с какого возраста можно проводить интерактивные формы работы в первичной профилактике вич инфекции
Раскрытие ВИЧ-положительного статуса является определенной проблемой для всех лиц, живущих с ВИЧ, а у подростков это представляет особые сложности и может обострять проблемы, связанные с подростковым возрастом и проблемы ВИЧ-инфекции. Сложности психологической и социальной адаптации у подростков с ВИЧ усугубляются тем, что более 30% ВИЧ-инфицированных подростков не имеют родной семьи, находятся в учреждениях социальной защиты или под опекой. Низкая информированность подростков по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, низкая приверженность к тестированию на ВИЧ-инфекцию, обусловленная недооценкой риска инфицирования и доступом к результатам исследования родителей;
Среди проблем ВИЧ-инфицированных подростков особое место занимают трудности в формировании приверженности к лечению, которое в настоящее время является пожизненным. Существующий набор антиретровирусных препаратов для подростков ограничен и не всегда позволяет сформировать эффективные и удобные для приема подростками схемы терапии, в то время как существует жизненная необходимость ежедневного их приема.
В то время, когда в стране стремительно внедряются и используются инновационные технологии, которыми широко пользуются подростки, продолжается использование старых, малоэффективных методов профилактики ВИЧ. Мало используются современные электронные ресурсы для обмена информацией, отсутствуют молодежный портал по вопросам ВИЧ-инфекции, отсутствует единый подход в освещении вопросов ВИЧ-инфекции в системе образования РФ, выражающийся в стигматизации лиц живущих с ВИЧ-инфекцией, в т.ч. подростков, недостаточно развернуто волонтерское движение.
В решении этих проблем профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков мы должны максимально использовать современные инновационные методы информирования подростков по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции: социальные сети, интернет ресурсы, интерактивные тренинги, игры. Совместно с Центром СПИД во время проведения ежегодных круглых столов по актуальным вопросам профилактики ВИЧ-инфекции обращаем внимание на целесообразность квалифицированного сопровождения тематических форумов в доступных социальных сетях в т.ч. с привлечением для этого подготовленных волонтеров. Специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» в рамках проведения профессиональной гигиенической подготовки ведется активная работа по профилактике ВИЧ инфекции и пропаганде здорового образа жизни среди декретированных групп населения. Особое внимание уделяется уровню профессиональной подготовки педагогического персонала по вопросам ВИЧ/СПИД в т.ч. профилактики стигматизации и дискриминации учащихся, живущих с ВИЧ в образовательных организациях.
Вопросы, которые чаще всего интересуют молодежь в профилактике ВИЧ
ЧТО ТАКОЕ ВИЧ?
ВИЧ – это Вирус Иммунодефицита Человека. Он передается только от человека к человеку. Как и все другие вирусы, ВИЧ не может существовать самостоятельно. Для своего размножения ему необходима человеческая клетка – хозяин. ВИЧ не может находиться вне организма человека. Он очень нестоек во внешней среде. Быстро разрушается при нагревании до температуры свыше 57 градусов и почти мгновенно при кипячении.
ЧТО ТАКОЕ ВИЧ – ИНФЕКЦИЯ?
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ВИЧ ПОПАДАЕТ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА?
ВИЧ может проникать в различные клетки организма человека: клетки нервной системы, мышечной ткани, желудочно-кишечного тракта. В этих клетках вирус может находиться в неактивной форме долгое время – месяцы и даже годы. Фактически вирус использует эти клетки как убежище. В это время вирус не может быть уничтожен, потому что недоступен ни для антител, ни для лекарственных препаратов.
Периодически вирус выходит в кровеносное русло и сразу отправляется на поиск белых кровяных клеток, так называемых Т-лимфоцитов-помощников или CD-4 клеток. Эти клетки вирус использует для своего размножения.
Т-лимфоциты – это важная часть иммунной системы, которая защищает наш организм от проникновения различных чужеродных агентов: бактерий, вирусов, грибков. Т-лимфоциты отвечают за своевременную замену состарившихся клеток в различных органах нашего тела, способствуют заживлению ранок на коже и слизистых оболочках, помогают справляться с простудами.
Но ВИЧ, размножаясь внутри Т-лимфоцитов, разрушает их. Постепенно иммунная система ослабевает настолько, что она уже больше не может защищать организм. В результате развивается состояние иммунодефицита, при котором человек начинает болеть различными инфекциями.
КАК НЕ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ?
ВИЧ может проникнуть в организм тремя путями.
Половой путь: при любых незащищенных (без использования презерватива) сексуальных контактах. Даже один-единственный контакт может привести к заражению. Риск инфицирования половым путем зависит от многих факторов:
– вида сексуальных контактов. Наиболее опасны анальные сексуальные контакты как наиболее травматичные. Очень велик риск инфицирования при изнасиловании. Менее опасны оральные сексуальные контакты, но риск заражения есть и в этом случае.
– наличие других инфекций, передающихся половым путем (ИППП), а также воспалительных процессов, приводящих к нарушению целостности слизистых оболочек половых органов и более легкому проникновению ВИЧ в кровоток. Кроме того, при ИППП увеличивается концентрация вируса в сперме и вагинальном секрете.
– пола: женщины более подвержены риску инфицирования – риск в 2 раза выше, чем у мужчины, так как в сперме количества вируса больше, чем в вагинальном секрете женщины.
– количество вируса, попавшего в организм (риск выше при множественных незащищенных контактах).
– вирусная нагрузка у ВИЧ-инфицированного партнера (она выше в начальный период заболевания, в стадии СПИДа и снижается при приеме антиретровирусной терапии).
Вертикальный путь: от ВИЧ-положительной матери ребенку ВИЧ может передаваться:
– во время беременности (при дефектах плаценты, очень высокой вирусной нагрузке у матери и сниженном иммунном статусе);
– в родах – при контакте с кровью матери вовремя прохождения родовых путей риск для ребенка возрастает при длительном безводном периоде, высокой вирусной нагрузке у матери. Риск инифицирования новорожденного снижается, если во время беременности мать принимала антиретровирусные препараты;
– при грудном вскармливании.
Если ВИЧ-положительная женщина во время беременности наблюдалась у врача-инфекциониста и получала профилактическое лечение, в 99% случаев у нее рождается здоровый ребенок .
Парентеральный путь (через кровь). При прямом попадании инфицированной крови в организм здорового человека через поврежденные кожные покровы, слизистые оболочки и в кровь при следующих манипуляциях:
– при использовании потребителями инъекционных наркотиков нестерильного оборудования (шприцев, игл, посуды, фильтров и др);
– при использовании нестерильного медицинского инструментария;
– при переливании зараженной донорской крови, пересадке донорских органов и тканей;
– при нанесении татуировок, пирсинге, прокалывании ушей нестерильным инструментом.
Профилактика передачи ВИЧ парентеральным путем очень строго отслеживается и контролируется при донорстве и в медицинских учреждениях.
Чаще всего парентеральным путем ВИЧ передается при использовании потребителями внутривенных наркотиков нестерильного инъекционного оборудования.
КАК НЕЛЬЗЯ ИНФИЦИРОВАТЬСЯ ВИЧ?
– при пользовании общим туалетом, душем, посудой, постельным бельем;
– при плавании в бассейне, любом водоеме; при посещении бани, сауны;
– при занятиях спортом, в т.ч. при занятии контактными видами спорта (борьба, бокс), совместном пользовании тренажерами;
– при совместном проезде в общественном транспорте, разговоре, рукопожатии, кашле, чихании;
– через еду, приготовленную ВИЧ-положительным человеком;
– через укусы насекомых, животных;
– при поцелуях;
– при совместном обучении в школе, ВУЗе, при посещении детского сада.
Люди боятся инфицироваться ВИЧ при обычном бытовом контакте. На самом деле эти страхи сильно преувеличены и общение с ВИЧ-положительными людьми безопасно. ВИЧ не приспособлен к выживанию в окружающей среде и вне организма быстро погибает.
ВИЧ не передается бытовым путем!
МОЖНО ЛИ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ В САЛОНАХ КРАСОТЫ ПРИ МАНИКЮРЕ, ПЕДИКЮРЕ, ПИРСИНГЕ, НАНЕСЕНИИ ТАТУРОВКИ?
Инфицирование возможно в случае, если инструментарий в салоне не дезинфицируется. Необходимо убедиться, что все инструменты обрабатываются дезинфицирующими средствами и проходят через сухожаровой шкаф. Не стоит делать маникюр, педикюр, татуировки и т.д. на дому, т.к. трудно убедиться в том, что инструменты стерильны.
МОЖНО ЛИ ЗАРАЗИТЬСЯ ВИЧ ВО ВРЕМЯ ДРАКИ?
Если кровь попала на неповрежденную кожу, то нет риска инфицирования ВИЧ, так как кожа является надежным барьером, в отличие от слизистых оболочек. Если кожа повреждена, инфицирование возможно.
Необходимо как можно быстрее убрать кровь! Для этого следует обработать кожу спиртом (70%), затем промыть загрязненный участок кожи проточной водой с мылом и вновь обработать спиртом. Ни в коем случае нельзя тереть щеткой. Если кожа повреждена, нужно обработать повреждение 5% спиртовой настойкой йода.
РАСПРОСТРАНЯЮТ ЛИ ВИЧ-ИНФЕКЦИЮ КРОВОСОСУЩИЕ НАСЕКОМЫЕ?
Когда комар кусает человека, он впрыскивает не кровь предыдущей жертвы, а свою слюну. Такие заболевания, как желтая лихорадка и малярия, передаются через слюну некоторых видов комаров, поскольку возбудители этих болезней способны жить и размножаться в слюне комара. Но ВИЧ не способен размножаться в организме комара или любого другого кровососущего насекомого, поэтому, даже попадая в организм насекомого, не выживает и не может никому передаться.
КАК МОЖНО УЗНАТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ИНФИЦИРОВАН?
Всемирная организация здравоохранения утверждает и многочисленные исследования свидетельствуют, что на сегодняшний день срок в 6 недель от ситуации риска достаточен для получения достоверного результата ИФА.
Диагностика и лечение ВИЧ бесплатны, проводятся за счет средств государства.
(c) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае», 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Адрес: 683004,г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, 22-б, Камчатский край С какого возраста можно проводить интерактивные формы работы в первичной профилактике вич инфекцииМы живем в мире, где эпидемия ВИЧ-инфекции является серьезной угрозой здоровью каждого человека. Эта информация для родителей, которые готовы вместе с детьми обсуждать вопросы сохранения здоровья и профилактики ВИЧ-инфекции. Знание основ профилактики ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем, – залог здорового будущего ваших детей! ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ РЕБЕНКУ, ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ. ВИЧ-инфекция – это инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Вирус был открыт учеными из двух лабораторий (Института Пастера во Франции под руководством Люка Монтанье и Национального института рака в США под руководством Роберта Галло) почти одновременно в 1982-83 годах. Попадая в организм, ВИЧ поражает клетки иммунной системы, которые быстро истощаются и погибают под влиянием вируса. Организм становится уязвим перед опасными возбудителями. В итоге заболевание, в основе которого лежит иммунодефицит, переходит в конечную стадию – СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). ВИЧ-инфекция долгое время протекает бессимптомно. ВИЧ передается только через определенные биологические жидкости организма (кровь, сперма, влагалищный секрет, грудное молоко). ПОЛОВОЙ ЧЕРЕЗ КРОВЬ ОТ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ При половом пути вирус передается через сперму, вагинальные выделения и менструальную кровь от зараженного человека здоровому. Опасными являются любые незащищенные сексуальные контакты. Повышают риск заражения половые отношения с многочисленными партнерами. Презерватив (при правильном его использовании) является единственным и надежным средством защиты от ВИЧ. Любые другие средства контрацепции не защищают от заражения вирусом. При контакте с кровью или биологическими жидкостями, содержащими кровь, заражение происходит чаще всего при внутривенном употреблении наркотических веществ через нестерильные шприцы и иглы. При этом для заражения достаточно однократного введения раствора наркотика, содержащего незначительное количество инфицированной крови. Кроме того, вирус может попасть в организм при использовании нестерильного инструментария в тату- пирсинг-салонах. Поэтому во всех медицинских и немедицинских учреждениях важно следить за соблюдением правил проведения процедур, связанных с повреждением кожных покровов и слизистых (использование одноразовых шприцев и игл, стерильных инструментов). От инфицированной женщины к ребенку вирус передается во время беременности, родов или при грудном вскармливании. В этом случае своевременное обследование на ВИЧ во время беременности и назначение противовирусных препаратов снижает риск инфицирования ребенка до 2-5%. В БЫТУ ВИЧ НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ! Невозможно заразиться вирусом при рукопожатиях, поцелуях, объятиях, при кашле, через общую посуду и постельное белье, в бассейне или сауне, через укусы насекомых. Перед разговором с ребенком важно узнать, в каких ситуациях есть риск заразиться ВИЧ, какова его степень в конкретных условиях. Например, при поцелуе риск отсутствует. При сексуальном контакте риск высокий, однако при условии использования презерватива он снижается до 5-10%. Обращение в поликлинику за прививкой – риска нет. Употребление наркотических веществ: инъекционных – высокий, неинъекционных (курительных смесей) – повышенный (из-за непредсказуемости поведения под действием наркотика). Также нужно знать, каким образом вирус выявляется у человека. Для этого существует специальный ТЕСТ НА ВИЧ. Это исследование определяет наличие специфических антител к ВИЧ в крови. Они вырабатываются в организме в ответ на проникновение вируса. Положительный результат теста означает, что у человека обнаружены антитела к ВИЧ. Для подтверждения диагноза в этом случае назначается дополнительное обследование. Отрицательный результат означает, что антитела к вирусу в крови не обнаружены. Такой результат тестирования может быть, если человек не инфицирован ВИЧ либо инфицирован, но организм еще не выработал достаточное количество антител к вирусу (это период называется «периодом окна»). Для выработки антител к ВИЧ организму требуется от 2 недель до 3 месяцев. Поэтому тестирование рекомендуется проходить повторно через 2-3 месяца. Только знания о ВИЧ-инфекции и соблюдение мер предосторожности способны защитить человека от ВИЧ! Обучая ребенка безопасному поведению и основам сохранения репродуктивного здоровья, Вы заботитесь о его будущем. КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ. Вопросы о ВИЧ-инфекции и СПИДе могут появиться у подростка в период полового созревания, когда тема интимных отношений становится ему по-настоящему интересна. Но к этому моменту он уже должен быть готов получить информацию о ВИЧ-инфекции и владеть минимумом необходимой информации. Половое самосознание и полоролевое поведение формируется у ребенка до 6 лет. Дети до 6 лет Необходимые знания: о своем теле и его здоровье. Ребенок должен иметь навыки личной гигиены, понимать, что такое пол и почему мальчики отличаются от девочек. Стоит честно ответить на вопросы о браке, рождении детей, интимных отношениях мужа и жены и их биологической значимости. Ребенка могут интересовать вопросы о различных частях тела и их назначении. Необходимо, чтобы дома он мог свободно говорить об этом, не стесняться задавать любые вопросы. Не стоит допускать развития ошибочных представлений или формировать слишком сильное чувство стыда у ребенка, связанное с вопросами секса. В этом возрасте дети не могут самостоятельно разобраться в этой теме. Вовремя полученные от родителей (или специалистов по согласованию с родителями) правильные и точные ответы оставят меньше времени для размышлений и нездорового фантазирования. Среди вопросов здоровья и гигиены можно рассказать о различных возбудителях болезней, передающихся от человека к человеку самыми разными путями. Дети от 7 до 11 лет Не готовы к усвоению даже базовых знаний о ВИЧ-инфекции. Поэтому в таком возрасте можно дать наиболее общее толкование СПИДа как болезни, которая возникает из-за инфекции, попадающей в кровь человека. Необходимые знания: точная информация о сексуальной жизни человека, ее положительные и отрицательные стороны (профилактика беспорядочных сексуальных связей, вред раннего начала половой жизни, предоставление элементарных знаний об инфекциях, передающихся через кровь и половым путем). Особое внимание стоит уделить семейным ценностям не только в разговорах с детьми, но и в жизни. Личный пример родителей очень важен для ребенка. Для лучшего восприятия информации можно вместе с ребенком нарисовать схему, демонстрирующую схему работы иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает вирус иммунодефицита. Предложите ребенку поиграть в «волшебный замок», представив, что организм человека – это замок, в котором живут сказочные жильцы – клетки, поддерживающие порядок и чистоту своего дома. Но, как и всем живым существам, им необходимы отдых, питание и помощники. И есть те, кто пытается захватить дом (организм человека) – это вирусы, бактерии, грибки. Через игры и разговоры у Вас появится возможность проверить знания и навыки ребенка в вопросах личной гигиены и продолжить формирование у него полезных привычек. А вот стоит ли обсуждать в этом возрасте, что такое «презерватив» или «безопасный секс», решать Вам. Подростки 12-17 лет В этом возрасте важно обеспечить ребенка доступной всесторонней и точной информацией о путях заражения ВИЧ и мерах по его предупреждению, а также об обстоятельствах, повышающих риск заражения. Откровенно поговорите со своим ребенком. Этот разговор может быть трудным, но он важен, так как для подростка реален риск инфицироваться ВИЧ. Невозможно постоянно следить за тем, где и чем занят подросток, поэтому именно Вы должны убедить и научить своего ребенка принимать обдуманные и верные решения. Подростку необходимо дать полные знания о ВИЧ, инфекциях, передающихся половым путем (ИППП), сексе. Не менее важно поделиться взглядами родителей на эти вопросы. В беседу также следует включить темы: Возможно, с таких вопросов, как «было ли занятие по этой теме в школе?», «смотрел ли ты какой-либо фильм по этой теме?» («Далласский клуб покупателей», «Филадельфия», «Оголенный провод», «Не все потеряно», «А оркестр продолжал играть», «Лекарство», «Выше неба» и пр.), «знаешь ли ты, что такое ВИЧ/СПИД?». НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ Если Вы чего-то не знаете Если Вы стесняетесь Если по каким либо причинам Вы сами не можете вести такие откровенные беседы со своим ребенком, всегда есть вариант обратиться к профессионалам (педагогам, психологам). Если Вы удивлены сложным вопросом Не избегайте его и не переводите тему разговора! Ребенок живет не в вакууме. Он смотрит телевизор, выходит в интернет, читает, общается с друзьями и получает самую разную, зачастую неверную, информацию. Если не начать обсуждать с ним трудные вопросы как можно раньше, кто-то другой, возможно не самый лучший кандидат, возьмет эту задачу на себя. Если Вы не знаете, когда начать Чем раньше, тем лучше! Детям приходится слушать о проблемах с самого раннего возраста, задолго до того, как они становятся способны их понять. У родителей есть уникальная возможность – стать первыми, кто информирует ребенка о проблемах сексуальности и ВИЧ-инфекции. Именно родители способны защитить детей от заблуждений и неправильной информации, привить те ценности, которые помогут им сохранить свое здоровье. И если Вы не дадите своему ребенку информацию, это сделают за Вас посторонние. Начните разговор сами Нет ничего страшного в том, чтобы заговорить с ребенком о сексуальных отношениях и ВИЧ самостоятельно. Повседневная жизнь постоянно дает нам поводы говорить об этом. Естественно, разговаривая с ребенком, нужно использовать только те слова, которые он сможет понять. Но не следует оставлять слишком большие пробелы в его представлениях, ведь то, каким образом дети восполняют недостающие знания, может повлечь негативные последствия. При этом учитывайте, что ребенок любого возраста заслуживает того, чтобы ответы на его вопросы были максимально честными. Станьте примером для своего ребенка Дети хотят, чтобы взрослые обсуждали с ними сложные вопросы. Каждый родитель имеет возможность говорить с ребенком о моральных и нравственных ценностях. Научные исследования показывают, что дети полагаются на нравственное руководство своих мам и пап и нуждаются в нем, так что не забывайте четко пояснять, во что Вы верите и что Вы считаете правильным. Слушайте и слышьте своих детей Каждый ребенок испытывает потребность во внимании. Чувствуя, что его внимательно слушают, он начинает лучше к себе относиться. Если ребенок знает, насколько он важен для родителя, ему будет проще обратиться к Вам с вопросом. Часто нам кажется, что мы знаем, о чем ребенок хочет сказать, задолго до того, как он сформулирует предложение. Но не заканчивайте фразу за него, как бы Вам этого не хотелось. Терпеливо слушая, мы позволяем ребенку думать самостоятельно и даем ему понять, что он достоин внимания. Не забывайте напоминать о важных вопросах Большинство детей и подростков могут усвоить лишь небольшую часть информации из одного разговора. Поэтому необходимо время от времени напоминать и спрашивать ребенка о вашем разговоре. Это поможет Вам поправить ошибки и восполнить то, что ребенок успел забыть. Научите ребенка уважать самого себя Чем лучше ребенок относится к самому себе, чем больше верит в себя и свое будущее, тем меньше вероятность рискованного поведения! Некоторые взрослые до сих пор верят, что проблема СПИДа касается только представителей неких «групп риска» и совершенно не имеет никакого отношения к их детям. Не позволяйте собственным предрассудкам стать угрозой безопасности Вашего ребенка. Вопросы, которые может задавать ребенок «Правда ли, что можно заразиться ВИЧ от укола иглой в транспорте?» «Могу ли я заразиться ВИЧ, когда мне делают прививку?» «Как люди заражаются ВИЧ?» «А дети могут заразиться ВИЧ?» Программа по профилактике ВИЧ/СПИДа в подростковой среде «Глаза в глаза» Государственное бюджетное комплексное учреждение Архангельской области общего типа «Вельский центр социальной помощи семье и детям “Скворушка “» (ГБКУ АО «Вельский центр “Скворушка “») ГБКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям «Скворушка»» «Вельский центр социальной помощи семье и детям «Скворушка»» _____ ______________ 2018 года по профилактике ВИЧ/СПИДа в подростковой среде Участники программы: подростки 16-17 лет Срок реализации программы: 1 месяц Лашина О.Л., педагог-психолог несовершеннолетних, преступивших закон В современной России отмечаются самые быстрые темпы роста числа ВИЧ- инфицированных. К настоящему времени ВИЧ-инфекция зарегистрирована во всех административных территориях Российской Федерации. По данным, представленным Федеральным научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом, половина случаев ВИЧ/СПИДа фиксируется среди людей моложе 25 лет, т.е. преимущественно в молодежной среде. Давно выйдя за рамки сугубо медицинской проблемы, ВИЧ-инфекция становится предметом изучения всех, кто в той или иной мере сталкивается с воспитанием молодого поколения. Как показывает опыт работы специалистов отделения социализации несовершеннолетних, преступивших закон, ГБКУ АО «Вельский центр “Скворушка”», многим из современных подростков свойственно проблемное поведение: раннее начало половой жизни, употребление психоактивных, а нередко и наркотических веществ, выражение протеста по отношению к ценностям среды, рискованная манера поведения, отсутствие необходимых для сохранения здоровья навыков и информации. Подросткам нередко свойственны склонность к острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутым и стремление влиться в группу сверстников. А это нередко приводит к поведению, опасному для здоровья. Существующие в образовательной среде профилактические программы по профилактике ВИЧ/СПИД и инфекций, передаваемых половым путём, используют в основном традиционные методы обучения и воспитания, которые, к сожалению, не всегда приводят к желаемому результату. Отличительной особенностью предлагаемой программы является использование подхода «мотив – изменение поведения», а главными методами – спектр психолого-педагогических методов и техник работы с подростками: — анализ жизненной ситуации; — анкетирование по проблеме. Повышение уровня информированности учащихся по проблемам ВИЧ/СПИДа, профилактика заражения ВИЧ-инфекцией. — сформировать у подростков теоретическую основу знаний о ВИЧ / СПИДе; — способствовать осознанию подростками реальной опасности проблемы распространения ВИЧ/СПИДа; — предоставить участникам программы достоверную информацию о путях передачи ВИЧ-инфекции; — сформировать навыки безопасного поведения, предотвращающего заражение; — развивать у подростков толерантное отношение к людям, инфицированным ВИЧ; — формировать мотивацию к сохранению здоровья, а так же безопасного и ответственного поведения. Организация занятий: программа состоит из 5 занятий; каждое занятие рассчитано на 1 академический час. Срок реализации программы – 1 месяц. Программа реализуется педагогом-психологом. Обозначение правил и границ. Обеспечение безопасности участников. Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства. Задачи соответствуют теме занятия. Самые разнообразные формы активности (игры, рисование, «мозговой штурм», тренинговые упражнения и т.д.). Дать определенную информацию в доступной форме. Предоставить возможность выразить свои чувства. Помочь овладеть навыками, основываясь на полученной информации. Закрепить информацию, полученную на занятии. Предоставить участникам возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Выполнить завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии. Обозначить конец занятия. Обеспечение безопасности участников. Эмоциональная поддержка участников. По вышение уровня знаний у участников программы по проблеме ВИЧ/СПИДа. Изменение у подростков жизненных ценностей, которые позволяют максимально оградить их от заражения ВИЧ-инфекцией. Развитие установок подростков на изменение поведения, способного привести к заражению ВИЧ/СПИД. Формирование у подростков представление о нормативно-правовом регулировании противодействия распространению ВИЧ-инфекции. Развитие личной ответственности и социальной зрелости несовершеннолетних. Формы подведения итогов: Анкетирование (анкета по оценке уровня имеющихся знаний по теме программы). Выполнение групповых и индивидуальных заданий. «ВИЧ/ СПИД – глобальная проблема человечества. Введение в курс». Занятие №1. «ВИЧ/ СПИД – глобальная проблема человечества. Введение в курс». Цель: содействие осознанию подростками реальной опасности ВИЧ-инфекции и СПИДа. — выяснить уровень информированности подростков по проблеме и предоставить адекватную информацию о ВИЧ/СПИДе; — помочь подросткам осмыслить важность проблемы ВИЧ и СПИДа; — проинформировать о различиях между ВИЧ-инфекций и СПИДом; — способствовать осознанию старшими подростками себя как личности. Материалы и оборудование: компьютер; мультимедиапроектор; звуковые колонки; листы для записи; шариковые ручки; бланки анкеты входного итогового теста для проверки имеющихся знаний по теме; клубок ниток для проведения упражнения «Паутина». Организация пространства: участники садятся на стулья, расставленные полукругом. У каждого участника имеется место за столом, где можно выполнить определённые письменные задания. Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами начинаем занятия по программе «Глаза в глаза». Почему программа называется именно так, как вы думаете? (ответы подростков). Когда мы, общаясь с человеком, смотрим ему прямо в глаза? (заслушивается мнение участников). Действительно это происходит тогда, когда между нами происходит откровенный разговор, и мы может открыто говорить о чём-либо. Надеюсь, что и наш разговор будет открытым, откровенным и серьёзным. Для начала давайте познакомимся. Цель: познакомиться с участниками и запомнить имена. Материалы: клубок ниток. Первый участник наматывает немного нитки на палец и передаёт клубок следующему, называя его имя, и так далее, пока все участники не окажутся в паутине. Затем клубок передаётся в обратном порядке, необходимо замотать клубок. Имена также необходимо называть в обратном порядке и сматывать клубок. Если участники группы знакомы, то можно к имени участника добавлять эпитет, начинающийся на ту же букву. Тогда при сматывании клубка необходимо называть и имя, и эпитет, соответствующий имени участника. Итак, внимание на экран. На экране под музыкальное сопровождение демонстрируется видеоряд с портретами известных людей, умерших от СПИДа. Ребята, посмотрите внимательно на экран. Перед вами фотографии известных людей из разных стран мира. Среди них – мужчины и женщины, молодые и зрелые люди, каждый из них был по-своему талантлив… Но никого из них уже нет в живых… Как вы думаете, почему оборвалась их жизнь? (ответы подростков). После ответов участников запускается последняя слайдовая картинка видеоряда «Третье воскресенье мая – Всемирный день памяти умерших от СПИДа». «1 декабря – Всероссийский день борьбы со СПИДом» Итак, сегодня мы будем говорить об одной очень важной проблеме. Важной не только для нас и сегодня, важной для всего человечества. Это проблема ВИЧ-инфекции, проблема СПИДа. Заполнение тест-анкеты на проверку знаний по теме. Участники получают готовые бланки тест-анкеты, в которых из имеющихся вариантов выбирают правильный, с их точки зрения, результат. Выберите и отметьте правильный ответ (один или несколько). 1. В чем суть разрушительного действия ВИЧ на организм? а) он разрушает свертывающую систему крови, б) вызывает дисбактериоз, в) разъедает оболочку нервных стволов, г) вызывает разрушение костной ткани, д) способствует помутнению хрусталика глаза, е) препятствует оплодотворению, ж) разрушает иммунную систему человека. 2. Контакт с какими жидкостями организма наиболее опасен в смысле инфицирования ВИЧ: г) выделения из носа, 3. Отметьте пути передачи ВИЧ-инфекции: а) незащищенный сексуальный контакт, б) пользование общей посудой, в) переливание крови и использование общих нестерильных шприцев, г) от матери к ребенку (беременность, роды, вскармливание), д) воздушно-капельный путь. 4. Как можно предотвратить заражение ВИЧ? а) постоянно использовать гормональные противозачаточные таблетки, б) использовать презерватив при каждом контакте, в) не вступать в сексуальные контакты и пользоваться одноразовыми шприцами при внутривенных вливаниях, г) иметь сексуальные отношения только с людьми, которых знаешь, д) принимать душ после каждого сексуального контакта. 5. Как человек может узнать, что у него ВИЧ? а) если он заботится о своем здоровье, он почувствует это в первые часы, б) сдав тест на антитела к ВИЧ, в) почувствует недомогание, г) сдав мазки и бактериологические посевы у врача-венеролога. 6. Через какое время с момента предполагаемого заражения лучше сдавать тест на антитела к ВИЧ? а) на следующий день, б) каждую неделю в течение года, в) через 3-6 месяцев, 7. Период «окна» – это состояние, когда: а) организм еще не успел выработать антитела к вирусу и диагностировать заболевание невозможно, б) у человека еще не появились симптомы заболевания, в) человек не может передать инфекцию другим. 8. С какого момента после инфицирования человек может заразить других? а) после окончания периода «окна», б) когда разовьется СПИД, в) сразу, с момента своего заражения, г) на последней стадии СПИД. 9. Вирусы могут долго сохранять дееспособность: б) находясь в крови, грудном молоке, влагалищных выделениях, в) находясь в воздухе. 10. По каким признакам/симптомам у человека можно диагностировать СПИД? а) наличие комплекса различных заболеваний, б) выпадение волос, зубов, в) снижение концентрации в крови иммунных клеток ниже критического уровня, г) сильная потеря веса. Полученные результаты не обсуждаются. Возврат к тест-анкетам осуществляется в конце изучения курса. Анализ статистических данных по заболеванию. Осуществляется с помощью мультимедиаслайдов, на которых отражена статистика по заболеваемости ВИЧ/СПИД по России и Архангельской области. Посмотрите, сколько людей больны этой страшной болезнью, скольких уже нет в живых…. В нашей Архангельской области тоже есть люди, страдающие этим заболеванием. Ребята, обратите внимание, ¾ из них – это молодые люди, такие, как мы с вами… Беседа о разрушительном воздействии ВИЧ и СПИДа на организм человека. Проводится с помощью мультимедиапрезентации, в которой даётся информация о структуре ВИЧ, механизмах влияния вируса на организм человека, разрушение иммунной системы. Важно сформировать у подростков представление о ВИЧ как причине СПИДа. Участникам программы предлагается поучаствовать в упражнении «В чём мне повезло в этой жизни». Цель: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на завершение занятия. Подросткам предлагается разбиться на пары, рассказать партнеру о том, в чем каждому повезло в вашей жизни, затем поменяться ролями. После работы в парах важно перейти к групповому обсуждению, а затем поделиться впечатлениями от услышанного. Педагогу-психологу важно подвести подростков к осознанию ценности сохранения здоровья. Далее участники по кругу делятся своими чувствами от прошедшего тренинга, говорят о своем настроении в данный момент. При этом желательно получить ответы на следующие вопросы: 2. Что не понравилось? 3. Что хотелось бы изменить? 4. Что лучше было бы провести иначе? 5. Есть ли желание принять участие в последующих встречах по программе? Занятие №2. «Группа риска». Цель: повышение уровня информированности участников по проблеме ВИЧ/СПИДа. — предоставить участникам информацию об основных путях заражения, способах передачи ВИЧ/СПИДа; — выделить людей, входящихся в «группу риска» по ВИЧ/СПИДу; — сформировать у подростков общее представление об особенностях протекания ВИЧ/СПИДа у человека; — содействовать развитию личной ответственности за своё здоровье. Материалы и оборудование: компьютер; мультимедиапроектор; звуковые колонки; шариковые ручки; карточки с ситуациями риска заражения; бланки тест-анкеты «Опасная зона» для самопроверки имеющихся знаний по теме. Организация пространства: участники садятся на стулья, расставленные полукругом. У каждого участника имеется место за столом, где можно выполнить письменные задания. В ходе занятия высвобождает пространство для свободного передвижения участников по аудитории. Ребята, добрый день! Сегодня мы продолжаем наш разговор. Для нас является важным понять, какие пути передачи ВИЧ/СПИДа существуют, каков риск заразиться данным заболеванием, как минимизировать угрозу заражения. Для того, чтобы вы могли активно включиться в работу, я предлагаю вам поучаствовать в игровом упражнении «Степень риска». Цель упражнения: оценить степень риска заразиться ВИЧ/СПИДом в ситуации контакта с ВИЧ-инфицированным человеком. Материалы: карточки с обозначением ситуаций риска заражения. На полу чертится линия – условная «линия риска». На одном её конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», на другом – «Риск отсутствует». Карточка «Небольшой риск» размещается ближе к середине линии. Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: инъекция в лечебном учреждении, половая жизнь в браке, пользование чужой зубной щеткой, плавание в бассейне, половой акт с потребителем наркотиков, уход за больным СПИДом, множественные половые связи, проживание в одной комнате с больным СПИДом, нанесение татуировки ВИЧ-инфицированным человеком, объятия с больным СПИДом, пользование общественным туалетом. Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок ЛИНИИ РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной на карточке. Игра может быть проведена в командном варианте: участники делятся на 2 команды, получают одинаковый набор карточек. Каждая группа выстраивает свою «линию риска». Ведущий сравнивает результаты двух команд, обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная «линия риска». В процессе коллективного обсуждения подводятся итоги упражнения, делаются выводы. Каждый из нас должен знать, что развитие ВИЧ-инфекции определяется двумя факторами: основным свойством ВИЧ – воздействовать на иммунную систему человека и иммунным ответом организма. Попадая в организм человека, ВИЧ поражает различные органы и ткани, но в первую очередь клетки (клетки, несущие маркер СD4+). При каждом новом делении клетки все её потомство содержит ретровирусную ДНК. В пораженной клетке начинают создаваться структурные элементы ВИЧ, из которых при помощи фермента протеазы собираются новые полноценные вирусы, которые, в свою очередь, поражают новые клетки-мишени. С течением времени большинство зараженных клеток погибает. Уменьшение клеток приводит к ослаблению активности Т-лимфоцитов, уничтожающих инфицированные вирусом клетки. Одновременно происходит нарушение функции В-лимфоцитов. В начальных стадиях болезни в организме вырабатываются вируснейтрализующие антитела, которые подавляют свободно циркулирующие вирусы, но не действуют на вирусы, находящиеся в клетках. С течением времени (обычно после 5-6 лет) защитные возможности иммунной системы истощаются, происходит накопление свободных вирусов в крови (возрастает так называемая «вирусная нагрузка»). Действие ВИЧ приводит к поражению клеток крови, нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, эндокринной и других систем, что определяет развитие полиорганной недостаточности, характеризующейся разнообразием клинических проявлений и неуклонным прогрессированием ВИЧ-инфекции. Важно знать, что для ВИЧ-инфекции характерно отсутствие специфической клинической картины, поэтому диагноз ставится на основании анамнеза в сочетании с рядом признаком лабораторной диагностики. Следует отметить, что существует несколько путей передачи ВИЧ-инфекции. Для наглядности участникам демонстрируется презентация «Пути передачи ВИЧ-инфекции». Факторы, повышающие риск заражения при половом контакте: — половой акт с ВИЧ-инфицированным без использования методов защиты может привести к инфицированию ВИЧ. При этом, чем больше случайных половых партнеров, тем выше вероятность инфицирования ВИЧ; — риск заражения для обоих партнеров возрастает при сопутствующих венерических заболеваниях (заболеваниях, передающихся половым путем). Внутривенное введение наркотиков является одним из самых рискованных способов поведения в отношении ВИЧ-инфекции. Во многом это связано с тем, что потребители инъекционных наркотиков, как правило, используют общие иглы и шприцы, а когда кровь от ВИЧ-инфицированного человека попадает непосредственно в кровяное русло здорового, инфицирования избежать абсолютно невозможно. Кроме того, употребление психоактивных веществ (ПАВ) приводит к снижению контроля за своим поведением и провоцирует рискованное сексуальное поведение. Одними из наиболее опасных в этом плане является алкоголь, так как известно, что для злоупотребляющих алкоголем характерно вступление в сексуальные контакты со случайными партнерами. Вертикальный путь (от матери к ребенку). Передача ВИЧ от матери к ребенку возможна как во время беременности, так и при кормлении грудью. В последние годы отмечается увеличение числа детей, рождающихся от ВИЧ-инфицированных матерей. Факторы, повышающие риск передачи ВИЧ-инфекции ребенку: — состояние здоровья матери: чем выше уровень вируса в организме матери и чем ниже ее иммунный статус, тем выше риск передачи вируса ребенку; — неполноценное питание матери повышает уязвимость будущего ребёнка перед различными инфекциями; — матерям с ВИЧ не рекомендуется вскармливать детей грудью, поскольку при этом повышается риск передачи ВИЧ. При заборе крови никакого заражения не происходит, так как вся кровь, которая сдается донорами, проверяется на антитела к ВИЧ. Каждому необходимо помнить, что к числу лиц, наиболее уязвимых к заражению ВИЧ-инфекцией относятся: — люди, ведущие беспорядочную половую жизнь; — сексуальные партнёры ВИЧ-инфицированных; — лица, подвергающиеся различным медицинским манипуляциям. Участникам программы предлагается ответить на ряд контрольных вопросов тест-анкеты «Опасная зона». Тест-анкета «Опасная зона» Отметьте крестиком варианты ответов, которые Вы считаете правильными 1. Человек может быть инфицирован ВИЧ и не знать об этом. 2. Человек может быть болен СПИДом и выглядеть здоровым. 3. ВИЧ-инфицированная женщина может заразить своего будущего ребенка. 4. Нельзя заразиться ВИЧ через укус насекомого. 5. Сдача крови исключает заражение ВИЧ. 6. Учащиеся, больные СПИДом, могут посещать занятия. 7. Думаю, что очень важно при половом контакте использовать презерватив, так как он может защитить от заражения. 8. ВИЧ нельзя заразиться в плавательном бассейне. 9. Дети, как и взрослые, могут болеть ВИЧ/СПИДом. 10. Неразумно использовать общие иглы даже с хорошо знакомым тебе человеком, другом при прокалывании ушей, нанесении татуировки. Итак, если вы считаете, что все варианты вышеперечисленные утверждения верны, то это означает, что вы в полной мере усвоили информацию сегодняшнего занятия. Далее участники по кругу делятся своими чувствами от прошедшей встречи, говорят о своем настроении, чувствах. Занятие №3. «Спорные суждения». Цель: формирование у подростков представления о зависимости степени риска заражения ВИЧ/СПИДом от поведения человека. — оказать содействие в оценке личного риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах контактов и в бытовых ситуациях; — повысить уровень информационной компетентности подростков по вопросам распространения ВИЧ/СПИДа; — развивать навыки поведения в дискуссии. Материалы и оборудование: компьютер; мультимедиапроектор; звуковые колонки; шариковые ручки; листочки бумаги для проведения упражнения «Я в споре – это…» (по 3 на каждого участника), булавки (по количеству листочков). Организация пространства: участники садятся на стулья, расставленные полукругом. В ходе занятия освобождается место для свободного передвижения группы по аудитории. Скажите, пожалуйста, вам приходилось спорить? Не ссориться, а спорить! Легко ли в споре оказаться победителем? (ответы подростков). Как правило, в споре выигрывает тот, у кого много весомых, правильных аргументов. Тот, кто проявляет выдержку и упорство, может быть убедительным. Вот и сегодня нам с вами предстоит поспорить…. Тема нашего занятия «Спорные суждения». Цель упражнения: помочь участникам лучше узнать друг друга, расширить границы представления о себе. Материалы: небольшие листочки бумаги, ручки, булавочки. Каждому участнику в течение 3 минут необходимо придумать 3 слова (эпитета, ассоциации), которые характеризуют его поведение в споре. Свои характеристики каждый записывает на листочках и закрепляет булавками себе на грудь. По истечении времени участники начинают передвигаться по аудитории и читать характеристики друг друга. Когда все прочитают надписи у каждого человека, садятся в круг и начинают обсуждать, что больше запомнилось в каждом, что вызвало удивление, смех. Вниманию участников предлагает презентация, просматривая которую, при выборе ответа, участники могут нажимать кнопки «да» или «нет» и, переходя, по ссылке, видеть правильность или неправильность своего ответа. В ходе работы с презентацией идёт групповое обсуждение. Содержание демонстрационных слайдов: — ВИЧ/СПИД передаётся при рукопожатии; — ВИЧ/СПИД не передаётся при поцелуе; — ВИЧ/СПИД передаётся через одежду, постельное бельё, полотенца; — ВИЧ/СПИД передаётся через укусы комаров (или других насекомых, животных); — на сегодняшний день ВИЧ/СПИД – неизлечимое заболевание — риск заразиться ВИЧ в значительной степени зависит от поведения человека и может быть практически сведён к нулю. После работы с презентацией участникам предлагается игра-дискуссия «Спорные суждения». Цель игры: закрепить полученную информацию за счёт оценки личного риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах активности, включая сексуальную активность, и в бытовых ситуациях. Материалы: 5 листов бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Не знаю / не уверен», «Не согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», Подготовленные листы с утверждениями закрепляются по стенам комнаты. Затем по одному зачитывает несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИДа. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, надписи на которых отражают их точку зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно это мнение. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь. — Проблема распространения ВИЧ-инфекции касается только наркоманов, проституток и гомосексуалистов. — Принудительное обследование на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение инфекции. — Чтобы предупредить распространение ВИЧ/СПИДа, необходимо запретить проституцию. — Необходимо ввести поголовное, принудительное обследование на ВИЧ. — ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей. — Врач, у которого обнаружен ВИЧ, должен быть отстранен от работы. — Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы. — Нелогично, что ВИЧ-инфицированных освобождают от службы в армии, но наказание в виде лишения свободы к ним применяется. — Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан. — «Проблема СПИДа» раздувается журналистами, а, на самом деле, она касается небольшой и не самой лучшей части общества. — ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции. — Это несправедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся. Затем участникам группы предлагается обсуждение происходящего в ходе игры-дискуссии: — Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами? — Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказались в меньшинстве? — Легко ли было изменить свою точку зрения? В завершении нашей встречи хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что ВИЧ/СПИД не передаётся: — при рукопожатии. Неповрежденная кожа является естественным барьером для вируса, поэтому передача ВИЧ при рукопожатиях, прикосновениях, объятиях невозможна; — через предметы гигиены, туалет. ВИЧ-инфекция может содержаться только в жидкостях человеческого организма: крови, сперме, влагалищных выделениях и грудном молоке. Через одежду, постельное белье, полотенца ВИЧ передаться не может, так как даже если на одежду, белье попадет жидкость, содержащая ВИЧ, во внешней среде вирус быстро погибнет. До сих пор не отмечено ни одного случая передачи ВИЧ-инфекции бытовым путем; — в бассейнах, ванной, бане. При попадании жидкости, содержащей ВИЧ, в воду вирус погибает, к тому же кожа является надежным барьером от вируса; — через поцелуи. О том, что ВИЧ не передается при поцелуе, написано очень много. В то же время находятся люди, которых беспокоит вопрос «ранок и ссадинок» во рту. В реальной жизни для того, чтобы этот вирус передался при поцелуе, два человека с открытыми кровоточащими ранами во рту должны долго и глубоко целоваться, при этом у одного из них должна быть не просто ВИЧ-инфекция, а очень высокая вирусная нагрузка (количество вируса в крови). Вряд ли кто-нибудь сможет, да и захочет воспроизвести подобный поцелуй на практике; — в стоматологии, маникюрном кабинете, парикмахерской. За двадцать лет эпидемии ВИЧ ни разу не передался ни в маникюрном салоне, ни у стоматолога. Обычной дезинфекции инструментов, которую проводят в салонах или у стоматолога, достаточно для предотвращения инфицирования; — в процессе сдачи анализов крови. Нередко у людей возникает страх, что им мог передаться ВИЧ при заборе крови в кабинете тестирования, но это абсолютно исключено, так как забор крови производится с помощью одноразовых инструментов. Следует отметить, что до настоящего времени не доказано, что ВИЧ может передаваться воздушно-капельным, пищевым, водным, трансмиссивным путями. Занятие №4. «На краю пропасти». Цель: осознание учащимися реальной опасности ВИЧ-инфекции и СПИДа посредством искусственного погружения в болезнь. — предоставить возможность подросткам наглядно представить особенности кризисного момента для человека, живущего в обществе, где распространяется ВИЧ-инфекция; — содействовать осмыслению важности проблемы ВИЧ и СПИДа; — способствовать осознанию подростками себя как личности; — формировать ответственное отношение к собственному поведению, своей жизни. Материалы и оборудование: компьютер; мультимедиапроектор; звуковые колонки; небольшие листочки бумаги (по 5 штук на каждого участника); ручки; мусорная корзина, свободный стул, буклеты «Осторожно: СПИД!» Организация пространства: участники садятся на стулья, расставленные полукругом. В ходе занятия освобождается место для свободного передвижения группы по аудитории. Добрый день, ребята! Цель: осознание подростками степени ответственности своего поведения. Материалы: шариковые ручки, по 5 небольших листочков бумаги на каждого участника. У каждого человека, находящегося в критической ситуации происходит переоценка собственных ценностей. А какие ценности есть у вас в данный момент? Я прошу вас на каждом из 5 листочков написать по одной из своих жизненных ценностей. Всего их будет 5. Вспомните, что вам особо дорого; что наиболее важно в жизни. (Каждому участнику раздаётся по 5 листочков. Включается спокойная музыка, побуждающая к размышлению. Подростки пишут. В случае затруднения несовершеннолетним можно предложить использовать список жизненных ценностей Рокича, из которого они могут сделать свой выбор. По окончании работы в центр круга ставится пустая мусорная корзина). Ребята, знаете ли вы, что за всё в жизни надо платить? И не только деньгами. Ситуация 1. Сейчас многие ругаются нецензурно. И ты, глядя на этих людей, тоже начинаешь ругаться матом. Скомкай один листочек с ценностью. Выбрось его! Ведь за всё надо платить! (Подростки сминают один листочек и бросают его в мусорную корзину). Ситуация 2. Ты начал курить, для тебя это важный процесс. Тем более, что многие твои сверстники курят. Скомкай один листочек с ценностью. Выбрось его! Помни: за всё надо платить! (Подростки сминают один листочек и бросают его в мусорную корзину). Скомкай один листочек с ценностью. Выбрось его! Ты же знаешь: за всё надо платить! (Подростки сминают один листочек и бросают его в мусорную корзину). Ситуация 4. Очень хочется попробовать всё и сразу. Сексуальный опыт некоторые рассматривают как доказательство любви. Для многих беспорядочные половые отношения становятся нормой жизни. Скомкай один листочек с ценностью. Выбрось его! Никуда не денешься: за всё надо платить! (Подростки сминают один листочек и бросают его в мусорную корзину). Итак, что у вас осталось? Один листочек. Одна ценность. Достаточно ли этого, чтобы чувствовать себя счастливым, чтобы жить полноценной жизнью? С чем с лёгкостью вы расстались? (Рефлексия. Участникам предоставляется возможность высказаться). Ребята, курение, алкоголь, беспорядочные половые связи – образ жизни человек. Не это ли может являться причиной наших бед, болезней? Подумайте… Ребята, сейчас я попрошу вас встать в круг. Я предлагаю вам поучаствовать в следующем упражнении. Цель: содействие осознанию участниками кризисного момента для человека, живущего в обществе, где распространяется ВИЧ/СПИД. Ребята, сейчас вы закроете глаза. Я буду обходить вас и кого-то ощутимо затрону рукой. Этот человек будет условно ВИЧ-инфицирован. Пожалуйста, откройте глаза. (Звук приглушается). В нашей группе есть лица, инфицированные ВИЧ. Но нам придётся взаимодействовать друг с другом. Сейчас вы будете здороваться друг с другом. Те, кто ВИЧ-инфицированы могут «передать» «инфекцию» другим членам группы, а могут и не делать этого. Сделать это можно при рукопожатии (например, потерев ладонь партнёра указательным пальцем). В дальнейшем тот, кто получил «вирус» может передать его последующим партнёрам. Тот, кто боится заразиться может вообще не вступать в контакты… (Звук сердцебиения возобновляется. Участники обмениваются рукопожатиями). А кто был изначально условно заражён? Прошу поднять руки тех, кто заражён теперь. А что почувствовали вы, заражённые? Когда вы ещё кого-то заражали, что чувствовали? (даётся возможность высказаться всем; проводится рефлексия упражнения). Цель: содействие осознанию несовершеннолетними степени риска заражения ВИЧ/СПИДа. Мы уже знаем, что в группу риска по ВИЧ/СПИД входят лица, употребляющие наркотики, а также те, кто ведёт беспорядочную половую жизнь. На самом деле так считают многие: можешь заразиться, а можешь, и нет (особенно если пользуешься средствами защиты – барьерными контрацептивами). Я приглашаю в круг одного добровольца из тех, кто считает, что однократная случайная половая связь не приводит к заражению. (В круг выходит один человек. На расстоянии 1,5-2м. от него ставится стул. Ведущий стоит за стулом). (Подросток делает шаг вперёд, а ведущий придвигает стул к нему вплотную). Почему ты считаешь, что твой партнёр абсолютно здоров? Почему ты думаешь, что твой организм будет неприступной крепостью для вируса? Кто позволил тебе думать, что у тебя в запасе так много шансов? Что ты чувствуешь сейчас? (Проводится рефлексия упражнения). Ребята, ни один человек, который заражён ВИЧ, не живёт дольше 15 лет. Кто-то умирает уже через 2-3 года. Но, пожалуй, ни один человек вам не скажет: «Будь осторожней, держись от меня подальше – я болен». Вы сами должны позаботиться о своей безопасности, о своём здоровье. Зная основные пути передачи инфекции, можно так выстроить свою поведенческую линию, что риск заражения будет сведён практически к нулю. Каждому участнику вручается буклет «Осторожно: СПИД!» Занятие №5. «Жизнь с ВИЧ». Цель: содействие осознанию участниками проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом; развитие толерантного поведения подростков. — дать подросткам почувствовать изменения, которые происходят в жизни человека, живущего с ВИЧ/СПИДом; — оказать содействие развитию таких личностных качеств несовершеннолетних как гуманизм и человеколюбие; — закрепить полученные в ходе занятий по программе полученные знания. Материалы и оборудование: компьютер; мультимедиапроектор; звуковые колонки; ручки; два непрозрачных пластиковых стаканчика; цветовая шкала «Чёрное – белое»; небольшие листочки бумаги (по 12 на каждого участника). Ребята, здравствуйте! Сегодня мы проводим завершающее занятие по программе. На протяжении наших встреч мы обсуждали очень важную проблему – проблему ВИЧ/СПИДа. Скажите, пожалуйста, изменилось ли выше отношение к данное теме? Что нового вы узнали? Что, на ваш взгляд, было неожиданным для вас? (ответы участников). Тема нашего сегодняшнего занятия – «Жизнь с ВИЧ». Цель: выявление отношения группы к проблеме ВИЧ/СПИДа. Ребята, перед вами цветовая шкала «Чёрное – белое». Я предлагаю вам назвать слова, которые у вас ассоциируются со словосочетанием «Жизнь с ВИЧ». Задача ведущего – используя ассоциативную цепочку, осуществить «движение» от негативного («чёрного») полюса к позитивному («белому») полюсу. В процессе упражнения важно показать подросткам, что жизнь со СПИДом имеет место быть; человек, больной СПИДом, человек имеет право на жизнь. Ребята, мы чётко должны понимать, что для ВИЧ-инфекции характерно отсутствие специфической клинической картины. По внешнему виду человека невозможно определить инфицирован он или нет. Каждый из нас должен заботиться о своём здоровье сам, помнить о своей безопасности в любой ситуации: в случае обращения за медицинской помощью, при посещении косметических кабинетов, маникюрных кабинетов, тату-салонов, при вступлении в интимные отношения и т.д. Упражнение «Жизнь с болезнью». Цель: осознание участниками проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом; прочувствование изменений, которые происходят в жизни человека, живущего с ВИЧ/СПИДом. Материалы: небольшие листочки бумаги (по 12 штук на каждого участника), шариковые ручки. Когда все участники готовы, ведущий говорит, что такая опасная болезнь, как СПИД, требует от человека больших жертв, и участникам необходимо отдать по 1 любимому блюду, занятию, близкому человеку. Далее болезнь требует следующих жертв, и подростки отдают ещё 3 листочка. После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листочку у каждого участника. Всё, что осталось у участников – это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека. После этого проводится обсуждение: — Как вы себя чувствовали во время упражнения? — Как сейчас вы себя чувствуете? — С чем (или с кем) было легче расставаться? Ребята, хотите знать, что чувствует человек, сдавший анализ на ВИЧ/СПИД и получивший положительный результат? (Обычно подростки соглашаются на это предложение). Цель: развитие способности понимания чувств другого человека (В центр круга ставится непрозрачный пластиковый стаканчик. Звучит спокойная музыка). Сложите в этот безмерно глубокий стаканчик все свои желания, мечты. Свои планы, надежды. Положите в него всё лучшее, что есть в вашей жизни. Всё самое хорошее, что ждёт вас в будущем. (Ведущий наступает ногой на стаканчик. Музыка внезапно обрывается). Вот такие чувства испытывает человек, который сдал анализ на ВИЧ и получил положительный результат. Что ощущаете вы? ( Ответы детей, рефлексия). Я прошу вас на секунду закрыть глаза (растоптанный стаканчик заменяется на целый; в нём цветок и цветные листочки с пожеланиями детям. Подростки берут по одному пожеланию из стаканчика). Вы сейчас не ВИЧ-инфицированы, у вас всё прекрасно. Ни один человек в мире не сможет растоптать ваши мечты, разрушить ваше будущее, лишить вас ваших планов. После упражнений обязательно проводится эмоциональная разгрузка, чтобы вывести участников из игровой ситуации. Текст обращения ведущего может быть таким: «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснётся вас и ваших близких. Я надеюсь, что никто не столкнётся с такой ситуацией в своей жизни. Всё это было игрой и закончилось вместе с игрой!». В завершении проводится анализ тест-анкет, заполненных подростками на 1 занятии. Проводится анализ правильности ответов, которые были первоначально даны участниками программы. Подводятся итоги работы по программе: — Какие чувства вы испытываете? О чём думаете? (ответы подростков). — Какое из выполненных упражнений запомнилось больше всего? (ответы подростков). — Что показалось наиболее полезным? (ответы подростков). — Что вы хотели бы пожелать друг другу? (ответы подростков). Ведущий благодарит участников за работу. 1. Акция для молодежи. Руководство по работе с молодежью в области профилактики СПИД. – М.: Российское общество Красного Креста. – М.,1994. 2. Беседы о СПИДе. Активная обучающая программа для учащихся 5 и 6-х классов. – Челябинск, 1997. 3. Борьба с ВИЧ-инфекцией в рамках сообщества. Пособие по средствам профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией / Под ред. Т. АбоагиКвартенг, Р. Муди. – М., 1997. 4. Будневич Г.Н. Материалы мастер-класса III Всероссийской недели школьной психологии. – 2006г. 5. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М., 2000.2. Зубова Н.А. Тихомиров С.М. Сталкер. Профилактика наркозависимости. – С-Пб., Амалтея, 2003г. 7. Гришпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. – М., 2000. 8. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., Academia, 2001г. 9. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде. Под ред. Шипицыной Л.М. – С-Пб., Речь, 2006г. 10. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. – Ярославль, Академия развития, 2001г. 11. Сорокина Т.А. Особенности развития эпидемии ВИЧ-инфекции на современном этапе. – Современные подходы к превентивному обучению школьников. // Сборник тезисов семинара «Организация работы по программам превентивного обучения «Полезные привычки – навыки – выбор» в образовательных учреждениях Архангельской области: опыт, проблемы, перспективы» – Архангельск, 2007г. 12. Фопель К. На пороге взрослой жизни: психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учёба. Работа и досуг – М., Генезис, 2008г.
|