Консервация дерева в музее

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Метки текста:

Защита и консервация древесины Консервация дерева в музее. vk. Консервация дерева в музее фото. Консервация дерева в музее-vk. картинка Консервация дерева в музее. картинка vk. Одним из важнейших элементов, подлежащих сохранению в памятниках деревянного зодчества, является собственно подлинная древесина конструкций этого памятника, обладающая значительной исторической информацией.Консервация дерева в музее. fb. Консервация дерева в музее фото. Консервация дерева в музее-fb. картинка Консервация дерева в музее. картинка fb. Одним из важнейших элементов, подлежащих сохранению в памятниках деревянного зодчества, является собственно подлинная древесина конструкций этого памятника, обладающая значительной исторической информацией.

Одним из важнейших элементов, подлежащих сохранению в памятниках деревянного зодчества, является собственно подлинная древесина конструкций этого памятника, обладающая значительной исторической информацией.

Защита древесины может осуществляться конструктивными методами и химическими. Наиболее безопасные для памятника – это конструктивные мероприятия. Различные способы и методы химической защиты и консервации при определенных положительных результатах их использования создают и отрицательный эффект, в связи с чем в мировой практике химические средства защиты древесины в памятниках в настоящее время почти не используются.

При обработке старой древесины в целях ее защиты и консервации к применяемым препаратам предъявляются следующие требования:

В настоящее время для профилактики биопоражений древесины используется препарат ББ (бура-борная), рецепт см. ниже, обмазка живицей, а также ряд гидрофобных составов, уменьшающих смачивание древесины и ее увлажнение. Рецепт приводится ниже. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В настоящее время существуют проработки по предупреждению развития биопоражений методом прогрева древесины, а также ряд других. Но эти методы носят характер экспериментальных и пока нежелательны для использования на памятниках.

Гидрофобизирующее покрытие поверхностей древесины

Предлагаются на основе старинных технологий и рецептов, органические, совместимые с древесиной материалы, не изменяющие фактуру и цвет обрабатываемой поверхности. Существуют несколько композитов, приготавливаемых для покрытия как наружных, так и внутренних конструкций и их сопряжений.

Перед гидрофобизацией поверхность конструкции обеспыливается, промывается, просушивается и пропитывается подогретым до 45°-50° С скипидаром. Составы, подогретые до такой же температуры, наносятся сразу же после пропитки.

Подвижность, адгезионная способность и плотность составов выверяется эмпирически в процессе производства работ.

Биоцидная обработка древесины

Предлагается борсодержащий композит ББ-11, разработанный в Сенежской лаборатории консервации древесины ЦНИИМОД Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР.

Препарат широко применялся в практике реставрационных работ на объектах Карелии. Экологически нейтрален. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Состав 3. (Расход на 1 м²)

Из смеси (1:1) указанных солей готовится 10% водный раствор. Перед нанесением раствор должен быть подогрет до 40°С.

Наносится в зависимости от степени биопоражений двумя способами:

а) семикратная, без просушки предыдущего слоя, обработка конструкций мягкими кистями; [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

б) упрощенная панель: насыщение обрабатываемой поверхности кистями подогретым раствором до отекания его с конструкции; на обработанный участок накладывается лист полиэтилена (крепление канцелярскими кнопками вплотную к детали). Панель способствует направленному впитыванию раствора в древесину.

// Школа плотника-реставратора
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2005.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Источник

Организация работы по консервации и реставрации музейных предметов

5.2. Реставрационные учреждения в пределах своей компетенции
выполняют следующие основные виды деятельности:

— проведение консервации, научной реставрации, реконструкции
(воссоздания) и исследования музейных предметов и музейных коллекций,
культурных ценностей для музеев, юридических и физических лиц;

— осуществление в установленном порядке при проведении
реставрационных работ, искусствоведческих, физико-химических, биологических, рентгенографических и технологических исследований музейных предметов и музейных коллекций, иных культурных ценностей;

— разработку и внедрение в практику научных методик консервации, реставрации и реконструкции музейных предметов и музейных коллекций, культурных ценностей по видам материалов;

— исследование и внедрение в практику новейших реставрационных материалов;

— экспертизу музейных предметов и музейных коллекций, иных
культурных ценностей;

— организацию и проведение стажировок реставраторов с целью повышения квалификации.

Не допускается поручение реставратору работ, не
предусмотренных его квалификационной категорией, установленной при
аттестации.

5.5. При установлении низкого уровня работ, выполненных реставратором, реставрационное учреждение обязано проинформировать Министерство культуры Российской Федерации и поставить вопрос о пересмотре его квалификационной категории (вплоть до дисквалификации).

5.6. Реставратор, не прошедший аттестацию, допускается к
самостоятельному выполнению работ по консервации и реставрации
музейных предметов и музейных коллекций только на основании
письменной рекомендации реставрационного учреждения, где данный
реставратор проходил обучение или стажирование и только под руководством реставратора первой или второй категории.

Перечень работ, поручаемых этому реставратору, не должен выходить за пределы выданной рекомендации.

5.7. Руководство и наблюдение за работой менее
квалифицированных и не аттестованных реставраторов (а также при
необходимости повышения их квалификации) возлагается на реставраторов
первой и второй категорий.

Работы, выполняемые реставраторами под руководством
реставраторов первой и второй категории, определяются решением
реставрационного совета с учетом профессиональной компетенции
исполнителей работ.

5.8. Обучение начинающих реставраторов проводится на
специальных учебных материалах или предметах, входящих в состав
научно-вспомогательного фонда, фонда сырьевых материалов и экспериментального фонда.

Выполнение работ по консервации и реставрации предметов,
входящих в состав основного фонда, допускается только после
приобретения реставратором профессионального опыта и присвоения ему
квалификационной категории.

Проведение реставрации уникальных музейных предметов
поручается только реставраторам первой категории.

5.9. Все проводимые реставрационные работы должны быть обусловлены их очевидной необходимостью.

Консервация и реставрация музейных предметов может производится только на основе методов, методик и реставрационных материалов, прошедших опытную проверку в течение длительного времени в специализированных реставрационных учреждениях или в реставрационных отделах ведущих музеев и рекомендованных ими для практического применения.

Введение в практику новых реставрационных методов, методик и материалов должно быть научно обосновано, подтверждено положительными результатами лабораторных исследований, одобрено и утверждено Учеными советами государственных специализированных реставрационных учреждений.

Запрещается употребление реставрационных материалов, исключения которых требует мировая и отечественная практика реставрации, а также специализированные государственные реставрационные учреждения Российской Федерации.

5.10. Реставрационные работы, связанные с освобождением музейного предмета от позднейших наслоений и дополнений, изменениями его внешнего вида, введением существенных конструктивных основ, деталей и т.д., допускаются только при условии проведения необходимого предварительного всестороннего исследования (рентгенографирование и фотографирование в невидимых лучах светового спектра и под микроскопом, химические анализы проб грунта, красителей, связующих материалов и т.д.) в зависимости от конкретной задачи реставрационной работы на основании решения реставрационного совета.

Раскрытие уникальных музейных предметов проводится только на основании решения Расширенного реставрационного совета, а также искусствоведческих, физико-химических и технологических исследований.

5.11. Учет и хранение музейных предметов, поступивших на реставрацию в реставрационные учреждения и реставрационные отделы музеев, осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил.

5.13. Реставраторы обязаны:

— осуществлять совместно с ответственными хранителями музейных
предметов и музейных коллекций оперативные и систематические
проверки состояния сохранности музейных предметов и музейных
коллекций в соответствии с календарным планом осмотра в целях
выявления предметов, нуждающихся в проведении консервационных,
реставрационных или профилактических работ.

Результаты осмотра оформляются актом, в котором фиксируются причины изменения состояния сохранности предметов, определяются меры по их устранению, устанавливаются сроки проведения консервационных и реставрационных работ;

— производить осмотр музейных предметов, предназначенных для
использования в музейных экспозициях и выставках, выставках за
пределами музея, в том числе зарубежных, и давать заключения о
возможности и способах транспортировки экспонатов;

— принимать непосредственное участие в упаковке экспонатов,
предназначенных к транспортировке. В случае разногласий о способах и
допустимости транспортировки экспонатов представить в письменном
виде аргументированные обоснования своих предложений;

— составлять совместно с ответственным хранителем проект задания
на реставрацию или консервацию музейных предметов и представлять его
на рассмотрение Реставрационного совета;

— ставить в известность главного хранителя о всех случаях
обнаружения порчи, повреждения или неправильного хранения музейных предметов и музейных коллекций;

— составлять заявки на материалы, инструменты и оборудование,
необходимые для проведения реставрационных работ;

— систематически работать над повышением квалификации в
соответствии с действующими квалификационными требованиями.

При отсутствии в музее штатного реставратора осмотры состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций, должны проводиться комиссией, в состав которой обязательно входят главный хранитель и ответственный хранитель коллекции;

5.14. Реставраторы несут ответственность за:

— несвоевременное принятие профилактических, реставрационных мер, в результате которых произошла порча или разрушение музейного предмета;

— применение при проведении консервационных и реставрационных
работ способов, методов и материалов, не утвержденных Реставрационным
советом;

— обеспечение наличия и сохранности музейных предметов, переданных им во временное хранение на период реставрации;

— нарушения в оформлении документации, обязательной при проведении консервационных и реставрационных работ;

— качество работ, выполняемых при упаковке и распаковке музейных
предметов;

— несоблюдение правил рабочей и химической безопасности, правил по охране музейных предметов и противопожарной безопасности в реставрационных помещениях.

5.15. Реставратор имеет право:

— ходатайствовать перед руководством реставрационного учреждения о присвоении ему очередной квалификационной категории при условии достижения стажа практической работы и уровня профессиональных навыков;

— требовать от руководства реставрационного учреждения создания условий, необходимых для выполнения работ (помещение, оборудование, материалы и т.д.);

— проходить стажирование в специализированных реставрационных учреждениях, реставрационных отделах ведущих музеев страны и за рубежом.

— быть членом реставрационного совета и экспертной фондово-закупочной комиссии, других комиссий, осуществляющих проверку состояния хранения, реставрации и консервации музейных предметов и музейных коллекций, или принимать участие в работе названных органов.

5.16. Для организации работ по консервации и реставрации музейных предметов и музейных коллекций, иных культурных ценностей и контроля за качеством и сроками их исполнения при реставрационном учреждении и музее образуется реставрационный совет, основными функциями которого являются:

— утверждение годовых и перспективных планов работ реставрационных отделов или отдельных штатных реставраторов;

— обсуждение и утверждение способов и методов консервации и реставрации музейных предметов;

— составление заключений о выполнении и качестве проведенных реставрационных работ, о состоянии сохранности и возможности транспортировки музейных предметов, подлежащих выдаче во временное пользование на внутримузейные экспозиции и выставки, выставки вне музея, в том числе международные, об аттестации реставраторов;

5.17. Реставрационный совет является коллегиальным совещательным органом, положение и состав которого утверждается в порядке, предусмотренном уставом учреждения.

Председателем реставрационного совета может быть главный хранитель или заместитель директора по научной работе.

В состав реставрационного совета входят заведующие реставрационными и хранительскими отделами, аттестованные штатные реставраторы первой и второй категории и ответственные хранители коллекций, а также реставраторы сторонних реставрационных учреждений и музеев.

В реставрационных учреждениях и музеях, имеющих реставрационные отделы, реставрационный совет может организовывать из состава членов совета и сотрудников музея комиссии или секции по отдельным специальным направлениям.

5.18. Вопросы, связанные с проведением сложных реставрационных работ, требующих применения новых или нетрадиционных технологических решений, удаления позднейших дополнений или записей, воссоздания внешнего вида музейного предмета, имеющего обширные утраты и его существенных конструктивных деталей, а также предложения, вызывающие сомнения с точки зрения их обоснованности или возражения со стороны отдельных членов реставрационного совета, выносятся на рассмотрение расширенного реставрационного советас привлечением авторитетных специалистов в области истории и культуры крупных музеев, научно-исследовательских институтов и специализированных реставрационных учреждений.

В случае отсутствия такого совета спорные вопросы могут быть переданы на рассмотрение расширенного реставрационного совета одного из ведущих музеев или специализированных реставрационных учреждений.

5.19. Решения реставрационного совета и его комиссий (секций) оформляются соответствующим протоколом, который подписывается всеми членами, присутствовавшими на заседании, утверждается руководителем реставрационного учреждения или музея и регистрируется в специальном журнале.

Решения реставрационного совета вступают в силу после утверждения протокола руководителем учреждения.

Указания и решения реставрационного совета и его комиссий или секций обязательны для реставраторов.

5.20. Работы по консервации и реставрации музейных предметов и музейных коллекций, иных культурных ценностей подлежат обязательному документированию, представляющему собой:

— оформление проекта реставрационного задания с указанием в нем выполняемых процессов в их последовательности, используемых материалов и рецептур и представление проекта на заседание реставрационного совета;

— регистрацию реставрационных процессов в течение всего периода выполнения работ в специальном журнале (дневнике);

— съемку реставрируемых музейных предметов до реставрации, в процессе реставрации и после ее окончания. Фотофиксация должна полностью отражать проделанную работу и все существенные изменения предмета, в том числе давать полное представление об удаленных слоях записи;

— данные о результатах проводившихся физико-химических, биологических, рентгенографических и технологических исследований реставрируемых предметов;

— другие документы (акты, протоколы и т.п.), которые могут служить дополнительным подтверждением процесса и методик реставрационных работ.

Реставрационные паспорта регистрируются в специальной книге регистрации, которая ведется реставраторами (приложение № 2).

Книга регистрации до заполнения должна быть оформлена в порядке, предусмотренном Правилами.

Источник

В. Э. Первак Проблемы хранения музейных предметов. Биологические повреждения экспонатов и методы их профилактики

Проблемы хранения музейных предметов. Биологические повреждения экспонатов и методы их профилактики

Наиболее распространенными видами биопоражений музейных предметов являются повреждения насекомыми и их личинками и поражения микроскопическими грибами. Главными причинами возникновения очагов биопоражений в музеях являются нарушенная гидроизоляция здания, неправильная организация хранения экспонатов и нестабильность климатических условий. Чаще всего эти причины взаимосвязаны и одна является следствием другой. Профилактика всегда лучше, чем лечение, и в повседневной музейной практике не следует пренебрегать предупредительными мерами, направленными на создание условий, препятствующих возникновению биологических поражений экспонатов.

Защита экспонатов от агрессивного влияния биологических агентов должна предусматривать меры не только по уничтожению вредителей, но по предотвращению контакта с ними музейных предметов. Важную роль в профилактике биоповреждений играет грамотное содержание здания музея. Это предполагает меры против нарушения гидроизоляции, в результате чего в помещениях возникают зоны повышенной влажности. Образование таких зон провоцирует развитие колоний микроскопических грибов и размножение влаголюбивых насекомых. Для предотвращения биопоражений требуется и правильная организация помещения для хранения коллекций. В хранилище должно быть выделено несколько функциональных зон: собственно хранилище; рабочее место хранителя; место для работы посетителей и изолятор. Окна, двери и вентиляционные отверстия в помещении хранилища должны быть защищены сетками, чтобы предотвратить проникновение внутрь насекомых. Оборудование для фондохранилища необходимо подбирать с учетом особенностей коллекции, но оно в любом случае должно быть изготовлено из материалов, которые не могут служить питательной средой для инсектов, а его конструкция должна обеспечивать возможность проведения регулярных профилактических осмотров предметов [3]. Для поддержания в помещении хранилища нормального санитарного режима недостаточно обычной влажной уборки – она должна проводиться с применением обеззараживающих средств. Для этой цели можно использовать препараты бытовой химии, предназначенные для уборки жилых помещений. Важно, чтобы и хранители и исследователи, работающие в фондах, не посещали хранилища в уличной обуви и одежде, т. к. с ними могут быть занесены споры микроскопических грибов и даже насекомые или их личинки. Целесообразно перед входом в каждое музейное хранилище разместить коврики для вытирания обуви, пропитанные раствором обеззараживающего средства. Совершенно необходимо, чтобы все новые поступления и предметы, возвращающиеся после экспонирования, до их размещения на постоянные места хранения помещались в изолятор, проходили тщательный осмотр и фумигацию или обработку в морозильной камере. Подавляющее большинство предметов, поступающих в музей, имеют бытовые загрязнения и нуждаются в очистке с последующей обработкой, даже если видимых очагов заражения при первичном осмотре не выявлено.

Все вышеперечисленные меры позволят существенно снизить риск заноса в хранилище насекомых и их личинок, а также снизить уровень загрязнения воздуха спорами микроскопических грибов.

Важным фактором профилактики биологических повреждений экспонатов является создание благоприятных климатических условий, позволяющих снизить опасность возникновения очагов грибной контаминации или заражения инсектами. Установлено, что скорость процесса заражения экспонатов микроскопическими грибами зависит от степени влагонасыщения материалов. Таким образом, предметы, изготовленные из материалов, особенно склонных к влагопоглощению (дерево, бумага, ткань), наиболее уязвимы в условиях повышенной влажности воздуха в помещении [2].

Различные материалы нуждаются в различных климатических условиях для их хранения, но на практике большинство музейных предметов представляют собой сочетание различных материалов, поэтому и температурно-влажностный режим надо подбирать, учитывая условия комплексного хранения. Для контроля показателей температуры и относительной влажности в хранилищах и экспозиционных залах целесообразно использовать термогигрометры-логгеры (электронные накопители данных), которые осуществляют непрерывную запись показателей температуры, относительной влажности с заданным интервалом. Данные затем считываются специальной компьютерной программой и могут быть представлены как в виде цифровых показателей, так и в виде графика или диаграммы. (В самых совершенных системах термогигрометры-логгеры могут иметь несколько выносных датчиков и передавать данные непосредственно на компьютер в режиме онлайн.) С помощью таких приборов можно получить наиболее объективную картину колебаний температуры и относительной влажности в помещениях музея, выявить колебания температуры и относительной влажности в течение суток, отметить изменения показаний температурно-влажностного режима в периоды, когда в залах музея много посетителей, зафиксировать разницу показателей температуры и относительной влажности в экспозиционном зале и в витрине. На основе анализа полученных данных можно разрабатывать мероприятия по оптимизации температурно-влажностного режима.

Немаловажную роль в предупреждении биоповреждений музейных предметов играют регулярные профилактические осмотры экспонатов, их обеспыливание и обработка репеллентами. Необходимо помнить, что предметы, долгое время находящиеся в покое, быстрее поражаются насекомыми, чем те, которые регулярно осматривают, проветривают и чистят. Поверхностные загрязнения являются источником питания для грибов, помимо этого пыль обладает большой гигроскопичностью, что способствует увлажнению материалов и создает условия для развития плесени [1]. Для своевременного обнаружения очагов заражения рекомендуется проводить осмотры не реже одного раза в месяц. Для хранителей коллекций и выставок профилактические осмотры должны быть постоянной плановой работой.

В настоящее время существует широкий диапазон средств уничтожения насекомых и плесени в тех случаях, когда заражение музейных предметов все-таки произошло. Вместе с тем, опыт применения существующих средств и методов борьбы с биопоражениями принес как положительные, так и отрицательные результаты. Самыми распространенными методами борьбы с поражениями экспонатов инсектами сегодня являются метод фумигации и метод вымораживания. Для фумигации применяется эффективно уничтожающий насекомых и их личинки газ – этот метод позволяет уничтожить насекомых во всех фазах развития. Но основным недостатком данного метода является высокая токсичность таких газов для людей. Кроме того, недостаточно изучено повреждающее воздействие фумигантов на музейные предметы, включающие самые разнообразные материалы и вещества [3]. Метод вымораживания намного экологичнее и выгодно отличается от фумигации отсутствием химикатов, сорбируемых материалом. Для обработки экспонатов низкими температурами их помещают в морозильную камеру. Как показывает опыт использования морозильных установок в музеях нашей страны и за рубежом, применяемая технология обработки различна. Например, в двух крупнейших музеях России – Эрмитаже и Кунсткамере – экспонаты загружают в морозильную камеру при температуре –3 o C. Далее в течение нескольких часов в камере достигается температура обработки, которая составляет 18–22 o C ниже нуля. Спустя 7 суток предметы вынимаются из морозильной установки (при этой же температуре). Другая методика вымораживания зараженных насекомыми музейных предметов используется в этнографическом музее в г. Штутгарт (Германия). Там рабочая температура в камере создается до загрузки в нее предметов, экспонаты помещаются в камеру, когда температура в ней 35 o C ниже нуля, время выдержки предметов в камере составляет 2–3 суток. Затем в течение нескольких часов температура в камере повышается до комнатной, после чего экспонаты вынимают из камеры. Сразу же после обработки проводится повторный цикл. Мне представляется, что методика, которая используется в этнографическом музее г. Штутгарт, более эффективна, т. к. зараженные предметы сразу попадают в условия низкой температуры и биологические агенты подвергаются температурному шоку, что исключает возможность их адаптации к низкой температуре. Кроме того, температура обработки ниже той, что используется в Эрмитаже и Кунсткамере, а хладостойкость насекомых зависит от их вида и фазы развития, в силу этого вымораживание при более низкой температуре эффективнее. Вымораживание не имеет пролонгирующего действия. Остается открытым вопрос о том, сколько раз можно подвергать обработке низкими температурами различные материалы без ущерба их физической сохранности. Известно, что резкие колебания температуры и относительной влажности пагубно влияют на состояние сохранности музейных предметов, а при обработке в морозильной камере материалы, из которых сделаны экспонаты, подвергаются температурному шоку.

Второй вид часто встречающихся биопоражений экспонатов – поражение микроскопическими грибами. С 2002 г. в Российском этнографическом музее совместно с сотрудниками Научно-исследовательского технологического института антибиотиков и ферментов медицинского назначения (НИТИАФ) проводятся исследования по подбору оптимальных средств обеззараживания экспонатов от грибковой микрофлоры. Ранее для обеззараживания зараженных предметов использовали препарат лизоформин: жидкий концентрат с действующими веществами дидецилдиметиламмоний хлорид (9,8 %) и производное гуанидина (2,9 %). Обработку проводили водно-спиртовым раствором лизоформина в 4 %-ной концентрации. Спустя 3–5 месяцев после 3-кратной обработки лизоформином пробы на наличие грибковой микрофлоры показали наличие грибов на всех обработанных предметах, хотя после обработки рост их замедлился. Таким образом, метод оказался не очень эффективным и вместе с тем достаточно трудоемким, что побудило специалистов музея к поискам других способов обработки.

Для продолжения работ использовались образцы, имитирующие музейные экспонаты. Они были простерилизованы, из них некоторые оставлены как контрольные, а остальные – заражены выделенной микрофлорой.

Из группы зараженных образцов еще часть отобрали в качестве контрольных, остальные обрабатывались раствором противогрибковых препаратов. Зараженные модельные образцы были обработаны несколькими антибиотическими препаратами: амфотерицином, леворином, гризеофульвином и нистатином. Наибольшая активность оказалась у нистатина, и дальнейшие опыты проводились именно с этим антибиотиком. После проведения ряда опытов была подобрана оптимальная концентрация нистатина в растворе (система растворителей: диметилсульфоксид, этиловый спирт, дистиллированная вода), при которой происходила гибель грибковой микрофлоры во всех вариантах опыта на всех типах материалов. После удаления грибов с поверхности модельных образцов были проведены дополнительные исследования на выявление бактериальной микрофлоры. Пробы показали наличие грамположительных микроорганизмов. Была проведена серия опытов с тетрациклином, окситетрациклином, ампициллином, олеан-домицином, рифампицином, как наиболее эффективный отобран окситетрациклин. Дальнейшая обработка зараженных микроскопическими грибами предметов проводилась комбинированным препаратом, состоящим из раствора нистатина и раствора окситетрациклина. В результате микрофлора была уничтожена на 98 % [5, 6]. После того как были получены положительные результаты в опытах с модельными образцами, дальнейшие работы проводились с музейными экспонатами, которые хранились в неудовлетворительных условиях в подвальных помещениях главного корпуса музея и подверглись заражению. После однократной обработки экспонаты коллекции переместили в новое хранилище, где температурно-влажностный режим соответствует нормам. Контроль за состоянием экспонатов после обработки осуществляется одновременно специалистами РЭМ, сотрудниками ОАО «Аптека-сервис» (ранее лаборатория НИТИАФ), микробиологами Санкт-Петербургского Государственного медицинского Университета им. академика И.П.Павлова. Результаты контрольных обследований подтверждают отсутствие роста плесневых грибов на обработанных экспонатах при хранении их в благоприятных климатических условиях. Кроме того, наблюдения за состоянием обработанных предметов в течение длительного времени (первая группа предметов была обработана в 2004 году) показывают, что обработка раствором нистатина не приводит к изменению внешнего вида предметов или изменению каких-либо свойств материалов, из которых предметы изготовлены. Вместе с тем важно отметить, что обработке не подвергались документы или экспонаты из бумаги, т. к. ранее было установлено, что нистатин вызывает пожелтение бумаги. Проведенные исследования позволяют утверждать, что описанная методика не уступает по эффективности ни одной из ранее известных, предполагает уничтожение микрофлоры с 98 %-й вероятностью при однократной обработке, а вещества, используемые в данной разработке, безопасны для здоровья людей.

Подводя итог, еще раз хочу отметить, что важнейшим способом защиты от биоповреждений музейных предметов является комплексная профилактика, а все существующие меры обработки экспонатов, зараженных биологическими агентами, не являются панацеей и должны применяться строго дифференцированно и только специалистами.

1. Безбородова Л. Ф., Полякова Ж. В. Защита материалов, используемых в реставрации произведений искусства, книг и архивных документов от биоповреждений. Насекомые и грызуны-разрушители материалов и технических устройств [Текст] / Л. Ф. Безбородова, Ж.В.Полякова. [Отв. редактор Наумов Н. П.]. – М., 1983.

2. Богомолова Е. В., Зароченцева И. А., Кобякова В. И., Панина Л. К., Первак В. Э., Погребникова И. Л. Роль сезонных колебаний влажности в музейных помещениях старинных зданий Санкт-Петербурга в возникновении грибных повреждений экспонатов. Успехи медицинской микологии [Текст] / Е. В. Богомолова и др. // Материалы четвертого всероссийского конгресса по медицинской микологии. – М., 2006. – Т.VII.

3. Кроллау Е. К., Нацкий К. В. Проблемы защиты музейных ценностей от биологических повреждений (практические задачи). Насекомые и грызуны-разрушители материалов и технических устройств [Текст] / Е. К. Кроллау, К. В. Нацкий [Отв. редактор Наумов Н. П.]. – М., 1983.

4. Лопатина Т. Ф. Опыт борьбы с биоповреждениями в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) [Текст] / Т. Ф. Лопатина // Сохранность культурного наследия: Наука и практика. Будущее прошлого, расширение доступа и сохранность коллекций. – СПб. – 2000. – Вып. № 3

5. Отчеты ОАО Научно-исследовательского технологического Института антибиотиков и ферментов медицинского назначения и ОАО «Аптека-сервис» по теме: «Разработка метода обеззараживания экспонатов музея от грибковой микрофлоры». 2002–2007 гг. [Руководитель темы, ответственный исполнитель к. б. н. Е. Н. Большакова].

6. Заключения микологических обследований экспонатов Российского этнографического музея кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Санкт-Петербургского Государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова. 2002–2004 гг. [Ответственный исполнитель врач-исследователь И.Р. Мошкевич, зав. кафедрой профессор В. В. Тец.]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Наталья Комелина Политический фольклор из «особого хранения» фольклорного фонда Пушкинского Дома

Наталья Комелина Политический фольклор из «особого хранения» фольклорного фонда Пушкинского Дома Смена режимов в истории России вызвала к жизни публикацию и исследование запрещенных и скрываемых прежними властями документов, в том числе и фольклорных текстов. После

ХОТЕТЬ МОЖНО И БЕЗ ПРОФИЛАКТИКИ

ХОТЕТЬ МОЖНО И БЕЗ ПРОФИЛАКТИКИ Наши «патриоты», в том числе национальные капиталисты, пытаются доказать, что товары с мирового рынка либо дороже, либо хуже наших.Увы, это не так. Товары сравнимого качества, изготовленные не по уникальным технологиям, дешевле приобретать

Музей гигиены центра медицинской профилактики

Музей гигиены центра медицинской профилактики Итальянская улица, 25.Тел.: 311-70-33, 571-42-27, 595-89-08.Станция метро: «Гостиный двор».Время работы: ежедневно – 10.00-18.00, суббота – 11.00-18.00, воскресенье – выходной.Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не

06.03.09 Воейков В.Л. Биология Бытия. Биологические основы глобального кризиса

06.03.09 Воейков В.Л. Биология Бытия. Биологические основы глобального кризиса Братусь Б.С.: Мы присутствуем на очередном заседании общепсихологического семинара, но оно необычное, потому что это совместный семинар с учреждениями [совместный с семинаром Института

10. Методы и проблемы изучения культуры

10. Методы и проблемы изучения культуры В XVIII в. сформировалось два основных подхода к ответу на вопрос: что такое культура?Одно из направлений – пессимистическое (иррациональное). Его родоначальником стал французский писатель и философ-просветитель Ж. Ж. Руссо. В его

6. Методы и проблемы изучения культуры

6. Методы и проблемы изучения культуры Культура – сложная и многоуровневая система, поэтому и изучение ее не является единообразным.Существует несколько подходов к анализу культуры:1) технологический (оценивает уровень развития производства);2) деятельностный

В. Б. Дорохов, И. С. Колегаев. Использование современных технологий обеспечения микроклиматических условий сохранности музейных предметов – преимущества и риски

В. Б. Дорохов, И. С. Колегаев. Использование современных технологий обеспечения микроклиматических условий сохранности музейных предметов – преимущества и риски Проблемам создания микроклимата в экспозициях и музейных хранилищах посвящено множество работ. Выпущены

I. Влияние условий хранения на сохранность масляной живописи на меди

I. Влияние условий хранения на сохранность масляной живописи на меди К факторам, которые влияют на процессы отслаивания живописи от медной основы можно отнести упругую деформацию из-за прогиба пластины (при использовании несоразмерно тонких медных пластин по отношению

Н. Ф. Паламарь. Проблемы консервации архивных памятников истории и культуры. Научные методы и практика

Н. Ф. Паламарь. Проблемы консервации архивных памятников истории и культуры. Научные методы и практика Научно-исследовательская работа проведена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 09-06-00024а В Лаборатории реставрации и биохимической защиты документов Архива

Ю. Б. Полякова, А. С. Украинский. Результаты исследования эффективности фосфористого водорода против насекомых – вредителей музейных предметов из дерева

Ю. Б. Полякова, А. С. Украинский. Результаты исследования эффективности фосфористого водорода против насекомых – вредителей музейных предметов из дерева Фумигация памятников истории и культуры является универсальным средством борьбы практически со всеми видами

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *