Кухня уральских казаков рецепты

Казачество. Часть 4 (последняя). Пища, семья и праздники.

Молочные блюда – важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали арян (айран) – напиток для утоления жажды, откидное молоко, сюзбе, наподобие брынзы. Сушеный сыр был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии. Каймак (топленые в русской печи сливки) добавлялся во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу – блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.

Блюда из рыбы – основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских, частично кубанских казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты и тельное – блюдо, известное также у поморов, русскоустьинцев. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык).

Из мяса готовили первые блюда (борщ, щи, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, жарина, пожарок), начинку для пирогов.

Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Самым популярным овощным блюдом у кубанских, донских и терских казаков был борщ с мясом, у уральских – щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. Морковник, тыквенник, тушеная капуста, жареный картофель входили в ежедневный рацион. Кубанские и терские казаки готовили блюда из баклажанов, помидор, перца и другого, аналогично традициям кавказской кухни. Уральские казаки делали вялушки из дыни так же, как и туркмены, только после вяления на солнце их томили в русской печи. Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая) были популярны у сибирских, забайкальских, оренбургских, уральских и донских казаков. Бахчевые культуры – арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище казаков многих войск в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту. Широко распространенным блюдом из арбузной и данной патоки у донских, астраханских, уральских и других казаков был бекмес. Терские и кубанские казаки добавляли в блюда пряные приправы из местных трав.

Дикорастущие (терн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно. Из кукурузы варили мамалыгу (терские и кубанские казаки), парили ее в русской печи, отваривали. Из фасоли, гороха и бобов варили каши и жидкие блюда. Черемуху широко употребляли забайкальские казаки, пекли пряники (курсуны), делали начинку для пирогов.

Напитки были разнообразными: квас, компот (узвар), кислое молоко, разведенное водой, сыта из меда, буза из солодкового корня и другие. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: брага, кислушка, чихирь – молодое виноградное вино, самогон (горилка). Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезы. Казаки Забайкальского войска пили чай с «забелой» из молока, масла и яиц, добавляя в него пшеничную муку и конопляное семя. Старообрядцы в конце 19 – начале 20 вв. соблюдали запрет на употребление чая, заваривали дикорастущие травы и коренья.

До конца 19 – начала 20 вв. для казачества характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное положение казачества и специфический уклад жизни: необходимость обработки больших земельных наделов, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до ее начала, замкнутость семейного быта. У казаков Донского, Уральского, Терского, Кубанского войск существовали 3-4-поколенные семьи, численность которых доходила до 25-30 человек. Наряду с большими были известны малые семьи, состоявшие из родителей и неженатых детей. Сословная обособленность казачества в 19 веке значительно ограничивала круг брачных связей. Браки с иногородними и представителями местных народов были крайне редкими даже в начале 20 века. Однако следы брачных союзов казаков с нерусскими народами в ранний период существования казачьих общин прослеживаются в антропологическом типе донских, терских, уральских и астраханских казаков.

Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным руководителем всей семьи: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы, он обладал единоличной властью. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась относительная свобода женщины-казачки по сравнению, например, с крестьянкой. Молодежь в семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян.

Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого – покровителя войска.

Аграрно-календарные праздники (святки, масленица и другие) составляли важную часть всей праздничной обрядности, в них отразились следы дохристианских верований. В праздничных обрядовых играх прослеживается влияние контактов с тюркскими народами. У уральских казаков в 19 веке в число праздничных забав входило развлечение, известное у тюркских народов: без помощи рук со дна котла с мучной похлебкой (баламык) полагалось достать монету.

Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устнопоэтического творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Традиции хорового пения имели глубокие корни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение сельскохозяйственных работ всем «миром».

Войсковое начальство поощряло увлечение казаков хоровым пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах, основу песенного репертуара составляли старинные историко-героические песни, связанные с конкретными историческими событиями, а также те, которые отражали военный быт. Обрядовые песни сопровождали праздники календарного и семейного цикла, популярными были любовные и шуточные песни. Под влиянием города в начале 19 века распространились «жестокие» романсы и литературные переделки. Из других жанров фольклора значительное распространение получили исторические предания, былины, топонимические рассказы.

Источник

Как готовят уральские казачьи вареники? Что в начинке и как они попали на Урал?

Все мы горячо любим уральские пельмени, но бывают еще и уральские вареники и не простые, а. казачьи! Но есть у них одно интересное отличие, которое делает их непохожими на обычные украинские вареники. Рассказываем — какое!

Кухня уральских казаков рецепты. ba1e6ee9. Кухня уральских казаков рецепты фото. Кухня уральских казаков рецепты-ba1e6ee9. картинка Кухня уральских казаков рецепты. картинка ba1e6ee9. Молочные блюда – важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали арян (айран) – напиток для утоления жажды, откидное молоко, сюзбе, наподобие брынзы. Сушеный сыр был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии. Каймак (топленые в русской печи сливки) добавлялся во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу – блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.

Как появились казачьи вареники на Урале?

История этих вареников началась с. войны. В 1773 году разгорелось Пугачевское восстание, охватившее Орен­бург­скую, Ка­зан­скую, Си­бир­скую и другие гу­бер­нии. В нём принимало участие более 100 тысяч человек – постепенно оно переросло в полномасштабную войну яицких и оренбургских казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с правительством Российской империи. Удалось окон­ча­тель­но по­дав­ить восстание лишь к ле­ту 1775 года, и чтобы ничто не напоминало Екатерине II об этих событиях, были изданы указы о переименовании всех мест, связанных с этими событиями.

Река Яик была переименована в Урал, Яицкое казачье войско — в Уральское, а Верхне-Яицкая пристань — в Верхнеуральск. Поэтому не существует «яицких вареников» или «яицких пельменей», зато «уральские пельмени» известны всем. Кулинарные традиции уральских казаков имеют связь с украинской, кавказской, поволжской, среднеазиатской и сибирской кухней. К числу таких заимствований относятся: замораживание рыбы, мяса, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод, использование пряностей и др.

Уральская казачья кухня была довольно простой из-за того, что глава семейства, казак, находился все время на службе (обычно казак уходил в поход в 18 лет и возвращался в 38 лет), а все хозяйство было на женщине и ей было не до хлебосолов. Да и разнообразие сезонных продуктов здесь было не так велико, как в более южных регионах империи.

Кухня уральских казаков рецепты. bc8b1dd0. Кухня уральских казаков рецепты фото. Кухня уральских казаков рецепты-bc8b1dd0. картинка Кухня уральских казаков рецепты. картинка bc8b1dd0. Молочные блюда – важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали арян (айран) – напиток для утоления жажды, откидное молоко, сюзбе, наподобие брынзы. Сушеный сыр был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии. Каймак (топленые в русской печи сливки) добавлялся во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу – блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.Какой казак не любит вареников

Чем отличаются уральские вареники от обычных?

В военных походах казакам требовалась сытная и простая еда. Хорошо знакомое украинское блюдо — вареники, именно в казачьих походах и видоизменилось. Если в украинских варениках картошка в начинке должна быть вареной, то уральские казачьи вареники готовились с сырой картошкой и несоленым салом. Картофель с салом при отваривании дает сочный бульон, который делает блюдо очень сытным. Именно такое блюдо — из простых продуктов, на скорую руку, на насыщенном бульоне необходимо было казакам в постоянных военных походах.

Где сегодня готовят уральские казачьи вареники?

Уже несколько лет в Челябинской области развивают традиции кухонь народов Урала и готовят уральские вареники «Казачьи» ручной лепки в виде полумесяцев с защипами. Мука для уральских вареников закупается с фермерских подворий, а в их начинке только сало (шпик), сырой картофель, лук и натуральные специи.

Итак, для приготовления уральских вареников «Казачьи» с сырым картофелем и салом сначала замешивается тесто из муки, соли, яиц, молока, воды и растительного масла. Для начинки сначала нужно снять шкурку с сала и почистить картофель и репчатый лук. Затем сало, картофель, лук пропускаются через мясорубку, добавляются соль и перец. Фарш тщательно перемешивается и выкладывается в сито с мелкой сеткой, чтобы избавиться от излишков влаги, которую даёт картофель. Замешанное тесто тонко раскатывается и лепятся вареники в виде полумесяцев с защипами. Варятся такие вареники 10 минут после закипания воды или их можно поджарить. Вареники подаются горячими, со сливочным маслом, сметаной и зеленью.

Так готовят вареники на «Уральском подворье»

Уральские вареники «Казачьи» — продуктовый бренд, представленный на Первом национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России», организатором которого является Минсельхоз России. Конкурс призван открыть региональным гастрономическим брендам дорогу к широкому потребителю, показать потенциал их развития и познакомить людей с разнообразием уникальных российских вкусов.

С победителями и участниками конкурса можно ознакомиться на официальном сайте вкусыроссии.рф.

Источник

Реферативная работа на конкурс «За Россию раны святы» Номинация «Отчий дом» Традиционная казачья кухня

Кухня уральских казаков рецепты. hello html m4ac12f41. Кухня уральских казаков рецепты фото. Кухня уральских казаков рецепты-hello html m4ac12f41. картинка Кухня уральских казаков рецепты. картинка hello html m4ac12f41. Молочные блюда – важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали арян (айран) – напиток для утоления жажды, откидное молоко, сюзбе, наподобие брынзы. Сушеный сыр был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии. Каймак (топленые в русской печи сливки) добавлялся во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу – блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.Кухня уральских казаков рецепты. hello html m274ac542. Кухня уральских казаков рецепты фото. Кухня уральских казаков рецепты-hello html m274ac542. картинка Кухня уральских казаков рецепты. картинка hello html m274ac542. Молочные блюда – важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали арян (айран) – напиток для утоления жажды, откидное молоко, сюзбе, наподобие брынзы. Сушеный сыр был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии. Каймак (топленые в русской печи сливки) добавлялся во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу – блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.Кухня уральских казаков рецепты. hello html m1a319574. Кухня уральских казаков рецепты фото. Кухня уральских казаков рецепты-hello html m1a319574. картинка Кухня уральских казаков рецепты. картинка hello html m1a319574. Молочные блюда – важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали арян (айран) – напиток для утоления жажды, откидное молоко, сюзбе, наподобие брынзы. Сушеный сыр был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии. Каймак (топленые в русской печи сливки) добавлялся во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу – блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.Кухня уральских казаков рецепты. hello html m76a2117d. Кухня уральских казаков рецепты фото. Кухня уральских казаков рецепты-hello html m76a2117d. картинка Кухня уральских казаков рецепты. картинка hello html m76a2117d. Молочные блюда – важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали арян (айран) – напиток для утоления жажды, откидное молоко, сюзбе, наподобие брынзы. Сушеный сыр был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии. Каймак (топленые в русской печи сливки) добавлялся во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу – блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог. Кухня уральских казаков рецепты. hello html 17d0eae9. Кухня уральских казаков рецепты фото. Кухня уральских казаков рецепты-hello html 17d0eae9. картинка Кухня уральских казаков рецепты. картинка hello html 17d0eae9. Молочные блюда – важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали арян (айран) – напиток для утоления жажды, откидное молоко, сюзбе, наподобие брынзы. Сушеный сыр был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии. Каймак (топленые в русской печи сливки) добавлялся во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу – блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.Куйбагишева Валерия

Россия, Челябинская область, Уйский район, п. Мирный,

МБОУ «Мирненская СОШ», 8 класс

Реферативная работа на конкурс «За Россию раны святы»

Номинация «Отчий дом» Традиционная казачья кухня

Сегодня наблюдается процесс возрождения казачества, трудный и неоднозначный. Казачество, его традиции, обычаи, культура, ментальность, культура питания формировались на протяжении длительного времени, в непрерывно изменяющейся среде. Изменялось и казачествоБогат и разнообразен этнический состав казаков: русские, украинцы, мордвы, башкиры, татары, бакалинцы, нагайбаки. В связи с этим разнообразны кухни. Особенности кухни одних народов были заимствованы у других национальностей, происходило смешение, но преобладание кухни наблюдалось той, каково было преобладание населения.

Возникла проблема : что использовали в пищу казаки? Размышляя над этой проблемой, была выполнена работа по сбору, обработке и исследованию материала по данной тематике.

Цели работы : анализ литературы по истории кулинарии казачества Урала,собрать материал о традиционных блюдах казаков, сформировать умения и творческие навыки на основе знаний краеведческого материала, его сбора, переработки и осмысления. Для достижения цели поставлены задачи : изучить историю казачества, культуру питания, традиционные блюда казацкой кухни; использовать краеведческий материал, интервью с жительницей сельского поселения, личный опыт.

Тема работы актуальна и современна, т.к. именно сегодня наблюдается процесс возрождения казачества. А изучение материальной культуры края является одной из задач этнокультурного образования, воспитания и формирования национального мировоззрения.

Знание культуры питания, приготовления традиционных блюд, умение использовать краеведческий материал, это и есть возрождение традиций казачества. Решив поставленные перед собой задачи, достигнуты поставленные цели : проанализировано огромное количество литературы по истории кулинарии казачества Урала, собран материал о традиционных блюдах казаков, сформированы умения и творческие навыки на основе знаний краеведческого материала, его сбора, переработки и осмысления. В работе использованы поисково – исследовательский метод, метод интервью, метод анализа краеведческого материала. В работе использовано интервью с жительницей посёлка Мирный, Уйского района, Челябинской области, 1937 года рождения, уроженкой села Уштаганка, Чебаркульского района.

Говоря о казацкой кухне, мы подчеркиваем ее особенности и характерные черты, рассматриваем историю ее развития и ее содержание в целом.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мирненская средняя общеобразовательная школа»

Уйского района Челябинской области

Реферативная работа на конкурс «За Россию раны святы»

Номинация «Отчий дом»

Традиционная казачья кухня

Выполнила: Куйбагишева Валерия, ученица 8 класса

Руководитель: Луканина Елена Борисовна, учитель технологии

2.Статьи дохода казаков

3.Посуда в казачьих домах

4.Основы питания казаков

10.Блюда из овощей и ягод

13.Список используемой литературы

Утвердилась здесь Русь! –

Разгромив в Зауралье Кучума

Смерть и кровь казаков

Твоим Рыцарям! – Слава Россия!

В отечественной истории много удивительных фактов и событий, требующих изучения и познания и среди них есть один, менее изученный, но полный загадок, который требует тщательного изучения – это история казачества.

История казачества напоминает то античную трагедию, то авантюрный роман, то волшебную сказку о людях сильных духом, смелых и храбрых воинах, которые не жалея своей жизни защищали наше Отечество.

Казак – значит человек свободолюбивый и непокорный. Он не потерпит несправедливости и гнета, не потерпит насилия над собой. Не случайно, что слово «казак» в сознании русских людей устойчиво сочетается со словом «вольный».

Историю казачества рассматривали такие отечественные историки как Карамзин, Соловьев, Ключевский, она отражена в литературных произведениях наших писателей и поэтов Пушкина и Лермонтова, Толстого и Шолохова.

Но история казаков до конца не изучена, ученые до сих спор спорят о самом происхождении слова «казак», недостаточно рассмотрены вопросы об истории казаков Урала и Сибири, история казачества не изучается в учебных заведениях страны.

Вопросы истории казачества Урала рассматривают в своих трудах Мамонов В.Ф., Коваленко К.Г., Косинов В.И, Машин М.Д., Михайлова Н.В., Форстман Г.В., Рахимов Э.Х.,и конечно же нельзя не упомянуть о нашем земляке, уроженце деревни Лапина – Николае Александровиче Крохине.

Приведу строки из его книги «История родного края» : «Урал – Это центр России. Её становой хребет, во все тяжелые времена. Говорить об Урале можно много, одно лишь скажу, что основу его населения всегда составляли патриоты России. Особенно казаки, с их рыцарскими качествами. Урал – это не Кавказ, хотя тоже горы. Там без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Не тот климат. Но разговор о казаках, поскольку родился я и вырос в казацкой семье. Занятные люди эти казаки….»

Сегодня наблюдается процесс возрождения казачества, трудный и неоднозначный. Казачество, его традиции, обычаи, культура, ментальность, культура питания формировались на протяжении длительного времени, в непрерывно изменяющейся среде. Изменялись отношения между государствами, менялись государственные границы и типы власти, менялись вооружения армий, менялась экономическая и информационная среда. Изменялось и казачество. Из кочевников казаки стали оседлыми, приобщились к сельскому хозяйству. Вступая в те или иные отношения с государством, казаки вынуждены были изменять внутренние уставы казачьей жизни. И это естественный процесс развития человеческого общества.

Богат и разнообразен этнический состав казаков: русские, украинцы, мордвы, башкиры, татары, бакалинцы, нагайбаки. В связи с этим разнообразны кухни. Особенности кухни одних народов были заимствованы у других национальностей, происходило смешение, но преобладание кухни наблюдалось той, каково было преобладание населения.

Я жительница казачьей станицы, Соколовского сельского поселения, меня заинтересовала тема питания казаков. У меня много увлечений, одно из них – кулинария. В связи с этим у меня возникла проблема : что использовали в пищу казаки? Размышляя над этой проблемой, я решила выполнить работу по сбору, обработке и исследованию материала по данной тематике. Цели работы : анализ литературы по истории кулинарии казачества Урала,собрать материал о традиционных блюдах казаков, сформировать умения и творческие навыки на основе знаний краеведческого материала, его сбора, переработки и осмысления. Для достижения цели я ставлю перед собой задачи : изучить историю казачества, культуру питания, традиционные блюда казацкой кухни; использовать краеведческий материал, интервью с жительницей сельского поселения, личный опыт.

Я считаю, что тема моей работы актуальна и современна, т.к. именно сегодня наблюдается процесс возрождения казачества. А изучение материальной культуры края является одной из задач этнокультурного образования, воспитания и формирования национального мировоззрения.

Статьи дохода казаков

Развитие земледелия сдерживала постоянная военная опасность со стороны кочевников, особенно охотно нападавших на работавших в полях, в удалении от крепости или форпоста казаков.

Зато животноводство, прежде всего разведение лошадей, было развито хорошо. Животноводство имело товарный характер. Ведущими отраслями были коневодство и овцеводство, также разводили коров, птицу и свиней. На юге Уральского казачьего войска разводили верблюдов.

Одной из главных статей дохода казаков была охота, благо в уральских лесах и степях водилось много самой разнообразной дичи, также, важное значение, кроме владения наделами, для казачества имело право на пользование озерами, богатыми рыбой, право вести речной промысел ценнейших пород рыбы. Рыболовство для казаков было делом значительно более доходным, чем даже походы «за зипунами», не говоря уже о воинской службе.

Ежегодно казаки отлавливали и продавали в центральные районы России по нескольку сот тысяч осетров, белуг, севрюг свежих и просоленных, большое количество икры, получая за это деньги, значительно превышавшие стоимость их выплат казне за эксплуатацию рыбных промыслов. Рыба, выловленная в Яике, ценилась значительно выше, например, волжской.

Казаки самым ревнивым образом оберегали эту свою привилегию – право багрения. К багрению допускались лишь исключительно служащие казаки (отставные или не служившие – этого права не имели). Те из служащих казаков, кто не хотел или не могли багрить сами, могли продать это право за значительную сумму. Удачное багрение приносило казаку прибыль во много раз превышающую размеры жалованья (размер годового жалованья казака составлял тогда около 60 копеек).

Казаки занимались рыболовством и на многочисленных озерах Уральского края. На Южном Урале этим искусством широко славились казаки станицы Верхне –Миасской. Они еще в XVII – начале XVIII веков в довольно больших масштабах практиковали разведение рыбы в соседних озерах, что тоже давало немалые доходы.

Посуда в казачьих домах

Посуда в казачьих домах разная. Они пользовались деревянными чашками, ложками, вёдрами, жбанами, ушатами. Из глины были жаровни, чашки, горшки, кринки, кувшины, корчаги. Чайные чашки, чайники, тарелки, сахарницы, молочники и блюда из белой глины. К металлической посуде относились самовары, вёдра, сковороды, ложки, чугуны, подойники, поварёшки. Пользовались казаки и бутылками, графинами, кружками, стаканами, чайницами, изготовленными из стекла. Как правило, семья пользовалась деревянной и глиняной посудой.

Основы питания казаков

Пища казаков была незатейлива, но питательна, вкусна и разнообразна. Основой питания казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Среди известных способов приготовления и употребления пищи доминировали традиции русских, сильным было влияние украинской кухни. В приёмах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов обнаруживается немало заимствований из кулинарии народов Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Способы приготовления и хранения продуктов и блюд в походных условиях, известные у казаков, сходны с теми, которые существовали у русского населения разных регионов и нерусских народов окраин России (замораживание мяса, рыбы, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод и др.).

Огороды обыкновенно устраивались возле реки и очень редко около домов, что делалось с целью избавить себя от излишнего труда при поливке растений. Огораживаются они обыкновенно плетнем и редко жердями.

Заинтересовавшись темой питания казаков, я провела интервью с жительницей посёлка Мирный, Уйского района, Луканиной Галиной Степановной, 1937 года рождения, уроженкой села Уштаганка, Чебаркульского района.

Из рассказа Галины Степановны: « Сажали огород. В огороде выращивали картофель, капусту, репу, брюкву, морковь. А вот помидоры не сажали, и цветов в огородах тоже не было. Дедушка пас колхозных овец. Из мяса использовалась в основном баранина, в праздники птица. Жили на берегу реки и могли выращивать водоплавающую птицу. На лето мясо высушивали в русских печах. Для варки клали в кастрюлю и варили. При варке оно вновь разбухало, и навар был крепким. Иногда мясо солили. Перед варкой вымачивали. Пескарей в реке было много, жирные были, уха из них была наваристая и ароматная. Много собирали ягод клубники и вишни. Высушивали. Варенье не варили, сахара не было. А зимой пироги да шаньги ягодные пекли. Варили компот, но без сахара он был кислым. Грибов было много, и солили и сушили их. А потом пироги да пельмени лепили».

В военные и послевоенные годы казаки жили, как и все в то время, очень трудно, было голодно и холодно.

Из рассказа Галины Степановны: « Шла война. Основу населения составляли старики, женщины и дети. Мама (отец в это время был на фронте – примечание автора) и дедушка с бабушкой трудились в колхозе. На трудодни давали крохи хлебных отходов. У дедушки и бабушки были свои жернова, на которых мололи зерно. Хлеба (зерна – примечание автора) было мало. Семью кормила корова, прокормить которую было очень трудно.

Только надежда на лучшее поддерживала людей. Трудились все, и старики, и дети, не оглядываясь назад. Трудное было время, но справедливое».

Молочные блюда важная часть повседневного рациона.Готовили каймак (топленые в русской печи сливки), добавлялся во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу — блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог. Большую роль в питании играли крупы, каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). На основе каш готовили блюда наподобие пудинга — пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла. “Каша с рыбой” была известна у уральских, донских, терских и астраханских казаков.

Из рассказа Галины Степановны : « Зимой коровушка не доила, так молоко намораживали, мама в чашках замораживала, а потом выкладывала в ведро с крышкой, так и хранили. И творог замораживали, а потом оттаивали, да шаньги с творогом пекли. И масло сливочное заготавливали впрок».

Рыбные блюдаоснова питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских, частично кубанских казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты и тельное — блюдо, известное также у поморов, русскоустьинцев. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу – смотреть приложение № 4 – «Щука фаршированная». Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык).

Мясо казаки ели чаще обычных крестьян, но соблюдали посты. В праздники казаки хлебосольно принимали гостей, и тогда на столах появлялись жареные гуси и утки, мясные паштеты, студни и похлебки. Даже самый бедный казак выставлял последнее, чтобы угостить своих гостей. В будние дни мясо могли позволить себе наиболее зажиточные казаки. В основном мясо томили в русских печах, и оно приобретало неповторимый вкус и аромат. И бульон получался наваристым и крепким.

Блюда из овощей и ягод

Блюда из овощей отличались большим разнообразием. Самым популярным овощным блюдом у уральских казаков были щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. Морковник, тыквенник, тушеная капуста, жареный картофель входили в ежедневный рацион. Кубанские и терские казаки готовили блюда из баклажанов, помидоров, перца и других овощей, аналогично традициям кавказской кухни. Уральские казаки делали вялушки из дыни так же, как и туркмены, только после вяления на солнце их томили в русской печи. Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая) были популярны у сибирских, забайкальских, оренбургских, уральских и донских казаков. Бахчевые культуры — арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище казаков многих войск в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту. Широко распространенным блюдом из арбузной и дынной патоки у донских, астраханских, уральских и др. казаков был бекмес. Терские и кубанские казаки добавляли в блюда пряные приправы из местных трав.Дикорастущие (терн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно. Из кукурузы варили мамалыгу (терские и кубанские казаки), парили её в русской печи, отваривали. Из фасоли, гороха и бобов варили каши и жидкие блюда. Черемуху широко употребляли забайкальские казаки, пекли пряники (курсуны), делали начинку для пирогов.

Из рассказа Галины Степановны : «Много выращивали капусты, квасили её на зиму в кадках, и выставляли в сенцы или в чулан, она замерзала. Когда надо нарубали капусту сечкой и готовили из неё и пироги, и пирожки, и щи кислые варили, и с постным маслом да с варёной картошкой ели, очень вкусной она тогда казалась. Бабушка всегда делала парёнки: отваривала мелкую морковь, а затем вялила её в русской печи, нам детям вместо конфет давали. Огурцы на зиму в кадках солили, с добавлением пряных трав и хрена, без сахара, заливали колодезной сырой водой с солью. Огурцы получались хрустящими, да ароматными. Брюкву да репу ели, сейчас ведь редко эти овощи едим, а то и совсем не едим. Заваривали из них чай. Ягоды собирали клубнику и вишню, сушили. Ягодные шаньги потом пекли».

Напитки были разнообразными: квас, компот (узвар), кислое молоко, разведенное водой, сыта из меда, буза из солодкового корня и другие. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: брага, кислушка, самогон (горилка). Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Он проник в повседневный быт казаков довольно рано — во второй половине IXX веке. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезы казаков. Казаки Забайкальского войска пили чай с “забелой” из молока, масла и яиц, добавляя в него пшеничную муку.

Из рассказа Галины Степановны: « Из моркови бабушка чайную заварку делала: порубит её мелко – мелко сечкой в деревянном корыте, а затем высушит в русской печи. Заваривали, как мы сейчас чайную заварку завариваем. Цвет и аромат этого чая неповторимый, особенно если пить с молоком. Много трав лесных собирали, на весь год хватало. Заваривали из них чай. Ягоды собирали клубнику и вишню, сушили. Компоты зимой варили. Готовили свекольник. Варили свёклу, мелко рубили, заливали кипячёной водой, добавляли чуть дрожжей или закваски и сахара. Ставили на три дня на печь. Из ржи делали кулагу, солод, да сусло. Сусло ставили в корчаге – в глиняной посуде, затем помещали в печь, где сусло прело. В печи были специальные дощечки, на которых сусло стояло, по чаше должен был стекать сок. Сусло получалось очень сладкое, после этого им разводили квас. Квас был густой, душистый и пенистый».

Бурные девяностые годы открыли новый этап в истории казачества Урала, 14 апреля 1990 года, в помещении Союза писателей Оренбурга состоялся учредительный сход (круг) потомков казаков Оренбургского войска. Речь, преимущественно шла о возрождении культурных традиций Оренбургского казачества. Примерно в это же время подобные общины возникают в Уральске, Магнитогорске, чуть позднее – в Челябинске и ряде других городов Урала. Казачье движение на Урале растёт и набирает силы. Возрождающее казачество уделяет первостепенное внимание вопросам, связанным с пропагандой своих традиций, уходящих в глубину веков.

Я уверена, что знание культуры питания, приготовления традиционных блюд, умение использовать краеведческий материал, это и есть возрождение традиций казачества. Решив поставленные перед собой задачи, я достигла поставленной цели : проанализировала огромное количество литературы по истории кулинарии казачества Урала, собрала материал о традиционных блюдах казаков, сформировала умения и творческие навыки на основе знаний краеведческого материала, его сбора, переработки и осмысления. В работе я использовала поисково – исследовательский метод, метод интервью, метод анализа краеведческого материала.

Тепловая обработка пищи заключалась в нагреве теплом русской печи, сильном или слабом, трех степеней — «до хлебов», «после хлебов», «на вольном духу», — но всегда бесконтактном с огнем и либо с постоянной держащейся на одном уровне температурой, либо с падающей, убывающей температурой, когда печь постепенно остывала, но никогда не с возрастающей температурой, как при наплитном приготовлении.Оттого и кушанья получались всегда даже не отваренными, а скорее томлеными или полутомлеными-полутушеными, отчего приобретали совершенно особый вкус. Недаром многие блюда старинной русской кухни не производят должного впечатления, когда их готовят в иных температурных условиях.

Означает ли это, что надо восстанавливать русскую печь, чтобы получить в современных условиях настоящие блюда казацкой кухни? Отнюдь нет. Вместо этого достаточно имитировать создаваемый ею тепловой режим падающей температуры. Такая имитация в современных условиях возможна. Однако не следует забывать, что русская печь оказала на русскую кухню не только положительное, но в известной степени и отрицательное влияние — она не стимулировала выработку рациональных технологических приемов.

Говоря о казацкой кухне, мы подчеркиваем ее особенности и характерные черты, рассматриваем историю ее развития и ее содержание в целом. Между тем следует иметь в виду и ярко выраженные региональные различия в ней, объясняемые главным образом разнообразием природных зон и связанным с этим несходством растительных и животных продуктов, разным влиянием соседних народов, а также пестротой социальной структуры населения в прошлом

Галигузов И.Ф., Баканов В.П. Станица Магнитная. От казачьей станицы до города металлургов. – Магнитогорск, 1994. – 398 с.: ил.

Гордеев А.А. История казаков. В 3–х частях. – Москва: Издательство «Страстной бульвар», 1992. – 256 с.

История казачества России: Учебное пособие. – Ростов на Дону: Издательство Ростовского университета, 2001. – 256 с.: ил.

История казачества Урала. Учебное пособие для казачьих воскресных школ /Под ред. Мамонова В.Ф. – Оренбург – Челябинск, 1992. – 240 с.

Казачество. Энциклопедия / ред. кол.: А.П. Федотов (гл. редактор) и др. – Москва: Издательство ООО «Издательство «Энциклопедия», 2008. – 720 с.: ил.

Мамонов В.Ф. История казачества России: Монография. – Екатеринбург: Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Челябинск: Челябинский государственный университет; Институт гуманитарных исследований при ЧГПИ, 1995. – 236 с.

Мамонов В.Ф. Рождение казачества Урала: легенды, факты, гипотезы. – Челябинск, 1991. – 86 с.

Машин М.Д. Из истории родного края. Оренбургское казачье войско. – Челябинск: Южно–Уральское книжное издательство, 1976. – 192 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *