Консервация и реставрация фресок

Сикстинская капелла пострадала от «евроремонта»?

Реставрация уникальных фресок Микеланджело в прославленной Сикстинской капелле вызвала дискуссию в мировом экспертном сообществе и даже обвинения в вандализме и искажении замысла великого мастера. Попробуем разобраться в битве искусствоведов и реставраторов.

Федор Пирвиц для Альманаха «Фамильные Ценности»

Консервация и реставрация фресок. vatican 10672. Консервация и реставрация фресок фото. Консервация и реставрация фресок-vatican 10672. картинка Консервация и реставрация фресок. картинка vatican 10672. Реставрация уникальных фресок Микеланджело в прославленной Сикстинской капелле вызвала дискуссию в мировом экспертном сообществе и даже обвинения в вандализме и искажении замысла великого мастера. Попробуем разобраться в битве искусствоведов и реставраторов.

Сикстинская капелла — жемчужина Ватиканских музеев, ее расписанный потолок работы Микеланджело Буонаротти является общепризнанными мировым шедевром и предметом восхищения специалистов, художников и любителей искусства вот уже более 500 лет.

Капелла находится у Собора Святого Петра, ее построил папа Сикст IV, работы были завершены около 1481 года. Роспись стен выполнили несколько художников итальянского Возрождения, наиболее ценимых в Италии конца XV века. В дальнейшем внутренний декор был дополнен: росписью потолка (Микеланджело, 1508 — 1512) и — картиной Страшного Суда (тоже Микеланджело, закончена в 1541). Сикстинская капелла является домовой капеллой римского Папы, который регулярно совершает в ней мессы.

Консервация и реставрация фресок. vatican00 10673. Консервация и реставрация фресок фото. Консервация и реставрация фресок-vatican00 10673. картинка Консервация и реставрация фресок. картинка vatican00 10673. Реставрация уникальных фресок Микеланджело в прославленной Сикстинской капелле вызвала дискуссию в мировом экспертном сообществе и даже обвинения в вандализме и искажении замысла великого мастера. Попробуем разобраться в битве искусствоведов и реставраторов.

При входе в Ватиканские музеи везде видны указатели «CAPELLA SISTINA». Поневоле вспоминаются строки: «из зала в зал переходя, здесь движется народ», и народ в Ватиканских музеях движется именно в сторону Сикстинской капеллы, игнорируя отделы с античными древностями, византийскими драгоценностями и дежурно пробегая залы со страхолюдным современным религиозным искусством. Даже Станцы Рафаэля не могут поспорить с ней в популярности.

В самой капелле всегда очень людно и шумно (как в метро!), поэтому время от времени включается автоматическое «шиканье» и туристический гвалт на секунду затихает. Люди стоят, задрав головы, некоторые пытаются лечь на пол — так можно дольше рассмотреть уникальное творение Микеланджело. Когда я, впервые, с трепетом входил в капеллу, то представлял, что это будет одно из самых ярких впечатлений моей жизни. Капеллу тогда открыли после многолетней кропотливой реставрации, и я ожидал Чуда. Вместо этого меня постигло некоторое разочарование — фрески пятисотлетней давности выглядели чересчур ярко, в них появилась даже какая-то мультяшность и то, что реставраторы называют словом «новодел». Конечно, роспись была и остается великим произведением искусства, но итальянские спецы чего-то «нахимичили», подумал я.

Консервация и реставрация фресок. vatican02 10674. Консервация и реставрация фресок фото. Консервация и реставрация фресок-vatican02 10674. картинка Консервация и реставрация фресок. картинка vatican02 10674. Реставрация уникальных фресок Микеланджело в прославленной Сикстинской капелле вызвала дискуссию в мировом экспертном сообществе и даже обвинения в вандализме и искажении замысла великого мастера. Попробуем разобраться в битве искусствоведов и реставраторов.

Фрески капеллы, в особенности потолок Микеланджело, несколько раз подвергались реставрации, самая последняя из которых продлилась аж 14 лет и закончилась в 1994 году. В ходе реставрации результаты тщательно фиксировались, поэтому сейчас у нас есть возможность сравнить результаты «до» и «после» расчистки росписей. Перед началом работ были проведены кропотливые исследования и разработана концепция очистки, консервации и восстановления фресок. В итоге древние росписи были постепенно расчищены от грязи, копоти, воска и пыли, укреплена штукатурка и красочный слой, утраченные фрагменты стенописи были корректно подкрашены акварелью, заделаны трещины.

Консервация и реставрация фресок. vatican01 10675. Консервация и реставрация фресок фото. Консервация и реставрация фресок-vatican01 10675. картинка Консервация и реставрация фресок. картинка vatican01 10675. Реставрация уникальных фресок Микеланджело в прославленной Сикстинской капелле вызвала дискуссию в мировом экспертном сообществе и даже обвинения в вандализме и искажении замысла великого мастера. Попробуем разобраться в битве искусствоведов и реставраторов.

Реставрация или консервация?

Объявление о реставрации Сикстинской капеллы вызвало шквал вопросов и возражений историков искусства во всём мире. Все дело в том, что любая реставрация, в отличие от консервации, подвергает произведение искусства риску. Консервация же способствует сохранению работы в её нынешнем состоянии и предотвращению её дальнейшего разрушения. Ведущие американские художники (Энди Уорхол, Роберт Раушенберг и др.) обратились с просьбой к папе Иоанну Павлу II приостановить реставрацию капеллы, а также «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Они не были услышаны, ведь сам папа был в восторге от результатов расчистки фресок. Известно его высказывание: «Было бы трудно найти более наглядный комментарий к библейским образам, чем Сикстинская капелла, полным великолепием которой мы можем сегодня наслаждаться благодаря закончившейся реставрации. Нашу радость разделяют верующие во всём мире, которые ценят это место не только из-за шедевров, которые оно содержит, но и за роль, которую оно играет в жизни Церкви.» [Проповедь от 11.12.1999]

Но далеко не все были в таком же восторге от результатов реставрации. Основную причину для беспокойства выразил Эндрю Уордсуорт из газеты The Independent (Лондон): «Похоже, мало сомнений остаётся в том, что потолок Сикстинской капеллы был частично написан а секко (то есть, по сухой штукатурке), но реставраторы, тем не менее, решили, что радикальная очистка необходима, учитывая количество накопившейся грязи (в частности, от свечного дыма). В результате, потолок теперь имеет странно размытый вид, с красивой, но безвкусной окраской — эффект, совершенно непохожий на интенсивно чувственные скульптуры Микеланджело».

Консервация и реставрация фресок. vatican03 10676. Консервация и реставрация фресок фото. Консервация и реставрация фресок-vatican03 10676. картинка Консервация и реставрация фресок. картинка vatican03 10676. Реставрация уникальных фресок Микеланджело в прославленной Сикстинской капелле вызвала дискуссию в мировом экспертном сообществе и даже обвинения в вандализме и искажении замысла великого мастера. Попробуем разобраться в битве искусствоведов и реставраторов.

Причина разногласий лежит в разном понимании технического процесса изготовления росписи. Ватиканские реставраторы посчитали, что Микеланджело работал только в технике чистой фрески, и не притрагивался к работе после высыхания поверхности. Этот вывод позволил им с чистой совестью смыть все верхние слои, объявив их «грязью и копотью». Критики же реставрации уверены, что мастер возвращался к фрескам и дописывал их «по сухому», чтобы сгладить чересчур яркие цвета и добавить четкие контуры по местам.

Консервация и реставрация фресок. vatican04 10677. Консервация и реставрация фресок фото. Консервация и реставрация фресок-vatican04 10677. картинка Консервация и реставрация фресок. картинка vatican04 10677. Реставрация уникальных фресок Микеланджело в прославленной Сикстинской капелле вызвала дискуссию в мировом экспертном сообществе и даже обвинения в вандализме и искажении замысла великого мастера. Попробуем разобраться в битве искусствоведов и реставраторов.

Хотелось бы упомянуть еще один фактор, который, возможно, не принимают во внимание критики реставрации: в древности росписи не подсвечивались софитами снизу, Микеланджело рассчитывал на натуральный свет из окон и свечей. Те яркие цвета, которые сейчас «лупят» по глазам, глушились сумраком капеллы. Похожий эффект наблюдался и в наших, древнерусских храмах, с их узкими окнами-бойницами и «стеклопакетами» из мутной слюды.

Консервация и реставрация фресок. vatican05 10678. Консервация и реставрация фресок фото. Консервация и реставрация фресок-vatican05 10678. картинка Консервация и реставрация фресок. картинка vatican05 10678. Реставрация уникальных фресок Микеланджело в прославленной Сикстинской капелле вызвала дискуссию в мировом экспертном сообществе и даже обвинения в вандализме и искажении замысла великого мастера. Попробуем разобраться в битве искусствоведов и реставраторов.

Чудеса коммерческой реставрации

Ведущий в России специалист по искусству Возрождения, Виктор Николаевич Гращенков высказывался по поводу последней реставрации вполне определенно: «Мы не хотели бы присоединиться к хору славословий по поводу этой „реставрации века“, которая финансировалась могущественной корпорацией Оливетти. Со страхом думаешь о том, что произойдет с фресками флорентийских и умбрийских мастеров XV века, украшающими стены Сикстинской капеллы. В 1965-1974 годах они были подвергнуты щадящей и вместе с тем хорошей реставрации. Совсем недавно начата компания по их „поновлению“. Можно опасаться, что она будет радикальной и беспощадной по отношению к старой живописи. Главный критик нынешней реставрации Джеймс Бек считает, что слой клея, частично покрывавший поверхность росписи, был основой тех поправок „по-сухому“, которые делал сам Микеланджело. Современные реставраторы растворяли этот клей довольно агрессивным водным раствором, накладываемым на клеевую поверхность фресок на три минуты. После полной ликвидации клея смывались старые записи и старая грязь. Но вместе с ними неизбежно, частично или полностью, исчезали еще остававшиеся авторские поправки, нанесенные „по-сухому“. Утверждение о том, что вся роспись на 90-100% выполнена в технике чистой фрески, не выдерживает серьезной критики. Живопись предстает перед нами обнаженной, лишенной своего первоначального покрова. Эта проблема „покрова“, который у итальянских авторов с давних времен назывался velatura, представляется нам чрезвычайно важной для правильного суждения о живописи старых мастеров. ».

Консервация и реставрация фресок. vatican06 10679. Консервация и реставрация фресок фото. Консервация и реставрация фресок-vatican06 10679. картинка Консервация и реставрация фресок. картинка vatican06 10679. Реставрация уникальных фресок Микеланджело в прославленной Сикстинской капелле вызвала дискуссию в мировом экспертном сообществе и даже обвинения в вандализме и искажении замысла великого мастера. Попробуем разобраться в битве искусствоведов и реставраторов.

Нам остается прислушаться к проницательным замечаниям российского исследователя и добавить, что старые мастера широко использовали в своей работе цветные лаки (правда, для станковой живописи, а не для стенописей), часто наперед «просчитывая» колорит, недавние открытия реставраторов Русского Музея в отношении древнерусских икон также свидетельствуют о применении цветных лаков.
Не следует забывать и о том, что консервация произведения искусства сохраняет его гораздо надежнее, чем реставрация, ведь после удаления с поверхности фресок слоёв свечного воска, лака и животного клея они оказываются подвержены угрозам, которых предыдущие реставраторы предвидеть не могли: автомобильные выхлопы, а также ежедневные толпы туристов, приносящие с собой тепло, влажность, пыль и бактерии. Очищенные поверхности штукатурки оказались более подвержены опасности влияния этих разрушительных факторов, чем когда они были покрыты копотью, которая оберегала их как кокон. Впрочем, вряд ли такие тонкости интересуют менеджеров компании «Оливетти».

Источник

Технология реставрации древних фресок

Современные технологии реставрации позволяют сохранять древние фрески без повреждений. Известно, что в большинстве случаев разрушение росписей свидетельствует об аварийном состоянии кладки, поэтому до проведения реставрации памятник архитектуры исследуется визуальна.

Кроме того, более детально исследуют характер кладки, химико-технологические характеристики строительных материалов штукатурки, раствора кладки, более поздних наслоений, слоя побелки, слоев росписей. Фиксируются температурно-влажностный режим, уровень влажности стен.

Консервация и реставрация фресок. texnologiya restavracii drevnix fresok. Консервация и реставрация фресок фото. Консервация и реставрация фресок-texnologiya restavracii drevnix fresok. картинка Консервация и реставрация фресок. картинка texnologiya restavracii drevnix fresok. Реставрация уникальных фресок Микеланджело в прославленной Сикстинской капелле вызвала дискуссию в мировом экспертном сообществе и даже обвинения в вандализме и искажении замысла великого мастера. Попробуем разобраться в битве искусствоведов и реставраторов.

Технология реставрации древних фресок

После раскрытия фрески от побелки или штукатурного слоя механическим способом ее промывают спиртово-водным раствором (спирт этиловый и дистиллированная вода 1:1). Раствором пропитывают ватно-марлевый тампон и устраняют загрязнения, а остатки побелки устраняют с помощью скальпеля.

В целом, следует помнить, что начинать работы по укреплению стенных росписей необходимо с устранения аварийного состояния основы (стен и потолка, сводов) и укрепления штукатурки с помощью полихлорвинильной смолы в дихлорэтане с добавлением кирпичной и мраморной муки.

Читателю на заметку: Если вас интересует отделка квартир в новостройках, то обращайтесь к специалистам на сайте evdom.ru. Уверен, вы останетесь довольны качеством выполненных работ и демократическими ценами!

В случае, если каждый слой росписей и нижний, и верхний, с более поздними изображениями, — имеют научную ценность, применяют методику расслоения и перенесения фрески на новую основу. Для лучшего приклеивания бумаги, марли и арматуры фрагменты, подготовленные к снятию, очищают спиртово-водным раствором или эмульсией спирт-пинен. После этого поверхность живописи заклеивают несколькими слоями микалентной бумаги и марли на 10%-ном растворе осетрового клея с медом и антисептиком пентахлорфенолятом натрия.

После высыхания на переносимый фрагмент наклеивают укрепляющий каркас из деревянных реек, обклеенных полосками марли. Разрез предварительно размеченного верхнего слоя живописи производят медицинской пилкой с мелкими зубцами на глубину 8-10 мм. В прорезь вставляют тупой конец пилы или шпатель и поддевают штукатурный слой по периметру. Под отслаиваемый фрагмент подгладывают щит из фанеры.

После снятия верхнего слоя с внутренней стороны устраняются бугорки и неровности, а штукатурный слой закрепляется специальным составом.

На подготовленную поверхность наклеивают слои стеклоткани. На щит-основу наклеивают слой стеклоткани для монтажа снимаемых фрагментов. После перенесения фрагментов на основу убирают слои марли и бумаги. Места стыков и глубоких трещин заполняют шпаклевкой, а утраченные места и стыки тонируют сухими пигментами. Большие участки утраченных росписей покрывают нейтральным тоном.

Источник

О. Б. Ришняк, О. Я. Садова. Исследование и реставрация фресок позднеантичного периода из Херсонесского некрополя

О. Б. Ришняк, О. Я. Садова. Исследование и реставрация фресок позднеантичного периода из Херсонесского некрополя

Некрополь Херсонеса Таврического, который расположен вдоль берега Карантинной бухты в г. Севастополь, является неотъемлемой частью комплекса античного полиса. Археологами, занимающимися исследованиями некрополя, открыто несколько склепов, стены которых украшают фрески. Находки относятся к первым столетиям нашей эры. Иконография и сюжеты росписей, а также найденные археологами материалы свидетельствуют о наличии расписных склепов как дохристианского периода, так и времен первых христиан Херсонеса.

Склепы некрополя, вырубленные в известняке, преимущественно однокамерные, небольших размеров. Камеры содержат от трех до шести ниш под захоронения.

Ярким примером фресковых росписей этих усыпальниц являются фрагменты фресок склепа № 2, 2008, который находился на восточном берегу Карантинной бухты в Севастополе. Склеп был открыт в 2008 г. во время земляных работ и обследован сотрудниками археологической экспедиции НЗ «Херсонес Таврический» под руководством археологов Г. Туровского и А. Филиппенко.

Найденный памятник датируется археологами концом III в. н. э. Склеп ориентирован с юго-запада (вход) на северо-восток. Вход в склеп идет через небольшой дромос в виде небольшого окна, из которого вглубь помещения ведут три ступеньки, вырубленные в породе.

Склеп – двухкамерный, общей площадью примерно 9,5 кв. м и высотой 1,8 м. В стене напротив входа по оси расположен вход во вторую камеру. В первой камере были устроены две ниши под захоронения. Штукатурка в первой камере находится лишь на северо-восточной стене. Она выглажена, но остатков росписей на ней не обнаружено. С левой стороны от входа на стене в штукатурке острым предметом выцарапано несколько линий, по рисунку напоминающих нос корабля.

Во второй камере находились три погребальные ниши. Стены и потолок помещения были полностью отштукатуренные. Поверхность штукатурки была хорошо выглаженная и на ней была выполнена роспись.

Штукатурка, нанесенная на стены и потолок второй камеры, двухслойная. В ее состав входит известь, мраморная мука, песок (результаты микрохимического анализа). Структура штукатурки исследовалась с помощью изготовленных микрошлифов поперечных срезов проб штукатурки. Первый слой с наполнителем грубой фракции, в котором видно большое количество обломков раковин моллюсков и примеси измельченного угля. В отдельных местах встречаются частицы керамики. Толщина штукатурки от 0,5 до 2 см. Этим слоем выравнивали вырубленные в известняке стены и потолок. Второй слой штукатурки с наполнителем мелкой фракции. Он более плотный, хорошо выглаженный, толщиной 0,3–0,7 см. Непосредственно по нему лежит красочный слой. Техника росписи близка к фреске секко.

Проведенные анализы проб красочного слоя выявили присутствие таких пигментов, как гематит, свинцовый сурик, глауконит и глинистый вивианит (?).

Живопись в прошлом украшала всю поверхность стен второй камеры, включая потолок и ниши для захоронений. На двух боковых стенах (справа и слева от входа) изображены сцены охоты на косулю с зайцем и кабана. На фронтальной стене – центрально-симметричная композиция с изображением двух всадников. Из-за сильных повреждений рисунок прослеживается нечетко, что в свою очередь затрудняет восприятие сюжетного изображения. Живопись в основном сохранилась на уровне следов краски. Поверхность фрески покрывала ямчуга.

На момент открытия склепа были зафиксированы остатки фресок в аварийном состоянии. Из-за постоянной повышенной влажности внутри склепа уровень влажности штукатурки был очень высоким. Местами штукатурка размокла, отслоилась на больших участках от основы и во многих местах осыпалась вместе с красочным слоем. Сильные повреждения штукатурке с фреской нанесли корневые системы растений, которые росли на поверхности. Корни отрывали штукатурку от основы и расслаивали ее.

Отдельно следует сказать о повреждениях, нанесенных фреске грабителями захоронений. В поисках сокровищ они разбивали стены склепа, оставляя глубокие выбоины.

В 2008 г. в результате работы тяжелой техники при строительстве на поверхности разрушились природные пласты известняковой породы, отчего в первой камере частично обрушился потолок. На потолках камер склепа появились трещины, через которые в дождевую погоду протекала вода. Сильное насыщение влагой и поражение биовредителями привело к повреждению штукатурки и красочного слоя. Отслоения и деструкция штукатурки угрожали полной потерей фрески. Пребывание склепа в открытом состоянии, в котором начала происходить естественная циркуляция воздуха, усилило угрозу потери остатков росписи. Штукатурка с деструктированным и вымытым связующим, высыхая, могла бы полностью осыпаться. Возникла проблема спасения самих фресок.

Перед реставраторами была поставлена задача найти возможность снятия фресок со стен и переноса их на новую основу для музеефикации и экспонирования. Усложняющими факторами были аварийное состояние склепа, чрезвычайно высокая влажность окружающей среды и непосредственно штукатурки, низкая температура, плохое состояние красочного слоя и штукатурки, небольшой объем помещения и отсутствие в нем вентиляции.

По решению научно-реставрационного совета Национального заповедника «Херсонес Таврический» переносу подлежали три фрагмента росписей, которые находились во второй камере на стенах под нишами для захоронений.

Перед началом реставрационных мероприятий в склеп было заведен электрический кабель, установлено освещение и смонтирована система принудительной вентиляции помещения. Также для частичного урегулирования температурно-влажностного режима было установлено два электрических вентилятора, которые нагревали воздух внутри склепа и частично уменьшали влажность штукатурки. Была отведена дождевая вода путем планирования грунта на поверхности и покрытия участка над склепом полиэтиленовой пленкой.

Следующим шагом было изучение сохранности живописи и разработана методика ее укрепления с последующим переносом на новое основание. Методика переноса была испытана на небольшом экспериментальном участке. Позитивный результат проведенных работ дал возможность применить разработанную методику для перенесения всех фресок.

Реставрационные процессы включали следующие этапы: удаление поверхностных загрязнений; укрепление красочного слоя; укрепление штукатурного основания; нанесение профилактической заклейки; подготовка временного основания; демонтаж фрагментов фресок; подготовка нового основания; подготовка тыльной стороны фрагментов; монтаж фрагментов фресок на новое основание; снятие профзаклейки; восполнение утрат штукатурки; снятие загрязнений с красочного слоя.

Первым сложным процессом после проведения дезинфекции было укрепление остатков деструктированного красочного слоя. Живопись насыщали раствором мездрового клея (невысокой процентности) небольшими участками, предварительно прогрев и частично просушив эти поверхности (высушить живопись до технологической нормы было невозможно из-за специфики ее расположения). После укрепления провели очистку фресок от поверхностных загрязнений.

По решению научно-реставрационного совета для проведения демонтажа каждую из композиций разделили вертикально на три фрагмента. Границы фрагментов были выбраны так, чтобы вертикаль разделения не проходила по остаткам изображений. После этого на всю площадь живописи была нанесена профилактическая заклейка, для которой использованы раствор Paraloid B72 в ксилоле, два слоя микалентной бумаги и два слоя тонкой хлопчатобумажной ткани. По установленным маякам на поверхности ткани были проведены вертикали разделения на фрагменты, а также проведены горизонтальные границы композиций.

Предварительно были изготовлены фанерные щиты размерами несколько большими, чем фрагменты композиций. На этих щитах предполагалось разместить демонтированные фрагменты фресок. По периметру каждого фрагмента была прорезана штукатурка. Отделение штукатурки с фресками от основы происходило с помощью острых ножей, длина которых превышала ширину отделяющихся фрагментов. Поскольку штукатурка и основа были перенасыщены влагой и не имели между собой прочного сцепления, то отделение штукатурки от каменной основы таким способом было возможным. Снятый фрагмент располагали горизонтально на фанерном щите, лицом к щиту. Обратную сторону фрески очищали от остатков корней и укрепляли раствором Paraloid B72 в ксилоле. После этого ее покрывали слоем бумаги, поролона и сверху щитом аналогичного размера, который через рейки соответствующей толщины монтировали в единый пакет.

В таких пакетах фрагменты подлежали хранению и транспортировке для дальнейшей реставрации в лабораторных условиях.

Процесс переноса предусматривал изготовление новой основы и перенос на эту основу снятых фрагментов фресок. Учитывая будущее экспонирование, решено отдельно снятые фрагменты смонтировать на новой основе так, чтобы они составляли целостную композицию. Поэтому девять фрагментов фресок смонтированы на три отдельные щита (по три фрагмента на основу), по аналогии с их расположением в склепе.

Новая основа была изготовлена из фанерного щита, по периметру которого смонтирован металлический угольник со стороной 30 мм. Монтаж угольника придал щиту жесткость, а также сделал невозможным его прогиб под весом фрески.

Вертикальная сторона угольника по периметру щита образовала рамку. Для армирования основы использована металлическая сетка с размером плетения 0,8–1,5 см, которая была смонтирована на плоскости щита на высоте 3 мм от поверхности. После монтажа сетки на щит нанесен слой известково-песчаного раствора толщиной 2–2,5 см. После полного высыхания раствора на его поверхность нанесен следующий слой, аналогичный по составу предыдущему. На этот слой раствора и установлены предварительно легко смоченные с обратной стороны водой фрагменты фресок, находившихся под профилактической заклейкой. После полного высыхания раствора с поверхности живописи послойно снята профзаклейка. Избыток клеящего раствора с поверхности фрески снимали при помощи смеси растворителей.

Для улучшения экспозиционного вида перенесенных фрагментов в местах дополнений штукатурки и на швах между фрагментами было произведено тонирование акварельными красками.

Реставрационные работы над фресками продолжались два года. За это время были выполнены анализы из отобранных образцов штукатурки и красочного слоя с целью изучения их состава и структуры, составлены картограммы состояния сохранности фресок, обработано большое количество библиографического материала, проведен поиск аналогов. В результате собранных материалов изготовлены схемы-реконструкции фресок в натуральную величину, позволяющие зрителю воспринимать композиции представленных ему античных сцен.

Отреставрированные фрески, схемы-реконструкции и все результаты выполненных исследований в апреле этого года были представлены на научно-реставрационных советах Института «Укрзахидпроектреставрация» и Национального заповедника «Херсонес Таврический».

В результате проведенных мероприятий фреска приобрела экспозиционный вид и вместе с схемами-реконструкциями достойно пополнила коллекцию Национального заповедника «Херсонес Таврический».

1 Исследование состава проб штукатурки и красочного слоя рентгенофазовым методом выполнял профессор Л. Василечко (Кафедра полупроводниковой электроники Национального университета «Львовская политехника»).

2 Исследование состава проб на определение пигментов микрохимическим методом выполнили химик-аналитик Л. Лебединец, химик-аналитик Н. Брейтер. Исследование микрошлифов проб произвела М. Друль.

3 Работы выполнялись в отделе реставрации живописи Украинского регионального специализированного научно-реставрационного института «Укрзахидпроектреставрация». Участие в работах принимали художники-реставраторы О. Ришняк, О. Садова, Я. Скрентович, И. Дидух.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

6. Прекрасный мальчик: исследование греческого идеала

6. Прекрасный мальчик: исследование греческого идеала После того как мы установили основные черты греческого идеала красоты и предприняли попытку облегчить его понимание для современного наблюдателя, нам остается обстоятельнее остановиться на деталях эллинского

Преподавание и исследование

Преподавание и исследование Подготовка преподавателейРассмотрим сначала вопрос о будущих преподавателях антропологии. Независимо от того, какие университетские звания (докторская степень или ей соответствующая) требуются для преподавания антропологии, никто не

Глава 2. Романтика и реставрация

Глава 2. Романтика и реставрация «Дыроколы» и романтикиПосле поражения при Ватерлоо Первой Империи пришел конец. Наполеон исчез, оставив после себя новый Гражданский кодекс, легенду и жажду отмщения. Бурбоны были вновь призваны к власти, и вернулся старый режим в лице

V. Реставрация несущих конструкции и интерьера собора

V. Реставрация несущих конструкции и интерьера собора Такое огромное и уникальное по своим конструктивно-техническим качествам здание, каким является Исаакиевский собор, на протяжении многих лет и даже десятилетий вызывало постоянное внимание и беспокойство с точки

57. Длительная реставрация

57. Длительная реставрация Когда хотят указать на затянувшуюся реставрацию, то рисуют феникса, ибо при рождении этой птицы происходит обновление вещей. Когда же феникс готовится к смерти, он бросается с высоты на землю и разбивается, а от ихора (крови богов),

Экспертиза текстов массовой коммуникации как исследование

Экспертиза текстов массовой коммуникации как исследование С. К. Шайхитдинова «Нестандартные объекты» становятся «стандартными»Постановка проблемы Профессии «эксперт» не существует. В гуманитарной сфере эксперт – это прежде всего научный работник. Его труд – это

Т. Д. Великова, Е. С. Трепова Исследование действия биоцидов на бумагу

Т. Д. Великова, Е. С. Трепова Исследование действия биоцидов на бумагу Существует большое количество препаратов, способных подавлять рост микроорганизмов, и их количество постоянно растет. Однако далеко не все они по тем или иным причинам применимы для защиты бумаги.

А. Б. Гребенщикова, В. В. Сергиеня. Методика отслоения масляной живописи XIX в. от фресок XII в. в Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря города Полоцка[5]

А. Б. Гребенщикова, В. В. Сергиеня. Методика отслоения масляной живописи XIX в. от фресок XII в. в Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря города Полоцка[5] Отслоение и сохранение на новом основании поновления живописи еще недостаточно распространено в

К. И. Маслов, В. А. Парфенов, Ф. В. Гузанов. Мониторинг фресок с использованием трехмерного лазерного сканирования. Предварительные результаты

К. И. Маслов, В. А. Парфенов, Ф. В. Гузанов. Мониторинг фресок с использованием трехмерного лазерного сканирования. Предварительные результаты В соответствии с «Инструкцией по ведению работ на произведениях монументальной живописи» 1987 г. для характеристики состояния

З. Х. Меликова. Реставрация и консервация ковров и ковровых изделий

З. Х. Меликова. Реставрация и консервация ковров и ковровых изделий Ковроткачество известно многим народам и с глубокой древности воплощало в себе эстетику гармонии, ритма и цвета. Однако необходим своего рода синтез определенных географических, экономических и

О. О. Рыжова, В. А. Распопина. Исследование и реставрация «Портрета архимандрита Киево-Печерского монастыря Елисея Плетенецкого» и «Портрета митрополита Петра Могилы» из фондов Национального историко-культурного Киево-Печерского заповедника

О. О. Рыжова, В. А. Распопина. Исследование и реставрация «Портрета архимандрита Киево-Печерского монастыря Елисея Плетенецкого» и «Портрета митрополита Петра Могилы» из фондов Национального историко-культурного Киево-Печерского заповедника Украинские портреты

М. С. Чуракова. Реставрация произведения И. Е. Репина «Гайдамаки на Умани готовят оружие»

М. С. Чуракова. Реставрация произведения И. Е. Репина «Гайдамаки на Умани готовят оружие» В 2007 г. в Отдел станковой масляной живописи ГосНИИР поступила на реставрацию картина Ильи Ефимовича Репина «Гайдамаки на Умани готовят оружие» <159>из собрания Государственного

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *