с какого возраста можно посещать зоопарк
Поход в зоопарк с малышом
Мы, жители больших и малых городов, уже настолько оторваны от природы, что каждый поход в зоопарк становиться настоящим праздником. Наверное именно поэтому мы стараемся привести в этот уголок природы даже совсем маленьких детей, чтобы показать им живых мишку и лисичку из «Теремка», волка и зайца из «Колобка».
Как подготовиться к поездке в зоопарк
Пойти в зоопарк можно и с крохой-несмышленышем в коляске, и с всезнающим дошколенком. Если вы впервые пришли в зоопарк с ребенком-дошкольником, то приготовьтесь ответить на многочисленные «почему?». Это будет ваш самый лучший и трудный визит в зоопарк. Очень часто дети задают вопросы, на которые не в состоянии ответить даже специалисты. Ребенка может заинтересовать все, что угодно, начиная от того, где живет муравьед, заканчивая количеством птенцов в семействе красивых и ярких лори. Чтобы с честью пройти «испытание», заранее прочтите специальную литературу. Сейчас в магазинах много иллюстрированных книг, энциклопедий, справочников, по которым вы сможете вместе с ребенком выбрать животных, которых хотели бы увидеть живьем. Некоторые зоологические парки издают специальную литературу, рассказывая о животных, обитающих именно в этом зоопарке. Из них дети узнают не только о среде обитания, но и о повадках, именах тех животных, с которыми будут общаться.
Маленький ребенок не может долгое время находиться на ногах, поэтому возьмите с собой коляску или велосипед. Таким образом, вы будете избавлены от постоянного ношения чада на руках.
Если ребенок привык отдыхать днем, согласуйте время визита с его дневным сном. Рассчитывайте, что по зоопарку вы будете гулять 2-3 часа, поэтому поход лучше спланировать либо до сна, либо после него. Иначе может получиться так, что малыш все проспит или будет постоянно капризничать из-за нарушенного распорядка дня.
Перед поездкой в зоопарк позаботьтесь о питании для ребенка. Если малыш совсем маленький, возьмите еду с собой. В зоопарке достаточно скамеек, на которых вы сможете спокойно посидеть и покормить своего кроху. Обязательно запаситесь хотя бы одной сменой одежды и влажными салфетками, чтобы протереть маленькие ручки. Ребенок может упасть в грязь или лужу, измазаться во время легкого обеда, случайно облиться соком, или просто вспотеть. На этот случай сменный комплект одежды необходим. Одевайте ребенка по погоде, не кутайте его. Помните, что часть животных находится в закрытых помещениях с искусственно созданным душным и влажным тропическим климатом.
Кого мы увидим сегодня?
Подготовившись к поездке заранее, прочитав книги и обсудив с ребенком, каких животных вы увидите, можете смело отправляться в зоопарк. Но помните, что обойти огромную территорию за один день утомительно даже для взрослого. Поэтому лучше сходить в зоопарк несколько раз за лето, знакомясь с животными постепенно, чем за один раз просмотреть всех питомцев.
Чтобы ребенок не переутомился от обилия информации, лучше посмотреть минимальное количество животных. Тогда малыш хоть кого-то запомнит и не устанет. Приехав на место, изучите карту зоопарка вместе с ребенком. Если вы заранее наметили животных, попробуйте на карте найти нужные вам вольеры и составьте план просмотра. Если никакого плана не было, то предложите ребенку самому выбрать животных, которых он хотел бы увидеть в зоопарке в первую очередь.
Безопасность среди животных
Не могу налюбоваться
Не отвлекайте ребенка от долгого стояния у вольеров, старайтесь вместе подметить малейшие нюансы поведения животного, акцентируйте внимание малыша на внешних признаках животного: глазках, ушках, цвете шерсти, рогах, лапах или копытах, строении тела. Такое внимательное разглядывание гораздо полезнее суетливой беготни. И даже если вам кажется, что сын или дочка уже изучили всех уток в пруду, посчитали всех лебедят и фламинго, все равно дайте им возможность понаблюдать за зверюшками.
«Полосатые» истории
Если в вашем зоопарке есть слон или моржи, обязательно посетите их вольеры. Они вызовут массу восторгов у ребенка. Особенно моржи и тюлени. Эти животные очень любопытны и подплывают близко к людям, совершенно не боясь. Детвора обычно замирает в восторге перед дивными подводными пловцами, такими неуклюжими на земле и грациозными в воде.
Я его боюсь!
Животные из книжек
Очень часто в зоопарках встречаются «Детские уголки» или «Детские площадки». Там обитают домашние животные или детеныши диких видов, рожденные в неволе. Они, как правило приучены к общению с детьми и не смогут повредить ребенку. Общение с кошечками, козами или морскими свинками доставит малышу море радости. Он видел этих животных на картинках своих книг, а теперь может погладить реальное животное. Попросите малыша изобразить голоса животных, спросите, какую пользу приносит коза, а какую курица.
Увлекательно и познавательно
Если вашему ребенку 4-6 лет, он учиться читать и писать, то можно заинтересовать его фотографией и составлением несложного фотоальбома, куда он мог бы записать самое важное, что узнал о животном. После вашего обучения и небольшой тренировки с автоматическим фотоаппаратом, юный натуралист сможет делать неплохие снимки. Пусть он снимает то, что считает нужным, подмечает смешные позы, особенности поведения и повадки животного или птицы. Купите ему альбом, помогите наклеить фотографии и подписать снимки. Их можно разукрасить красками и фломастерами, сымитировать среду обитания или вольер, в котором оно живет в зоопарке. Каждую фотографию можно снабдить не просто подписью «Гепард» или «Верблюд», а написать, что «Верблюд живет в пустыне, он может не пить несколько дней, а когда доберется до воды, то выпьет сразу 120 литров», или «Гепард самый быстрый хищник в мире, он развивает скорость свыше 100 км/час». Такая самодельная книжка станет первым учебником природоведения для ребенка. Более того, фотоальбом с собственными снимками непременно окажется гордостью малыша, он захочет показывать его своим друзьям и знакомым, удивляя всех своими знаниями.
Если ваш кроха мал для фотографирования, снимайте его самого на фоне животных. Потом наклейте снимки в альбом и подпишите их. Малышам очень нравится разглядывать себя любимых. Совместив приятное с полезным, вы получите бесценный развивающий материал.
Только от вас зависит, какие впечатления останутся у ребенка после первого посещения зоопарка. В ваших силах сделать так, чтобы малыш снова захотел попасть в это царство животных. Не ленитесь дарить ребенку общение с братьями нашими меньшими. От такого контакта дети становятся чище, лучше и добрее, они учатся заботиться о других и любить не только себя.
Да, мой ребенок будет именно таким. Что читать, я знаю. А Вам и всем остальным ответившим ниже предлагаю ознаконмиться с данной статьей (с сайта vita.org.ru), может, и измените свое мнение.
Тюремный приговор на всю жизнь, освобождение исключено
Прежде чем начать разговор о зоопарках, представьте себе такую ситуацию. Вас посадят в комнату, где вы должны будете провести всю оставшуюся жизнь. Заметим, что в этом помещении Вы будете в полной безопасности, кроме того, Вам всегда будет обеспечена еда, в случае необхо-димости — медицинская помощь, сможете Вы позаботиться и о личной гигиене. Но покинуть эту комнату Вы не сможете никогда, это просто исключено. Задумайтесь на минуту, хотели бы Вы та-кую жизнь? Скорее всего, Вы не только не согласитесь, но и увидите явное сходство с тюрьмой. В тюрьме действительно снижается риск погибнуть от несчастного случая, гарантирована еда, тем не менее, в нее людей сажают в качестве наказания, а не награды.
Так же и с животными в зоопарке. Да, на воле с ними всякое может произойти. Но то, что они порой страдают в дикой природе, не служит оправданием для заточения их в неволю, где они про-водят годы, а то и десятилетия в маленькой клетке. Кроме того, дикая природа не так уж дика для тех, кому это — естественная среда обитания. Это нам, избалованным горожанам 3 тысячелетия, она кажется дикой. А попробуйте взглянуть на Вашу квартиру глазами животных: как Вы думаете, чем, каким абсурдом она покажется им?
Вспомните, как Вам приходилось дожидаться своей очереди в поликлинике, в магазине, в до-моуправлении, как Вы встречали кого-то на остановке, ехали в переполненном автобусе. Каковы были при этом Ваши ощущения? Наверняка и пять минут казались вечностью, потому что Вам было скучно. А теперь представьте себя на месте животных-пленников зоопарка, которые годами находятся в состоянии бездействия. Что бы Вы почувствовали, если бы Вам пришлось год стоять в очереди, и с собой не оказалось бы даже книги или сборника кроссвордов. «Я сойду с ума, со мной начнется истерика», — подумаете, наверное, Вы. И будете правы. У животных в зоопарке от скуки развивается стереотипное поведение — зоохозис. Они трясут головой, бродят по клетке, кусают себя, некоторые впадают в депрессию и т. д. У обезьян в зоопарках очень часто можно видеть шрамы на теле из-за того, что они покусали себя, находясь в этом состоянии. Как показали наблю-дения, медведи 30% времени бродят по клетке.
Неестественные условия содержания.
В последнее время погода что-то совсем расшалилась и преподносит нам сюрпризы, причем очень часто неприятные. То невыносимый зной, то невиданные морозы, то ливни, то еще что-то. Мы сокрушается, такие капризы природы-матушки нам совсем не по душе, и ждем с нетерпением, когда же погода вновь станет нормальной. А поставьте себя на место животных, которые вынуж-дены обитать совсем в ином климатическом поясе, поэтому рассчитывать на улучшение погоды им не приходится. Подумайте о том, каково в нашем умеренном климате белым медведям и тюле-ням? А слонам?
Как Вы относитесь к архаичной традиции, когда родители женят или выдают замуж своих де-тей без согласия последних, а жених и невеста впервые видят друг друга только на свадьбе? Хоте-ли бы Вы, чтобы с Вами так поступили? В зоопарках спаривание происходит четко регламентиро-вано. И это противоречит законам природы, когда самка тщательно подбирает себе самца и при-нимает далеко не каждого.
В повести Лескова «Очарованный странник» есть эпизод, в котором главному герою внутрь ступней ввели иглы, чтобы он не смог убежать. Представьте себе свое состояние, если бы с Вами кто-нибудь провел подобную манипуляцию. И сопоставьте себя с птицами-пленниками, которым обрезают крылья, чтобы они не улетели.
Многие другие факторы в зоопарках не соответствуют природе животного. На воле они до-бывают себе пищу, в зоопарках же регламентированный порядок кормления. Стайных по своей природе животных сажают в клетку поодиночке или парами.
Ужас транспортировки.
Отдельный вопрос — транспортировка животных в зоопарк. Их погрузка и перевозка осуще-ствляется крайне жестокими способами. Чаще всего животное не хочет заходить в контейнер для перевозки, оно просто стоит на месте, упершись. Поэтому единственный способ загнать его внутрь (особенно если животное крупное) — это побои, таким способом подавляется его воля. Бывший работник одного из зоопарков рассказал следующее: «Когда перевозили Дунду, африкан-ского слона, его заковали в цепи, повалили на землю и в течение двух дней избивали рукоятками топора».
А в процессе самой перевозки животные часто получают серьезные травмы. Характерный пример: когда в 2002 году из США в московский зоопарк привезли жирафа Любу, то по прибытии в Россию выяснилось, что несчастное животное в дороге сломало ногу. Она перенесла несколько серьезнейших и болезненных операций, потом несколько месяцев провела в гипсе и умерла.
Зоопарк не выполняет образовательной функции!
Большинство людей думают, что зоопарк прививает детям любовь к животным. Но на самом деле это не так. Во-первых, посещая зоопарк, дети приучаются к мысли, что животных запросто можно вырвать из естественной среды обитания и посадить в клетку, прямо как вещь с места на место переставить. Во-вторых, о каком приобщении к природе можно говорить, если единствен-ное, что ребенок видит, это несчастное, забитое создание, истерически мечущееся по клетке, а ря-дом с ним — табличка с названием животного, сведениями о месте обитания и рационе. В-третьих, чтобы полюбить животных, совсем необязательно смотреть на тигров, слонов и прочих жителей дальних стран. Ведь истинная любовь к природе, к животным, — это умение видеть в любом живом существе что-то интересное, одухотворенное, красивое и, главное, достойное ува-жения. А этого можно достигнуть, если научить ребенка наблюдать за самыми обычными голубя-ми, воронами, муравьями, собаками. В-четвертых, в наш век научно-технического прогресса со-всем необязательно идти в зоопарк, чтобы посмотреть на экзотических животных. Ведь сейчас существуют качественные фотографии, видеофильмы, а также интернет. Так ребенок сможет по-смотреть на гордых, свободолюбивых диких животных в естественной жизни.
Спасение редких животных: капля в море
Работники зоопарков постоянно заявляют, что они спасают животных от полного уничтоже-ния. Но в зоопарках обычно отдают предпочтение популярным или экзотическим животным, по-тому что их хотят увидеть много людей. Под угрозой исчезновения находятся лишь 66 видов из 3000 содержащихся в неволе. Кроме того, работники зоопарков никогда не выпускают животных на волю. У животных, родившихся в неволе, почти нет шансов выжить на свободе. В 1994 году Всемирное общество защиты животных сообщило, что из 10000 обследованных ими зоопарков лишь 1200 занимаются разведением животных в неволе.
Ведущие экологи и зоологи установили, что гораздо эффективнее восстанавливать не кон-кретный вид изолированно, а всю среду обитания животных в целом, а также запретить охоту. Ведь численность животных снижается прежде всего из-за уничтожения их мест обитания и охо-ты. Кроме того, на разведение в неволе исчезающих видов уходят огромные средства, их хватает на ничтожные доли процента. Так, на восстановление численности арабских антилоп зоопарки за-тратили 25 миллионов долларов, а бюджет всех зоопарков мира составляет 500 миллионов долла-ров.
НЕ ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЖЕСТОКОСТЬ К ЖИВОТНЫМ — НЕ ХОДИТЕ В ЗООПАРКИ
Вы бы не торопились с выводами..
С какого возраста начинать культпоходы с ребенком?
Когда наступает возраст, с которого можно пойти с ребенком в театр, музей или в цирк?
Никакой психолог не знает вашего ребенка так, как его знаете вы. Например, теперь я знаю, что мой сын не любит клоунов. Даже забавную улыбающуюся маску, которую нам однажды подарили, в руки не берет. Согласитесь, хорошо, что об этой антипатии я узнала не во время циркового представления. Тогда детских слез было бы не избежать. Если первый опыт культпохода оказался негативным, это может отбить у крохи желание посещать любые культурные мероприятия. Яркий пример из блогосферы:
Налицо неверный выбор культурной программы. Но как я понимаю тех родителей! Ведь так хочется, чтобы ребенок знал и любил театр, и чтобы слово «музей» не ассоциировалось у него с настроением «скучно».
Начинаем выводить ребенка в свет
Понаблюдайте за малышом. Смотрите, как он реагирует на незнакомую обстановку и большое количество людей, как воспринимает нечто необычное, большое, шумное, непонятное.
Для деток до трех лет очень подходят зоопарк, уличные гуляния с детской программой или концерты под открытым небом (например, в парке Маяковского, Литературном квартале). В зоопарке малыш увидит животных, знакомых только по картинкам, в натуральную величину. Этот опыт куда менее стрессовый, чем в цирке. Для вас такие походы – хороший способ лучше изучить ребенка. А для него – тренировка устойчивости к стрессовым ситуациям. Да-да, позитивные впечатления – тоже стресс, и ребенку нужно учиться с ним справляться. Самые распространенные последствия – перевозбудимость, плохой сон, ощущение усталости, капризность. Лично у меня в раннем детстве поднималась температура всякий раз, когда нам предстояло пойти в цирк, театр или даже в гости. Мудрая мама решила проблему просто – она перестала меня предупреждать о цели очередной прогулки. Поэтому, когда конечной точкой маршрута вдруг оказывался цирк или квартира бабушки, я прекрасно себя чувствовала и получала максимум удовольствия от происходящего.
Театр
Подойдите к выбору спектакля со всей серьезностью, особенно, если он первый в жизни.
Длительность. Если ребенок непоседа, 50-минутную постановку он не высидит. В 2-3 года ребенок способен концентрироваться минут на 30-40 при условии, что происходящее заинтересует его целиком и полностью. Я знаю, что в одном питерском детском театре существует специальная «писательная пауза». Открывается она стихотворением Юнны Мориц «Все на свете с малых лет сами ходят в туалет» и гениально вписано в общую структуру спектакля, который не прерывается, а как будто застывает во времени и вновь «просыпается», когда все зрители снова в сборе.
Содержание спектакля. Хорошо, если ребенок увидит знакомую ему историю («Репка», «Колобок», «Теремок»). Так ему будет легче освоиться с темнотой зала и новой обстановкой. Для первого опыта знакомства с театром подойдет постановка с песнями и музыкой.
Если вы решили отвести малыша в кукольный театр, выберете спектакль, где в действии участвуют и живые актеры тоже. Это мы с вами знаем, что куклы – это куклы. А для ребенка эти существа вполне реальны.
Помните эпизод в «Человеке с бульвара Капуцинов», когда ковбои впервые увидели на экране прибытие поезда? Так же и ребенок безоглядно верит всему, что видит.
Непредвиденные обстоятельства. Вспомнился рассказ моей подруги. Она ходила с дочерью на кукольный спектакль для деток 3-5 лет, как было сказано в афише. В кассе сказали, что спектакль добрый, главные герои – зверюшки. И рассадка в зале свободная, это удобно для тех, кому может внезапно понадобиться выскочить в туалет. Казалось бы, созданы все условия для того, чтобы детям было хорошо. И вот спектакль начинается с громкого безудержного смеха первой героини, обезьянки. Половина детей закрыли уши, потому что громко, половина – глаза, потому что неожиданно, а один мальчик разрыдался так, что бабушке пришлось увести его из зала. Позже мальчик вернулся успокоенный, но, когда милая розовая обезьянка снова появилась на сцене, с ним случилась практически истерика. Самое печальное, что у ребенка будет испорчено не впечатление от спектакля, а от театра как явления. Чтобы избежать таких ситуаций, хочется призвать театры более подробно описывать свои спектакли в афишах или обязать кассиров предупреждать о моментах в спектакле, которые могут не понравиться ребенку.
Музей
Снова думаете «чем раньше, тем лучше»? Тогда начинайте с возраста, когда еще носите ребенка в «кенгурушке». Какую пользу его развитию принесет созерцание старинных вещей или произведений искусства, не особенно понятно, но хуже ему точно не будет. Главное, выдержать паузу и не посещать музеи в период, когда ребенок рвется все потрогать, расшатать и испытать на слом. Разумеется, существуют музеи, где все это можно делать, но в Екатеринбурге я таких не припомню. Примерно года в три ребенок уже четко понимает, что именно трогать нельзя и почему. Теперь можно подумать о том, куда его повести. Главное, чтобы в музее было не скучно и все отвечало интересам ребенка. Моему сыну было два с половиной, когда пришлось с ним зайти в музей ИЗО (только не бейте), чтобы погреться. К моей радости там была вознаграждена его тяга к зверюшкам. Он с удовольствием рассматривал чугунные статуэтки медведей, оленей и прочей живности. Залы с живописью он бодро проскочил, милейшие смотрительницы только успевали вспархивать со своих стульчиков и вновь садились, поняв, что вещать про Репина нам еще рано. А недавно мы с ним успешно посетили чудную фотовыставку, где, разумеется, были и его любимые зверики.
Коротко и по делу
— Начать ходить в театр и прочие культурные учреждения поздно не бывает. А вот начать ходить рано и этим испортить впечатление – бывает часто. Если вы не уверены в исходе культпохода, лучше отложите его «на потом». А театр можно устроить и дома, с настоящей сценой, занавесом и торжественным выключением света.
— Ребенка нужно подготовить к любому выходу в свет. Он должен представлять себе, что его ждет. Подготовка только на позитиве, собираемся в дорогу только с ощущением праздника и сказки.
— Хорошо, если ребенок возьмет с собой любимую игрушку. Если это кукла или зверек, ребенок подсознательно будет делить стресс на двоих. Если малышу стало страшно, сконцентрируйте его внимание на игрушке, ведь ей тоже страшно, ее нужно подбодрить, это заставит ребенка мобилизоваться и отодвинуть на второй план собственный дискомфорт.
— Изучайте отзывы, «пытайте» кассиров, вам нужно точно знать, куда ведете ребенка.
— Билеты в цирк приобретайте не на первые ряды, а билеты в театр должны быть на места, откуда хорошо видно сцену. Лучше сидеть ближе к краю, если думаете, что ребенку захочется в туалет во время действия.
— Возьмите с собой бутылочку негазированной воды, чтобы не стоять в очереди в буфет ради пары глотков.
Московский зоопарк 2021: вся информация для туристов с детьми
Московский зоопарк — один из старейших зоопарков Европы. Он был открыт 31 января 1864 года по старому стилю и назывался тогда зоосадом. В зоопарке представлено свыше 50 видов животных и птиц. Для гостей зоопарка доступно свободное посещение, участие в экскурсионных и образовательных программах.
Оглавление
Цены на билеты и режим работы Московского зоопарка
Московский зоопарк работает с 9 до 20 часов ежедневно, при этом вход закрывается уже в 19 часов.
Билеты с 2020 года можно купить только онлайн через официальный сайт Московского зоопарка (moscowzoo.ru). При этом, администрация зоопарка предупреждает, что участились случаи мошенничества с продажей билетов физическими лицами. Будьте осторожны!
Стоимость входа для взрослых — 800 рублей. Для детей до 17 лет включительно вход бесплатный (с 14 до 17 лет — по предъявлению паспорта).
А так же в зоопарке предусмотрены другие категории населения для которых посещение зоопарка так же бесплатное:
Экскурсии по зоопарку
В зоопарке так же предусмотрены экскурсионные тематические программы, список которых постоянно обновляется. Актуальные экскурсии можно посмотреть на официальном сайте зоопарка, или узнать по телефону 8 (499) 255-53-75.
Экспозиции Московского зоопарка
В зоопарке представлено 36 разнообразных и очень насыщенных экспозиций:
Образовательные программы Московского зоопарка
В Московском зоопарке действует целый ряд образовательных программ для детей разных возрастов:
Программы рассчитаны не только на расширение знаний о животных и окружающей природе, но так же и на совершенствование знаний родного языка, развитие интереса к иностранным языкам, расширение знаний в географии, приобретение навыков обращения с животными, развитие творческих навыков и творческого мышления, а так же другие полезнейшие навыки и знания, которые помогают ребенку во всестороннем развитии.
История Московского зоопарка
Московский зоопарк был организован Императорским русским обществом акклиматизации животных и растений. Начало его существования связано с замечательными именами профессоров Московского Университета Карла Францевича Рулье, Анатолия Петровича Богданова и Сергея Алексеевича Усова.
Местность, где теперь находится Старая территория зоопарка, называлась «Пресненские пруды». Здесь протекала довольно широкая река Пресня, и было одно из любимых мест гуляний москвичей — зелёные холмы, заливные луга, цветущие сады украшали окрестности. Для создания зоосада большинством голосов членов Общества акклиматизации был выбран именно этот участок, так как он находился на доступном расстоянии для всех москвичей, в том числе и небогатых. Территория Петровской академии, например, была удобнее и больше, но ездить туда было бы далеко и дорого для большинства потенциальных посетителей.
К открытию зоосада в нем содержалось 134 экземпляра домашних животных, 153 экземпляра диких зверей и птиц и 7 экземпляров пресмыкающихся. Лучше всего была представлена российская фауна: медведи, волки, лисицы, барсуки, хорьки, куницы, зайцы, белки, ежи, олени, соколы, ястребы, филины, совы, дрофы, журавли, цапли, утки. Создатели сада хотели показать зрителям в первую очередь нашу родную природу. Были на экспозиции и экзотические животные — 2 льва, ягуар, 2 тигра, леопард, носорог, аллигатор.
Создатели зоосада имели цель не только создать общедоступное образовательное и научное учреждение, но подразумевали практическое использование коллекции. Здесь содержалось много домашних животных наилучших для того времени пород, велась работа по акклиматизации зарубежных породистых животных для улучшения отечественных пород, постоянно проводились всевозможные выставки разных домашних животных, на которых российские хозяева могли не только познакомиться с передовым мировым опытом, но и приобрести породистых животных.
Общество акклиматизации вело активную издательскую деятельность и поддерживало отношения с зарубежными научными обществами.
Животных для зоосада покупали, отправляли за ними экспедиции в природу, очень многих, особенно крупных, дарили важные особы, например, индийского слона подарил царь Александр II, носорога — Великий Князь Константин Николаевич Романов, зебру — египетский хедив Измаил-Паша. Покровителями Общества акклиматизации и зоологического сада тоже были очень известные люди, члены царской семьи Великие Князья Николай Николаевич Старший, а затем — Сергей Александрович.
Очень многие здания в зоологическом саду были построены на средства состоятельных москвичей, увлеченных идеей акклиматизации животных и растений и сочувствующих зоологическому саду, испытывавшему постоянные материальные затруднения.
Через некоторое время после открытия зоологического сада был организован и ботанический отдел — за улицей Пресней (она тогда называлась не Красная, а Большая). Впоследствии, в начале века, этот участок перешел городу, так как Общество уже не имело средств для его эксплуатации. От тех времен остался двухэтажный домик у станции метро «Краснопресненская», в котором помещалась Бактериолого-агрономическая станция Феррейна.
В дореволюционные времена в зоологическом саду и Обществе акклиматизации работали такие известные люди, как Н.М. Кулагин, В.А. Вагнер, Н.А. Северцов, Н.Ю. Зограф, Н.В. Насонов, А.В. Бобринский, Я.А. Борзенков, А.П. Федченко, Д.Н. Анучин, Г.А. Кожевников, братья Тихомировы и другие.
После революции, в 1919 году, зоосад был национализирован. Директорами его в самые трудные годы были известные биологи А.Ф. Котс и М.М. Завадовский. Строились помещения для животных, в 1927 году открылась Новая территория. Звери на ней содержались не в клетках, а в больших просторных вольерах, отделенных от зрителей рвом с водой. Зоосад стал называться зоопарком. Проектировал постройки на Новой территории известный архитектор К.К. Гиппиус. В зоопарке активно велась просветительская работа, читались лекции, собиравшие подчас тысячи человек, проводились экскурсии. В 1924 году открылся Клуб Юных Биологов Зоопарка, где преподавали любимые всеми П.П. Смолин и П.А. Мантейфель. Кружок вырастил не одно поколение биологов нашей страны. Работали научные лаборатории зоопарка, составлялись рационы, изучались болезни животных.
В 1922 году зоопарк перешёл в ведение Моссовета и с тех пор находится на бюджете города.
Трудное время переживал зоопарк не только во время революций и в 20-е годы, но и во время Великой Отечественной войны.
Однако всегда в зоопарке работали люди, очень любящие животных и в любых ситуациях в первую очередь старавшиеся их защитить. Когда на зоопарк падали зажигательные бомбы, сотрудники круглосуточно были возле своих питомцев. Они приносили из дома одеяла и закрывали разбитые окна, успокаивали испуганных животных во время налетов. Известна история, когда супруги Закусилло остались с животными, хотя видели, как загорелся от зажигательной бомбы их дом (многие сотрудники тогда жили на территории зоопарка). Во время войны животные даже размножались, например, родился бегемот Август. Директором зоопарка в те годы был Т.Е. Бурделев.
Зоопарк всегда был любимым местом в Москве. Даже в годы Великой Отечественной войны зоопарк продолжал работать, и с 1941 по 1945 год его посетило более 6 млн. человек.
В послевоенное время зоопарк продолжал вести очень большую и просветительскую, и научную работу. Множились и крепли связи с зарубежными зоопарками, велась активная работа по разведению редких видов в неволе. В зоопарке работали замечательные специалисты, преданные своему делу люди: И.П. Сосновский, Г.Г. Богданович, В.В. Чаплина, С.М. Кудрявцев, Е.В. Евстафьев и другие. В 1987 год символом Московского зоопарка был выбран манул чтобы подчеркнуть природоохранные и исследовательские задачи зоопарка. Из всех зоопарков мира лучше всего манулы размножаются именно в Московском: с 1975 года родилось более 130 детёнышей.
Но зоопарк — учреждение, постоянно нуждающееся в помощи государства, так как средств на содержание, лечение, приобретение животных, поддержание помещений в приличном состоянии нужно очень много.
В 1970-1980-хх годах зоопарк переживал большие материальные трудности, он начал ветшать и разрушаться, были проблемы с кормлением животных. Из террариума, расположенного на втором этаже знаменитого «Острова зверей», лягушки периодически падали на головы живущих на первом этаже амурских тигров — в таком состоянии были перекрытия. Ветлечебница находилась в крохотном домике без необходимых условий. Такое положение было во многих павильонах и службах зоопарка.
Ситуация изменилась в 1990-х годах. В марте 1991 года мэр города Ю. М. Лужков приехал в зоопарк и попросил показать ему все объекты. Подводя итог, он сказал, что первый в России зоопарк действительно находится в аварийном состоянии и требует генеральной реконструкции. Город объявил зоопарк общегородской стройкой.
Началась долгожданная реконструкция, в процессе которой было построено более 50 новых объектов и обновлены практически все инженерные коммуникации. Ю.М. Лужков постоянно контролировал ход работ, приезжал в зоопарк, проводил совещания, осматривал объекты. Конечно, из-за огромного строительства возникли трудности с содержанием животных, часть которых пришлось переместить в срочно приспособленные для этого помещения или даже временно передать в другие зоопарки. Например, часть обезьян была передана в зоопарк Киева, часть на ветпункт, многие птицы также размещались по разным отделам. Но зоопарк не закрывался для посетителей и жил в напряженном ритме: размножались животные, проводились экскурсии, читались лекции.
6 сентября 1997 года, в год 850-летия Москвы, произошло торжественное открытие экспозиций первой очереди генеральной реконструкции Московского зоопарка.
На новых экспозициях появились животные, давно или никогда не демонстрировавшиеся в зоопарке. Вот только несколько примеров:
В 2002 году Правительство Москвы и Городская Дума выделили необходимые денежные средства для начала строительства нового павильона для слонов. В 2003 году Слоновник был сдан в эксплуатацию. Три азиатских слона были переведены в новое здание, и сейчас посетители могут видеть этих животных. Весной 2009 года произошло радостное событие — родился первый слонёнок.
Фактически на той же территории, что и раньше, посреди огромного города появился новый, современный, красивый столичный зоопарк. Но реконструкция ещё не закончена — предстоит построить ряд очень важных объектов: Аквариум, Террариум, Образовательный центр, Театр зверей, Дельфинарий.
Параллельно с реконструкцией зоопарка шло строительство Зоопитомника по воспроизводству редких и ценных видов животных в Волоколамском районе Московской области. Перед питомником были поставлены задачи по комплектованию размножающихся пар и групп животных, принадлежащих к редким, исчезающим и хозяйственно ценным видам, разработке и применению новых приемов и методов разведения и содержания животных.
Первыми питомцами стали хищные и водоплавающие птицы, которых привезли в марте 1996 года. Уже несколько лет идет плановое разведение японских и даурских журавлей, стерхов, красавок. Намечается разведение живущих здесь дальневосточных аистов и дроф восточноевропейской популяции. Развивается питомник дневных хищных птиц. Существует небольшая коллекция диких куриных птиц. Содержится несколько видов фазановых птиц. На прудах формируется коллекция водоплавающих из тундровых и других видов лебедей, гусей и многих видов уток.
Другая, не менее интересная группа животных, содержащихся в питомнике, — хищные млекопитающие. Здесь живут такие «редкости», как дальневосточные леопарды, забайкальские манулы, гепарды, амурские тигры, среднекитайские красные волки.
В отличие от хищных, копытные представлены небольшим числом видов, но значительным количеством особей. Это кианги, двугорбые верблюды, группа сайгаков, привезенных из калмыцких степей, бараны Марко Поло, голубые бараны, полученные из китайской провинции Сычуань.
Зоопитомник растет и прекрасно справляется с поставленными задачами, его коллекция постоянно пополняется.
События, произошедшие в 1991 году, отделение республик от СССР, автоматически привели к разрыву многих межзоопарковских связей. Распад страны не мог не отразиться на деятельности Московского зоопарка как головного учреждения. Впервые за время выхода сборника «Информационные материалы зоологических парков» не были получены сведения о коллекциях зоопарков Армении, Молдовы, Таджикистана, Грузии, стран Балтии и некоторых зоопарков Украины. К счастью, этот период не затянулся надолго, и сейчас сведения поступают даже от нескольких зоопарков Восточной Европы.
В 1993 году был образован Совет по координации деятельности зоопарков России при Министерстве культуры Российской Федерации, председателем которого стал В.В. Спицин. Министерство культуры подтвердило статус Московского зоопарка как головного учреждения среди зоопарков России. В «Положении о головном зоопарке РФ» от 1993 года говорится: «Основной задачей головного зоопарка является оказание методической и консультативной помощи зоопаркам Российской Федерации путем изучения, обобщения и распространения опыта их работы, а также представительство зоопарков Российской Федерации в международных Союзах и Ассоциациях зоопарков».
В условиях изменившейся политической ситуации для сохранения деловых связей в области профессиональных интересов, для координации и объединения усилий в решении своих насущных проблем по инициативе директоров ведущих зоопарков России, стран СНГ и Балтии в 1994 году на базе Московского зоопарка была создана Евроазиатская Региональная Ассоциация Зоопарков и Аквариумов (ЕАРАЗА). Она является некоммерческой общественной организацией, объединяет на добровольной основе зоопарки, аквариумы и другие аналогичные организации, поддерживающие деятельность зоопарков и аквариумов, и не ставит своей целью извлечение прибыли.
С самого начала при создании зоопарка одной из важнейших его задач была организация образовательной и просветительной работы среди посетителей. В наши дни эта деятельность не только сохранилась, но и стала более разнообразной.
В зоопарке проводятся разнообразные групповые экскурсии и беседы, во время которых посетителей знакомят с многообразием животного мира, биологией отдельных видов, проблемами экологии и охраны природы. Лекционную работу зоопарк ведет не только на своей территории, но и в школах, клубах, дворцах и парках культуры, в летних лагерях, в детских домах и интернатах, в библиотеках, санаториях и других учреждениях Москвы и Подмосковья. Лекции сопровождаются показом прирученных животных и неизменно вызывают большой интерес у слушателей, независимо от возраста и уровня подготовки.
С 1924 года и по настоящее время работает Кружок Юных Биологов Зоопарка. Много лет среди юных натуралистов проводится конкурс научных работ имени П.А. Мантейфеля, в котором принимают участие дети со всей страны. С детьми младшего школьного возраста занимаются в кружке «Манулята».
В зоопарке есть Детский театр «Тик-так». С октября по май спектакли проходят в помещении театра, а в течение всего лета, по пятницам, субботам и воскресеньям, артисты выступают на летней открытой эстраде Детского зоопарка, где зрителями и участниками представления становятся все желающие. При театре существует детская театральная студия.
В течение всего года в зоопарке проходят различные праздники — Новый год, «День Рождения зоопарка», «День тигра», «День Птиц», «День Земли». Мы стараемся сделать каждый праздник оригинальным и запоминающимся. В них принимают участие клоуны, коллективы ростовых кукол, фольклорные группы. И, конечно же, многие маленькие зрители уносят с собой сувениры и призы от Московского зоопарка.
Ежегодно проходят два театральных фестиваля: весной «Экология. Творчество. Дети» и в течение всего лета «Животные — герои сказок», участниками которых становятся творческие коллективы со всех концов страны.
В Выставочном зале Главного входа проходят различные выставки, иногда с участием живых экспонатов.
Сейчас в Московском зоопарке содержится более восьми тысяч животных, относящихся к более чем тысяче видов мировой фауны. Некоторые виды разведены специалистами зоопарка впервые в мире. Зоопарк является членом Всемирной и Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов (WAZA, EAZA), Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА). Участвует во многих международных программах по сохранению исчезающих видов животных, сотрудничая с природоохранными организациями всего мира.
В центре огромного шумного города, на прежнем месте, зоопарк радует посетителей новым, современным, красивым обликом и всегда рад гостям.
Невозможно в одном очерке перечислить все направления деятельности Московского зоопарка. Поэтому мы хотим отослать заинтересовавшихся читателей к книге «Московский зоологический парк. Страницы истории». Книга издана в 2004 году издательством «Элиис Лак 2000». В ней наиболее полно освещена история создания и развития зоопарка, содержится богатый иллюстративный материал, в том числе уникальные архивные снимки. О сегодняшнем дне старейшего зоологического парка России, о той его работе, которая обычно скрыта от глаз публики, также рассказано в этой книге.