с какого возраста можно смотреть мультики малышам
Как и когда детям можно смотреть мультики? Отвечают педиатры, офтальмологи и психологи
Одни родители боятся их настолько, что стараются оттянуть момент знакомства ребенка с голубым экраном до совершеннолетия, а другие, наоборот, используют их как панацею от любого вмешательства ребенка в свою жизнь — буквально с пеленок.
Причем мультики в данном случае — собирательная категория, в которую входят любые взаимодействия с экраном: просмотр видео, детских блогеров, образовательных передач и игры на планшете или телефоне.
Решили узнать, так ли страшны мультики (и другие экранные забавы), как их малюют тревожные родители, и так ли они безвредны, как их представляют себе родители, которые «не парятся» из-за того, сколько времени их ребенок проводит перед экраном. Можно ли вообще поступать правильно, когда дело касается мультиков, или ты всегда будешь неправ — хоть с экранами, хоть без? В общем, давайте разбираться.
Что говорят эксперты?
ВОЗ рекомендует детям в возрасте до двух лет воздерживаться от любого взаимодействия с экранами, а детям от двух до пяти проводить за мультиками, видео и играми не более часа в день (чем меньше — тем лучше).
Эти рекомендации поддерживает и Американская Академия педиатрии — правда они разрешают детям в возрасте от полутора до двух пользоваться планшетом или телефоном для того, чтобы пообщаться с родственниками по видеосвязи.
Ограничения Роспотребнадзора еще строже: детям до трех лет телевизор рекомендуют не смотреть вообще, от трех до семи — не более получаса в день, от семи до десяти — 30–50 минут.
Что плохого может произойти, если смотреть в экран слишком долго?
Рекомендации об ограничении экранного времени существуют не для того, чтобы усложнить жизнь родителям маленьких детей, а в силу довольно весомых и обоснованных наукой причин. Вот основные из них:
Гиподинамия
Одна из основных проблем с долгим залипанием в экран, по мнению ВОЗ, заключается в том, что дети, которые проводят много времени перед телевизором, мало двигаются, не развивают свою крупную моторику и привыкают к довольно пассивному образу жизни с ранних лет. В итоге это приводит к детскому ожирению и развитию связанных с ним заболеваний.
Проблемы развития
Дети в возрасте до трех лет развиваются стремительно — они постоянно осваивают новые навыки и развивают новые умения. Им важно общаться с близкими людьми, слушать человеческую речь, получать сенсорный опыт, смотреть по сторонам. Когда они проводят время перед экраном, то лишаются этой возможности.
В период с 1999 по 2011 год было проведено более 50 исследований, которые показали — дети до двух лет не способны понимать, что происходит на экране перед ними, они просто зависают, глядя на разноцветную мигающую картинку, а вот основные знания об окружающем мире они получают только через взаимодействие с ним.
Проблемы со сном
Иногда родители используют мультики как способ успокоить ребенка и даже усыпить его — это может работать в моменте, но в перспективе приведет к беспокойному сну, сложностям с засыпанием и перевозбуждением.
Проблемы с поведением
Нередко родители обращаются к помощи мультиков и мобильных игр для того, чтобы отдохнуть или заняться своими делами — понятное дело, что ни один родитель не может целый день разнообразно развлекать ребенка.
Однако если дети постоянно либо взаимодействуют со взрослыми, либо смотрят мультики, у них нет возможности научиться играть и развлекаться самостоятельно. Этот важный навык не только помогает родителям получить немного свободного времени, но и играет важнейшую роль в развитии ребенка.
Кроме того, частые и длительные сеансы просмотра мультиков не дают ребенку научиться саморегуляции и самоуспокоению, им сложнее переключать внимание, находить выход из проблемных ситуаций и решать бытовые задачи.
Проблемы со зрением
За последние пятьдесят лет в разных странах были проведены десятки исследований, которые показали, что качество зрения жителей нашей планеты снижается довольно быстрыми темпами. Причина этого заключается не только в самих экранах, но и в том, как технологии изменили наш образ жизни: мы стали меньше двигаться и больше времени проводить в помещении.
Чем больше времени дети проводят, уткнувшись в маленькие экраны, тем быстрее их глаза привыкают концентрироваться только на тех изображениях, что находятся у них перед носом, и в дальнейшем это приводит к развитию близорукости.
Как правильно организовать экранное время для ребенка?
Если ребенок регулярно проводит много времени перед телевизором или планшетом, это может привести к разным негативным последствиям для его физического, психологического и эмоционального — и это доказанный факт.
Однако это не значит, что теперь вам стоит выкинуть все гаджеты в мусор и запретить ребенку приближаться к экранам — здесь вся хитрость в организации процесса. Рассказываем, о чем важно помнить, когда вы решили показать ребенку мультики или детское познавательное видео.
Соблюдайте временные ограничения
Не случится ничего смертельного, если однажды ваш тоддлер проведет за мультиками целый час вместо рекомендованных 30 минут. Однако важно следить за тем, чтобы это не вошло в привычку.
Установите правила заранее
Вам будет намного проще управлять тем, как и сколько ваш ребенок проводит перед экраном, если все будут заранее знать, какие правила приняты у вас дома. Выберите конкретную часть дня и добавьте в свое расписание просмотр мультиков — например, полчаса перед обедом.
Так ребенок будет знать, когда он сможет увидеть очередную серию «Малышариков», когда надо будет закончить просмотр (когда его позвали обедать), а вы будете знать, сколько времени ежедневно он проводит перед экраном.
Если вам это понадобится, вы сможете без труда увеличить время просмотра — это намного проще, чем сокращать экранное время, которое бесконтрольно увеличилось до космических масштабов.
Смотрите вместе с ребенком
Да, это так себе совет, если вы надеялись сходить в туалет в тишине или пообедать, пока ребенок очарован голубым экраном, однако если у вас есть возможность, то вы можете использовать совместный просмотр мультиков как еще один способ стать ближе к ребенку и превратить то, что он смотрит в по-настоящему развивающий контент.
Объясняйте ребенку непонятные слова, задавайте ему уточняющие вопросы и обсуждайте увиденное после того, как все закончилось — так у вас получится выжать по максимуму даже из самого скучного мультика. Заодно вы научите ребенка не просто бездумно залипать в экран, а думать и анализировать происходящее на нем.
Внимательно отбирайте контент
Далеко не все детские мультики и передачи одинаково полезны (и вообще полезны) — и следить за этим необходимо родителям. Детские психологи отмечают, что для того, чтобы просмотр телевизора не превращался в способ временно «выключить» ребенка, а приносил ему еще какую-то пользу, важно, чтобы ребенок смотрел качественные и познавательные видео, рассчитанные на его возраст.
Сделайте выбор в пользу мультиков и передач, которые вовлекают ребенка в процесс (например, видео, в которых ребенку предлагают отвечать на вопросы или вступать в «диалог» с героями), а также тех, которые демонстрируют позитивное взаимодействие между персонажами — мультики с большим количеством «экшена» вызывают у детей слишком много сильных эмоций и могут провоцировать агрессию.
Подавайте правильный пример
Дети многому учатся, просто наблюдая за своими родителями. Понятное дело, что это не всегда возможно, но все же помните о том, что иногда важно откладывать все свои гаджеты в сторону и проводить время с ребенком, не отвлекаясь ни на что.
Это же касается экранов перед сном или за обеденным столом — обращайтесь с ними так, как вы хотели бы, чтобы ваш ребенок обращался с ними, когда подрастет. Убедитесь, что ваши дети видят родителей не только перед экраном телевизора или телефона, но и за другими занятиями — например, на прогулке, во время занятий спортом или собственных хобби.
Отмените «фоновый режим»
Превратите экранное время в небольшой ритуал — сделайте так, чтобы посмотреть мультики можно было только в определенном месте, в определенное время, за пределами которого экран недоступен. Детям, которые находятся в комнате, где постоянно в фоновом режиме бубнит телевизор, сложнее концентрировать внимание на игре, они чаще отвлекаются и хуже включаются в собственные занятия.
Обратите внимание на то, что маленьким детям все равно, что смотреть — даже если вам кажется, что двухлетку совершенно не должны заинтересовать скучные новости, он все равно будет их смотреть, потому что яркая цветная картинка привлекает его больше, чем все остальное.
Следите за ребенком
Многих родителей пугают мультики, потому что после них ребенок становится «бешеным» и «неуправляемым». Ответ тут один: все дети разные, и в зависимости от темперамента, возраста и времени суток они будут реагировать на разные мультики по-разному.
Для того, чтобы понять, какой формат экранного времени вызывает у вашего ребенка минимальную негативную реакцию, наблюдайте за ним во время просмотра мультфильмов и видео, обращайте внимание на то, как это влияет на его поведение, состояние и сон, и корректируйте расписание экранного времени в зависимости от особенностей именно вашего ребенка.
Чего делать точно не стоит?
Кормить под мультики
Простите, родители малоежек, но несмотря на то, что эта схема кажется рабочей, делать так не стоит. Дети, которых кормят перед экранами, может быть, и быстро сметают все с тарелки, однако при этом у них формируются вредные и даже опасные пищевые привычки.
Дети не чувствуют вкуса еды, не могут оценить степень своего насыщения, не могут понять, нравится им конкретный продукт или нет — это значит, что в будущем им будет сложно прислушиваться к своему организму и питаться интуитивно. Дети, которые привыкли есть за просмотром мультиков, чаще склонны к ожирению и расстройствам пищевого поведения.
Заменять мультиками человеческое общение
Разноцветные мультперсонажи и детские блогеры не заменят ребенку общения с родителями и сверстниками, не помогут ему отработать важные социальные навыки и почувствовать себя важным и нужным.
Также психологи отмечают, что не стоит использовать экранное время как способ отвлечь ребенка от его переживаний — например, если малыш чем-то расстроен, не стоит успокаивать его при помощи любимого мультика — так он не научится проживать и контролировать собственные эмоции.
Заменять мультиками детский сад, бебиситтера, свободную игру
Пандемия вынудила многих родителей работать из дома, причем многим пришлось делать это прямо с детьми. Да и до пандемии многим взрослым приходилось проводить целый день в одной квартире с ребенком и пытаться при этом сделать свои дела.
Каким бы заманчивым ни казался вариант посадить ребенка на целый день перед телевизором, педиатры и психологи рекомендуют так не делать — длительные «марафоны» перед экраном, особенно на регулярной основе, негативно сказываются на здоровье растущего организма. День, проведенный перед экраном, может стать «спасательным кругом» в экстренной ситуации, но точно не должен становиться обыденностью.
Что в итоге?
В современном мире практически невозможно вырастить ребенка в отрыве от мультфильмов, игр, и другого развлекательного контента, да и не надо — запретный плод всегда сладок. После двух лет ребенку можно начинать показывать простые мультики или образовательные передачи, ориентированные на его возраст, однако здесь важно стараться соблюдать рекомендованные ограничения и принимать участие в выборе того, что смотрит ваш ребенок.
Мультфильмы, какими бы образовательными они ни были, не могут стать полноценной заменой окружающего мира или общения с близкими — ваш тоддлер узнает о мире намного больше, ковыряясь палкой в грязной луже, чем за просмотром документалки на BBC — и об этом важно помнить.
Покажите ребенку (в том числе — личным примером), что мультики — это лишь малая часть жизни, в которой много всего интересного и увлекательного. И не вините себя за то, что иногда ребенок смотрит слишком много мультиков — ключевое слово здесь «иногда», большинство негативных эффектов возникает только при регулярном злоупотреблении экранным временем.
Ещё почитать по теме
10 причин, по которым переживают родители малышей (а зря)
Осторожно – мультики!
Телевизор – потрясающее изобретение человечества, которое позволило многим мамам и папам хоть немного отдохнуть от хозяйственных дел, работы и воспитательного процесса. Пока родители наслаждаются столь редкими минутами отдыха, их чадо сидит перед телевизором и смотрит любимые мультики.
Казалось бы, нужно радоваться. Ведь ребёнок вроде как развивается, развлекается, в будущем сможет поговорить с друзьями на основные мультипликационные темы. Но всё-таки что-то смущает родителей.
Специалисты утверждают, что мозг ребёнка во время просмотра телевизора не отдыхает, а развивает активную деятельность. Непрерываемый поток картинок мозг малыша усваивает буквально, потому что детский мозг ещё не способен различить, где настоящий мир, а где придуманный. А ещё нужно знать, с какого возраста ребёнку можно смотреть мультики.
Влияние мультиков на детей
Важно осознать, как мультики влияют на детей.
С какого возраста можно показывать мультики?
Родители обязаны знать, с какого возраста можно показывать мультики ребёнку. Специалисты говорят, что следует начать показывать детские передачи не раньше, чем сыну или дочери исполнится три. Это связано с тем, что до этого возраста ребёнок развивается психомоторно. Дело в том, что мозг малыша работает лишь тогда, когда он взаимодействует с какими-либо объектами или слышит голос мамы, которая ему читает. Если ребёнок смотрит мультики до трех лет, есть шанс, что его развитие будет неполноценным. Особенно это касается его речи. Кроме этого, младенцу крайне важно в первые годы жизни всё время находится рядом с матерью. А посадив его перед телевизором, вы как бы отстраняетесь от сына или дочери, рушите вашу связь с ребёнком. Поэтому важно помнить, с какого возраста можно знакомить детей с телевизором.
Сколько можно смотреть мультики?
Родители не должны забывать и о том, сколько времени можно смотреть мультики детям. Малышу 3-4 лет следует демонстрировать простые анимационные фильмы продолжительностью 10-15 минут. Достаточно единственного мультика в сутки. Сыну или дочери 4-6 лет можно смотреть максимум один полнометражный фильм в день. Кроме позитивных моментов, телевизор и компьютер несут ещё и отрицательное воздействие. Поэтому важно помнить, сколько ребёнку можно смотреть мультиков в день.
Какие мультики выбрать?
Фразы из анимационного серила про Машу и Медведя цитируют даже взрослые. Цирковой медведь в отставке волею судьбы каждую мультипликационную серию принимает в гости Машу, к которой неприятности притягиваются как магнит. Видно, что создатели хорошо потрудились над изображением и художественным смыслом. Специалисты по детской психике увидели в мультике отрицательный посыл: «ты можешь вести себя, как тебе вздумается, и нести ответственность ни за что не будешь». У главной героини болезненная гиперактивность, основанная на недостатке внимания и эгоизме. Сериал снимает все табу на плохое поведение ребёнка. Психологи советуют смотреть мультик с родителями, чтобы взрослые комментировали поступки Маши и говорили, что такое поведение непозволительно.
Куклами из мультика про фей Винкс грезят все девочки. По сюжету в каждой серии шесть эффектных барышень обучаются в школе фей, борются с темными силами и устраивают личную жизнь.
Главные героини – реализация фантазий дизайнеров Дольче и Габбана. Барышни с кукольным лицом, красивыми ногами, изящными талиями, длинными волосами и одетые 16+. Глядя на них, у девочек закладывается ложное представление о красоте, не существующее в природе. У юных зрительниц формируются комплексы неполноценности по отношению к собственной внешности. Кроме того, феи Винкс высмеивают такие качества, как сострадание, милосердие, доброта, скромность. В анимационном сериале доминирует женская сила, прекрасные героини грубят, могут ударить – в полном смысле слова сами стоят за себя. Посыл мультика: «Я достойна красивой жизни без капли труда». Всю работу за прекрасных див выполняют их маленькие помощницы.
По мнению психологов, в анимационном сериале про семью Барбоскиных показана явно нездоровая модель семьи. Родители щенят из серии в серию занимаются своими делами и появляются на экране, когда надо поругать детей или выполнить их капризы в виде покупок. Жизнь щенят построена на ругани, обзывании и интригах. Главные герои: глупая блондинка, зубрилка в очках, не блещущий интеллектом любитель спорта и посредственный малыш, ябеда с логопедическими дефектами – избитые стереотипы.
Это еще не все анимационные сериалы, часто показывающиеся по телевизору, и к которым у психологов возникают вопросы. И тем не менее детство невозможно представить без мультфильмов. Полный запрет вызовет еще больший интерес. Что же делать? Смотреть мультики вместе с ребёнком. Сначала узнайте мнение малыша относительно спорных, по вашему мнению, вопросов. Объясняйте, в каких случаях поведение героев непозволительно, а лучше сами подбирайте детские сериалы, где персонажи демонстрируют добрые качества, смелость и мужество.
Как смотреть мультики с ребенком: советы эксперта
Мультфильмы — это не так страшно, как кажется. Конечно, чем позже мы начнем показывать мультфильмы детям, тем лучше. Но ситуации бывают разные.
Американская академия педиатрии рекомендует до полутора-двух лет вовсе избегать экранов (за исключением видеочата). Дошкольникам лучше ограничить экранное время до часа в день. Для детей старшего возраста четких рекомендаций по времени нет, но подчеркивается важность ежедневных физических нагрузок, хорошего сна. И самое главное — гаджеты не должны полностью заменять общение с семьей.
Если вы все же решили начать показывать мультфильмы, постарайтесь в это время быть рядом с ребенком: выбирать, смотреть, наблюдать, обсуждать.
Какой может быть первый мультфильм? Зависит от вас. На что стоит обратить внимание при выборе?
Возраст. Официальная маркировка (0+, 6+, 12+, 16+, 18+) носит рекомендательный характер. Он предназначен для родителей, которые, исходят от него, принимают решение по поводу просмотра.
Вовлеченность в тематику. О чем мультфильм? О дружбе, взрослении, отношениях в семье? Насколько эта тема будет близка и понятна вашему ребенку?
Сюжет. Очень важно, чтобы в мультфильме был сюжет, даже самый простой.
Визуал. Оценить, насколько приятная картинка. Жирные линии, одинаковые неинтересные фоны, дерганые, неплавные движения говорят, скорее всего, о том, что мультфильм дешевый и непроработанный. Оценить, не будет ли страшно и неприятно ребенку.
Психология (или философия) мультфильма. Какие заложены ценности? Сильно ли вас это коробит? Почему? Это больше про вас или ребенка? Определите свою грань допустимого. Кому-то не близки драки, взрывы в мультфильмах, а кому-то — наказания и запрет на эмоции.
Диалоги. Есть мультфильмы, в которых некачественно прописаны диалоги, и тогда совершенно не передаются мысли, которые были заложены изначально.
Развивающий элемент. Есть неплохие развивающие мультфильмы, например, «Даша-путешественница». Но есть и псевдо-развивающие мультики, в которых, например, просто показывают цвета без сюжета и героев.
Предпочтения. Что нравится вашему ребенку? А вам? Пусть мультфильмы приносят удовольствия всем.
Насмотренность. Чем старше ребенок, тем больше его становится опыт, бэкграунд. И тогда можно потихоньку усложнять темы, включать новые истории.
Как мы видим, эти критерии подойдут нам при выборе не только первых мультфильмов, но и при последующем выборе контента.
Можно ли маленьким детям показывать полнометражные мультфильмы? Вполне.
Можно смотреть по кусочкам, пересматривать, вспоминать, что было, обсуждать. Возможно, они не отследят все сюжетные линии, но многое все равно запомнят.
Когда мы начинаем показывать мультфильмы, мы сами определяем, когда и как это будет происходить. У кого-то это может стать вечерним ритуалом перед сном, кто-то смотрит мультфильмы только в первой половине дня, потому что ребенка это может перевозбуждать. Кто-то устраивает домашние киносеансы по выходным. Наблюдайте за ребенком, найдите ваш вариант.
Можно придумать свои семейные правила. Они могут касаться в целом использования гаджетов. Очень важно, чтобы мультфильмы не заменяли отношения с родителями, друзьями, не заменяли игру.
Часто дети бурно реагируют на выключение мультфильмов. Легко представить это на себе. Мы смотрим какой-то захватывающий сериал, и вдруг кто-то нам его отключает. Конечно, мы тоже расстроимся. Дети (часто и ввиду незрелости) могут плакать, просить еще, закатывать истерики. Поэтому важно режиссировать этот момент: вы можете обговорить, сколько серий посмотрит ребенок. Можно установить песочные часы или будильник.
Желательно все равно минут за десять напомнить, что скоро просмотр закончится. Если вы смотрите вместе, можно сказать, до какого момента вы сейчас досмотрите. Иногда дети легко переключаются. Если все же это сильно расстроило вашего ребенка, утешайте, жалейте, что, к сожалению, на сегодня все. Если вы чувствуете, что ребенку тяжеловато дается ваше решение, его можно изменить из взрослой позиции: «Вижу, как тебе хочется еще. Давай сегодня еще одну серию вместе посмотрим». А после просмотра предложите сделать что-то вместе, побудьте вдвоем.
Как я уже упоминала, здорово, если получается смотреть мультфильмы вместе с детьми. Но, конечно, это время может стать и хорошим шансом для родителей побыть в тишине, поработать, выпить кофе, закончить какое-то неотложное дело. Все же лучше отобрать то, что будет смотреть ребенок.
Можно сделать свой плейлист, можно подписаться на платные ресурсы, где точно не будет рекламы или тех видео, которые могут встретиться в свободном доступе.
Мультфильмы могут укрепить ваши отношения с ребенком, подарить проведенное качественное время за разговором. Что можно обсуждать?
Спорные моменты. Обсуждайте все, что вам не близко и не подходит. Обсуждайте фразы, поведение, то, что вас коробит. Не кидайтесь выключать мультик, если увидели спорную сцену, обсудите с ребенком.
Чувства. Наши эмоции и чувства, которые возникают при просмотре. Ты испугался/испугалась? Тебя это взволновало? И чувства героев. «Папа Русалочки сильно разозлился», «Кажется, Нюшенька расстроилась».
Мнение. Делитесь своими мыслями, ощущениями. «Мне понравилась песня Эльзы „Где же ты?“ даже больше, чем в первой части. А тебе?».
Мотивы героев. Обсуждайте, почему герой так поступил. Вы распутаете клубок мотиваций, и ребенок от вас многое узнает об этом мире. И герои предстанут перед нами совсем иначе.
Вопросы. Задавайте вопросы. Понравилось ли тебе? Что было самое веселое? Что самое грустное? Над чем ты смеялся? Тебе было что-то непонятно? На какого героя ты похож? А родители? Как ты думаешь, почему герой поступил так-то? Ты заметил/а, какой красивый мультик? Вот бы попасть в такую волшебную страну! Ты бы хотела/а?
Вопросы ребенка. Не оставляйте их без внимания. Можно пересмотреть момент, вызывающий вопросы, при необходимости найти ответы в интернете.
И не стоит сильно грузиться этими разговорами. Все же цель просмотра — получить удовольствие всем участникам.
Включать мультфильмы или не включать, что и как смотреть, решают, конечно, родители. К мультикам часто относятся достаточно негативно. Но с ними можно подружиться. Ведь в них «скрывается целый мир». И его можно узнавать всей семьей.
Ещё почитать по теме
Почему мультики в жизни ребенка — это нормально