быть, кому-то будет удобнее сначала делать так, а когда ребенок привыкнет есть с ложки, переходить к первому варианту.
Как быстро вводить новые виды продуктов?
Нет необходимости давать малышу сразу несколько видов новой еды. Он в любом случае не голодает, и разумно делать перерывы несколько дней (чаще всего рекомендуют 3 дня) перед следующим продуктом.
Сначала дают совсем небольшое количество еды (примерно половину ложки). Если все в порядке, можно постепенно увеличивать порцию. До скольких граммов? До маленькой детской мисочки. Совершенно не обязательно взвешивать порцию на весах. Все равно ребенку надо дать столько, сколько он охотно согласится съесть.
Имеет смысл отложить ввод нового продукта на несколько дней, если ребенок болеет или ожидается какое-то значимое изменение (например, смена молочной смеси или места жительства). Тогда будет легче понять причину возможной реакции.
«Педиатрический» и «педагогический» прикорм
Педагогическим называют метод введения прикорма, когда ребенку дают очень маленькие кусочки еды с общего стола, когда ест вся семья. Часто его противопоставляют педиатрическому, когда ребенка специально сажают в стульчик и пытаются как-то сделать так, чтобы он съел количество определенной еды, написанное в специальной таблице.
На самом деле никакого противопоставления этих двух видов прикорма нет, и нет четких границ между ними. Никакой современный педиатр не требует ребенка есть строго 150 г именно брокколи обязательно в одно кормление.
Как продолжать введение прикорма?
В 8-10 месяцев дети научаются откусывать и жевать пищу (даже если еще нет зубов, им можно начинать давать кусочки плотных продуктов, например, овощей, но по-прежнему они могут подавиться твердыми продуктами, например, нельзя давать орехи или семечки.
ВОЗ и все врачебные организации мира рекомендуют продолжать кормление грудью по крайней мере до 1 года (ВОЗ даже дольше, но это важно в странах с плохим питанием и гигиеной). Дальше это не имеет несомненных преимуществ для здоровья при полноценном основном питании.