Связь куста смородины с волшебным миром
образы реки Смородины и Калинового моста
Образы реки Смородины и Калинового моста.
В русских былинах встречается река Смородина, обладающая магической силой. Она отделяет мир живых от мира мертвых, родину от чужбины, ведает будущее, судит людей и исполняет приговор, говорит человеческим голосом. Судя по былинам и сказкам, образ реки Смородины имел большое значение в верованиях древних русичей, поэтому в названии её должен быть сакральный смысл.
Полученный образ объясняет поговорки и традиции русского народа. Например. Где родился, там и пригодился. Уходя в дальний путь, путешественник брал с собой горсть родной земли.
Какие выводы можно сделать из приведённых граней образа реки Смородины. На первый взгляд они не несут ничего нового. Бог вездесущ. Находишься ты на родине или чужбине он всегда с тобой. Бог все объемлет и наполняет своей энергией всю вселенную, и родину и чужбину. Душа всегда и везде связана с предками. Они в сердце твоём, в твоей генетической памяти.
Особенностью образа реки Смородины является то, что в нём подчеркивается привязка к месту рождения человека, к его малой родине. Надо полагать, что связь Бога и Предков с человеком на малой родине более сильная, более насыщенная. Недаром говорят, дома и стены помогают.
Река Смородина имеет то же имя, что и черная смородина. Если в имени реки имеются сакральный смысл, то он передаётся имени кустарника. То есть кустарник, растущий у дома, помогает жильцам энергиями Бога и Предков, живших в этом месте, учитывает индивидуальные особенности родившихся и живущих на этой земле. Это может почувствовать любой дачник, сельский житель когда начнет общаться со старым кустом черной смородины на своём участке.
Река Смородина в былинах и сказках сопровождается Калиновым мостом. Раз река мифическая, то и мост мифический. Имя его тоже должно иметь сакральное значение. Используя образы буквиц получаем образ Калинового моста. Калина это скрытый союз людей и всех существующих в природе миров есть наш исток, частично воспринимаемый человеком. Из этого становится ясным, что только Калиновый мост способен соединить мир живых и мертвых, родину и чужбину, добро и зло, разделённые рекой Смородиной. Мост этот находится в сердце каждого человека. Теперь становится понятно почему семена калины имеют форму сердечка. Ягоды калины целебны и, полагаю, несут энергию объединяющую людей с существующими в природе мирами. Только надо учесть, что это справедливо только для ягод, созревших на вашем кусте калины, растущем на земле вашей малой родины, и с которым вы общаетесь.
Исследовательская работа по литературоведению «Река Смородина в русских народных сказках»
МБОУ Комиссаровская СОШ
по фольклору и этнографии
«Река Смородина в русской народной сказке»
МБОУ Комиссаровской СОШ
Гапеева Елена Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ Комиссаровской СОШ
2.Глава 1. Река Смородина в русской народной сказке. 5
2.1. Река Смородина и Калинов мост. 5
2.2. Существование реки Смородины в реальном мире. 7
3.Глава 2. Практические результаты исследования. 9
3.2. Анализ результатов опроса. 11
5. Список литературы. 13 6. Приложения. 14
Названия мест, где происходят события играют важную роль, так как в дальнейшем они определяют судьбу персонажа. Реку Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывали исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; мистическим проявлением. Наиболее распространены следующие смыслы: огненная, дымная, смрадная. Поэтому мне захотелось узнать о ней побольше.
Тема работы: «Река Смородина в русской народной сказке».
Актуальность исследования заключается в изучении названия реки Смородина в русской народной сказке.
Проводя исследование в прошлом году по теме «Женское имя в русской народной сказке» я обратила внимание на то, что во многих волшебных сказках часто можно видеть название реки Смородина, на берегах которой встречаются в битве положительный герой с чудищем: “Бой на Калиновом мосту”, “Иван Быкович”, “Иван крестьянский сын” и другие. Мне стало интересно, почему побоище происходит именно на этой реке. Я захотела провести исследование и узнать секрет реки Смородина в русских народных сказках.
Проблема заключается в том, некоторые дети мало читают. Не многие знают названия русских народных сказок, имена героев. Наша работа посвящена этому исследованию.
В учебниках по литературному чтению, к сожалению, присутствует недостаточное количество материала по фольклору (в особенности по русским народным сказкам), что мешает расширить свои знания в этой сфере. Следовательно, новизна нашей работы заключается в том, что мы попытались найти дополнительный материал по данной теме и в дальнейшем использовать его на уроках литературного чтения.
Цель моего исследования: у знать секрет реки Смородина в русских народных сказках.
— выяснить почему битвы героев происходят именно на берегах реки Смородина;
— узнать существует ли река с таким названием в реальной жизни;
— п опытаться выяснить, влияет ли бой героя с чудовищем на реке на его дальнейшую судьбу;
Объектом исследования стали русские народные сказки.
Предметом исследования является река Смородина в русских народных сказках.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, сравнение, анкетирование, опрос, систематизация и обобщение полученной информации.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования можно применять на уроках литературного чтения.
2.Глава 1. Река Смородина в русской народной сказке.
2.1. Река Смородина и Калинов мост.
Река Смородина является практически одним из главных символов в славяно-языческой мифологии. Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом бесконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение.
Река Смородина — это Огненная река. Само название «Смородина» имеет древнее толкование. Смородина — красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова «Смородина». Существует предположение, что произошло оно от древнерусского слова «смород», который обозначал сильный и резкий запах, иногда вонь, смрад, а иногда очень приятный сильный запах, к примеру «смородом» назывались даже благовония. Наиболее распространены следующие смыслы: огненная, дымная, смрадная, зловонная, наполненная нечистотами. [1].
В. Даль в своих записях называет ягоду смородину — ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. [2].
В разных былинах и сказаниях описание реки Смородины отличается между собой. Одни источники называют ее черной рекой со зловонными водами, отождествляя их с трупным разложением и гниением, которое происходит с телами после смерти. В других легендах и преданиях говорится об огненной реке, бурлящей чистым пламенем, что делает Смородину почти непреодолимым препятствием на пути русских богатырей.
Что и говорить, русло Смородины — место необычное, знаковое, и не зря же именно здесь сражались с чудовищами, угрожавшими Руси святой, былинные богатыри и сказочные герои. Стало быть, вещей была та река. Она упоминается и в ряде былин (“Первый бой Ильи Муромца”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник)”, но нигде не говорится об огненной природе. Судите сами: “река Смородина бурливая, болота, топи глубокие…”; “Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается”. И в сказках “Иван Быкович”, “Иван — крестьянский сын и чудо-юдо” нет огненной характеристики. [3].
Согласно сказаниям, над этой мифической рекой находится Калинов мост. И здесь ягода тоже не причем. Мост называют так, потому что он раскален до предела огненными водами Смородины. Пройти по нему невозможно для обычного человека. А сказочному богатырю это сделать возможно, но необходимо сразиться с чудищем, как правило трехголовым, шестиглавым, двенадцатиглавым змием. При этом Смородина часто говорит женским голосом, пропуская через себя лишь самых достойных путников и жестоко карая тех, кто каким-либо образом согрешил или позволил себе насмехаться над рекой, что само по себе недопустимо. [4].
В разных былинах и сказках проход между миром живых и царством мертвых – Калинов мост – сторожит некое мифическое создание: Змей Горыныч, чудо-юдо или Соловей-разбойник. Герою необходимо доказать, что он достоин пройти через Смородину, одолев своего противника.
Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых . Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым.
Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. « Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой ». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара. [5].
В сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой Смородиной: «Приезжают к реке Смородине, видят – всё вокруг огнём сожжено, вся Русская земля кровью полита. А у берега реки стоит избушка на курьих ножках».
На Калиновом мосте через реку Смородину часто сказочный персонажей подстерегают самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник — Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович», «Иван — коровий сын», «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют «Чудо-Юдо», иногда «Змей-Горыныч». [6].