Консервация жидким азотом метро
Какие штрафы на меня могут наложить за провоз жидкого азота в термосе в московском метро?
ответы на вопрос:
Имеют право не пустить, так как жидкий азот Жидкий азот сам по себе не горюч и не взрывоопасен. Но если попытаться герметично закрыть сосуд, в котором хранится жидкий азот, он быстро создаст в этом сосуде очень большое давление, что приведет к его взрыву. Поэтому сотрудники транспортной безопасности имеют полное право для обеспечения безопасности пассажиров и сотрудников метрополитена отказать в провозе опасных веществ.
ответы на вопрос:
Полиция имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12182530/3/#block_13012#ixzz4HZsLnM00
Нет, не имеет. Это административное правонарушение (ст. 19.17 КоАП РФ).
ответы на вопрос:
На последней странице паспорта написано: «запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ». Эти случаи не включают в себя подозрения в том, что вы совершили административное правонарушение. Изъятие возможно лишь по решению суда.
ответы на вопрос:
Конечно же имеют, если на то есть законные основания.
При изъятии паспорта должны были составить адм. протокол, в котором должны расписаться двое понятых.
В любом случае рекомендую позвонить в консульский отдел посольства Вашей страны в РФ и сообщить о данном факте. Номер телефона можете найти в интернете.
ответы на вопрос:
В каких случаях изъятие паспорта правомерно.
На перронах, в вагонах и вестибюлях: в метро Москвы усилили контроль за ношением масок и перчаток
Лента новостей
Все новости »
Проверку за соблюдением антиковидных мер ужесточили из-за того, что пассажиры пренебрегают санитарными правилами. Носить маски и перчатки в течение всей поездки все еще важно для защиты своего здоровья, подчеркивают медики
В Москве ужесточили контроль за масочно-перчаточным режимом в метро, передает РИА Новости. Это связано с тем, что многие пассажиры стали пренебрегать санитарными правилами и снимают средства защиты сразу после прохождения через турникеты. В апреле контролеры выявили более 40 тысяч случаев нарушения антиковидных мер.
За нахождение в метро без масок и перчаток пассажиров штрафуют на 5 тысяч рублей. Нарушителей ловят и на платформах, и в вагонах. Вот что говорит жительница Москвы Александра:
«Я зашла в метро в 9:30 на «фиолетовую» ветку на юго-востоке Москвы. На станции «Лермонтовский проспект» не заметила какого-либо усиления со стороны сотрудников подземки или полиции. Никто лишний раз про маску и перчатки на входе не напомнил. Пересаживаясь с «фиолетовой» ветки на «серую» на станции метро «Пушкинская», усиления контроля за режимом тоже не заметила. Но когда приехала на станцию метро «Дмитровская» по «серой» ветке, на платформе и в вестибюле было значительно больше людей в форме с планшетами, на которых они обычно выписывают штрафы. Если внизу при мне пассажиров не останавливали, то наверху активно оформляли нарушения. Внизу было человек восемь с планшетами для выписки взыскания и приблизительно столько же наверху у эскалаторов».
Москвич Олег отмечает усиление контроля за соблюдением антиковидных мер на крупных станциях метро:
«Я выходил на «Пушкинской», у выхода заметил скопление людей в форме — сотрудников метро и полиции. Около 30 человек. В вестибюле поставили металлические ограждения. В мегафон объявляли, что всем необходимо надевать маски и перчатки. Сотрудники полиции и метрополитена всех останавливали, делали замечания и проверяли. Я так понимаю, это происходит не везде, но на крупных станциях было заметно усиление кампании по контролю за соблюдением санитарных норм».
О своей утренней поездке рассказывает житель столицы Дмитрий:
«Я спустился в метро на станции «Комсомольская». Несмотря на то, что туда заходят пассажиры с трех вокзалов и образуется большой поток, у турникетов не было специальных сотрудников. В вагонах никто не проверял наличие масок и перчаток. Люди носят маски 50% на 50%. Некоторые пассажиры были в перчатках, которые обычно надевают при прохладной погоде. На «зеленой» ветке, куда я пересел и поехал на север Москвы, такая же обстановка. Я проходил мимо турникетов, никого не останавливали. Сотрудники метрополитена и полиции стоят с металлоискателями и проверяют рюкзаки и сумки».
Контроль за антиковидными мерами усилили еще из-за третьей волны, полагает заслуженный врач РФ, ведущий научный редактор портала Vrachu.ru Михаил Каган.
Михаил Каган заслуженный врач РФ, ведущий научный редактор портала Vrachu.ru «Мы все-таки не можем полностью изолироваться от всех стран, где свирепствует сейчас третья волна, обусловленная более заразными штаммами. Видимо, уже есть сведения о том, что в России доля новых штаммов, более агрессивных и заразных, стала выше. Потому профилактика важнее лечения. Лучше не допустить заражения, чем лечить или принимать жесткие меры. Всегда надо стараться опередить время, не нужно ждать пока заразится значительное количество людей и возникнет много новых цепочек передачи инфекции. Такие меры необходимы из-за определенных рисков. Опасность третьей волны в России существует, так как во многих странах ситуация ухудшилась. Лучше заблаговременно предупредить ее, что-то ужесточать, призывать к вакцинации, к соблюдению социальной дистанции, ношению масок и так далее. Надо действовать не по текущей обстановке, а по рискам».
О том, поможет ли ужесточение масочно-перчаточного режима во время нерабочих майских праздников, говорит руководитель Лаборатории клеточных технологий института общей генетики имени Вавилова РАН Сергей Киселев:
Сергей Киселев руководитель Лаборатории клеточных технологий института общей генетики имени Вавилова РАН «Наверное, эти меры направлены на то, чтобы после майских праздников был высокий уровень защищенности и готовности для предотвращения всплеска инфекции. Понятно, что увеличение нерабочих дней приведет отчасти к тому, что люди будут больше перемещаться, путешествовать и общаться. В отличие от ситуации, которая была год назад, их по домам никто не запирает. Можно предположить, что не будет особого снижения. Маловероятно, что после майских праздников возможен рост инфицированных. Объявление о нерабочих днях произошло накануне праздников, поэтому поменять свои планы и осуществить далекие поездки, в том числе зарубежные и по стране, уже достаточно сложно. Большая вероятность, что люди на выходных устроят семейные и дружеские встречи. Все будет локализовано внутри Москвы и Московской области, поэтому никакого особого всплеска я бы не ожидал».
В российских больницах сейчас лежат около 110 тысяч человек, сообщил 26 апреля министр здравоохранения Мурашко. Он отметил, что пять регионов близки к победе над коронавирусом, но не уточнил, какие.
Москвичка Дарья недавно выписалась из больницы № 15 имени Филатова. Она рассказывает, что все больше пациентов стало поступать в стационар. Некоторые из них вынуждены были ждать в коридорах, пока не освободится палата.
— Ситуация серьезная, врачи говорят, что палаты переполнены, а пациенты все поступают. Вообще, сказали, что идет третья волна. При выписке таксист, который забирает на КПП, обязательно должен быть переболевшим. Мы связались с ним напрямую, а он предоставил отрицательные тесты. Надо было долго ждать, чтобы уехать. Когда меня выписывали, на койке в коридоре сидели три девочки. Они ждали, пока кого-то выпишут и их определят в палату.
— Был ли дефицит лекарств и других необходимых предметов?
— Нет, все в достатке. Если тебе плохо, ты нажимаешь на кнопку, к тебе сразу прибегают врачи. Их можно вызвать по любой ситуации, будь то давление или кашель, днем и ночью. Вообще удивительное отношение: обращались с пациентами очень трепетно.
В Москве ситуация с коронавирусом ухудшается на протяжении двух-трех недель, заявлял мэр столицы Сергей Собянин. На прошлой неделе четыре дня подряд число заболевших превышало 2,5 тысячи человек в сутки.
Как работает единственная в России криофирма и есть ли смысл в заморозке людей
Среди клиентов компании «Криорус» не только россияне, но и пациенты из стран Западной Европы, Японии, Индии, Австралии и США. Недоверию официальной науки крионисты противопоставляют веру в прогресс и гиперболизированные идеи трансгуманизма.
«Я умирать не собираюсь», — радостно смеется заместитель генерального директора «Криорус» Иван Степин, встречающий нас в медицинском халате с закатанными по локоть рукавами и в кислотного цвета кроссовках. Иван похож на жизнерадостного популяризатора науки, готового продемонстрировать веселый фокус из занимательной физики. Однако его деятельность не ограничивается лабораторными опытами. Помимо технической работы он проводит «готовым» клиентам перфузию и занимается процессом охлаждения.
«Перфузия — процесс замены крови в теле незамерзающим составом —криопротектором, препятствующим повреждению клеток при заморозке, — наукоемко объясняет Иван. — Криопротекторы можно сравнить с антифризом для машин, который не дает образовываться кристаллам льда. Вещество вводится человеку сразу же после фиксации смерти, только после этого тело замораживают до температуры жидкого азота — минус 196 ˚ С — и помещают на хранение в сосуды Дьюара».
В криохранилище в Сергиевом Посаде, где мы находимся, их три — сосуды напоминают гигантские бидоны из-под молока. Из 62 пациентов «Криоруса» больше половины находятся здесь, еще часть — в другом подмосковном хранилище.
«Они что там, как кукурузные хлопья плавают?» — вырывается дурацкий вопрос.
«Нет, — обижается Иван. — Тела располагаются вниз головой… По окружности цилиндра, как патроны в барабане револьвера. — Иван рисует в воздухе воображаемый круг. — Свободное пространство между ними занимают крионированные животные, колбы с образцами ДНК, а также сторонники нейросохранения, пожелавшие заморозить только мозг. В один сосуд вмещается от 8 до 12 человек, в зависимости от комплекции людей».
В контексте сногсшибательного футуристического посыла о воскрешении рассказ звучит не столько жутко, сколько завораживающе. Однако проникнуться атмосферой будущего оказывается не так просто: криохранилище напоминает скорее помещение для технических нужд.
Создатели «Криорус» уверяют, что вся прибыль компании идет на оплату текущих расходов: содержание криохранилища и зарплата сотрудникам. Слушая Ивана, в это охотно веришь — голое предпринимательство вряд ли уживется с верой, что каждый клиент бессмертен и сохранять его нужно любой ценой.
В строгом понимании, крионика — не наука, а область практической деятельности. Она возникла из идей криобиологии, изучающей влияние низких температур на живые организмы. Опыты с замораживанием и размораживанием отдельных видов тканей, клеток, органов и эмбрионов позволили задуматься, а в дальнейшем и осуществить криоконсервацию человеческого мозга и человека.
«На современном этапе замораживаются стволовые клетки, кровь, сперма, эмбрионы, и все это может храниться неограниченно долго. Для сохранения криопациентов используется та же технология (с применением некоторых модификаций)», — объясняет директор по науке «Криорус» Игорь Артюхов. В отличие от других крионистов, экзальтированных и поспешных, он выступает в роли умиротворенного хранителя истины.
Впервые концепцию крионирования человека предложил американский физик и математик Роберт Эттинджер, опубликовавший в 1962 году книгу «Перспективы бессмертия». Он же в 1976-м создал Институт крионики (Cryonics Institute) в США. Это положило начало распространению крионического движения по всему миру. Однако компании по заморозке людей с тех пор появились только в России и не так давно в Китае (там пока заморожен один пациент). В остальных странах крионисты существуют в виде неформальных сообществ и работают как группы поддержки людей, которые помогают криопациентам оказаться в Америке или России.
«Да, были попытки зарегистрировать криофирмы в Великобритании, Германии, Нидерландах, но дело это очень тяжелое и нервное, еще и шарлатаном объявят, поэтому мало кто на это решается», — объясняет Артюхов.
Если с технологией заморозки криопациентов все относительно понятно (низкие температуры — идеальный способ сохранить все что угодно), то перспектива пока выглядит несколько сомнительно.
В строгом понимании, крионика — не наука, а область практической деятельности
Надежды на бессмертие крионисты связывают с «продолжительностью жизни» клеток головного мозга. Согласно некоторым исследованиям, после биологической смерти организма нейроны могут жить до десяти и более часов, а соответственно, и своевременная заморозка мозга позволит сохранить его нейронную «топологию».
«Мозг — это наша психика, вся наша личность. Если мы не кремируем, а крионируем, то получаем определенную степень вероятности, что через какое-то время можно оживить человека — в широком понимании. Неважно, как это будет: как в фантастическом фильме «Превосходство», где информацию загружают в компьютер, или это будет искусственно выращенное тело под оживленный мозг», — убежден Иван Степин.
Большинство представителей научного мейнстрима такую точку зрения не разделяют, сходясь во мнении, что для вероятности воскрешения замораживать нужно не мертвого, а живого человека, что по закону будет считаться убийством.
Тем не менее некоторый научный инфантилизм крионики к полной ее маргинализации не привел. Во-первых, последователи ничего не утверждают наверняка, используя в качестве доказательств косвенные научные свидетельства, например способность некоторых существ к анабиозу. Во-вторых, идеи бессмертия находятся в общем тренде с более реалистичными идеями продления жизни, что прибавляет им веса.
«Они просто считают, что у человека нет второго шанса и все должны умирать», — кричит в трубку клиент и по совместительству волонтер «Криорус» Алексей Самыкин. Ученых, оппонирующих идеям крионики, Алексей упрекает в признании смерти.
Алексей, один из первых клиентов «Криорус», крионировал маму, умершую от онкологии, а также заключил контракт на себя.
«Примитивное заблуждение», — биотехнолог Сергей Евфратов, пожелавший быть крионированным, не признает тезиса, что человек либо жив, либо мертв.
Кажется, приверженцами крионики руководит не страх смерти, а возмущение ею как досадным недоразумением.
При этом почти все клиенты криофирм так или иначе имеют отношение к науке: медики, биологи, биоинформатики, философы, математики. «Случайные люди, плохо знакомые с вопросом, к нам обращаются редко», — говорит Игорь Артюхов. Этот факт отчасти свидетельствует в пользу крионики.
Многие заключающие контракты на крионирование себя или близких помогают «Криорус» в качестве волонтеров, а также состоят в трансгуманистическом движении, частью которого, считают они, крионика и является.
Владельцев «Криорус» иногда называют мошенниками, «эксплуатирующими надежды людей с целью наживы». Хотя, справедливости ради, мошенническая схема предполагает обман одной стороны другой, тогда как владельцы криокомпании и их клиенты, кажется, искренне исповедуют общие ценности.
А растиражированное таблоидами утверждение, что эта услуга исключительно «для богатых», после общения с будущими пациентами вызывает сомнения.
«Нам это кажется непривычным, но любой американец может оплатить эти услуги через страховку, и не обязательно быть состоятельным человеком, — говорит Артюхов. — В Америке, кстати, как и в России, в основном это люди научного склада».
Среди американских селебрити контракт на крионирование иногда становится частью публичного имиджа. Например, договор с Институтом крионики на заморозку себя и двух собак заключила Пэрис Хилтон. Также среди желающих быть замороженными после смерти называют Бритни Спирс и Ларри Кинга.
Контракт на 100 лет
Деятельность криофирм, согласно законодательству, в России не запрещена. По закону, крионировать человека можно не только с его согласия, но и с согласия того, кто имеет право распоряжаться телом. Хотя, как правило, разрешение человека все-таки стараются получить при жизни.
Впрочем, собственноручно оформленное желание не гарантирует завещателю, что шансы на бессмертие будут реализованы.
«Набегает толпа родственников, встают стеной и не дают подойти к телу, а ведь успешность криосохранения зависит от скорости проведения перфузии», — переживает Сергей Евфратов.
Согласно закону, приступать к процедуре крионирования можно только после получения справки о смерти.
«После того как врач констатирует время смерти, справка должна быть выписана максимально быстро. В идеальной ситуации оформление занимает 15 минут», — говорит Степин.
Если человек находится в тяжелом состоянии, сотрудники «Криорус», как правило, дежурят в больницах и клиниках, чтобы «не упустить момент».
Срок действия контракта на криосохранение является отдельным юридическим феноменом: его действие пролонгируется до бесконечности — до тех пор пока не будут изобретены технологии, способные вернуть криопациента к жизни. Точка отсчета, с которой заканчивается основное время действия контракта, наступает через сто лет, и договор продлевается автоматически.
Сложно представить, какие чувства могут вызывать подобные сроки ожидания желаемого. Но визит «людей из будущего» — в белых комбинезонах, — в отличие от дежурной скорби сотрудников морга и ритуальных контор, по словам клиентов «Криорус», приносит близким умершего некоторое облегчение.
«У родственников криопациентов есть возможность посещать хранилище, и они приходят не на кладбище, а в место, откуда их близкие могут вернуться, — говорит Алексей Самыкин. — Лично я считаю, что в статусе криопациентов люди не мертвы, так как часть клеток их организма находится в сохранности. И решение крионировать маму казалось мне единственно правильным».
Визит «людей из будущего» — в белых комбинезонах — по словам клиентов «Криорус», приносит близким умершего некоторое облегчение
КОНСЕРВАЦИЯ АВАРИЙНЫХ ТОННЕЛЕЙ В ПЕТЕРБУРГСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ
1 120 подземная инфраструктура КОНСЕРВАЦИЯ АВАРИЙНЫХ ТОННЕЛЕЙ В ПЕТЕРБУРГСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ У Петербургского метрополитена, как у хорошего врача, проблемы не залечиваются, а вылечиваются окончательно. Пришло время качественно и навсегда законсервировать аварийный участок красной ветки метрополитена, так называемый размыв. Здесь в 1995 году в результате разрушительного воздействия плывуна произошла крупная авария. Она была настолько сложной, что пришлось срочно затопить почти километровый перегон между станциями «Лесная» «Площадь Мужества». В начале 2000-х годов были построены обходные перегонные тоннели, которые и сегодня успешно эксплуатируются. Безусловно, затопление аварийного участка тоннелей лишь временная экстренная мера, ведь обычной практикой Петербургского метрополитена является консервация неэксплуатируемых выработок (тоннелей) путем их забутовки или заполнения различными видами твердеющих растворов. Настал черед и этого, некогда крайне опасного участка, ведь постоянно проводившиеся со дня аварии наблюдения показывают неблагоприятные изменения в состоянии тоннелей и окружающего породного массива. Чтобы ремонтно-восстановительные работы были эффективными, нужно заблаговременно выбрать метод их проведения и апробировать его. Историческая справка Более полно об аварии в петербургском метро можно узнать из книги Н.И. Кулагина, К.П. Безродного, Д.М. Голицинского, Ю.А. Норватова «Размыв». История преодоления» (Мо сква: ООО «ТА Инжиниринг», 2005). В данной статье авторы лишь кратко напоминают о тех событиях. Строительство перегонных тоннелей между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» в зоне размыва осуществлялось в начале 70-х годов прошлого века в чрезвычайно сложных инженерно-геологических условиях в мелкозернистых водонасыщенных песках, пылеватых супесях, обладающих плывунными свойствами, пылеватых переувлажненных суглинках (рис. 1). При этом гидростатическое давление грунтовых вод на тоннельную обделку составляло до 8 атмосфер. О месте геологического разлома знали заранее и к проходке готовились серьезно предполагалось использовать метод опережающего замораживания грунта солевым раствором (в то время весьма распространенного при таких условиях). Тоннели были запроектированы один под другим на расстоянии около 12 м друг от друга для уменьшения объемов работ как буровых, так и по замораживанию грунтового массива. В начале апреля 1974 года, несмотря на принятые меры, при проходке произошел прорыв плывунного грунта в нижний тоннель, а вслед за этим и в верхний. Причиной послужили не замороженные «окна». Объем выпущенного в тоннели грунта составил около 44 тыс. м 3, что привело к разуплотнению заобделочного пространства и просадкам поверхности, вызвавшим обрушение нескольких зданий по Политехнической улице. Аварию ликвидировали с помощью замораживания грунта жидким азотом: со стороны прорыва была создана надежная ледопородная перемычка. Однако в тоннельной обделке оставались протечки. В связи с этим в течение ряда лет здесь проводились ремонтно-профилактические работы, на участке было введено ограничение скорости поездов. Обычный график движения восстановили, когда в июне 1983 года состояние тоннелей стабилизировалось и течи прекратились. Но в конце 1994-го в нижнем тоннеле увеличились водопритоки, а в феврале следующего года резко увеличился вынос песка, стали нарастать деформации (осадки). На одном из пикетов произошел разрыв сварного шва внутренней металлоизоляции. В марте 1995 года создалась аварийная ситуация: ежесуточный приток воды превысил 400 м 3 в сутки, а вынос песка достиг 1,2 м 3 в сутки. К октябрю 1995 года общий водоприток в тоннели вырос до 800 м 3 в сутки, в том числе в нижний тоннель 700 м 3 в сутки. За 9 месяцев 1995 года вынос песка составил около 120 м 3. Вместе с тем увеличились осадки верхнего тоннеля 160 мм за 10 месяцев (только за октябрь 80 мм). В начале декабря 1995 года положение резко ухудшилось. Комиссия по чрезвычайным ситуациям закрыла движение поездов. Из-за интенсификации осадок верхнего тоннеля и возрастания водопритоков в него до 700 м 3 в сутки с выносом песка до 30 м 3 сутки, а также деформации поверхности 9 декабря было принято
2 121 ПОДЗЕМНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА решение о его затоплении. Оно проводилось после закрытия аварийных затворов подачей воды из водопровода. Благодаря круглосуточным ремонтным работам в нижнем тоннеле к середине декабря 1995-го практически был устранен водоприток из лотковой части обделки. Однако осадки тоннеля продолжались (около 5 8 мм в сутки), и он также был затоплен. В начале 2000-х построили обходной участок метро, и об аварийных тоннелях «забыли» более чем на 17 лет. Однако руководство Петербугского метрополитена прекрасно понимало, что затопление участка тоннелей является лишь экстренной и временной мерой, поэтому в течение всего этого времени в зоне размыва непрерывно выполнялись замеры осадок поверхности и велось наблюдение за состоянием обделки тоннелей. Эта работа осуществлялась самыми авторитетными специалистами и учеными города, одним из которых является д.т.н., профессор Ю.А. Норватов. По мнению специалистов, все эти годы проводивших исследования, настало время для постоянной консервации тоннелей, чтобы полностью и навсегда устранить какие-либо риски изменения установившегося состояния породного массива и тоннелей. Представляя всю сложность и неординарность вопроса (участки тоннелей находятся на большой глубине, надежно запломбированы по торцам со стороны действующих тоннелей и заполнены водою уже более 17 лет), руководство метрополитена решило вначале выбрать метод ремонтно-восстановительных ра бот, провести его апробацию и убедившись в эффективности, приступить к выполнению. В связи с этим по распоряжению руководства метрополитена в начале 2012 года был объявлен конкурс на разработку проекта и проведение опытно-экспериментальных и ремонтно-восстановительных работ (см.: В. Афанасьев. Размыв закатают в бетон // Невское время, 20 марта 2012). Победителем стала компания ООО «Струйные технологии и Строительство», которая, в свою очередь, привлекла для проектирования ГУП «Ленгипроинжпроект» и ООО «ПЛАТО Инжиниринг». Последней организации, в частности, было поручено рассмотреть все возможные варианты ремонтно-восстановительных работ, в том числе ранее предложенные други- Абсолютные отметки Верхний тоннель Нижний тоннель Технологические суглинки и супеси со строительным мусором Мелкий песок Супеси Суглинки Морена Вендские верхнекотлинские глины с прослоями песчаников Суглинки осташковской морены с включениями гравия и гальки Рис. 1. Участок «Размыв» (район аварийного тоннеля). Геологический разрез ми фирмами, и на основе их техникоэкономического сравнения с учетом возможных рисков выбрать наиболее эффективный и надежный. Цель и задачи ремонтновосстановительных работ Приступая к проекту, авторы предположили, что реализовывать намеченную цель, а именно обеспечить консервацию Озерно ледниковые суглинки и глины Супеси с мелким песком Пылеватый песок Гравелистый песок проблемного участка, необходимо в два практически независимых друг от друга этапа: сначала заполнить тоннели на участке размыва твердеющими растворами, а затем упрочнить окружающий породный массив и тем самым локализовать зону влияния. На первом этапе было необходимо: разработать твердеющий раствор с заранее заданными свойствами для заполнения тоннелей;
3 122 подземная инфраструктура Рис. 2. Аварийный затвор типа ЗТ-П проникнуть в тело тоннелей посредством бурения скважин или частичного демонтажа участков обделки; установить оборудование для нагнетания твердеющих растворов в тело тоннелей и отвода воды из них; произвести нагнетание специальных твердеющих растворов с одновременной откачкой воды; провести мероприятия по контролю качества заполнения тела тоннелей. Для работ второго этапа по закреплению массива пород рассматривались следующие технологии: возведение грунтоцементных свай методом струйной цементации; цементация грунтов инъекцией в режиме гидроразрывов (инъектирование грунта через манжетные колонны); стабилизация грунта буросмесительным способом. Существующая конструкция тоннелей и состояние породного массива Заполнительная цементация Металлоизоляция Анкера Граница верхнего пути 6000 /б оболочка Чугунная обделка Рис. 3. Конструкция обделки тоннелей На участке перегонных тоннелей между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» была применена многослойная конструкция обделки из чугунных тюбингов наружным диаметром 6,0 м с внутренней монолитной железобетонной обоймой и гидроизоляционным экраном из листовой стали толщиной 8 мм (рис. 3). Для проникновения в тело тоннелей предусматривались надежные методы бурения через чугун, железобетон и сталь. По торцам участков тоннелей после закрытия аварийных затворов и затопления тоннелей с обеих сторон во время проведения аварийных работ были созданы герметизирующие пробки. Длина их со стороны станции «Лесная»: по первому пути 19,3 м, по второму (нижнему) 77,4 м. Конструкции выполнены из бетона с металлическими диафрагмами по торцам. Со стороны станции «Площадь Мужества»: по первому пути 13,2 м бетона и 104 м грунтовой забутовки, по второму 22,1 и 193 м соответственно. В верхнем тоннеле длина затопленного участка составляет 533,5 м, в нижнем 473,9 м. Требования к твердеющим растворам для заполнения тоннелей Выбирать метод производства работ по заполнению тоннелей твердеющим раствором, безусловно, необходимо с учетом не только существующего состояния аварийного участка, но и тех самых требований, которым должен отвечать тоннель после консервации. Прежде всего, надо определить, какой именно твердеющий раствор можно использовать для этой цели. По мнению авторов, у такого состава должны быть следующие свойства: положительная плавучесть (плотность менее 1000 кг/м 3 ); прочность в пределах 3 7 МПа; закрытая структура пор; высокая подвижность при нагнетании; максимальная водонепроницаемость. Кроме того, материал не должен расслаиваться в воде; обеспечивать твердение под водой при давлении до 8 атмосфер; быть безусадочным или расширяющимся, устойчивым к коррозии, в том числе биокоррозии. Особенно важным требованием является положительная плавучесть иными словами, в тоннель следует закачивать растворы, которые легче воды. До сих пор между коллегами продолжаются споры по данному вопросу, которому, как считают авторы, должно быть уделено особое внимание. При этом следует учитывать сделанные расчеты. Уже был случай, когда, затопив тоннели, увеличили их массу, что привело к дополнительным осадкам поверхности, а они, в свою очередь, расширили зону влияния «провала» и могли спровоцировать появление дополнительных трещин в обделке тоннелей. Если заполнить их обычным цементным раствором, то негативные последствия не заставят себя ждать. Учитывая требования, предъявляемые к заполняющим тоннели составам, специалисты ООО «ПЛАТО Инжиниринг» совместно со своими зарубежными партнерами разработали новые продукты и провели их предварительную апробацию. Варианты и технологии работ по заполнению тоннелей На следующем этапе было рассмотрено шесть вариантов проведения буровых работ для последующего наполне-
4 123 ПОДЗЕМНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ния тоннелей твердеющими растворами с одновременным вытеснением воды из них, пять из которых были разработаны другими компаниями на более ранних этапах изучения этого вопроса. Последние три способа подразумевают выполнение работ из дополнительно сооруженных горных выработок. Вариант 1. Бурение скважин с дневной поверхности. Предусмотрено бурение 23 групп скважин (по три скважины в каждой группе). В плане они располагаются вдоль оси тоннелей. Центральная скважина используется для водоотведения и вторичного нагнетания, две крайние для первичного нагнетания твердеющего раствора. Четыре группы предназначены только для бурения верхнего тоннеля, две группы для нижнего, остальные для сквозного бурения через верхний тоннель в нижний. Шаг между группами составляет от 20 до 30 м по центральным водоотводящим скважинам (рис. 4). Общее количество скважин выбиралось с учетом возможных проблем при бурении и нагнетании твердеющих растворов. Бурение в нижний тоннель осуществляется после заполнения растворами верхнего. Такая последовательность необходима для обеспечения вертикальности при бурении обделки в лотковой части верхнего тоннеля и исключает перетекание воды из верхнего тоннеля в нижний. Вариант 2. Бурение скважин изнутри тоннелей через герметизирующие бетонные пробки. Бурят 16 горизонтальных скважин в сводовой части тоннелей, располагая их по четыре в каждой герметизирующей пробке (рис. 5). Работы должны проводиться через специальные герметизирующие устройства превенторы. Наибольшую сложность представляет собой бурение сквозь закрытые аварийные затворы, так как высока вероятность попадания в оснастку затворов (штоки цилиндров из легированной стали, электродвигатели и проч.) и заклинивания в них бурового става. Вариант 3. Бурение комбинированным способом по вариантам 1 и 2. Верхний тоннель заполняется по варианту 1, нижний по варианту 2, ввиду вероятных технологических трудностей при бурении через обделку нижнего тоннеля с дневной поверхности (рис. 6). Для верхнего тоннеля при выполнении работ с дневной поверхности предусмотрено бурение 21 группы скважин (по три в каждой группе). Для нижнего Рис. 4. Технология бурения с дневной поверхности Рис. 5. Технология бурения через герметизирующие пробки Рис. 6. Технология выполнения работ комбинированным способом
5 124 подземная инфраструктура Рис. 7. Технология заполнения аварийных тоннелей, разработанная ООО «ПЛАТО Инжиниринг» Рис. 8. Бурение горизонтальных скважин через превенторы тоннеля бурение по четыре скважины в каждой герметизирующей пробке (всего восемь скважин). Вариант 4. Сооружение вертикальных стволов около тоннелей. Этот вариант, разработанный и предложенный ООО «ПЛАТО Инжиниринг», предполагает строительство семи вертикальных стволов вдоль трассы тоннеля на расстоянии до 8 м вправо или влево от существующих тоннелей (рис. 7). Здесь могут быть использованы следующие технологии: устройство буросекущихся свай с последующей разработкой грунта полузакрытым способом; сооружение ограждающих конструкций методом «стена в грунте» с последующей разработкой грунта полузакрытым способом; проходка специализированной стволопроходческой машиной с устройством ограждения из сборных железобетонных блоков, например машиной Herrenkneht V-009 VSM- 7700/1000 с гидропригрузом. Количество стволов определяется не столько необходимым числом скважин для заполнения тоннелей, сколько площадью укрепления массива вокруг них. Авторы статьи считают: для заполнения тоннелей твердеющими растворами нужно максимум четыре шахтных ствола. Однако этого будет недостаточно для упрочнения массива вокруг тоннелей (на втором этапе), так как это предполагает бурение веера скважин из стволов в разных направлениях и на разных уровнях. Чтобы проникнуть в каждый тоннель из вертикальных стволов через установленные превенторы, придется пробурить от двух до трех скважин (рис. 8). Вариант 5. Сооружение вертикального ствола на существующих тоннелях. Данный вариант разработан в ГУП «Ленгипроинжпроект» и предусматривает строительство вертикального ствола диаметром 9800/9000 мм в замороженных грунтах до глубины 90 м (рис. 9). В пятне ствола бурят вращательным способом три контура скважин диаметром 151 мм с обсадной трубой, общей протяженностью 10 тыс. п.м., затем в скважины опускают замораживающие колонки, монтируют коллекторные и распределительные трубы рассольной сети. Производится активное замораживание грунтов. После достижения проектной толщины ледогрунтового ограждения осуществляется проходка ствола горным способом. Грунт разрабатывается заходками на одно кольцо с подведением тюбингов снизу. Начинают с центральной части забоя, оставляя берму шириной 1 м. Затем производится доработка породы по кольцу на первые два тюбинга, устанавливается один тюбинг с подклинкой. Опережение зоны разработки в кольце от установленных тюбингов должно быть не более чем на два тюбинга. Первичное нагнетание цементно-песчаного раствора за обделку выполняется с отставанием от забоя на 3 4 кольца, контрольное нагнетание цементного раствора с отставанием на 8 10 колец. Вариант 6. Сооружение нового тоннеля около существующих. Аварийные тоннели заполняются из вновь построенного диаметром 4030/3430 и длиной 580 м. Монтажная и демонтажная камеры диаметром 8400/7700 и глубиной 86 м устраиваются последовательно с помощью специализированной стволопроходческой машины Herrenkneht V-009 VSM-7700/1000 с гидропригрузом. Ограждение выполняется сборными железобетонными блоками обделки по 8 блоков в одном кольце; высота кольца 1 м (рис. 10). Каждый вариант обсуждался с их разработчиками и другими ведущими тон-
6 125 ПОДЗЕМНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Таблица 1 Достоинства и недостатки вариантов производства работ Достоинства Недостатки Вариант 1 Наименьшие стоимость и продолжительность. Затрудненность контроля качества работ по заполнению в процессе их производства. Безопасность выполнения работ. Высокая вероятность дополнительных буровых работ, что связано с положением Возможность проведения дополнительных буровых работ в случаях забоя скважины по отношению к своду нижнего тоннеля. несоответствия скважин проектному положению, их обрушения. Отсутствие воздействия на окружающую застройку. Вариант 2 Возможность проведения подготовительных работ для заполнения Затрудненность контроля качества работ по заполнению в процессе их производства. тоннелей и укрепления грунта в разное время. Ограниченность времени проведения и дополнительная стоимость подготовительных Меньшая общая глубина бурения по сравнению с вариантом 1. работ в действующем метрополитене. Отсутствие воздействия на окружающую застройку. Высокая вероятность аварийных ситуаций по сравнению с другими вариантами. Высокая дополнительная продолжительность и стоимость работ, связанных с извлечением буровых труб и керна. Высокая вероятность попадания забоем скважины в оснастку закрытых аварийных затворов, заклинивания буровых ставов. Невозможность подачи раствора в центр затопленных участков. Вариант 3 Достоинства и недостатки варианта представляют собой комбинацию показателей вариантов 1, 2. Стоит отметить, что недочеты технологии, связанные с заполнением нижнего тоннеля, могут повлечь за собой катастрофические последствия. Вариант 4 Непосредственный доступ к обделке тоннеля. Наличие постоянных конструкций шахтных стволов для производства работ по закреплению грунта в горизонтальном направлении. Возможность дополнительного нагнетания твердеющего раствора в тоннели через продолжительное время. Безопасность проведения работ. Минимальные воздействия на окружающую застройку. Вариант 5 Непосредственный доступ в тоннели. Контроль качества работ по заполнению в процессе производства. Наименьшая стоимость из вариантов с дополнительными горными выработками. Вариант 6 Возможность бурения скважин с минимальным шагом. Малая протяженность бурения. Высокая стоимость и продолжительность подготовительных работ по сооружению стволов. Затрудненность контроля качества работ по заполнению в процессе их производства. Необходимость организации дорожного движения по временной схеме на длительный период. Неизбежные последствия процесса заморозки грунтов, воздействия на окружающую застройку. Трудновыполнимое бурение для устройства вертикальных замораживающих скважин через обделки заполняемых тоннелей, что связано с обеспечением шага скважин порядка 1 м, и неизбежное бурение под углом к обделке. Вероятность заклинивания бурового става. Высокая стоимость и большая продолжительность подготовительных работ по сооружению ствола, замораживания грунтов. Опасность проведения работ в теле тоннелей. Возможное нарушение статического состояния заполняемых тоннелей в результате демонтажа обделки. Значительные стоимость и продолжительность выполнения работ. Высокая вероятность воздействия на окружающую застройку и дополнительных просадок существующих тоннелей. Опасность проведения работ из тоннеля, протяженный путь для эвакуации при возникновении аварийных ситуаций. Стесненность при производстве работ. Невозможность дополнительного нагнетания раствора после забутовки тоннелей. Наличие разуплотненного грунта у существующих тоннелей, что представляет опасность при проходке. Необходимость заполнения нового тоннеля легким раствором.
8 IV. Оценка срыва сроков реализации проекта 127 ПОДЗЕМНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Таблица 2 Показатели рисков вариантов производства работ 1 балл Крайне СМР без остановок низкий 2 балла Низкий Краткосрочные локальные разрушения 3 балла Средний Остановка СМР на срок до нескольких недель 4 балла Тяжелый Остановка СМР на срок до нескольких месяцев 5 баллов Крайне тяжелый Закрытие проекта Количественный показатель (уровень) каждого идентифицированного риска рассчитывался по формуле: R = В (Б + У + С), где R количественный показатель (уровень) риска; В вероятность наступления риска; Б показатель причиненного вреда жизни и здоровью людей; У показатель ущерба при наступлении события (коммерческие потери, увеличение продолжительности СМР); С по- Показатели Варианты С дневной поверхности Через герметизирующие конструкции Комбинированный Из вертикальных стволов около тоннелей Из вертикального ствола на тоннелях Из нового тоннеля Риск, баллы Риск, место* * Минимальный числовой показатель соответствует наибольшему риску. казатель срывов сроков реализации проекта. По каждому варианту работ количественные показатели рисков были просуммированы и представлены в табл. 2. Таким образом, в ООО «ПЛАТО Инжиниринг» была проведена большая и скрупулезная работа: для выбора оптимального способа проведения ремонтновосстановительных работ по заполнению тоннелей проанализированы основные достоинства и недостатки предлагаемых вариантов и технологий, а также разработана цифровая система оценки рисков, которая позволяет определить наиболее эффективный вариант. Учитывая сложность и значимость проблемы, авторы выражают надежду, что уважаемые коллеги проявят интерес к некоторым, возможно неординарным, выводам и результатам работ компании, и они будут обсуждены в рабочем порядке. М.Е. Рыжевский, к.т.н., генеральный директор; Р.В. Кузнецов, начальник отдела ООО «ПЛАТО Инжиниринг»