с вашей точки зрения как можно улучшить работу образовательной организации
25 способов улучшить качество образования
Образовательный портал Международного института планирования образования ЮНЕСКО (UNESCO International Institute for Educational Planning) собрал данные современных исследований, посвященных качеству образования и улучшению образовательных результатов. Теперь вы можете познакомиться с 25 способами, которые помогут улучшить качество образования.
Перевод картинки на превью (сверху-вниз, слева-направо):
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
По итогам переговоров по целям устойчивого развития передовые страны по всему миру обязались обеспечить качественное начальное и общее образование населения. Поскольку руководители стран поручат исполнить данную задачу своим соответствующим ведомствам, для последних становится актуальным правильно расставить приоритеты использования ресурсов для достижения всеобщего «соответствующего и эффективного» обучения.
За последние десятилетия было проведено большое количество исследований факторов, влияющих на качество образования, было разработано большое количество моделей, иллюстрирующих их взаимосвязь. Можно выделить как минимум пять таких моделей, которые были серьезно рассмотрены на международном уровне: исследование качества образования ЮНИСЕФ в 2000 году; доклад по итогам мониторинга «Образование для всех» в 2005 году; анализ системы общего образования ЮНЕСКО (GEQAF); исследование результатов образования Всемирного Банка (SABER); а также несколько более известных международных исследований, таких как PISA.
Развитие образования является комплексной задачей. В этом материале намеренно приводятся результаты исследований, сформулированные буквально в одно предложение. Если какие-то из 25 предложенных путей будут вам интересны, всегда можно ознакомиться с вопросом подробнее (например, в библиотеке образовательного портала Международного института планирования образования ЮНЕСКО).
25 способов улучшить результаты образования
Учителя и педагогика
Помощь обучающимся
Учебный план и учебные материалы
Школы и ресурсы
Менеджмент образовательной системы
Новый учебный год: нововведения и предложения для совершенствования системы образования
cienpies / Depositphotos.com |
В преддверии нового учебного года все большую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы образования. Как заметил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, система образования – включая дошкольное, школьное, средне-профессиональное и дополнительное – охватывает около 80 млн граждан России. Таким образом, в улучшении образования потенциально заинтересовано большинство граждан страны. К наиболее волнующим темам относятся вопросы проведения государственных экзаменов, содержания образовательных программ, использования информационных технологий при организации образовательного процесса. Эксперты из разных областей, а также представители госорганов и население на мероприятии Общественной палаты РФ обсудили планируемые законодательные нововведения и инициативные предложения, поступившие от заинтересованных граждан.
Цифровые технологии в образовании
Одним из наиболее обсуждаемых нововведений последнего года является цифровизация образовательного процесса. Как заметил заслуженный учитель РФ, д. пед. н. Евгений Ямбург, она в наибольшей степени вызывает обеспокоенность у граждан, причастных к образовательному процессу. Причина заключается в недоверии родителей к внедрению и применению цифровых технологий при обучении школьников.
Напомним, что значимым нововведением прошлого года стало внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в систему образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2020 № 2040 регламентировало сроки проведения эксперимента по внедрению ЦОС – он пройдет с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года. В соответствии с документом, цифровая образовательная среда представляет собой совокупность условий для реализации образовательных программ школьного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Сама электронная информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии и технологические средства. Предполагается, что цифровая образовательная среда позволит обеспечивать освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания. Ранее ГАРАНТ.РУ писал об информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум», которая была запущена в рамках эксперимента.
В настоящий момент тенденция такая, что значительная часть родительского сообщества относится крайне негативно к нововведениям, затрагивающим внедрение информационных технологий в учебный процесс. Недоверие вызвано рядом факторов, которые по мнению родителей отрицательно влияют на учебный процесс. Представитель общественного движения «Родители Москвы» Алексей Плохов отметил опасение в отношении безопасности ЦОС для детей, а именно возможное нарушение опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и психики. Также родительское сообщество беспокоит качество предоставляемого для платформы цифрового образовательного контента, а также безопасность персональных данных, предоставляемых учащимися при пользовании ЦОС. По мнению представителя родительского сообщества, социальный запрос на цифровизацию образовательного процесса отсутствует. Более того, негативно был воспринят родителями вынужденный переход на дистанционный режим учебы в острый период эпидемии. По мнению Алексея Плохова, сам переход на удаленный формат учебы следовало согласовать с родителями, так как аномального уровня заболеваемости среди детей не было, а сам формат очно-заочной формы не помогает в борьбе с вирусом.
Обеспокоенность со стороны родителей также вызвана применению добровольно-принудительного порядка использования цифровой образовательной среды учащимися – соответствующий вывод родительское сообщество делает на основании положений Приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 18 ноября 2020 г. № 600. Он содержит положение, согласно которому планируется, что доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля, к 2030 году составит 100%.
При этом среди нововведений, запланированных к реализации до 2030 года, эксперт выделил положение, согласно которому 50% домашних заданий проверяется автоматически с использованием экспертных систем искусственного интеллекта.
В действительности, данные положения не относятся к дистанционному формату ведения уроков, а являются примером цифровизации и автоматизации однообразных образовательных процессов. Использование технологий подразумевается и при очном формате проведения уроков, что в перспективе в значительной степени способствует разгрузке работы учителей, рутинные обязанности которых могут быть автоматизированы.
Эксперты сходятся во мнении, что соответствующие опасения и предубеждения со стороны родителей в сторону развития цифровизации образовательного процесса возникают в первую очередь из-за незнания. Именно отсутствие знаний по соответствующему вопросу создает недоверие к информационным технологиям. Для решения соответствующей проблемы директор Автономной некоммерческой организации «Центр развития школьной журналистики «Школьный пресс-центр» и главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов предложил создать единую площадку, на которой родители смогли бы получить достоверную информацию, например, о функционировании ЦОС. Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло отметил, что проблема недоверия со стороны родителей также вызвана отсутствием четко регламентированных норм о возможности использования цифровых технологий без причинения вреда ребенку – эксперт предлагает решить соответствующий вопрос совместно со стороны Минздрава РФ и Минобразования РФ.
При этом следует учитывать, что дистанционное образование не обязательно может подразумевать полностью заочный формат: можно использовать очно-заочную форму, например, когда ученик, который не смог присутствовать на уроке очно, может подключиться по видеосвязи, заметил Сергей Кравцов. Министр просвещения особенно выделил, что основная задача состоит в том, чтобы на первое место поставить образовательный процесс, а не информационные технологии, которые представляют собой дополнительный механизм реализации образовательной деятельности. Соответствующее положение закреплено также в Постановлении Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040. По заявлению Сергея Кравцова, информационные технологии не смогут заменить традиционного формата очного обучения – это принципиальная позиция Минпросвещения РФ, которой ведомство руководствуется. Министр просвещения отметил, что именно по этой причине во время сложной эпидемиологической ситуации при первой возможности был произведен возврат учащихся с дистанционного обучения.
Еще одна проблема использования ЦОС заключается в наличии низкокачественных с точки зрения образовательного стандарта цифрового контента, используемого платформой. Соответствующие случаи предоставления контента низкого качества приводилась в качестве примера несколькими представителями родительского сообщества. Необходимость контроля за цифровым образовательным контентом поддерживает Сергей Кравцов. Он уверен, что содержание такого контента требует экспертизы по аналогии с проверкой учебников на содержание и соответствия образовательным стандартам. Именно соответствующий контроль за качеством предоставляемых в ЦОС материалов позволит повысить качество цифрового образовательного контента.
К плюсам внедрения цифровой онлайн-среды также относится предоставление возможности больным детям из разных регионов России получать доступное получение при отсутствии возможности присутствовать очно, отметил Евгений Ямбург. Также дистанционный формат взаимодействия учителей с учениками позволял учитывать индивидуальные пожелания вторых по выбору государственных экзаменов для сдачи. Это актуально, например, для детей, которые испытывали трудности при обращении за помощью педагогов очно, в то время как онлайн-общение позволяло установить контакт.
Евгений Ямбург считает, что для современного образования следует соблюдать баланс онлайн и офлайн форматов обучения – не отрицать информационные технологии, но и не отказываться от традиционного формата очного обучения. Технологии искусственного интеллекта, например, можно использовать для проверки шаблонных заданий, но в то же время сохранять за учителем право проверять более сложные варианты работ. Процесс образования меняется, в связи с чем его цифровая реформа представляется закономерным следствием. По мнению главного редактора газеты «Вести образования», канд. пед. наук Александра Адамского, цифровизация – это практически единственный способ устранения неравенства в образовании.
Накануне нового учебного года в очередной раз поднимается вопрос реформы системы единого государственного экзамена. Как отметил ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев, предложения об отмене ЕГЭ поступают постоянно.
Если мы говорим о том, что образование – это общественное благо, то ЕГЭ – это инструментарий, позволяющий достичь этого блага. Главное предназначение ЕГЭ – обеспечить социальную справедливость в части поступления абитуриентов в вузы. В связи с этим говорить об отмене экзамена представляется неправильным»
Эксперт считает, что следует наладить уже настроенную систему и позволять ей эволюционировать, а не предпринимать попытки ее реформации. Выражая общее мнение членов Национальной родительской ассоциации, Алексей Гусев предложил оставить ЕГЭ как форму вступительного экзамена в вузы, который может быть по желанию засчитан как итоговая аттестация в школе. Такая система позволит в том числе сдавать ЕГЭ людям в любом возрасте. Также поступают предложения об отмене обязательного ЕГЭ для всех. Так, например, Любовь Плужникова, директор школы в Челябинской области, предлагает сделать экзамен обязательным только для тех выпускников, которые поступают в высшие учебные заявления. Проблема заключается в том, что учащиеся, не уверенные в своих силах для сдачи ЕГЭ, уходят из школы после 9 класса, не получая тем самым полное школьное образование.
Представляя позицию Минпросвещения РФ, Сергей Кравцов отметил, что ЕГЭ в первую очередь представляет собой единый экзамен – требования и задания публикуются в открытом доступе, они соответствуют стандартам программы, при этом к учащимся предъявляются равные требования на территории всей страны. Такая система позволяет исключить коррупционную составляющую, когда абитуриенту следует нанимать репетитора из того вуза, в который он планирует поступать – если бы у каждого вуза были свои экзамены, такая ситуация была бы весьма вероятной, считает чиновник.
При этом в Минпросвещения РФ рассматривали предложения по альтернативным вариантам сдачи итоговых экзаменов – по словам министра, такие эксперименты проводились во время сложной эпидемиологической обстановки прошлым летом. Сам ЕГЭ эволюционировал на протяжении всего периода его применения – так, например, была удалена тестовая часть государственного экзамена, которая подвергалась наибольшей критике. Также был добавлен устный экзамен по русскому языку, добавлено сочинение, задания стали более творческими. Таким образом, система ЕГЭ совершенствуется с каждым годом.
Проблемы с увольнением директоров школ
Одной из наиболее насущных проблем является увольнение директоров на основании положений п. 2 ст. 278 Трудового кодекса, рассказал Евгений Ямбург. Согласно данной статье, директора школы можно уволить на основании решения уполномоченного органа. Фактически, учредитель имеет право уволить директора любой школы без объяснения причин. При этом Верховный суд еще в 2004 году дал разъяснение, согласно которому работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 ст. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Однако на практике директора безосновательно подвергаются увольнению – так, например, недавно уволили с поста директора школы в Нижнем Новгороде, так как она не предоставила списки школьников, участвующих в митинге. При этом проверка прокуратуры и МЧС соответствующих нарушений со стороны директора школы не выявила.
Как разъяснил Евгений Ямбург, увольнение по данной статье касается большого числа директоров по всей России, если судить о количестве направленных жалоб. Ситуация обостряется в связи с предстоящими выборами [имеются в виду выборы депутатов Государственной думы РФ VIII созыва, которые пройдут 19 сентября – прим. ГАРАНТ.РУ]. Эксперт отметил следующее нарушение: требование госорганов проконтролировать со стороны директоров, как будут голосовать учителя. Само такое требование носит антиконституционный характер и нарушает принцип прозрачности выборов, что является недопустимым, подчеркнул эксперт. Наиболее разумным решением сложившейся проблемы будет являться внесение изменений в ст. 278 ТК РФ, которая не будет давать права увольнять директора общеобразовательного учреждения без объяснения причин, так как на данный момент данная статья применима к школам.
Как оценить и повысить качество общего образования: мнения экспертов
Рассказываем, какие грядут изменения в подходах к оценке качества образования и почему от учителей ждут социального оптимизма.
На Российском международном форуме «Время образования», прошедшем 27 августа, в секции «Педагогика нового времени» эксперты говорили о том, что влияет на качество образования, как оно измеряется и что необходимо предпринять, чтобы восполнить существующие дефициты в знаниях и компетенциях школьников.
Модератор дискуссии Андрей Зинин, директор московского Городского методического центра (ГБОУ ГМЦ ДОНМ), напомнил собравшимся о тезисах, прозвучавших в выступлении Владимира Путина на заседании президиума Госсовета 25 августа. Он тогда отметил, что цель государства — обеспечить высокий уровень образования во всех школах, «дать детям фундаментальные знания и научить пользоваться ими в жизни». Кроме того, президент напомнил про цель войти в топ-10 стран по качеству образования.
Спикеры обсудили обозначенные главой государства цели и поделились своими мнениями о том, как их достичь.
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Как сейчас обстоят дела с оценкой качества образования
Евгений Семченко, директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ, справедливо отметил, что любые решения, относящиеся к системе образования, нельзя принимать без выяснения реального положения дел в этой сфере.
Эксперт рассказал о недавнем исследовании, в котором участвовало порядка 2500 школ из разных регионов страны. Анализ показал, что содержание образовательных программ в 70% из этих школ не соответствует федеральным стандартам.
В настоящее время, по словам Семченко, Минпросвещения, его подведомственные учреждения и экспертные сообщества работают над формированием единого содержания общеобразовательных программ. Так, сейчас разрабатывается 34 образовательные программы по предметам начального и основного общего образования. Эксперт считает, что это позволит решить проблему несоответствия стандартам.
Другое направление, которое он отметил, — повышение объективности оценочных процедур. По словам Семченко, до сих пор остаются вопросы, насколько объективно выставляются оценки, например, за ОГЭ в отдельных субъектах Российской Федерации, а также за всероссийские проверочные работы. При этом спикер отметил, что прогресс в этой области уже заметен:
«Ещё несколько лет назад, анализируя результаты всероссийских проверочных работ, мы видели десятки муниципалитетов, в которых были десятки и сотни школ, десятки тысяч детей, у которых результаты по всем предметам были следующие: ни одной двойки, ни одной тройки и ни одной четвёрки. Пятёрки по всем предметам у всех детей. Мы понимаем, что таких чудес не бывает. Это, мягко говоря, необъективные данные. И вот такой картины последние несколько лет мы больше не наблюдаем».
Какие умения должна формировать школа
Один из главных векторов развития современной школы, отражённый в новых ФГОСах, которые вступят в силу в 2022 году, — это достижение метапредметных и личностных результатов учащихся. Чему же именно нужно учить нынешних школьников?
Дмитрий Метёлкин, заместитель директора по научно-образовательной деятельности Института стратегий развития образования Российской академии образования, считает, что новые ФГОСы хороши в первую очередь тем, что детализируют требования не только к предметным, но и метапредметным и личностным результатам. Почему это важно? Эксперт считает, что подобный стандарт создаёт целостную систему развития, необходимую в нынешних реалиях.
Что касается конкретных компетенций, незаменимых в современном мире, то спикер сходится во мнении со множеством других экспертов и работодателей — конечно, это soft skills. Выпускнику XXI века не обойтись без умения работать с информацией, коммуникативных навыков и внутренней мотивации, а чтобы успешно формировать у детей метапредметные компетенции, нужно серьёзно пересмотреть подходы к методике преподавания предметов, считает Метёлкин. Но главное — любой предмет преподавать надо так, чтобы детям было интересно:
«Ни для кого не секрет, что науку двигают энтузиасты, фанатики, люди заинтересованные. Эта внутренняя мотивация должна формироваться на уровне школы. Если учитель не сможет преподнести свой предмет „вкусно“, сделать из тривиального изложения сухих научных фактов какую-то интересную историю, которая увлечёт ребёнка, то мы не воспитаем поколение будущих Вернадских, Циолковских, Гагариных».
Как изменится система государственной итоговой аттестации
Не секрет, что направление для школьного образования во многом задаёт система государственных итоговых экзаменов. Обучение в средней и старшей школе, как правило, становится подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ соответственно.
Игорь Круглинский, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора), считает, что это просто неправильно — ориентироваться в содержании образовательных программ не на ФГОС, а на требования экзаменов. Потому что ни один экзамен не может включать в себя проверку всех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать школьник.
По его словам, Рособрнадзор в настоящее время стремится систематизировать и оптимизировать все контрольные и оценочные процедуры, которые проводятся в школе:
«Мы часто слышим тезис о том, что контрольных работ очень много и они порой заменяют собой учебный процесс. Перед тем как принимать те или иные решения, мы проводили мониторинг и обнаружили, что есть школы, где количество контрольных работ несущественно меньше по сравнению со всем остальным количеством часов, которое отводится на изучение учебного материала».
Чтобы исправить это и снизить нагрузку на педагогов и учеников, межведомственная рабочая группа разработала рекомендации, предполагающие составление единого графика контрольных работ. Они были направлены во все школы страны в августе. По словам Игоря Круглинского, Рособрнадзор будет следить за тем, как эти рекомендации применяет и принимает педагогическое сообщество на местах. И если окажется, что новые правила поддерживают и учителя, и родители, и дети, то их ждёт нормативное закрепление.
Также спикер отметил, что выпускные экзамены будут проводиться на основе нового федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с 2022 года, — именно в этом году выпускниками станут ребята, которые учились по этому стандарту с первого класса.
Проекты и демоверсии контрольных измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ будущего года уже опубликованы на сайте ФИПИ — и ЕГЭ ждут изменения по сравнению с 2021-м. По словам Игоря Круглинского, эти изменения направлены в первую очередь на то, чтобы задания раскрывали творческий потенциал выпускников, побуждали их решать задачи креативными способами, формулировать собственные идеи и мнения.
Чего не умеют наши школьники и как с этим быть
Когда речь заходит о качестве образования, нельзя не упомянуть дефициты в знаниях, умениях и навыках, которые демонстрируют современные школьники. Можно ли выявить конкретный список пробелов, общий для большинства детей, и просто их заполнить?
Елена Михайлова, первый заместитель министра образования Московской области, отметила, что школьникам повсеместно не хватает умения применять знания на практике. Во многом это связано с историческим развитием нашей системы образования, которая устроена так, чтобы в большей степени давать теоретические знания.
Также спикер подчеркнула, что очень многие дефициты учеников повторяют учительские дефициты. Поэтому Елена Михайлова считает, что систему повышения квалификации учителей следует перестроить и обновить. Из своей практики она отметила пользу коротких модулей, прорабатывающих конкретные практические навыки:
«Если ты не знаешь, как научить детей теореме Пифагора, значит, тебе нужно дать эту технологию, а не всю историю математики и всю технологию обучения математике. Мы у себя создали, как мы говорим, протоколы восполнения дефицитов у учеников. Даём учителю такой алгоритм: „Делай раз, делай два, и ты получишь такой результат“. Для начинающих педагогов, учителей из сельских школ, которые часто ведут по несколько предметов, это оказалось очень полезно».
Как школе готовить учеников в соответствии с профессиональными трендами?
Агентство стратегических инициатив (АСИ) каждый год выпускает «Атлас новых профессий» — прогноз профессиональных трендов, которые будут актуальны в ближайшие 10–15 лет. Согласно ему, в ближайшем будущем наиболее востребованными будут специальности на стыке разных предметных областей.
Что может делать школа, чтобы ориентировать выпускников не на узко-предметный путь, а на развитие актуальных компетенций?
Евгений Семченко считает, что в первую очередь нужно донести до детей картину современного мира, с его новыми профессиями, видами деятельности, и научить их видеть «всю палитру этих изменений». Но, как справедливо заметил Игорь Круглинский, для этого школе нужны специалисты, обладающие такими знаниями, — а подобных курсов повышения квалификации в настоящий момент, к сожалению, просто не существует.
Также Круглинский отмечает, что необходимо доносить до родителей информацию о разных образовательных траекториях, кроме общепринятой «поступить в вуз сразу после школы».
Елена Михайлова, в свою очередь, отметила, что подготовку школьников в современном мире невозможно эффективно проводить только за стенами школы — детям нужно видеть окружающий мир и с ним взаимодействовать. Для этого она рекомендует устраивать музейные уроки, экскурсии на предприятия и применять другие подобные подходы.
Дмитрий Метёлкин выразил мнение, что школе следует начать с развития организационной культуры образовательной организации. По его словам, одна из важных черт такой культуры в школе — социальный оптимизм, то есть способность педагога видеть разнообразные перспективы и мотивировать учеников к развитию.
обложка: Merry Mary для Skillbox Media