Сочинение астафьев бабушка с малиной
Урок внеклассного чтения «Не опоздать с добротой» по рассказу В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»
План-конспект урока
Тема урока: Не опоздать с добротой. (Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»)
Сегодня просто необходимо жить в мире и согласии – вот что внушает нам, живущим в XXI, несомненно, гуманный человек В.П.Астафьев.
Рассказы Виктора Петровича Астафьева учитывают возрастные и психологические особенности школьников младшего и среднего звена, находят живой отклик в детских сердцах.
Цели урока:
1) продолжить знакомить обучающихся с творчеством писателя, особенностями прозы В. П. Астафьева;
2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить замысел автора;
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;
2) развивать коммуникативные навыки и сценические умения обучающихся, их творческие способности.
помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественного произведения
подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, честность, долг, совесть .
И я даю себе слово: отныне помогать любому и
каждому сколько хватит сил. Не быть ленивым,
равнодушным, разделять судьбу каждого,
постигая и превозмогая страдание могучей
Вы не знали или забыли, что в каждом человеке, звере,
в каждой птице живет маленький теплый солнечный
зайчик. И если ко всякому живому существу
отнестись с добром (только не притворяться,
только по-настоящему!), то в нем этот солнечный
зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром,
потому что почувствует в себе солнышко и жизнь.
— Какие произведения В.П. Астафьева вам знакомы?
— Кто является героями рассказов Астафьева?
— Интересно было вам читать рассказы писателя?
Учитель обобщает ответы обучающихся
-О чем рассказ В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»?
Учитель: Произошло самое обыкновенное происшествие. Мастерство писателя состоит в том, чтобы в каждодневном, ничем не выделяющемся случае видеть необычное.
— Как описывает писатель состояние пассажиров? (Шумит, волнуется народ, гремит и трещит посуда – поезд стоит всего минуту)
— Кто из пассажиров особо привлекает внимание читателей? (бабка)
— Каким словом Астафьев называет героиню рассказа? (старушонка)
— Помогает ли это слово представить героиню? (Да, перед нами сухонькая, маленькая, юркая бабка, именно бабка, а не бабушка)
— Какие слова использует писатель, чтобы описать то, что случилось на перроне? (Авария. Да что там авария – трагедия!)
2. Работа со словарем
Трагедия – 1. Драматическое произведение, изображающее личную или общественную
2. потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.
— В каком значении использует писатель в рассказе это слово?
3. – Найдите в тексте и зачитайте, какими словами передает писатель состояние бабки после случившегося. (Бабка оцепенела, схватилась за сердце; потрясенно смотрела; сухие, сморщенные губы дрожали; руки тряслись)
Учитель: Всего несколько слов – и читатели воочию представляют весь трагизм случившегося. Но автор идет дальше, отмечает, что «бабка – старая крестьянка и ягодница». И вот уже мы вполне можем осознать и горе бабки, и ее конфуз (ведь от предложенной помощи героиня отказалась!)
4. – Давайте вернемся в вагон.
— Как повели себя пассажиры – ребята, ехавшие в этом вагоне?
(поспешно освободили место, притихли, хотя и не чувствовали вины – ведь предлагали же помощь)
— Какая деталь помогает читателям представить состояние бабки? (пустой фонарь с открытой дверцей)
5. – Какое средство выразительности использует автор? (антитезу: горе у бабки – а час назад была совершенно счастлива)
— Как это происходит?
— Зачитайте. ( В вагоне все разом оживилось, школьники засуетились, заговорили)
– Что теперь испытывает бабка? (Обняла посудину руками, пошмыгивая носом, повторяла,: «— Да милыя, да родимыя. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да касатики вы мои. »)
7. – Какую роль играет песня в рассказе?
— Когда хочется петь?
(Она органично вписывается в повествование, следует за ним, тонко реагирует на настроение пассажиров. Недаром рыбаки, узнав про горе бабки, смолкли.)
1. Учитель: Случаю столь незначительному, обыденному, автор придает большое значение, берет за основу сюжета. Почему?
Ответы детей: доброта, отзывчивость, чуткость уходят из жизни современного человека; ему некогда остановиться, присмотреться к окружающим людям – а вдруг им нужна моя помощь; если бы окружающие не помогли бы бабке, то не только она ехала бы с «пустотой» в душе, испорченным настроением, ведь и у ребят была тяжесть на сердце; нельзя, чтобы кому-то одному было плохо.
— Знакомо ли вам чувство, которое испытывает человек, оказавший помощь и поддержку другому?
(Радость, счастье, легкость, хочется петь. И у Астафьева в рассказе читаем: «Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подтянули ее»
Учитель: Что испытывает героиня рассказа?
(А бабка сидела, прижав к груди туес с ягодами, слушала дурашливую песню и с улыбкой покачивала головой:
— И придумают же! Придумают же, лешие! И что за востроязыкий народ пошёл. )
3. Работа с эпиграфами.
— Внимательно прочитайте слова С. Цвейга и Ирины Токмаковой.
— Как вы объясните значение слова сострадание, равнодушие?
— Можно ли их соотнести с содержанием рассказа?
— Чьи слова вам больше нравятся? Обоснуйте ответ.
— Запишите понравившееся высказывание в тетрадь.
— Почему так важно не опоздать с добротой?
Обобщение ответов детей
Творческая работа: сочинение-размышление «Почему так важно не опоздать с добротой?»
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Астафьева «Бабушка с малиной»
Главные герои рассказа Виктора Астафьева «Бабушка с малиной» — пассажиры поезда. На маленькой станции, где состав стоит всего одну минуту, в поезд садилось много людей, которые возвращались домой после сбора ягод. У дверей вагонов возникла толчея, все старались за одну минуту сесть в вагоны.
У одного из вагонов толпилось много детей. В эту толпу вклинилась юркая старушка с туеском, полным малины. Туесок был подвязан платком и висел у старушки на шее. Когда старушка, растолкав детей, стала карабкаться по ступенькам, туесок опрокинулся, и вся малина высыпалась на землю. Но собирать ее не было времени, поезд уже тронулся.
В расстроенных чувствах старушка прошла в вагон и уселась на свободном сиденье. Пассажиры, видя ее настроение, не вступали со старушкой в разговоры. А она ехала и вспоминала о том, как ловко собирала малину, как отвлекала разговорами тех самых детей, с которыми садилась в поезд, а сама во время разговора продолжала обирать кусты с малиной под носом у ребят. Еще она вспомнила, что дети предлагали ей помощь при посадке в вагон, но она отказалась.
На одной из станций вошли трое рыбаков, которые подсели к старушке. У рыбаков было хорошее настроение, и они стали петь песни. Они и старушке предлагали петь вместе с ними, но она лишь неодобрительно на них посмотрела. Потом кто-то из ребят потихоньку рассказал рыбакам про беду, которая приключилась со старушкой.
Тогда один из рыбаков встал и пошел по вагону. Он внимательно смотрел, у кого сколько малины собрано. Убедившись, что у всех малина набрана с горкой, он потихоньку подговорил ребят помочь старушке. Ребята стали подходить к туеску старушки и сыпать в него по горсти малины. Старушка пробовала отказываться, говорила, что ей чужого не надо, но рыбак ее урезонил, и сказал, что дети, которые делятся с ней малиной, все равно что ее внуки.
Вскоре туесок старушки наполнился доверху, и рыбак поставил его на колени хозяйке. Глаза старушки наполнились слезами, она только растерянно спрашивала, куда ей столько малины? А рыбаки вновь затянули свою песню, которую вслед за ними подхватили и ребята, поделившиеся малиной со старушкой. А старушка сидела и с улыбкой качала головой, восхищаясь песней.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Астафьева «Бабушка с малиной» заключается в том, что людям свойственно человеколюбие и сострадание. Тем, кто испытывает затруднение, надо помогать. Старушка при посадке в вагон опрокинула туесок с малиной, собранной в лесу. Но пассажиры вагона поделились с ней своей малиной, и старушка была этим счастлива.
Рассказ Астафьева «Бабушка с малиной» учит не пренебрегать чужой помощью и не быть самонадеянным. При посадке в вагон дети предлагали помощь старушке, но она считала, что сама справится и опрокинула туесок, оставшись без малины.
В рассказе мне понравился рыбак, который быстро сообразил в чем дело. Он догадался, как помочь старушке, оставшейся без малины. Рыбак предложил детям, ехавшим в том же вагоне, поделиться со старушкой своей малиной. Не зря говорят: «Нет в жизни ничего лучше, чем помощь человека и взаимная радость».
Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Бабушка с малиной»?
Спустя лето по малину не ходят.
С миру по нитке — голому рубаха.
Ближнему помогаешь — радость узнаёшь.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Астафьев «Бабушка с малиной» чему учит рассказ, главная мысль, отзыв какие?
Бабушка с малиной главная мысль
Виктор Астафьев бабушка с малиной отзыв
Виктор Астафьев бабушка с малиной вывод
Виктор Астафьев бабушка с малиной анализ
К счастью, нашлись отзывчивые люди, которые призвали окружающих помочь старушке и набрали опять ягоды.
Писатель призывает людей быть более милосердными, не проходить мимо чужого горя, а стараться помочь человеку, который оказался в беде. Особенно если речь идет о пожилом человеке. Ведь так мало надо сделать для того, чтобы человек просто улыбнулся.
Мне понравился этот рассказ, потому что в нем интересный сюжет, он учит нас добру.
Я прочитала рассказ Астафьева «Бабушка с малиной» очень быстро и мне он понравился. У Астафьева хоть и тяжелые рассказы, но всегда жизненные. Автор этого произведения учит нас быть милосердными к чужому горю и по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи, в особенности пожилым людям, которых даже рассыпанная собранная малина может сильно расстроить. Школьники в силу возраста не поняли как бабушке помочь, а вот рыбаки сразу план придумали и в итоге бабушка снова оказалась с малиной, за что всех очень благодарила. Вторая мысль рассказав том, что надо быть не только отзывчивым, но и добрым как школьники, которые не пожалели отдать часть своего урожая несчастной старушке.
Советую всем «Бабушку с малиной» к прочтению.
В рассказе Виктора Драгунского «Живой уголок» речь о том, ка учительница в школе объявила ребятишкам о создани живого уголка. Они должны были что-то маленькое туда принести. Дениске не удалось купить белую мышь. Впрочем, рыбку тоже: моллинезии оказались уж очень дорогими. Так он и остался ни с чем. Таково краткое содержание рассказа.
Главные герои:
Главная мысль.
Прежде чем бежать в магазин, нужно подумать. Прежде чем обустраивать живой уголок, нужно точно решить, кто там будет жить и как за ним ухаживать. Не обязательно было как все идти за белыми мышами. Учительнице наверное следовало поговорить с детьми, четче определить, кто какую зверушку принесет.
Рассказ Льва Толстого «Птичка» тронул меня до глубины души и мне было очень жалко погибшего чижика.
Сережа плакал и наверное, осознал свою вину, поскольку больше никогда у него не возникало желание поймать птицу. Думаю, что лицезрение умирающего чижика оставило след в его душе. Хочется верить, что он никогда больше не обидит ни одно живое существо.
Рассказ Виктора Голявкина «Болтуны» короткий и читается на одном дыхании. В нем автор с юмором повествует о двух друзьях-одноклассник ах, которые выясняли отношения и дразнили друг друга на уроке. Действие происходило в присутствии всего класса и учителя, который был удивлен поведением учеников.
Виктор Голявкин показал нам, что пустые разговоры на уроке отвлекают учеников и учителя от занятий. Такое поведение на уроках неприемлемо, ведь в школу дети ходят получать знания.
Главные герои рассказа Толстого «Булька» — офицер и его пес по имени Булька. Булька принадлежит к породе бульдогообразных собак. Хозяин ласково называет его «мордашкой» за сильно выдающуюся нижнюю челюсть, из которой торчат белые клыки. Булька очень цепкий и упрямый, всегда добивается своего.
Однажды Бульку натравили на медведя, и пес вцепился медведю в ухо. Медведь так и не смог сбросить с себя Бульку, который держал медвежье ухо мертвой хваткой.
Когда офицер поехал служить на Кавказ, он решил не брать пса с собой. Офицер потихоньку собрался и уехал. Но на ближайшей пересадочной станции он увидел, как по дороге несется темный комок. Когда комок приблизился, офицер увидел, что это со всех ног бежит его Булька. Пес добежал до офицера и лизнул его в руку. Позже рассказчик узнал, что Булька разбил окно и бежал за повозкой по жаре двадцать верст без отдыха.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Толстого «Булька» заключается в том, что преданность собаки человеку не имеет границ. Пес Булька поняв, что его хозяин уезжает, сумел вырваться на свободу и бежал до тех пор, пока не догнал офицера.
Рассказ учит быть ответственным за живых существ, которых человек берет на воспитание.
В рассказе мне понравился пес Булька, который обладает такими положительными качествами, как упорство и верность человеку.
Отзыв о литературном произведении заключается в личной его оценке, это не рецензия, которая исследует представленный автором материал.
В отзыве не предусматриваются оценки стилистики произведения, структуры, это только личная оценка всего рассказа.
Рассказ «Кочерыжка» не оставляет нам быть равнодушным к самому сюжету. Автор смог полностью раскрыть идею в этом коротком произведении. В центре сюжета рассказа мальчик, который потерял мать и был подобран Василием.
Основное действо рассказа переноситься в деревню, к матери Василия, куда он его переправляет.
Ребенок растет, осознавая, чего стоят неимоверные усилия тех людей, которые его окружают – его кормить, одевать, воспитывать.
Есть сцены рассказа, читая которые, накатываются слезы,
Автор сумел раскрыть идею рассказа, ведь право жить и быть счастливым у нас никто не может отобрать. Главное верить!
Краткое содержание Бабушка с малиной Астафьев для читательского дневника
Рассказ «Бабушка с малиной» начинается с того, что полно народу собирает малина на Урале, здесь её полным-полно. Тут кричат, что поезд вот-вот уедет, и скорее нужно садиться по местам. Люди бегом запрыгивают в поезд. Тут перед нами показывают бабушку, которая неловко опрокидывает туес, привязанный на груди платком. Все ягоды падают на рельсы и бабка начинает собирать упавшие ягоды, но поезд начинает ехать и её затаскивают в него.
Несчастная бабушка садиться и молча сидит и грустит. Настроения у неё уже нет. Она смотрит на одинокий фонарь, который висит некому ненужный, и даже убрать его некому. Висит он пустой и пусто у бабки на душе. А только недавно, она была самым счастливым человеком. Она рассказывает, как она пережила все свою родню и теперь у неё никого нет. Школьники предлагали ей помочь, но бабка им туес не дала.
На следующей остановке в вагон заходят три рыбака, и садятся подле бабки, только там было место. Они ставят в угол свои удочки и начинают запивать песню, которую они составили из названий здешних станций. Молодой рыбак попросил бабку подпевать, на что бабка отвернулась и начала смотреть в окно. Один из школьников придвинулся к рыбаку и шепнул ему на ухо о горе бабушки.
Рыбаку стало жалко бабулю, он взял туес, поставил его подле ног и дал команду вагону, что бы те сыпали ягоды в туес. От горсти не обеднеют, а бабка рада будет! Весь вагон оживился и все начали накладывать ягоды. И вскоре туес наполнили доверху, рыбак поставил его бабке на колени. Сначала бабка говорила, что чужого ей не надо, на это рыбак ответил, что все тут как родные. Бабка обняла туес и поблагодарила всех. Поезд ехал дальше, а бабка сидела с прижатым к груди туесом и с улыбкой смотрела в окно.
В этом рассказе автор хотел показать нам, что осталось ещё в мире добро. И что на добро всегда платят добром!
Читать краткое содержание Бабушка с малиной. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Астафьев. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Бабушка с малиной
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Старый охотник Никитич ночует в избушке в тайге, вокруг ни души. В избу забредает молодой парень не из местных, во время разговора он признается, что бежит из заключения. Парень молод, красив, здоров, горяч и в предвкушении свободы
Начинается опера со сцены княжеского пира. Князь отдаёт дочь свою (Людмилу) за героя – Руслана. Сам герой хорош, да и Людмила любит его, отвергая всех других претендентов на свою руку: Фарлафа и Ратмира
Чехов Антон Павлович – один из самых великих русских писателей. Его произведения стали классикой мировой литературы, а пьесы, которые он написал, ставят в театрах многих стран. Большинство его книг экранизированы
Сочинение на тему бабушка с малиной
8 вариантов
Рассказ Виктора Астафьева “Бабушка малиной” начинается с описания бабушки, у нее старые руки, изнуренные тяжелым крестьянским трудом, ее худобу автор подчеркивает выражением “острое плечо”, она суетится среди вокзальной толпы и боится не успеть сесть на поезд. Попутчики в поезде видели перед собой женщину, которая многое пережила, но в ней еще живо воспоминание о молодости. Бабушка вспоминает, какой проворливой и быстрой она была, а сейчас слабость в руках напоминает о старости. Посмотрев на молодежь вокруг себя, бабушка понимает, ей уже никогда не сравнится с молодыми людьми, грусть по ушедшей молодости заставляет бабушку замолчать. Она боится сильных и ловких ребят, понимая, что нет у нее сил соперничать молодыми, теперь она совсем старая и беспомощная. Бабушка не верит своим глазам, когда увидела, что ее окружают добрые люди и все стараются ей помочь. Она привыкла быть одна и заступаться за себя самой, помощь от незнакомых людей она принимает с удивлением и тем больше бабушка с малиной им благодарна.
Понравились в рассказе “Бабушка малиной” попутчики в поезде, он не прошли мимо растерянной бабушки, не остались равнодушными к ее горю. а искренне помогли бабушке.
Очень трогательным оказался рассказ Астафьева, заставивший даже немного всплакнуть из-за сочувствия и жалости к старушке, которая оказалось в такой плачевной ситуации. Но, спасибо – рыбакам, которые надоумили ребятню отдать часть своих ягод бабушке, чтобы она не печалилась. Впрочем, давайте кратенько перескажем суть, чтобы стало понятней о чем идет речь в этой истории.
Дело происходит на одной из Уральской ж/д станции, где происходит посадка в поезд удачливых ягодников, собравших в свои емкости: ковши, кастрюли, бидоны, туеса вкусной и полезной малины. Среди юных ребят в толпе заметна одна старушка, которая также стремится попасть на поезд и отчаянно штурмует вместе с молодежью один из вагонов. Но, тут случается неприятность, туесок, что привязан к груди бабушки опрокидывается и вся собранная ею малина вываливается на рельсы. Но собрать упавшую ягоду ей не удается, т.к. поезд стремительно набирает скорость и уносит всю эту толпу от места происшествия. Бабушке ничего не остается делать, как сесть на скамеечку в вагоне. Грусть и тоска одолевают старушку. Она вспоминает свои былые годы, когда была проворна и легка, а нынешняя старость еще больше ее угнетает. Ребята, которые едут вместе с бабушкой в вагоне, сочувствуют ей, но чем помочь такому горю не знают. По крайней мере, соседи по вагону хранят молчание и стараются своим шумом не беспокоить бабушку. Тут на одной из станций в вагон заходят рыбаки и усевшись на свободные места рядом с бабушкой начинают громко петь. Ребята, понимая что это пение еще больше ранит женщину, рассказывают рыбакам о том какое горе приключилось во время посадки на поезд. И тут рыбакам приходит гениальное по своей простоте решение проблемы. Они предлагают всем ребятам поделиться своей ягодой (каждому по горсти) с этой старушкой, что те и делают. Бабушка ошеломлена таким поступком, но принимает помощь и говорит всем: “Спасибо, мои милые внучики”.
Рассказ «Бабушка с малиной» начинается с того, что полно народу собирает малина на Урале, здесь её полным-полно. Тут кричат, что поезд вот-вот уедет, и скорее нужно садиться по местам. Люди бегом запрыгивают в поезд. Тут перед нами показывают бабушку, которая неловко опрокидывает туес, привязанный на груди платком. Все ягоды падают на рельсы и бабка начинает собирать упавшие ягоды, но поезд начинает ехать и её затаскивают в него.
Несчастная бабушка садиться и молча сидит и грустит. Настроения у неё уже нет. Она смотрит на одинокий фонарь, который висит некому ненужный, и даже убрать его некому. Висит он пустой и пусто у бабки на душе. А только недавно, она была самым счастливым человеком. Она рассказывает, как она пережила все свою родню и теперь у неё никого нет. Школьники предлагали ей помочь, но бабка им туес не дала.
На следующей остановке в вагон заходят три рыбака, и садятся подле бабки, только там было место. Они ставят в угол свои удочки и начинают запивать песню, которую они составили из названий здешних станций. Молодой рыбак попросил бабку подпевать, на что бабка отвернулась и начала смотреть в окно. Один из школьников придвинулся к рыбаку и шепнул ему на ухо о горе бабушки.
Рыбаку стало жалко бабулю, он взял туес, поставил его подле ног и дал команду вагону, что бы те сыпали ягоды в туес. От горсти не обеднеют, а бабка рада будет! Весь вагон оживился и все начали накладывать ягоды. И вскоре туес наполнили доверху, рыбак поставил его бабке на колени. Сначала бабка говорила, что чужого ей не надо, на это рыбак ответил, что все тут как родные. Бабка обняла туес и поблагодарила всех. Поезд ехал дальше, а бабка сидела с прижатым к груди туесом и с улыбкой смотрела в окно.
Тема: В.П. Астафьев «Бабушка с малиной».
Цель урока: познакомиться с рассказом В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»; учиться выборочному чтению, способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.
Планируемые результаты:
личностные: осмыслить понятия взаимопомощь, взаимовыручка, доброта, уважение к старости, нравственно-эстетические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях.
метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, ориентироваться в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника.
предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрацию с текстом, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование навыка чтения: целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: словестные (беседа), наглядные (работа с иллюстрацией)
Формы обучения: фронтальная.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» В.А. Лазарева (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»), мультимедиа.
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Актуализация знаний (5-6 мин.)
Работа по теме урока (30 мин.)
Итог урока. Рефлексия (2 мин.)
Постановка домашнего задания (1 мин.)
Ход урока
Организационный момент
– Здравствуйте ребята! Садитесь. Все готовы к уроку? (Ответы детей.)
Актуализация знаний.
– С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?
-Теперь давай вспомним биографию писателя, вспомним значимые даты его жизни. Для этого поиграем в игру «Верно ли…».
Игра «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления) по биографическому материалу писателя с целью развития внимательности и закрепления пройденного материала.
Астафьев родился в Краснодарском крае в 1942 году
Ему было семь лет, когда утонула мать
Когда началась Великая Отечественная война, Астафьев был слишком мал и не принимал участия в боевых сражениях
В 1952 году становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий»
Из родных мест ушел в 1942 году
Первый рассказ опубликован в газете «Вестник»
В 1996 году получил Государственную премию России
Умер российский писатель в 2011 году
– Давайте с вами вспомним, о чем писал Виктор Петрович? (О войне, о мире, о детях, о природе)
– Вспомните, пожалуйста, с каким рассказом Астафьева вы уже познакомились во 2 классе? («Белогрудка»)
– О чем он?
Работа по теме урока
– А сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним рассказо Виктора Петровича Астафьева.
– Откроем с вами учебники на стр. 35. Прочитайте, пожалуйста, название рассказа, который мы сегодня с вами будем читать. (Дети читают название рассказа.)
– Каковы ваши предположения, о чем пойдет речь в данном рассказе?
Первичное восприятие текста.
Чтение текста учителем.
– Ребята, я вам прочитаю рассказ «Бабушка с малиной», а вы внимательно слушайте и следите. (Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя).
Вопросы к первичному восприятию.
– Понравился ли вам рассказ? Чем именно он вам понравился? (Ответы детей).
– О чем этот рассказ? (Ответы детей).
– Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие? (Ответы детей).
– Кто главный герой этого рассказа? (Сама бабушка).
– Какой вы себе ее представляете?
2. Чтение текста учениками. Беседа по содержанию.
(Словарная работа ведется по ходу всего урока)
Работа над первой частью рассказа.
– Что мы узнали из первой? Где происходит действие? (На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора)
– Как ведут себя пассажиры поезда? Кто эти пассажиры? Найдите в тексте (Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка)
– Как понимаете значение слова гвалта? ( Шум, крик, гам, тревога, суматоха)
– Как автор называет бабушку? (Старушонка)
– Сравните действия ребят и «старушонки». Что во время суеты делают молодые ребята и что делает бабушка? Найдите в тексте.
– Как понимаете значение слов тамбор и туес?
– И действительно, ловким и шустрым ребятишкам противопоставлена пожилая женщина, которой все уже дается с трудом, но она по-прежнему, как когда-то в молодости, старается всюду успеть, всех опередить.
– «… и в это время случается авария. Да что там авария – трагедия!» Что же произошло? Для кого произошла трагедия? Обратите внимание на состояние бабушки. (Оцепенела – схватилась за сердце – потрясенно смотрела – встрепенувшись, крикнула).
– И здесь впервые автор дает описание внешности «бабки». Зачитайте и подумайте, с какой целью, в первую очередь, обращает внимание автор. (Руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы…». Автор говорит не только о растерянности «бабки», но и о ее нелегкой жизни).
– Как повели себя пассажиры, когда бабушка вошла в вагон? ( Поспешно освободили место и притихли)
– Как повела себя сама бабушка? (Молча села, сорвала пустой туес с шеи и сердито запихнула его пяткой под скамейку)
-Как вы думаете, для чего автор ввел в рассказ описание старого, пустого, никому не нужного фонаря? Найдите описание фонаря в тексе. (Повтор слова «пусто» усиливает мотив «одиночества среди людей», еще глубже показывает «бабкино горе»)
Работа над второй частью рассказа
– А ведь еще какой- то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается «бабушкино счастье»? Как она собирала эти ягоды? («…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину)
– Что мы узнаем о бабушке из ее рассказа «в минуты счастья»? («Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула песню)
– «А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки». Почему же так расстроилась бабка? Малину ли ей только жалко? (Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете)
Работа над третьей частью рассказа
– Кто и как разгоняет «горе у бабки»? («Молодой рыбак в соломенной драной шляпе)
– Найдите значение слова подсачник в словаре.
– А что придумали рыбаки? Найдите доказательство в тексте.
– Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует? («Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!»)
– Как «урезонил» ее рыбак?
– Как понимаете значение слова «урезонил»?
– И вот туес доверху наполнен. Но почему же бабка опять плачет? (От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей)
– Меняется ли образ бабушки с начала рассказа до его конца? Как?
– Как вы думаете, почему рассказ называется именно так, не лучше было бы назвать его «Бабушка без малины»? Чему учит этот рассказ? (Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом)
Работа с иллюстрацией
– Ребята, откроем с вами учебник на стр. 40. Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент рассказа она отражает?
– Найдите строки, подходящие к иллюстрации в книге.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков. Постараться помочь человеку, попавшему в беду добрым словом или добрым делом.
– С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? О чем это произведение?
– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
– Как оцениваете свою работу на уроке?
Постановка домашнего задания.
Выразительно прочитать текст, ответить на вопросы 1-6 учебника на стр. 41.
На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская
— Тёплая гора. Поезд стоит здесь одну минуту. А ягодников тьма, и у
всех посуда: кастрюли, вёдра, корзины, бидоны. И вся посуда полна. Малины
на Урале — бери не переберёшь. Шумит, волнуется народ, гремит и трещит
посуда — поезд стоит всего минуту.
Но если бы поезд стоял полчаса, всё равно была бы давка и паника.
Так уж устроены наши пассажиры — всем хочется быстрее попасть в вагон
и там уж ворчать: «И чего стоит? Чего ждёт? Рабо-о-тнички!»
У одного вагона гвалта и суеты особенно много. В узкую дверь тамбура
пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка.
Она остреньким плечом «режет массы», достигает подножки, цепляясь за
неё. Кто-то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх. Бабка
подпрыгивает, как петушок, взгромождается на подножку, и в это время
случается авария. Да что там авария — трагедия! Самая настоящая трагедия.
Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из
него высыпается малина — вся, до единой ягодки.
Туес висит на груди, но уже вверх дном. Ягоды раскатились по щебёнке,
по рельсам, по подножке. Бабка оцепенела, схватилась за сердце. Машинист,
уже просрочивший стоянку минуты на три, просигналил, и поезд тронулся.
Последние ягодники прыгали на подножку, задевая бабку посудой. Она потрясённо
смотрела на уплывающее красное пятно малины, расплеснувшееся по белой
щебёнке, и, встрепенувшись, крикнула:
— Стойте! Родимые, подождите! Соберу.
Но поезд уже набрал скорость. Красное пятно мелькнуло зарницею и погасло
за последним вагоном. Проводница сочувственно сказала:
— Чего уж там собирать! Что с возу упало… Шла бы ты, бабушка, в
вагон, а не висела на подножке.
Так, с болтающимся на груди туесом, и появилась бабка в вагоне. Потрясение
всё ещё не сошло с её лица. Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали,
руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки
и ягодницы, тоже тряслись.
Ей поспешно освободили место — да и не место, а всю скамейку — притихшие
школьники, видимо всем классом выезжавшие по ягоды. Бабка молча села,
заметила пустой туес, сорвала посудину вместе со стареньким платком
через голову и сердито запихнула его пяткой под сиденье.
Сидит бабка одна на всей скамейке и неподвижно смотрит на пустой
фонарь, подпрыгивающий на стене. Дверца у фонаря то открывается, то
закрывается. Свечи в фонаре нет. И фонарь уже ни к чему. Поезд этот
давно уже освещается электриче- ством, а фонарь просто запамятовали
снять, вот он и остался сиротой, и дверца у него болтается.
Пусто в фонаре. Пусто в туесе. Пусто у бабки на душе. А ведь ещё
какой-то час назад она была совершенно счастлива. В кои-то веки поехала
по ягоды, через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой
собирала малину и хвастала ребятишкам, встретившимся ей в лесу:
«Я прежде проворная была! Ох, проворна! По два ведра малины в день
насобирывала, а черницы либо брусники, да с совком, и поболе черпывала.
Свету белого не видать мне, если вру», — уверяла бабка поражённых ребят.
И — раз-раз, незаметно так, под говорок, обирала малину с кустов. Дело
у неё спорилось, и удобная старинная посудина быстро наполнялась.
Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том,
что человек она ноне одинокий, пережила всю родову. Прослезилась, помянув
внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и
не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких
ресниц, затянула:
В саду ягода малина
Под у-у-у-укрытием росла-а-а…
И даже рукой плавно взмахнула. Должно быть, компанейская бабка когда-то
была. Погуляла, попела на своём веку…
А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки. Предлагали ей школьники
помощь — хотели взять туес и занести его в вагон — не дала. «Я уж сама,
робятки, уж как-нибудь, благословясь, сама, я ещё проворна, ух, проворна!»
Вот тебе и проворна! Вот тебе и сама! Была малина — и нет малины.
На разъезде Коммуна-кряж в вагон вваливаются три рыбака. Они пристраивают
в углу связки удочек с подсачниками, вешают на древние чугунные крючки
вещмешки и усаживаются подле бабки, поскольку только подле неё и есть
свободные места.
Устроившись, они тут же грянули песню на мотив «Соловей, соловей
— пташечка»:
Калино, Лями, Лёвшино!
Комариха и Тёплая гора.
Рыбаки эти сами составили песню из названий здешних станций, и песня
им, как видно, пришлась по душе. Они её повторяли раз за разом. Бабка
с досадой косилась на рыбаков. Молодой рыбак в соломенной драной шляпе
крикнул бабке:
— Подтягивай, бабусь!
Бабка с сердцем плюнула, отвернулась и стала смотреть в окно. Один
из школьников придвинулся к рыбаку и что-то шепнул ему на ухо.
— Ну-ну! — удивился рыбак и повернулся к бабке, всё так же отчуждённо
и без интереса смотревшей в окно: — Как же это тебя, бабусь, угораздило?!
Экая ты неловкая!
И тут бабка не выдержала, подскочила:
— Неловкая?! Ты больно ловкий! Я раньше знаешь какая была! Я ране…
— Она потрясла перед рыбаком сухоньким кулачишком и так же внезапно
сникла, как и взъерошилась.
Рыбак неловко прокашлялся. Его попутчики тоже прокашлялись и больше
уже не запевали. Тот, что был в шляпе, подумал, подумал и, что-то обмыслив,
хлопнул себя по лбу, будто комара пришиб, вскочил, двинулся по вагону,
заглядывая к ребятам в посуду:
— А ну, показывай трофеи! Ого, молодцы! С копной малины набрала,
молодец. — похвалил он конопатую девочку в лыжных штанах. — И у тебя
с копной. И у тебя. Молодцы! Молодцы! Знаете что, ребятки, — хитро,
со значением прищурился рыбак, — подвиньтесь-ка ближе, и я вам очень
интересное скажу на ухо.
Школьники потянулись к рыбаку. Он что-то пошептал им, подмигивая
в сторону бабки, и лица у ребят просияли.
В вагоне всё разом оживилось. Школьники засуетились, заговорили.
Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног
и дал команду:
— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость
будет!
И потекла малина в туес, по горсти, по две. Девочка в лыжных штанах
сняла «копну» со своего ведра.
Бабка протестовала:
— Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!
— Молчи, бабусь! — урезонил её рыбак. — Какое же это чужое? Ребята
ж эти всё внуки твои. Хорошие ребята. Только догадка у них ещё слаба.
Сыпь, хлопцы, сыпь, не робей!
И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке
на колени.
Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала
слеза, всё повторяла:
— Да милыя, да родимыя. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да
касатики вы мои.
Туес был полон, даже с «копной». Рыбаки снова грянули песню. Школьники
тоже подхватили её:
Эх, Калино, Лямино, Лёвшино!
Комариха и Тёплая гора.
Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно, словно бы выкрикивал:
«Раздайся, народ! Бабку с малиной везу!» Колёса вагонов поддакивали:
«Бабку! Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!»
А бабка сидела, прижав к груди туес с ягодами, слушала дурашливую
песню и с улыбкой покачивала головой:
— И придумают же! Придумают же, лешие! И что за востроязыкий народ
пошёл.
На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора. Поезд стоит здесь одну минуту. А ягодников тьма, и у всех посуда: кастрюли, вёдра, корзины, бидоны. И вся посуда полна. Малины на Урале — бери не переберёшь. Шумит, волнуется народ, гремит и трещит посуда — поезд стоит всего минуту.
Но если бы поезд стоял полчаса, всё равно была бы давка и паника. Так уж устроены наши пассажиры — всем хочется быстрее попасть в вагон и там уж ворчать: «И чего стоит? Чего ждёт? Рабо-о-тнички!»
У одного вагона гвалта и суеты особенно много. В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка. Она остреньким плечом «режет массы», достигает подножки, цепляясь за неё. Кто-то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх. Бабка подпрыгивает, как петушок, взгромождается на подножку, и в это время случается авария. Да что там авария — трагедия! Самая настоящая трагедия. Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки.
Туес висит на груди, но уже вверх дном. Ягоды раскатились по щебёнке, по рельсам, по подножке. Бабка оцепенела, схватилась за сердце. Машинист, уже просрочивший стоянку минуты на три, просигналил, и поезд тронулся. Последние ягодники прыгали на подножку, задевая бабку посудой. Она потрясённо смотрела на уплывающее красное пятно малины, расплеснувшееся по белой щебёнке, и, встрепенувшись, крикнула:
— Стойте! Родимые, подождите! Соберу.
Но поезд уже набрал скорость. Красное пятно мелькнуло зарницею и погасло за последним вагоном. Проводница сочувственно сказала:
— Чего уж там собирать! Что с возу упало… Шла бы ты, бабушка, в вагон, а не висела на подножке.
Так, с болтающимся на груди туесом, и появилась бабка в вагоне. Потрясение всё ещё не сошло с её лица. Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись.
Ей поспешно освободили место — да и не место, а всю скамейку — притихшие школьники, видимо всем классом выезжавшие по ягоды. Бабка молча села, заметила пустой туес, сорвала посудину вместе со стареньким платком через голову и сердито запихнула его пяткой под сиденье.
Сидит бабка одна на всей скамейке и неподвижно смотрит на пустой фонарь, подпрыгивающий на стене. Дверца у фонаря то открывается, то закрывается. Свечи в фонаре нет. И фонарь уже ни к чему. Поезд этот давно уже освещается электричеством, а фонарь просто запамятовали снять, вот он и остался сиротой, и дверца у него болтается.
Пусто в фонаре. Пусто в туесе. Пусто у бабки на душе. А ведь ещё какой-то час назад она была совершенно счастлива. В кои-то веки поехала по ягоды, через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину и хвастала ребятишкам, встретившимся ей в лесу:
«Я прежде проворная была! Ох, проворна! По два ведра малины в день насобирывала, а черницы либо брусники, да с совком, и поболе черпывала. Свету белого не видать мне, если вру», — уверяла бабка поражённых ребят. И — раз-раз, незаметно так, под говорок, обирала малину с кустов. Дело у неё спорилось, и удобная старинная посудина быстро наполнялась.
Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родову. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула:
На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора. Поезд стоит здесь одну минуту. А ягодников тьма, и у всех посуда: кастрюли, вёдра, корзины, бидоны. И вся посуда полна. Малины на Урале — бери не переберёшь. Шумит, волнуется народ, гремит и трещит посуда — поезд стоит всего минуту.
Но если бы поезд стоял полчаса, всё равно была бы давка и паника. Так уж устроены наши пассажиры — всем хочется быстрее попасть в вагон и там уж ворчать: «И чего стоит? Чего ждёт? Рабо-о-тнички!»
У одного вагона гвалта и суеты особенно много. В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка. Она остреньким плечом «режет массы», достигает подножки, цепляясь за неё. Кто-то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх. Бабка подпрыгивает, как петушок, взгромождается на подножку, и в это время случается авария. Да что там авария — трагедия! Самая настоящая трагедия. Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки.
Туес висит на груди, но уже вверх дном. Ягоды раскатились по щебёнке, по рельсам, по подножке. Бабка оцепенела, схватилась за сердце. Машинист, уже просрочивший стоянку минуты на три, просигналил, и поезд тронулся. Последние ягодники прыгали на подножку, задевая бабку посудой. Она потрясённо смотрела на уплывающее красное пятно малины, расплеснувшееся по белой щебёнке, и, встрепенувшись, крикнула:
— Стойте! Родимые, подождите! Соберу.
Но поезд уже набрал скорость. Красное пятно мелькнуло зарницею и погасло за последним вагоном. Проводница сочувственно сказала:
— Чего уж там собирать! Что с возу упало… Шла бы ты, бабушка, в вагон, а не висела на подножке.
Так, с болтающимся на груди туесом, и появилась бабка в вагоне. Потрясение всё ещё не сошло с её лица. Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись.
Ей поспешно освободили место — да и не место, а всю скамейку — притихшие школьники, видимо всем классом выезжавшие по ягоды. Бабка молча села, заметила пустой туес, сорвала посудину вместе со стареньким платком через голову и сердито запихнула его пяткой под сиденье.
Сидит бабка одна на всей скамейке и неподвижно смотрит на пустой фонарь, подпрыгивающий на стене. Дверца у фонаря то открывается, то закрывается. Свечи в фонаре нет. И фонарь уже ни к чему. Поезд этот давно уже освещается электричеством, а фонарь просто запамятовали снять, вот он и остался сиротой, и дверца у него болтается.
Пусто в фонаре. Пусто в туесе. Пусто у бабки на душе. А ведь ещё какой-то час назад она была совершенно счастлива. В кои-то веки поехала по ягоды, через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину и хвастала ребятишкам, встретившимся ей в лесу:
«Я прежде проворная была! Ох, проворна! По два ведра малины в день насобирывала, а черницы либо брусники, да с совком, и поболе черпывала. Свету белого не видать мне, если вру», — уверяла бабка поражённых ребят. И — раз-раз, незаметно так, под говорок, обирала малину с кустов. Дело у неё спорилось, и удобная старинная посудина быстро наполнялась.
Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родову. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула:
В саду ягода малина
Под у-у-у-укрытием росла-а-а…
И даже рукой плавно взмахнула. Должно быть, компанейская бабка когда-то была. Погуляла, попела на своём веку…
А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки. Предлагали ей школьники помощь — хотели взять туес и занести его в вагон — не дала. «Я уж сама, робятки, уж как-нибудь, благословясь, сама, я ещё проворна, ух, проворна!»
Вот тебе и проворна! Вот тебе и сама! Была малина — и нет малины.
На разъезде Коммуна-кряж в вагон вваливаются три рыбака. Они пристраивают в углу связки удочек с подсачниками, вешают на древние чугунные крючки вещмешки и усаживаются подле бабки, поскольку только подле неё и есть свободные места.
Устроившись, они тут же грянули песню на мотив «Соловей, соловей — пташечка»:
Калино, Лями, Лёвшино!
Комариха и Тёплая гора.
Рыбаки эти сами составили песню из названий здешних станций, и песня им, как видно, пришлась по душе. Они её повторяли раз за разом. Бабка с досадой косилась на рыбаков. Молодой рыбак в соломенной драной шляпе крикнул бабке:
— Подтягивай, бабусь!
Бабка с сердцем плюнула, отвернулась и стала смотреть в окно. Один из школьников придвинулся к рыбаку и что-то шепнул ему на ухо.
— Ну-ну! — удивился рыбак и повернулся к бабке, всё так же отчуждённо и без интереса смотревшей в окно: — Как же это тебя, бабусь, угораздило?! Экая ты неловкая!
И тут бабка не выдержала, подскочила:
— Неловкая?! Ты больно ловкий! Я раньше знаешь какая была! Я ране… — Она потрясла перед рыбаком сухоньким кулачишком и так же внезапно сникла, как и взъерошилась.
Рыбак неловко прокашлялся. Его попутчики тоже прокашлялись и больше уже не запевали. Тот, что был в шляпе, подумал, подумал и, что-то обмыслив, хлопнул себя по лбу, будто комара пришиб, вскочил, двинулся по вагону, заглядывая к ребятам в посуду:
— А ну, показывай трофеи! Ого, молодцы! С копной малины набрала, молодец. — похвалил он конопатую девочку в лыжных штанах. — И у тебя с копной. И у тебя. Молодцы! Молодцы! Знаете что, ребятки, — хитро, со значением прищурился рыбак, — подвиньтесь-ка ближе, и я вам очень интересное скажу на ухо.
Школьники потянулись к рыбаку. Он что-то пошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли.
В вагоне всё разом оживилось. Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду:
— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет!
И потекла малина в туес, по горсти, по две. Девочка в лыжных штанах сняла «копну» со своего ведра.
Бабка протестовала:
— Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!
— Молчи, бабусь! — урезонил её рыбак. — Какое же это чужое? Ребята ж эти всё внуки твои. Хорошие ребята. Только догадка у них ещё слаба. Сыпь, хлопцы, сыпь, не робей!
И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.
Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза, всё повторяла:
— Да милыя, да родимыя. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да касатики вы мои.
Туес был полон, даже с «копной». Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подхватили её:
Эх, Калино, Лямино, Лёвшино!
Комариха и Тёплая гора.
Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно, словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! Бабку с малиной везу!» Колёса вагонов поддакивали: «Бабку! Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!»
А бабка сидела, прижав к груди туес с ягодами, слушала дурашливую песню и с улыбкой покачивала головой:
— И придумают же! Придумают же, лешие! И что за востроязыкий народ пошёл.