самосознанием культуры можно считать

Культурное самосознание

Смотреть что такое «Культурное самосознание» в других словарях:

культурное самосознание — Осознание своей принадлежности к определенной культуре. То же, что культурная идентичность … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Культурное самосознание — Осознание своей принадлежности к определенной культуре. То же, что культурная идентичность … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Геополитическое самосознание — Осознание принадлежности индивида к суперэтносу. См. также: Национальное самосознание, Культурное самосознание, Суперэтнос … Словарь социолингвистических терминов

Актуальное национально-культурное обозрение — «Актуальное национально культурное обозрение» («АНКО») … Википедия

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ — как филологическая культурология основано преимущественно на филол. базисе изучение традиц. культур Востока в их истор. движении. Удельный вес филологии, культурологии (в к рую включено религиоведение) и истории был весьма… … Энциклопедия культурологии

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА — [серб. Босна и Херцеговина; БиГ], гос во в Юго Вост. Европе, на Балканском п ове. Расположена на территории 2 исторических областей Боснии и Герцеговины. Территория: 51,129 кв. км. Столица: Сараево (434 тыс. в 2002). Крупнейшие города: Баня Лука … Православная энциклопедия

БОГОМИЛЬСТВО — [богумильство], одно из крупнейших религиозно социальных еретических движений на Балканах и в М. Азии в X XIV вв. По имени (или прозвищу) первого ересиарха попа Богомила (возможно, калька с греч. Феофил) его последователи получили наименование… … Православная энциклопедия

Корнцы — Корнцы … Википедия

МОДЕРНИЗМ — (фр. modernisme, от moderne современный, англ. modernism) неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах. В наиболее широком из них оно употребляется в зап. эстетике и искусствознании 20 в. для обозначения большого круга… … Философская энциклопедия

Татарстан — ТНВ ОАО Телерадиокомпания Новый Век … Википедия

Источник

Философия как самосознание культуры

Философия как самосознание культуры

Существуют различные точки зрения о сущности философии, об ее предмете. Согласно одной из точек зрения назначением философии признан анализ методологических предпосылок научного познания. Хотя эта точка зрения и содержит «рациональное зерно», она не в состоянии учесть то очень важное обстоятельство, что одна из почетных и существенных задач философии заключалась и заключается в выработке руководящих жизнью людей общих принципов. Эту функцию философия выполняет тем, что устанавливает принципы, регулирующие поступки, поведения людей, чем определяется ценностная ориентация индивидов, личностей в обществе. Это означает, что философия связана с жизнью и преобразование действительности нужно считать ее первейшей задачей.

Но, к сожалению, сила инерции и здесь, как и во многих других случаях, играет отрицательную роль: философское исследование у нас часто не выходит за рамки традиционной философской проблематики. Это проявляется в том, что нередко противопоставляют друг другу «чистую» и «нечистую» философию, философские проблемы человека и обшественной жизни считают незначительными, периферическими вопросами, историю философской мысли сводят к истории традиционной онтологии и гносеологии и др. Такая тенденция мешает тому, чтобы философское исследование более решительно повернулось к жизни, к новым социальным проблемам.Для установления влияния философии на человеческие отношения, человеческую жизнь вообще, ее роли, в частности, в развитии культуры, необходимо выяснить сущность философии.

Действительность состоит из различных сфер. Вернее действительность представляет собой конкретное единство качественно различных сфер. В процессе анализа этих качественно различных сфер действительности философия с необходимостью приходит к вопросу о самом субъекте и об отношении к миру последнего. А действительность, реальность, с которым имеет дело человек, есть не только мир природы, но мир культуры, сам мир человеческих творений, который «беседует» с нами о своем создателе своим специфическим языком. Поэтому анализ культуры, культуры, в которой опредмечены, реализованы человеческие сущностные силы, естественно, требует анализа и творца культуры, человека. «Мы видим, что история промышленности и возникшее предметное бытие промышленности есть раскрытая книга человеческих сушностных сил, чувственно предлежащая перед нами человеческая психология, которую до сих пор не рассматривали в ее связи с сущностью человека, а всегда лишь под углом зрения внешнего отношения полезности:»- пишет К. Маркс. Это положение ясно указывает на то обстоятельство, что пока не выявлен, не установлен вид бытия субъекта, пока не исследована природа отношения субъекта к миру, и, наоборот, отношения мира к человеку, до тех пор философское исследование не закончено. Иными словами, философское исследование только тогда будет полным, когда оно даст ответ не только на вопрос о сущности мира, внешних объектов, но и на вопрос: какое место занимает человек в мире, каковы его роль и значение в истории, каково назначение человека и др. Одним словом, философия ставит и по-своему решает вопрос об отношении субъекта и объекта, человека и мира.

Мы привыкли к рассуждению о практическом значении, назначении осуществленныих естественными науками технических открытий и изобретений, а о практическом назначении философии говорим очень мало. Но если практическое значение философии будет понято как влияние на судьбу общества, вообще человечества, то тогда затруднительно поставить какую-либо техническую науку выше философии. В этом смысле, например, технические достижения XVIII века не могут сравниться с идеями французского Просвещения той же эпохи, которые положили начало целому ряду движений и подготовили эпоху буржуазных революций.

Чем объясняется все это? Известно, что одна из функций науки заключается, в конечном счете, в господстве над природой, над внешним миром вообще. Но для людей «здоровье» социального организма, общества всегда было и останется задачей не менее важного порядка, чем регулирование отношений с внешним миром. Поэтому философия, которая вносит определенный вклад в осуществление задач первого порядка, всегда имеет большую практическую важность, чем техническая наука.

Как известно, на основе данных частных наук философия создает адекватную картину внешнего мира, но это картина не будет законченной без выяснения места, роли и назначения человека в мире. Поэтому вполне естественным является то обстоятельство, что при устоновлении специфики философского знания, предмета философии, обращаются к человеку, пытаются включить его в предмет философии. Включение человека в предмет философии поможет нам выяснить вопрос о том, как философия оказывает влияние на человеческие отношения, человеческую жизнь вообще.

Философия, без сомнения, должна устанавливать наиболее общие закономерности бытия, но философский онтологический анализ не ограничивается лишь выявлением наиболее общих определенностей бытия. Философия должна дать анализ реальности, действительности, исследовать различные сферы ее, выяснить отношения, существующие между этими сферами, найти место субъекта в мировой системе, определить взаимодействие субъекта и объекта в плане бытия. В отличие от частнонаучного исследования, целью философии является исследование отношения субъекта-объекта во всех видах.

Следовательно, философия, в отличие от частных наук, имеет предметом исследования отношение субъекта и объекта, человека и мира и, естественно, философия имеет целью не исследование закономерностей внешнего мира, а, опираясь на данные частных наук о закономерностях развития мира, она исследует место, назначение и роль человека в этом мире.

В связи с этим особенно примечательна точка зрения Макса Шелера, которую он обстоятельно излагает в книге «Место человека в космосе», где сказано, что главнейшим вопросом философии является выяснение сущности человека, ответ на вопрос: что такое человек и все центральные проблемы философии более или менее (так или иначе) сосредоточены вокруг этого вопроса.

Философия имеет особый объект исследования. Изучение этого объекта не является делом частных наук (эти последние изучают отдельные части действительности, а не действителность как целое). Взор представителей естественных наук направлен «во вне», к внешнему, к существующим независимо от нас объектам. А философ свое внимание направляет не только к внешнему, но и к человеку, к тому, кто познает внешнее.Следовательно, философия направлена как на внешние объекты, так и на познающий эти объекты субъект. К тому же так, что для философии внешние объекты и человек, как объект познания, не являются объектами одного порядка. Если бы это было так, то тогда философия была бы наукой того же типа, что и любая частная, «точная» наука. Поэтому, ввиду специфичности философского знания, понятия точности и достоверности для философии должны иметь другой смысл, чем для естественных наук.

Философия является мировоззрением. Это, означает то, что философия отражает место человека в мире в ту или иную эпоху. Задачей философии является анализ эпохи: анализ эпохи подразумевает ответы на те проблемы, которые возникают перед людьми на том или ином уровне развития. Научность философии как мировоззрения, в отличие от частных наук, заключается именно в том, насколько правильно поняты основные требования эпохи, те злободневные проблемы, которые имеют особое значение для людей. Если обратить внимание на эту особенность философского познания, то станут ясными те примеры непосредственного воздйствия философии на человеческую жизнь и отношения людей, о которых речь шла выше. Устанавливая место человека в мире, в истории, философия в то же время дает ориентиры устремленности человека. Философия никогда не остается ровнодушной к тому или иному способу жизни, она предлагает людям точки зрения относительно анализа сложившейся ситуации и дальнейших перспектив.

Именно этим и определено то обстоятельство, что почти каждая философская система содержит этическую теорию, в виде необходимого следствия ее же онтологических и гносеологических предпосылок.Хотя должно быть отмечено и то, что влияние философии на жизнь людей не ограничивается воздействием, вызванным только этическими теориями.

Специфичность философского знания, особенность философии вообще, делают ясным то обстоятельство, что философия будет оказывать все большее влияние на жизнь людей как современного, так и будущего общества. Если в центре внимания философии стоит общество, то постепенно все большее внимание уделяется философии и со стороны общества. Это вызвано характером эпохи, и можно сказать, что полезно как для дальнейшего развития общества, так и философии.

Именно характером эпохи вызвана необходимость философского подхода к целому ряду явлений. В первую очередь это касается деятельности представителей технических дисциплин и естественных наук. В современных условиях многие исследователи названной области остро ощущают необходимость философского осмысления своей деятельности.

Это вызвано тем, что техническому прогрессу, вместе с обилием благ, сопутствуют такие явления, которые вызывают дальнейшее обострение нравственных проблем. Никогда человечество не имело столько средств массового уничтожения, как ныне. Эта проблема не может не заставить задуматься даже тех исследователей, которые ежедневно действуют для все новых изобретений именно в отмеченном направлении.

Но чьим делом является это? Кто обязан анализировать и решать эту проблему? Правда, внимание представителя естественной науки обращено на внешние объекты, но поскольку эпоха ставит вопрос моральной оценки тех или иных технических изобретений, достижений и, соответственно, деятельности тех или иных представителей естествознания, постольку внимание специалистов отмеченной области направляется не только на внешние объекты, но и на смысл собственной деятельности, на роль и значение его деятельности для общества.

Но, ставя эти вопросы, естествоиспытатель покидает сферу естествознания и вторгается в такую сферу, в которой ему нечего делать не только потому, что там просто не его место, но и потому, что у него нет средств, нет метода для решения подобных проблем.

Эта проблема входит в компетенцию философии; в отличие от частных наук, философия интересуется не только внешними предметами, как они есть сами по себе, но и в то же время она старается найти смысл и оправдание человеческой деятельности, существования человека вообще.

Современная научно-техническая революция остро поставила перед обществом и, вообще, человечеством, вопрос моральной ответственности исследователей.

Ныне, когда накоплен огромный запас средств массового уничтожения и каждое новое в этом отношении открытие создает опасность не для какой-нибудь страны, народа, а для всего человечества, отмеченная проблема становится одной из центральных среди философско-этических проблем.

В условиях научно-технической революции моральная ответственность ученого, как реальный факт и проблема, которая обязательно должна быть учтена, имеет исторические предпосылки определенного теоретического и социального характера. Эта проблема основывается на отношении знания и нравственности, науки и морали, анализ которого, как известно, начался задолго до того, пока человечество достигло современного уровня прогресса науки и техники.

Выдающиеся гуманисты-мыслители прошлого параллельно с исследованием специальных вопросов почти всегда обращали внимание на различные мировоззренческие и, среди них, социально-этические проблемы. А среди этих проблем особое внимание заслуживали вопросы знания и нравственности, науки и морали и это было вызвано тем, что основой связи названных феноменов считались диалектические отношения человека и природы, истины и добра, истины и гуманизма. Не случайным было то обстоятельство, что отмеченная проблема в истории философско-этического мышления на первых порах именно в таком виде была сформулирована, а постепенно ясно выделялись два ее аспекта: возможно ли, чтобы нравственность была объектом познания, науки или возможно ли существование научной этики и, во-вторых, существуют ли моральные проблемы науки, или наука нравственно нейтральна?

В условиях прогресса современной науки и техники наивный оптимизм и вера относительно того, что наука на пути своего развития сама решит выдвинутые в этом отношении перед человечеством проблемы, сменились осознанием того, что критерий социальной роли науки заключается не в самой науке, а находится вне ее и что прогресс науки не является самоцелью, а подчинен тем целям и задачам, которые ставит общество на той или иной ступени развития. Следовательно, с одной стороны, прогресс науки и техники необходим для развития общества, но с другой стороны, нужно определенное ограничение прогресса науки и техники, вернее, нужен контроль над этим прогрессом.

Поэтому каждый критический анализ возможностей науки должен способствовать выявлению надобностей определенного ограничения дальнейшего развития науки, а не отказу от науки, как от чего-то враждебного и вредного для истинной человеческой культуры.Из отмеченного следует, что становится весьма актуальным философский анализ основ науки как специфической формы освоения действительности.

Иными словами, следует выяснить роль научно-теоретического отношения к действительности в мировоззренческой ориентации человека. В этом смысле сама философия, как мировоззрение, может следующим образом поставить вопрос: достаточен ли научно-теоретический подход к действительности в качестве средств для решения философских проблем и вообще для выяснения отношения человека к действительности или же с этой целью надо обратиться к другим формам и способам освоения действительности? Философия, как и любая другая дисциплина, имеет свой собственный объект исследования. Философия в своей сфере так же решает определенные проблемы, как и частные науки, изучающие ту или иную область действительности. Может возникнуть такой вопрос: должен ли философ строго соблюдать общие принципы научности при решении своих проблем или он может, и более того, обязан, выйти за пределы научного мышления? И, наконец, каждая частная наука, при познании той или иной стороны действительности, строго соблюдает принципы объективного отношения к действительности; этот принцип неотделим от любой частной науки. Но насколько совместимо такое требование с ценностной ориентацией?

Но философия не является механической суммой теоретической и мировоззренческой сторон. Философия представляет собой научное мировоззрение и мировоззренческую науку. В философии научность и мировоззрение находятся в органической связи.

Претензия на выдвижение таких «норм» философией подразумевает не то, что ими исчерпывается все многообразие и богатство знаний о действительности, а то, что отмеченные утверждения касаются вопросов отношения мира и человека, выяснения места и роли человека в мире, направления развития мира, «смысла жизни» человека, т.е. философия имеет претензию не на интенсивную, а на экстенсивную полноту знания о внешнем мире.

Правда, использование в названной сфере научных методов есть факт положительного значения, но применение частнонаучного метода в исследовании социальных явлений не сможет дать точную и исчерпывающую картину отмеченных явлений. Этот метод неприменим к таким явлениям, как нравственные проблемы, эстетическая оценка и др. Поэтому строгое использование методов точных наук в сфере исследования социальных явлений не могло не вызвать дальнейшего углубления противоречий и разногласий между ориентированной на частнонаучный метод и противоположной точкой зрения. Отмеченное разногласие часто проявлялось даже в учении отдельного философа. В этом отношении примечательно философское учение Э. Гуссерля.

В последние годы своей деятельности Гуссерль проявляет все больше интереса к мировоззренческим проблемам. Но это не означает, что в результате заинтересованности «мировоззренческими проблемами» и, соответственно, «мировоззренческой философией», Гуссерль приходит к отрицанию идей «научной философии». Наоборот, он думает, что нужно создать новую философию, которая будет содержать как научный, так и мировоззренческий моменты. Свою трансцендентальную феноменологию Гуссерль представил себе как осуществление именно этой цели.

Как уже отмечалось, заинтересованность Гуссерля мировоззренческими проблемами вызвана кризисом эпохи. «Духовная нужда нашего времени стала, поистине, нестерпима: мы терпим крайнюю жизненную нужду, такую нужду, которая распространяется на всю нашу жизнь». В чем причина этого кризиса? Гуссерль считает, что несмотря на достаточную точность, европейская наука утратила смысл и значение для людей. Эти науки ничего не говорят нам относительно жизненных злободневных вопросов. Эти науки игнорируют и исключают именно те вопросы, которые в сегодняшних условиях имеют особое значение для людей. Это вопросы относительно бессмысленности или смысла человеческого существования во время происходящих сейчас перед нашими глазами роковых перемен.

Гуссерль не соглашается с теми мыслителями, которые считают, что кризис европейского человечества заключается в наивном доверии к разуму, научному мышлению. Представители этой точки зрения считают, что фундаментальные факторы человеческой жизни, социальные явления вообще не подлежат научно-рациональному познанию. Научное мышление не в состоянии решить жизненые проблемы человека и поэтому строить на нем надежды означает самодезориентацию человека в жизни.

Гуссерль считает, что единственным средством избавления от кризиса является именно разум. Только посредством последнего возможна выработка ориентиров жизни. Причиной этого кризиса является не рационализм вообще, а крайняя, принципиальная односторонность современного научного мышления.

Согласно Гуссерлю, факторы человеческой жизни, игнорируемые точными науками, на самом деле не являются иррациональными. Такими они кажутся только потому, что имеет место неправильное «сужение» понятия научности, в частности, считается, что единственной настоящей истиной является то, что устанавливается конкретно-научным познанием. Поэтому, согласно Гуссерлю, с целью избавления от создавщегося кризиса нужно проведение радикальных реформ только в определенном направлении. В частности, нужно преобразование наук о духе, и в первую очередь, философии, каторая со своей стороны должна «оправдать» и обосновать эти преобразования.

Что касается естественных наук, то эта реформа их не должна коснуться, так как они достаточно эффективны в решении своих специальных проблем.

Как провести реформу в философии? По мнению Гуссерля, восстановление философии прошлого в полном виде, невозможно. Почему? Потому, что по Гуссерлю, в философии прошлого в избытке имеются «объективистски-рационалистические» предрассудки. Цель реформы заключается именно в преодолении и устранении этих предрассудков. А это означает поворот философского видения от объекта к субъекту, так как «объективизм» является именно такой точкой зрения, согласно которой достаточным условием бытия считается существование чего-то внешнего для человека, совершенно независимого от него и тем самым человеческое бытие понято как определяемое извне, подобное бытию несвободно-внешних объектов бытие. «Гуссерль в своей философской деятельности осуществил именно названный поворот взора от объекта к субъекту, но осуществил не сразу, а постепенно».

Правда, Гуссерль проблему решил неправильно, но в этом случае главное, и в этом заслуга Гуссерля, что он правильно поставил вопрос относительно направления философского видения от объекта к субъекту, как основного средства избавления от создавшейся кризисной ситуации.

Задача философии, как критики эпохи, заключается именно в преодолении дезориентированных жизненных ситуаций, что возможно созданием новых ориентиров. Именно с этой целью ставит современная философия в наших условиях задачу преодоления технического фетишизма.

Теоретическим выражением технического фетишизма является именно сциентизм, в резкой противоположности с которым находится такая же крайняя точка зрения в виде антисциентизма; представители антисциентизма считают, что наука не имеет никакого отношения к философии, и поэтому философское мировоззрение не должно быть опосредовано научным знанием. Последнее представляет собой одно из явлений, которые враждебны и вредны для человека. (Эту точку зрения защищают Ницше, Хайдеггер, Ортега-и-Гассет, Бердяев и др.). По мнению представителей антисциентизма, философия должна основываться не на науке, научном познании, а на религиозных или нравственных явлениях. Очевидно, выдвижение нравственных проблем на передний план является очень важной стороной учения антисциентистов, но игнорирование роли науки есть также значительный недостаток для отмеченной точки зрения, так как познавательная деятельность отвечает фундаментальным интересам человека: а под фундаментальными интересами в первую очередь подразумевается реализация сущностных сил человека, чему служит именно наука, теоретическая деятельность.

Очевидно, что как сциентизм, так и антисциентизм представляют собой крайние точки зрения. Они обе отрицают возможность выработки философией такого мировоззрения, которое выражало бы единство человеческой культуры. В одном случае необходимым и достаточным условием развития культуры считается только развитие науки, в частности, развитие естественной науки, а во втором случае наука рассматривается как необязательный для культуры компонент, более того, как нечто чуждое, враждебное культуре.

Своеобразным выражением противоположности сциентизма и антисциентизма является точка зрения, которая принципиально отличает друг от друга науки об истории и науки естественные. Согласно представителям этой точки зрения (Дильтей, Рикерт, Виндельбанд), основу отмеченного различия составляет то, что науки о культуре и естественные науки имеют принципиально разные объекты исследования.

В современной Западной философии имеет место дальнейшее углубление противоположности сциентистской и антисциентистской точек зрения. Так, например, логический позитивизм считает лишенным научного смысла всякое знание, которое не соответствует эталонам естественных наук. А экзистенциализм развивает линию «философии жизни» и объявляет, что человек и социальные явления вообще не могут быть объектом научного исследования. Наука, техника и их воплощения мешают развитию культуры, вызывают отчуждение личности, способствуют его духовной деградации.

Все, что было сказано выше относительно предмета философии, специфики философского познания вообще, дает основание для определенных выводов о своеобразии философского познания и, соответственно, об отношении культуры и философии.

Следовательно, истинная общественная функция философии как мировоззрения заключается в критике существующего. Но отмеченная критика, как правильно замечает М. Хоркхаймер, не означает поверхностно-критиканского подхода к отдельным идеям и обстоятельствам; эта критика не означает также и того, что философ изолированно берет то или иное обстоятельство, «обвиняет», «осуждает» его и дает указания-рекомендации для его упразднения и устранения.

Главная цель такой критики заключается в том, чтобы люди выяснили взаимоотношения между своими индивидуальными, повседневными целями, интересами и теми высшими идеями, которые признаны обществом на том или ином этапе развития. Каковы обязанности философии в этом отношении? Философия как мировоззрение, как критика-анализ эпохи, должна обеспечить то, чтобы люди не «потерялись» в созданных ими общих идеях и иерархии ценностей, чтобы было устранено формирование таких догм и суеверий, в которых может «потеряться» сам человек, личность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *