Льготный рецепт рб фото
Льготный рецепт рб фото
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
О выписывании рецептов и отпуске лекарственных средств населению
Вопрос: Можно ли осуществлять розничную реализацию лекарственных средств, которые подлежат предметно-количественному учету или включены в приложение 6 к Инструкции о порядке выписки рецепта врача и создания электронных рецептов врача, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 октября 2007 г. № 99, в соответствии с требованиями части третьей пункта 61 Надлежащей аптечной практики, установленной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 120
Ответ: В соответствии с частью третьей пункта 61 Надлежащей аптечной практики, установленной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 120 (далее – НАП), «…в случае несогласия гражданина приобрести единовременно все указанные в рецепте врача лекарственные средства либо все количество лекарственного средства, указанного в рецепте врача, фармацевтический работник при реализации лекарственного средства на оборотной стороне рецепта врача указывает информацию согласно части первой пункта 59 настоящей Надлежащей аптечной практики и оформляет копию (ксерокопию) рецепта врача (лицевой и оборотной стороны), заверяет ее собственной подписью и возвращает его гражданину. Копии (ксерокопии) рецепта врача хранятся и уничтожаются в порядке, установленном частями первой и четвертой настоящего пункта.».
Вместе с тем, на бланке рецепта врача формы 1 могут выписываться лекарственные средства, включенные в перечень лекарственных средств, наркотических средств, психотропных веществ и этилового спирта, подлежащих предметно-количественному учету, согласно приложению 5 вышеназванного постановления, а также лекарственные средства, для которых установлены нормы единовременной реализации, указанные в приложении 6 к Инструкции о порядке выписки рецепта врача и создания электронных рецептов врача, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 октября 2007 г. № 99. Ограничения по реализации таких лекарственных средств связаны со случаями злоупотребления ими и немедицинского применения.
В этой связи Министерство здравоохранения считает, что реализация вышеназванных лекарственных средств может осуществляться только одномоментно и в количестве, выписанном в рецепте.
В случае, если по каким-либо причинам пациент не может приобрести все количество лекарственного средства одномоментно, считаем целесообразным организовать отсроченное обслуживание и предложить пациенту оставить рецепт в аптеке и приобрести оставшееся количество выписанного лекарственного средства позднее в этой же аптеке.
Вопрос: В рецепте врача указано торговое наименование лекарственного средства. При этом фасовка отличается от зарегистрированной в Республике Беларусь. Или в рецепте врачом указана другая лекарственная форма, также отличная от зарегистрированной. Может ли в этом случае фармацевтический работник осуществлять розничную реализацию лекарственного средства по таким рецептам?
Ответ: Лекарственные средства по рецептам врачей формы 1, в которых ошибочно указано неверное количество таблеток в упаковке, или указана другая лекарственная форма (капсулы вместо таблеток или наоборот) реализуются фармацевтическим работником аптеки с учетом фасовки и (или) лекарственной формы лекарственного средства, зарегистрированной в Государственном реестре лекарственных средств Республики Беларусь.
В таком случае фармацевтический работник аптеки указывает в рецепте фактически реализованное количество лекарственного средства и (или) его лекарственную форму и в последующем рецепт хранится и уничтожается в сроки, определенные приложением 6 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 120. Это же требование распространяется на рецепты врачей формы 1, отпечатанные с одной стороны или в которых не проставлены типографским способом серия и номер рецепта.
Вопрос: Может ли аптека негосударственной формы собственности осуществлять розничную реализацию лекарственных средств, выписанных на бланках рецепта врача для выписки лекарственных средств и перевязочных материалов на льготных условиях, в том числе бесплатно?
Ответ: В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» порядок бесплатного и льготного обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, определяется Правительством Республики Беларусь.
Вышеназванный порядок определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 1650 «О некоторых вопросах бесплатного и льготного обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами отдельных категорий граждан» (далее – Постановление).
Аптеки негосударственной формы собственности не имеют право осуществлять розничную реализацию лекарственных средств по рецептам врачей с применение льготного порядка оплаты выписанных лекарственных средств.
Вместе с тем, при обращении гражданина в аптеку негосударственной формы собственности с льготным рецептом, фармацевтический работник может осуществлять розничную реализацию лекарственного средства по льготному рецепту, предупредив заранее гражданина, что розничная реализация может быть осуществлена только за полную стоимость, рецепт врача должен будет остаться в аптеке и храниться там в соответствии с требованиями пункта 61 Надлежащей аптечной практики.
Вопрос: Какое количество лекарственного средства может быть выписано врачом на бланке рецепта врача формы 1 и привязан ли срок действия рецепта врача к курсу лечения пациента, определенного врачом?
Ответ: Пунктом 22 Инструкции о порядке выписки рецепта врача и создания электронных рецептов врача, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 октября 2007 г. № 99 (далее – Инструкция), установлены следующие сроки действия рецептов врача:
Под термином «срок действия рецепта врача» понимается период, в течение которого пациент имеет право приобрести за полную стоимость или на льготных условиях лекарственное средство.
Курс лечения конкретным лекарственным средством определяется врачом и не зависит от срока действия рецепта врача.
Этим же пунктом Инструкции установлено, что для пациентов, нуждающихся в длительном приеме лекарственных средств, врач может выписывать лекарственные средства сроком лечения до 6 месяцев. При этом пациент совместно с врачом может оговорить периодичность получения лекарственного средства в аптеке.
При согласии пациента приобретать лекарственное средство за полную стоимость на курс лечения до нескольких месяцев одномоментно, в рецепте врач может выписать сразу несколько упаковок. Если пациент не может приобретать лекарственное средство на курс лечения сразу, врач выписывает несколько рецептов. При этом рецепт оформляется в соответствии с требованиями части третьей и четвертой пункта 22 Инструкции.
Вопрос: Разрешена ли закупка лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, срок действия регистрационного удостоверения которых истек уже после ввоза их на территорию Республики Беларусь, у оптового поставщика для розничной реализации в аптеке?
Ответ: В соответствии с пунктом 16 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2015 (ред. от 06.06.2017) N 254 «О государственной регистрации (подтверждении государственной регистрации) лекарственных средств и фармацевтических субстанций и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2008 г. N 1269» по истечении срока действия регистрационного удостоверения лекарственное средство, не прошедшее подтверждение государственной регистрации, исключается из Государственного реестра. Лекарственное средство, поступившее в обращение в период действия регистрационного удостоверения, допускается к реализации и медицинскому применению до истечения срока годности, указанного на упаковке, без подтверждения его государственной регистрации.
Выдача разрешений на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных изделий медицинского назначения и медицинской техники, ввезенных на территорию Республики Беларусь в период действия регистрационного удостоверения, срок действия которого истек осуществляется в соответствии с подпунктов 10.28.6 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 (ред. от 19.09.2019) N 156.
Вопрос: В связи с тем, что организации здравоохранения используют инфузионные растворы промышленного производства, в настоящее время в аптеках первой категории осуществляется изготовление в основном глазных капель и ЛС для новорожденных в очень незначительных количествах.
В целях рационального использования арендуемых помещений возможно ли совмещение помещения водоподготовки и стерилизационной в одном производственном помещении, а помещения аптечного изготовления ЛС – с помещением изготовления стерильных лекарственных форм? Если выполняемые виды работ в совмещаемых помещениях четко распределить во времени в течение рабочего дня, предусмотреть обязательное проведение соответствующей санитарно-гигиенической обработки помещений и оборудования по согласованию с территориальными центрами гигиены, эпидемиологии?
Ответ: Возможность совмещения производственных помещений аптеки первой категории урегулирована подпунктом 3.1 пункта 3 Надлежащей аптечной практики, утвержденной постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2006 (ред. от 04.02.2016) № 120.
Вопрос: В обязанности приемочной комиссии субъекта хозяйствования по действующему НПА входит проверка лекарственных средств по тесту «Описание», что требует вскрытия первичной упаковки лекарственных средств с последующим выводом его из обращения. Насколько это целесообразно и возможно осуществить, например, в условиях аптеки? И каким образом должны оформляться такие издержки, особенно при высокой стоимости лекарственных средств?
Ответ: Порядок проведения приемочного контроля в условиях аптеки регламентирован пунктом 30 Надлежащей аптечной практики, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2006 (ред. от 04.02.2016) № 120.
По итогам проведенного 12 сентября 2019 года рабочего семинара по проблемным вопросам, возникающим при применении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июня 2019 г. № 60 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 октября 2007 г. № 99» Министерством здравоохранения проведена доработка АИС ЭР. В этой связи представляем дополнительные разъяснения по применению положений новой Инструкции о порядке выписки рецепта врача и создания электронных рецептов врача (далее – Инструкция).
1. Прежде всего, при выписывании лекарственных средств в форме электронного рецепта необходимо уточнить наличие у пациента карты для медицинского обслуживания (пластиковой карты, эмитированной РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ», РУП «Минская Фармация», областными РУП «Фармация»), в противном случае пациент не сможет получить лекарственные средства, выписанные в форме электронного рецепта, в аптеке, подключенной к системе АИС ЭР.
В случае отсутствия у пациента карты для медицинского обслуживания медицинский работник предлагает ему ее получить в порядке, определенном приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.08.2015 № 863 (далее – приказ 863).
Обязательным условием также является необходимость получения письменного согласие пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» (уполномоченное лицо), на обработку персональных данных и информации, составляющей врачебную тайну, в информационных системах, информационных ресурсах, базах (банках) данных в здравоохранении (далее – согласие пациента), по форме согласно приложению 8 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.10.2007 № 99 (далее – постановление 99).
Обращаем внимание, что форма согласия пациента, утвержденная приказом 863, в настоящее время недействительна и следует руководствоваться формой, указанной в приложении 8 к постановлению 99.
По мнению Министерства здравоохранения, согласие пациента, полученное до вступления в силу изменений в постановлении 99, является действительным, и переоформлять его не требуется.
Обязанность получения согласия пациента возлагается на организацию здравоохранения, к которой прикреплен данный пациент.
В случае внутренней миграции информация о получении согласия пациента передается в организацию здравоохранения, к которой вновь прикрепился пациент или запрашивается у организации здравоохранения, в которой пациент наблюдался.
Для остальных участников документооборота по электронным рецептам врача сигналом о наличии согласия пациента будет являться карта для медицинского обслуживания, эмитированная одним из предприятий системы «Фармация» (РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ», «Минская Фармация», «Фармация»).
Письменное согласие запрашивается один раз и распространяет свое действие на создание, передачу, прием, обработку, хранение электронных рецептов врача до момента отзыва пациентом своего согласия или его смерти.
Обращаем внимание, что заявление на выдачу пластиковой карты для медицинского обслуживания не является согласием пациента.
В случае отказа пациента от подписания согласия, рецепты врача такому пациенту оформляются только на бумажном носителе по формам, установленным постановлением 99.
Оператором АИС ЭР (РНПЦ МТ) осуществлена доработка функционала, позволяющая передавать информацию:
о номере льготного рецепта;
о месте жительства пациента;
о наличии (отсутствии) ЭЦП врача.
Также в случае расхождений сведений организации здравоохранения и аптеки о сводном реестре льготных электронных рецептов в АИС ЭР, как доверенной стороны, также реализована возможность формирования сводного реестра льготных электронных рецептов.
Обращаем внимание, что при отпуске по электронному рецепту лекарственных средств за полную стоимость, на льготных условиях, в том числе бесплатно, не нужно требовать бумажный носитель, если электронный рецепт врача подписан ЭЦП.
В случае если у врача отсутствует ЭЦП, продолжает оформляться рецепт врача на бумажном носителе и в электронном виде.
При поступлении электронного рецепта в аптеку без наличия ЭЦП необходимо требовать у пациента рецепт на бумажном носителе.
2. При выписывании лекарственных средств в форме электронного рецепта программа АИС ЭР позволяет выписывать только одно наименование лекарственного средства. При этом выбирается название лекарственного средства, как оно внесено в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь (далее – Государственный реестр) на русском языке (при выборе торгового названия лекарственного средства) или английском языке (при выборе международного непатентованного наименования лекарственного средства).
3. При назначении пациенту лекарственных средств аптечного (экстемпорального) изготовления, такие лекарственные средства выписываются только на бумажном бланке рецепта врача, поскольку программа АИС ЭР связана с Государственном реестром, а в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 № 161-З «О лекарственных средствах», государственной регистрации не подлежат лекарственные средства, изготовленные в аптеках. Следовательно, они не могут быть включены в Государственный реестр.
4. Лекарственные средства, обладающие анаболической активностью и включенные в приложение 5 к Инструкции, за полную стоимость могут выписываться либо в электронном виде в форме электронного рецепта, либо на бланке рецепта врача для выписки психотропных веществ и лекарственных средств, обладающих анаболической активность (далее – желтый бланк). На льготных условиях и бесплатно лекарственные средства, обладающие анаболической активностью, могут выписываться также в электронном виде в форме электронного рецепта, либо на бланке рецепта врача для выписки лекарственных средств и перевязочных материалов на льготных условиях, в том числе бесплатно, (далее – голубой бланк).
При этом при выписывании лекарственных средств, обладающих анаболической активностью, в форме электронного рецепта врача (как за полную стоимость, так и на льготных условиях, в том числе бесплатно), они могут выписываться на курс лечения до шести месяцев в соответствии с требованиями пункта 22 Инструкции. При выписывании таких лекарственных средств на желтом бланке за полную стоимость, указанные лекарственные средства могут выписываться на курс лечения, превышающий один месяц, но в этом случае выписывается только один желтый бланк.
5. При выписывании лекарственных средств, на которые установлены нормы единовременной реализации и лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, в электронном виде в форме электронного рецепта или на бланке рецепта врача для выписки лекарственных средств, реализуемых в аптеке за полную стоимость (далее – белый бланк) или на льготных условиях или бесплатно на голубом бланке, такие лекарственные средства выписываются в пределах норм единовременной реализации согласно приложению 6 к Инструкции.
6. При выписывании лекарственных средств, содержащих психотропные вещества (далее – психотропные лекарственные средства) необходимо руководствоваться алгоритмом, приведенным на данном слайде:
8.При выписывании лекарственных средств, содержащих эфедрин и фенобарбитал в чистом виде и в смеси с другими лекарственными средствами для пациентов, имеющих затяжные и хронические заболевания, на курс лечения до 30 дней, дополнительная надпись «По специальному назначению» ставится только на желтом бланке и не зависит от того, на каких условиях выписываются такие лекарственные средства – за полную стоимость или на льготных условиях или бесплатно.
9. На белом бланке введена новая графа «Рецепт действителен с «__»____20__г.». Это позволяет выписывать пациенту несколько рецептов на лекарственные средства на курс лечения до 6 месяцев в соответствии с пунктом 22 Инструкции. Если лекарственные средство вписывается однократно, врач в графе «Рецепт действителен с «__»____20__г.» указывает дату выписки рецепта.
10. При наличии у пациентов договора о добровольном страховании медицинских расходов со страховыми организациями, в целях исключения возможных проблем для пациента при необходимости подтверждения страхового случая рекомендуется выписывать для таких пациентов рецепты на бумажных носителях, поскольку рецепт является необходимым документом для возмещения расходов по договору о добровольном медицинском страховании. По мере внесения изменений в договоры между страховыми компаниями и организациями о возможности передачи таких данных в электронном виде появится возможность выписывать электронные рецепты.».
С октября все рецепты на лекарства должны оставаться в аптеках
С 19 октября вступило в силу постановление Минздрава № 66, которое изменило порядок выписки рецептов на лекарства. Специалисты министерства отмечают, что это вызвано необходимостью «совершенствования лекарственного обеспечения, в том числе и с целью исключения самолечения». Впрочем, рядовые работники здравоохранения предсказывают ажиотаж в поликлиниках – ведь на каждое лекарство теперь необходимо будет выписывать отдельный рецепт.
Министерство здравоохранения опубликовало на своем сайте официальный комментарий к постановлению № 66 (от 9 сентября 2014 года) «О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 120 и от 31 октября 2007 г. № 99».
Сообщается, что изменения и дополнения в Надлежащую аптечную практику и Инструкцию о порядке выписки рецепта врача вызваны необходимостью совершенствования лекарственного обеспечения страны.
По этой причине теперь рецепты врача на лекарства, реализованные из аптек за полную стоимость, должны оставаться в аптеках. Прописана также норма о том, что лекарственные средства выписываются пациенту не только с учетом диагноза, возраста, порядка оплаты и другого, но и с учетом доступности по цене.
Предусмотрен также порядок выписки лекарств на срок лечения до 6 месяцев.
«В этом случае лекарственное средство может быть выписано на нескольких рецептурных бланках. При этом на каждом бланке врачом проставляется порядковый номер рецепта врача, выписанного на данный курс лечения. В этих случаях действие первого рецепта устанавливается со дня выписки рецепта врача, а сроки действия второго и последующих рецептов врача начинаются за 5 дней до истечения срока действия предыдущего рецепта».
Работник аптеки: «Среди знакомых коллег, конечно, шок»
Впрочем, не все разделяют оптимизм от изменений в правилах оформления рецептов. Вот какое письмо пришло в редакцию портала TUT.BY от нашего читателя Вадима К., который работает в одной из столичных аптек.
Теперь же в аптеке обязаны хранить рецепты и на «…иные лекарственные средства, реализуемые в аптеке за полную стоимость». Среди знакомых аптекарей, конечно, шок. В поликлиниках проводят информационные собрания. А как покупатели воспринимают такие новшества, думаю, рассказывать не нужно: не многие из клиентов аптеки знают, что на обычном рецептурном бланке может быть выписан только один препарат (исключение есть лишь для лекарств, требующих растворения – можно выписать еще растворитель), что у рецепта есть срок действия, что любые исправления в рецепте не допускаются, и т. д. Все это приходится растолковывать на месте.
Ситуация в следующем: если раньше фармацевты зачастую закрывали глаза на истекший срок действия рецепта, помарки и исправления, то сегодня они просто перестанут отпускать препараты по рецептам, выписанным не по правилам, и разворачивать покупателей в направлении поликлиники.
В свете последних событий по «популяризации лекарственных средств отечественного производства», данные новшества видятся мне, работнику аптеки, в желании чиновников установить более полный контроль над цепочкой «выписка рецепта – отпуск в аптеке». Ведь контролирующие органы могут в любой момент проверить: кем, когда и какой препарат был выписан, какой был реализован, а также соответствие назначенного лекарства «линии партии».
Учитывая установившиеся холодные погодные условия и количество посетителей поликлиник в эту пору года, можно предположить скорый ажиотаж в кабинетах специалистов».
Постановлением введены «желтые» рецепты, но не все поликлиники вовремя получили нужные бланки
Изменения закона также застигли врасплох обычных граждан, у которых на руках оказались рецепты, оформленные по старым правилам. Например, на минувшей неделе с этим пришлось столкнуться другому нашему читателю:
«Заболел маленький ребенок, ночью задыхался от спазматического кашля, вызвали на дом врача. Врач осмотрела, поставила диагноз «обструктивный бронхит» и выписала рецепт на сироп от кашля «Кленбутерол». Пошла в аптеку, а мне там отвечают: «Рецепт выписан неправильно, вышло постановление, что это лекарство должно быть выписано на «желтом» рецепте, и мы не имеем права вам его отпустить!» В другой аптеке услышала такой же ответ.
Я понимаю, что поликлиника здесь ни при чем. Но сколько теперь ждать и чего? Пока твой ребенок будет задыхаться от спазматического кашля, а дяди и тети «там» вспомнят, что нужно оповестить поликлиники о нововведении?» – написала в редакцию портала читательница Леонора Брисбен в эту пятницу, 24 октября.
Действительно, постановлением № 66 устанавливаются некоторые изменения в Инструкцию о порядке выписки рецепта врача (в частности, пункт 16). Так, для выписки лекарства на бланке рецепта формы № 3 (где указывается психотропное вещество или лекарственное средство, обладающее анаболической активностью) – теперь расширили список препаратов.
Здравоохранение Могилёва
Официальный сайт
«Горячая линия»:
Вызов врача на дом:
Телефон регистратуры УЗ «МЦП»
Вызов врача на дом: +375 222 62-74-61
Регистратура травмпункта (круглосуточно)
+375 222 62-84-62
Отделение договорных медицинских услуг:
+375 222 74-48-93
Телефон для оказания экстренной психологической помощи
+375 222 71-11-61
Вызов скорой медицинской помощи для людей с ограниченными возможностями посредством SMS
+375 44 720-14-54 (Velcom)
Информация по лекарственному обеспечению на льготных условиях
С целью социальной защиты нуждающихся, обеспечения условий для адекватного лечения граждан, относящихся к льготным категориям, в Республике Беларусь принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих порядок обеспечения пациентов лекарственными средствами на льготных условиях.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (статья 45) гражданам гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.
В соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г. с изменениями и дополнениями граждане Республики Беларусь при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях в государственных учреждениях здравоохранения обеспечиваются лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов на основании клинических протоколов или методов оказания медицинской помощи.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006. № 161-З «О лекарственных средствах», льготное, в том числе бесплатное обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 марта 2012 г. № 25 «О внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 65».
В соответствии с настоящим законом (с учётом дополнений и изменений):
1. Право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, имеют:
1.1. Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы;
1.2. участники Великой Отечественной войны;
1.4. лица, принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943–1945 годах;
1.5. лица, награжденные орденами и (или) медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;
1.6. лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
1.7. члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
1.8. лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью «За оборону Ленинграда», и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
1.9. неработающие граждане из числа:
— военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призывавшихся на военные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов (включая специалистов и советников Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел СССР и БССР), направлявшихся органами государственной власти СССР в Афганистан или в другие государства, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах и получивших ранение, контузию или увечье в период боевых действий;
— военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан для доставки грузов в период ведения боевых действий и получивших ранение, контузию или увечье в период боевых действий;
— военнослужащих летного состава, совершавших вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения боевых действий и получивших ранение, контузию или увечье в период боевых действий;
1.10. граждане, в том числе уволенные в запас (отставку), из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
1.11. инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий;
1.12. родители погибших (умерших), указанных в подпунктах 12.1–12.3 пункта 12 статьи 3 настоящего Закона;
1.13. дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
1.14. военнослужащие срочной военной службы, военнообязанные, призванные на военные (специальные) сборы, а также суворовцы и воспитанники воинских частей;
1.15. граждане, страдающие заболеваниями, входящими в специальный перечень, утверждаемый Правительством Республики Беларусь, — при амбулаторном лечении (см. ниже);
1.16. дети в возрасте до 3 лет.
2. Право на 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями — также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения) в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, имеют граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также инвалиды I и II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
3. Право на 50-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, для лечения заболевания, приведшего к инвалидности, имеют инвалиды III группы, кроме лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, а также лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
Назначение лечения и выписка лекарственных средств пациенту, в том числе на льготной основе, проводится лечащим врачом учреждения здравоохранения, в котором пациент проходит лечение.
Первоочередному назначению и выписке на льготных условиях и бесплатно подлежат лекарственные средства, включенные в перечень основных лекарственных средств отечественного производства или лекарственные средства, являющиеся победителями конкурсных закупок (Пункт 3.3. Постановления коллегии Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 4.1. от 28 марта 2008 г.).
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 92-3-07/738 — л «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан» в исключительных случаях, при установленной у пациента непереносимости или неэффективности лекарственных средств, входящих в перечень основных лекарственных средств, разрешается назначать синонимы (торговые названия) лекарственных средств, международные непатентованные наименования которых входят в утвержденный Министерством здравоохранения Республики Беларусь перечень основных лекарственных средств.
Лекарственные средства, не входящие в перечень основных лекарственных средств, которые врач назначает пациенту, не могут быть выписаны на льготных основаниях, а выписываются за полную стоимость.
Перечень основных лекарственных средств, подлежащих выписке на льготной основе и бесплатно содержит широкий спектр лекарственных средств всех фармакотерапевтических групп, что позволяет врачу подобрать пациенту, имеющему право на льготное или бесплатное медикаментозное обеспечение, соответствующую схему лечения любого заболевания.
Перечень основных лекарственных средств, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 марта 2012 г. № 25 «О внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 65» имеется в наличии у всех врачей. Пациент при необходимости может ознакомиться с данным документом в регистратуре поликлиники.
Перечень заболеваний, дающих право гражданам на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, при амбулаторном лечении, а также лечебным питанием утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1390 от 23 октября 2009 г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 1650».
В таблице 4 Приложения к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 25 от 26 марта 2012 г. № 25 «О внесении изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 65» по каждой нозологической единице, указанной в Перечне заболеваний, дающих право гражданам на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, при амбулаторном лечении, указаны фармакологические подгруппы анатомо-терапевтико-химической классификационной системы лекарственных средств, входящих в таблицу 1 «Основные лекарственные средства для оказания медицинской помощи» вышеуказанного постановления МЗ РБ, обеспечение которыми на бесплатной основе возможно при той или иной патологии.
В целях дополнительной социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан Указом Президента Республики Беларусь от 22 марта 2012 г. № 139 «О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан» предоставлено право:
— детям в возрасте до 3 лет на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь;
— гражданам, являющимися инвалидами 3 группы на 50% скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, для лечения заболевания приведшего к инвалидности.
Врачебно-консультационная комиссия лечебного учреждения решает вопрос о заболевании, по которому инвалид 3 группы имеет право на льготное обеспечение лекарственными средствами. Заболеванием, приведшим к инвалидности, считается первое заболевание (или заболевание, указанное в первой части основного диагноза МРЭК и обозначенной цифрой 1). Только по этому заболеванию инвалиды 3 группы обеспечиваются лекарствами с 50% скидкой в пределах перечня основных лекарственных средств, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26 марта 2012 г. № 25.
По вопросам лекарственного обеспечения на льготных основаниях Вы можете обратиться к своему лечащему врачу, администрации лечебного учреждения.