Слово малина и его лексическое значение для 3 класса
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Апр | ||||||
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
Лексическое значение слова, с. 12 – 13
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова
Ответы к стр. 11
1. Прочитай. Определи названия школьных принадлежностей по их значению. Запиши слова. Добавь ещё одно слово в эту группу.
1) Планка, по которой вычерчивают прямые линии и измеряют длину отрезков.
2) Футляр для хранения ручек, карандашей, перьев.
3) Деревянная палочка со стержнем из графита для письма, рисования, черчения.
Линейка, пенал, карандаш, ручка.
2. Прочитай. Отметь √ верное утверждение.
Толковый словарь объясняет:
√ лексическое значение слов
Весело сияет месяц над селом. (И. Никитин)
Языком не спеши, а делом не ленись. (Пословица).
√ Возвращался третий класс с книжками с урока. (А. Барто)
На небе вспыхнула яркая молния.
Он застегнул молнию на куртке.
6. Прочитай. Соедини линией каждый ряд слов с названием той тематической группы, к которой относятся эти слова.
ноты, скрипка, опера ⇒ музыка
сцена спектакль, актёр ⇒ театр
кашель, укол, операция ⇒ медицина
7. Прочитай. Исключи из предложения лишнее слово. Запиши предложение без лишнего слова.
Стрекоза, шмель, комар, муравей, муха, оса — насекомые.
В Москве есть замечательный Дом сказок. Там, нарядившись в сказочный костюм, ты можешь совершить путешествие. Устав от приключений, можешь забраться на полати и слушать сказки.
Полати — широкие нары для спанья, устраиваемые в избах под потолком между печью и противоположной ей стеной.
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Апр | ||||||
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
Слово и его значение, с. 18 – 19
Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Слова, слова, слова…
Слово и его значение
Ответы к стр. 18 – 19
1. Прочитай. Определи слова по лексическому значению.
1) Яг о ды — небольшие сочные плоды кустарников и трав. 2) В о рона — птица с чёрным или серым оперением. 3) Вет е р — движение воздуха в горизонтальном направлении. 4) Б е рёза — лиственное дерево с белой корой. 5) С е нтябрь — первый месяц осени. 6) К о рова — крупное домашнее животное, которое даёт молоко.
• Запиши пропущенные слова. Подчеркни в этих словах буквы, написание которых надо запомнить.
2. Прочитай. Впиши пропущенное слово, выбрав его из слов для справок.
Слова для справок: библиотекарь, почтальон.
• Какие слова помогли тебе определить профессию человека? Подчеркни эти слова.
3. Прочитай. Найди и подчеркни лишнее слово.
Лопата, молоко, пальто, топор, кисель, ножницы, платье, компот, брюки, молоток, какао, костюм.
лопата топор ножницы молоток | молоко кисель компот какао | пальто платье брюки костюм |
Мята — это трава; сирень — это куст;
клюква — это ягода; картофель — это овощ;
яблоко — это фрукт; сосна — это дерево;
осень — это время года;
день — это время суток;
март — это месяц года.
Слова для справок: день, клюква, сирень, осень, яблоко, мята, сосна, картофель, март.
• Подчеркни главные члены предложения.
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему «Лексическое значение слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Лексическое значение слова»
Целевые установки:
— понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
— познакомить с лексическим значением слова;
— формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова;
— расширить понятие учащихся о лексическом значении слова;
— работать со схемой «Что я знаю о значениях слов в русском языке»;
— уметь пользоваться толковым словарём;
— уметь находить лексическое значение слова в толковом словаре.
Оборудование:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра начального образования
Конспект урока по русскому языку в 3 «Г» классе
Оськина Елена Сергеевна
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Лексическое значение слова»
— понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
— познакомить с лексическим значением слова;
— формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова;
— расширить понятие учащихся о лексическом значении слова;
— работать со схемой «Что я знаю о значениях слов в русском языке»;
— уметь пользоваться толковым словарём;
— уметь находить лексическое значение слова в толковом словаре.
— Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.
— Открываем тетради, записываем дату. Сегодня 24 сентября. Классная работа.
II. Орфографическая минутка
— Начнём урок с творческого словарного диктанта.
— Записываем словарный диктант. Но он будет необычный. Вы должны понять, что это за слова по рисункам и лексическому значению слова, что оно обозначает.
1. Посмотрите рисунок хлебного злака. Из овсяной муки можно приготовить овсяную кашу. Какое слово вы запишите? Овёс;
2. Сторона горизонта, где восходит солнце. Восток;
3. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Заря;
5. (картинка) Это хлебный злак. Пшеница.
— Поставьте ударение в словах, выделите непроверяемую орфограмму.
1. О в ё с. В слове овёс ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.
2. В о ст о к. В слове восток ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.
4. О р е х. В слове орех ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.
5. Пш е н и ца. В слове пшеница ударение падает на второй слог, запоминаем букву е в первом слоге.
— Ребята, что вы записали? ( Мы записали слова )
— Какая орфограмма есть во всех словах? ( Непроверяемая орфограмма )
— Где можно проверить написание данных слов? ( В орфографическом словаре )
— Каждое слово имеет свое собственное значение. Чтобы узнать это значение, мы определим, что означает слово.
III. Работа со шмуцтитулом
— Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Открываем учебник на странице 39. Прочитайте название раздела. ( Слово в языке и речи )
— Прочитаем, чему мы будем учиться, изучая данный раздел. (читают с.39)
IV. Определение темы и задач урока
( на интерактивной доске выведена тема урока )
— Прочитайте тему урока. ( Лексическое значение слова )
— Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? ( узнаем, как определить лексическое значение слова; вспомним, что такое лексическое значение слова; узнаем, с каким словарем работать, чтобы определить лексическое значение слова )
V. Воспроизведение знаний о лексическом значении слова
— Все слова русского языка собраны в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Их около 57000 слов
VI. Работа с упражнением
— Откройте учебник на стр. 40, упр. 64. Прочитайте. (Читают текст)
— Как вы поняли этот текст? ( В этом тексте говорится о том, сколько прекрасных слов в русском языке ).
— Согласны ли вы с мнением автора? (Ответы детей)
— А ведь действительно, сколько прекрасных слов в русском языке. Прочитайте слова, которые в тексте называются громкими, богатые, гордые, светлые и радостные. ( Мир, дружба, родина, Россия )
— А как вы думаете, что такое мир? ( 1. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара; 2. Спокойствие, отсутствие вражды, войны )
— Что мы понимаем под словом Россия? ( Россия – название государства, страны, населенные русскими )
— Найдите слова, которые характеризуются в тексте, как слова полные прелести, нежности, легкости. ( Берёза, солнце, счастье, весна, радость )
— Хорошо, прочитайте слова, которое лучится светом, лаской. ( Мама )
— Запишите любые 3-4 слова, которые вам особенно понравились.
— Что же такое лексическое значение слова?( То, что обозначает слово, является его лексическим значением )
VII. Работа со схемой
— Стр. 40, упр. 65. Рассмотрим схему на странице 41. Посмотрите внимательно на схему.
— Что значит однозначные слова? ( Однозначные слова – слова, которые имеют одно лексическое значение )
— Приведите примеры однозначных слов из таблицы. ( Грач, гитара, перстень, парта, глобус )
— Какие слова называют многозначными? ( Многозначные слова- это слова, имеющие два и более значений )
— Прочитайте слова, которые относятся к группе многозначных слов. ( Колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла )
— Скажите, какое значение имеет слово колокольчик? ( Слово колокольчик имеет два значения – цветок; звонок)
— Скажите, какое значение имеет слово игла? ( Слово игла – инструмент для шитья; и игла на ветке ели или сосны )
— И мы видим группу слов, которая называется антонимы. Что такое антонимы? ( Антонимы – слова, противоположные по значению ).
— Найдите в таблице слово с его значением. ( Лексическое значение дано к слову перстень ).
— А к какой группе относится слово перстень? ( Слово перстень относится к однозначным словам )
— Запишите слово «перстень» и его лексическое значение.
VIII. Упражнение в распознавании лексического значения слова
— Упр. 66. Прочитаем текст.
— О чем этот текст? (О росе)
— Какое явление природы названо красивым словом роса? ( Капельки воды, которые появляются утром и вечером с наступлением прохлады )
— Наблюдали ли вы, какой бывает роса на траве? ( Утром роса переливается разноцветными огоньками )
— Посмотрите внимательно на слово роса. Произнесем его, как мы его слышим. ( Раса )
— А теперь, как надо правильно его произносить. ( Роса )
— Хорошо. Ребята, запишите предложение из этого упражнения, в котором говорится о солнышке и о капельках росы. ( Солнышко осветило капельки росы )
— Выделите грамматическую основу. И в слове «роса» выделите орфограмму.
IX. Работа со словарем
— Посмотрите, на выставке у нас есть толковые словари Ожегова Сергея Ивановича, Даля Владимира Ивановича. У вас в учебнике тоже есть толковый словарь на стр. 152. С ним мы и будем работать. Откроем его.
— Как расположены слова в словаре? ( По алфавиту )
— Найдите в нем слово герб. Прочитайте его лексическое значение. Какое это слово однозначное или многозначное? ( Однозначное )
— Следующее слово журавль. ( Многозначное )
— Дальше слово заря. ( Многозначное )
— И последнее слово альбом. ( Однозначное)
— Ребята, альбом – это словарное слово.
— Скажите, какая орфограмма встретилась в слове альбом? ( непроверяемая орфограмма в корне слова )
— Запишите слово альбом тетрадь. Это слово нужно запомнить.
— Выделите непроверяемую орфограмму и поставьте ударение.
— Чему мы учились на уроке?
— Для чего нам необходимо знать лексическое значение слова?
— Поднимите руку, кому было легко на уроке.
Конспект урока по русскому языку 3 класс «Лексическое значение слова»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра начального образования
Конспект урока по русскому языку в 3 «Г» классе
Оськина Елена Сергеевна
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Лексическое значение слова»
— понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
— познакомить с лексическим значением слова;
— формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова;
— расширить понятие учащихся о лексическом значении слова;
— работать со схемой «Что я знаю о значениях слов в русском языке»;
— уметь пользоваться толковым словарём;
— уметь находить лексическое значение слова в толковом словаре.
I .Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.
— Открываем тетради, записываем дату. Сегодня 24 сентября. Классная работа.
II . Орфографическая минутка
— Начнём урок с творческого словарного диктанта.
— Записываем словарный диктант. Но он будет необычный. Вы должны понять, что это за слова по рисункам и лексическому значению слова, что оно обозначает.
1. Посмотрите рисунок хлебного злака. Из овсяной муки можно приготовить овсяную кашу. Какое слово вы запишите? Овёс;
2. Сторона горизонта, где восходит солнце. Восток;
3. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. Заря;
5. (картинка) Это хлебный злак. Пшеница.
— Поставьте ударение в словах, выделите непроверяемую орфограмму.
1. О в ё с. В слове овёс ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.
2. В о ст о к. В слове восток ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.
3. З а р я . В слове заря ударение падает на второй слог, запоминаем букву а в первом слоге.
4. О р е х. В слове орех ударение падает на второй слог, запоминаем букву о в первом слоге.
5. Пш е н и ца. В слове пшеница ударение падает на второй слог, запоминаем букву е в первом слоге.
— Ребята, что вы записали? ( Мы записали слова )
— Какая орфограмма есть во всех словах? ( Непроверяемая орфограмма )
— Где можно проверить написание данных слов? ( В орфографическом словаре )
— Каждое слово имеет свое собственное значение. Чтобы узнать это значение, мы определим, что означает слово.
III . Работа со шмуцтитулом
— Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Открываем учебник на странице 39. Прочитайте название раздела. ( Слово в языке и речи )
— Прочитаем, чему мы будем учиться, изучая данный раздел. (читают с.39)
IV . Определение темы и задач урока
( на интерактивной доске выведена тема урока )
— Прочитайте тему урока. ( Лексическое значение слова )
— Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? ( узнаем, как определить лексическое значение слова; вспомним, что такое лексическое значение слова; узнаем, с каким словарем работать, чтобы определить лексическое значение слова )
V . Воспроизведение знаний о лексическом значении слова
— Все слова русского языка собраны в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Их около 57000 слов
VI . Работа с упражнением
— Откройте учебник на стр. 40, упр. 64. Прочитайте. (Читают текст)
— Как вы поняли этот текст? ( В этом тексте говорится о том, сколько прекрасных слов в русском языке ).
— Согласны ли вы с мнением автора? (Ответы детей)
— А ведь действительно, сколько прекрасных слов в русском языке. Прочитайте слова, которые в тексте называются громкими, богатые, гордые, светлые и радостные. ( Мир, дружба, родина, Россия )
— А как вы думаете, что такое мир? ( 1. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара; 2. Спокойствие, отсутствие вражды, войны )
— Что мы понимаем под словом Россия? ( Россия – название государства, страны, населенные русскими )
— Найдите слова, которые характеризуются в тексте, как слова полные прелести, нежности, легкости. ( Берёза, солнце, счастье, весна, радость )
— Хорошо, прочитайте слова, которое лучится светом, лаской. ( Мама )
— Запишите любые 3-4 слова, которые вам особенно понравились.
— Прочитаем, что такое лексическое значение слова в рубрике Вспомните! ( То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Например, лексическое значение слова весна — « время года, следующее за зимой » . Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю. )
— Что же такое лексическое значение слова?( То, что обозначает слово, является его лексическим значением )
VII . Работа со схемой
— Стр. 40, упр. 65. Рассмотрим схему на странице 41. Посмотрите внимательно на схему.
— Что значит однозначные слова? ( Однозначные слова – слова, которые имеют одно лексическое значение )
— Приведите примеры однозначных слов из таблицы. ( Грач, гитара, перстень, парта, глобус )
— Какие слова называют многозначными? ( Многозначные слова- это слова, имеющие два и более значений )
— Прочитайте слова, которые относятся к группе многозначных слов. ( Колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла )
— Скажите, какое значение имеет слово колокольчик? ( Слово колокольчик имеет два значения – цветок; звонок)
— Скажите, какое значение имеет слово игла? ( Слово игла – инструмент для шитья; и игла на ветке ели или сосны )
— И мы видим группу слов, которая называется антонимы. Что такое антонимы? ( Антонимы – слова, противоположные по значению ).
— Найдите в таблице слово с его значением. ( Лексическое значение дано к слову перстень ).
— А к какой группе относится слово перстень? ( Слово перстень относится к однозначным словам )
— Запишите слово «перстень» и его лексическое значение.
VIII . Упражнение в распознавании лексического значения слова
— Упр. 66. Прочитаем текст.
— О чем этот текст? (О росе)
— Какое явление природы названо красивым словом роса? ( Капельки воды, которые появляются утром и вечером с наступлением прохлады )
— Наблюдали ли вы, какой бывает роса на траве? ( Утром роса переливается разноцветными огоньками )
— Посмотрите внимательно на слово роса. Произнесем его, как мы его слышим. ( Раса )
— А теперь, как надо правильно его произносить. ( Роса )
— Хорошо. Ребята, запишите предложение из этого упражнения, в котором говорится о солнышке и о капельках росы. ( Солнышко осветило капельки росы )
— Выделите грамматическую основу. И в слове «роса» выделите орфограмму.
IX . Работа со словарем
— Посмотрите, на выставке у нас есть толковые словари Ожегова Сергея Ивановича, Даля Владимира Ивановича. У вас в учебнике тоже есть толковый словарь на стр. 152. С ним мы и будем работать. Откроем его.
— Как расположены слова в словаре? ( По алфавиту )
— Найдите в нем слово герб. Прочитайте его лексическое значение. Какое это слово однозначное или многозначное? ( Однозначное )
— Следующее слово журавль. ( Многозначное )
— Дальше слово заря. ( Многозначное )
— И последнее слово альбом. ( Однозначное)
— Ребята, альбом – это словарное слово.
— Скажите, какая орфограмма встретилась в слове альбом? ( непроверяемая орфограмма в корне слова )
— Запишите слово альбом тетрадь. Это слово нужно запомнить.
— Выделите непроверяемую орфограмму и поставьте ударение.
— Чему мы учились на уроке?
— Для чего нам необходимо знать лексическое значение слова?
— Поднимите руку, кому было легко на уроке.
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Слово и его лексическое значение»
Подробный конспект урока, предполагающий различные виды работ на уроке: парная, групповая, коллективная.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Слово и его лексическое значение»»
Менькова Оксана Викторовна 3 класс Урок №11
Русский язык 1 четверть
Тема урока: «Слово и его лексическое значение».
Цели преподавания: 1. Создание условий для формирования понятия «лексическое значение слова». Ознакомление с новым разделом курса – лексикой.
2. Развитие умения наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать; развитие познавательной активности учащихся; развитие самооценки и коммуникативных навыков.
3. Воспитание интереса к родному языку; умения вести учебный диалог.
2. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.
3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ресурсы: Учебник «Русский язык, 3 класс», карточки, задания и планы работы для групповой работы, музыкальное сопровождение.
1. Организационный момент (музыкальное сопровождение).
Начинается наш урок,
Урок родного языка.
Наша память крепка.
Внимание наше растёт.
Мы готовы работать.
2. Минутка чистописания.
3. Постановка темы и целей урока.
— Сегодня на уроке мы снова обратимся к тайнам русского языка.
— У меня на парте письмо. Хотите прочитать это письмо?
— Кто желает его прочитать? (Дети вскрывают письмо и читают задание.)
— «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Успехов вам!»
1. Рассмотрите таблицу.
2. Закрасьте в каждом ряду этой таблицы «лишнюю» букву.
3. Составьте из этих букв слово.
4. Запишите получившееся слово в клетках.
5. Прочитайте это слово.
6. Что означает это слово?
— Какое слово у вас получилось? (Это слово «лексика»).
(На доске у учителя карточка со словом «лексика»).
— Что означает это слово? (ответы детей).
— Какой вопрос возникает? (Что такое лексика?)
(Вопрос учащихся фиксируется на доске).
4. Работа над новым материалом.
1. Введение нового понятия.
— Прочитайте информацию в учебнике. (Дети читают раздел учебника и отвечают на вопрос.)
— Что вы узнали из прочитанного?
— В этом разделе мы будем изучать слово и его значение. Мы узнаем историю появления слов в нашем языке. Мы узнаем, какие слова называются однозначными и многозначными. Мы познакомимся со словами синонимами и антонимами.
2. Изучение нового материала.
— Почему ошибся Федя? (Федя не знал значение этих слов.)
А где можно уточнить значение слов? (Значение слов можно уточнить в толковом словаре Ожегова.)
(Учитель демонстрирует «Толковый словарь» детям).
— Ребята! Итак! Что мы говорим о предмете, составляя полный рассказ о нём? (Какой он формы? Из чего он сделан? Для чего нужен этот предмет?)
— Полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова.
Физкультминутка. (Музыкальное сопровождение).
3. Самостоятельная работа в группах.
— Предлагаю закрепить полученные знания. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак), который:
— прочитает задание для группы;
— определит, кто из участников группы представит отчёт ;
— поднимет сигнал о выполнении работы в группе.
— Внимание, группы! Вам нужно:
1. Взять файл с заданием на парте.
2. Прочитать задание.
3. Выполнить задание и подготовить отчёт (устно).
4. Вывесить выполненное задание на доску.
5. Капитану поднять сигнал об окончании работы.
1.Соедините значение и слово.
2. Для этого из группы слов выберите карточку со словом по его лексическому значению, указанному в таблице.
3. Возьмите клей-карандаш.
4. Приклей карточку со словом рядом с его значением.