с какого возраста можно помнить себя

Почему мы не помним себя в младенческом возрасте

с какого возраста можно помнить себя. 90749798 mystery1. с какого возраста можно помнить себя фото. с какого возраста можно помнить себя-90749798 mystery1. картинка с какого возраста можно помнить себя. картинка 90749798 mystery1. Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Вы встретились за обедом с людьми, которых вы знаете уже достаточно давно. Вы вместе устраивали праздники, отмечали дни рождения, ходили в парк, с удовольствием поглощали мороженое и даже ездили с ними в отпуск.

Даже после того, как у нас в голове появляется драгоценное первое воспоминание, следующие «зарубки в памяти» получаются редкими и обрывочными вплоть до более старшего возраста.

С чем это связано? Зияющий провал в биографии детей огорчает родителей и на протяжении вот уже нескольких десятилетий ставит в тупик психологов, неврологов и лингвистов.

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд, который более ста лет назад ввел в оборот термин «младенческая амнезия», и вовсе был одержим этой темой.

Исследуя этот ментальный вакуум, невольно задаешься интересными вопросами. Соответствует ли наше первое воспоминание действительности или оно выдумано? Помним ли мы сами события или только их вербальное описание?

И можно ли однажды вспомнить все то, что как будто не сохранилось в нашей памяти?

Автор фото, Simpleinsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Это явление вдвойне загадочно, поскольку во всем остальном младенцы впитывают новую информацию как губка, ежесекундно формируя по 700 новых нейронных связей и пуская в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот.

Судя по данным последних исследований, ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери.

Но и у взрослых информация со временем утрачивается, если не предпринимать попыток сохранить ее. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что младенческая амнезия является всего лишь следствием естественного процесса забывания событий, имевших место в течение нашей жизни.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Ответ на этот вопрос можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти.

Составленная им по итогам опыта кривая забывания свидетельствует о наличии поразительно быстрого спада в способности человека вспомнить выученное: в отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа.

К 30-му дню человек помнит лишь 2-3% того, что учил.

Один из самых важных выводов Эббингауза заключается в том, что такое забывание информации вполне предсказуемо. Чтобы выяснить, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, достаточно просто сравнить графики.

В 1980-х годах, произведя соответствующие подсчеты, ученые установили, что человек помнит на удивление мало событий, имевших место в его жизни в период с рождения до шести-семилетнего возраста. Очевидно, тут кроется что-то еще.

Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Формирование и развитие нашей памяти может определяться культурными особенностями

Интересно, что завеса над воспоминаниями приподнимается у всех в разном возрасте. Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет.

В среднем, обрывки воспоминаний начинают появляться у человека примерно с трех с половиной лет.

Что еще интереснее, степень забывчивости разнится в зависимости от страны: средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, может отличаться в разных странах на два года.

Могут ли эти выводы пролить хоть какой-нибудь свет на природу такого вакуума? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов.

В полном соответствии с национальными стереотипами, у американцев рассказы были длиннее, подробнее и с явным акцентом на себе самом.

Китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты; в целом, детские воспоминания начинались у них на полгода позже.

Эта закономерность подтверждается множеством других исследований. Более подробные рассказы, сконцентрированные на себе самом, судя по всему, вспоминаются легче.

Считается, что личный интерес способствует работе памяти, поскольку при наличии собственной точки зрения события наполняются смыслом.

Проводя тот же опыт повторно, Ван опросила матерей детей и установила точно такую же закономерность.

Иными словами, если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители.

Однако пока она не переехала в США, никому не приходило в голову спросить ее о том, с какого возраста она себя помнит.

Автор фото, Kimberly Hopkins/Flickr/CC-BY-2.0

Некоторые психологи убеждены, что способность формировать яркие воспоминания о себе приходит только с овладением речью

Раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет.

На то, как мы рассказываем о своих воспоминаниях, могут влиять и культурные особенности, причем некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь.

Однако некоторые психологи скептически относятся к роли языка в запоминании. К примеру, дети, которые рождаются глухими и растут, не зная языка жестов, начинают помнить себя примерно с того же возраста.

Это наводит на мысль о том, что мы не можем вспомнить первые годы своей жизни только лишь потому, что наш мозг еще не оснащен необходимым инструментарием.

Это объяснение стало итогом обследования самого знаменитого пациента в истории неврологии, известного под псевдонимом H.M.

После того, как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H.M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события.

Когда ученые попросили его срисовать пятиконечную звезду по ее отражению в зеркале (это сложнее, чем кажется!), он совершенствовался с каждой попыткой, хотя ему всякий раз казалось, будто он рисует ее впервые.

Возможно, в раннем возрасте гиппокамп просто недостаточно развит для формирования полноценных воспоминаний о происходящих событиях.

В течение первых нескольких лет жизни у детенышей обезьяны, крысят и детей к гиппокампу продолжают добавляться нейроны, и в младенческом возрасте никто из них не способен запоминать что-либо надолго.

Но означает ли это, что в недоразвитом состоянии гиппокамп со временем теряет накопленные воспоминания? Или же они не формируются вовсе?

Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Поскольку события, имевшие место в детстве, могут продолжать влиять на наше поведение еще долго после того, как мы о них забываем, некоторые психологи полагают, что они наверняка остаются в нашей памяти.

Элизабет Лофтес, психолог из Калифорнийского университета в городе Ирвайне (США) посвятила свои научные изыскания именно этой теме.

Воображаемые события

Лофтес и сама не понаслышке знает, как это бывает. Когда ей было 16 лет, ее мать утонула в бассейне.

Спустя много лет одна родственница убедила ее в том, будто именно она обнаружила всплывшее тело.

Конечно, никому не понравится услышать, что его воспоминания ненастоящие. Лофтес понимала, что ей нужны бесспорные доказательства, чтобы убедить сомневающихся.

Еще в 1980-е годы она набрала добровольцев для исследования и сама начала подбрасывать им «воспоминания».

Лофтес придумала изощренную ложь о детской травме, которую они якобы получили, потерявшись в магазине, где их потом нашла какая-то добрая старушка и отвела к родителям. Для большей правдоподобности она приплела к рассказу членов семьи.

«Мы говорили участникам исследования: ‘Мы пообщались с вашей матерью, и она рассказала нам о том, что с вами случилось'».

Почти треть испытуемых попалась в расставленную ловушку: некоторые умудрились «вспомнить» это событие во всех подробностях.

На самом деле, иногда мы бываем более уверены в точности своих воображаемых воспоминаний, чем в тех событиях, которые имели место на самом деле.

И даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, вполне возможно, они были впоследствии переформулированы и переформатированы с учетом бесед о событии, а не собственных воспоминаний о нем.

Помните, когда вы подумали, как весело будет превратить свою сестру в зебру с помощью несмываемого фломастера? Или вы просто видели это на семейном видео?

А этот потрясающий торт, который мама испекла, когда вам исполнилось три года? Может быть, вам рассказал о нем старший брат?

Пожалуй, самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям.

Источник

Как работает детская память, и что ребенок запомнит из своего детства

с какого возраста можно помнить себя. f9238c31669ccf3d9d88116e5c91652003e4eb80. с какого возраста можно помнить себя фото. с какого возраста можно помнить себя-f9238c31669ccf3d9d88116e5c91652003e4eb80. картинка с какого возраста можно помнить себя. картинка f9238c31669ccf3d9d88116e5c91652003e4eb80. Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Родители стараются сделать детство ребенка насыщенным, радостным и ярким. Довольно обидно, что, вырастая, ребенок не помнит из этого детства буквально. ничего! Не помнит, как в три года он впервые увидел в зоопарке жирафа. Как в четыре года вы поехали в отпуск в Испанию, и там он купался в море, с визгом убегая от волн. Или как впервые познакомился с соседской собакой, которая облизала ему нос, и он хохотал до слез.

Неужели все это исчезает безвозвратно, и мы никогда ничего из этого не вспомним? По какому принципу формируются наши детские воспоминания? Что именно запомнит наш ребенок?

Младенческая амнезия: что искал Фрейд?

Термин «Младенческая амнезия» ввел в обиход отец психоанализа Зигмунд Фрейд более 100 лет назад. К слову, он был чрезвычайно заинтересован этой темой, но объяснял все со своей колокольни — если говорить кратко, то нас в младенчестве настолько травмирует осознание своей сексуальности, что мы готовы забыть первые годы жизни, как страшный сон.

Позднее идея о «травмирующей ранней сексуальности» была как-то подзаброшена и заменена другой, сходной идеей: само рождение для человека — настолько травматичное событие, в первые годы жизни ребенок настолько беспомощен и зависим от окружающих, что младенческая амнезия — это естественный механизм, оберегающий нашу психику.

” Интересно, что дети с откровенно несчастливыми младенческими годами, и дети, чьи первые годы жизни были наполнены любовью и заботой, имеют первые воспоминания, относящиеся приблизительно к одному периоду жизни. Разумеется, возраст первого воспоминания разнится — от 2,5 до 7-8 лет. Но зависит он от совсем других факторов.

с какого возраста можно помнить себя. 61e9a6fb16421a074dc43b12cbaa3410eb00d31b. с какого возраста можно помнить себя фото. с какого возраста можно помнить себя-61e9a6fb16421a074dc43b12cbaa3410eb00d31b. картинка с какого возраста можно помнить себя. картинка 61e9a6fb16421a074dc43b12cbaa3410eb00d31b. Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0Дети вспоминают, если. так принято

Установлено, что насколько ранними воспоминаниями будет обладать ребенок, зависит от национальной культуры. Например, исследования, проведенные в Корнельском университете в США, показали, что у обучающихся там студентов из Китая детские воспоминания начинаются на полгода позже, чем у их американских сверстников, и выглядят совершенно иначе. Воспоминания американцев были эмоционально окрашенными, в центре — они сами, их чувства, впечатления, реакция близких на события. Китайские студенты вспоминали о каком-то запоминающемся факте без личного контекста.

— Все дело в различии между воспоминаниями: «В зоопарке были тигры» и «В зоопарке я видел тигров, и, хотя они были страшные, мне было очень весело», ‒ поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

В США родители поощряли воспоминания: они расспрашивали малышей, понравилось ли им увиденное, закрепляли, напоминая о ярком событии спустя день, два, неделю.

В китайском обществе, как выяснилось, не принято интересоваться впечатлениями и воспоминаниями детей, а раз их воспоминаниям никто не придавал ценности, то они и не сохранялись.

Интересно исследование новозеландских психологов, который изучали воспоминания представителей местной народности маори. Возможно, в психологах взыграл патриотизм, но они уверяют, что высокое значение, которое маори придают культу прошлого, способствуют тому, что малыши этой народности помнят себя чуть ли не раньше всех в мире – с двух с половиной лет!

Азиаты помнят себя в среднем с четырех с половиной лет, европейцы – с трех с половиной, а представители маори – с двух с половиной лет.

Ярче воспоминания у детей, росших в большой семье или испытавших стресс

Итак, с национальной культурой мы разобрались, обратимся к культуре семейной. Психолог Федерика Артиоли провела исследование в своей родной Италии, славившейся ранее своими большими семьями и крепкими родственными связями. Сегодня там, как и во всей Европе, все чаще встречаются семьи «папа+мама+ребенок». Госпожа Артиоли обнаружила, что дети, выросшие в традиционных многопоколенных семьях – с бабушками, дедушками, дядями, тетями и кузенами обладают воспоминаниями о более раннем детском возрасте, и они гораздо ярче и насыщеннее, чем у их сверстников из маленьких семей.

Очевидно, это происходит по той же причине, по какой маленькие китайцы помнят себя с пяти лет, а европейцы – с четырех: воспоминания детей в большой семье, где с ними все возятся и балуют, эмоционально окрашены гораздо сильнее. К ребенку постоянно обращаются, заставляя формировать собственный набор воспоминаний.

Интересно, что знак эмоционального фона не имеет значения; в другом исследовании Федерика Артиоли вместе с коллегой Элейн Риз выяснила, что дети, пережившие развод родителей до своего семилетия, хранят более ранние детские воспоминания! Исследовательницы предполагают, что этому может быть простое логическое объяснение; например, мама, оставшись вдвоем с ребенком на руках, невольно расширяет круг общения, поручая заботу о нем другим родственникам, то есть, формируя ту самую «большую шумную итальянскую семью», но факт остается фактом: дети разведенных родителей хранят воспоминания с возраста 2,5 лет. Видимо, ранее человеческий мозг запомнить ничего не может.

Мы не запоминаем или забываем?

Интересный, но до сих пор не до конца понятный науке вопрос: почему мы до 2,5 лет все забываем? Ведь это как раз тот возраст, когда наш мозг впитывает все, как губка: мы «загружаем» в него огромный объем информации, и больше никогда до конца жизни нам не удастся его использовать с такой эффективностью. Почему же мы ничего не помним? Есть несколько версий.

Мы не можем запомнить то, что не можем описать

Очевидно, что даже самые ранние детские воспоминания появляются в тот момент, когда мы хотя бы в минимальной мере овладеваем речью. Возможно, наша память начинает крепнуть только тогда, когда мы можем описать увиденное словами. Действительно, в возрасте до трех лет мы вынуждены запоминать происходящее в виде образов, без словесного «конспекта», который помог бы структурировать воспоминания. Как только мы осваиваем речь, наше сознание (и система запоминания) перестраиваются, и более ранние воспоминания стираются, как неактуальные.

У этой версии есть два существенных возражения. Во-первых, глухие дети, не освоившее к этому возрасту язык жестов, помнят себя приблизительно с такого же возраста, как и их овладевшие речью сверстники. Во-вторых, что мешает нам просто описать словами впечатлившие в младенчестве образы и упорядочить их «задним числом»?

с какого возраста можно помнить себя. 57f036d8baaca5731ea68a1d2e910a5f47f17c17. с какого возраста можно помнить себя фото. с какого возраста можно помнить себя-57f036d8baaca5731ea68a1d2e910a5f47f17c17. картинка с какого возраста можно помнить себя. картинка 57f036d8baaca5731ea68a1d2e910a5f47f17c17. Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0Мы все запоминаем, но забываем

Другая версия – мы постепенно забываем случившееся с нами в раннем детстве, как только появляются более свежие воспоминания. В самом деле, если начать ревизию своей памяти, то вы обнаружите, что оттуда «вывалились» не только период младенчества, но целые месяцы и даже годы нашего детства. Несомненно, в десять лет мы могли без труда описать события, произошедшие с нами в течение года, однако в 30 лет уже непросто сходу ответить на вопрос, чем тогда был примечателен ваш апрель, или как прошел октябрь, когда вам было восемь.

Эта точка зрения даже подтверждена экспериментальными исследованиями: ученые из американского Университета Эмори записывали разговор матерей с их трехлетними детьми сразу после каких-то ярких событий: посещения зоопарка, первого дня в детском саду. Затем ежегодно, на протяжении шести лет с детьми беседовали и просили вспомнить об этих событиях.

Выяснился удивительный факт: оказывается, в нашей жизни есть еще один рубежный возраст – семь лет. До семи лет дети в состоянии вспомнить 60% событий, случившихся с ними в возрасте трех лет. Но при этом стираются какие-то детали, иногда довольно существенные, например, место и время события. Между 8 и 9 годами треть от вспоминаемых ранее событий забылась напрочь, зато оставшиеся 40% мы уже помним ярко и четко, порой описываем даже более подробно (поскольку лучше научились пользоваться речью), чем годом ранее.

В детстве мы просто не успевает «отрастить блок памяти»

Где хранятся воспоминания? Ученые уверены, что могут дать почти точный ответ на этот вопрос: в части мозга, называемой гиппокампом. Механизм работы гиппокампа не ясен, но понятно, что именно этот участок мозга каким-то образом отвечает за перевод воспоминания из кратковременных в долговременные; именно он решает, что мы запомним, а что – забудем.

На примере больных, у которых был поврежден гиппокамп, показано, что они больше не могут запоминать новые события, хотя при этом продолжают постепенно усваивать новые навыки – в точности как младенцы.

Известно, что при болезни Альцгеймера, для которой характерна утрата памяти, именно уменьшение объема гиппокампа становится одним из первых признаков развития заболевания. Так может, у младенцев просто слишком маленький гиппакомп, чтобы он мог полноценно функционировать?

Если ребенок все забыл, можно ему напомнить

Ну и, наконец, еще одна удивительная способность детской памяти: вспомнить (достоверно, ярко и с подробностями) то, чего не было. Причем сделать это могут не только завзятые фантазеры и выдумщики; стоит немного подтолкнуть ребенка, как он начинает «вспоминать» описываемые события!

К сожалению, таким образом у детей часто формируются ложные воспоминания, более того, их можно создать даже у взрослых. Примером могут послужить все те же Соединенные Штаты Америки, где одно время пошла настоящая волна судебных дел, связанных с сексуальными домогательствами к несовершеннолетним. После сеансов у психотерапевтов, которые искренне пытались докопаться до корня проблем своих пациентов, подростки и даже взрослые люди «вспоминали» эпизоды сексуального насилия, которые, оказывается, были спрятаны глубоко в памяти. С этой информацией пациенты отправлялись в суд и требовали компенсировать перенесенные ими моральные страдания. Оказалось, что иногда речь действительно идет о подавленных воспоминаниях, а иногда – о вновь сформированных, причем отличить одни от других мог только опытный специалист. Сами же пациенты сделать это совершенно не в состоянии.

Какой вывод можно сделать из этой, несомненно печальной, практики? Самый оптимистичный!

Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка остались приятные и радостные воспоминания о детстве – формируйте их! Почаще напоминайте ему о хороших событиях. Просите рассказывать об особо интересных моментах – и не один раз, а регулярно. Показывайте фотографии и видео, где запечатлены яркие и забавные ситуации. Обсуждайте эмоции, которые испытывал ребенок в этот момент.

Ведь чем ярче и полнее наши воспоминания о счастливом детстве, тем счастливее мы будем во взрослой жизни!

24.08.2020
Подготовила Полина Иванова

Источник

Почему мы не помним себя в младенческом возрасте?

с какого возраста можно помнить себя. 76bc4102bde77f49aedcb339b21ee27b. с какого возраста можно помнить себя фото. с какого возраста можно помнить себя-76bc4102bde77f49aedcb339b21ee27b. картинка с какого возраста можно помнить себя. картинка 76bc4102bde77f49aedcb339b21ee27b. Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

С какого возраста мы способны вспомнить себя, и почему именно с него — этот вопрос интересовал, наверное, каждого. Неудивительно, что ответ на него искали многие ученые. Среди них — невролог Зигмунд Фрейд и психолог Герман Эббингауз. Была своя теория памяти и у физика Роберта Вуда. Но именно Фрейд ввел термин «детская/младенческая амнезия».

с какого возраста можно помнить себя. 1ed1b4f6047dd77bb3065899fbfc58a7. с какого возраста можно помнить себя фото. с какого возраста можно помнить себя-1ed1b4f6047dd77bb3065899fbfc58a7. картинка с какого возраста можно помнить себя. картинка 1ed1b4f6047dd77bb3065899fbfc58a7. Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Обычно отдельные воспоминания о детстве начинаются примерно с трех лет, а более развернутые — с шести-семи. Правда, бывают исключения: иногда дети рассказывают о событиях, которые происходили с ними, когда им не было и полутора лет. Но в этом случае трудно понять, помнит ребенок это сам или ему «помогли» рассказы взрослых.

Так, Лев Толстой в повести «Моя жизнь» писал, что помнит себя с 10-дневного возраста, с крестин: «Вот первые мои воспоминания. Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но я не могу остановиться».

Впрочем, детские воспоминания ненадежны. Психолог Элизабет Лофтес подтвердила это экспериментом: сочинила правдоподобную историю о переживании, которое привлеченные ею к опыту добровольцы якобы испытали в детстве, потерявшись в супермаркете. А для убедительности сослалась на рассказы родителей. Разумеется, ничего подобного родители не говорили. В итоге 30 % участников эксперимента признали историю истинной, а некоторые даже подробно ее «вспомнили».

с какого возраста можно помнить себя. 0acc1bbb6513977aea03239450adbad9. с какого возраста можно помнить себя фото. с какого возраста можно помнить себя-0acc1bbb6513977aea03239450adbad9. картинка с какого возраста можно помнить себя. картинка 0acc1bbb6513977aea03239450adbad9. Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0Л.Н. Толстой в детские годы и во взрослом возрасте

Получается, если человек принял выдумку, впоследствии он просто дополняет чужой рассказ личными внутренними образами и перестает отличать от реальных воспоминаний. Поэтому изучать память детей намного сложнее, чем взрослых.

Ученые выдвигают и другие версии. Второе объяснение более материалистическое: у ребенка не развит в достаточной степени отдел мозга, отвечающий за запись воспоминаний, — гиппокамп. Полностью он формируется к семи годам и продолжает развиваться в юности, именно поэтому детство и отрочество — идеальный период для обучения. А у младенцев, увы, нет толкового инструмента для записи событий — нет и самой записи.

Ребенок запоминает только то, что сам может выразить словами; нет слов — нет воспоминаний

Объяснение третье: во всем виноваты растущие нервные клетки. Мы привыкли говорить, что «нервные клетки не восстанавливаются». Но раннее детство как раз время интенсивного развития клеток головного мозга и формирования новых структур из них. Правда, в ходе этого развития часть прежних структур становится ненужной. Активно накапливаются свежие воспоминания — и столь же активно «стираются» старые, чтобы не перегружать информацией пока неокрепший детский мозг. Все логично: зачем хранить то, что, с точки зрения растущего организма, более никогда не понадобится? Впрочем, существует гипотеза, что ранние воспоминания где-то хранятся, но доступа к ним мы не имеем.

с какого возраста можно помнить себя. 5ad2deba00a257f2c9497933585a88da. с какого возраста можно помнить себя фото. с какого возраста можно помнить себя-5ad2deba00a257f2c9497933585a88da. картинка с какого возраста можно помнить себя. картинка 5ad2deba00a257f2c9497933585a88da. Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Объяснение четвертое: способность помнить связана у детей с развитием речи. Ребенок запоминает только то, что сам может выразить словами; нет слов — нет воспоминаний. Дети, которые поздно научились говорить, воспроизводят меньше событий, чем их более разговорчивые сверстники.

Наконец, еще одно объяснение: во всем виноваты родители, а нижняя граница детской памяти определяется особенностями окружения. Доказано, что в разных странах средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, отличается примерно на два года. Если в культуре страны принято интересоваться воспоминаниями ребенка и беседовать с ним, рассказывать семейные предания, истории, он помнит себя в более младшем возрасте. Если же детские воспоминания никого не интересуют, ребенок будет помнить о себе намного позже. Отсюда вывод: если заниматься с малышом, его память будет иметь больший объем.

Источник

Ученые выяснили, когда у человека появляются первые воспоминания

с какого возраста можно помнить себя. Depositphotos 89072690 xl 2015 pic 32ratio 900x600 900x600 71035. с какого возраста можно помнить себя фото. с какого возраста можно помнить себя-Depositphotos 89072690 xl 2015 pic 32ratio 900x600 900x600 71035. картинка с какого возраста можно помнить себя. картинка Depositphotos 89072690 xl 2015 pic 32ratio 900x600 900x600 71035. Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Согласно более ранним исследованиям, люди помнят себя с возраста трех с половиной лет. Эксперт по детской амнезии доктор Кэрол Петерсон из Мемориального университета Ньюфаундленда и ее коллеги предположили, что на самом деле первые воспоминания могут появляться намного раньше.

«Когда у человека появляются первые воспоминания, они не привязаны к одной точке, и их восприятие может меняться, — говорит Петерсон. — Поэтому то, что люди называют первым воспоминанием, не всегда оказывается таковым, не представляет некую границу, до которой никаких воспоминаний нет.

Скорее, есть некий пул ранних воспоминаний, из которого и взрослые, и дети что-нибудь выбирают».

Однако если попросить человека назвать его первое воспоминание, а потом спросить еще о нескольких, он может описать события, происходившие раньше — иногда на целый год, отмечает Петерсон. Кроме того, люди часто ошибаются в датировке воспоминаний и считают, что были старше во время тех или иных событий, чем на самом деле.

Петерсон занималась исследованиями памяти, особенно способностью детей и взрослых вспоминать первые годы жизни, более 20 лет. Для исследования она отобрала 10 своих научных статей о детской амнезии, а также использовала ранее не опубликованные данные, собиравшиеся с 1999 года. Выводы команда изложила в статье в журнале Memory.

Всего команда Петерсон изучила воспоминания 992 человек. В 697 случаях исследователи располагали также данными о воспоминаниях родителей участников.

Как оказалось, людям действительно кажется, что на момент первых воспоминаний они были старше — это ясно из рассказов родителей, которые помнят, сколько лет было ребенку на момент определенных событий.

«Ребенок говорил, что событие произошло, когда ему было три года, а родители поправляли — нет, тогда ему было два», — рассказывает Петерсон.

На это указывают и ответы, полученные от участников в разном возрасте. В разные годы они описывали те же события, но по мере взросления считали, что в то время были старше.

«Спустя восемь лет после запомнившихся событий многие считали, что были тогда старше на целый год, — говорит Петерсон. — Таким образом, у детей с течением времени меняется мнение о возрасте, в котором они находились в запомнившийся момент».

Этот эффект называет телескопированием, говорит она.

«Когда вы думаете о чем-то, что происходило давно, это похоже на взгляд через линзу, — поясняет Петерсон. — Чем воспоминание более отдаленное, тем ближе оно кажется из-за эффекта телескопирования. Так дети приписывают целый год своим ранним воспоминаниям. Но мы обнаружили, что, когда ребенок или взрослый вспоминает о событиях, произошедших в возрасте четырех лет и старше, этого уже не происходит».

По словам исследователей, работа показывает, что на самом деле люди помнят гораздо более ранние события, чем им кажется, и получить доступ к этим воспоминаниям довольно легко.

«Одно исследование не дает полной картины, но когда работа за работой показывают одни и те же выводы, это становится довольно убедительным», — отмечает Петерсон.

Если учитывать искажения восприятия, приводящие к ошибкам в датировке воспоминаний, очевидно, что первые воспоминания на самом деле относятся к более ранним годам, чем принято считать, заключают исследователи. Так как погрешность составляет около года, вероятно, на самом деле люди помнят себя с возраста двух с половиной лет.

«Сейчас в исследованиях детских воспоминаний необходимо иметь задокументированные даты событий, с которыми можно было бы сравнить даты, отраженные в воспоминаниях, — делится Петерсон. — Это позволит избежать искажений из-за эффекта телескопирования и потенциальных ошибок со стороны родителей».

Кроме того, у большинства людей, по всей видимости, на самом деле больше ранних воспоминаний, чем они думают, и заставить их что-то вспомнить довольно просто. Исследователи надеются, что эти данные будут полезны в дальнейших исследованиях памяти и поиске способов борьбы с амнезией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *