с какой минимальной высоты можно сбрасывать спасательный плот с сохранением его работоспособности
4.1 Общие требования к спасательным плотам
4.1.1 Конструкция спасательных плотов
4.1.1.1 Конструкция каждого спасательного плота должна быть такой, чтобы он был способен выдерживать воздействие внешней среды, находясь на плаву в течение 30 суток при любых условиях моря.
4.1.1.2 Конструкция спасательного плота должна обеспечивать нормальную работоспособность как самого плота, так и его оборудования после сбрасывания плота на воду с высоты 18 м. Если спасательный плот должен размещаться на высоте более 18 м над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна, он должен быть такого типа, какой удовлетворительно прошел испытание сбрасыванием на воду по меньшей мере с этой высоты.
4.1.1.3 Находясь на плаву, спасательный плот должен быть способен выдерживать многократные прыжки на него с высоты не менее 4,5 м от его днища как с поднятым тентом, так и без него.
4.1.1.4 Конструкция спасательного плота и его оборудования должна позволять буксировать его со скоростью 3 узла на тихой воде, когда плот нагружен его полным комплектом людей и снабжения и с одним выброшенным плавучим якорем.
4.1.1.5 Спасательный плот должен иметь тент для защиты находящихся на нем людей от воздействия внешней среды, который должен устанавливаться автоматически после спуска плота на воду. Тент должен отвечать следующим положениям:
.1 он должен обеспечивать изоляцию от зноя и холода с помощью двух слоев материала, разделенных воздушной прослойкой, или с помощью других обладающих равноценной эффективностью средств. Должны быть предусмотрены средства, предотвращающие скопление воды в воздушной прослойке;
.2 его внутренняя поверхность должна быть такого цвета, который не вызывает дискомфорта у находящихся на спасательном плоту людей;
.3 каждый вход должен быть четко обозначен и оборудован эффективным регулируемым закрывающим устройством, которое люди в гидрокостюмах могут легко и быстро открывать изнутри и снаружи и закрывать изнутри плота, так чтобы обеспечивалась вентиляция, но исключалось проникновение морской воды, ветра и холода. На спасательных плотах вместимостью более восьми человек должно иметься не менее двух диаметрально противоположных друг другу входов;
.4 он должен постоянно пропускать достаточное количество воздуха для находящихся на спасательном плоту людей даже при закрытых входах;
.5 в нем должно быть предусмотрено по меньшей мере одно смотровое окно;
.6 он должен иметь приспособление для сбора дождевой воды;
.7 он должен иметь приспособление для установки радиолокационного ответчика спасательных шлюпок и плотов на высоте не менее 1 м над поверхностью моря; и
.8 он должен иметь достаточную высоту для размещения людей в сидячем положении в любой части подтентового пространства.
4.1.2 Минимальная вместимость и масса спасательных плотов
4.1.2.1 Не должны одобряться спасательные плоты вместимостью менее шести человек, рассчитанной в соответствии с требованиями пункта 4.2.3 или 4.3.3, в зависимости от случая.
Информация об изменениях:
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 4.1.2.2 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
4.1.2.2 Общая масса спасательного плота, его контейнера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда спасательный плот предназначен для спуска с помощью одобренного спускового устройства, отвечающего требованиям раздела 6.1, или плот не предназначен для того, чтобы его можно было легко переносить с борта на борт.
4.1.3 Оборудование спасательных плотов
4.1.3.1 Спасательный плот должен быть снабжен надежно закрепленными спасательными леерами, обнесенными с провесами вокруг него как с внутренней, так и с наружной стороны.
4.1.3.2 Спасательный плот должен иметь надежный фалинь длиной не менее 10 м плюс расстояние от места его размещения до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке судна или 15 м, смотря по тому, что больше. Разрывное усилие фалиня и относящихся к нему приспособлений, включая средства крепления его к спасательному плоту, за исключением требуемого пунктом 4.1.6 слабого звена, должно быть не менее 15 кН для плотов вместимостью более 25 человек, не менее 10 кН для плотов вместимостью от 9 до 25 человек и не менее 7,5 кН для любых других плотов.
Информация об изменениях:
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 4.1.3.3 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
4.1.3.3 В самой верхней части тента спасательного плота или конструкции должен быть установлен внешний светильник с ручным выключателем. Огонь лампочки должен быть белого цвета с длительностью непрерывного действия не менее 12 ч и силой света не менее 4,3 кд во всех направлениях верхней полусферы. Если огонь является проблесковым, он должен давать не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту с эквивалентной эффективной силой света в течение 12 ч. Лампочка должна автоматически загораться при поднятии тента. Ее батареи не должны разряжаться под воздействием сырости или влаги в хранящемся спасательном плоту.
Информация об изменениях:
Поправками, принятыми 8 декабря 2006 г., в пункт 4.1.3.4 внесены изменения, вступающие в силу 1 июля 2008 г.
4.1.3.4 Внутри спасательного плота должен быть установлен внутренний светильник с ручным выключателем, способный непрерывно работать не менее 12 ч. Светильник должен автоматически загораться при поднятии тента и обеспечивать среднюю силу света не менее 0,5 кд при измерении по всей верхней полусфере, достаточную для чтения инструкций по выживанию и снабжению. Ее батареи не должны разряжаться под воздействием сырости или влаги в хранящемся спасательном плоту.
4.1.4 Спасательные плоты, спускаемые с помощью плотбалки
4.1.4.1 В дополнение к вышеуказанным требованиям спасательный плот, предназначенный для использования с одобренным спусковым устройством, должен:
.2 быть снабжен средствами для подтягивания спасательного плота к борту судна у посадочной палубы и надежного удержания его во время посадки.
4.1.4.2 На пассажирских судах каждый спускаемый с помощью плотбалки спасательный плот должен быть устроен так, чтобы все расписанные на него люди могли быстро совершить посадку на него.
4.1.4.3 На грузовых судах каждый спускаемый с помощью плотбалки спасательный плот должен быть устроен так, чтобы все расписанные на него люди могли совершить посадку на него в течение не более 3 мин с момента подачи команды к посадке.
4.1.5.1 Нормальное снабжение каждого спасательного плота должно включать:
.1 одно плавучее спасательное кольцо, прикрепленное к плавучему спасательному линю длиной не менее 30 м;
.3 один плавучий черпак для спасательного плота вместимостью не более 12 человек и два плавучих черпака для спасательного плота вместимостью 13 человек или более;
.6 два плавучих гребка;
.7 три консервных ножа и пару ножниц. Для этой цели подходят ножи в безопасном исполнении со специальными консервными лезвиями;
.8 одну аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке, которая после использования может быть снова плотно закрыта;
.9 один свисток или равноценный звуковой сигнал;
.10 четыре парашютные ракеты, отвечающие требованиям раздела 3.1;
.11 шесть фальшфейеров, отвечающих требованиям раздела 3.2;
.12 две плавучие дымовые шашки, отвечающие требованиям раздела 3.3;
.13 один водонепроницаемый электрический фонарь, пригодный для сигнализации по азбуке Морзе, с одним запасным комплектом батарей и одной запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;
.14 эффективный радиолокационный отражатель, если на спасательном плоту не установлен радиолокационный ответчик;
.15 одно сигнальное зеркало для дневной сигнализации с инструкцией по его использованию для подачи сигналов судам и летательным аппаратам;
.16 один экземпляр таблицы спасательных сигналов, упомянутых в правиле V/16, в водозащищенном исполнении или в водонепроницаемой упаковке;
.17 один комплект рыболовных принадлежностей;
Информация об изменениях:
.18 пищевой рацион калорийностью из расчета не менее 10 000 кДж (2400 ккал) на каждого человека из числа людей, допускаемого к размещению на спасательном плоту. Эти рационы должны быть вкусными и съедобными в течение указанного срока годности и упакованы таким образом, чтобы их можно было делить на части и легко вскрывать с учетом того, что на руки надеты перчатки от гидрокостюма.
Рационы должны быть упакованы в запечатанные металлические контейнеры или вакуумную упаковку из гибкого упаковочного материала с незначительной интенсивностью пропускания паров ( >
Дежурные шлюпки
Резолюция MSC.48(66) «Одобрение Международного кодекса по спасательным средствам (Кодекс КСС)» (принята 4 июня 1996.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Спасательные плоты
Спасательный плот − это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.
Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.
Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек).
Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.
Дополнительный спасательный плот на судне
Общая масса плота, его контейнера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.
По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые. Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку посадка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физическом и психическом состоянии.
Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН – плот спасательный надувной).
Надувной спасательный плот
Основными элементами спасательного плота являются:
камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота);
днище − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды;
тент − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.
Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независимых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штатное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сохранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.
Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.
Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым.
Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автоматически вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.
На тенте должно быть:
по меньшей мере, одно смотровое окно;
устройство для сбора дождевой воды;
устройство для установки радиолокационного отражателя или SART;
полосы из белого световозвращающего материала.
На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.
Внутри плота устанавливается внутренний источник света с ручным выключателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.
По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.
Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами,помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка.
Входы,не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, ниж- няя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.
На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 секунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.
Карманы выполняют две функции:
обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;
раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу.
Заполненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.
Пусковой клапан спасательного плота
Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом, закрытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя.
При открытии пускового клапана газ заполняет отсеки в течение 1 – 3 минут.
Пусковой линь имеет двойное назначение:
используется для открытия клапана на баллоне с газом;
используется для удержания плота на воде у борта судна.
Длина пускового линя не менее 15 метров.
Установка плота спасательного надувного (ПСН)
Установка плота спасательного надувного (ПСН)
На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.
Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота. Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.
Схема крепления ПСН к судну:
1 – найтов; 2 – глаголь-гак; 3 – пусковой линь; 4 – гидростат; 5 – слабое звено; 6 − бандажная лента
Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°. Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов − ручной и автоматический.
Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирующее звено. Есть устройства, у которых освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри,удерживающие коренные концы найтовов. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом.
В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.
Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат − устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метров. По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.
Гидростат режущего типа
Гидростат разобщающего типа
Гидростат разобщающего типа
Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент.
Корпус данного гидростата разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.
Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается изнутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.
Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитана на то, что под давлением воды произойдет освобождение отсоединяющейся головки гидростата,что приведет к освобождению плота от найтовов.
Гидростат разобщающего типа
При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера.
Соединение пускового линя с судном осуществляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена достаточна для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При дальнейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.
Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного конца самого пускового линя.
Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения.
Поэтому при ручной отдаче первое,что необходимо сделать до отдачи найтовов, выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструкции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.
Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая вставка в пусковой линь или надрез на лине.
Спуск плота спасательного надувного (ПСН) на воду
Спуск плота спасательного надувного (ПСН) на воду
Посадка в сбрасываемый спасательный плот производится после его раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру посадки, однако это проще и надежнее в условиях шторма.
Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдерживать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 метров и выдерживать многократные прыжки людей на него с высоты не менее 4,5 метров.
Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в него наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.
Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:
вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. Допрыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьезным травмам;
вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;
раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь.
Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специальные лямки, взявшись за которые руками и упершись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение.
Так как плот имеет большую парусность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны.
В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот:
переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим;
можно прыгать на плот с высоты до 4,5 метров, если есть уверенность,что в нем нет людей;
можно спуститься по штормтрапу;
можно спуститься по спасательному шкентелю с мусингами;
можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;
помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).
После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде,но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:
выбрать плавучий якорь;
подтянуть водяные карманы;
использовать весла из аварийного запаса.
В спасательном плоту и на воде
Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К нижней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в районе ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.
Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:
образование воронки при погружении судна под воду;
возможность взрыва при пожаре;
всплытие с тонущего судна крупных плавающих предметов;
возможность заваливания судна на борт.
После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спасательных средств позволяет:
равномерно распределить людей, воду, продукты питания и т. п.;
более рационально использовать средства сигнализации;
более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ(несение вахты, ловля рыбы и т.п.).
Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат места гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поставить плавучие якоря и опустить водяные карманы.
Снабжение спасательного плота
Снабжение спасательного плота
средства осушения: плавучий черпак и 2 губки;
2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия плота сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.
спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 метров;
ремонтный комплект для заделки проколов: клей, пробки и зажимы;
ручной насос или меха для подкачки плота;
питьевая вода консервированная из расчета 1,5 литра на человека;
пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;
аптечка первой помощи;
таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;
по одному гигиеническому пакету на человека;
теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;
инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.
радиолокационный маяк – ответчик (SART);
УКВ переносная радиостанция;
4 красные парашютные ракеты;
6 красных фальшфейеров;
2 плавучие дымовые шашки;
электрический водонепроницаемый фонарь;
сигнальное зеркало (гелиограф) и сигнальный свисток;
С какой минимальной высоты можно сбрасывать спасательный плот с сохранением его работоспособности
2. Судно за пределами особого района
3. Ведется визуальный контроль за местом сброса
4. Судно на удалении от берега не менее 12 миль
5. На судне используется оборудование для фильтрации нефти
6. Концентрация нефти в стоке не превышает 15 млн –1
2. В целях обеспечения безопасности судна
3. В целях спасения человеческой жизни на море
2. При сбросе за борт льяльных вод машинного отделения
3. При приеме балласта в топливные танки либо их очистке
4. При сбросе балласта или промывочной воды из топливно-масляных танков
2. В целях обеспечения безопасности судна
3. В целях спасения человеческой жизни на море
4. Если сточные воды смешаны с другими загрязненными водами, сброс которых подпадает под другие более строгие требования
2. В целях обеспечения безопасности судна
3. В целях спасения человеческой жизни на море
4. Если мусор смешан с другими отходами, удаление или сброс которых подпадает под другие более строгие требования
2. Перекачка нефти на другое судно
3. Перекачка нефти из аварийной цистерны в свободные
4. Перекрытие трубопроводов, связанных с поврежденной цистерной
2. Спасательным линем
3. Самозажигающимся огнем
2. Спуститься по тросу с мусингами
2. Вести наблюдение за водной поверхностью
3. Вести наблюдение за палубой и надстройкой
2. Наличие аварийного выхода при повреждении
3. Наличие ремня безопасности на каждого члена экипажа
4. Недопущение попадание воды внутрь при ее переворачивании
2. Спасательные плоты
3. Спасательные шлюпки
2. Спасательные плоты
3. Спасательные шлюпки
2. Лица не входящие в состав штатного экипажа, но временно находящиеся на судне
2. В помещениях экипажа
2. Значение сигналов тревог
3. Номер и место нахождения его в спасательной шлюпке
2. действия по тревоге членов экипажа
3. описание общесудового сигнала тревоги
4. фамилии лиц командного состава, ответственных за готовность спасательных и противопожарных средств к немедленному использованию
2. сбор членов экипажа и пассажиров по сигналу тревоги
3. необходимую подготовку спасательной шлюпки к спуску и ее частичное приспускание
4. проверку того, что пассажиры и члены экипажа одеты надлежащим образом и то, что спасательные жилеты одеты правильно
2. вредное воздействие на электрооборудование
4. Электроустановок под напряжением
2. Помещений с установками жидкого топлива
2. Средней кратности
3. Высокой кратности
4. Пожарные рукава и стволы
2. По категориям помещений
2. Невозможность тушения материалов, содержащих (выделяющих) кислород
2. Невозможность тушения материалов, содержащих кислород
3. Низкую эффективность тушения пожаров на открытом воздухе
4. Необходимость поддержания заданной концентрации в замкнутом объеме
2. Снижает остойчивость судна
3. Низкая смачивающая способность
2. Низкой стоимостью
3. Высокой теплоемкостью
4. Высокой скрытой теплотой парообразования
2. От воздействия пламени
3. От воздействия высокой температуры воздуха
4. Экологическая чистота
2. расположением наиболее тяжелых грузов на палубе двойного дна судна в трюме
2. уменьшает остойчивость судна за счет влияния свободной поверхности
2. уменьшает остойчивость судна за счет влияния свободной поверхности
2. уменьшает остойчивость судна за счет влияния свободной поверхности жидкости
2. при наличии статического крена судна
2. устранение возможности перетекания жидких грузов из танков одного борта в танки другого борта
2. откачка воды из помещений выше ватерлинии
2. Удаление за борт высоко расположенных грузов
3. Осушение затопленных помещений после временной заделки пробоины (днищевые помещения осушать не рекомендуется)
2. Устранение возможности перетекания жидких грузов
3. Откачка воды из помещений имеющие большие свободные поверхности
2. Откачка воды из других помещений имеющие большие свободные поверхности
3. Откачка за борт воду из отсеков выше ватерлинии со свободными поверхностями
2. Удаление за борт высоко расположенных грузов
3. Осушение затопленных помещений после временной заделки пробоины (днищевые помещения осушать не рекомендуется)
2. Подготовка турбин и зубчатых передач
3. Подготовку и ввод в действие масляной системы
4. Пробное проворачивание турбоагрегата валоповоротным устройством
5. Подготовку валопроводов, систем управления, сигнализации и защиты
- с какой машины можно подобрать
- с какой минимальной скоростью можно ехать по городу на экзамене