Сеня малина и перепелиха
Кто он, Сеня Малина?
Да! Вот он, Семён Михайлович Кривоногов. Родился 2 сентября 1856 года. Крестьянин, уроженец одной из пяти деревень, составляющих Уйму, Малынчевской. Вокруг были овины, лабазы и избы, описанные художником и сказочником Степаном Писаховым. А позднее прототип сказок о Сене Малине стал сдавать один из этажей своего дома под одноклассное сельское училище. Законоучителем там был священник Вениамин Вениаминович Фёдров, отец семерых детей. Учительницей же трудилась Таисия Голованова.
Итак, первая запротоколированная встреча прототипа Сени Малины и северного сказочника и художника произошла в 1928 году в Уйме. Известно, что поспособствовал этому капитан Владимир Иванович Воронин. Она красочно описана Степаном Писаховым в предисловиях к своим книгам, где он благодарит уемского старожила за помощь в создании собирательного образа, между тем сохраняя инкогнито балагура. Однако уже знаменитый архангельский филолог Шамиль Галимов уверенно говорит о том, что именно устные рассказы Семёна Михайловича положили начало сказочному циклу. Существовали в реальности и описанный в сказках двухэтажный дом баечника, и его семилетняя служба на флоте. Даже знаменитый Налим Малиныч имел прототип, только Семён Кривоногов в отличие от Сени Малины держал свою домашнюю рыбу не в будке, а в колодце. Рядом росла рябина…
С Перепилихой всё не так однозначно. Читатели сказок уверены, что Перепилиха — сварливая жена или типичная тёща… Самый оригинальный ответ «двоюродная жена» принадлежит подросткам — посетителям Музея народных промыслов и ремёсел, находящегося, разумеется, в Уйме. Однако потомки баечника уже несколько лет утверждают, что прототипом образа главной уемской склочницы стала дочь Семёна Михайловича Анисья. И если в тридцатые Анисья — первая нарушительница спокойствия близлежащих деревень, то в сороковые бабушка Анисья — спасительница, кормилица и учитель: благодаря её темпераменту младшие Кривоноговы и их друзья в годы военных испытаний умели писать, читать, рыбачить и ставить силки. А Мамаем вообще был сосед Сени Малины.
Существовали в реальности двухэтажный дом баечника и семилетняя служба на флоте. Даже знаменитый Налим Малиныч имел прототип
Ежегодно в последние выходные августа родня уемской знаменитости приезжает в музей почтить память предка и принять участие в главном уемском празднике «Малиновая Уйма», именуемой в этом году фестивалем «Уймамалиния». По отношению к конечности своего существования Семён Кривоногов поступил также весьма остроумно: на мемориальной плите балагура нет конечной даты. Сеня Малина изящно обошёл законы земного бытия и стал вечно живым мифом — брендом территории.
Потомки Семёна Кривоногова.
На заднем плане — дом Баечника,
1955 г.
Славят Сеню Малину в Уйме ежегодно с 2006 года. Непременные конкурсы сказок и поделок во славу баечника собирают творцов со всей области. Межрегиональный фестиваль сказочных деревень «Страна Уймамалиния» 31 августа и 1 сентября в который раз увековечит образ весёлой деревни. Но так ли реальность далека от мифа? Трубы кирпичного завода, ставшие в сказках «ружьём первого калибра» стоят и поныне. Фотографии дома Сени Малины украшают экспозиции музея, там же смотрит с портрета весьма симпатичная дама — Перепилиха, есть документ о сдаче Сеней Малиной этажа своего дома под школу. К слову сказать, Семён Михалыч был весьма благоразумным хозяином и говорил, что «деньги не рожь — зимой не растут». Трудился лесником, мог выполнять плотницкие и малярные работы, был отцом семерых детей, достойно защищавших родину в Первую и Вторую мировые войны.
С этим знанием уже сложно понять, где заканчивается Писахов и начинается Кривоногов. Очевидно, что первые сказки «Месяц с небесного чердака» и «Собака Розка» насыщены биографией уемлянина; очевидно, что вся география пригородных деревень выдержана Писаховым достаточно точно. Будучи Великим мистификатором, сказочник и художник не только искусно спрятал за спутанной бородой свою биографию, но и подарил вечную литературную жизнь Сене Малине. Кудесник! В октябре празднуем его юбилей.
В связи с вышесказанным, наша задача — хранить это Чудо и регулярно являть его Миру!
Морожены песни о счастье
Описание:
Спектакль-праздник по мотивам сказок Степана Писахова (основная сцена)
Режиссёр — Андрей Тимошенко
Продолжительность — 1 час 10 минут (без антракта)
Зрители большие и маленькие вместе с Сеней Малиной да девчонками-хвалёнками будут песни счастливые морозить, северное сияние впрок сушить и даже живого буро-белого медведя смогут приручить. А как с делами управятся, на свадьбу петь-плясать отправятся. А вы не слыхали, что свадьба-то скоро? Соборная колокольня за мучной лабаз замуж идёт! Да это ещё что! На вольном Севере и не такое случается! Можно на Луну верхом на самоваре улететь, а можно на звёздном дожде пиво сварить и всех угостить!
СМИ о спектакле:
Агентство городских коммуникаций «Горком 36»: «Морожены песни о счастье» спела Архдрама в Воронеже
Премьера состоялась 18 мая 2013 года
Действующие лица и исполнители:
Лирическая драма (камерная сцена\средний формат)
Л. Зорин
Режиссёр — Александр Дубинин
Продолжительность — 1 час 50 минут (без антракта)
Она — студентка консерватории, будущая известная польская певица, он — простой советский парень. Они влюблены, но не могут быть вместе из-за установленного запрета на браки между гражданами разных стран. Это послевоенная история любви, которая, по словам автора, обречена — «потому что государство сумеет растоптать вас своим паровым катком…» Но спектакль все же не о государственной машине, а о человеческих отношениях. Потому что в первую очередь от нас самих, от нашего выбора, желания и силы воли зависит, какая судьба будет у нашей любви…
Премьера состоялась 24 мая 2015 года
Художественный руководитель проекта, сценограф, художник по костюмам — Андрей Тимошенко
Музыкальное оформление — Леонид Лещёв
Световое оформление — Алексей Расходчиков
Спектакль ведет Наталья Афонина
«Это тексты, собранные из постов интересного автора в социальной сети Владимира Баюкина. Мне хочется сделать серию преставлений в формате TED — яркие, живые выступления спикеров, в нашем случае актеров. Будет использована творчество композитора, который никому пока неизвестен, но делает очень интересную музыку. Надеюсь, она станет музыкальным оформлением читки», — поделился замыслом режиссер Андрей Гогун.
«Это тексты, собранные из постов интересного автора в социальной сети Владимира Баюкина. Мне хочется сделать серию преставлений в формате TED — яркие, живые выступления спикеров, в нашем случае актеров. Будет использована творчество композитора, который никому пока неизвестен, но делает очень интересную музыку. Надеюсь, она станет музыкальным оформлением читки», — поделился замыслом режиссер Андрей Гогун.
Сценарий фольклорного праздника «Детские посиделки»
Любовь Рейзер
Сценарий фольклорного праздника «Детские посиделки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14» с. Замежная
Сценарий фольклорного праздника
«Детские посидки».
Рейзер Любовь Николаевна
МБДОУ «Детский сад №14»
Сценарий фольклорного праздника «Детские посидки».
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание детей к патриотическим чувствам и духовности.
— Знакомить с русским народным творчеством (игры, обряды, потешки, песни, хороводы).
— Дать представление о народных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, балалайка).
— Познакомить детей с диалектом Усть-Цилемского края.
— Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и традициям Усть-Цилемского края.
— Развитие творческих способностей.
— Формировать навыки самостоятельной творческой деятельности.
— Формирование эстетического развития детей.
Оборудование: музыкальный проигрыватель, музыкальные инструменты (трещотки, ложки, балалайки, народные костюмы для участников, костюмы сказочных героев, минусовки песен).
Предварительная работа: разучивание танцев, песен, игр.
«Любовь к родному краю, к родной культуре, родному селу или городу, к родной речи, начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
Хочется сказать о том, что сценарии детских праздников должны быть понятны, доступны для детей дошкольного возраста.Детям очень нравится театрализация: действия с разговорной речью, прибаутками, частушками, музыкальными инструментами. Также поможет украсить наши посиделки необычное рассаживание детей, не стоит их сажать всё время вдоль стен; можно рассадить их группами, «семейками» на лавочку. Во время посиделок девочки вяжут, вышивают, перематывают пряжу. Всю музыку, которая понадобится мне на празднике я записываю на отдельный рабочий диск, который прикладываю к сценарию после проведения праздника и сохраняю.
Воспитатели не должны быть безучастными, они также являются соведущими или исполняют какую-либо роль в сценарии.
«Детские посидки»
С двух сторон встают девочки.
1девочка: На завалинке в светелке
Иль на брёвнышках, каких
Собираем посиделки
2 девочка: При лучине мы сидели
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
3девочка: Добрым чаем угощались
Явно с мёдом, без конфет
Как и ныне мы общались
Без общенья жизни нет.
4девочка: А играли как! В горелки!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
5девочка: Если вы в «Своей тарелке»
И пришли к нам не на час.
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас.
Время игр и новостей
Все: Начинаем посиделки
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей.
Девочки сидят, вяжут, переговариваются.
— Осподи, как я сёдни пристала!
— А цё ты тако робила?
— Дак снегу – то навалило. Огребалась кругом, да мостки все опахала голиком.
— Молода ещё приставать – то!
— А у меня мамка из городу приехала!
— Ну –у! Цей- но она видела?
— Народу- то, народу! Все куда-ле бежат, торопятсе.
— Да исподоцки! Хоцю с узором, дак получице ле нет не знаю.
— Ну девки давайте споём песню.
Исполняется куплет песни «Сидела Катюшенька» (Приложение №1)
Девочка: Разойдись, честной народ
Добры молодцы идут
Входят мальчики, обходят зал и встают перед девочками.
Сценка.
Мальчик топает три раза.
Мальчик: Ерш Ершович, Иван Петрович.
Девочка: Зачем пришёл?
Мальчик: Попеть, поплясать, красных девок повидать.
Девочка: Сколько дашь?
Девочки: Эх, парень нехорош!
Мальчики ещё раз обходят круг и опять останавливаются перед девочками. Мальчик снова топает три раза.
Мальчик: Ёрш Ершович, Иван Петрович!
Девочка: Зачем пришёл?
Мальчик: Попеть поплясать, красных девок повидать!
Девочка: Сколько дашь?
Мальчик: Рубль! Да ещё и восемь.
Девочки: Милости просим!
Мальчики проходят в горницу и садятся рядом с девочками.
Девочка: Тит, а Тит! Пойдём молотить?
Мальчик: Спина болит.
Девочка: Тит пойдём мёд пить?
Мальчик: Дай поскорей шапку схватить.
Девочка: Федул, что губы надул?
Мальчик: Да кафтан прожёг.
Девочка: Зачинить можно!
Мальчик: Да иглы нет.
Девочка: А велика дыра?
Мальчик: Да один ворот остался.
Все дети хохочут и раздаётся крик за дверью.
Девочка: Ой, матушка идёт! Ребята, вы не пугайтесь. Это у нашей матушки голос такой сильный, это страсть. Она в лесу медведя испугалась, так кричала, что все деревья и кусты перепилены пали. Теперь её Перепелиха зовут.
Перепелиха подходит и ругается.
Перепелиха: Ой, что за дети у меня. Мать из лесу корзину добра принесла, а встретить некому!
Мальчик: Давай, маменька, корзину.
Девочка: Маменька, расскажи нам, что в лесу видела.
Перепелиха: Нынче я ходила в лес,
Сколько было там чудес:
Повстречала я ежей
Возле двух замшелых пней,
А игру «Дед домовой»
Мне показали белки!
Народная игра «Дед домовой» (Приложение №2)
Перепелиха: А вот и едет мужинёк мой, Сеня Малина.
Сеня: Здравствуй, жона!
Перепелиха: Здравствуй, Сеня.
Дети: Тятенька, здравствуй!
Сеня: Здравствуйте, гости! А я-то, ребята с ярмарки возвращаюсь.
Поглядите на товары
Есть и ложки, погремушки
Вы игрушки разбирайте,
Песню русскую сыграйте!
Песня «На улице ромада» (Приложение№3).
Достаёт Перепелихе скалку.
Станешь печь пироги
Скажешь скалке: помоги
Держи Ванюшка ложку
Да беленький платочек!
Подаёт Танечке бусы и платочек.
Спляши для нас дружочек.
Ведущая: Девочки, платочки взяли, Как рябинки они стали!
Хоровод (девочки с платочками ведут хоровод).
Перепелиха: Ой! Кто это?
Сеня: А это медведь,которого ты визгом оглушила: Миша иди к нам!
Сеня: Михаил Иванович, закрыл ли ты двери на ночь?
Медведь отрицательно мотает головой.
Сеня: Почему не закрываешь,
Аль кого-то ожидаешь?
Сеня: Может, ждёшь молодца
Чтоб намял тебе бока?
Медведь ложится на пол, на спину и дёргает в воздухе всеми лапами.
Чтобы начали визжать?
Медведь садится на пол, Зажимая лапами уши, раскачивается.
Сеня: Может, ждёшь старуху, чтоб набила тебе брюхо?
Миша сидя поглаживает себе живот.
Девочки исполняют частушки (Приложение№4).
Мишенька: Мишенька! Спляши!
Мишенька пляшет с бубном. В конце танца обходит зал. Ему кладут в бубен конфеты.
Сеня: А за угощенье ты всем гостям скажи спасибо!
Мишка кланяется, принюхивается и идёт к печке, порыкивая.
Мальчик: Ну и Мишка! Пироги унюхал!
Перепелиха: Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
В Дом богатство неси!
Дети исполняют танец «Балалайка».
Всех порадовать могли бы
Вы, друзья, на этот раз,
Если дружное спасибо
Нам сказали все сейчас!
Ведущая: Всему честному люду
Счастье каждому человеку.
Милости просим за стол.
Посиделки заканчиваются чаепитием.
Приложение №1: Куплет песни «Сидела Катюшенька»:
Сидела Катюшенька да поздно вечером одна
Шила вышивала да тонки белы рукава.
Приложение №2: Игра «Дед Домовой»
Дети поют: Дед, дед Домовой, ты облей нас водой! Что мы делали вчера отгадать тебе пора!
Водящий садится в круг. Дети мимикой, жестами изображают какие- либо действия, а «домовой» угадывает.
Приложение №3: Песня «На улице ромада»
1: На улице ромада 2 раза
Припев: (Дети играют на ложках)
Рома, Рома да, да ну да, ну да, Рома, да, да
Рома, Рома, да да, говорят, что Ромада
2: Жена мужа продала
За три деньги отдала.
3: Взять бы было сто рублей
Купить было б конюшка.
1. Наши пижимски частушки
Ни за что не устоять.
Будем петь, идём плясать.
Припев: Ручками мы хлоп-хлоп
Хороши частушки наши
Веселись честной народ.
2. Ну-ка громче музыканты
Дайте ложкам позвучать
Будем петь и веселится
Не умеем мы скучать.
Припев: А ну давай три притопа
С пятки на носочек
Раз, два, три, притоп
С пятки на носочек.
3. Мы вам пели и плясали
Веселим от всей души
А теперь мы вас попросим
Чтобы нам похлопали
Припев: Ручками мы хлоп-хлоп
Хороши частушки наши
Веселись частной народ.
Портфолио 1. Фамилия, имя, отчество Лугинина Светлана Владимировна 2. Год, число и месяц рождения 1976.02.07. 3. Занимаемая должность и дата назначения.