Составить план к рассказу астафьева бабушка с малиной
Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев «Бабушка с малиной»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по теме урока, итог урока (рефлексия), постановка дом.задания).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: В.П. Астафьев «Бабушка с малиной».
Цель урока: познакомиться с рассказом В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»; учиться выборочному чтению, способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.
метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, ориентироваться в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника.
предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрацию с текстом, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование навыка чтения: целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение.
Тип урока : изучение нового материала
Методы обучения: словестные (беседа), наглядные (работа с иллюстрацией)
Формы обучения: фронтальная.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» В.А. Лазарева (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»), мультимедиа.
— Здравствуйте ребята! Садитесь. Все готовы к уроку? ( Ответы детей. )
— С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?
-Теперь давай вспомним биографию писателя, вспомним значимые даты его жизни. Для этого поиграем в игру «Верно ли…».
Игра «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления) по биографическому материалу писателя с целью развития внимательности и закрепления пройденного материала.
— Давайте с вами вспомним, о чем писал Виктор Петрович? ( О войне, о мире, о детях, о природе)
— Вспомните, пожалуйста, с каким рассказом Астафьева вы уже познакомились во 2 классе? («Белогрудка»)
— А сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним рассказо Виктора Петровича Астафьева.
— Откроем с вами учебники на стр. 35. Прочитайте, пожалуйста, название рассказа, который мы сегодня с вами будем читать. ( Дети читают название рассказа. )
Чтение текста учителем.
— Ребята, я вам прочитаю рассказ «Бабушка с малиной», а вы внимательно слушайте и следите. ( Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя ).
Вопросы к первичному восприятию.
— Понравился ли вам рассказ? Чем именно он вам понравился? ( Ответы детей ).
— О чем этот рассказ? ( Ответы детей ).
— Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие? ( Ответы детей ).
— Кто главный герой этого рассказа? ( Сама бабушка ).
— Какой вы себе ее представляете?
2. Чтение текста учениками. Беседа по содержанию.
(Словарная работа ведется по ходу всего урока)
Работа над первой частью рассказа.
— Что мы узнали из первой? Где происходит действие? ( На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора )
— Как ведут себя пассажиры поезда? Кто эти пассажиры? Найдите в тексте ( Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка)
— Как понимаете значение слова гвалта? ( Ш ум, крик, гам, тревога, суматоха)
— Как автор называет бабушку? ( Старушонка )
— Сравните действия ребят и «старушонки». Что во время суеты делают молодые ребята и что делает бабушка? Найдите в тексте.
— И действительно, ловким и шустрым ребятишкам противопоставлена пожилая женщина, которой все уже дается с трудом, но она по-прежнему, как когда-то в молодости, старается всюду успеть, всех опередить.
— И здесь впервые автор дает описание внешности «бабки». Зачитайте и подумайте, с какой целью, в первую очередь, обращает внимание автор. ( Руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы…». Автор говорит не только о растерянности «бабки», но и о ее нелегкой жизни).
— Как повели себя пассажиры, когда бабушка вошла в вагон? ( Поспешно освободили место и п ритихли)
— Как повела себя сама бабушка? (Молча села, сорвала пустой туес с шеи и сердито запихнула его пяткой под скамейку)
-Как вы думаете, для чего автор ввел в рассказ описание старого, пустого, никому не нужного фонаря? Найдите описание фонаря в тексе. ( Повтор слова «пусто» усиливает мотив «одиночества среди людей», еще глубже показывает «бабкино горе»)
Работа над второй частью рассказа
— А ведь еще какой- то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается «бабушкино счастье»? Как она собирала эти ягоды? ( «…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину)
— Что мы узнаем о бабушке из ее рассказа «в минуты счастья»? ( «Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула песню)
— «А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки». Почему же так расстроилась бабка? Малину ли ей только жалко? ( Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете)
Работа над третьей частью рассказа
— Кто и как разгоняет «горе у бабки»? («Молодой рыбак в соломенной драной шляпе)
— Найдите значение слова подсачник в словаре.
— А что придумали рыбаки? Найдите доказательство в тексте.
— Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует? ( «Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!»)
— Как «урезонил» ее рыбак?
— Как понимаете значение слова «урезонил»?
— И вот туес доверху наполнен. Но почему же бабка опять плачет? ( От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей)
— Меняется ли образ бабушки с начала рассказа до его конца? Как?
— Как вы думаете, почему рассказ называется именно так, не лучше было бы назвать его «Бабушка без малины»? Чему учит этот рассказ? ( Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом)
Работа с иллюстрацией
— Ребята, откроем с вами учебник на стр. 40. Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент рассказа она отражает?
— Найдите строки, подходящие к иллюстрации в книге.
Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков. Постараться помочь человеку, попавшему в беду добрым словом или добрым делом.
— С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? О чем это произведение?
— Что нового узнали на уроке?
— Как оцениваете свою работу на уроке?
Выразительно прочитать текст, ответить на вопросы 1-6 учебника на стр. 41.